...А дома пионеров в годы войны работали и даже открывались

20
До детей ли было в годы войны? Да, и до детей тоже. И во многом гораздо больше, чем сегодня. Один из примеров тому — работа домов пионеров нашей страны. Оговорюсь сразу: в материале нет домов пионеров Ленинграда. О них напишу отдельно, это очень большая тема подвига во время блокады. А пока речь пойдёт о других городах.

Помню, наткнулась как-то в Интернете на воспоминания кого-то из вожатых военного времени. Он рассказывал, что их главная задача в те годы была — не отдать детей улице. Родители заняты великой бедой, но детей в кандалы этой беды заковать нельзя. Была чёткая установка: война обязательно окончится, но это время в жизни детворы упустить ни коем образом не должно. Да, много горя и страха вокруг. Но главные лекарства от бед — труд и сплочённость.

Серпухов

К началу Великой Отечественной войны этому дому исполнилось всего шесть лет. Но здесь уже работали более десяти кружков и студий. Мальчишки и девчонки занимались танцами, пением, лепкой, учились рисовать, вязать, шить, играть на народных инструментах (был даже свой оркестр!), осваивали сценическое искусство.

Практически ни один кружок не закрылся, несмотря на то, что более половины педагогов ушли на фронт. Теперь занятия в кружках были посвящены помощи фронту. Летом собирали лекарственные травы, сосновую хвою и сдавали в аптечные пункты. Специально созданные агитбригады выступали в госпиталях, перед бойцами трудового фронта, ездили даже на передовую. Как правило, к таким выступлениям ребята сами мастерили подарки бойцам: шили кисеты, вязали варежки. Никто из мальчишек не говорил, что это, мол, девчачья работа. В числе воспитанников был пионер Вася Куликов. Готовясь к выступлению перед ранеными, мальчишка шил рукавицы. Некоторое количество ткани приносили работники дома творчества и дети, но этого не хватало. Ваня за неделю сам прошёл практически по всему Серпухову, постучался в дома, попросил горожан о помощи. И собрал столько ткани, вещей и ниток, что не мог принести всё это в одиночку в Дом пионеров. Ему помогли одиннадцать ребят, и каждый был нагружен, как говорится, до отказа.



Москва

В начале войны на фронт ушли более тысячи педагогов и выросших воспитанников Московского городского дома пионеров.

Оставшиеся взрослые разделили ребят на большие группы. Одни помогали ухаживать за ранеными, другие пришли на подмогу работникам военкоматов и разносили повести, третьи выступали в воинских частях с концертами художественной самодеятельности. Изменилось содержание практически всех кружков: столярного, рукоделия, юных биологов... Пионеры работали в колхозах, даже добывали торф. Так, воспитанники объединения «Туризм» летом 1941 года поехали в город Озёры, что неподалёку от Коломны. Местному совхозу отчаянно требовались рабочие руки — и эти руки появились: мальчишки и девчонки выполняли норму на 300 процентов! Благодаря им совхоз получил прибыль в 15 тысяч рублей. Девчата из швейных кружков теперь шили рукавицы, кисеты и даже гимнастёрки. Правда, раскрой ткани делали взрослые, но разве это умаляет заслугу ребят?

Осенью того же года школьники рыли окопы, дежурили на крышах и в газоубежищах. Ребята помогали взрослым в деле светомаскировки, собирали макулатуру и металлический лом. Удивительно, но при этом они не отодвигали на второй план учёбу: в Доме пионеров даже работали специальные секции отстающих, где юные «доки» помогали всем желающим разобраться в непонятых предметах и темах, подтягивали младших, готовили вместе с ними домашние задания. Ходили и в ближайший детский дом, устраивали концерты для ребят-сирот, читали им стихи, пели песни.

Ульяновск

Сегодня в этом здании располагается театр кукол. А в годы войны был Дом пионеров, где в тридцати восьми кружках и студиях занимались более четырёхсот мальчишек и девчонок. Дом выступил организатором детского движения в Ульяновске «Тыл — фронту». Сюда приходили все дети, желающие помочь своим отцам-солдатам. Здесь собирали посылки на фронт: за четыре года их отправлено без малого десять тысяч! Кстати, с фронта, случалось, приходили и благодарности от бойцов. Их читали вслух на сборах.

Первой же военной весной ребята под руководством взрослых разбили большой огород, на котором выращивали несколько десятков сортов овощей и зелень. «Стойкие» овощи — картошку, свёклу, лук — отправляли на фронт в сыром виде. Огурцы и помидоры мариновали в кадках и бочонках, зелень сушили. В Доме пионеров работал и пункт помощи голодающим: любой мог прийти и попросить помощи. Кому-то давали немного овощей, кого-то ставили на питание в столовую.

Школьники собирали лекарственные травы — только в 1943 году аптечные пункты приняли более двух тысяч тонн. Для сбора выезжали как под Ульяновск, так и за много десятков километров от него. Девиз был такой: каждая травинка и цветок должны помочь фронту.

Горький (Нижний Новгород)

Городской дом пионеров был открыт в 1943 году — взрослые нашли в себе силы позаботиться о детях. Ранее в этом здании располагалась начальная школа. Вот и созданный Дом пионеров очень тесно сотрудничал со школами города. Не ушедшие на фронт преподаватели приходили к ребятам после уроков, занятия в кружках проводились и в здании Дома пионеров, и в школах: тем самым получилось задействовать в помощи фронту гораздо больше ребят — почти две тысячи. Занятия в кружке кройки и шитья перенесли в швейные и обувные мастерские. Многие старшеклассники начали трудиться в ателье «Швейник» и выполняли заказы не только на своём непосредственном месте работы, но и брали дополнительно домой.

В 1941 году специально открыли кружок юных железнодорожников (вела его женщина). Пионеры работали на Горьковской железной дороге.

Помогали и животноводам, и птицеводам. Выращивали молодняк, дежурили по ночам, кормили, следили за теплом, заготавливали корм, ремонтировали помещения. Поросят и, бывало, ягнят, часто брали к себе в дом. Ученики средней школы Богородского района вырастили четырнадцать лошадей для бойцов Красной Армии. А воспитанники кружка биологов в тёплое время года в четыре утра ходили рвать траву для кур (это притом, что занятия в школах никто не пропускал).

В колхозах и совхозах области только летом 1942 года трудились более ста тысяч школьников, заработавших три с половиной тысячи трудодней!

А этот факт касается не только воспитанников Дома пионеров, но и всех школьников Горького: ребята помогали школам районов, освобождённых от фашистской нечисти. Вот строки из газеты «Горьковская коммуна» от 10 января 1942 года: «Учащиеся и учителя трёх средних школ Автозаводского района: №1, 19 и 7 — решили оказать помощь средней школе одного из освобождённых Красной Армией районов. Коллектив этих школ взял на себя обязательство собрать для подшефной школы полный комплект наглядных пособий, учебников и учебных принадлежностей. Учащиеся приступили к изготовлению некоторых наглядных пособий своими руками. Начинается сбор учебников и пособий в других школах района. Этот прекрасный почин следует подхватить всем школам города Горького и области. Учащиеся отправили в школы освобождённых районов 15 тысяч учебников и наглядных пособий!»



1 сентября 1941 года пионеры школы №102 обратились ко всем школьникам города и области: «Ребята! Давайте поможем нашим отцам, воюющим с фашистами! Построим танк «Горьковский пионер», а средства на него заработаем сами!».

Всего через четыре месяца юные делегаты пионерских отрядов уже приняли танк от рабочих и передали его на фронт. В октябре 1943 года на передовую отправился ещё один «детский» танк - «Олег Кошевой». Школьники Арзамасского района дополнительно собрали деньги на строительство самолёта, а школьники Автозаводского района — ещё на один танк.

И ведь оставалось время и силы для детской деятельности: пионерских слётов, соревнований. Летом 1942 года был проведён слёт юных натуралистов и опытников сельского хозяйства. А в смотре художественной самодеятельности (декабрь 1942 года) участвовали около пяти тысяч ребят! Более того, взрослые каким-то совершенно непостижимым образом организовали отдых ребят в загородных пионерских лагерях, где за четыре года войны отдохнули 120 тысяч мальчишек и девчонок.

Архангельск

Этот Дом пионеров открылся в 1938 году. Здесь работали двадцать кружков, в которых занимались 960 мальчишек и девчонок. Но началась война. Здание Дома стало госпиталем...

Вот воспоминания Зинаиды Матвеевны Кочетовой, в годы войны она посещала кружок юных растениеведов: «Узнав о том, что в нашем здании будет располагаться госпиталь, все пионеры сразу решили помогать врачам и медсёстрам ухаживать за ранеными. Мы каждый день после уроков приходили сюда. Заданий было много: девочкам постарше доверили кипячение нательного белья, марли и бинтов. Всех нас научили обрабатывать несложные раны, делать перевязки. Мы умывали бойцов, причёсывали, носили им еду, мыли посуду, убирали в палатах и коридорах. Мы сами установили ночные дежурства: на смену ежедневно заступала бригада из десяти пионеров. Летом все собирали лекарственные травы. Было устроено соревнование: какая бригада больше наберёт. Моя заняла второе место: мы за месяц собрали 568 килограммов.

Пионеры, ранее посещавшие кружки самодеятельности, готовили для раненых концерты. Нас строго предупредили: если будут угощать, ничего брать нельзя. А у нас был один мальчик, Ваня, ещё даже не пионер. Он однажды взял то ли кусок сахара, то ли конфету. Его в тот день очень стыдили, говорили, что у раненых ничего нельзя отбирать, им нужны силы, чтобы бить фашистов. Ругали-ругали, а на следующий день многие ребята принесли Ване что-то вкусное. Все понимали, что он взял тогда сладкое не из жадности, а оттого, что самому жилось не сытно, а он ещё маленький».

Тобольск

Здесь к началу войны в шестнадцати кружках занимались около шестисот школьников. Ребята сразу включились в огромное дело помощи фронту и делали всё то же, что и пионеры других городов: собирали посылки, шили, вязали, занимались сбором лекарственных трав. Но отдельно надо сказать о труде педагогов, которые смогли деятельность ребят сочетать с игрой. Так, первым же военным летом около пятисот пионеров участвовали в игре «На штурм!». В борьбе за сдачу норм на получение оборонного значка школьники учились быстро надевать противогазы, оказывать первую медицинскую помощь, ориентироваться в условиях бомбёжки. Каждую зиму проводили лыжные состязания: ребята должны были как можно быстрее доставлять в обозначенные на импровизированной карте места «донесения». Организовали экскурсионно-туристскую базу, каждое лето ребята ходили в походы по историческим местам. Особенно любили бывать на могиле декабристов.



Сальск (Ростовская область)

Этот Дом и сегодня по-прежнему называется Домом пионеров, а не домом творчества. В годы войны город был оккупирован (31 июля 1942 — 22 января 1943 г.г.), здание наполовину разрушено: пробита кровля, выбиты окна, разобран пол (немцы топили печи), в зале обвалился потолок.

Конечно, во время оккупации дом пионеров пришлось закрыть. Но он работал вплоть до неё и сразу после, несмотря на то, что здания у ребят теперь не было. В первый год войны школьники помогали фронту: одних рукавиц сшили и связаали более шестисот пар. А после оккупации взрослые старались наладить работу таким образом, чтобы проводить мероприятия для детей на улице. Сбор лекарственных трав, уборка города. Создали группы помощи неуспевающим в учёбе — ребята отрядами ходили домой к отстающему, и получались настоящие уроки. Организовывали походы. Во время них существовала традиция: обязательно сесть всем в круг и написать письмо на фронт незнакомому бойцу. Однажды ребятам пришёл ответ с 1-го Белорусского фронта: боец писал, что вместе с однополчанами прочитал их весточку и просит разрешения после войны приехать. На войне он потерял семью и хотел бы иметь друзей среди детей.

Переписка длилась довольно долго, а потом оборвалась: видимо, солдат погиб.

Рязань

К началу войны здесь работали многие кружки: фото, радио, собаководов, рукоделия, авиамодельный, электроники, краеведческий, автомобильный, физкультурный, хореографический, театр кукол, хор мальчиков, духовой оркестр. И ни один за годы войны не был закрыт! Более того, в 1943 году появился пионерский ансамбль песни и пляски, руководителем которого стал директор Рязанского музыкального училища С.А.Заливухин.

Ребята и много работали. Они обратились к пионерам области с предложением заработать деньги на строительство истребителя. И в результате появился не только истребитель «Рязанский пионер», но и танковая колонна, и бронепоезд «Рязанский ученик».

К ребятам обращались с заказами. Так, получив военный заказ на пошив тёплых безрукавок, девочки из кружка кройки и шитья каждый день после уроков трудились в Доме пионеров по 4-5 часов (за работу они получали дополнительные талоны на 200 граммов хлеба). Ребята из кружка мягкой игрушки шили зайцев и мишек для малышей из детских садов и даже организовали специальную игровую комнату в Доме, куда приводили малышей мамы, если им надо было отлучиться. Занимались с крохами в этой комнате тоже пионеры, но уже из театрального и педагогического кружков.

Пять команд тимуровцев взяли под свою опеку солдатские семьи, дежурили в госпиталях. У пионеров из кружков художественной самодеятельности была своя концертная программа для выступлений перед бойцами. Хореографом в те годы работалаа Ида Александровна Милова. Уходя на фронт вместе с концертной бригадой, воспитанница Дома пионеров Нина Какуца попросила её придумать сольный танец. Ида Александровна придумала «Марш Победы», с которым и выступала Нина.

Цитата из отчёта за лето 1944 года: «Общий охват кружками — 220 человек. Одна из задач кружков в летний период — подготовка пионеринструкторов. Всего подготовлено 40 человек, которые с начала учебного года будут проводить кружковую работу в школах. Дом проводил массовую работу с детьми города. Военный руководитель провёл 2 похода на 3 и 5 километров, а также 4 военизированных игры в Луковском и Никульчинском лесу. В играх приняли участие 320 детей.

Было проведено 7 экскурсий и прогулок: в Рязанкий Кремль, на Оку, на Борковское озеро, в Луковский лес, в Рязанский музей. В городском парке проведено 2 массовых гулянья для детей. Театр кукол Дома пионеров за лето дал 48 спектаклей: в детских садах, детском приёмнике, туберкулёзном санатории, яслях, госпиталях, районах. Из-за отсутствия света в летний период удалось провести только 4 киносеанса. В июне работала выставка детского технического творчества. Проводилась читка художественной литературы и беседы о Чехове, Горьком...»
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    4 февраля 2016 07:27
    Сталин умел делать из беспризорников строителей и защитников Коммунизма!
    1. 0
      15 января 2017 08:58
      Нет не умел, иначе бы они его защитили! А они защитили? Нет! По крайней мере дети этих беспризорников не сумели! Значит... бывшие беспризорники не сумели правильно воспитать своих детей? И не беспризорники тоже? Конечно, все можно валить на американскую пропаганду и предателя Горбачева. Но, ребенок-то до 5 лет узнает о жизнь больше, чем за всю остальную жизнь. Учебник педагогики! А гражданином становится в 14 годам. Какая пропаганда? Родители-то куда смотрели. В Дагестане говорят: Там где нет хорошей молодежи, не было хороших стариков!
  2. +23
    4 февраля 2016 07:29
    немного добавлю- т- 70 и ба -64 построенные на средства школьников Автозаводского района города Горького - ныне Нижний Новгород. за статью спасибо ........ именно так патриотов и ростят - Настоящих!
  3. +18
    4 февраля 2016 07:42
    Благодарствую, Софья..Практически ни один кружок не закрылся, несмотря на то, что более половины педагогов ушли на фронт...Мама рассказывала, у них на отдаленном хуторе, в школе, масса кружков было, спортивный,рукоделия, театральный..Постановки театрального кружка пользовались большим успехом..Ещё раз ,спасибо..
  4. +11
    4 февраля 2016 08:10
    А сейчас секции работают по принципу "Ищите деньги сами!.."
    1. +11
      4 февраля 2016 08:37
      Цитата: Dragon-y
      А сейчас секции работают по принципу "Ищите деньги сами!.."


      рынок, мать его ...,

      что о военном времени говорить, мы в 80-е на уроках труда ручки для напильников и молотков делали, деревянные решетки для овощных контейнеров (были такие железные кубы 1м*1м*1м, из уголка свареные), полы мыли в классе по очереди, техничек всегда не хватало, и ученики дежурного класса еще и корридоры мыли, был еще и ОПТ (общественно полезный труд) 2 часа в неделю нужно было отработать на благо общества, как правило работали на уборке парка - и никто не возмущался, а щас парк убирают госслужащие и учителя школ в добровольно-принудительном проядке, а "детушек" нельзя привлечь ни полы помыть ни территорию прибрать - нарушение прав ребенка
  5. +7
    4 февраля 2016 08:27
    Об этом нужно вещать с ТВ и СМИ!!! yes
    и сейчас Дворцы детского юношеского творчества (Дворцы пионеров) стараются дать детям развитие и сплоченность. good
    нужна в этом направлении помощь государства. хотя не скрою после прихода Путина появилась стабильность, многие кружки для детей и юношества бесплатны, но их мало... crying
    Побольше надо внимания и средств вкладывать в детей! это наше продолжение жизни! патриотизм - это не только пиар с трибуны , но и ежедневный тяжелый труд! и надо заботиться о пожилых! этим сразу показываем подрастающему поколению о жизни в нашей стране, сплоченность народа.
    нищие пенсионеры, больные дети, бомжи... беспризорники... - это лакмусовая бумажка нашей действительности, нашего патриотизма. и пока эти вопросы на виду - тяжело нам и нашим детям даётся понимание, что мы необходимы государству как личности которые стоят горой за Родину, а не как электорат при очередных выборах. what лично моё мнение. hi
  6. +8
    4 февраля 2016 09:16
    Росли настоящие люди, люди с понятием в голове, а не пустышки. Спасибо педагогам за их труд и заботу.
  7. +10
    4 февраля 2016 10:55
    Даже в такие тяжёлые годы страна проявляла заботу о детях. Зато сейчас за каждый урок будут брать деньги, ведь власти нужны не дети, ей нужны деньги.
    1. 0
      15 января 2017 09:04
      В пензенской 47-ой школе с 1 по 4 класс вел кружок тех.творчества. Бесплатно. Материалы оплачивала школа. Наша кафедра проводит занятия в нескольких школах - бесплатно. Тоже и другие кафедры, технические. Сейчас в 47-ой работает 10 кружков - все бесплатные. И надо понимать, что это не уникальная школа. Так везде, просто в эту я вхож. Так что не нужно перегибать палку. Сходите в школу сами. Предложите вести кружок... стрельбы из воздушек. Если надо - дойдите до местного министерства просвещения. Все - получится!
  8. +7
    4 февраля 2016 11:11
    Сейчас не в моде вспоминать советские достижения и, --- тем более, для детей.
  9. +8
    4 февраля 2016 12:46
    Это все пережитки кровавого, тоталитарного общества!!! Сейчас что медицина, что образование - бизнес. А на детях нажиться - благое дело.

    Помню как в школе учителя оставляли после уроков двоечников и тех, кто не понял/не выучил задания. Учителя занимались индивидуально с ними! И никто даже в каких-то там мечтах не мог представить, что за это можно брать/давать деньги!
    Да и в кружках всё было бесплатно. Иногда только бывало покупали то пилку для лобзика, то досочку какою-то там специфическую, но это было редко.
    1. +1
      11 декабря 2016 21:55
      А сейчас даже "продленка" за деньги. Вдумайтесь, называется услуга - "Ребенок под присмотром" (РПП-10). Можно много говорить о патриотическом воспитании, отвлекать население громкими внешнеполитическими акциями, но если и дальше так коммерциализировать образование и многое другое, то что мы тогда получим (да уже получили). Поколение "пепси" (в основной массе), знающее только деньги и развлекаловку. С другой стороны, дураками легче управлять. План "Ост" и инструкция товарища А. Даллеса 1945 года похоже в действии.
  10. +4
    4 февраля 2016 13:18
    Думали наши деды,что в мирное время дети будут отданы на произвол судьбы,а желающие чем то заниматься полезным будут вынуждены за это доплачивать? С детьми заниматься некому! Взрослые заняты только программами и отчётами -на детей времени не остаётся.
  11. +3
    4 февраля 2016 13:57
    Во времена Эльцина многие власть имущие называли Россию "этой страной". Неудивительно, что их не интересовало будущее страны. Гнобилось всё : промышленность, с/хозяйство, образование, наука, медицина.... А о детях страны и говорить нечего. Конечно, о будущем своих детей они позаботились. И так будет продолжаться до тех пор, пока во главе России не встанет национально ориентированный лидер. ВВП имеет высокий рейтинг исключительно благодаря событиям на Украине и в Сирии. Внутренняя же политика - это продолжение курса Эльцина. Конечно, какие-то изменения в лучшую сторону происходят. Но поддержка русского мира - только на словах.
  12. +7
    4 февраля 2016 15:12
    Большое спасибо за статью,Софья.Очень рад,что здесь в Военном Архиве статьи разных Авторов на близкие темы о том времени Советской жизни.Более подробная картина получается.Вот такая атмосфера Советской жизни.Сейчас бы сказали ---единое информационное поле.И эта атмосфера была создана всем СССР.
    Ещё раз спасибо за Ваш труд.
  13. +2
    4 февраля 2016 21:47
    Современным властям плевать на развитие молодёжи и на саму молодёжь. Власти заняты самолюбованием, самоуспокоением - ведь законы запрещают протестовать абсолютно против всего! И даже самым безобидным способом!
    Со времён начала правления того, кому землю стекловатой с крупноосколочной набивкой, со времён почившего в бозе захватчика фамилии детского писателя, со времён присвоения народного достояния способом проклятого наноэнергетического Чубайса - на детей и молодежь положен большой предмет для резьбового крепежа деталей.

    Статья просто клеймит позором Астахова и правительство РФ за .... вышеупомянутое.
  14. +1
    5 февраля 2016 00:36
    А, сейчас всем только "бабки" подавай...
    Это естъ единственная и самая главная "Гусская идэя" в последнии годы.
    При правлении "НАШЕГО цАгЯ".
  15. +2
    5 февраля 2016 18:29
    Очень правильная постановка вопроса. Надо возвращаться к воспитанию детей государством, но... при этом нужно осознавать, что в старом виде уже не получится. И учесть, что, хотим мы этого или нет, главный воспитатель сейчас телевизор и интернет. Как можно воспитать интерес в детях к здравому техническому патриотизму когда на наших главных государственных каналах культ б...ства, воровства, легкой жизни со своей скважиной, и т.д. В новостях сплошные сводки происшествий. Ни одной положительной новости о чем то созданном и внедренном в России. И прямая противоположность их (западные) каналы. Там реально показывают людей труда (плотников, инженеров, рыбаков и т. д.). Эти сферы очень связаны. Невозможно заставить заниматься детей чем то интересным, когда они убеждены, что все хорошее и прогрессивное только за бугром! Невозможно! Голливуд это еще больше закрепляет. Вроде создали сайт "Сделано у нас", но очень и очень мало народа о нем знает, стиль подачи информации чистейший совок конца 80-х и т.д. Вообщем это глобальный вопрос воспитания будущего поколения, одними голыми словами о патриотизме сейчас никому интересен не будешь!
  16. 0
    11 декабря 2016 21:48
    Потому что в стране готовили человека-созидателя, а не квалифицированного потребителя, что выгодно только буржуям для увеличения их дохода. Буржуям не нужен человек-созидатель.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»