Веры и расколы
Никейский собор (румынская фреска, XVIII век).
А ведь вся наша история - это не только история войн, но также и история поиска истинной веры и наилучшего пути к спасению души, и самое интересное, что поиск этот сегодня все еще продолжается! Ну, а вот о замысловатых путях этого поиска и пойдет наш рассказ, причем, мы коснемся только лишь двух конфессий – христианства и мусульманской религии.
Христианство – простор для фантазий?
А началось все с того, что уже во II в. н. э. христианские богословы предприняли попытку объединить только что зародившееся христианство с греческой философией, и они немало преуспели в этом своем начинании. Ну, а раннее христианство открывало широкий простор для различных толкований, поскольку еще только складывалось. Многие из них затем были причислены к ереси – то есть к сугубому отклонению от истинной веры, и, однако, это тоже были учения, причем им следовали подчас огромные массы людей, хотя затем эти учения церковь и осудила.
Самые первые из несогласных
Кровь первых христиан еще проливалась на аренах римских цирков (император Нерон обвинил их в поджоге Рима в 64 г. н. э.), а первые ереси уже стали появляться. И вначале это был гностицизм в разных формах, с проповедью которого выступали епископы Валентин и Василид. Они утверждали, что материя - это зло, поэтому они делали различие между создателем мира и истинным Богом, в которых видели две различные сущности, а это, понятно, никак не вязалось с тем, что было написано в Библии.
В Малой Азии возникло такое учение как монтанизм, получившее свое название по имени фригийского языческого жреца Монтана, ставшего христианином около 156 г. н. э. Он проповедовал живое духовное общение с Богом. А также свободу от церковной иерархии и обрядов, причем все это, по его мнению, можно было увидеть в индивидуальных харизмах или особых дарах от Святого Духа, и, прежде всего, даре пророчества. То есть выходило очень удобно: есть у тебя пророческий дар, следовательно, ты вступил в живое общение с Богом. А если нет – не обессудь, не дорос еще! Последователи Монтана, среди которых особым почетом пользовались пророчицы Приска (или Присцилла) и Максимилла, признавали своего учителя Параклетом (Духом-Утешителем), который был обещан людям Евангелием от Иоанна. Часть христиан, которая продолжала следовать иудейским догматам, вошла в секту эбионитов (от ивритского слова «бедняк»). Эбиониты утверждали, что Иисус на самом деле пришел просто исполнить закон и древние пророчества, то есть был сродни Моисею. Они считали, что он всего лишь убрал из Закона накопившуюся в течение всей истории еврейского народа фальшь, и проповедовали аскетизм, жизнь в бедности и вегетарианство. Но самое интересное, что они считали, что являются мостом между Церковью и Синагогой, поскольку их вера сочетает в себе и христианство, и иудейство. Но такой симбиоз представителям ортодоксальных вероучений отнюдь не понравился, в результате христианской церковью они были обвинены как еретики, а иудейской церковью как вероотступники.
Вопрос о Троице и проблема слабых духом
В III в. пошли и первые разногласия относительно Троицы, а также самой церкви и причастия. Появилось монархианство, которое было популярно в Риме, и которое утверждало единство Бога, а три его ипостаси отвергало. В тоже время адоптианство, которое проповедовал Павел из Самосаты, утверждало человеческую, а не божественную природу Христа.
Тогда же появилось и новацианство (названное так по имени пресвитера Новациана), ставшее в Риме учением явно пуританского толка и выступавшее за то, чтобы не прощать всех тех, кто отрекается от веры в страхе перед гонениями или вследствие слабости духа впадал в тяжкий грех! И это удивительно, как они до такого додумались, ведь сам же Христос, как известно, простил своих врагов!
Поиски истины и первые Вселенские соборы
В IV в. широко распространилось арианство, названное так по имени пресвитера Ария из Александрии, который учил, что Бог-Отец сотворил Сына Божьего, а потому тот отличен от своего отца по своей природе. Первый Вселенский Никейский собор в 325 году осудил арианство и утвердил, что у Бога Отца и Сына сущность едина, а затем то же самое было подтверждено и на Константинопольском соборе в 381 году. Но осуждение – осуждением, но как было быть с тем, что тогда уже многие народы, например, те же готы, вандалы и бургунды сделались христианами именно по арианскому учению?! Причем есть даже версия, что на Руси раннее тоже было арианского толка. Впрочем, почему было? В 2006 году в городе Орле возникла «Арианская община города Орла» из 20 человек. Видимо, путь спасения по учению Ария оказался им ближе традиционного православия, а уж почему так – кто знает?
А был ведь еще и константинопольский патриарх Несторий – создатель несторианства, который считал, что Христос родился человеком, и лишь впоследствии с ним соединилось Слово Божье. Противники Нестория обвинили его в «раздвоении личности» Христа и подвергли учение осуждению в 431 году во время третьего Вселенского собора в Эфесе.
Однако существовала и противоположная крайность – евтихианство или монофизитство, которое совершенно отрицало в Иисусе человеческое начало, но оно тоже было отвергнуто Халкедонским собором в 451 году. Сторонники же пелагианства и его более мягкой формы – полупелагианства, придерживались мнения, что первородный грех Адама на человеческую природу не оказывает влияния и любой смертный способен по своему произволу выбрать добро или зло, и помощь Бога ему в этом не требуется.
Грех Адама был всего лишь «плохим примером» для потомков, утверждали они, но он не имел других вредных последствий. А вот роль Иисуса, напротив, была «хорошим примером» для всего человечества и противодействовала «плохому примеру» Адама, и также является искуплением за грехи. Пелагианская доктрина говорит, что люди - это грешники по своему собственному выбору, и поэтому грешники не жертвы, а преступники, которых нужно не наказывать, а… прощать! А еще людям позволительно достигать совершенства и без помощи церкви, хотя Блаженный Августин за это их осудил, так как считал, что первородной грех был столь тяжек, что без направляющей руки священнослужителей в поисках спасения никак не обойдешься!
А еще были катары, от греческого «катарсис» – «очищение», или альбигойцы (по имени города Альби), которые тоже считали себя христианами. Вот только они утверждали, что ад - это жизнь на Земле, а рай на небе, что человек рождается в аду и возносится на небо, что крест не символ веры, а орудие казни, ведь в Риме на нем распинали людей! Катары говорили страшные с точки зрения нормальных католиков вещи. Например, что мясная пища оскверняет рот одинаково во все дни, поэтому постов придерживаться бессмысленно, и что грех убийства живого существа не замолим. А еще они дерзали говорить следующее: «Если Господь Бог всемогущ и допускает то, что творится в этом мире, значит Он не всеблагой. Если же Он всеблагой и допускает то, что творится в мире, значит Он не всемогущий». И, несмотря на столь страшные заявления, их религия привлекла к себе массу людей на Юге Франции, где культура и экономика стали процветать, пока их не уничтожили ортодоксальные крестоносцы-католики северяне! «Клянись и лжесвидетельствуй, – говорили катары, – но тайны не раскрывай!» То есть, поменять веру в трудных обстоятельствах для них было также просто, как сменить штаны. Поэтому католики требовали от них при переходе в католичество еще и убить собаку, одной только клятве катаров они не доверяли. И что же? Когда в марте 1244 года пал их замок Монсегюр, 216 катаров с пением гимнов гордо сошли вниз с горы и поднялись на костры, пылающие внизу, и не только мужчины, то также женщины и дети! Теперь это место называется Поле Сожженных и отмечено памятным крестом – наглядным символом стойкости их веры!
«Убивайте их подобно людям племени Ад!»
У мусульман, причем на самых ранних этапах становления ислама, еретических ответвлений от истинной веры тоже хватало. Например, одним из ранних «уклонов», представители которого выступили против законных мусульманских правителей и оказывались признавать неверующими тех из мусульман, кто тяжко согреши, стал хариджизм. Пророк Мухаммед требовал хариджитов просто убивать: «Они выйдут из ислама подобно тому, как стрела пронзает дичь. Если вы застанете их, то убивайте их так, как некогда было убито племя Ад».
Были известны мухаккимиты и азракиты – также сторонники хариджитской секты. Они утверждали, что люди, совершившие хотя бы один тяжкий грех, сразу же превращаются в неверующих, и за это будут вечно гореть в аду. Известны разновидности секты хариджитов – надждиты, байхаситы, аджрадиты, салабиты, ибадиты, суфриты и т. д. При этом сами мусульманские богословы находят между ними множество серьезных различий в толковании вопросов веры и норм мусульманского права, так что тут все даже очень и очень непросто.
Люди, исповедующие джахмизм, также считают себя мусульманами, но, по мнению самих мусульман, по отношения к вере они еретики. Да и как их таковыми не считать, если они отказываются признавать многие события, что должны случиться в Судный день: в Мост, что будет перекинут между хребтами Ада, они не верят, отрицают Весы, саму возможность лицезреть Аллаха, Коран же считают… сотворенным. Му’тазилиты («обособившиеся», «отделившиеся») являются сторонниками ашаризма и матуридизма – учений, возникших по мусульманскому календарю около 900 года. Все человеческие деяния, говорили они, есть творения Аллаха, то есть без него ты даже волос из бороды у себя не вырвешь. Но только матуридиты полагали, что в их основе лежит лишь воля Аллаха, а сама форма деяния уже зависит от воли человека. В то же время ашариты утверждали, что Аллах дает людям лишь способность совершать те или иные поступки и наделяет их свободой воли. То есть если человеку ничто не помешает, он может их совершить.
Истина всегда где-то там…
Кроме того известны еще и мурджииты, кадариты, джабариты, и это не считая подразделения мусульман на шиитов и суннитов, по сути дела, равного делению христиан на католиков, православных и протестантов. Вот насколько сложен, оказывается, путь к спасению, и насколько сложно было на заре становления двух мировых религий христианства и ислама, было познавать Истину. И кто знает, познана ли эта истина даже сейчас?!
Информация