Итоги 2015 года для ВМФ РФ: радости и огорчения

29
Итоги 2015 года для ВМФ РФ: радости и огорчения


Разумеется, всё изложенное ниже отражает личный взгляд автора блога на события, имевшие место в ушедшем году. Перечисленные "радости" кому-то могут показаться слишком незначительными (заурядными) для положительных эмоций, "огорчения" – для отрицательных, у кого-то наверняка есть свой (персональный) перечень радостей и печалей. Ниже перечислены события, относящиеся только к теме блога – боевым кораблям общего назначения океанской и дальней морской зоны, включая корабли БМЗ, ограниченно пригодные для службы в дальних водах.

Автор поздравляет всех своих читателей .c наступившим Новым годом .и желает всех благ лично им и Военно-морскому флоту Российской Федерации.

Маленькие радости

1) первое (успешное) боевое применение КРБД 3М14 комплексов "Калибр-НК" и "Калибр-ПЛ", ознаменовавшее собой становление российских морских сил неядерного сдерживания;

2) успешным межфлотским переходом двух ПЛБ (ДЭПЛ) было положено начало возрождению подводных сил Черноморского флота и Средиземноморского оперативного соединения;

3) переданы флоту после длительного ремонта две "дефицитные" многоцелевые АПЛ: ПЛАК "Гепард" и ПЛАБ "Псков" (СРЗ "Нерпа" вышел из числа аутсайдеров, доказав свою дееспособность); в ДВЗ "Звезда" по состоянию на 18.12 ещё одна ПЛАК ("Кузбасс") была "готова к контрольному выходу в море с последующим переходом в ОПБ";

4) передан флоту после длительного ремонта в ДВЗ "Звезда" "противоавианосный" АПКР "Томск";

5) сразу две АПЛ (ПЛАБ "Обнинск" и "Нижний Новгород") в конце года вернулись в ППБ с боевой службы, подтвердив тем самым боеготовность (статус "действующих") многоцелевых атомных подводных сил ВМФ РФ;

6) завершилось (завершается) формирование второго корабельного истребительного (истребительно-бомбардировочного) полка; в Ейске началось переучивание лётного и технического состава на самолёты МиГ-29К(УБ), наличие которых на борту ТАВКР "Адмирал Кузнецов" позволит классифицировать его как многоцелевой авианосец;

7) продолжают практиковаться дальние походы боевых кораблей 1-го ранга: переход с ТОФ в СЗМ (на 31.12 – Красное море) совершает ГРКР "Варяг",. с СФ в Аравийское море (Карачи) и далее в СЗМ совершил БПК "Вице-адмирал Кулаков" (несмотря на проблемы, возникшие при ВТГ ГЭУ);

8) самый дальний за долгие годы поход (для кораблей своего проекта) совершил (совершает) эсминец ТОФ "Быстрый", дошедший до Индии (28.12 был в Джакарте, на обратном пути в ППБ);

9) продолжается "освоение" Северного морского пути кораблями СФ – традиционный ежегодный поход к Новосибирским островам выполнили БПК "Североморск", БДК "Георгий Победоносец" и "Кондопога";

10) продолжает функционировать на постоянной основе Средиземноморское оперативное соединение (несмотря на острый дефицит кораблей 1-2 ранга); с началом российской военной операции в Сирии интенсивность рейсов (БС) БДК трёх флотов (ЧФ, СФ, БФ) из Новороссийска в Тартус возросла в разы.

11) продолжают выполняться ежегодные "противоавианосные" стрельбы крылатыми ракетами ПКРК "Гранит" и "Вулкан" нарядами из двух носителей как на СФ, так и на ТОФ, демонстрируя тем самым вероятному противнику способность ВМФ РФ противодействовать его "подавляющему" превосходству на море;

12) были заложены: пятый АПКР пр. 08851 ("Архангельск"),. второй БДК пр. 11711,. третья ПЛБ (ДЭПЛ) пр. 677 (возобновлено строительство), три корвета пр. 20380 (не предел мечтаний, но хоть что-то).

Сопутствующие огорчения

1) ТАВКР "Адмирал Кузнецов" не только не обновил авиагруппу (хотя бы одним звеном МиГ-29К), но так и не вышел (во главе КАГ) на ожидавшуюся БС в Средиземном море;

2) из строящихся боевых кораблей океанской и дальней морской зоны, включая корабли БМЗ, ограниченно пригодные для службы в дальних водах, были переданы ВМФ только две ПЛБ (ДЭПЛ) пр. 06363 суммарным водоизмещением 4600 т (надв.);

3) не состоялась обещанная передача флоту головных фрегатов (СКР) пр. 22350 и 11356;

4) расторгнут контракт по "Мистралям" – корабли такого класса отечественной постройки появятся ещё очень нескоро (несмотря на острое неприятие эстетики французских ДВКД, автор никогда не считал их наличие в составе ВМФ РФ лишним – "Мистрали" были бы очень полезны для становления морских десантных сил нового образца);

5) из-за прекращения поставок (недопоставок) главных двигателей импортного производства и перехода на производство отечественных аналогов на несколько лет заморожено строительство кораблей пр. 22350, 11356, 20385;

6) продлена на третий год опытная эксплуатация головного АПКР пр. 885 и головной ПЛБ (ДЭПЛ) пр. 677;

7) не передан ВМФ и даже не начаты ходовые испытания (швартовные – с 09.10) головного БДК пр. 11711 "Иван Грен";

8) из-за невозможности выполнения своевременного ВТГ к концу года оказались прикованными к причалу (в той или иной степени) три БПК ("Левченко", "Шапошников", "Североморск") и эсминец "Настойчивый", не считая уже давно стоящих в ремонте "Трибуца" и "Чабаненко" – в итоге из 11 (всего 11) кораблей класса "эсминец" боеготовы только пять (45%) (при том, что по "Ушакову" никакой информации нет);

9) из-за проблем с импортными двигателями (см. п. 5) надолго оказались не у дел оба СКР пр. 11540;

10) после пожара 17.04.2015 по неизвестным причинам перестал выходить в море "Стерегущий" – головной корвет пр. 20380.


Как ни странно, огорчений оказалось меньше радостей. Причиной тому, возможно – предновогоднее настроение, возможно – объективная реальность. Будем надеяться, что в 2016 и последующих годах пропорция будет неуклонно смещаться в сторону радостей. Ещё раз всех с Новым годом!
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    16 января 2016 06:30
    "Но как бы хотелось опять и опять
    Скомандовать: «Буки до места!».
    И флаги морские на реях поднять
    Под марш духового оркестра." - Игорь Доливо-Добровольский

    -А всё-таки, после длительного застоя, Россия хоть и медленно, но неуклонно возрождает свой флот. За ВМФ!
    1. +3
      16 января 2016 11:04
      ТАВКР "Адмирал Кузнецов" не только не обновил авиагруппу (хотя бы одним звеном МиГ-29К)
      Полк пилотов МиГ-29 для несения службы на «Адмирале Кузнецове» сформирован и в этом году приступит к выполнению полётов, передаёт РИА Новости сообщение начальника морской авиации российского флота Игоря Кожина.
  2. +4
    16 января 2016 06:56
    огорчений оказалось меньше радостей... возможно – объективная реальность. Будем надеяться, что в 2016 и последующих годах пропорция будет неуклонно смещаться в сторону радостей...
    "Ребёнок" растёт и шаги становятся всё увереннее и твёрже.
  3. +1
    16 января 2016 08:00
    Спасибо автору, очень познавательно! hi
  4. +1
    16 января 2016 09:08
    Из радостей добавил бы первую БС "Долгорукого" и переход на ТОФ "Мономаха"
  5. +1
    16 января 2016 09:12
    Как и любой(наверное), служивший в начале 90 радуюсь каждому известию о новых кораблях. Пусть даже, только вышедшем на испытания. Даешь морфлот!!!
  6. +1
    16 января 2016 09:14
    К перечню, лично моё мнение, можно добавить: к "маленьким огорчениям" - до сих пор нет ВНЭУ для "неатомных" ПЛПЛ...,а к "маленьким радостям" - работа над ВНЭУ продолжаеться и , надеюсь, в оюозримом будущем мы увидим уже серийный вариант НПЛ с ВНЭУ.
    1. 0
      19 января 2016 03:01
      Ну тогда к "маленьким огорчениям", хотя не такое оно и маленькое - 11500 тонн водоизмещением - я бы добавил очередной перенос сроков выхода из ремонта третьего "Атланта" - крейсера пр.1164 "Маршал Устинов" - вот кого точно заждались на флоте! В статье почему-то об этом ни слова...
  7. +4
    16 января 2016 09:37
    10) после пожара 17.04.2015 по неизвестным причинам перестал выходить в море "Стерегущий" – головной корвет пр. 20380.


    Так известные причины - газоход 3 прогорел полностью, а также немного повреждены все сопутствующие ему помещения и коммуникации.

    Сейчас ждут новый газоход 3, уже улучшенной конструкции, по контракту вроде в этом году сдадут. Если подтвердят характеристики, то будут менять газоходы на всех кораблях серии. Ибо узел неудачный и из-за заброса горели уже все кроме Бойкого (который то ли везучий, то ли БЧ-5 ювелирно работает машинами).
  8. 0
    16 января 2016 10:07
    Будем верить в лучшее - больше оптимизма!!!
  9. +2
    16 января 2016 10:18
    Есть над чем работать. И надо именно работать! По-меньше болтовни и больше дела решающего наши больные вопросы!
  10. 0
    16 января 2016 10:29
    к плохим можно отнести пожар на апкррк "Орёл"
  11. +1
    16 января 2016 12:01
    Обидно за флот. 9 боевых кораблей на приколе. Сколько пожаров. Кто то хоть отвечает за это?
    1. +2
      16 января 2016 14:14
      Цитата: мусоргский
      Кто то хоть отвечает за это?

      Там начинать надо как минимум с розогина, а кто ж с него начнёт, он же памятник.
      1. +3
        16 января 2016 15:43
        Вопрос а Рогозин ( с большой буквы, Фамилии в Русском языке)над каждым болбесом из команды стоять должен? а для чего бычки и командиры груп и дивизион живучести? и Корабельный устав?
        1. +1
          16 января 2016 23:50
          У него это не фамилия. Гражданин занимает этот пост пять лет. Никто и не говорит, что он должен каждого токаря лично контролировать, он отвечает за работу этих самых командиров групп и дивизиона живучести. То что они завалили важнейшие программы - его прямая вина. Вас же не удивляет, что за утопленный корабль спрос начинают с командира корабля, ну или как минимум с одного из замов. Хотя можно конечно и с младших помощников кочегаров начать, а старшими закончить, что у нас сейчас и происходит.
          1. 0
            19 января 2016 02:52
            Цитата: chunga-changa
            он отвечает за работу этих самых командиров групп и дивизиона живучести. То что они завалили важнейшие программы - его прямая вина

            На корвете, к слову, нет командиров дивизионов - это маленький кораблик:)
            А вообще, кто завалил- командиры групп и дивизионов завалили кораблестроительную программу, не создали у нас производство турбин для кораблей???? Ерунду-то писать не надо! Просто товарищи на местах (в судостроении и судоремонте) "пилят" и "откатывают" кому надо, при чем здесь личный состав??? Про ценообразование в военном кораблестроении вообще говорить не хочется...
            За аварийность-да, согласен отчасти, но Вы, батенька, видимо очень далеки от флотских реалий и не имеете представления, на какой "матчасти" приходится выходить в море! Искренне снимаю шляпу и поклоняюсь мужеству экипажей ходящих в море остатков советского ВМФ, каждый день в море - это подвиг, особенно для механиков!
  12. 0
    16 января 2016 15:35
    4) расторгнут контракт по "Мистралям" – корабли такого класса отечественной постройки появятся ещё очень нескоро (несмотря на острое неприятие эстетики французских ДВКД, автор никогда не считал их наличие в составе ВМФ РФ лишним – "Мистрали" были бы очень полезны для становления морских десантных сил нового образца);

    Самый "важный" пункт из всего списка. Очень великая потеря для нашего флота. Наличие такого "перла" наводит на некоторые размышления!
  13. 0
    16 января 2016 15:39
    Все понимаем, ситуация непростая, но желаю флоту побольше новых кораблей морской и океанской зоны! Надеюсь, когда-нибудь состав будет достойный, а не по одному крейсеру и эсминцу на флот (утрирую)!
    На Балтийском и Черном морях и "Буянами" можно обойтись пока, хотя на ЧФ еще пара кораблей класса "крейсер" или "эсминец" не помешала бы. Понимаю, мечты, но все же..
  14. +2
    16 января 2016 20:54
    Очень огорчает новость о сдвиге сроков строительства МАПЛ проекта Ясень-М...а автор об этом скромно умолчал. request
  15. 0
    16 января 2016 21:56
    Всё познается в сравнении. Главное то, что есть прогресс - движение вперёд, в правильном направлении. А трудности только укрепляют Россию. Будем живы - не помрём.
  16. +4
    17 января 2016 00:40
    А кто знает, закончен ли плановый ремонт "Петра Великого", на который он встал 7.09.2015 ?
    1. 0
      19 января 2016 02:57
      Цитата: Veteran
      А кто знает, закончен ли плановый ремонт "Петра Великого", на который он встал 7.09.2015 ?

      Давно закончен, и Вас ввели в заблуждение - никакого планового ремонта не было, было обычное докование с ремонтом и заменой донно-забортной арматуры, ну и еще кой-чего по-мелочи "подмандили"...как-то так
  17. +1
    17 января 2016 01:33
    А СС"Юрий Иванов"? В наше время разведка и рэб не менее важны, чем боевые корабли.
    1. +5
      17 января 2016 18:32
      "Юрий Иванов" прибыл 16.11.2015 в Североморск к постоянному месту службы.
  18. 0
    17 января 2016 14:24
    Вот ещё инфа, к "маленьким огорчениям":
    "Вторая и третья подводные лодки проекта 677 "Лада" будут переданы российскому флоту позднее ранее намеченного срока - в 2019 году.
    Об этом ТАСС сообщил источник в главном командовании ВМФ России.
    "Перенос сроков ожидается по обеим "Ладам" - "Кронштадт" и "Великие Луки" - на 2019 год", - сказал собеседник агентства в главкомате. По его словам, это связано с корректировками гособоронзаказа.
    Источник подчеркнул, что вторая и третья подлодки серии строятся "с учетом всех замечаний, выявленных в ходе эксплуатации головной "Лады" ("Санкт-Петербург" - ред.) на Северном флоте". Что касается возможной установки на эти субмарины воздухонезависимой энергетической установки, то "необходимо дождаться результатов ее морских испытаний", отметил собеседник агентства".
  19. +1
    17 января 2016 18:44
    Цитата: Fonmeg
    Есть над чем работать. И надо именно работать! По-меньше болтовни и больше дела решающего наши больные вопросы!

    Тошнит уже от лозунгов на форуме :(
  20. 0
    17 января 2016 19:56
    Про возможную непоставку ГТУ ук. розлива с "Зоря-Машпроект" шефам ВПК можно было и на несколько лет раньше начать создавать в России параллельное производство. Знаю, что непросто, сам работал на производстве.Уже с конца 2013 г. понятно стало что ук. страус Янук "сдаст" всё - лишь бы проедать в РФ спокойно награбленные богатства. Очень надеюсь, что его хотя бы частично заставляют финансировать ДНР из вывезенных денег. hi
  21. 0
    19 января 2016 18:55
    Цитата: xomaNN
    Про возможную непоставку ГТУ ук. розлива с "Зоря-Машпроект" шефам ВПК можно было и на несколько лет раньше начать создавать в России параллельное производство. Знаю, что непросто, сам работал на производстве.Уже с конца 2013 г. понятно стало что ук. страус Янук "сдаст" всё - лишь бы проедать в РФ спокойно награбленные богатства. Очень надеюсь, что его хотя бы частично заставляют финансировать ДНР из вывезенных дене


    Извините, начали еще в конце 2012... Но не афишировали. Это же не просто двигатель к машине сделать... Я думаю к 2017 все будет уже на своих местах.