«Кочевники Европы». Цыгане, власть и общество в восточноевропейских странах

21
Еще совсем недавно, до начала миграции миллионов беженцев и считающих себя таковыми жителей азиатских и африканских стран в страны Евросоюза, одной из ключевых социальных проблем Европы признавалось положение цыганских меньшинств.

Цыган в Европе много, но и проблем у них тоже много

Составляющие достаточно многочисленные меньшинства в странах Восточной Европы, цыгане, или как они себя называют, «ром», после крушения социалистического блока оказались в бедственном социально-экономическом положении. Если в эпоху социализма в странах Восточной Европы их проблемы худо-бедно пыталось решить государство, занимаясь вопросами жилищного обеспечения и трудового обеспечения цыганских меньшинств, то после падения социалистических режимов в регионе ситуация изменилась. Прежде всего, ушла в прошлое внятная политика по модернизации образа жизни и социального поведения восточноевропейских цыган. На смену пришло или полное безразличие к этому меньшинству, или извращенная социально-патерналистская политика, предусматривающая якобы социальную помощь цыганским группам, а в действительности еще в большей степени культивирующая среди них социальный паразитизм. В результате, в Европе начались массовые миграции цыганского населения. В поисках лучшей доли цыгане из Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии и других стран Восточной Европы двинулись в Западную Европу — прежде всего, в Германию, Францию и Италию. Это привело к целому набору негативных социальных последствий, в первую очередь связанных с криминализацией мигрантов, большинство из которых не имели ни нормального образования, ни профессии, ни внятного рода занятий. В 2010 г. целый скандал разгорелся вокруг поручения тогдашнего президента Франции Николя Саркози депортировать с территории страны нелегальных мигрантов — восточноевропейских цыган, в первую очередь прибывших во Францию из Румынии. С осуждением политики Саркози тогда выступила Еврокомиссия, члены которой обвинили французское правительство в том, что его деятельность по централизованной депортации румынских граждан цыганской национальности не соответствует законодательству Евросоюза.

«Кочевники Европы». Цыгане, власть и общество в восточноевропейских странах


На самом деле, проблема социального и экономического положения цыган в современной Европе стоит очень остро. Хотя правые радикалы и часть обывателей, в первую очередь, видят виновных в самих цыганах, в адрес которых звучат обвинения в стремлении к паразитизму, криминогенности, неспособности к усвоению социальных норм общежития в развитом обществе, в действительности причины «цыганской проблемы» гораздо более глубоки и прямо связаны не только с историческими особенностями жизни цыганских меньшинств в европейских странах, но и с экономическими и социально-политическими процессами, происходившими в странах Восточной Европы в конце ХХ века. Собственно говоря, именно с Восточной Европой и связана «цыганская проблема» стран Евросоюза. Именно в странах Восточной Европы, в первую очередь — Балканского полуострова, находится крупнейший ареал расселения ромов. Основные страны расселения цыганских групп — Румыния, Болгария, Венгрия, Чехия, Словакия, в меньшей степени — Греция, Албания, Македония, Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина. В Румынии цыганские группы, по различным данным, могут насчитывать от 0,7 до 2,5 млн чел. (от 3 до 11 % населения). В Болгарии цыгане составляют, согласно переписи 2001 г., 4,67 % от общей численности населения (370 910 человек). Однако, учитывая прошедшие 15 лет и быстрый рост численности цыганского населения, в действительности эта цифра может быть значительно больше. В Венгрии цыганское население официально составляет чуть более 2% от общей численности населения, в Словакии — 1,7%, в Чехии — 0,3%, в Сербии — 1,4%, в Македонии — 2,9%, в Греции — 1,8%. Таким образом, цыганское меньшинство в странах Восточной Европы весьма многочисленно, но в политической жизни этих стран цыгане практически не представлены, большая их часть занимает маргинальные сегменты социальной иерархии восточноевропейских обществ. Соответственно, страны Восточной Европы сталкиваются с множеством проблем, порожденных социально-экономическим положением цыганских общин, но решить их оказываются, как показывает практика, не в состоянии. В свою очередь, социальное положение цыган, их образ жизни, во многом, способствуют лишь укреплению стереотипов в отношении этого народа.

Пришли из Индии, прошли рабство и геноцид

Прежде всего, следует отметить, что современные цыгане не представляют собой единой нации. Поэтому в этнографической науке чаще всего говорят о «цыганских и цыганообразных» группах населения, включая туда как цыганские субэтносы, так и группы, строго говоря, не являющиеся цыганами, но ведущие схожий образ жизни (типичный пример — т.н. «шелта», или «ирландские путешественники», проживающие в Ирландии и Великобритании). В Восточной Европе цыганские группы появились в период Раннего Средневековья, продвинувшись из Индии, через Афганистан и Иран, на территорию Византийской империи. Отметим, что далеко не все цыганские группы мигрировали в Византию — значительная часть осела на Ближнем Востоке («дом»), в Средней Азии («мугат», «люля»), в Закавказье («боша»). С Ближнего Востока цыгане проникли в Малую Азию и на Балканский полуостров. Часть цыганских групп проникла дальше — в страны Западной Европы, где образовали местные цыганские общности. Другая, большая часть цыган, осела на Балканах и в Восточной Европе. Именно здесь произошло формирование тех цыганских групп, которые в настоящее время хорошо известны в России — сэрвы, влахуря, урсары, кишиневцы, ловаря, кэлдэрары, крымы и так далее. Уже к XV веку значительная часть цыган, расселившихся в Восточной Европе, стала оседать и селиться деревнями или слободами на окраинах городов. В основном, цыгане занимались ремеслами, связанными с обработкой железа и драгоценных металлов, плетением корзин. Кроме того, сохранялись и традиционные для цыган и на Востоке виды заработка — танцы, цирковые представления, музыка, гадание.



Поворотным событием для цыганского населения Восточной Европы стало османское завоевание. Османская империя проводила достаточно мягкую политику в отношении цыган. Поскольку османы нуждались в ремесленниках, труд цыган оставался востребованным, а стремление к освобождению от уплаты налогов привело многие группы восточноевропейских цыган к принятию ислама. Так появились цыгане-мусульмане, которые составляют сегодня значительную часть цыганского населения Восточной Европы (в России и на Украине ислам исповедуют крымские цыгане — «крымы»). Кстати, османы воспринимали цыган как наиболее лояльную, наряду с мусульманами — албанцами, группу населения Балканского полуострова. Причем снисходительному отношению способствовал и полукочевой образ жизни цыганских групп — ведь османские тюрки также в прошлом были кочевниками. Однако, лояльное отношение со стороны османов привело к тому, что местное христианское население стало воспринимать цыганские группы гораздо более негативно, чем прежде. Наиболее жесткое отношение к цыганам установилось в румынских Молдавском и Валашском княжествах, где цыган просто обращали в рабство. До 1833 г. цыгане даже не обладали статусом личности, то есть в их отношении можно было совершать любые преступления, не говоря уже о возможности продажи в рабство. Практически все румынские цыгане находились в статусе рабов, и лишь в 1864 г. рабство в Румынии было отменено. Освобождение цыган, в свою очередь, привело к началу их массовой миграции из Румынии в соседние страны, включая и Российскую империю.

В Венгрии, Словакии и Чехии, попавших под власть Габсбургов, положение цыган было качественно иным, чем в странах Балканского полуострова. Австрийское законодательство в духе времени (а Европа в XVII-XVIII вв. переживала настоящую «эпидемию» борьбы с бродяжничеством и нищенством) поставило всех цыган вне закона. Это привело к началу массовых убийств цыган. В 1710 году императорский наместник в Чешском королевстве называл в качестве применяемых мер: казнь мужчин; плети и отрезание уха у женщин и детей. В 1721 г. император Карл VI приказал вешать и женщин. Лишь при императрице Марии Терезии антицыганская политика австрийских властей претерпела масштабные изменения. Теперь цыган предполагалось не убивать, а ассимилировать. Мария Терезия издала декреты, запрещавшие употребление самого слова «цыган». Вместо него вводилось обозначение «нововенгерец» или «новопоселенец». Был запрещен цыганский язык, а всем кочевникам предписывалось осесть. Конечно, ассимиляционные меры имели и позитивную составляющую — так, все цыгане получили паспорта с новыми венгерскими или немецкими именами и фамилиями, что предполагало и предоставление цыганскому населению гражданских прав. Детей предполагалось изымать из семей, чтобы избавить от влияния со стороны родителей и усвоения цыганских традиций, и помещать на воспитание в венгерские, чешские или словацкие крестьянские семьи. Было запрещено держать лошадей и заниматься коневодством. Однако, ассимиляционную политику Марии Терезии так и не удалось осуществить до конца. Таким образом, Австро-Венгрия, планировавшая полностью растворить цыганские меньшинства в венгерском или чехословацком окружении, благодаря значительному смягчению политики в отношении цыган превратилась в одну из наиболее комфортных для них стран. Это способствовало тому, что на ее территории сформировался целый ряд цыганских групп, представители которых впоследствии появились и на территории России — мадьяры, ловари, отчасти — кэлдэраря (эта группа формировалась на стыке венгерских, румынских и сербских границ).

Серьезнейшим испытанием для цыганского населения Восточной Европы стала гитлеровская оккупация. Цыгане стали вторым после евреев народом, которые Гитлер собирался полностью уничтожить физически. Наиболее жестокие убийства цыган творились в славянских странах Восточной Европы и в Прибалтике. В Румынии местные власти не перешли к политике тотального истребления цыганского населения, позволяя цыганам даже кочевать на румынской территории. По последним исследованиям, не менее около 150 000—200 000 цыган в Центральной и Восточной Европе были истреблены нацистами и их союзниками. Среди них свыше 30 000 лиц цыганской национальности были гражданами Советского Союза, проживавшими на оккупированных нацистами территориях Украины, Молдавии, Белоруссии, прибалтийских республик, РСФСР. Многие советские цыгане в годы войны были призваны в ряды действующей армии, некоторые участвовали в партизанском сопротивлении.



Социалисты хотели «включить» цыган в общество

Социалистическая политика в отношении цыганского населения Восточной Европы отличалась противоречивостью. С одной стороны, был взят курс на кардинальную модернизацию социального уклада цыганских групп. В первую очередь, власти Советского Союза, а затем и других социалистических стран Восточной Европы, ставили задачу борьбы с кочевым образом жизни цыганского населения. Для этого не только всячески критиковался кочевой образ жизни и пропагандировалась оседлость, но и создавались реальные социальные и экономические условия. В конце 1920-х — начале 1930-х годов в Москве и Ленинграде был создан специальный педагогический техникум, открыты цыганские школы. В 1931 г. был организован всемирно известный цыганский театр «Ромэн». Велась работа по созданию цыганской письменности, организовывался выпуск литературы на цыганском языке. Мероприятия советской власти не сводились лишь к культурно-просветительской деятельности. Так, создавались цыганские артели и колхозы, которые должны были способствовать оседлости и трудоустройству цыганского населения. В странах Восточной Европы в послевоенные годы цыган старались трудоустраивать на крупных промышленных предприятиях. Возле них строились районы типовых многоэтажек, в которых цыганским рабочим предоставлялись квартиры. Естественно, что эта политика также способствовала разрушению традиционного уклада жизни цыганского населения и его частичной ассимиляции. Тем не менее, учитывая значительно более низкий уровень образования и, чаще всего, отсутствие профессиональной подготовки, цыгане в восточноевропейских странах трудились, преимущественно, на тяжелой, малоквалифицированной и плохо оплачиваемой работе. Но, с другой стороны, лишь в социалистических странах осуществлялась какая-либо централизованная политика по обеспечению работой и доступным образованием цыганского населения. После того, как в конце 1980-х гг. страны Восточной Европы стали переходить к рыночной экономике, огромное количество предприятий в Венгрии, Чехии, Словакии, Румынии, Болгарии было закрыто. Работники предприятий оказались безработными. Причем если представители титульных наций еще могли найти работу, в том числе по причине более высокой квалификации, наличия образования, да и национальный фактор также играл роль, то цыгане оказались на обочине социального пространства. Как результат — произошло стремительное возвращение к традиционному образу жизни, благо переход к рыночной демократии повлек за собой и отказ от жестких репрессивных мер за бродяжничество и отсутствие работы.

Румыния и Болгария — самые «цыганские» страны Европы

В наиболее тяжелом положении оказались цыгане Румынии. Как мы уже отметили выше, численность цыганского населения в этой стране колеблется от 3 до 11% от общей численности жителей Румынии. В любом случае, цыган здесь — несколько миллионов. Большинство румынских цыган живет за чертой бедности — если колоссальные проблемы с работой у самих румын, то о представителях цыганского меньшинства нет и речи. Не менее 50% румынских цыган — безработные, а среди занятых 60% составляют неквалифицированные рабочие на стройках, предприятиях и в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Среди румынских цыган 58% мужчин и 89% женщин не имеют образования и профессиональной подготовки, 27% детей неграмотны и не обучаются грамоте. Известно, что свыше 60% румынских цыган проживает в сельской местности. Естественно, что ни о каких рабочих местах в румынском селе в условиях массовой безработицы говорить не приходится. Поэтому многие цыгане, вернувшись к традиционному образу жизни, направляются в страны Западной Европы, особенно в Италию и Францию, где надеются заработать денег гаданием, попрошайничеством и криминальной деятельностью.

Наиболее серьезно проблема румынских цыган в Италии и Франции обострилась во второй половине 2000-х гг., когда десятки тысяч выходцев из Румынии разбили свои палаточные лагеря в итальянских и французских городах. Местную прессу захлестнули сообщения о многочисленных преступлениях, совершающихся лицами цыганской национальности в отношении представителей коренного населения и иностранных граждан. Именно эти обстоятельства вынудили французского президента Саркози прибегнуть к стратегии депортации. При этом, французское правительство не только соглашалось оплатить расходы на транспортировку цыганских семей назад в Румынию, но и выплатить каждой из них пособие в размере 300 евро на взрослого и 100 евро на ребенка.



Достаточно сходное положение — у цыган Болгарии. Здесь проживает около миллиона лиц цыганской национальности. Это третий по численности народ страны после болгар и турок. По официальным данным, цыгане составляют 4,7% населения страны, по неофициальным — до 8%. Цыганское население Болгарии неоднородно — часть его исповедует православие и в большей степени интегрирована в болгарскую среду, часть — еще во время Османской империи приняла ислам и, соответственно, поддерживает более тесные связи с турецкими общинами Болгарии. Именно за тесное сотрудничество с турками в годы османского владычества, болгары и недолюбливают цыган, особенно ту их часть, которая приняла ислам и фактически слилась с турецкой общиной. Цыгане периодически становятся героями криминальных хроник болгарской прессы. В 2011 г. в Болгарии произошли одни из крупнейших в Европе выступления против цыганской общины. 23 сентября 2011 г. микроавтобус, принадлежавший одному из влиятельных цыганских авторитетов, сбил насмерть 19-летнего болгарина Ангела Петрова. После этого в селе Катуницы, где произошла трагедия, начались массовые беспорядки. Похороны сбитого юноши 25 сентября переросли в общеболгарские демонстрации протеста. В Пловдиве, Варне и ряде других городов футбольные фанаты и праворадикальные активисты предприняли нападения на населенные цыганами городские кварталы. В конце концов, под давлением общественности удалось добиться ареста хозяина микроавтобуса, сбившего Ангела Петрова. Несмотря на то, что беспорядки постепенно сошли на нет, сам уровень накала показал, насколько сложной является проблема межнациональных отношений в современной Болгарии. И одна из главных причин тому — политика правительства страны, которое, с одной стороны, не создает реальных условий для социального развития цыганской общины, с другой стороны — реализует пресловутые «принципы толерантности», которые оборачиваются консервацией анклавов и вседозволенностью этнокриминальных групп.

Отсутствие реальных программ по социальной модернизации лишь способствует дальнейшей криминализации цыганских общин Болгарии (как, впрочем, и других стран Восточной Европы). Учитывая высокий уровень рождаемости, нищету, неудовлетворительный уровень образования и отсутствие профессиональной квалификации, это приводит к очень серьезным проблемам. Те социальные программы, которые существуют в Болгарии и ряде других стран Восточной Европы в отношении цыганского населения, лишь способствуют дальнейшей консервации иждивенческих тенденций. В частности, практика выплаты пособий цыганским семьям фактически лишает их стимула работать, однако отнюдь не препятствует криминальной и полукриминальной деятельности. Вместо того, чтобы создать рабочие места, создать условия для получения образования и профессиональной подготовки детей и молодежи, одновременно введя и серьезные меры в плане ответственности за криминальное поведение, власти предпочитают «откупаться» пособиями, полагая, что это частично решит социальные проблемы цыганского населения. На самом деле, такая практика лишь способствует их укоренению.



Мадьяры, которые не совсем мадьяры

Очень многочисленна цыганская диаспора и в современной Венгрии. По некоторым данным, цыгане составляют до 8% населения страны, хотя официальные сведения сообщают о значительно меньшем количестве — примерно 2% населения. Но это может быть связано и с тем, что значительная часть венгерских цыган идентифицирует себя исключительно как мадьяры (не путать с мадьярами-венграми!) и говорит на венгерском языке. Цыганский язык они давно забыли, приняли кальвинистское или католическое вероисповедание. Мадьяры считаются одной из субэтнических групп («нэций») цыганского населения — помимо Венгрии, значительное количество мадьяр проживает в соседних Словакии и Закарпатской области Украины. Образ жизни и «южная» внешность — единственное, что отличает цыган-мадьяр от остальных мадьяр. Еще в более худшем положении, чем цыгане Венгрии, оказались после распада СССР цыгане-мадьяры, проживающие в Закарпатской области Украины — в районах городов Берегово, Виноградов и Мукачево. Закарпатская область всегда была неблагополучным и бедным регионом, а экономический кризис, последовавший за распадом Советского Союза, лишь способствовал углублению социальных проблем ее населения.

Как и в других странах Восточной Европы, в социалистический период современной венгерской истории все жители страны были обеспечены работой. Трудились и венгерские цыгане — в первую очередь, на предприятиях тяжелой промышленности. Однако, переход к рыночной экономике способствовал прекращению работы многих предприятий. Трудящиеся оказались на улице, и цыгане — в первых рядах новых безработных. В настоящее время среди венгерских цыган до 85% не имеют постоянной работы. Наиболее тяжелое положение в восточных и северо-восточных регионах Венгрии. Естественно, что этот фактор не может не сказываться на общем уровне экономического благосостояния и на социальном поведении венгерских цыган. Большинство цыган страны живет на всевозможные пособия. Впрочем, в 2011 г. венгерское правительство запустило программу трудоустройства цыган — им предложили принимать участие в общественных работах по благоустройству за 150 евро в месяц. Однако, правозащитники тут же объявили это нарушением прав человека, при том, что отсутствие работы, по их мнению, к нарушению прав человека, очевидно, не относится. Что касается закарпатских мадьяр из Украины, то их можно часто встретить на вокзалах и базарах российских городов — грязные, растрепанные мамаши с такими же детьми, просящие милостыню. За не имением иных способов заработка, новые поколения мадьяр вернулись к традиционному попрошайничеству, стали промышлять мелкими кражами, рассеявшись по бескрайним просторам Украины, а затем и России. Многие венгерские цыгане — мадьяры, в свою очередь, направились в страны Западной Европы. Но большинство остается в Венгрии, несмотря на целый ряд проблем.

Как известно, Венгрия — страна с очень развитым националистическим движением, которое пользуется очень большим влиянием и поддержкой венгерского населения. Это дает венгерскому правительству возможность сохранять некоторую независимость во внутренней и внешней политике по сравнению с другими странами Евросоюза. В частности, венгерские политики постоянно высказывают наиболее жесткую позицию по вопросу о миграционной ситуации в Европе, отличается их позиция и по проблеме взаимоотношений с Украиной и Россией. В новой конституции страны подчеркивается, что Венгрия — христианское государство венгров. Соответственно, и национальные меньшинства страны, особенно такие, как цыгане, встречают достаточно прохладное отношение со стороны венгерского правительства, не говоря уже о населении и праворадикальных партиях и движениях. Известно, что во многих венгерских городах функционируют «народные дружины», созданные венгерскими правыми и занимающиеся, в том числе, и «патрулированием» цыганских кварталов. Либералы обвиняют эти дружины в национализме и запугивании местных цыган, а представители дружин, в свою очередь, считают, что занимаются исключительно поддержанием общественного порядка и профилактикой преступности. Что говорить — значительная часть цыган Восточной Европы, в том числе и Венгрии, занята полукриминальной и криминальной деятельностью. Попрошайничество, гадание, сбор металлолома (разумеется, часто приобретающий характер краж металлолома) — вот самые безобидные виды деятельности восточноевропейских цыган. Но они не чуждаются и обычных краж, грабежей, разбоев. Широко известно о деятельности кланов, занятых контрабандой и торговлей наркотиками. Живущие за счет преступной деятельности цыгане выгодно выделяются своим благосостоянием от более законопослушных соплеменников. В тех же нищих Румынии, Болгарии, Украине в поселках, населенных цыганами, среди окружающих бедняцких домишек выделяются настоящие дворцы местных авторитетов. Разумеется, кто-то из них сколотил состояние не криминальной деятельностью, а торговлей, но очень многие дорогие дома построены именно на «грязные» наркотические деньги. Об этом прекрасно знает окружающее население — отсюда и нелюбовь к упорно не желающему интегрироваться в европейскую действительность национальному меньшинству. Венгров беспокоит, что среди новорожденных 20% составляют дети из цыганских семей — по сравнению с венграми, рождаемость у цыган колоссальная, и это не может не напрягать тех, кто считает Венгрию — страной венгров. Причем наибольшее неприятие вызывает не то, что цыгане — люди другой национальности, а их неготовность и нежелание усваивать модели поведения и образа жизни, принятые у венгров. Иными словами — цыгане не интегрируются в венгерское общество, и это является, пожалуй, самой сложной проблемой в их взаимоотношениях с государственными институтами и венгерским населением. В одном из предместий Будапешта действует «Романо Киа» — «Дом цыган», организаторы которого пытаются решить едва ли не главную проблему современной венгерской цыганской диаспоры — недостаточный уровень образования. Здесь предлагаются дополнительные курсы для неуспевающих учеников, осуществляется обучение профессиям и иностранным языкам.



Самое крупное в Европе «гетто ромов»

Словакия — еще одна восточноевропейская страна, где проблема социального развития цыганского меньшинства стоит очень остро. В 5,5-миллионной Словакии проживает около 500 тыс. цыган. Свыше 55% словацких цыган не достигли даже возраста 18 лет — это самая молодая этническая группа страны. Впрочем, и средняя продолжительность жизни цыган в Словакии составляет лишь 55 лет- на двадцать лет меньше, чем у словаков (76 лет). Как и в соседней Венгрии, в Словакии правительство настроено довольно решительно по отношению к миграционным и национальным проблемам. Социальные проблемы, связанные с проживанием внушительного цыганского меньшинства, в Словакии решают достаточно специфическим путем. Известно, что крупнейший в Европе анклав компактного проживания цыган находится в словацком городе Кошице. Это микрорайон «Луник IX». Здесь, на площади чуть более одного квадратного километра живет около 8 тысяч словацких цыган. Луник был построен в 1970-е гг. как типовый район многоэтажек, а в 1979 г. было принято решение о заселении микрорайона цыганами. Предполагалось, что жизнь в городских квартирах будет способствовать изменению их уклада, приведет к постепенной ассимиляции и превращению в обычных словаков, трудоустроенных на предприятиях. Для этого цыган из снесенной неподалеку деревни поселили в микрорайоне в окружении словаков. Однако последние вскоре осознали всю проблематичность такого соседства и стали массово покидать район. Освободившиеся квартиры занимали все новые и новые цыганские семьи. В середине 1980-х гг. цыгане составляли половину населения района, а к концу 1990-х гг. все 100% населения Луника составляли представители цыганского национального меньшинства.



Треть населения восьмитысячного Луника — несовершеннолетние, по официальным данным в каждой типовой квартире здесь живет свыше шести человек, по неофициальным — до 12-14 человек. Разумеется, район — крайне проблемный, считающийся «головной болью» городских властей Кошице. Поскольку ни о какой оплате за коммунальные услуги здесь речь не идет, практически все дома района отключены от газа, водопровода и электричества. Абсолютное большинство взрослых жителей района также не имеет и постоянной работы. В Словакии и не каждый словак с образованием и квалификацией может найти работу, что говорить о людях без всякого образования и профессии. Поэтому не удивительно, что жители соседних с Луником районов Кошице стали жаловаться на постоянные кражи и обилие попрошаек на улицах. В конце концов, городские власти приняли решение — построить стену, которая бы отделяла неблагополучный район от остального города. Стена обошлась городскому бюджету в 4700 евро, она представляет собой двухметровое бетонное ограждение, которое, по мнению городских властей и полицейских, сможет улучшить ситуацию в сфере охраны общественного порядка в Кошице. Естественно, что правозащитные организации считают «Великую словацкую стену» в Кошице проявлением дискриминации цыганского меньшинства. Им отвечают правые, которые убеждены, что проблема не в цыганах, а в образе жизни, который ведет, в силу отсутствия работы и постоянных занятий, большинство взрослого населения неблагополучного района. В августе 2015 г. в Кошицком районе, в местечке Спишска Нова Вес, произошло столкновение цыган с полицией. Около 200 мужчин и парней цыганской национальности отказались исполнять требования полицейских прекратить пьяную гулянку. В результате столкновений 9 цыган и 7 полицейских получили ранения. Начальник полиции Кошицкого края Юрай Лешко сообщил, что это уже двадцать пятое по счету столкновение полиции с цыганами в этом районе Словакии. Наиболее проблематичным регионом страны является Восточная Словакия — здесь социально-экономическая ситуация еще хуже, чем на западе, а численность цыганского меньшинства намного выше.

В соседней Чехии «цыганский вопрос» всегда стоял менее остро, чем в Словакии. Ведь численность цыганского населения здесь была значительно ниже. Однако после распада Чехословакии значительная часть словацких цыган переселилась в Чехию, поскольку ее экономическое положение выгодно отличалось от положения Словакии. В результате, в стране стала стремительно расти численность цыганского населения. В 1989 в чешской части Чехословакии проживало 145 тысяч цыган, а в 1999 г. их численность практически удвоилась и составила уже 300 тысяч человек. Сколько проживает цыган в Чехии в настоящее время, не знает никто. Это приводит к недовольству чешских правых кругов. В сентябре 2015 г. в северочешском городке Шлукновску едва не дошло до массовых беспорядков — властям пришлось вводить дополнительные силы полиции, чтобы предотвратить расправу праворадикальных активистов и футбольных фанатов над проживающими в городе цыганами. Причиной столь решительного настроя правых стали многочисленные жалобы жителей города на криминальную активность цыганской молодежи.



Решение проблем возможно, но маловероятно

Лишь немногим представителям цыганского меньшинства в восточноевропейских странах удается получить образование и подняться вверх по социальной лестнице. Такие представители цыганской интеллигенции прекрасно понимают все многочисленные проблемы своих соплеменников. Кто-то пытается их решать, создавая всевозможные национально-культурные организации, но большинство «поднявшихся» все же предпочитают забыть о своем происхождении и берут личный курс на ассимиляцию в румынском, венгерском, словацком окружении. В странах Восточной Европы создаются многочисленные общественные организации, которые вроде как ориентированы на решение проблем цыганского населения. Однако, в действительности многие из них фактически существуют лишь для получения грантов и имитации деятельности. К странным последствиям приводит и мнимая забота государства об адаптации цыганских меньшинств. Так, в Сербии была введена квота для цыган при поступлении в высшие учебные заведения — кроме льготных прав при поступлении и бесплатного образования, им предоставляются также бесплатные общежитие, питание и выплачивается стипендия. На практике это привело к тому, что некоторые сербские абитуриенты пытаются причислить себя к цыганам, надеясь воспользоваться перечисленными выше привилегиями. С другой стороны, представители интеллигенции, имеющие цыганские корни, часто стараются скрыть свое происхождение, опасаясь дискриминации. Они ориентированы на максимальную интеграцию в окружающее общество, отказываются от всех обычаев и традиций, когда надо — меняют имена и фамилии и предпочитают не вспоминать о том, кем были их предки.

В современной Европе сложилась сложная, парадоксальная ситуация. Страны Западной Европы, мягко говоря, не жаждут видеть румынских, болгарских, венгерских, сербских цыган на улицах своих городов. В то же время, они подвергают критике антицыганскую, с их точки зрения, политику восточноевропейских государств. В Восточной Европе, в свою очередь, социально-экономическая ситуация не позволяет произвести масштабное решение социальных и социокультурных проблем цыганского населения. В результате, для восточноевропейских правительств становится выгодной миграция цыган в Западную Европу — по принципу «чем больше уедет, тем меньше проблем». Европейские страны не могут прийти к консенсусу по вопросу о решении сложившейся ситуации, а «масло в огонь» подливают структуры Евросоюза, которые препятствуют любым попыткам централизованной деятельности восточноевропейских стран по трудоустройству и социализации цыганских меньшинств. Впрочем, на фоне современной афро-азиатской миграции проблемы исконных «кочевников Европы» отходят на второй план. Одно можно сказать с уверенностью — без кардинальных мер в социально-экономической сфере никаких изменений не произойдет. Можно потратить еще миллиарды долларов на выплату пособий, строительство бетонных стен вокруг цыганских кварталов, депортации или, наоборот, рекламные проспекты, рассказывающие о толерантности, но пока не будут приниматься меры по созданию рабочих мест, организации воспитания и обучения детей, «цыганская проблема» в современной Европе так и не будет решена.
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    20 января 2016 07:39
    В 1931 г. был организован всемирно известный цыганский театр «Ромэн»...Интересно, как он сейчас...Ранее , в советское время ни один "Огонёк" без номера цыган не обходился..Да в музыкальных новогодних фильмах,вставки с номерами цыган были..
    Спасибо, Илья , весьма интересно...
    1. +13
      20 января 2016 09:33
      Боже! Сколько же ЕС своими законами о толерантности к национальным меньшинствам развело в Европе социальных паразитов! Они размножаются и паразитируют на теле народов Европы, как глисты в человеческом теле, от которых тело может просто умереть. Это как нужно не дружить с головою, чтобы вводить в стране такие порядки! Страшно себе представить, чем это всё кончится. Не называю «чем», но ведь «этим» кончится.
      При этом легко видны двойные стандарты к человеку-труженику и человеку-паразиту. Геноцид направлен на человека-труженика. Именно для него создаются условия для сокращения его численности. А именно, именно у него не родятся дети, потому что он живёт на одну зарплату и через налоги с неё содержит – кормит – на социальном обеспечении, по сути, своих кровососов. Смешно при таком отношении к народам – производителям материальных ценностей – требовать от них увеличения рождаемости и численности их детей. Если бы, напротив, всю социалку, которую государство толерантно тратит на социальных паразитов, отдать труженикам, то и потомства у них будет больше.
      Я считаю, что вся эта толерантность представляет собою не что иное, как геноцид оккупированных народов-тружеников в их национальных государствах. «Безмозглые» толерантные бюрократы из колониальной администрации в странах Европы прекрасно понимают это, но они предают свои народы и служат своим американским колониальным хозяевам.
  2. +16
    20 января 2016 07:50
    как прочитал-оплевался.бедные цыгане....у нас не пробовали в цыганские районы зайти?наркоты прикупить...любой.крыша у всех- в МОСКВЕ.ужалиться в цыганском притоне-да нет проблем!сколько они людей загубили.а вот потрудиться-моветон:только перепродажа дури или машин.помогите бедным цыганам-купите дури!
    1. +2
      20 января 2016 19:57
      Цитата: лис
      бедные цыгане....

      все помнят, что сказал Томми
  3. +5
    20 января 2016 08:18
    Вопрос не решился за 2000 лет и не решится никогда.Никем.
    Тема для России еще не так остра.Автор её раскрыл максимально.Много открыл для себя.
    Европа столкнется еще с противоречиями встречи культур на своей территории.
    Отчего её еще больше жаль.Создается такое впечатление,что мигранты из Африки и Б.Востока,последняя капля.Дальше не надо быть Вангой.Просто подсчитать соотношение
    европейцев и всех кто таковыми не являются.Если распределить по возрастным категориям,вообще мрак.
  4. +2
    20 января 2016 09:44
    Лучший цыган, мертвый цыган. Статья полный бред, цыгане не нация, а вид преступной деятельности, и любые попытки социализировать этих "людей" обречены на провал.
  5. +3
    20 января 2016 09:48
    удивительней другое, как народ, который, в отличии от евреев, не может ужиться ни с кем, продолжается
    1. +1
      20 января 2016 14:47
      Цитата: pimen
      удивительней другое, как народ, который, в отличии от евреев, не может ужиться ни с кем, продолжается

      Видно, что праздники кончились, про евреев как обычно через 5-6 постов вспомнили.
      По теме: Мы тоже не можем ни с кем ужиться.
      1. +1
        20 января 2016 15:06
        вы-то, как раз, даже слишком хорошо, и потому крайне подозрительно, что не ассимилируетесь
        1. -3
          20 января 2016 15:56
          Цитата: pimen
          вы-то, как раз, даже слишком хорошо, и потому крайне подозрительно, что не ассимилируетесь

          Если б мы ассимилировались, то вы скорее всего и не узнали, что такой народ как евреи существовал в истории. Мы бы исчезли задолго до вашего появления, как и десятки хананейских народов, которые проживали рядом с нами.
          1. 0
            20 января 2016 16:21
            так мои подозрения беспочвенны?
  6. 0
    20 января 2016 10:17
    Слышал, что цыгане проживающие в Португалии боятся жаб или лягушек до ужаса. Т.е встреча с земноводными им там чем то грозит. Поэтому португальцы у входа в бары и рестораны расставляют статуэтки лягушек и их местные цыгане в данный кабак ни ногой.))) Не знаю правда это или нет. Может кто то дополнит? А вот на наших цыган эти лягушки конечно впечатления не произведут и их они не остановят.)))
  7. +1
    20 января 2016 10:59
    Хорошая статья. Автор прав, проблему можно решить только так:

    но пока не будут приниматься меры по созданию рабочих мест, организации воспитания и обучения детей, «цыганская проблема» в современной Европе так и не будет решена.


    Кстати, в Болгарии существует множество программ по интегрирированию ромского этноса. Большое внимание уделяется посещению школ цыганскими детьми. Если ребенок не ходит в школу, то его родителей лишают денежного пособия на ребенка. Посещаемость школы также стимулируется бесплатными завтраками, в определенных школах и бесплатными обедами, в некоторых местах детей даже бесплатно возят на автобусах в школы. Нужно им помочь, подтолкнуть вперед и за два-три поколения они смогут сами справляться и быть конкурентными на рынке труда.
    1. +4
      20 января 2016 12:51
      Нужно им помочь, подтолкнуть вперед и за два-три поколения они смогут сами справляться и быть конкурентными на рынке труда.,,
      как говорится,бог в помощь.только вы видно не сталкивались близко,с этими ,,угнетенными,, лично из моего общения с ними могу сказать вам,все это зря.
    2. +1
      24 января 2016 14:00
      Откуда дровишки? Или я не в той Болгарии живу? Это не программы по интегрированию ромского этноса а замаскированные под это заглавие способы кормить тунеядцев и устраивать толерастию - У цыган в Болгарии намного более прав и никаких обязанностей. Им все сходит с рук, они не платят ничего государству, живут на пособия американских грантовых НПО Соросовской кодлы и плодятся как крысы. То что происходит сейчас с мигрантами из арабского мира в современной Западной Европе у нас давно обыденное явление из поведения цыганской общности. Кстати данные неточные в статье, количество цыган переваливает за 20%. А так как болгары отсюда свинтивают ускоренными темпами особенно в годы управления последних правительств а вот цыгане наоборот плодятся все больше то совсем скоро страна им просто и достанется.
  8. +5
    20 января 2016 11:59
    Вот оно как, Советская власть-матушка, даже цыган к делу пристроила и ничего, работали, своим трудом зарабатывали.

    Это еще раз доказывает - что существующая ныне в мире капиталистическая система, античеловечна по своей сути. Сам Сатана бы наверное, лучше не выдумал.
  9. +2
    20 января 2016 13:28
    Горит Восток зарею новой
    И, доложу вам, хреновой…
  10. +2
    20 января 2016 14:17
    Как было сказано в фильме Гая Риччи - Snatch - ненавижу, *ля, цыган!" ! :)
    Полностью согласен с этой фразой.....
    1. +1
      20 января 2016 15:57
      Интересный момент. Цыгане были в "Большом куше", да не те. Это были так называемые ирландские цыгане - перекати-поле, к "настоящим" цыганам отношения не имеющие.
  11. +5
    20 января 2016 16:39
    Кто- нибудь назовёт пример, когда цыгане занимаются трудом на пользу общества, где "временно кочуют"? Просьба "Будулая" не приводить, как фигуру насквозь вымышленную прихотью автора литературного произведения. Театр Ромэн тоже. Даже от туда у Г.Брежневой хахаль был при советах. Брюликами и драгмераллами банчил под крышей жирной алкоголички. В основе паразитируют на любом обществе, как грибы-сопрофиты в лесу. В пору дефицита алкоголя торговали палёнкой, до того косметикой, замешанной в грязных тазах. Спекуляция, торговля наркотой. Развод на золотые побрякушки и деньги доверчивых дамочек. Вот и весь (приблизительно) список доходов. Промысел рикошетом отзывается на их же молодёжи. Колятся и курят дурь массово. Есть те, кто за здоровьем следит и в спортзалы с единоборствами ходит. Встречал и таких. Но не много. И в основном ребята из "групп физической поддержки". Налогов не платят, не работают, учавствуют в криминальных схемах торговли запрещёнными средствами. Какая выгода от них любой Державе? Никакой. Выводы не делаю- очевидно и так....
  12. +3
    20 января 2016 17:57
    уменя бабушка цыганка ядержу магазин хоз товар торгую кандиционерами делаю монтаж ремонтирую сам ремонтирую холодильники .не пью и не курю оренбургская обл соль илецк. и читаю постоянно этот сайт
    1. 0
      20 января 2016 18:39
      Цитата: Denis56rus
      уменя бабушка цыганка ядержу магазин хоз товар торгую кандиционерами делаю монтаж ремонтирую сам ремонтирую холодильники .не пью и не курю оренбургская обл соль илецк. и читаю постоянно этот сайт

      Да будет вам известно , что например во Франции за слова о бабушке цыганке ,могут обвинить в нацизме .Нет там в европах цыган ,это слово считается фашистским ,человеконенавистнеческим.
      В европах они не цыгане ,а путешествующие люди .
    2. 0
      8 ноября 2016 15:07
      "В семье не без урода", "Паршивая овца всё стадо портит" - русские народные поговорки.
      А если серьёзно: да есть такие цыгане, но их ничтожно мало и крайне далеки они от своего народа.
  13. +5
    20 января 2016 18:25
    как тут выше сказали - есть "народ-созидатель" и "народ-паразит" и последний ничем и никак не исправить! едва только ствол пистолета от затылка отведешь - тут же примется за старое... кстати и хохлы такие же по сути!
  14. 0
    8 ноября 2016 15:09
    Можете меня расстрелять но в отношении цыган я категорически поддерживаю алоизыча.