Первый танковый бой в истории и его последствия

17
Сегодня ни для кого не является секретом тот факт, что основное оружие танка — это его пушка. Однако в начале прошлого века эта истина еще не являлась истиной. Первоначально танки разрабатывались для поддержки пехоты и подавления огневых средств противника, конструкторы даже не думали о том, что танк может стать и эффективным противотанковым средством. Поэтому англичане изначально вооружали некоторые свои танки исключительно пулеметами. Но уже первый в истории танковый бой, который произошел 24 апреля 1918 года, наглядно показал, какое именно оружие должно быть основным для танка.

Первая мировая война стала первой, в которой на поля сражений вышли танки. Первыми танки в боевых действиях использовали англичане. Это произошло 15 сентября 1916 года во время сражения на Сомме. Первые английские танки Mark I были далеки от совершенства, но абсолютно точно знакомы многим благодаря своему необычному внешнему виду. Эти танки представляли собой бронированную «коробку» ромбовидной формы с обведенной по ее корпусу стальной гусеницей. Данные машины при весе около 28 тонн обладали очень скромным бронированием — 10-12 мм лоб корпуса и до 5-6 мм борта. Такая броня могла защитить только от винтовочных пуль (не бронебойных), легких осколков снарядов и шрапнели. При этом танки не имели башни, вооружение располагалось в спонсонах, расположенных по бортам корпуса.

Изначально англичане создали танки двух типов: «самка» (пулеметный) и «самец» (пушечный). Конструкторы английского танка считали, что «самец» будет использоваться в основном против пулеметных гнезд противника, а «самка» против его живой силы. Таким образом, сразу же они внесли некоторое разделение по боевому назначению между двумя танками. Танки эти по хорошей дороге едва разгонялись до 6 км/ч, а вне дорог, где и велись основные боевые действия, едва делали 1-3 км/ч, то есть уступали по скорости пешеходу. Проблемой всех первых танков был также очень плохой обзор. Экипаж мог наблюдать за полем боя только через незащищенные щели, сквозь которые при обстреле могли залетать брызги расплавленного свинца. Неудивительно, что у танкистов тех лет очень распространены были глазные ранения.

Первый танковый бой в истории и его последствия
Британский танк Mk IV («самец») с балкой для самовытаскивания


Вторыми танки использовали французы. Это произошло 16 апреля 1917 года. Дебют французских танков вышел неудачным. При этом французы бросили в атаку одновременно танки двух типов: «Шнейдер» и «Сен-шамон». Отличительной особенностью данных машин было то, что французские конструкторы изначально оснастили обе машины пушечным вооружением. Точно так же поступили и немцы, которые позднее всех вывели на поле боя свой танк — A7V. Первый бой немецких танков состоялся 21 марта 1918 года у местечка Сент-Кантен, расположенного примерно в 50 километрах от того места, где впервые были брошены в бой английские танки.

Так как немецкие танки, которых, к слову, было собрано всего 20 штук, появились на полях сражений Первой мировой войны только в последний ее год, столкновений между британскими, французскими и немецкими танками просто не происходило. Даже тот факт, что такой бой все-таки произошел, учитывая незначительность немецкого танкового парка (немцы вынуждены были использовать даже трофейные английские Mark I ), сам по себе уникален.

Первый танковый бой, который оказался встречным, произошел 24 апреля 1918 года у местечка Виллер-Бретонне. При этом отправившиеся в бой английские танкисты не подозревали, что на этом направлении немцы задействовали собственные танковые части. Ситуация на фронте на тот момент складывалась следующим образом: к апрелю 1918 года немцы находились на расстоянии всего 7 миль от Амьена — очень важного железнодорожного узла, который являлся также стыком британской и французской армий. Стоило немцам овладеть Виллер-Бретонне и высотами между ними и Каши, как в их руках появились бы отличные позиции для точного артиллерийского обстрела Амьена с возможностью его последующего захвата. Захват этого города мог иметь для союзников самые тяжелые последствия.

Британский танк Mk IV «самка» с пехотой на броне


Для предотвращения подобного развития событий французы ввели здесь в бой ударные части, включая подразделения Иностранного легиона, который частично занимал позиции у леса Бланжи (Bois de Blangy) в 4-х милях к западу от Виллер-Бретонне вместе с английскими танками роты «А» 1-го танкового батальона. Тактика боевого использования данных танков получила название «Дикие кролики». Английские танки использовались в контратаках, выжидая в засадах и лишь в самый важный момент, выскакивая на поле боя как «дикие кролики из своих нор», отмечал генерал Хью Эллес. Танки использовались для удара по флангам наступающих немецких частей.

На вооружении роты «А», которая до этого понесла серьезные потери, находились поспешно модифицированные тяжелые танки Mk IV, которые отличались от Mk I, главным образом, бронированием и размещение топливных баков вне корпуса. Отделение №1, которым командовал капитан Дж. Браун, состояло из трех танков — двух «самок», которые были вооружены лишь пулеметами и одного «самца», которым командовал 2-й лейтенант Фрэнк Митчелл. Помимо наличия двух короткоствольных 6-фунтовых орудий и отсутствия хвостовых колес, этот танк мало чем отличался от Mk I. Также в том бою приняло участие 7 английских средних танков Mk A «Whippet» (с англ. борзая), входивших в состав батальона «С», которым командовал капитана Т.Р. Прайс. Данные танки весили 14 тонн, были вооружены лишь четырьмя пулеметами и имели довольно тонкую броню. Однако скорость их достигала более 8 миль в час, а проходимость считалась хорошей. Экипаж каждого такого танка составлял 3 человека, в то время как в Mk IV их было 8.

Всем этим английским машинам противостояли немецкие тяжелые танки A7V Sturmpanzerwagen. С боевой загрузкой их вес доходил до 33 тонн, а экипаж состоял из 18 человек (командир танка, механик-водитель, два механика, артиллерист, заряжающий, а также 6 пулеметных команд (по 2 человека в каждой). Бронированы эти танки были лучше — до 15-30 мм. На вооружении этих боевых машин находилась 57-мм пушка и 6 пулеметов, которые размещались по всему периметру танка. Максимальная скорость немецкого танка достигала 10-12 км/ч по шоссе, запас хода составлял 35 км. По сути, это была хорошо защищенная мобильная артиллерийская платформа, которая была предназначена для поддержки пехотных частей. При этом первый немецкий танк был плохо сбалансирован, отличался плохой проходимость и недостаточной мощностью двигателя.

Британский танк Mk A «Whippet»


В 9:30 утра 24 апреля 1918 года колонна из трех английских танков Mk.IV (один пушечный и два пулеметных) выдвинулась в направлении траншеи Каши-Суитч, оборону которой они должны были укрепить. Только за 500 метров до непосредственного места боя англичане узнали о том, что на этом участке присутствуют три немецких танка A7V. На самом деле немецких танков должно было быть 4, однако из-за густого тумана они заблудились и один танк (Elfriede) выдвинулся слишком далеко на север, после чего свалился в кювет и перевернулся. Хотя экипаж данной боевой машины продолжил бой, сражаясь вместе с немецкой пехотой, сам танк в бою никакого участия уже не принимал.

В результате завязавшейся между танками артиллерийской дуэли два пулеметных Mk.IV быстро вышли из боя. Немецкие танкисты добились по ним нескольких прямых попаданий, нанеся им повреждения и фактически заставив выйти из боя. После этого танковая дуэль свелась к противостоянию пушечного Mk.IV Митчелла и одного A7V, которым командовал лейтенант Вильгельм Билтц. При этом превосходство в позиции оказалось на стороне англичан. Из-за особенностей ландшафта немцы не могли использовать два других своих танка A7V. При этом экипаж немецкого танка вел огонь с места, стреляя не только из пушки, но и из пулеметов — бронебойными пулями. В отличие от немцев, танк англичан постоянно маневрировал и, совершив несколько выстрелов с ходу, перешел к ведению огня с коротких остановок. В результате трех попаданий англичан в экипаже Билтца был убит артиллерист, еще два члена экипажа получили смертельные ранения, трое легкие. Танк получил повреждения и вынужден был отступить, покинув поле боя, отойдя на два километра, он просто заглох. Британский визави также не смог долго продолжать бой, где-то к 12:45 танку Митчелла миной разорвало гусеницу, после чего англичане также вынуждены были покинуть танк, укрывшись в траншее позади боевой машины.

Во время боя в небе появлялся британский самолет-разведчик, который незамедлительно запросил помощи у капитана Прайса, часть которого находилась в 5 километрах от Каши-Суитч. В результате 7 средних пулеметных танков Mk.A «Whippet» выдвинулись к месту боя, чтобы разгромить пехоту немцев в этом районе. При этом их экипажи ничего не знали о немецких танках. По какой причине летчик не сообщил им о них, неизвестно. Около 11 часов утра 7 танков Mk.A появились из-за северной окраины Каши, проскочив на максимальной скорости линию проволочных заграждений и выйдя к линии обороны.

Немецкий танк A7V с экипажем


В первые минуты боя им удалось внести смятение в ряды наступающей немецкой пехоты и рассечь ее атакующие порядки, продвигаясь вперед и ведя огонь по противнику из пулеметов. Затем неожиданно один из атакующих танков остановился, и Митчелл увидел, как из него повалили клубы дыма, потом загорелся еще один танк. Остальные пять начали пятиться к Каши, однако примерно в 100 метрах от деревни один танк остановился, из него выскочил танкист и подбежал к другому Mk.A, который забрал его с собой. Четвертый танк вышел из строя уже недалеко от сада вблизи деревни, то есть из боя без повреждений смогли вернуться только 3 английских танка.

При этом стоит отметить, что из-за неудовлетворительной видимости из танков и тумана над полем боя, экипажи Mk.A «Whippet» даже не поняли, что находились под обстрелом немецких танков. Свои потери они считали результатом действий немецкой полевой артиллерии из состава 4-й гвардейской дивизии, которая располагалась в этом районе. Немецкие артиллеристы действительно вели по ним огонь, но стрелял по ним и как минимум один танк из группы Билтца. Это был танк под номером 525, которым командовал Фридрих Биттер. Он вел огонь по англичанам с расстояния всего 300 метров, так что с большей долей вероятности мог поразить какое-то количество из 4-х потерянных англичанами танков.

Первый же в истории танковый бой наглядно показал конструкторам и военным преимущество пушечного танка и всю беспомощность перед ними пулеметных машин. Каждый из немецких танков A7V, участвовавших в этом бою, был вооружен 57-мм орудием. Несмотря на тот факт, что формально победителями сражения считаются англичане, за которыми в итоге осталось поле боя, немецким танкистам удалось всего лишь тремя танками эффективно противостоять 9 пулеметным и одному артиллерийскому танку англичан. Ставшее очевидным преимущество пушечных танков над пулеметными предопределило облик будущих боевых машин на много лет вперед.

Источники информации:
http://www.dogswar.ru/armii-mira/vooryjennye-sily/1977-pervyi-tankovyi-boi.html
http://armor.kiev.ua/lib/tank/3/t3.html
http://otvaga2004.ru/tanki/v-boyah/pervyj-v-istorii-tankovyj-boj
http://warspot.ru/1446-pervoe-tankovoe-otkrovenie
Материалы из открытых источников
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    25 января 2016 08:05
    Спасибо, за статью и подробности..
  2. +1
    25 января 2016 08:06
    Статья интересная,можно деть выводы по поводу вооружения...что в принципе и произошло....
  3. +10
    25 января 2016 08:46
    Ставшее очевидным преимущество пушечных танков над пулеметными предопределило облик будущих боевых машин на много лет вперед.

    Вообще-то очевидным это стало только после войны в Испании. Да и то, отнюдь не до конца. Пулемётные танки делали едва ли не вплоть до самой Второй Мировой. При этом - буквально все танкостроительные державы (примеры, думаю, приводить излишне). И не просто так от дури - а потому что для пулемётных танков в те годы предусматривалась своя концепция применения (или же ставить пушечное вооружение считалось на них нецелесообразным - как например на серии советских плавающих танков - Т-37А, Т-38, Т-40). Основным назначением подобных танков была разведка, связь, боевое охранение частей на марше, борьба с вражескими диверсантами и партизанами. Т.е. они не задумывались машинами поля боя.
    1. +4
      25 января 2016 13:06
      Цитата: Fei_Wong
      или же ставить пушечное вооружение считалось на них нецелесообразным - как например на серии советских плавающих танков - Т-37А, Т-38, Т-40

      С плавающими танками дело было не в нецелесообразности, а в технической невозможности: сначала не было запаса плавучести, затем - самой пушки.
      На слабость вооружения Т-37 и Т-38 ГАБТУ жаловалось ещё когда танки начали поступать в части. Но увы - ничего более тяжёлого в эти "плавунцы" без потери возможности плавать поставить было нельзя: они и в штатной конфигурации плавали чуть лучше топора. Кроме того, под новое вооружение на них требовалась более объёмная башня, что окончательно ставило крест на плавучести.
      В результате, появился Т-40 - но и он ГАБТУ не устраивал. Танкисты хотели плавающий танк с пушкой (выдав ТЗ на эту пушку ещё в декабре 1939)... и практически получили его. Но гражданин Таубин, обещавший златые горы, запорол всё и вся. Его 23-мм пушка, уже прописанная в ТЗ на многие типы машин (ЛБ-62, Т-40, Ил-2, ЛаГГ-3) и вписанная в ОШС стрелковых частей, на деле оказалась сырым куском продуктов жизнедеятельности, неспособным пройти даже заводские испытания.
      Вот и остались довоенные ПТ с пулемётами. Позже, уже в войну, они, утеряв плавучесть, получили таки пушку (хреновую, но пушку - другой, увы, не было) а затем - мутировали в обычные ЛТ (Т-40 - Т-40С - Т-30 - Т-60 - Т-70).
      Цитата: Fei_Wong
      Основным назначением подобных танков была разведка, связь, боевое охранение частей на марше, борьба с вражескими диверсантами и партизанами. Т.е. они не задумывались машинами поля боя.

      Они предназначались в первую очередь для фронтовой разведки с возможностью преодоления встретившихся естественных препятствий, а также для борьбы с десантами, пехотой и кавалерией противника, боевого охранения и сопровождения механизированных колонн, наконец, для осуществления связи.
      (с) И.Б.Мощанский.
      То есть, исходя из задач отечественных плавающих танков, пушка для них таки была нужна.
      1. 0
        25 января 2016 14:54
        Но гражданин Таубин, обещавший златые горы, запорол всё и вся. Его 23-мм пушка, уже прописанная в ТЗ на многие типы машин (ЛБ-62, Т-40, Ил-2, ЛаГГ-3) и вписанная в ОШС стрелковых частей, на деле оказалась сырым куском продуктов жизнедеятельности, неспособным пройти даже заводские испытания.

        Расскажите же нам чьи пушки НА ТОТ МОМЕНТ были лучше?
        (Для тех кто не понял или не в курсе: на тот момент 23-мм рушка Таубина была в том же самом положении что и все остальные пушки. И даже пресловутый ШВАК который ставили на самолёты был сырым и неноделанным. А порисходило это потому что недостаточно великую идею на чертёж перенести -- потом ещё долгий процесс выглаживания багов следует, который ускорить невозможно никак)

        Вообще же такие эпитеты как "сырым куском продуктов жизнедеятельности" всего лишь характеризуют "интеллектуальный уровень" докладчика
        1. +2
          25 января 2016 20:17
          Цитата: AK64
          Расскажите же нам чьи пушки НА ТОТ МОМЕНТ были лучше?
          (Для тех кто не понял или не в курсе: на тот момент 23-мм рушка Таубина была в том же самом положении что и все остальные пушки. И даже пресловутый ШВАК который ставили на самолёты был сырым и неноделанным. А порисходило это потому что недостаточно великую идею на чертёж перенести -- потом ещё долгий процесс выглаживания багов следует, который ускорить невозможно никак)

          Только вот другие конструкторы не обещали создать лёгкую пушку с низкой отдачей к началу 1941 года.
          Превышение отдачи в 2 раза по сравнению с заявленными ТТХ - это не баг, а крест на всей конструкции. Хороша мотор-пушка, у которой из-за значительной отдачи МП-6 в месте её соединения с двигателем М-105П образуются трещины, и пушку можно использовать только при условии усиления его картера. А ведь усиление картера - это лишняя масса, которая явно не пошла на пользу и без того не осень мощному мотору. Но картер усилили... после чего крепления пушки просто сорвало отдачей.
          Кроме того в активе Таубина - переделки уже принятых на вооружение и поставленных в серию изделий. Не доработки, нет - кардинальные изменения, типа смены питания МП-6 с магазинного на ленточное. На серийном и так и не доведённом до ума изделии.
          А ведь в портфеле Таубина были ещё столь же "успешные" 37-мм пушка и 12,7 мм пулемёт.
          Причём АП-12,7 тоже довели до серии, соблазнившись низким весом и очередными обещаниями Таубина - и точно так же начали в этой серии кардинально изменять, чтобы обеспечить хоть какую-то живучесть и надёжность. Не получилось.

          Репрессировали Таубина не из-за недостатков его изделий. Репрессировали его за не подкреплённые делами обещания в стиле Курчевского и за неспособность его самого и КБ довести до ума разработанные и уже поставленные в серию сырые пушку и пулемёт (вместо постановки в серию МП-6 Таубин занимался, например, проталкиванием своей пушки в ЗСУ). Под его обещания были запущены в серию минимум 2 самолёта. На которые в результате пришлось временно ставить "20-мм пулемёт ШВАК", а потом и нормальные УБ-12,7 с ВЯ-23. Кстати. ситуация с ВЯ-23 хорошо харакетризует надёжность изделий Таубина - эту пушку с её известными проблемами всё равно посчитали более надёжной. чем МП-6.
          Как писал Уланов, к 1941 Таубин и Бабурин запороли 6 проектов.

          А вот Волков и Ярцев беспочвенных обещаний не давали - а просто работали. И в конце концов выдали ВЯ-23.
          1. 0
            26 января 2016 00:35
            Да ладно вам Астрова ругать! Его машинки тоже были нужны. На их основе в дальнейшем тот же ПТ-76 спроектировали.
            1. 0
              26 января 2016 01:03
              А их никто грязью и не поливает.Просто комрады излагают свои точки зрения
            2. 0
              26 января 2016 10:59
              Цитата: Landwarrior
              Да ладно вам Астрова ругать!

              А я и не ругаю. В пределах имевшихся у СССР на момент создания очередного типа "плавунцов" технических возможностей Астров создал, пожалуй, единственно возможные варианты плавающих танков. Всё упиралось в мотор и вооружение - но реальной альтернативы не было.
  4. +3
    25 января 2016 08:54
    Цитата:"Первый же в истории танковый бой наглядно показал конструкторам и военным преимущество пушечного танка и всю беспомощность перед ними пулеметных машин...", ниже:"Ставшее очевидным преимущество пушечных танков над пулеметными предопределило облик будущих боевых машин на много лет вперед".
    Автор не совсем прав. Пулеметные танки разрабатывались и состояли на вооружении разных стран до середины 30-х годов, а отдельные машины успели повоевать и на начальном этапе Второй Мировой войны.
    От первоначальной концепции, что пулеметные танки - чистильщики окопов а пушечные танки подавляют огневые точки противника военные отказались неохотно. Инерция мышления.

    Спасибо автору за статью, интересно. Про второй эпизод этого боя, атаку "уипетов" не знал, хотя сам бой широко известен, где я что то упускал.
  5. +4
    25 января 2016 09:53
    Настоящее ВОЕННОЕ обозрение! Автору спасибо!
  6. 0
    25 января 2016 11:02
    Интересно и познавательно,таких статей на ВО и побольше
  7. +1
    25 января 2016 11:21
    Всегда было интересно, как танкисты в этих коробках выдерживали грохот орудий? Ведь без защиты ушей там внутри и контузию получить можно было.
  8. +9
    25 января 2016 12:05
    Настоящие МK-IV (трофейные) в Луганске. (Кликабельно)
  9. 0
    25 января 2016 16:38
    Цитата: baudolino
    Всегда было интересно, как танкисты в этих коробках выдерживали грохот орудий? Ведь без защиты ушей там внутри и контузию получить можно было.

    Еще сложней было дело с угарными газами двигателей, экипажи зачастую получали отравления и теряли сознание.
    1. +2
      25 января 2016 20:39
      Цитата: Арктидианец
      Еще сложней было дело с угарными газами двигателей, экипажи зачастую получали отравления и теряли сознание.

      Говорят, что нередко прямо во время боя танки останавливались и из них выскакивали угоревшие танкисты "хлебнуть воздуха". Кстати, там в качестве связи была клетка с голубями, так те зачастую так и вообще этого ада не переживали.
  10. +1
    25 января 2016 20:38
    Также в том бою приняло участие 7 английских средних танков Mk A «Whippet» (с англ. борзая), входивших в состав батальона «С», которым командовал капитана Т.Р. Прайс. Данные танки весили 14 тонн, были вооружены лишь четырьмя пулеметами и имели довольно тонкую броню. Однако скорость их достигала более 8 миль в час, а проходимость считалась хорошей.
    Одним из предметов гордости был тот факт, что танк мог (во всяком случае декларативно) вернуться из боя своим ходом. Для того времени это считалось немалым конструкторским успехом.
  11. 0
    26 января 2016 00:38
    Да... Два движка( по одному на каждую гусеницу), две коробки передач... Потери экипажей от вражеского огня и от отравления угарным газом-примерно 50 на 50... Но! "Нельзя приготовить омлет не разбив яиц..." (с) hi