Кавалерия наступает, не замечая водных преград

42
Во время Первой мировой войны самыми маневренными и мобильными частями в русской армии являлись кавалерийские части. Но и после завершения Первой мировой и Гражданской войны в России кавалерия не сдала своих позиций. Уже в составе Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) кавалерия продолжала играть очень важную роль в ведении маневренной войны, несмотря на появление на полях сражений бронеавтомобилей и танков. Одним из важных аспектов, который давал кавалеристам преимущества перед моторизованными подразделениями, была возможность достаточно быстро преодолевать водные преграды вброд или вовсе вплавь там, где механизированные части этого сделать не могли.

Хотя численность кавалерии в РККА все предвоенные годы неуклонно сокращалась, конницу еще рано было списывать со счетов, что ярко продемонстрировала Великая Отечественная война. Еще в 1938 году в Красной Армии имелось 32 кавдивизии и 7 управлений корпусов, но в войну она вступила, имея в своем составе уже всего 13 кавалерийских дивизий и 4 корпуса. При этом 4 из этих дивизий были горно-кавалерийскими и отличались более легким составом. Возрождению кавалерии во многом поспособствовало и неудачное для Советского Союза начало войны.

После того как в полных трагизма приграничных сражениях лета 1941 года, как снег под ярким солнцем, буквально растаяли советские мехкорпуса, РККА почти лишилась важнейшего инструмента ведения войны — механизированных соединений. Единственной реальной заменой мехсоединиям, хоть и уступающим им в подвижности, становилась кавалерия. При этом тактика боя советских кавалеристов мало чем отличалась от тактики боя мотострелков. Мотопехота использовала в качестве транспорта автомобили и бронетранспортеры, вступая в бой в спешенном порядке. Аналогично действовали и кавалеристы. Лошади использовались лишь для переброски солдат к месту боя, сам бой кавалеристы вели в пехотных цепях. Атака в конном строю была очень редким явлением. Согласно боевому уставу кавалерии проводить подобные атаки можно было лишь при благоприятной обстановке, когда это позволяли сделать укрытия, а также слабость или отсутствие огня противника.



Уже к концу 1941 года в составе Красной Армии насчитывалось 82 кавалерийских дивизии, правда, легкого типа по 3447 человек личного состава. По довоенным штатам кавалерийская дивизия насчитывала 8968 человек личного состава. Своего максимального количества кавалерийские дивизии достигли в феврале 1942 года, когда в армии их насчитывалось уже 87. Затем количество дивизий вновь пошло на убыль. Так на 1 мая 1943 года их было уже 26, однако и численность этих соединений выросла, в них находилось 238 968 человек и 226 816 лошадей.

В отличие от автомобильного транспорта, лошади как средство передвижения и тягловая сила имели целый ряд преимуществ — лучше передвигались по условным дорогам и бездорожью, не зависели от поставок топлива (серьезная проблема в условиях войны), могли временно жить обычным подножным кормом, да и сами нередко становились кормом, спасая людей от голодной смерти. Весной 1942 года многие попавшие в окружение советские кавалерийские дивизии частично съели имеющихся лошадей, зато сумели вырваться из тисков гитлеровцев.

Кавалерия отличалась высокой подвижностью, а на начальном этапе войны данные части легко могли укрыться от господствовавшей в небе немецкой авиации в больших лесных массивах. Как известно, с машинами и танками в лес далеко не уйдешь. Удавалось кавалерии и лучше форсировать вброд многочисленные водные преграды. Стоит отметить, что вопрос форсирования рек был очень подробно описан в боевых руководящих документах кавалеристов сначала царской, а затем из Рабоче-крестьянской Красной армии. Подойдя к водной преграде, кавалеристы первым делом организовывали тщательную ее разведку. При этом существовало несколько видов преодоления рек конными подразделениями: по мостам, на специальных плавсредствах (плоты, лодки, паромы), вброд и вплавь. Последний способ преодоления водной преграды был отличительной особенностью данного рода войск.



Прохождение кавалерийских частей по наведенным мостам осуществлялось в пешем порядке. Всадники при этом двигались вдоль края моста, удерживая лошадей в поводу ближе к центральной его части. Кавалеристы конных тачанок вели коней под уздцы. В четверочных упряжках пристяжные лошади при переправе отпрягались, их вели отдельно. При этом дистанция при прохождении мостов между подразделениями увеличивались, а остановки подразделений на мосту были запрещены категорически. Единственной возможной причиной для остановки колонны считалось раскачивание моста до степени потери устойчивости коней.

В то же время одним из очень распространенных и часто встречающихся в кавалерии способов форсирования водных преград была переправ вброд. Наличие брода на реке определялось по ряду признаков: наличие тропинок и полевых дорог к реке (самый явный признак), уширение реки на прямых участках течения, виднеющиеся над поверхностью воды островки, отмели и перекаты, низменные берега. Представленная ниже таблица показывает допустимые глубины и скорости течения, наглядно подтверждая преимущество кавалерии при форсировании рек вброд:

Кавалерия наступает, не замечая водных преград


При организации форсирования водных преград вброд нужно было предварительно провести разведку: определить глубину, характер грунта берега и дна, скорость течения реки, срезать крутые спуски к воде и устранить другие преграды. Ширина брода отмечалась с помощью установленных вех. При быстром течении реки поперек старались натянуть канат, который соединял повозки, набитые камнями или другим грузом. Переправлялись вброд сомкнутыми строями, так как идущие впереди кавалеристы разбивали дно, осложняя движение задним. У счетверенных упряжек пулеметных тачанок пристяжные лошади, как и во время движения по мостам, отпрягались и велись отдельно. При этом во время переправы вброд отдельным всадникам без специальной команды категорически было запрещено останавливаться в реке и поить лошадей. Водопой организовывался всем составом подразделений выше брода по течению реки в то время, пока они ожидали своей очереди, чтобы совершить переход.

Переправа кавалерийских частей через реки вплавь осуществлялась тремя возможными способами:
— При небольшой ширине реки (30-50 метров) всадники переправлялись через реку при полном снаряжении и вооружении;
— При ширине реки более 50 метров всадники снимали обмундирование и оружие, пристегивая его к седлу, оружие необходимо было расположить дулом вверх.
— При наличии переправочных средств всадники переправлялись через водную преграду налегке. Их оружие и обмундирование собирали и перевозили на плотах или лодках, после чего раздавали назад.

Для переправы через реки вплавь использовались колонны по одному, по два и колонны звеньев. Рекомендованные интервалы между всадниками при этом равнялись 3-6 метрам, а дистанция — до 8 метров. До того момента пока под ногами коня было дно, всадник сидел верхом, однако как только лошадь теряла дно, всадник должен был соскользнуть в воду и плыть рядом с лошадью, держась одной рукой за гриву. При этом вперед было рекомендовано пускать самых опытных и смелых лошадей. Если лошадь отказывалась переправляться вплавь и бросалась на других лошадей, ее переправляли в числе последних. В то же время, если уже во время переправы какое-то животное вырывалось и начинало уплывать его не пытались поймать, для того чтобы не нарушить общее построение и не потерять заданного темпа переправы. Сбежавшую лошадь ловили уже на берегу, к которому она приплывала одна.



При этом кавалерийские части имели преимущество в переправе через водные преграды не только в летние месяцы, но и зимой. Переправа кавалерии по замерзшему льду допускалась при толщине льда: для отдельных всадников — 13 см; для разомкнутого строя — 16 см.


Перед началом ледовой переправы также производилась разведка:
— толщины льда;
— глубины снежного покрова на льду и на берегах водоема;
— состояния льда у берегов;
— обозначались границы и направления переправ по ширине, полыньи, проруби и трещины огораживались;
— спусков и выездов к водоему, определялось наличие материалов (солома, доски, хворост), которые могли использоваться для усиления льда;
— велось непрерывное наблюдение за состоянием ледяного покрова.

Переправа кавалерии по льду осуществлялась в спешенном порядке. Всадники вели лошадей в поводу, двигаясь в широких разомкнутых строях. При этом повозки и артиллерийские орудия двигались без остановок, рассредоточившись по максимально возможному числу путей. После боев состояние переправ уточнялось. Появлявшиеся на водоемах полыни от разрывов снарядов и мин огораживались. Таким образом, способность кавалерийских частей достаточно быстро форсировать разные водные преграды оставалась одним из тех факторов, которые позволяли ей не утратить свою актуальность вплоть до победоносного завершения Великой Отечественной войны.



Кавалерия Красной Армии приняла участие во всех крупных сражениях, начиная с самых первых трагических дней войны и до последних операций в Европе весны 1945 года. Советские кавдивизии сыграли очень важную роль во время контрнаступления под Сталинградом, где именно они сформировали внешний фронт окружения немецкой группировки. В январе 1943 года 7-й кавалерийский корпус за 6 суток прошел практически без отдыха 280 км и 15 января захватил станцию Валуйки, создав внешнее кольцо окружения острогожско-россошанской группировки противника. Итогом Острогожско-Россошанской операции стало освобождение советской территории общей площадью 22,5 тысячи квадратных километров, захват 86 тысяч пленных. В ходе операции была разгромлена 2-я венгерская армия, итальянский альпийский корпус, 385-я и 387-я немецкие пехотные дивизии, а также отдельная дивизионная группа «Фогеляйн».

Успешно применялись кавалерийские части и в 1944 году в Белоруссии, особенно в условиях лесисто-болотистой местности, в рамках проведения наступательной операции «Багратион». Кавалерия входила в состав конно-механизированных групп, действуя в тесном взаимодействии с танковыми частями. Форсировав Березину, 3-й гвардейский кавкорпус сумел создать плацдарм на берегу реки, не позволив немцам превратить водную преграду в рубеж обороны для восстановления линии фронта. Позже, перерезав железную дорогу Минск-Вильнюс, кавалерийские части Красной Армии лишили минскую группировку противника важнейших путей отхода на Вильнюс и Лиду.

О том, как воевали советские кавалеристы, говорит и тот факт, что 7 из 8 существовавших к концу войны корпусов имели почетное звание гвардейских. При этом часть кавалеристов представляли бойцы, набранные на Дону и Кубани — самое настоящее советское казачество. В годы Великой Отечественной войны два кавкорпуса официально именовались «казачьими». Так в 1945 году 4-й гвардейский Кубанский казачий корпус освобождал столицу Чехословакии — Прагу, а 5-й гвардейский Донской казачий корпус с боями добрался до Вены.



А 26 апреля 1945 года в штурме города Бранденбурга, расположенного в 40 километрах к западу от Берлина, 7-й гвардейский кавалерийский корпус принимал участие в финальной наступательной операции той войны, замыкая окружение вокруг столицы Третьего рейха. Всего же в Берлинской операции Красная Армия использовала 12 кавалерийских дивизий, в которых служило практически 100 тысяч солдат и офицеров. Вопреки распространенным сегодня мифам, конница оказалась эффективным и полноценным участником той страшной войны от первого и до последнего ее дня. Таким образом, Вторая мировая война стала не только первой крупной войной моторов, но и последней великой войной кавалерии и лошадиных сил.

Источники информации:
http://warspot.ru/1820-perehodim-etu-reku-vbrod
http://rusplt.ru/wow/add/velikaya-otechestvennaya--poslednyaya-voyna-kavalerii-16619.html
http://fablewar.ru/2012/01/commons
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    22 января 2016 07:11
    Статье плюс--очень интересно-а нам втюхивали что наши кавалеристы в конном строю с шашками немецкие танки атаковали на открытой местности -какие же якобы русские недоумки. Буденного с Тухачевским сравнивали.
    1. +11
      22 января 2016 07:49
      Цитата: fleks
      -а нам втюхивали что наши кавалеристы в конном строю с шашками немецкие танки атаковали

      Ни разу такого не слышал. Была такая байка про поляков, которые в 39-м году где-то вышли в атаку в конном строю на немецкие танки. Но почти наверняка и с поляками ситуация несколько приукрашена. Скорее всего танки с кавалерией встретились внезапно, и поляки просто не успели спешиться, в результате чего у немцев сложилось впечатление что они ведут бой с кавалеристами.

      А статья интересная и полезная. В наше время слишком мало уделяется внимания старым технологиям прошлого. А между тем у лошади в определенных условиях и сейчас есть серьезные козыри против автомобиля. В военно-морском деле совершенно зря забыли про парус - противолодочные парусные корабли вполне могут быть полезны, т.к. не искажают подводную обстановку своими шумами и могут проводить в море много дней без дозаправки топливом.
      1. +13
        22 января 2016 08:09
        Цитата: Alex_59
        Была такая байка про поляков, которые в 39-м году где-то вышли в атаку в конном строю на немецкие танки.

        Баек таких полно. Вот только реальности они не очень соответствуют.Вот ссылка на это:ankfront.ru/polska/in-action/szarza_pod_krojantami.html
        Советское официальное мнение:
        — польские командиры являются эталонном глупости и безрассудства, они пролили кровь невинных солдат и вообще, это свидетельствует, о не готовности поляков, к войне.
        Немецкое же мнение, озвученное устами Гудериана:
        — Польская поморская кавалерийская бригада из-за незнания конструктивных данных и способов действия танков, атаковала их холодным оружием и понесла чудовищные потери.
        Поляки же преподносят это как пример героизма польских солдат.
        На самом же деле, врут все.
        Польские кавалеристы напали на отдыхающих немцев, успешно их разогнали, а потом при прибытии немецких бронеавтомобилей, вооруженных пулеметами, отошли. Т.е. танков там вообще не было, и польские командиры не отдавали, никаких глупых и беспощадных приказов, да и потери: из 250 человек, атакующих с польской стороны, было убито 25, а немцев, вообще 11 человек. Т.е. ни пик, ни сабель по крупповской броне не было, да и чудовищных потерь я не вижу, а так же и героизма при нападении на противника на привале, по моему мнению нет. И вот картина, нарисованная после этой "легендарной" атаки польских поморских улан под Кроянтанами. Тут изображены те же сказки.
        1. +6
          22 января 2016 12:11
          Цитата: andj61
          Немецкое же мнение, озвученное устами Гудериана:

          Ну, этот славный потомок одного барона и двух братьев ещё и не такие сказки рассказывал.

          Не так давно на ВО была статья, в ней давался довольно развёрнутый анализ подобной ситуации. Насколько помню, там произошла действительно уникальная ситуация: конный отряд неожиданно нарвался на отдыхавшую танковую часть (обе стороны были довольно немногочисленными). Кавалеристы с ходу атаковали (в конном строю) обедавших на лоне природы танкистов. Начавшееся избиение достаточно быстро прекратилось, стоило только танкистам укрыться под бронёй. Что они сделали с поляками после этого, думаю, понятно без слов.

          В последующем каждая из сторон стала драматизировать эту ситуацию, но каждая со с своей стороны: поляки - первую часть, немцы - вторую. А все остальные - кто чего хотел в зависимости от политической ситуации.
        2. 0
          23 января 2016 23:32
          Цитата: andj61
          Тут изображены те же сказки.

          По данному рисунку ни кто в том числе и поляки и не спорит,что это выдумка .
      2. +4
        22 января 2016 08:12
        Цитата: Alex_59
        В военно-морском деле совершенно зря забыли про парус - противолодочные парусные корабли вполне могут быть полезны, т.к. не искажают подводную обстановку своими шумами и могут проводить в море много дней без дозаправки топливом.

        Да-да, и про гребные суда зря забыли - те вообще не зависят от ветра и могут проводит в море много дней, ограничиваясь только запасами провианта для экипажа. laughing
        1. +1
          22 января 2016 10:41
          Цитата: Ami du peuple
          Да-да, и про гребные суда зря забыли - те вообще не зависят от ветра и могут проводит в море много дней, ограничиваясь только запасами провианта для экипажа

          Зря смеетесь. Все может оказаться вполне работоспособным и реальным.
          https://ru.wikipedia.org/wiki/Турбопарус
          https://ru.wikipedia.org/wiki/Maltese_Falcon
        2. 0
          22 января 2016 21:56
          Цитата: Ami du peuple
          ограничиваясь только запасами провианта для экипажа.

          Почему ограничиваясь ? Можно рыбу ловить. Правда, к концу рейда экипаж будет светиться от фосфора и обрастет чешуей, но это уже его проблемы.
      3. avt
        +3
        22 января 2016 09:49
        Цитата: Alex_59
        Ни разу такого не слышал.

        Было в 90-е , ,,историки" ,,историки" пивоваромлеченсванидзевского разлива дули в уши.
        Цитата: Alex_59
        . В наше время слишком мало уделяется внимания старым технологиям прошлого.

        В отличии от моторизованныз немцев разлива 1941 , которые сотнями тысяч и с повозками отбирали лошадей для пехоты - танки догонять.
        Цитата: Alex_59
        . Была такая байка про поляков, которые в 39-м году где-то вышли в атаку в конном строю на немецкие танки. Но почти наверняка и с поляками ситуация несколько приукрашена.

        Тоже реальный случай перевели ...причем немецкие пропагандисты в анекдот . Ляхи уланы подловили немецкую пехоту на привале и начали рубить сналета , но им здорово не повезло - недалеко были немецкие танки , ну а потом ушлые пропагандисты привезли корреспондентов и рассказали как ,,тупые" ,,,дикие" и,,неполноценные в расовом отношении славянские варвары"бросались рубить саблями броню железных танков.
      4. +4
        22 января 2016 10:55
        по поводу атаки кавалерии на танки очень грешил этим в 90е журнал Огонек Коротича при этом часто упоминалась фамилия маршала Кулика если не ошибаюсь
      5. +2
        22 января 2016 12:45
        И ещё, можно обходится без дополнения питьевой водой, провиантом и в туалет можно сходить, повесив задницу за борт. Акустики, правда услышат, как ...овно падает в воду. Кто-то может сказать, что если подводную лодку оснастить парусным такелажем, то будет самая инновационная и не имеющая аналогов. Это я к тому, что парусники очень шумят. Такелаж, мачты и т.д. как струны, а корпус парусника, как корпус фортепьяна. Много резонанса. Много шума в воде.
        1. +2
          22 января 2016 13:56
          Цитата: Hrad
          Кто-то может сказать, что если подводную лодку оснастить парусным такелажем, то будет самая инновационная и не имеющая аналогов. Это я к тому, что парусники очень шумят.

          Тем не менее, случай использования подводной лодкой перископа в качестве мачты и паруса во время 2МВ был. На Северном флоте.
          1. +3
            22 января 2016 18:20
            Цитата: 2news
            Тем не менее, случай использования подводной лодкой перископа в качестве мачты и паруса во время 2МВ был. На Северном флоте.

            Это когда у неё хода не осталось. Или будем повсеместно переходить на парусную оснастку?
        2. 0
          22 января 2016 21:58
          Цитата: Hrad
          Акустики, правда услышат, как ...овно падает в воду.

          Воспримут как глубинные бомбы. Им же потом стыдно всплыть будет, встречающие шарахнутся от запаха. laughing
      6. 0
        23 января 2016 23:51
        Цитата: Alex_59
        Ни разу такого не слышал.

        На танки не ходили, а вообще в атаку в конном строю ходили. Например, утром 17 ноября 1941 года у деревни Мусино (под Москвой) кавалеристы из 44-й кавдивизии в конном строю атаковали позиции немецкой 106-й пехотной дивизии. Двумя волнами. Немцы (3-я батарея 10-го артиллерийского полка) применили шрапнельные снаряды. Тогда за несколько минут погибло порядка 700 кавалеристов. После этого атаки прекратились.
    2. 0
      22 января 2016 11:41
      По моему про поляков, про наших не читал.
  2. +6
    22 января 2016 07:57
    Великая Отечественная Война- лебединая песня кавалерии...Спасибо..
    1. +2
      22 января 2016 09:05
      Цитата: parusnik
      Великая Отечественная Война- лебединая песня кавалерии...Спасибо..

      Кто знает, кто знает? Может в четвертой мировой войне без кавалерии будет не обойтись. soldier
      1. +2
        22 января 2016 10:12
        После третьей мировой выжившие тараканы мутируют и будут воевать верхом на мутировавших божьих коровках...)))
        1. 0
          22 января 2016 22:00
          Цитата: lysyj bob
          божьих коровках.

          На крысах. Этих никакая зараза не берет.
      2. 0
        22 января 2016 11:46
        Сначала надо будет одомашить этих мутантов, потом изобрести седло и т.д. А перед этим научиться метал добывать.
        1. +3
          22 января 2016 13:40
          Цитата: сибиряк1965
          Сначала надо будет одомашить этих мутантов, потом изобрести седло и т.д. А перед этим научиться метал добывать.

          Какой металл?! Коневодство -> колесо - и вперёд: быстро строить колесницы и захватывать чужие города с одной милицией. smile
          Потом обработка бронзы - и строить фаланги.
  3. +4
    22 января 2016 08:08
    Когда прочитал статью,в памяти вспомнилось имя Героя Советского Союза Доватора Лева Михайловича.(20 февраля 1903-19 декабря 1941)
    1. +5
      22 января 2016 10:02
      В годы Великой Отечественной сохранялись кавалерийские войска, и не только сохранялись, но и успешно воевали, предводительствуемые своими героическими командирами. Одним из таких командиров был Лев Михайлович Доватор.
      анен пулемётной очередью.В августе 1941 года Доватор был назначен на должность командующего Отдельной кавалерийской группы, сформированной из 50-й и 53-й кавалерийских дивизий. С 14 августа по 2 сентября группа под командованием Л. М. Доватора совершила рейд по тылу противника на территории Смоленской области, а в сентябре — октябре приняла участие в тяжёлых оборонительных боях на реке Меже и по реке Ламе. В октябре кавалерийская группа участвовала в ходе оборонительных боёв на шоссе Белый — Ржев, прикрывая отступление стрелковых соединений на волоколамском направлении, а затем провела ряд наступательных боёв в районе Истринского водохранилища и Солнечногорска.

      20 ноября Отдельная кавалерийская группа была преобразована в 3-й кавалерийский корпус, который 26 ноября был преобразован в 2-й гвардейский кавалерийский корпус.

      11 декабря корпус под командованием Л. М. Доватора был передислоцирован в район Кубинки и после рейда по тылам противника к 19 декабря вышел к реке Рузе, где передовые части 2-го гвардейского кавалерийского корпуса (22-й и 103-й полки 20-й кавалерийской дивизии) вышли в район деревни Палашкино (Рузский район, Московская область), где находились 2-й батальон 472-го пехотного полка, 3-й батальон 7-го пехотного полка и 9-я батарея 252-го артиллерийского полка 252-й пехотной дивизии Вермахта (Силезия, эмблема «Дубовый лист»). При осмотре в бинокль позиций противника перед боем генерал-майор Доватор был смертельно ранен пулемётной очередью. (Доватор с права,ярядом с ним генерал Плиев.)
  4. +2
    22 января 2016 09:03
    за пол года до войны значение конницы оценивали трезво
    Что касается, товарищи, вчерашних предыдущих докладов, то в авиационных докладах были дебаты и разговоры о том, что авиационная сила, воздушная сила польская, а также французская по тем или другим причинам не могла сопротивляться. А также есть много вопросов в последнее время — крупных сил конницы нет, нет таких примеров после гражданской войны.
    На этот вопрос я отвечаю так, как понимаю, особенно, принимая во внимание те случаи, когда целое государство, как Польша ликвидируется за 16 — 18 суток, такое могущественное государство, как Франция, ликвидируется за 45 дней.
    Поэтому, я считаю основное — воздушные силы. Крупные силы конницы при всем своем желании, хоть семь звезд во лбу, как говорят, ничего не могут сделать.
    Кроме того, у меня такой ответ на вопрос: как будут в современной войне использованы крупные силы конницы. На этот вопрос в последнее время у меня сложился взгляд и так я отвечаю, потому что когда германские бронетанковые ударные силы двигались через Голландию и Бельгию, в этот момент превосходство в воздухе было на германской стороне. Если же превосходство в воздухе было на стороне союзников, едва ли могли эти германские бронетанковые силы двигаться так свободно. Затем мотомехчасти двигались по дорогам и шоссе. Я считаю, что конница при таких условиях может двигаться не по шоссе, а лесами и другими путями.
    Поэтому, в современной обстановке, в связи с ростом, как это было на западе, конно-кавалерийских частей, надо полагать, что превосходство будет на той стороне, которая имеет превосходство в воздухе. При этом превосходстве может двигаться любой род войск, драться и выполнять [задачу]. Если же этого превосходства в воздухе нет, то любой род войск двигаться не сможет и не выполнит поставленных задач.


    25-31.12.1940
    Городовиков О. И., генерал-полковник, генерал-инспектор кавалерии Красной Армии
    РГВА, ф. 4, оп. 18, д. 58, л. 60 — 65.
  5. +6
    22 января 2016 09:10
    Можно добавить, что у немцев тоже были кавалерийские части: разведотряд 310 человек, 214 лошадей, 9 автомобилей и 2 мотоцикла при каждой пехотной дивизии. Также в боях участвовали кавалерийские бригады, кавалерийские дивизии СС, отдельные полки. В конце войны, как и у нас, кавалерийских частей было в несколько раз больше, чем в начале. В длительных рейдах, как не печально, лошадь не только везла бойцы. но и кормила в прямом смысле, обеспечивая хорошую подвижность соединения.
  6. +9
    22 января 2016 09:42
    живу на родине Доватора.великий был человек и Казаками уважаем- хоть сам он и не казак. Спасибо за статью!
    1. -1
      22 января 2016 20:36
      еврейский большевистский казак.
    2. Комментарий был удален.
  7. +4
    22 января 2016 10:01
    "...любая русская кав.дивизия способна пройти более 100км за сутки в полном составе со штатным вооружением,да и еще вне оси коммуникаций ." Г.Гудериан "Танки вперед!"
    1. 0
      22 января 2016 11:55
      "...любая русская кав.дивизия способна пройти более 100км за сутки в полном составе со штатным вооружением,да и еще вне оси коммуникаций ." Г.Гудериан "Танки вперед!"

      к сожалению данная цитата гуглится только вашим сообщение, в книге ее то же нет, не могли бы вы дать полную ссылку на подлеца Гудериана
    2. +1
      22 января 2016 12:02
      Цитата: нивасандер
      " Г.Гудериан "Танки вперед!"

      Уж не знаю, писал это Гудериан или нет. Но к его высказываниям рекомендую относиться осторожнее. Тот еще был болтун и фантазер. А уж его книженция-то, так это вообще что-то с чем-то.
      1. +1
        22 января 2016 14:20
        Цитата: 2news
        Уж не знаю, писал это Гудериан или нет. Но к его высказываниям рекомендую относиться осторожнее. Тот еще был болтун и фантазер. А уж его книженция-то, так это вообще что-то с чем-то.

        однако влияние оказала
        Впервые я услышал имя немецкого генерала Гудериана в 1938 г. Тогда его книга «Внимание, танки!» вызвала горячие споры в военной среде. Гудериан выступал как апологет танков и считал, что им предстоит решать судьбу будущих сражений.
        Лелюшенко Д.Д. Москва-Сталинград-Берлин-Прага. Записки командарма. — М.: Наука 1987.


        касательно лжи или правды- надо смотерть по конкретным фактам.
        1. 0
          22 января 2016 14:53
          Цитата: стас57
          касательно лжи или правды- надо смотерть по конкретным фактам

          Мемуары, это вообще жанр специфический. Что-то типа ненаучной фантастики. Отличается только богатством фантазии. У Гудериана с этим побогаче будет.
          1. 0
            22 января 2016 23:43
            ну давайте разберем подлеца поподробнее
        2. Комментарий был удален.
    3. Комментарий был удален.
  8. +1
    22 января 2016 10:16
    РККА почти лишилась важнейшего инструмента ведения войны — механизированных соединений. Единственной реальной заменой мехсоединиям, хоть и уступающим им в подвижности, становилась кавалерия.

    Ну, каким мехсоединениям? Мехсоединения, это танки + мотопехота. А кавалерия, это просто что-то типа мотопехоты. Только без необходимости подвоза бензина и со своим живым кормом на случай окружения или чего-то похожего.
  9. +6
    22 января 2016 10:17
    Исса Александрович Плиев (12 (25) ноября 1903 — 6 февраля 1979) Дважды Герой Советского Союза . Герой Монгольской Народной Республики. С июля 1941 года командовал 50-й кавалерийской дивизией (с ноября 1941 — 3-я гвардейская кавалерийская дивизия), в августе — декабре 1941 года совершавшей рейды по тылам группы армий «Центр» в районе Смоленска и в Подмосковье. С декабря 1941 года — командовал 2-м гвардейским, с апреля 1942 года — 5-м, с июля — 3-м гвардейским, с ноября 1943 года — 4-м гвардейским корпусами. 3 октября 1944 года возглавил конно-механизированную группу в составе: 4-й и 6-й гвардейские кавалерийские и 7-й механизированный корпус с целью участия в Дебреценской операции на территории Венгрии. С ноября 1944 года Плиев возглавлял уже штатную конно-механизированную группу (1-ю КМГ, с 26 января 1945 года — 1-я гвардейская КМГ), принявшую участие в Будапештской операции.Во время советско-японской войны командовал конно-механизированной группой в Хингано-Мукденской операции 1945 года. За успехи в разгроме Квантунской армии награждён второй медалью «Золотая Звезда».
  10. 0
    22 января 2016 11:10
    Пролетари, на конях!!! soldier
  11. +4
    22 января 2016 13:32
    Бой у станицы Кущёвской

    2 августа 1942 года казаки 13-й Кубанской дивизии в конном строю атаковали немецкие войска у станицы Кущёвской.

    Заняв 23 июля 1942 года Ростов-на-Дону, немецкая группа армий «A» начала наступление на Кубань. 30 июля 1942 года горнострелковый разведывательный отряд, шедший во главе 4-й горнострелковой дивизии вермахта, вышел к реке Ея западнее Кущёвской. У моста разведывательный батальон 94-го горнострелкового полка залёг, дожидаясь подхода 91-го стрелкового полка. Последовавшая атака этого полка была отбита огнем советских войск. Тем временем основные силы 4-й горнострелковой дивизии без успеха попытались расширить захваченный плацдарм у Ленинского. Немецкое командование решило использовать плацдарм у Кущёвской, удерживаемый соединениями 73-й и 125-й дивизий.

    31 июля бои у Кущёвской продолжились. Утром 31 июля пехота вермахта начала наступление на позиции 12-й Кубанской и 116-й Донской кавалерийских дивизий, оборонявших станицы Шкуринскую и Канеловскую. Казаки перешли в контратаки и сумели отбросить противника, но соседняя 18-я армия продолжала отступать. 31 июля входившая в её состав 216-я стрелковая дивизия оставила Кущёвскую. С наступлением ночи 15-я кавалерийская дивизия попыталась выбить противника из станицы, но не смогла. Тогда-то командование и решило ввести в бой 13-ю казачью кавалерийскую дивизию полковника Миллерова. входившую в состав 17-го Кубанского казачьего корпуса. Корпус этот формировался из казаков и самими казаками на казачьи средства.
    1. 0
      23 января 2016 23:34
      Цитата: rus_ak_93
      Бой у станицы Кущёвской
  12. +3
    22 января 2016 13:32
    Казаки 13-й Кубанской казачьей дивизии, 1942 год.

    Дивизия состояла из трех кавалерийских полков и артиллерийского дивизиона.

    Казачьи эскадроны, используя высокую суданку, кукурузу и подсолнухи, зелёной стеной подступившие к самой Кущевской, в ночь с 1 на 2 августа скрытно заняли исходное положение для атаки. Утром, когда фашистские солдаты потянулись к кухням за завтраком, части дивизии в конном строю внезапно атаковали противника и ворвались в станицу. Паника у врага была страшная, и пока экипажи танков пытались добежать до машин и организовать отражение атаки, казаки зарубили более тысячи немецких солдат и офицеров, а около 300 фрицев захватили в плен.

    Константин Недорубов 9 мая 1975 года в день 30-летия Победы


    Придя в себя, фашисты предприняли контратаку, пустив на конницу мотопехоту и танки. Вот тут-то и пришло время действовать пушкам противотанкового истребительного дивизиона капитана Чекурды. На казаков двинулось 45 танков, Чекурда приказал выкатить пушки на прямую наводку. И как только танки приблизились, на них обрушился шквал огня. Первая контратака стоила фашистам четырех бронированных машин, вспыхнувших факелами. Остальные повернули вспять. После второй контратаки немцы недосчитались еще семи танков.

    Во время третьей контратаки противника во встречный бой ринулась кавалерия. Казачья лавина, развернувшаяся на два километра по фронту, сверкая клинками, двинулась на немцев. На врага это оказало ещё и сильное психологическое давление. Казаки приближались вплотную приближались к танкам и на скаку забрасывали их гранатами и бутылками с зажигательной смесью.

    В этом бою что было изрублено и раздавлено около 1800 фашистских солдат и офицеров, остальные разбежались по полям и попрятались в кукурузе.

    Один только эскадрон старшего лейтенанта Константина Недорубова уничтожил свыше 200 гитлеровцев, из которых 70 лично уничтожил сам Недорубов. За этот бой ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Надо сказать, что Недорубову на тот момент было 53 года, и он уже не подлежал призыву. Во время империалистической войны Недорубов стал полным георгиевским кавалером. В гражданскую он воевал за белых, за что в 1933 гду был осужден на 10 лет, но в 1936 был отпущен за ударный труд на строительстве канала Москва-Волга.

    Однако, не дорубив немцев в первую мировую, Недорубов вступил в Красную Армию добровольцем, приведя с собой ещё и сотню казаков станицы Березовской, в числе которых был и его 17-летний сын Николай. В этом бою Николай пропал без вести, и все считали его погибшим но, как выяснилось впоследствии, он раненый был подобран дальними родственниками Недорубовых, которые выходили его и укрывали от немцев. После освобождения района Николай Недорубов вернулся в строй.

    В 1964 году при въезде в станицу Кущёвская был установлен памятник.
    1. +1
      22 января 2016 20:11
      Недорубов не воевал за белых--есть и архивы и документальный фильм про него.А загремел на беломор-балтийский канал банально просто:был в ту пору председателем колхоза у себя на родине, неурожайный год,чтобы как нибудь поддержать сельчан --выдал малоимущим немного зерна--тут же донесли сексоты-дальше всё вам известно.Кстати звезда героя и георгиевские кресты хранятся в музее-панораме Сталинградской битвы в Волгограде,я был в этом музее.
    2. 0
      23 января 2016 23:35
      Цитата: rus_ak_93
      Казаки 13-й Кубанской казачьей дивизии, 1942 год.
  13. 0
    22 января 2016 13:44
    извините фотографии вставить не могу
  14. +4
    22 января 2016 13:51
    Дед моего мужа, казак, воевал в казачьей дивизии, был и в Сталинграде. Дошёл до Польши, был ранен, отправлен в тыл на лечение. На территории украины пропал без вести, Волынская область. Письма его читала - о боевых действиях почти ничего - цензура. Понятно только, что очень тяжело.
  15. 0
    22 января 2016 18:12
    Все мы немножко лошади.(о)
  16. +1
    22 января 2016 20:32
    Статья очень интересная и познавательная.Кавалерия-мобильная пехота.Но надо не забывать:лошадь-основная тягловая сила в ВОВ,вспомните "батальоны просят огня" пушки возили лошади.
    Считаю что ,лошадь также внесла свой вклад в Великую Победу.
  17. +1
    22 января 2016 20:35
    СПАСИБО! А те, кто ни ....черта в военном деле не понимает, всё издеваются над "отсталыми консерваторами-кавалеристами.

    Внук кавалериста
  18. 0
    23 января 2016 10:22
    Очень познавательно и интересно. Большое спасибо! Статья отвечающая теме рубрики сайта.
    Вообще, предвоенная "кавалерийская тема" очень интересна. Особенно она стала освещаться в негативном плане во время реабилитации жертв "необоснованных сталинских репрессий" среди военных. В каких грехах "конников" только не обвиняли... Дописались и договорились даже до того, что Семёна Михайловича Будённого объявили врагом и противником механизации РККА, приписав ему безмерное ратование за сохранение и расширение кавалерии. Главным обвинением были слова славного маршала о мерах по усилению развития коневодства, вырванные из контекста речи, произнесённой Будённым на съезде коневодов и совершенно не имеющей отношения к "каваллеризации" Красной Армии...
  19. 0
    23 января 2016 10:30
    О действиях советской кавалерии во время Великой войны есть очень интересная книга Владимира Успенского, основанная на воспоминаниях Великого кавалериста Белова Павла Алексеевича, "Поход без привала".
  20. 0
    23 января 2016 10:40
    И ещё очень интересны мемуары славного конника, в последствии генерала армии, Стученко Андрея Трофимовича. Написанные очень правдиво, с некоторыми, довольно резкими оценками действий вышестоящего руководства. Поэтому, скорее всего, изданы были один раз в 1968 году. Интересующимся настоятельно рекомендую. Её (книгу) легко найти на просторах интернета...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»