Перспективы российско-турецких отношений
Анкара сделала довольно громкую заявку о Турции как о реальном претенденте на место одного из полюсов в будущем многополярном мире. И судя по заявлениям и действиям турецкого политического руководства, в их замыслах облик мирового сообщества в грядущем довольно сильно отличается от проектов, в рамках которых явно или по умолчанию действуют США, Брюссель, Иерусалим, Пекин и Москва. Поэтому необходимо более пристально рассмотреть российско-турецкие отношения и понять, есть ли вероятность нового столкновения России и Турции. Особенно это важно сделать, т. к. мы увидели, как Анкара без особых колебаний пожертвовала стратегическим союзом с Израилем в обмен на будущую гегемонию в исламском и арабском мире.
Прежде всего, надо отметить, что отношения России и Турции развиваются на экономической основе. В последние годы российско-турецкая торговля показывает устойчивый динамичный рост, достигнув в 2008 году объёма в 38 млрд. долларов. Кроме того, обе стороны озвучили амбициозную задачу - в течение пятилетки нарастить товарооборот стран до 100 млрд. долларов. В российском экспорте в турецкое государство преобладают энергоносители (нефть и нефтепродукты, природный газ, каменный уголь), металлы и изделия из них. Их доля в общем объёме по информации 2010 года составила 73,8% и 7,4% соответственно. Кроме того, доля сырья и «промежуточных» товаров в российском вывозе – 97,7% (это более 21 миллиарда долларов). Турецкий экспорт в РФ меньше, в 2010 году он составил 4,6 млрд. долларов, но он более сбалансирован. Так доля потребительских товаров (конечного продукта) – 44,7%, а доля сырья и промежуточных материалов – около 44,9%. Между двумя государствами растут взаимные прямые инвестиции, на середину 2010 года его объём оценивался в размере примерно 10 млрд. долларов.
Российские компании получили право на строительство первой турецкой атомной электростанции (АЭС «Аккую»), договорённость была достигнута в мае 2010 года. Стоимость проекта составляет примерно 20 млрд. долларов. Интересно, что российская сторона не только создаст проект, построит АЭС (и демонтирует станцию после завершения срока использования), но и будет её эксплуатировать, продавая электроэнергию на энергетическом рынке Турции. Этот проект хорошо вписывается в энергетическую политику РФ, которая не только занята продажей углеводородов и реализацией связанных с ними инфраструктурных проектов, но и передачей другим странам мирных атомных технологий. Анкара с реализацией этого проекта разморозит развитие «мирного атома» в стране, получит статус страны-обладателя мирных атомных технологий (в том числе у неё будут учёные – ядерщики, получившие образование в России, т. е. вырастет научный потенциал страны). Получит дополнительные 4,8 ГВт для своей энергосистемы (на 2009 год – это 44,8 ГВт, т. е. увеличение на 10%), что необходимо для развития экономики. И при этом сама не вкладывает деньги, плюс турецкие строительные фирмы получат заказы на материалы.
Надо заметить, что турки не собираются на этом останавливаться, последствия аварии на японской АЭС «Фукусима», которые довольно отрицательно сказалась на международном имидже атомной энергетики, не останавливают Анкару. Турки подумывают о сооружении второй АЭС - в районе города Синоп.
Турция для РФ – это крупный рынок для сбыта российских энергоносителей, так турецкое государство второй по размеру заграничный потребитель продукции «Газпрома». А вот другой российский бизнес в Турции представлен мало. Хотя в последнее время Турция стала интересовать российскую сторону в качестве источника для опыта в области организации промышленных зон и промышленных кластеров.
Для турков Россия – это поставщик энергоносителей, которые нужны для быстро растущей экономики и населения страны. Кроме того, турки ждут, что Россия примет участие в ряде перспективных энергетических проектах Турции, вроде нефтепровода Самсун — Джейхан (Трансанатолиийский нефтепровод). Важно и то, что РФ постепенно становится важным инвестором в экономику Турции и её присутствие в стране, в таких областях, как энергетика, инфраструктура, промышленность, недвижимость и пр., имеет значительный потенциал для роста и выгодна турецкой стороне. Нельзя забывать и таком важном факторе для турецкого бизнеса, как поток русских туристов.
В будущем Анкара будет стараться изменить отрицательное сальдо взаимной торговли с РФ, «скорректировать» в пользу уменьшения тарифов за энергоносители, привлечь Россию в свои энергетические проекты - проект Самсун – Джейхан, проект Набукко, возможно российскую сторону привлекут и к проекту второй турецкой АЭС. Анкаре интересны российские научно-технические наработки в ряде сфер, вроде атомной энергетики, возможно космоса и т. д. К тому же Анкара считает, что в будущем ей придётся иметь дело с более ослабленной Россией. К примеру, в Турции продолжается рост населения, в России оно сокращалось и после 2050 года, по прогнозу ООН, они будут почти одинаковы, турецкие ВМС сильнее русского Черноморского флота.
«Факторы риска», которые могут привести к «холодной войне» или даже военному конфликту
- История взаимоотношений. Россия и Турция 13 раз воевали, это накладывает определённый отпечаток и на современную геополитику. Россия была той державой, которая едва не стёрла турецкую государственность с лица планеты.
- Возможное столкновение стратегических интересов на Южном Кавказе (в первую очередь проблема Нагорного Карабаха), в Крыму (проблема крымских татар), на Балканах (Турция продвигает на полуострове идею «Великой Албании»). Да и вопрос Черноморских проливов (Босфор и Дарданеллы) до сих пор актуален.
- Постоянная активность Анкары среди «тюркских» государств и народов, Турция позиционирует себя как «интегратора» стран с тюркскими этносами. Идея пантюркизма, охватывает не только страны - бывшие республики Советского Союза (Азербайджан, Туркмения, Узбекистан, Киргизию, Казахстан), которые воспринимаются Россией в качестве своего жизненного пространства, но и Крымский полуостров, ряд областей России.
Ещё в 1992 году Анкара объявила себя «старшим братом» – «агабейлик» тюркских государств, открыв при Министерстве иностранных дел Агентство по тюркскому сотрудничеству и развитию. Идея «Великого Турана» легла в 1993 году в основу учреждения Организации дружбы, братства и сотрудничества тюркских государств и общин. Если идеология неоосманизма и пантюркизма станет в Турции основой мировоззрения всей турецкой элиты и народа, тогда конфликт будет неизбежен.
Согласно действующей турецкой Стратегии национальной безопасности вооруженные силы страны должны быть готовы к «полутора войнам»: вести одновременную войну с внешним противником и масштабные боевые действия против сепаратистов внутри государства. Среди государств, которые способны создать угрозу Турции, указаны Россия, Украина, Армения, Болгария, Греция, Ирак, Иран, Сирия.
- Участие Турции в проектах НАТО и Соединенных Штатов. Один из последних примеров в этой области - подписание Анкарой в сентябре 2011 г соглашения с Вашингтоном по размещению элементов американской системы ПРО на турецкой территории. Турция в планах атлантистов, может сыграть туже роль, что играла Османская империя в XVIII-начале XX столетий в Большой Игре Лондона и частично Парижа, против Российской империи.
- Анкара поддержала агрессию против Ливии, в которой у России были определённые интересы. Ещё большую роль турки играют в подготовке агрессии против Сирии, есть вероятность, что в свержении режима Башара Асада они могут сыграть ключевую роль. А в Сирии у России есть стратегические интересы: Дамаск наш союзник, покупатель оружия, партнёр в области военно-технического сотрудничества, на территории Сирийской республики находится наш военно-морской форпост, в стране живут десятки тысяч бывших граждан СССР и России. Москва настаивает на законности сирийского правительства и необходимости решения внутреннего конфликта за столом переговоров. К тому же если Сирию «зачистят», война ещё ближе подойдёт к нашим границам. После Сирии и Ирана, будут «раскачивать» Среднюю Азию, Кавказ, Украину, Белоруссию, да и Россию. Подготовительный этап уже идёт.
- В области экономики обостряется конкуренция между проектами доставки природного газа европейским страна – «Южным потоком» (его поддерживает Россия) и «Набукко» (его поддерживает Турция).
Поэтому на период примерно 2015-2020 годов у России и Турции может произойти военный конфликт. России надо на этом направлении осуществить несколько мероприятий: во-первых, перевооружить авиацию Черноморского флота и объединенного стратегического командования (ОСК) «Юг», наши ВВС на этом направлении должны быть сильнее турецких и при необходимости нейтрализовать Военно-воздушные силы Азербайджана и Грузии; во-вторых, усиление Черноморского флота – ему необходим ещё один тяжёлый крейсер к имеющемуся ракетному крейсеру Москва (возможно, надо купить у Киева и достроить «Украину»), 2 фрегата, 3-4 корвета, 4-6 НАПЛ, несколько ракетных катеров, при этом не списывать имеющиеся корабли, при необходимости провести их капитальный ремонт и модернизацию; в-третьих, Россия должна иметь несколько горных бригад на Северном Кавказе, в том числе соединения в Абхазии, Южной Осетии, Армении – их надо готовить и вооружать по «горной программе», они должны быть готовы вести боевые действия в горных условиях. В таких условиях, Анкара вряд ли решится на военный конфликт.
Информация