Историческая встреча в Гаване

На кадрах, приходивших из гаванского аэропорта им.Хосе Марти, где и состоялась встреча, было заметно, как иерархи двух христианских церквей поначалу боролись с волнением. И это волнение проявляло себя, по всей вероятности, не столько от того, что их имена в это мгновение входили в историю и церкви, и всей цивилизации, сколько от того, какие проблемы им предстоит обсудить. А проблемы поистине глобального масштаба.
Главная среди таких проблем – это пугающая разобщённость огромного христианского мира перед лицом новых угроз. Среди этих угроз, безусловно, обращающие на себя особое внимание попытки вытеснения христианства с Ближнего Востока – фактически с того места, где христианство появилось и обрело своих первых верных сторонников. Христиане Ближнего Востока и не только, кстати, его, стали мишенями для террористов и экстремистов всех мастей. Гонения на христиан, разрушение христианских храмов (вне зависимости от их принадлежности той или иной ветви), массовые казни, осквернение христианских святынь, к величайшему сожалению, стали неотъемлемым атрибутом действительности в целом ряде государств мира. Это Сирия, Египет, Нигерия, Ирак, это край Косово, нынешние власти которого пытаются называть себя демократическими и, мало того, независимыми, но на деле поддерживающие экстремистские группировки, фактически уничтожающие христианскую составляющую в этом регионе. Число христиан в том же Ираке за последнее десятилетие сократилось более чем в десять раз! Косовские христиане вынуждены либо переселяться в северные провинции, либо попросту уезжать из края.
Обсуждение проблем современности патриархом Кириллом и папой Франциском длилось более двух часов. В итоге окончательно была утверждена многостраничная декларация, в которой отражены взгляды верховных иерархов РПЦ и РКЦ на события, происходящие в мире, включая многочисленные войны и вооружённые конфликты, охватившие регионы планеты и уносящие десятки, а то и сотни тысяч жизней.
Перед обсуждением предстоятели двух христианских церквей преподнесли друг другу дары, в которых тоже прослеживался определённый символизм. Патриарх Кирилл преподнёс папе римскому Франциску список одной из самых почитаемых в православном мире икон – Казанской иконы Божией матери как символ абсолютного доверия и нацеленности на совместную работу, на совместное служение. Папа римский преподнёс патриарху в дар частицу мощей небесного его покровителя – Святого Равноапостольного Кирилла – одного из святых, исполнявшего выдающуюся миссию по консолидации христианства восточного и западного.

Из совместного заявления верховных иерархов (пресс-служба Московского патриархата):
Была в ходе встречи обсуждена и проблема так называемого униатизма, принцип которого заключается в том, что единение церковных общин производится на основе отрыва одной из таких общин от своей церкви. Как известно, этот принцип и сегодня пытаются реализовать в ряде стран Восточной Европы, включая Украину. Впервые в истории церковь православная и церковь католическая пришли к единой трактовке явления. Из декларации патриарха московского и папы римского:
Верховные иерархи РПЦ и РКЦ подчёркивают, что их встреча никоим образом не носила характера прозелитизма, то есть не была нацелена на какие-либо попытки обращения той или иной паствы в новую для неё веру. Из совместной декларации:
И, пожалуй, ключевая фраза всей декларации:

И ведь это настоящий прорыв в отношениях. Ну если не сам прорыв, то уж точно намёк на прорыв. Братьями католики и христиане (по крайней мере, верховные иерархи двух церквей) не называли друг друга никогда. А потому искренне хочется надеяться на то, что дух разрушительного соперничества между католицизмом и православием, который в своё время приводил ещё и к большой крови, изжит. И если главный шаг в направлении прагматичного сближения на основании взаимного учёта интересов сделан, то встреча патриарха Кирилла и папы Франциска вполне может стать образцом как для иерархов других религиозных течений, так и для политиков современности, нередко считающих, что диалог – это последнее, на что стоит идти для разрешения глобальных проблем, и видящих в качестве разрешения таких проблем исключительно странную политику санкционного политического и экономического давления.
Информация