Военные игры и игрушки советских детей (окончание). Детское техническое творчество Страны Советов.

65
Воспоминания об играх в войну вызвали живой интерес у посетителей ВО и… почему бы и не продолжить эту тему? На этот раз рассказ будет посвящен близкой мне теме детского технического творчества, которым я и в детстве занимался, и потом уже довольно серьезно во взрослом состоянии.

Военные игры и игрушки советских детей (окончание). Детское техническое творчество Страны Советов.

Самая моя любимая самоделка, пришедшая из моего детства: виброход из мыльницы.

Сразу хочу сказать, что не я придумал принцип виброхода. Я прочитал о нем сначала в журнале «Моделист-конструктор». И модели виброходов тоже делали до меня. Я всего лишь придумал делать корпус из… мыльницы, а ставить его не на кусок мехового воротника и не на платяные щетки из щетины, а на четыре зубные щетки. И это оказалось тем, что надо! Такую самоделку дети в кружках стали делать за 30 минут и… сразу выходить на соревнования – «гонки виброходов»!

Как я уже писал, мой дед Петр Константинович Таратынов в годы войны заведовал пензенским гороно, был награжден орденами Ленина и Знак Почета, а после до 70 лет работал в одной из школ города учителем труда и географии. Дома поэтому у меня был и полный набор всевозможных инструментов, да и работать меня с ними он начал учить очень рано.


Обложка книги, очень сильно повлиявшей на мою судьбу.

Ну, а тут школа и там мне все эти умения пригодились. Хотя… и не все там было так, как того бы мне хотелось. Например, в начальной школе моя «первая учительница» (о мертвых либо ничего, либо хорошо) учила нас и пуговицы пришивать, и рамки картонные нитками обматывать (творчество такое вот было!), и коробочки из открыток сшивать и… все! Ни на что большее ее не хватало! А ведь уже тогда и, в частности, лично у меня были книги по детскому техническому творчеству с самыми простыми, но интересными самоделкам. Но… фиг вам! А чаще вместо труда у нас была математика!


Фотоаппарат из книги «Сто затей двух друзей» сделан из спичечного коробка и самое интересное, что им можно было снимать!

С пятого класса мальчики работали отдельно, а девочки отдельно. Они учились готовить (я бы тоже не отказался, хотя научился сам, так уж пришлось!), а у нас сначала было столярное дело, потом слесарное, потом токарное и все! Чем занимались? Опять же самым примитивом. Делали скворечники, табуретки, ручки для метел и зубья для граблей. Ох, сколько я этих зубьев наточил напильником, а потом расклепывал собственно в граблях. И опять-таки на этом все! Хотя время было такое, когда наши космические корабли бороздили просторы вселенной.


Моя статья из журнала «Юный техник» (1984 г.)

Впрочем, я делал модели ракет, но почему-то в химическом кружке, а вот так, чтобы в школе работало что-нибудь «техническое», не припомню. Впрочем, рядом был ДК им. Кирова и вот там-то такие кружки были. Авиамодельный, судомодельный и даже театральный… и во всех я был записан, но подолгу нигде не задержался. Почему? А вот судите сами… Пришел в авиамодельный и дали мне сразу делать модель планера из набора ДОСААФ. Фанера – ломкая, древесина «сэконд хэнд», навыков у меня никаких. Ну… я тут же весь набор и запорол! А нового нет, лимит исчерпан! Жди месяц! Вот я месяц ходил, смотрел на более удачливых товарищей, а потом успешно запорол и второй набор – поспешил их догнать! Ну, и ушел, конечно.

Все тоже самое получилось и в судомодельном. Дали мне модель «большого охотника». Набор сосновых деревяшек! Кое-как я их обточил, гвоздей набил в палубу – поручни! В общем, вышла «модель» – «выкрасить, да выбросить»! Дрова, одним словом!

Настала очередь театрального кружка. Пришел, проверился – «данные есть!» и дали мне роль в детском спектакле. Сначала просто читать. А потом… переписывать. Переписывать 35 страниц! Ну, я тут же им все отдал и поскорее оттуда смотался. Мало мне в школе русского языка…


Вот этот станок я сделал, опробовал в работе и написал о нем статью в журнал «Моделист-конструктор», где его оценили по достоинству. Сделать его нетрудно, а, имея такой станок, уже можно организовать в школе кружок!

То есть методика работы там была самая примитивная, вроде как обучение плаванию в XIX веке, когда считалось, что самое лучшее, это бросить ребенка в воду и если поплывет, то поплывет. А нет, так нет! Вот я и «не поплыл» ни в одном из этих кружков, а поскольку потом сам руководил многими детскими кружками, могу ответственно сказать – плохие там были руководители. Педагоги на букву «Г». Дети еще ленивее взрослых, это надо постоянно помнить. Работу они должны в самом начале выполнить за 40 минут, и чтобы был результат и для них самих и… для их родителей! Дольше внимания и интереса не будет никакого.


Модель подводной лодки, сделанной из пенопласта на токарном станке.

Но так было и будет всегда, что то, что было плохо в одном месте, компенсировалось хорошим в другом! В те годы по московскому телевидению шла 30-минутная телевизионная передача «Сто затей двух друзей», в которой дяденька ведущий и «двое друзей» мальчишек мастерили прямо в эфире разные самоделки. Потом по ней вышла книжка, и когда я ее купил, счастью не было предела! Как она мне нравилась, я как будто бы сам с ними все это делал! Другая ТВ-передача шла по ленинградскому телевидению и тоже раз в месяц, а называлась она «Операция «Сириус-2»». Вроде бы к нам на Землю с звезды Сириус прилетели два робота Трикс и Меха (один из них до этого снимался в кинофильме «Планета бурь»), чтобы познакомиться с нашей жизнью. И вот они и знакомились, а заодно с наукой, техникой, производством.


Вон он робот из кинофильма «Планета бурь» и телепередачи «Операция «Сириус-2». Внутри сидел физкультурник, вот как!

Одним словом, эти две передачи оказали на меня большое воздействие. Из спичечных коробков я тогда сделал модель броненосца и «пароход Тома Сойера», по журналу «Юный-техник» аэроплан «Илья Муромец», а из пластилина диораму с двумя динозаврами и охотящихся на них первобытных людей. Это после прочтения книги «Затерянный мир» Конан Дойла. Потом были довольно дешевые сборные модели самолетов из пластмассы производства ГДР. Конечно, в основном пассажирские лайнеры, но были среди них и Ту-95, и МиГ-21 и, почему-то, шведский СААВ-35 «Дракен». Целые каникулы склеивал «Потемкин» и «Аврору», но не знал, что их надо красить. Хотя с другой стороны, а чем бы я их красил в то время? Склеивал модели Т-34, КВ-85, ИС-3, ИСУ-122 и ИСУ-152 фирмы «Огонек» и всегда недоумевал, где БТ, Т-26, Т-35… В итоге уже во взрослом состоянии в 1982 году сделал все их сам и на конкурсе игрушек ЦК ВЛКСМ и Минлегпрома получил второе место, диплом и… 250 р. премии. «Но делать ваши игрушки мы не будем, – сказали мне тогда на заводе. – Зачем выпускать новые игрушки, когда каждый год подрастают новые дети!» Такая вот у них была маркетинговая политика и, судя по их сегодняшнему ассортименту, она не слишком изменилась за все эти годы.


Изготовление установки «пневмостарт» (начало в предыдущем материале).

Вот так в отношении «дерева» я и ограничился «моделированием» винтовок со шпингалетным затвором, а иные «самоделки» в этом роде только со вздохом рассматривал на картинках в журнале «Моделист-конструктор» – эх, мне бы так. Но зато склеивал гэдээровские модели и «огоньковские» – и то хорошо. И тут вышло так, что после «бесплатного обучения» в институте меня направили «отрабатывать» в деревню на три года. И там пришлось вести кроме истории, обществоведения, географии и английского языка еще и… труд, и… школьный технический кружок. Был там, кстати, и кабинет труда с топором, пилами и рубанками и… все! Хватит, милый, сельским детям для научения трудовым навыкам больше ничего не нужно! «Исходите из местных условий!» – сказал мне директор, и пришлось «исходить».

Что я там с ребятами делал? О, метательные машины древних для кабинета истории. Модель яхты, которая плавала в местных водоемах, модель ракетного катера (настольную), вездеходы-виброходы на щетках с корпусом из мыльниц. И много чего еще. И не просто делал, а все записывал: как, из чего, какова трудоемкость по времени.


А вот это модели для запуска при помощи установки «пневмостарт».

Вернувшись через четыре года домой, я обнаружил, что все места в местных вузах заняты, а в школу после сельской школы идти не хотелось, и я пошел работать на ОблСЮТ – Областную станцию юных техников. И одновременно пришел на местное телевидение с предложением вести ТВ-передачи для детей по техническому творчеству. «А вы их когда-нибудь вели?» – спросили меня на ТВ. Нет, никогда, ответил я, но сказал, что уверен в успехе. После сельской-то школы… В первый же год мои ребята за свои работы получили первые в истории пензенской ОблСЮТ золотые метали ВДНХ СССР, их работы попали в павильон «Юных техник». Отметили их на Всесоюзном конкурсе «Космос», который проводил тогда журнал «Моделист-конструктор». И, к слову сказать, как все это было хорошо организовано. Детей свозили в Москву, селили в приятных местах, хорошо кормили, возили в «Звездный городок». В жюри сидели «настоящие космонавты» и все это, конечно, на ребят действовало очень сильно. На СЮТ, правда, мне давали 15 микроэлектродвигателей ДП-10 на месяц, а мне надо было на ОДНО ЗАНЯТИЕ! Но… лимит! А бухгалтер просто лютовал, когда я приносил ему чеки на мыльницы и зубные щетки. «А крем для бритья вам не надо?!» Работать так, понятно, было нельзя. Тогда я устроил, наверное, первое в истории этой организации родительское собрание и сказал: хотите профанации – все останется, как есть. Хотите дела – платите за все сами, и дети принесут вам ваши деньги в виде самоделок! И к чести родителей все поняли, потому что видели результат. С тех пор у меня не было проблем ни с моторчиками, ни с мыльницами, но… если бы об этом узнали в ОБЛОНО, неприятностей у меня было бы очень много. Ведь кружки-то у нас были бесплатные!


Изюминка конструкции: муфта повышения давления.

Своих ребят-кружковцев я постоянно «таскал» на ТВ, а там шли циклы передач один за другим: «Давайте делать игрушки», «Студия ЮТ», «Звезды зовут!», «Ребятам-изобретятам». Даже когда я учился в аспирантуре с 1985 по 1988 год, передачи продолжались на ТВ Куйбышева (Самары) под названием «Мастерская школьной страны». Все сценарии «складировались», после чего по ним стали одна за другой выходить книги: «Из всего, что под руками» (Минск, «Полымя»,1987 г.), «Когда уроки сделаны» (Минск, «Полымя», 1990 г.), «Для тех, кто любит мастерить» (Москва, «Просвещение», 1991 г.). Была написана и четвертая: «Модели на любой вкус». Но ее набор в издательстве был рассыпан в 1993 году из-за экономических трудностей в стране.

Некоторые говорят, что «вот раньше было, а сейчас». Как было раньше, я написал. А как сейчас тоже знаю потому, что теперь помогаю делать все то же самое уже в школе, где учится моя внучка. И…все есть, в принципе. Те же кружки, в том числе и бесплатные, слеты, «дни технического творчества школьников». Что хорошо? Не стало откровенных «дров», как те, что назывались творчеством в мое детство. Зато сейчас из набора готовых деталей собирают в кружке роботов и говорят: «творчество»! Нет, это не творчество. Творчество - когда надо еще и немного попилить, сделать нечто своими руками. Стало… еще больше показухи и благодарности «нашим уважаемым спонсорам». Но детям не с чем сравнивать, дома им пилить и клепать не дают, поэтому они рады и этому!

И вот еще, что мне совершенно не нравится. Когда моя дочь в 1982 году пошла в первый класс, я пошел вести кружок у нее в школе. И они по моей методике и моим книгам все делали в отношении 80 к 20. То есть у 80 все получалось, а у 20 было кое-как. Сейчас, когда то же самое повторилось в классе внучки, пропорция перевернулась. То, что тогда дети делали в первом классе, сейчас они осилили только во втором. 20 делают кое-как, у 80 вообще ничего не получается, хотя они и стараются. Я не изменился (в смысле навыков), методика не изменилась. Значит, изменились дети, причем, не в лучшую сторону. С учебой они еще худо-бедно справляются. А вот работать руками и одновременно головой для большинства очень тяжко!

Кстати говоря, на ВО присутствует немало отставных офицеров, инженеров, конструкторов. Что толку жаловаться, что «мы были другими, а вот они сейчас…» Почему бы им не взять и не отправиться в школы вести те же технические кружки, учить с первого-второго класса работе с бумагой, картоном, самотвердеющими пластиками? Ведь сейчас-то все есть, и родители с деньгами не откажут – находят же они по 1500 р. на танцевальные костюмы? Но многие ли из их детей станут профессиональными танцорами? И вот им бы внушить и их детям тоже, что умелые руки развивают еще и мозги, и если руки у тебя дружат с головой, то это всегда и везде верный и хороший заработок!


А вот такое усовершенствование «пневмостарта» предлагается в Интернете. Тут главное «резко выдохнуть много воздуха», что и достигается не насосом, а весом самого ребенка!

Цветные рисунки А. Шепса.
65 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +22
    2 марта 2016 06:34
    С детьми нужно постоянно заниматься, им интересно все, что взрослым кажется обыденным.Учить нужно потомство всему, что сами знаем. Вспомните себя в детстве fellow !!!
    1. +17
      2 марта 2016 08:18
      Цитата: Добрый
      Учить нужно потомство всему, что сами знаем. Вспомните себя в детстве fellow !!!

      За продолжение, большое спасибо.Сами мы делали на уроках труда,в кружках и модели и инструмент и ремонтировали мебель и приборы в школе.В 9-10 классах шла уже профессиональная подготовка,но в 90-х всё это уничтожили.Знаю не по наслышке.Покойный брат 15-ть лет отработал трудовиком и чертёжником в школе.Я сам помогал ему вытаскивать оборудование из мастерских.Приехала какая-то комиссия из образования и сказала,что это не актуально.Было это где-то в начале 90-х.Будут везде компьютеры.И вот я не пойму?Где те умные чиновники которые разрушали нашу систему образования?Почему мы с ностальгией смотрим на те игрушки что делали своими руками и которые были нам дороже заводских?Автор! Ещё раз большое спасибо за ту память о нашем детстве которая помогала фантазировать,конструировать,изобретать,думать и делать.
      1. +3
        2 марта 2016 08:52
        Вам тоже спасибо! Надо будет посмотреть, что "там" было еще интересного. Может быть найдется еще тема интересная и актуальная.
        1. +3
          2 марта 2016 20:23
          Вячеслав hi Спасибо Вам большое за статью - можно сказать , что в детстве побывал , так навеяло good
    2. +8
      2 марта 2016 08:30
      Осталось только детей заинтересовать и мы их сразу всех всему и научим. Я уже пытался научить соседского пацана, как покрышки на велосипеде менять, как колеса накачивать насосом, бесполезно. Ему это просто не надо и не интересно. Гораздо интереснее в компе сидеть и играть, да еще деньги кляньчить у родителей.
      1. +1
        2 марта 2016 08:42
        Цитата: afrikanez
        Осталось только детей заинтересовать и мы их сразу всех всему и научим. Я уже пытался научить соседского пацана, как покрышки на велосипеде менять, как колеса накачивать насосом, бесполезно. Ему это просто не надо и не интересно. Гораздо интереснее в компе сидеть и играть, да еще деньги кляньчить у родителей.

        Вот здесь я полностью с вами согласен.
      2. +2
        2 марта 2016 14:21
        Мальчишка или девчонка должны быть свои, а не соседские.
        В комп пускать их по расписанию.
        Они будут рады любой развлекухе.
    3. +8
      2 марта 2016 09:42
      Цитата: Добрый
      С детьми нужно постоянно заниматься, им интересно все, что взрослым кажется обыденным.Учить нужно потомство всему, что сами знаем. Вспомните себя в детстве fellow !!!

      Знаете, я в детстве к родителям не подходил и не говорил "Мне скучно, чем мне заняться". Я всегда находил чем заняться, придумывал игры, либо одни, либо со старшим братом. И игрушек у меня было куда меньше и они были куда менее разнообразные, чем у моих дочерей.
      1. +1
        2 марта 2016 14:28
        Мои всегда заняты: или на занятиях в школе искусств (минимум 2 вида) или уроки делают или гуляют или мультфильмы смотрят или играют/лепят/вырезают/шьют/рисуют/мастерят или ссорятся/дерутся или готовят себе еду/едят.
      2. 0
        2 марта 2016 20:26
        wink Полностью с Вами согласен - самая большая глупость была признаться в том, что тебе делать нечего или скучно! Мой батя подходил к этому вопросу как в армии - "Солдат без дела - полсолдата", ну и в соответствии с этим утверждением тут же измышляли родители чем же занять скучающее дитё laughing , например посуду помыть, пол, квартиру убрать... да мало-ли дел можно найти, в конце концов можно плац ломом подметать! Поэтому еще в раннем возрасте пришлось научиться имитировать бурную деятельность и занятость, невзирая на реальное положение дел.
  2. +14
    2 марта 2016 07:27
    Мои любимые журналы Юный техник и Техника-молодежи. Моделист конструктор как-то не выписывали, были какие-то проблемы.
    В школе увлекался химией. Какой у меня был восторг когда в магазине "Юный техник" появился набор Юный химик. Опыты там были простые, но зато настоящие пробирки и горелка!!! А то в качестве химпосуды, чего только не использовал. recourse Потом, уже по старше, "раскопали" заброшенный склад химреактивов и химпосуды, и было раздолье. Используя "реактивы" купленные в аптеке (кроме азотной кислоты), умудрились сделать гексоген в небольших количествах. На большое, денег не хватило, да и не хотели. И испытали, взорвав навесной замок.
    1. +19
      2 марта 2016 08:15
      А моими любимыми журналами в детстве помимо типичного набора советского пионера: "Пионерской правды", журналов "Пионер" и "Костер" (который нравился мне больше, потому что в нем были рубрики, посвященные военному делу и морскому делу) мне последовательно выписывали "Юный техник", "Моделист-Конструктор" и приложение к нему, название которого я не помню - но печатался на тонкой бумаге и содержал множество чертежей, из которых мое внимание больше всего привлекали авиационные. "Техника молодежи" в семье начали выписывать когда мне уже было 15 лет, но и до этого часто попадала в мои руки.
      В результате моя на двоих с младшим братом комната была просто завалена всевозможными бумажными, картонными и деревянными моделями и модельками самолетов и кораблей (с последними бы с братом играли в Морской бой на самодельной морской карте). Ну и опыты с химией (в особенности со всем что имеет свойство взрываться) - без этого в моем детстве было никак! Даром, что в результате руки были постоянно в язвах, царапинах и ранках. Мужчина - это случайно выживший мальчик! - сказано в том числе и о нашем советском детстве (НО ТОЛЬКО В ХОРОШЕМ СМЫСЛЕ!).
      Честь имею.
      1. +4
        2 марта 2016 19:31
        Цитата: Александр72
        мне последовательно выписывали "Юный техник", "Моделист-Конструктор" и приложение к нему

        Называлось оно по-моему ЮТ-умелые руки good Мне его тоже выписывали , помнится там была схема самодельного компьютера ЮТ-88 , а поскольку с электроникой дружил то собрал и даже наладил с батиной помощью . Да без ЮТа там в приложении было много всякого интересного good
        П.с. А кроме вышеперечисленного мы ещё выписывали ТМ (Техника-молодёжи) - тоже классный журнал был hi
  3. +5
    2 марта 2016 07:34
    Спасибо за вторую часть !!!! Душевная статья! первую прочел с удовольствием ибо сам рос на ЮТ МК И ТМ. подшивки журналов до сей поры храню.......... уже старший сынуля в них копается.......увлеченно так - ну и я помогаю .... незаметно так ........
  4. +6
    2 марта 2016 07:44
    А я скачал все номера ЮТ, ТМ (вообще с довоенного времени), МК. Смотрю, читаю, ностальгирую. Что бы и как бы не говорили про СССР, а вот забота о мозгах была, то есть забота о будущем. Мы до сих пор с добром вспоминаем те времена (понятно, кто жил тогда и помнит).
    1. +2
      2 марта 2016 08:57
      Это да. Чего только не мастерили
    2. +5
      2 марта 2016 11:25
      Цитата: Пито
      а вот забота о мозгах была, то есть забота о будущем. Мы до сих пор с добром вспоминаем те времена

      Цитата: abrakadabre
      Это да. Чего только не мастерили

      Вы знаете.В середине 70-х годов я учился на курсах повышения квалификации по ремонту и обслуживанию импортной техники.В ту пору приходило много японской техники для лесников.Так вот японцы:преподаватели и инструкторы просили нас привозить местные технические издания,про центральные не говорю,они их выписывали.А вот отчёты о мотогонках,фотографии мотоциклов,издания типа "Сделай Сам", "Знай и умей"они забирали на ура.Потом за бутылкой, японцы проговорились,что таким способом они пытались найти направления развития перспективной техники и технологий и порой детские идеи и проекты ложились в основу серьёзных разработок.Японцы даже пытались платить авторские,но в советское время все платежи из-за рубежа отправлялись обратно,за отсутствием получателя.По крайней мере так сказали японцы.
      1. +5
        2 марта 2016 12:58
        У меня в советское время вышла статья в Болгарии. Прислали гонорар в 25 долларов! Из которых мне лично на руки... должны были выдать... 5! Остальные - налог! И эти 5 - не деньгами, а чеками в магазин Березку в Москве. Даже не помню, что я там на них купил, потому, что много не купишь, а глаза разбегаются. Кажется духи жене "Серебристый ландыш"(но французские).
        А когда работал в Куйбышеве в архиве отказных изобретений, тамошние специалисты говорили, что за все это г... японцы предлагали 7 млн. долларов, но мы им не продали!
        1. +2
          2 марта 2016 14:25
          Цитата: kalibr
          А когда работал в Куйбышеве в архиве отказных изобретений, тамошние специалисты говорили, что за все это г... японцы предлагали 7 млн. долларов, но мы им не продали!

          Охотно верю,потому как бывая на наших предприятиях японцы старались получить документацию на наши технологии ремонта,образцы ремонтных материалов и инструмента.
  5. +3
    2 марта 2016 07:49
    Спасибо Вячеслав за статью и работу! Я выписывал в то время ЮТ, приложение к нему, ЮТ для умелых рук. Потом пришло время ТМ, МК, и науки и жизни. Кромсал всякие поделки из дерева и жестянок, из бумаги и пластмассы! Делал и ракеты с пневмостартом, и виброход из мыльницы, и резиномоторки летающие и плавающие... Творческое время было...
    1. +1
      2 марта 2016 08:39
      Цитата: АлНиколаич
      Творческое время было...

      А вы знаете? До сих пор мне это умение работать головой и руками помогает в жизни.Не хвастаясь ,могу сказать.что почти вся техника что была у меня доходила до базы своим ходом,какие-бы неисправности там не были.А научили меня этому учителя по труду:Бородин.В.Г и Куликов В.Т.Первый вёл у нас работы с древисиной, а второй слесарку и работу на металлорежущих станках:токарный,сверлильный,фрезерный.А главное они учили нас искать выход из положения.
      1. +1
        2 марта 2016 19:43
        Цитата: амурец
        А научили меня этому учителя по труду:Бородин.В.Г и Куликов В.Т.Первый вёл у нас работы с древисиной, а второй слесарку и работу на металлорежущих станках:токарный,сверлильный,фрезерный.А главное они учили нас искать выход из положения.


        А у нас был один трудовик , но научил всему , вплоть до сварки , второго взяли когда я уже на УПК ходил (8-9-10 класс) , там тоже много чему научили , особенно на практике на ремзаводе "Сельхозтехника" . Потом в жизни всё это не раз выручало , особенно в 90-е ... А самое главное - научили работать руками и головой думать , и не бояться работы , вот за что им особенное спасибо soldier
  6. +4
    2 марта 2016 07:54
    Юный техник, Моделист-Конструктор, Техника-Молодежи..Эх..Мы со школьным товарищем..все планеры делали..Потом,замахнулись..на Илью Муромца..модель конечно..но чего-то с весом не рассчитали,или с материалом, не взлетел..
  7. +18
    2 марта 2016 08:46
    Короткое резюме: в СССР воспитывали творцов, в России - потребителей-карьеристов.
    1. +11
      2 марта 2016 10:44
      Ключевое здесь- ВОСПИТЫВАЛИ!
  8. +7
    2 марта 2016 08:50
    Тема мопедов не раскрыта! Достаточно вспомнить Д-4 и его последующие модификации Д-5 и Д-6, колеса от детского велика Мишутка, плюс рама от какого либо. Именно на таком получил первый опыт возни с ДВС, компоновки деталей и прочего. Есесьно сварочного аппарата не было и изголялся с креплением как мог. Шишек и ссадин набил соответственно.
    Еще возился с электромоделями, из картона и фанеры, были безобразными, но главное двигались! Все это можно было найти в "Моделист-Конструкторе", как и в "ЮТ для умелых рук". Жаль тогда навыков не хватало для сборки компьютера ЮТ-88 и Специалист, слишком сложные для 12 летнего пацана. Впрочем журнал "Техника Молодежи" позволял с помощью калькулятора МК-61 даже гонять в игры, что повышало интерес к электронике.
    1. +1
      2 марта 2016 14:36
      А потом с этими самодельными мопедами прятаться от ментов по переулкам и дворам. Было.
  9. +6
    2 марта 2016 08:56
    На последнем фото в статье - бутылку лучше присоединять к патрубку не напрямую, а через шланг. Потому что при прыжке на нее, из-за жесткости вся конструкция будет смещаться. А шланг позволит самому стартовому столу оставаться неподвижным.
    1. +2
      2 марта 2016 09:10
      Цитата: abrakadabre
      А шланг позволит самому стартовому столу оставаться неподвижным.

      Взгяд опытного человека.+
  10. +8
    2 марта 2016 09:13
    Огромное спасибо автору за статьи.
    Я сам 1989г.р. родился и вырос в с.Беловодье, Карсунского района, Ульяновской обл.
    Пока читал постоянно возникала мысль - " почему у нас не было такого человека в школе?" Уроки труда, честно говоря я ненавидел, так как мы постоянно вязали, шили, вышивали.... (и это было когда в классе 3-е девчонок и 15 парней). Все парни с удовольствием в место труда бежали убирать снег, копать цветник, ремонтировать забор. Славу богу, что в доме было много техники и отец меня с братом всегда брал её чинить. Из - за этого мне в 6-м классе не составляло труда с братом перебрать двигатель от мотороллера мураве.
    И кстати приобретенные в детстве навыки мне сейчас здорово помогают в работе.Так как я знаю не только технику из книги, но и могу представить как та или иная шестеренка (электронная схема) себя поведет при длительной эксплуатации.

    Огромное спасибо Вам за статьи. Жаль, что таких людей - ПАТРИОТОВ своего дела мало в нашей стране. Сегодня все зациклились на деньгах
    1. +1
      2 марта 2016 14:41
      А мы на трудах и общественно-полезном труде (было и такое) 4 года в тисках арматуру гнули для завода ЖБИ, какие-то непонятные заготовки точили или черенки шкурили. Как-то было не прикольно. Один раз только сделали гимнаста на двух палочках с верёвочками.
  11. 0
    2 марта 2016 09:46
    Отличный материал!
    Сразу вспомнилась любимая книжка школьного детства - "От идеи - до модели"
    Вот, в сети скачать можно : http://megascans.ru/knigi/konstruirovanie/zavorotov-v-a-ot-idei-do-modeli/
    1. 0
      2 марта 2016 18:31
      По вашей ссылке качается .exe файл зараженный вирусом "Ransom: Win32/Criakl.B "
      https://www.microsoft.com/security/portal/threat/encyclopedia/entry.aspx?name=Ra
      nsom%3aWin32%2fCriakl.B&threatid=2147688642&enterprise=0


      Лучше выбирать "Читать онлайн" , а уж потом скачивать PDF
      hi
    2. 0
      2 марта 2016 18:43
      Ох, мой конкурент был! Пока не вышла у меня книга в Минске - Москва отказывалась печатать мою, ссылаясь как раз на его книгу, как образец. А мне рецензент задавал вопросы: " Вот вы рекомендуете делать модели из палочек-лопаточек для мороженого. А ведь у детей чукчей нет таких палочек, а мы должны рекомендовать доступные всем детям СССР материалы!" Я, помню, в ответ написал: "Ваш рецензент - !" И... книгу я написал в 1982-ом, а вышла она в 1987... Так что и тогда были свои трудности! И даже очень большие! Например: представьте фото всех описанных вами моделей!!! Круто да?
  12. +2
    2 марта 2016 10:32
    Ну что сказать, не знаю, статья актуальная,позитивная, заставила кое что вспомнить, и поностальгировать, но с негативом, типа этого
    Некоторые говорят, что «вот раньше было, а сейчас». Как было раньше, я написал. А как сейчас тоже знаю потому, что теперь помогаю делать все то же самое уже в школе, где учится моя внучка.
    . Хотите дела – платите за все сами, и дети принесут вам ваши деньги в виде самоделок!

    С 1980 года посещал Умелые руки, став старше, не один год проходил в СЮТ, затем поступив в училище, стал и там посещать Авиамодельный кружок. Так вот или в разных странах жили мы с автором, или кое что другое, но, кроме СЮТ, за меня родители ни копейки не платили (В СЮТ платили 3 или 5 рублей). Так вот не в фанере, не в ДВС, ни электромоторах с аккумуляторами, мы не испытывали трудностей. Даже не интересовало откуда это берется. На соревнованиях не тратили не копейки, на проживание и питание.
    1. +3
      2 марта 2016 13:04
      А вот у нас как раз за СЮТ ничего не платили и тоже проживание и питание все было бесплатно. Речь о том, что расчет был 1 микродвигатель на месяц! А у меня 1 на одно занятие. То есть на месяц 4 и это в смету Облоно не укладывалось, также как и мыльницы и зубные щетки. Набор "Морской охотник" ДОСААФ - 1 на месяц, а то и на 3.
  13. +4
    2 марта 2016 12:05
    а меня коменты про уроки труда, натолкнули на мысль, что сейчас начало весны, самое время с сыном (ему 10 лет) сходить в гараж и сделать скворечник - материал есть, и установить на даче
    1. +2
      2 марта 2016 13:08
      В-о-от! И не один сделайте, а несколько, разных видов! Пойдите в магазин линолеума и попросите ТРУБЫ на которые его мотают! Дома останется только распилить, сделать крышу из фанеры наискось, дно, дырку, жердочку. И все это дело покрасить как следует. Идеально клеиться суперклеем. Получается быстро, очень красиво и "фирменно"! Пилить - минимум, сбивать (молотком по пальцам!), вообще не надо, клеить суперклеем на улице и все!
      1. +2
        2 марта 2016 15:09
        Лучше клеящим пистолетом - 50 р в фикспрайсе. Суперклеем не выгодно и вредные испарения от него.
        1. 0
          2 марта 2016 18:35
          Тоже верно, но писал, что пробовал. А пробовал на воздухе и в ветер.
      2. 0
        21 декабря 2016 12:55
        Скворечники НЕ КРАСЯТ! Птицам вид и запах краски не нравится. У нас в городе развесили несколько десятков расписанных, ни в одном птицы не поселились.
  14. +1
    2 марта 2016 12:40
    А в мое время такой литературы,да и кружков не было т.к.сын офицера и мотались по гарнизонам Закавказья.И главные игры были в войнушку и нужно было оружие,поэтому самое ценное-хороший перочинный ножик.Арсенал был полный:от мечей до автоматов Калашникова.А пистолеты из коры не отличишь от настоящих.
    А сыну повезло-попал в хорошие руки в ракетостроительном кружке.Его модель "Бурана"была на выставке на ВДНХ.И до сих пор они поддерживают отношения со своим наставником и посещают его, и поздравляют с днем рождения.
    1. 0
      2 марта 2016 13:09
      Это уж не Рожков ли был у него руководителем?
  15. +1
    2 марта 2016 12:41
    А я в своё время виброход сделал не из мыльницы а из вибрационного компрессора для аквариума... ;-) Зато батареек не надо было...

    А вообще знакомое дело - сам в судомодельном "побирался" по заводам да по свалкам... Но обычно не отказывали -
    особенно "вкусно" бывало залезть на свалку какого нибудь "приборооборонного"... так что магазинными моторчиками и батарейками считай и не пользовались. Почти всё сами паяли, мотали, клеили из "некондиции"...
    Всё таки считаю что это с точки зрения подготовки настоящих технарей куда полезней чем "купить набор"...
  16. +1
    2 марта 2016 13:57
    Модели танков и самолетов клеил, было дело... И виброходам должное тоже отдал, правда обошелся без зубных щеток, щетины и т.п. - только металл!! А тяга была у моих виброходов на удивление, даже не ожидал...
    Трудовиков у нас в школе было 2: по деревяшкам для средних школьников и по железякам для старших. О "деревянном" трудовике у меня самые теплые воспоминания, кое-чему он меня все же научил, а вот о "металлическом" воспоминания никакие. Он был "никакой" и толком научить ничему не мог или просто не хотел. Какой-то мизер по слесарке я почерпнул, но то, что это был реально мизер я понял немного позже, когда начал карьеру слесаря на заводе... (До сих пор помню некоторое удивление старших заводских товарищей на умение только пришедшим учеником слесаря пользоваться штангенциркулем и объяснившего, как он это делает, а слово "нониус" - знающие поймут - вообще повергло в ступор и был вынесен однозначный вердикт - "наш человек!". Спасибо "деревянному" трудовику.)
    А сейчас ИМХО, и этого мизера нет. Печально. А школьные и околошкольные кружки в свое время помимо воспитания вкуса к техническому и другому творчеству играли и другую роль: хотя бы часть молодняка вытаскивала из подворотен, препятствуя поиску приключений на "пятую точку". И какая роль важнее - я судить не возьмусь.
    1. +3
      2 марта 2016 14:07
      Труд в школе есть и на нем дети даже выпиливают лобзиком! Кружки есть и много, начиная от журналистского, который я вел в 47 школе Пензы прошлом году и кончая кружками робототехники при СЮТ и центрах детского техтворчества. А уж борьба, песни и танцы, лепка из глины, бисероплетение - какие хочешь. С судо и авиа - хуже. Не знаю, где есть. Разве только на ОБЛ СЮТ. Знаю мальчика, что учится играть на трубе, многие ходят в изо - художественную школы. Это только то, что я знаю лично. Так что много всего есть! Ходить лень! А чтобы не ходить, говорят -нет!
      1. +1
        2 марта 2016 14:59
        В 80-е интернета и компьютеров не было. Фотодело - целая наука. На ТВ 2 программы. Даже лобзиком пилить было интереснее, чем их смотреть, не говоря уже про фотокружок или "судомодели" на резиномоторе из стенки от ящика посылочного, пробки, спичечного коробка и резинки от трусов. Сейчас многих затягивает интернет и игры. У меня хоть старшая и заняла 1 место по области по изо, а средняя дочка гран при среди малышей по вокалу, но даже и их приходится из гаджетов вытаскивать. Интернет не сдаётся! hi
        1. 0
          2 марта 2016 18:28
          У меня внучка 7 место заняла на конкурсе по русскому языку в РФ, когда училась в 4 классе, а сейчас тоже... любит "мобилу для дебила". Интернет не сдается, да, но и мы тоже!
      2. 0
        21 декабря 2016 12:57
        В Ставрополе технических кружков осталось 4, на 450 тысяч населения! Новые не открывают потому что "спросом не пользуются" - родители не спрашивают!
  17. +7
    2 марта 2016 14:49
    да, потому и расли мы с правильным подходом: мужик может всё, а если не может - учится у других
    Вчера я всё же собрал свою первую группу кружковцев :)
    сейчас две группы, в сумме - 22 человека. Заранее отбирал детей внимательных и аккуратных.
    Кружок по изучению основ электроники, программирования и робототехники.
    Пока всё - за мой счет. Купил радиодеталей, паяльники, припой в катушках, несколько конструкторов-роботов разных платформ.

    Помощь от города: дали помещение на 2 часа (кабинет физики в школе). Пришлось оформиться педработником в ЦДТ. ЗП - смешная, так как пед.образования у меня нет, и часов - 10 в неделю.
    Просил по форумам прислать детальки и материалы, кто что может.
    вот мои самые страстные :) дам ссылку, где размещал объявления, там и все фото есть :)
    пожелайте нам удачи!
    http://radiokot.ru/forum/viewtopic.php?f=52&t=126989
    http://forum.cxem.net/index.php?showtopic=159782#entry2336699

    http://savepic.ru/8782406.htm
    http://savepic.ru/8829488.htm
    http://savepic.ru/8817200.htm
    http://savepic.ru/8819248.htm
    1. 0
      2 марта 2016 18:31
      Ну, Вы молодец! К сожалению в радио я НОЛЬ абсолютный. А роботов просто не люблю... Вот если бы что другое - помог бы сразу!
      1. +1
        2 марта 2016 19:12
        у меня не радио, у меня электраника. а "роботы" у нас типа таких:
        http://www.banggood.com/Tracking-Robot-Car-Electronic-DIY-Kit-With-Reduction-Mot
        or-p-972010.html
        http://www.banggood.com/Hexapod-Robot-DIY-Puzzle-Robot-Kit-Assembly-Model-p-1002
        911.html
        http://www.banggood.com/DIY-Puzzle-Toys-Educational-Toys-Solar-Quadruped-Robot-p
        -973006.html
        http://www.banggood.com/DIY-Biped-Robot-Assembly-Model-Puzzle-Robot-Kit-p-100249
        6.html
  18. +6
    2 марта 2016 16:05
    Так уж получилось, что второе десятилетие живу за океаном. Результат "лихих" девяностых. По поводу образования наших детей могу сказать только одно. Необходимо оставить советские стандарты образования ,так как они были самые высокие в мире. Они соответствовали самым элитным учебным заведениям весьма консервативного истеблишмента северной Америки.
    1. +1
      2 марта 2016 18:36
      К сожалению, в Союзе учили творцов, а на западе учили "инструмент" , то есть человека заточенного на 1 функцию по выполнению работы, чем он меньше будет думать, тем лучше будет работать. hi
      1. Комментарий был удален.
  19. 0
    2 марта 2016 19:02
    в прошлом году министр образовании заявила что россия перешла на западныя стандарты а финский министр ответила что они 2года перешли на советские методы образование и что оно лучшее
    1. 0
      2 марта 2016 19:15
      а можно ссылку на этот ответ финского министра?
  20. +2
    2 марта 2016 19:40
    Вспоминаем - пугач. Медная трубка, гвоздь, камера велосипеда и сера от спичек. hi
    1. +1
      2 марта 2016 19:55
      Цитата: Siberia 9444
      Вспоминаем - пугач. Медная трубка, гвоздь, камера велосипеда и сера от спичек. hi

      ВЕЩЬ! Грохот был, а самое главное многоразовая ! Дешево и просто...
  21. +2
    2 марта 2016 20:06
    Пришла весна! Бегут ручьи! Дети пускают кораблики!
    Москва. 1950-е годы.
    1. 0
      2 марта 2016 23:01
      Цитата: Мэнгел Олыс
      Пришла весна! Бегут ручьи! Дети пускают кораблики!

      Самое простое, спички в ручей. Чья быстрей доплывет.
  22. +1
    2 марта 2016 21:10
    Цитата: МАСКА
    Цитата: Siberia 9444
    Вспоминаем - пугач. Медная трубка, гвоздь, камера велосипеда и сера от спичек. hi

    ВЕЩЬ! Грохот был, а самое главное многоразовая ! Дешево и просто...

    1. Трубка годилась и стальная. Попадались и такие...
    2. Про свинцовую заливку забыли упомянуть. Без заливки чтобы бабахнуло, приходилось много спичек заряжать. Много спичек - грохоту больше, но гвоздь иногда улетал.
    1. 0
      2 марта 2016 23:18
      Цитата: tolancop
      рубка годилась и стальная. Попадались и такие...

      Стальные мы старались не использовать.Новых было мало,а старые,в основном они были шовные,были случаи разрывало.А в остальном всё правильно,заливка обязательна,но заливали не только свинцом,но и припоем или оловом.
  23. 0
    3 марта 2016 05:37
    Администраторы .. сделайте специально тему .. Для молодежи)) )буду очень рад если буду услышан!
  24. 0
    24 марта 2016 20:15
    Привет всем читающим.
    Огромная благодарность автору за упоминание в статье телепередачи "операция" сириус 2". В сети пока эта публикация - единственное, которое нашел, упоминание. Еще и фото робота, и их имена. Может быть есть еще какой-либо материал про эту передачу. Интересуюсь из-за детских воспоминаний. Спасибо.
  25. 0
    1 ноября 2016 20:16
    Низкий поклон!!! сам в свое время ходил в Доме Пионеров в судомодельный... классное было время!!!!
  26. 0
    21 декабря 2016 12:49
    Чтобы вести технический кружок в ЛЮБОМ учреждении министерства образования, необходимо высшее педагогическое образование. Иначе замучает налоговая инспекция, санэпиднадзор, пожарники, органы опеки и прочие... Или можно стать педагогом дополнительного образования, но это разрешается не везде. Зарплата при этом 6000 р.
    Я пытался организовать такой кружок официально. Через МинОбр не получается, только через Министерство культуры - у них это проходит как "мастер-классы" и никакие комиссии не придираются.