Самолет конца света

37
Этот Boeing E-4B (серийный № 50125 75-0125) является американским Воздушным Командным Пунктом (ВКП)
Он создан на базе самолета Боинг-747-200 из невыкупленного одной из авиакомпаний заказа и по сути переделан в большой мобильный "ядерный чемоданчик", который сопровождает американского президента и высшее военное руководство.

Всего таких машин сделано четыре штуки на случай ядерной войны и их прозвали "самолетами судного дня".
В воздухе Е-4 может находиться целую неделю, если своевременно его дозаправлять. Все системы у него защищены от воздействий ядерного взрыва; имеется в виду не столько ударная волна, сколько электромагнитный импульс, который обычно вырубает всю электронику.
Учитывая его потолок в 12 км, то и ударную волну переживет, если в самый эпицентр не полезет.



Когда президент вылетает с континента, E-4 обязательно садится в соседнем аэропорту как командный пункт на случай войны.
На Гавайях для этого он садится в аэропорту в 200 милях от Гонолулу. Все E-4 несут средства защиты от обстрела.



Первый Е-4 начали собирать в 1973 году, двигатели поначалу ставили производства Pratt & Whitney, потом перешли на General Electric.
Данный экземпляр построен в 1979 г., в 1985 самолету добавили спутниковую антенну и назвали E-4B, остальные три зовутся E-4A.



Поначалу планировалось построить шесть рабочих бортов и седьмой для исследований, бюджет на эту группу самолетов изначально составлял 548 миллионов долларов (1973), а итоговая стоимость каждого обошлась в 250 млн. долларов.
В 2005 году правительство США выделило еще 2 млрд. на пять лет, чтобы улучшить эти самолеты.



Авионика у E-4B еще тех лет, кабина аналоговая, так что в управлении это довольно сложный самолет - как первые Боинги-747.



Так как самолет оборудован устройством для дозаправки в воздухе, то теоретически он может находиться в воздухе до семи дней.
На практике же самое долгое время он провел в воздухе без посадки 35 часов.



Полная дозаправка E-4B требует двух самолетов-танкеров KC-135 Stratotanker, каждый из них несет от 86 тонн топлива, то есть заправка E-4 выходит около 170 тонн керосина.



E-4 самый дорогой в эксплуатации в истории США, каждый полетный час стоит 155 тысяч долларов, это больше чем на B-2 или SR-71.
Вот и посчитайте, сколько стоит сгонять на саммит в Давос и обратно.



В Цюрихе после посадки американского самолета по периметру ездил броневик с автоматчиком, а всех зрителей с наружной стороны забора вскоре оттеснили полицейские.



"Владельцы мира" испугались споттеров с фотоаппаратами, самолет-то супер-секретный...



Экипаж E-4 насчитывает 112 человек (минимальный состав - 48). Из-за того, что людей летит меньше, чем на обычном пассажирском боинге, им нужно меньше эвакуационных выходов, а один из выходов заставлен оборудованием.



Лётный экипаж состоит из квс, второго пилота, штурмана и инженера.





Вход в самолет обычно со своего трапа на нижней палубе.



E-4 может находиться в воздухе очень долго, а ограничением является запас смазочных жидкостей для двигателей и запас еды-воды для экипажа.



У E-4 три палубы.
Основная рабочая палуба и нижняя на месте грузового отсека коммерческого 747, там находится электроника и антенна для общения с подводными лодками. Антенна намотана на катушку и в полете отматывается за самолетом, её длина порядка 8 км.



В "горбу" расположены места для сидения и отдыха экипажа, там 8 сидячих мест и 6 спальных полок.



На основной палубе в носу штаб командующего, за ним четыре места для охранников, дальше кухня с духовками и микроволновками, на которой можно приготовить около сотни горячих блюд во время длинных миссий.



Дальше комната для конференций и прессы, между кухней и конференц-залом старая проекторная комната, в которой раньше человек вручную менял слайды, а теперь все на плазме, но комната осталась. Дальше офис, в нем сидит так называемый боевой персонал - около 30 человек. Это планировщики, офицеры, ответственные за пуск ракет, коммуникацию, погоду и поддержку.

Вот схемку подогнали по теме:



Здесь подробное кино:



На самолете остались элементы коммерческого самолета: спиральная лестница на верхнюю палубу, люстра и красная веревка как в ночных клубах, перекрывающая доступ людям не первого класса. На борту 12 телефонных линий, можно позвонить и отправить факс на абсолютно любой телефонный номер всей планеты. Страшно представить их счет за роуминг)))

Один E-4 всегда стоит на родной базе президента в Joint Base Andrews, Maryland, там же базируются оба первых борта VC-25 (Airforce One).



На одном E-4B часто передвигается по миру министр обороны США (secretary of Defense), а в этот раз американскую делегацию в Давосе возглавил вице-президент США Джо Байден.



Также E-4 используют в зоне катастроф как единственный приличный источник связи. Но в Катрину 2005 не использовался почему-то...



Аншлаг на обзорной площадке в аэропорту Цюриха перед вылетом E-4B.



Один E-4 всегда готов к вылету 24 часа в сутки с полным экипажем наготове. Видимо, такие качают железо, и внезапно "Хей, погнали!" :)





В 2006 принято решение вывести с 2009 года E-4 из эксплуатации, но в 2007 это решение аннулировано.



Ресурс по часам-посадкам у E-4 закончится в 2039 году, но обслуживание планируют прекратить в 2020.



747, конечно, красивый, но наш Ил-80 куда как красивее!





Красота.









Оставил след.



Как-то так на сегодня.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    28 января 2016 07:13
    Очень интересно...
  2. +13
    28 января 2016 07:16
    Спасибо за статью...Информативно...Но своя рубаха ближе к телу...Наши лучше...+++ hi
  3. +4
    28 января 2016 07:34
    "Владельцы мира" испугались споттеров с фотоаппаратами, самолет-то супер-секретный...

    И как это автор определил? По последующим фотографиям споттеров? Или по видео снятом внутри самолета? По приведенной схеме? Как это соизмеряется с термином "супер-секретный"?
    1. +5
      28 января 2016 10:10
      Цитата: Mera Joota
      По последующим фотографиям споттеров?
      Споттинг – это популярное сегодня увлечение, которое заключается в фотографировании летательных аппаратов и ведении своеобразного реестра самолетов. Часто споттеры оснащены радиостанция для прослушивания радиопереговоров экипажей.Правовое положение такого хобби как споттинг не определено ни в одной стране, но в России к любителям плейн споттинга традиционно относятся жёстче, чем в западных странах. Хотя, известен случай, когда в 2001 году греческая полиция задержала 14 споттеров (12 британцев и двух граждан Нидерландов), когда те снимали в окрестностях базы греческих ВВС Каламата. Им грозил срок по 20 лет по обвинению в шпионаже.

      Через 6 недель им было предъявлено другое обвинение — в незаконном сборе информации, их выпустили под залог в 9000 фунтов стерлингов. В апреле следующего года, уверенные в своей невиновности, они подали ответный иск против Греции. Итог был неожиданным: восьмерых приговорили к трем годам заключения, остальных — к одному году.. В ноябре того же года с 11 британцев были сняты все обвинения.
      Вот заявка на официальный споттинг во Внуково. Расписание мероприятия 2 июля 2013 года:
      Время проведения: 09.00 – 13.30.

      Если вы хотите принять в нём участие, пожалуйста, пришлите о себе следующую информацию до 17:00 25 июня:
      1. Фамилия, имя, отчество.
      2. Скан паспорта (страница с фамилией и страница с регистрацией), если вы нам ещё не присылали или меняли паспорт/адрес.
      3. Контактные телефоны, желательно мобильный.
      4. Ссылки на ваши фотоработы, домашнюю страницу, профили на авиафорумах. Это будет важным критерием при отборе участников.
      5. Модель фотоаппарата и объективов.

      Заявка отправляется на e-mail: [email protected] до 17:00 25 июня.
  4. +2
    28 января 2016 07:48
    Познавательно. Только ерничать поменьше надо.
  5. -2
    28 января 2016 08:19
    в Моменте истины сказали что у нас летают такие-же беспилотники ИЛ-80 (если на ошибаюсь) на всякий случай
    1. +2
      28 января 2016 08:28
      у нас тоже есть подобные агрегаты - но они так же -пилотники
    2. 0
      28 января 2016 08:32
      http://kinoclips.net/news/moment_istiny_2015_smotret_onlajn/2016-01-27-1 - Момент истины от 21.12.2015
      1. 0
        28 января 2016 08:43
        чё то не работает ссылка
  6. +3
    28 января 2016 08:27
    очень интересно написано, а фотографии просто супер - автору твёрдая пятёрка smile
    1. 0
      29 января 2016 07:47
      Хорошая статья, отличные фото! Эх, любят америкосы дорогие понты! ;))) Хотя перестраховка лишней тож не бывает!
  7. -1
    28 января 2016 08:28
    Классно! Интересно распродажа будет когда шмакс рухнет?
  8. +5
    28 января 2016 08:33
    С интересом прочитал бы подобную статью о нашем Иле.Тема интересная.
    1. +3
      28 января 2016 13:15
      Цитата: Magic Archer
      С интересом прочитал бы подобную статью о нашем Иле.Тема интересная.

      Пару лет назад на ВО была публикация Воздушные командные пункты. "Самолёты Судного дня".
      http://topwar.ru/28230-vozdushnye-samolety-sudnogo-dnya-.html
  9. +6
    28 января 2016 08:40
    Пусть кто-то из "урариотов" напишет, что сей борт морально устарел, и посмотрит на дату выпуска, или на РЕСУРСЫ, наши самолеты ГОРАЗДО более надежны, НО НЕ ВЫПУСКАЮТСЯ!!!!
    1. +2
      28 января 2016 09:52
      Цитата: ССИ
      Пусть кто-то из "урариотов" напишет, что сей борт морально устарел, и посмотрит на дату выпуска, или на РЕСУРСЫ, наши самолеты ГОРАЗДО более надежны, НО НЕ ВЫПУСКАЮТСЯ!!!!

      Ну так то производство Б-747 постепенно сворачивается. У американцев по любому стоит вопрос о списании Е-4, пора на базе Б-777 делать, 21 век за бортом...
      1. +5
        28 января 2016 10:20
        Да, еще лет 15-20 будет летать... Ресурс по посадкам огромный... И В-777 мал по объемам...
      2. +4
        28 января 2016 11:02
        Цитата: Mera Joota
        вопрос о списании Е-4

        Это касается коммерческих Боингов,Е-4 год назад собирались модернизировать по системам связи.
      3. +1
        28 января 2016 15:25
        Переходят на 747-8, новый самолет, в 2011г летать только начал. Рано списывать, классный самолет, мнение наших специалистов, которые стратифицировали его для России. По их словам, это 21 век. Наши и рядом не стояли...к сожалению.
      4. +1
        29 января 2016 12:17
        Цитата: Mera Joota
        пора на базе Б-777 делать, 21 век за бортом...


        C ним не так то все просто. ETOPS 180 на всех самолетах, только несколько сертифицировали под ETOPS 330. Это очень мало, для первого борта и самолета судного дня.

        Тем более с предполагаемым сроком эксплуатации его лет в 40 ETOPS будет очень условным.

        Два движка для самолетов с такими задачами - это все же критично.

        Скорее под эти цели подойдет 747-8
  10. +2
    28 января 2016 08:50
    Наш красивее
  11. +15
    28 января 2016 09:03
    Блеск!!! минусы ставим, а комментариев нет! Зато, при любом появлении информации о наших самолетах, начинается визг о моральной старости... Хоть кто нибудь из пишущих на этом сайте (старше 45 лет, остальные слишком молоды) хоть что нибудь сделал для повышения ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ страны, или просто - Россия вперед???? Или здесь пишут только под действием "Сделано в России"? Когда же, наконец, будут ОСМЫСЛЕННЫЕ комментарии??? Не надо на каждое сообщение тут же печать _ это радостно, это отлично и т.д. Прошу прощени за резкость, наболело...
    1. +3
      28 января 2016 11:50
      Да разве это резкость?! Вы абсолютно правы!
      1. +3
        28 января 2016 12:22
        Сергей ССИ кажется авиастроитель,если правильно помню? Абсолютно все правильно сказал. + А наш ИЛ лучше,хотя бы по оснастке-оцифрован полностью,в отличии от боинга. Это я из передачи Караулова помню. И антенна у нас "от 8 км и больше":=) И вообще -осталось только политическое волевое решение для полномасштабного начала серийного выпуска отечественной авиатехники. А вот этого нет,к сожалению.А ведь спрос даже на внутреннем рынке есть .только Заставить надо-свое покупать. А так,только на словах-импортозамещение.
        1. +1
          28 января 2016 13:07
          Если есть спрос, то зачем заставлять покупать? Как то это не очень правильно, надо создавать условия что бы выгодно было заказывать и эксплуатировать. Да и потом зачем мешать в кучу выпуск военной продукции, где экономической составляющей эксплуатации можно пренебречь, поскольку речь идёт об обороне страны и выпуском гражданской. Ведь ГА это все таки бизнес, и насильное втюхивание скорее приведёт к повышению цены билета, уменьшению спроса на перевозки и так далее. Или тогда уже делать как в СССР, то есть дотировать деятельность гражданской авиации и авиастроение. Только сейчас это гораздо трудней сделать, страна уже не так закрыта.
          1. 0
            28 января 2016 13:33
            Как то это не очень правильно, надо создавать условия что бы выгодно было заказывать и эксплуатировать
            -----------------------------------
            По другому это называется поддержка отеч производителя. думаете интересы боинга не лоббируются? Очень даже.
            И потом,а кто Вам сказал что Ил-80 это военка? Очень даже гражданская версия,подогнанная под нужды МО.
            1. +3
              28 января 2016 15:49
              Я знаю что лоббируется, однако и там есть свои пределы. Погуглите иск Аэрбаса к Боингу относительно излишней поддержки последнего государством. Поддержка государства может повлиять на ставки лизинговых платежей, однако это не самое главное. Авиакомпаниям нужен конкурентноспособный самолёт, обязательно, я подчеркиваю обязательно, с выстроенной системой послепродажного обслуживания. Сюда входят: техническое обслуживание и ремонт плюс оборудование и инструменты для этого, обучение персонала, тренажеры, бесперебойная поставка запасных частей, быстрое решение технических вопросов и т.д. Такую систему на западе начали выстраивать с 50 годов , а у нас с этим, дело обстоит мягко говоря не очень хорошо. Насчёт же базовой гражданской модели для Ил-80 то это Ил-86, всерьёз говорить о производстве которого, сейчас вряд ли кто нибудь будет.
    2. aiw
      +1
      28 января 2016 19:03
      Ну я наверное немножко сделал для повышения оборонсопособности... но это весьма непросто. Знаете какие сейчас ЗП у молодых специалистов в оборонке например?

      "Я не тому удивляюсь что трамваи не ходят, а я тому удивляюсь что они еще ходят"(с) М.А.Булгаков.
    3. 0
      29 января 2016 10:08
      Цитата: ССИ
      хоть что нибудь сделал для повышения ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ страны, или просто - Россия вперед????

      Каждый должен заниматься своим делом, и не все работают конструкторами на авиазаводах. Обороноспособность можно понимать шире. Например перестать бухать, курить, начать заниматься спортом, создать здоровую семью, нарожать детей и вывести их в люди - это тоже вполне себе повышение обороноспособности страны, причем это дело не такое уж простое и легкое (о себе, любимом).
  12. +13
    28 января 2016 12:04
    Очень интересный репортаж. Немного неточно указано максимальное количество топлива, на деле в "классику" влазит 160 т керосина. Если на двигателях не установлены маслобаки увеличенной емкости, либо не реализована система дозаправки маслом, то неделю он в воздухе не продержится: расход масла невелик, но он есть. Если судить по доступному из видео мимолетному взгляду на пульт бортинженера, то по сравнению с гражданской версией отличаются электростисема: на двигателях установлены по два генератора а не по одному, и система отбора воздуха от двигателей: чем отличается не скажу но пульт другой. Это специальный самолёт, поэтому я думаю что при выборе базовой модели для нового воздушного штаба скорее выберут 747-400 чем 777. Поскольку здесь критично количество двигателей, да и на четырёхсотке ещё нет такого перекоса в сторону электронных систем как на топорах, нет fly by wire и единой электронной системы обмена данными между устройствами, которые трудно защитить от воздействия электро-магнитного импульса.
    А так, не могу не признать что 747 это выдающийся самолет и даже шедевр мирового авиастроения. Что же касается надёжности и ресурсов, то я не знаю как с этим обстоят дела у Ил-80, но первые трансаэровские 747-200 были выведены из эксплуатации при налёте свыше 100 тыс. часов, что к сожалению пока недостижимо для отечественных воздушных судов.
  13. 0
    28 января 2016 18:59
    Интересная статья.

    Возникли вопросы:
    1) теоретически он может находиться в воздухе до семи дней.-двигатели выдержат непрерывный цикл работы?(считаем, что топлива и смазки достаточно)
    2)Авионика у E-4B еще тех лет, кабина аналоговая,-может я ошибаюсь, но кажется на этом сайте была дискуссия, где кто то доказывал, что аналоговая более устойчива к ЭМ импульсу, чем цифровая? Или я ошибаюсь?

    Специалисты,в частности ССИ, поясните пожалуйста. hi
    1. +2
      28 января 2016 23:04
      Двигатели непрерывный цикл выдержат, главное было бы масло. Во время испытаний на стенде и подольше крутят. Насчёт авионики, в пределах моих знаний, что касается самого самолета то тут аналоговая наверное поустойчивей к ЭМИ будет. Хотя там даже в гражданской версии, уже электронных вычислителей полно было. А здесь главное предназначение самолёта - командный пункт, имеет специальные системы связи. Врать не буду, в этом я не силён.
    2. +1
      28 января 2016 23:28
      Сейчас прочитал у амеров, что специально аналоговую кабину менять не стали, именно из-за большей устойчивости к ЭМИ.
    3. +1
      29 января 2016 22:42
      "Аналоговая кабина", как я понимаю, означает, что на приборной доске находятся не только электронные аналоговые приборы, но и, по большей части, чисто механические, которые на электромагнитный импульс, вообще, реагировать никак не могут по причине полного отсутствия электричества в них. Проблема защиты старых электромеханических приборов от электромагнитного импульса, по-моему, также давно решена. Цифровые приборы, сами по себе, очень чувствительны к этому самому импульсу и требуют очень серьезной защиты. Хотя эта проблема также, кажется уже решена. Но, похоже, они перестраховываются на самый крайний и тяжелый случай. Хотя если вся электроника на таком самалете выгорит, то он будет абсолютно бесполезен. Аналоговые механические и электромеханические приборы, видимо нужны для спасения жизней экипажа и самого летательного аппарата.
      1. +2
        30 января 2016 17:25
        Чисто механических приборов, по крайней мере в 747-200, уже нет. Вся аналоговая информация получаемая с внешних датчиков(высота, полное давление, динамическое давление, температура) преобразуется в двух ADC(Air Data Computer) в цифровую и далее передаётся на приборы. Даже такие приборы как "Высота в кабине", "Перепад в кабине" и "Кабинный вариометр" - электромеханические.
  14. 0
    28 января 2016 21:12
    Статье однозначный плюс!

    Действительно, очень интересно узнать как внутри всё организованно и обустроено, для организации оперативной группы которой в режиме чрезвычайной ситуации предстоит управлять государством и армией!


    Обычно по таким самолётам информация: Взлётный вес, Дальность полёта, Время нахождения в воздухе(ну и 8 км антенна) :)

    Интересно было бы посмотреть наш самолёт изнутри, но если это может повредить безопасности нашего президента(особенно в нынешних условиях) то не надо ! Другого ТАКОГО президента у нас к сожалению сейчас нет!
  15. 0
    28 января 2016 21:33
    Было бы не плохо на этой интересной схеме апартаментов E-4B(или отдельно) сделать перевод.
    Так как некоторые термины (или аббревиатуры: NCA AREA) специализированные.
    1. +1
      28 января 2016 23:25
      NCA AREA - National Command Authority Area - зона главнокомандующего( президента или министра обороны), или как у нас говорят Главного пассажира. Включает в себя рабочий кабинет, спальное место, комнату для переодевания, душ и уборную.
  16. 0
    29 января 2016 11:24
    Познавательно и интересно!
    А что касается нашего "борта №1", то - чем меньше о нем известно, тем спокойнее будет нам всем. Достаточно знать то, что он есть wink Этот ЛА не для экскурсий и сквоттеров.
    Главное - чтобы был надежен, как АК, и, желательно, никогда не отработал в реальных условиях войны.
  17. 0
    29 января 2016 22:55
    Очень точное название аппарата "самолет конца света". Полномасштабнзая ядерная война, особенно при тех арсеналах которыми обладали СССР и США в 70-80-е годы, это полноее жж для всего мира.
  18. 0
    17 февраля 2016 08:03
    отлично, под конец статьи меня уже вовсю хихик разбирал smile

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»