Спутники санкций

121
Отечественные производители учатся делать космические аппараты самостоятельно

Российская космическая промышленность пребывает в кризисе из-за технологических санкций, введенных США и ЕС. По сути мы расплачиваемся за то, что в прежние годы не сохраняли и не развивали производство микроэлектроники, полагаясь на закупки электронно-компонентной базы за рубежом.

Российские спутники состоят из импортных комплектующих на 30–75 процентов. Чем новее и функциональнее космический аппарат, тем больше в нем зарубежной начинки. Сейчас наша промышленность пытается в срочном порядке освоить критически важные технологии, но быстро наверстать упущенное вряд ли получится.

Санкционная начинка


Технологические ограничения со стороны США начались еще до обострения ситуации на Украине. Весной 2013-го отмечен первый за довольно долгое время отказ продать оснастку для аппарата Минобороны «Гео-ИК-2».

Его предназначение – геодезические измерения высокой точности, определение координат полюсов, фиксация движения литосферных плит, земных приливов, скорости вращения Земли. Орбитальная группировка системы должна состоять из двух аппаратов, первый из которых планируется запустить в мае этого года с космодрома Плесецк.

«ИСС им. Решетнева», производитель спутников «Гео-ИК-2», покупал комплектацию для космического аппарата весной 2013-го. Экспорт американских (в том числе частично, например, прошедших проверку или наладку на территории США) деталей для систем военного и двойного назначения регулируется ITAR (International Traffic in Arms Regulations) – набором правил, устанавливаемых федеральным правительством для экспорта товаров и услуг оборонного характера.

Поставки ЭКБ категорий military (для использования в военных системах) и space (радиационно стойкие комплектующие) в РФ возможны с разрешения Бюро промышленности и безопасности коммерческого департамента США (BIS). И как раз в случае с аппаратом «Гео-ИК-2» «добро» на приобретение деталей получено не было, что объяснялось общим политическим фоном: охлаждение отношений РФ с США уже ощущалось, на весь мир гремел скандал с Эдвардом Сноуденом, обострилась ситуация в Сирии, что тогда едва не закончилось интервенцией американских войск (чему помешала позиция России). В ответ Вашингтон усложнил нам процедуру покупки комплектующих.

Но в 2013-м еще оставались альтернативные каналы и ту комплектацию, которую не удалось получить в США, ИСС купили в Европе.

Что-то можем сами


Точно таким же образом в 2013 году Минобороны стремилось решить вопрос с радарными спутниками. Систему хотели заказать у франко-германской Airbus Defence and Space (ADS). Конкурс среди российских компаний (которые по традиции купили бы полезную нагрузку у ADS и установили бы на свою спутниковую платформу) проходил открыто, его выиграло химкинское НПО им. С. А. Лавочкина. Сумма контракта – почти 70 миллиардов рублей. Речь шла о новейшей радарной системе, возможности которой позволяют строить точную 3D-модель Земли, а также отслеживать объекты на ее поверхности.

Спутники санкцийЗатем последовали обострение ситуации на Украине и санкции Запада в отношении ПВН. Вето на продажу военных технологий в РФ наложила сама Ангела Меркель, утверждает Bloomberg. Источники агентства оценивали контракт в 973 миллиона долларов. В начале 2015-го Военно-промышленная комиссия приняла решение, что система будет создаваться силами российских предприятий. Была согласована межведомственная «дорожная карта». В соответствии с утвержденным эскизным проектом система должна строиться на основе пяти космических аппаратов, первый старт намечен на 2019 год. Ключевой элемент системы – активная фазированная антенная решетка для бортовой радиолокационной станции. Технологии создания АФАР в принципе освоены российскими производителями, но есть пробелы в части приемо-передающего модуля. В соответствии с утвержденной ВПК «дорожной картой» Росэлектроника должна разработать, испытать и показать приемо-передающий модуль в действии в первой половине этого года.

Из того, что было


На собственные ресурсы теперь приходится рассчитывать и при создании навигационных спутников ГЛОНАСС. В этом году Минобороны должно принять систему в штатную эксплуатацию. 75 процентов импортных комплектующих – это как раз про них, а именно про новейшую модификацию, космический аппарат «Глонасс К-2».

Сейчас основу орбитальной группировки ГЛОНАСС составляют КА «Глонасс-М», по целевому назначению используется 21 такой спутник. Их производство прекращено, но в запасе лежат еще восемь готовых аппаратов. Также на орбите есть два спутника серии «К»: «Глонасс К-1» и «Глонасс К-2». Если посмотреть в Федеральную целевую программу ГЛОНАСС на 2012–2020 годы, увидим, что к 2020-му Роскосмос планировал обновить навигационную группировку полностью, заменив все «Глонасс-М» на более современные «К», у которых дольше срок активного существования (10 лет против 7), лучше функционал (сигнал передается в более современных диапазонах и кодировках), точнее часы. Отрадно, что они российского производства.

Атомные часы – сердце навигационного спутника. Его передатчики излучают сигнал точного времени и координаты аппарата в данный момент. Получив информацию от нескольких навигационных спутников, чип в пользовательском приборе, будь то телефон или навигатор, высчитывает свои координаты. Чем более точные данные он получает, тем четче определяется местоположение. В аппаратах «Глонасс-М» применяются цезиевые стандарты частоты. В спутниках «Глонасс-К» наряду с цезиевыми испытываются и рубидиевые. В следующих версиях планируется испытать водородный стандарт частоты. По идее эти часы наиболее точны.

Технические усовершенствования позволяли надеяться, что к 2020 году спутниковый флот из «Глонасс-К» позволит достичь точности определения координат на уровне 0,5 метра – именно такие целевые показатели прописаны в ФЦП ГЛОНАСС. Но технологические санкции внесли свои коррективы. Отсутствие возможности стабильной закупки качественной оснастки привело к тому, что в минувшем январе научно-технический совет «Российских космических систем» (головной организации Роскосмоса по приборостроению) определил, что бортовую аппаратуру серийного спутника нового поколения «Глонасс-К» нужно перепроектировать. То есть не стремиться повторить собственными силами «К-2», сделанный на импортных комплектующих, а создавать начинку для перспективного аппарата, ориентированную на отечественную ЭКБ и новую схемотехнику.

Неизвестно, сколько времени займут проектирование и постановка в производство отечественного спутника «Глонасс». Проблема в том, что тут далеко не все зависит от Роскосмоса – за создание ЭКБ сейчас в основном отвечает госкорпорация «Ростех», а именно ее дочка – концерн «Росэлектроника», объединяющий 112 предприятий, НИИ и КБ.

Пока что «Глонасс-К» будут собирать из того, что есть в наличии и что удастся тем или иным образом приобрести за рубежом. Роскосмос заключил с «ИСС им. Решетнева» контракт на изготовление 11 спутников нового поколения: девять «Глонасс К-1» и два «Глонасс К-2». Объем контракта – 62 миллиарда рублей, причем в ИСС не скрывают, что каждый аппарат будут собирать штучно и всякий раз делать свою проектную документацию. То есть что удастся купить – из того и сделают.

Беды штучного спроса

В 2014 году у российских производителей космической техники была надежда на Китай, который за последние десятилетия сумел создать свою микроэлектронику. Надежду эту давал он сам. В августе 2014-го вице-президент китайской государственной промышленной корпорации «Великая стена» Джао Чуньчао на семинаре в Москве заявлял: «Сейчас мы проводим работу по определению перечня продукции, интересующей российскую сторону. До этого момента госконтроль за экспортом ЭКБ был очень строгим. Сейчас создается механизм, который сделает все китайские космические электронные компоненты абсолютно доступными для российской промышленности».

Но надежда на Поднебесную довольно быстро угасла. Тестовые образцы, поставленные в адрес ИСС и «Лавочкина», испытаний не прошли.

Остается два выхода из кризисной ситуации: ждать скорейшего снятия санкций или воссоздавать микроэлектронную промышленность.

Какие-то шаги уже делаются. Так, в 2015-м принята стратегия развития холдинга «Росэлектроника». Планируется, что к 2019 году 80 процентов электронной компонентной базы полезной нагрузки спутников будет отечественного производства. В этих целях общий объем инвестиций в холдинг «Росэлектроника» в ближайшие пять лет составит более 210 миллиардов рублей. Предусмотрена модернизация промышленных площадок, на которых производится ЭКБ для космоса. Смущает только то, что у нас и в предыдущие годы прилагались усилия по созданию производств микроэлектроники. Но фактически все анонсированные крупные проекты осуществляются с огромными сложностями. «Ангстрем-Т» до сих пор не запустил производство микросхем на оборудовании, закупленном у AMD в 2008 году на кредит от ВЭБа. Амбициозный проект «Ангстрем плюс», предусматривающий создание в Зеленограде производства радиационно стойких электронных компонентов для космических аппаратов и военных изделий, забуксовал в 2013-м из-за разногласий акционеров. Притом что еще в 2010 году Минпромторг предусмотрел для проекта «Ангстрем плюс» бюджетное финансирование в размере 50 процентов его расчетной стоимости в ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники». В 2011-м заглох инициированный правительством проект создания радиационно стойкой ЭКБ в ОАО «Российские космические системы» (частично реанимирован в 2015 году). Как показала практика предыдущих лет, в случае с производством ЭКБ несильно помогает даже адресная бюджетная поддержка. Причина в целом ясна: ни государство, ни частный бизнес не могут обеспечить спрос на ЭКБ в таком объеме, чтобы запускать для этого серьезные производства. Предприятия Роскосмоса купят десятки, возможно, сотни микросхем, на разработку которых могут быть потрачены миллиарды рублей, а больше их предложить некому.

Бледные перспективы


В описанных условиях рассчитывать на скорое обновление группировки российских спутников не приходится. Впрочем, 2015 год стал для военных не таким уж плохим: Минобороны получило восемь новых космических аппаратов, что стало рекордным показателем за последнее время. Хотя понятно, что комплектация закупалась главным образом до введения санкций.

В 2015-м на орбиту выведены три спутника связи «Родник-С», три аппарата оптической разведки («Барс-М», «Кобальт-М», «Персона»), КА системы обнаружения «Тундра» и ретранслятор «Гарпун». Правда, половина из этих аппаратов является откровенно устаревшими – «Родник» и «Кобальт» в большой степени наследие еще советских времен.

Интересный перспективный космический аппарат «Канопус-СТ», к сожалению, потерян из-за нештатного выведения в декабре прошлого года. Он был укомплектован оборудованием для обнаружения подводных лодок в погруженном состоянии. Главным инструментом этого аппарата являлся радиометр, в данном случае это радар с такой длиной волны, которая позволяет видеть сквозь слои воды. Целевой прибор делал НТЦ «Космонит», входящий в состав РКС.

Но на 2016–2017 годы планы у военных весьма скромные. В феврале Минобороны опубликовало расписание запусков спутников военного назначения на сайте госзакупок страховых услуг. Из него видно, что до конца 2017-го ведомство планирует осуществить всего шесть пусков. Два будут на «Протоне», то есть скорее всего на геостационарную орбиту, где обычно размещаются аппараты связи и ретрансляции. Три пуска осуществят ракетами «Союз 2.1б». Весьма вероятно, это аппараты оптической разведки и картографии. 24 марта «Союз» успешно вывел на орбиту второй спутник системы «Барс-М». Один запуск планируется носителем «Союз 2.1.в» легкого класса, что может указывать на планы по выводу связки низкоорбитальных космических аппаратов.
121 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    3 апреля 2016 05:57
    Мрачная картина.Но слабые места в экономике понятны, государство уже принимает меры, а дорогу осилит идущий.
    1. -57
      3 апреля 2016 06:51
      Что Путину помешала советская электроника. Зачем он её угробил. Силен задним умом. Признак посредственности.
      1. +39
        3 апреля 2016 07:27
        Цитата: ДВС
        Что Путину помешала советская электроника. Зачем он её угробил. Силен задним умом. Признак посредственности.


        Вспомним объединение "60-лет Октября" заводы по всему СССР.Отсюда и кооперация и кадры.
        Причем тут Путин,М.С.Горбачеву "спасибо".
        Надо было страну держать в руках ,а не радио ВВС слушать, в Форосском подвале. am
      2. +24
        3 апреля 2016 08:46
        Цитата: ДВС
        Что Путину помешала советская электроника. Зачем он её угробил. Силен задним умом. Признак посредственности.

        Это признак вашей посредственности,гробить начал горбатый,а закончил Алкаш всея Руси,воссоздать по новой всегда труднее,чем ломать.
        1. +18
          3 апреля 2016 09:09
          Часовню 10 века тоже он разломал?)))

          Беспокоит, что на нашем сайте развелось в последнее время народу, который чуть статью опубликует, пишет злорадно: это все Путин! он во всем виноват!

          Платят им, что ли?
          1. +1
            3 апреля 2016 09:16
            Читай конституцию РФ и тогда поймешь почему спрашивают с путина,учи матчасть
            1. +11
              3 апреля 2016 14:31
              Читай Конституцию РФ и поймешь , что нельзя с Путина спрашивать за дела в СССР !!!
          2. +27
            3 апреля 2016 09:25
            Цитата: Enot-poloskun
            Беспокоит, что на нашем сайте развелось в последнее время народу, который чуть статью опубликует, пишет злорадно: это все Путин! он во всем виноват!

            Коллега все просто как 5 копеек.Чем ближе осень,тем ближе выборы в госдуму,тем больше всяких "спасителей России"на всех сайтах,порталах,соцсетях.После выборов они затухают до следующих выборов.
          3. +5
            3 апреля 2016 09:34
            Цитата: Enot-poloskun
            Часовню 10 века тоже он разломал?)))

            Беспокоит, что на нашем сайте развелось в последнее время народу, который чуть статью опубликует, пишет злорадно: это все Путин! он во всем виноват!

            Платят им, что ли?


            Конечно платят.Вот что сказано в Конституции про Путина и электронику.А вот на тебе.
            Цитата: rica1952
            Читай конституцию РФ и тогда поймешь почему спрашивают с путина,учи матчасть


            Вы статью процитируйте для начала hi .Потом обсудим матчасть.
            Путин пишется с большой буквы.
            Не торопитесь,у Вас всё впереди.
          4. +2
            3 апреля 2016 12:14
            И Кеннеди убил тоже Путин!!!
          5. +1
            3 апреля 2016 22:12
            это плата за популярность сайта, им интересуются не только люди заинтересованные чтобы разобраться в сути вопроса, но и любители потрепаться, да и уверен, просто наши противники
          6. +4
            4 апреля 2016 06:55
            Батенька, у нас никто ни в чем не виноват. Президент сам по себе, олигархи сами по себе и народ 140 миллионов сам по себе... Кто то за что то отвечает в конце то концов??? Нет? Президент из года в год с трибуны докладывает о поручениях которые смело игнорируются теми же олигархами и прочими господами у власти. Это уже не смешно! Спасибо конечно В.Путину, за внешнюю политику, молодец... Но в стране то когда порядок наведем? Получается что никогда!!! "Крупнейшее предприятие по производству литий-ионных аккумуляторов завод «Лиотех» открылся в декабре 2011 года как СП «Роснано» и китайской Thunder Sky Group. Объем инвестиций составил 14,8 млрд рублей, но завод так и не вышел на проектную мощность. В 2013 году из проекта вышел китайский партнер." И все господа деньги потрачены и освоены, то бишь карманы кто то набил себе! И такое сплошь и рядом. В тундру надо отправлять лес валить всех ответственных за то или иное производство если провинились... Страну наглым образом разворовывают и все то у нас в порядке. Да В.Путин виноват, ибо рыба с головы гниет, и этого не исправить а уж в России тем более. Олигархи не хотят ничего делать, чиновники так же по сути те же самые олигархи на службе. И никто мне например не платит за мои высказывания, просто на вещи надо реально смотреть. Если я например будучи начальником цеха наберу алкоголиков на работу то сам и буду бегать за ними все переделывать. Так и в государстве у нас... А то понимаешь как что то хорошее то В.Путин молодец, а все что плохое это вообще не он виноват а непонятно какой то чиновник... У нас президент в нашей стране живет, он наш президент или чей? И то что электроника в полной п-опе все давно прекрасно знают, но кому то это выгодно, что бы так и было. Дожили блин, обороноспособность страны не можем обеспечить и это что не преступление? Нет? В тайгу в тундру валить лес, тех же строителей космодрома Восточный. Ибо в привычку вошло уже у олигархов и чиновников разворовывать все до чего руки дотянутся... В тундре нет леса, так пусть посадят лес, вырастят его а потом валят!!! Впрочем и так ясно, что никто никуда никого не пошлет... за крутые распилы бюджета становятся депутатами...
        2. +7
          3 апреля 2016 09:45
          Цитата: влад66
          Это признак вашей посредственности

          Но надежда на Поднебесную довольно быстро угасла. Тестовые образцы(инна!!!), поставленные в адрес ИСС и «Лавочкина», испытаний не прошли.

          Остается два выхода из кризисной ситуации: ждать скорейшего снятия санкций или воссоздавать микроэлектронную промышленность.


          "ждать скорейшего снятия санкций" - голубая мечта продажных коллаборационистов - "деффективных манагеров", окопавших в высших эшелонах ВПК!

          "воссоздавать микроэлектронную промышленность" - их же "идея" - оправдания ничего не делания лет на ...дцать!

          Что нужно делать:
          1. Ввести 100% функциональный контроль покупных критичных ЭРИ и выборку из них работоспособных (из Китая, Ю-Кореи, Ю-Америки...ЮВ-Азии, то есть, всюду, где продают).
          2. Ускоренными темпами "освоить" современные линии производства потребных компонентов. Основной "ахиллесовой пятой" советской электронной промышленности было - "чистота производства", на порядок и более худшая чем даже на ю-корейских производствах (т.н. "желтой сборки").
        3. +2
          3 апреля 2016 23:01
          Цитата: влад66
          воссоздать по новой всегда труднее,чем ломать.

          Т.Сталину это бы рассказать.Позволю себе напомнить о том,что после ВОВ страна была восстановлена в кратчайшие сроки и в 1961 году Ю.А.Гагарин полетел в космос.Путин у руля с 1999 года...
          1. +3
            4 апреля 2016 07:12
            Мне тут подумалось, что всем вашим и моим так сказать оппонентам реально приплачивают, ну хотя бы скидками в бассейн... Ибо тупо утверждать, что глава государства отвечает только за положительные события в жизни страны и не более, ну это надо быть либо упертым, либо на службе у кого то состоять. Складывается впечатление, что весь сайт это тупо одна компашка псевдореалистов, и им плевать кто там был у руля с 1999 года, ощущение что они буквально слетаются на злободневную тему. Кстати еще неизвестно как "он" в 1991г., пришел к этому рулю, и кто и как известно что взрывал...
      3. +13
        3 апреля 2016 09:02
        Цитата: ДВС
        Что Путину помешала советская электроника. Зачем он её угробил. Силен задним умом. Признак посредственности

        Советскую электронику угробили несколько факторов, первично это развал СССР, что по цепочке привело к нарушению кооперационых производственных цепочек, снижению финансирования, развалу обороннопромышленного комплекса, а с этим потери в том числе и внутренних рынков сбыта, технологическое отставание от запада, который легко завоевал наш рынок бытовой электроники, вспомним как народ гонялся за импортной аппаратурой, а между прочим именно массовый потребительский рынок бытовой радиоэлектронный аппаратуры приносит главный доход западным разработчика, на ресурсах которого они могут себе позволить развивать и узкоспециализированные, но в том числе, военные, космические направления микроэлектроники.
        Развивать собственную базу микроэлектроники всеравно необходимо и сейчас это намного труднее сделать и возможно только за счет внутренних государственных резервов и бюджетных средств, так как прибылей долгое время ожидать нестоит. А где эти средства брать? Опять возвращаемся к нефти и газу, которого еще много предстоит продать и потратить на развитие внутренней базы не только электроники ну и других научных, производственных, направлений, до тех пор пока они самостоятельно не заработают в прибыльном режиме и для чего им понадобиться завоевать не только свой внутренний рынок, но и осуществлять экспансию на внешний.
      4. +3
        3 апреля 2016 09:03
        Вы, мил человек, во времени потерялись... Освежайте память и фактологию
      5. +4
        3 апреля 2016 12:21
        Цитата: ДВС
        Что Путину помешала советская электроника. Зачем он её угробил. Силен задним умом. Признак посредственности.

        Вы, по ходу, вообще умом не сильны. Всю советскую электронику угробили еще до Путина, еще в ХХ веке.
        1. -2
          3 апреля 2016 20:07
          Да, во времена Хрущева и Брежнева.
      6. +1
        4 апреля 2016 11:46
        Когда Путин пришел к власти, от советской электроники уже толком ни чего не осталось! А вообще, "первый камушек" в огород отечественной электроники кинул Хрущев, когда отказался развивать кибернетику в свое время, именно по этому СССР всегда отставал от США в этой сфере.
    2. +12
      3 апреля 2016 07:52
      Технологические ограничения со стороны США начались еще до обострения ситуации на Украине. Весной 2013-го отмечен первый за довольно долгое время отказ продать оснастку для аппарата Минобороны «Гео-ИК-2».

      А они запускают КА военного назначения на российских двигателях ...
      Проблема в том, что тут далеко не все зависит от Роскосмоса – за создание ЭКБ сейчас в основном отвечает госкорпорация «Ростех», а именно ее дочка – концерн «Росэлектроника», объединяющий 112 предприятий, НИИ и КБ.

      А чем занимается "РоссНано" ?! "Успешно" осваивает выданные госсредства и отмечает это на корпоративах ?!
    3. +6
      3 апреля 2016 09:07
      Производство микроэлектроники для военных нужд России должно быть на 100% отечественным. Точка!

      Помню, Чубайс похвалялся заводом микросхем, который был профинансирован Роснано...Тоже нету?
    4. 0
      4 апреля 2016 19:45
      Как обычно пока жаренный петух не клюнет...
  2. -3
    3 апреля 2016 06:49
    Я так понимаю, что трудно нам, но и гейропа без нас в космос только "с батута". Думаю сможем преодолеть трудности. Но зато потом будем показывать им средний палец! laughing
    1. +1
      3 апреля 2016 09:12
      Цитата: a.s.zzz888
      ую сторону. До этого момента госконтроль за экспортом ЭКБ был очень строгим. Сейчас создается механизм, который сделает

      Вы сначала у себя порядок наведите, а уж потом на европейцев переключайтесь.
      Новые военные спутники РФ потеряли способность летать в результате импортозамещения

      Кстати о батуте. Посмотрите на количество отказов на французском ракетоносителе, а уж потом смейтесь. hi
      1. 0
        3 апреля 2016 11:55
        профессор (6) IL Сегодня, 09:12 ↑ Новый
        Цитата: a.s.zzz888
        ую сторону. До этого момента госконтроль за экспортом ЭКБ был очень строгим. Сейчас создается механизм, который сделает

        Не проспамшись? Или приболемшись?
        Не надо клеить мне чьи-то выдерги из текста, профэссор! hi
      2. +1
        3 апреля 2016 14:35
        А количество запусков тоже сравним ?
        1. +1
          3 апреля 2016 18:50
          Цитата: n.kolesnichenko
          А количество запусков тоже сравним ?

          Конечно.
          wink
    2. 0
      3 апреля 2016 14:33
      " Ариан " уже списали ?
  3. +14
    3 апреля 2016 06:51
    А чем же занимается "Сколково"? Везде трубили о "инновационных технологиях" ,"наша "Силиконовая","Кремниевая" долина",а воз и ныне там,создали цех по "распилу" народных денег с "крышей" в лице властьимущих. А настоящие предприятия пытаются собрать сами себя после масштабного разгрома промышленности в 90-е,теперь даже не сколько в деньги,сколько в персонал,прав был товарищ Сталин со своей крылатой и до сих пор актуальной фразой-"Кадры решают всё"
    1. +4
      3 апреля 2016 06:56
      Цитата: Серый 43
      А чем же занимается "Сколково"

      В частности депутат Понамарев, ездил с лекциями с оплатой от Сколково ))) За долю малую -740тыс. долларов? не помню цифры точной.
      1. +7
        3 апреля 2016 08:08
        "Чем занимается "Сколково""? А, то Вы не знаете-"пилит" государственное бабло, как и все остальные "предприниматели" "возрождающие" нашу промышленность и, вообще, экономику "в условиях санкций". Не-е-т господа, без нового Сталина, Берии и КГБ мы ничего не "возродим" и не "построим". Тот же Китай создавал свой ВПК и, в частности, микроэлектронику, жесткими методами, путем государственного планирования и управления. У нас же как обычно ждут, когда придет "инвестор" или "предприниматель" и все сделает и построит за нас. "Мышление" наших "руководителей" не меняется уже второй десяток лет-они как огня боятся "плановой экономики". "государственного управления" и пр. и как на манну небесную надеяться на "невидимую, всемогущую руку рынка" которая все для них и за них сделает и создаст. Надеяться на изменения в этой сфере в стране, где главным приоритетом идеологии и всех отношений является "делание "денег" любым путем"-просто глупо.
        1. -6
          3 апреля 2016 09:33
          Цитата: Monster_Fat
          Тот же Китай создавал свой ВПК и, в частности, микроэлектронику, жесткими методами, путем государственного планирования и управления

          Жесткими методами заставить можно, вбухивая огромные средства, в разработку хотелок, а их средства где-то надо взять, у Китая это за счет милиарда низко оплачиваемого населения работающих на мировой фабрики дешевого ширпотреба. Но вот создать на длительное время хорошие вещи и тем более принудить кого то их покупать не получиться. Вы уже готовы к принудительному труду и ношению типовой спецодежды?
          Цитата: Monster_Fat
          где главным приоритетом идеологии и всех отношений является "делание "денег" любым путем

          Этому закону подчинено все живое и даже ваши действия, конечно если вы свободный человек, все остальное убыточный популизм.
          1. +6
            3 апреля 2016 11:16
            В Китае на предприятиях микроэлектроники работают не за "гроши". Средняя заработная плата например в компании "Фокскон" на сборочной линии 800-1000 долларов в месяц. Это примерно 50-65000 рублей на наши деньги. На наших "сборочных" линиях рабочий от силы получает 25-30000 рублей. И где вы говорите "низкооплачиваемое" население? В России на данный момент самая низкооплачиваемая производственная рабочая сила.
            1. 0
              3 апреля 2016 14:39
              Вы уверены , что на предприятиях микроэлектроники у нас рабочие получают 25-30 тысяч ? Вы ОЧЕНЬ ошибаетесь !!!
            2. 0
              3 апреля 2016 16:30
              Цитата: Monster_Fat
              В Китае на предприятиях микроэлектроники работают не за "гроши".

              Вы не внимательны, при чем здесь зарплаты узкого сектора работников китайской микроэлектроники, а кто в неё инвестировал средства и за счет чего она получила свое развитие? Уж не за счет ли остальных секторов экономики? А там работники такую же зарплату получают?
          2. Комментарий был удален.
        2. 0
          3 апреля 2016 09:42
          Цитата: Monster_Fat
          Мышление" наших "руководителей" не меняется уже второй десяток лет-они как огня боятся "плановой экономики". "государственного управления" и пр. и как на манну небесную надеяться на "невидимую, всемогущую руку рынка"


          Пока работает одно правило "руки рынка", они моют друг друга.

          Manus manum lavat (лат. рука руку моет) — фразеологический оборот, употребляемый в значениях: «Рука руку моет, и обе белы живут»; «Услуга за услугу»; «tu mihi, ego tibi» («ты мне, я тебе»). Цитируется в приписываемом философу Платону диалоге «Аксиох» как изречение греческого комедиографа Эпихарма."
          1. +8
            3 апреля 2016 11:35
            есть ещё один вопрос : авионикой чьего производства оснащаются наши новейшие боевые самолёты? what
            Очевидно, что незначительные санкции запада,сразу показали истинное место РФ в мировом разделении труда. А от атрибутов великой сверхдержавы у нас осталась только сталинская ядерная дубина.
            За истекшие 25-ть лет были уничтожены целые отрасли промышленности, потеряно множество технологий, уничтожены технологические цепочки.
            Но самое главное утеряны кадры, их преемственность.
            Даже страшно подумать на сколько десятилетий назад отбросило страну насильственное построение капитализма.
            А программы развития, по-прежнему, нет,как нет планирования ни краткосрочного, ни долгосрочного.
            И если отбросить словесную шелуху и пиар-бред,то возникают закономерные вопросы: что же всё таки у нас есть, какой тип гос-ва мы из себя представляем и главный что же мы построили, создали за истекшие 25-ть лет и чем в этот период занималась власть?
            1. +4
              3 апреля 2016 11:42
              Цитата: ФАНТОМ-АС
              А программы развития, по-прежнему, нет,как нет планирования ни краткосрочного, ни долгосрочного.

              А зачем все это Виктор? Ведь нефть и газ есть , на время правящей верхушки хватит, а потом трава не расти.
              И кстати есть тысячелетний план во как fellow
              пресс-клерк из СК Маркин озвучил wassat
            2. Комментарий был удален.
            3. +1
              3 апреля 2016 12:39
              Цитата: ФАНТОМ-АС
              езначительные санкции запада,сразу показали истинное место РФ в мировом разделении труда

              Точно? what

              Цитата: ФАНТОМ-АС
              таки у нас есть, какой тип гос-ва мы из себя представляем и главный что же мы построили, создали за истекшие 25-ть лет и чем в этот период занималась власть?

              Боец "против власти", Вы понятны.. а я вот - за, год без работы.. спецализд, вроде,.. ничего так себе.. ладно, разберемся wink
              1. +1
                3 апреля 2016 19:09
                Цитата: Cat Man Null
                Боец "против власти", Вы понятны..

                Да, я за Советскую Власть и этого не скрываю! soldier
                1. -1
                  4 апреля 2016 12:03
                  Цитата: ФАНТОМ-АС
                  я за Советскую Власть

                  Мечты, мечты.. была и закончилась.. sad
            4. 0
              3 апреля 2016 19:04
              Цитата: ФАНТОМ-АС
              И если отбросить словесную шелуху и пиар-бред,то возникают закономерные вопросы: что же всё таки у нас есть, какой тип гос-ва мы из себя представляем и главный что же мы построили, создали за истекшие 25-ть лет и чем в этот период занималась власть?


              Разберемся лет этак через 25!
              1. +2
                3 апреля 2016 19:05
                Цитата: кеп
                Разберемся лет этак через 25!

                хотелось бы дожить wink drinks
                и очень надеюсь, что власть всё таки сменится. good
            5. +1
              3 апреля 2016 23:07
              Цитата: ФАНТОМ-АС
              Даже страшно подумать на сколько десятилетий назад отбросило страну насильственное построение капитализма.

              Заметьте,в 20-м веке это уже третье разрушение России,с первыми двумя т.Сталин справился,но сейчас его нет.
          2. +3
            3 апреля 2016 15:17
            Пока рука руку моет под лежачий камень вода не потечет. Сейчас времена гнать волну и рубить бабло, работа не волк какой от нее толк.
    2. +9
      3 апреля 2016 08:38
      Цитата: Серый 43
      А чем же занимается "Сколково"?

    3. 0
      3 апреля 2016 16:12
      Цитата: Серый 43
      А чем же занимается "Сколково"?

      ///в том числе выискиванием талантливой молодежи, посадкой на гранты, с дальнейшим переманиванием в заплаборатории.
      Для сведения - до 70% грантов оплачиваются инвесторами из-за бугра...
      Т.е. фактически, Сколково - не наш.
      1. 0
        6 апреля 2016 19:13
        посадкой на гранты


        Я думал что каждое государстжо должно заботится о будущем своего народа.

        Все В том числе и Россия должны "подсаживать" своих талантов на свои же гранты и развиватся дальше.
        Неужели у Росии нет денег/желания удержать у себя талантливых людей?
  4. +8
    3 апреля 2016 07:53
    "...Причина в целом ясна: ни государство, ни частный бизнес не могут обеспечить спрос на ЭКБ в таком объеме, чтобы запускать для этого серьезные производства. Предприятия Роскосмоса купят десятки, возможно, сотни микросхем, на разработку которых могут быть потрачены миллиарды рублей, а больше их предложить некому."

    Странная причина, рынок радиоционно-стойкой электроники сам по себе узок, но тем не менее некоторые государства ее - электронику производят, не переживая, что продать ее некому
    1. -4
      3 апреля 2016 09:05
      Цитата: sa-ag
      "...Причина в целом ясна: ни государство, ни частный бизнес не могут обеспечить спрос на ЭКБ в таком объеме, чтобы запускать для этого серьезные производства. Предприятия Роскосмоса купят десятки, возможно, сотни микросхем, на разработку которых могут быть потрачены миллиарды рублей, а больше их предложить некому."

      Странная причина, рынок радиоционно-стойкой электроники сам по себе узок, но тем не менее некоторые государства ее - электронику производят, не переживая, что продать ее некому

      Кроме спутников ведь есть и военный сектор, и гражданский.
      Оборудование для МЧС, современные военные технологии , роботы...производство компьютеров.
      Да мало ли куда можно пристроить элементную базу?
      Но производство - дело муторное.
      Надо найти организаторов, талантливых инженеров, квалифицированных рабочих, а их надо готовить и не один год. Вот в этом камень преткновения.
      Производство... На это надо жизнь положить.
      Дневать и ночевать в цехах...
      1. 0
        3 апреля 2016 09:54
        Цитата: Cap.Morgan
        Надо найти организаторов, талантливых инженеров, квалифицированных рабочих, а их надо готовить и не один год. Вот в этом камень преткновения.
        Производство... На это надо жизнь положить.
        Дневать и ночевать в цехах...


        Когда есть цель, жить ради страны и будущих поколений, можно и в цеху поспать. И спали.
        фронтфронт


        На своем веку не придется прочесть о том, что "российский олигарх повесился на уздечке любимого коня стоимостью 100000 долларов от угрызений совести."
  5. +4
    3 апреля 2016 08:09
    Уже столько статей написанно , столько передач сделанно про то как развалили все в стране, в том числе и промышленность. Сам в юности проходил практику в Новосибирске на заводе производящем электронику,в цеху где делали микросхемы. А теперь там все в аренду сдано, помещения где стояло оборудование используют под склады, офисы, выставочные залы.
    Многие из тех "реформаторов"до сих пор живут припеваючи, никто не понес наказания ...
    1. +2
      3 апреля 2016 09:05
      То же и по НИИТ в Королеве (Калининграде) было
  6. +5
    3 апреля 2016 08:42
    Наши пытались закупать комплектуху в Китае, но те подняли цены на уровень европейских, но качество оставили китайское.
    Короче, нам бы хотя бы Китай догнать...:(
  7. -5
    3 апреля 2016 09:15
    Цитата: ДВС
    Что Путину помешала советская электроника. Зачем он её угробил. Силен задним умом. Признак посредственности.

    Гробить начали в 45г, после победы. Вернее, не так- "уделяли должного внимания". Дальше- больше, советские микросхемы- самые большие микросхемы в мире! Зато мы в области балета- впереди планеты всей. Так что Путин, в принципе, не причем.
    1. +2
      3 апреля 2016 09:55
      Это да, микроэлектроника ещё в СССР была запущена, а в 90ые этой отрасли вообще не стало, только сейчас по этому направлению начали заниматься.
      1. +4
        3 апреля 2016 12:59
        Цитата: Вадим237
        Это да, микроэлектроника ещё в СССР была запущена

        Вадим hi Как бывший работник Электронпрома открою вам большой секрет - к середине 80-х уже не было никакого отставания , шли ноздря в ноздрю практически , разработок было вагон и маленькая тележка ... Гнобить нашу электронику начали года так с 88го , а в 90е вообще убили на корню дешёвым импортом ... Тот же Эльбрус , который сейчас МЦСТ делает - так это разработка ещё 80-х годов , я про него в первый раз в ТМ за 89й по-моему год прочитал , так это персоналка , а в виде больших машин он уже использовался на том же "Байкале"... recourse
    2. +9
      3 апреля 2016 12:42
      Цитата: Противный
      Вернее, не так- "уделяли должного внимания"

      Вы бы хоть поинтересовались предметом , прежде чем что-то писать ... Не уделяли говорите ? Так не уделяли что в 51м первую ЭВМ создали ? А ракеты в космос на ручном управлении летали ? А С-25 и С-75 наводились в ручную , а вместо РЛС был солдат с мощным телескопом , угу belay fool
      А нсчёт самых больших схем - простой пример 85г. КР580ВМ80А и его одноклассник Z-80 просто сравните размеры и не трындите больше
      1. +7
        3 апреля 2016 12:47
        А вот ещё для сравнения
        И где самые большие в мире микросхемы ? А это всё одноклассники , с одинаковыми возможностями ....
        1. +1
          3 апреля 2016 17:37
          Я имел в виду микропроцессоры.
      2. +2
        3 апреля 2016 17:27
        Цитата: Raven1972
        Так не уделяли что в 51м первую ЭВМ создали ?

        Первая ЭВМ ENIAC была создана в конце 1945 г. в США.
        Основные идеи, по которым долгие годы развивалась вычислительная техника, были сформулированы в 1946 г. американским математиком Джоном фон Нейманом. Они получили название архитектуры фон Неймана.
        В 1949 году была построена первая ЭВМ с архитектурой фон Неймана – английская машина EDSAC. Годом позже появилась американская ЭВМ EDVAC.
        В нашей стране первая ЭВМ была создана в 1951 году. Называлась она МЭСМ — малая электронная счетная машина. Конструктором МЭСМ был Сергей Алексеевич Лебедев.
        1. +2
          3 апреля 2016 17:46
          Первая ЭВМ была создана в Германии Конрадом Цузе во время Второй Мировой Войны http://informat444.narod.ru/museum/pres/pdf/PCWEEK_2011_08_23.pdf
          1. +2
            3 апреля 2016 19:50
            Цитата: Monster_Fat
            Первая ЭВМ была создана в Германии Конрадом Цузе во время Второй Мировой Войны

            1. ЭВМ-Электронная вычислительная машина
            2. Z-1 (“Цет-1"/"Цузе-1”) — первая вычислительная машина,соответствовавшая понятию компьютер. Z-1 имела двоичную арифметику, память и программное управление. Она состояла более чем из 20 000 механических деталей,...
            ткацкий станок с задаваемым шаблоном рисунка, то же "механический компьютер"
            3.В 1943 г. американец Говард Эйкен с помощью работ Бэббиджа на основе техники 20 века – электромеханических реле – на одном из предприятий фирмы IBM смог построить такую машину под названием «Марк-1».
            Электоромеханическая (реле) ,но НЕ ЭЛЕКТРОННАЯ


            Финал: первая на "лампах" ,первая ЭВМ:
            1946 ENIAC ( от Electronical Numerical Integrator and Calculator — Электронный числовой интегратор и вычислитель)-"Гигантский мозг" ("Giant Brain").

            Масса системы составляла 27 тонн
            1. +3
              3 апреля 2016 21:00
              Цитата: opus
              3.В 1943 г. американец Говард Эйкен

              Антон hi В 43м у немцев во всю уже пахал на благо рейха Z-3 hi
              1. -1
                3 апреля 2016 21:15
                Цитата: Raven1972
                В 43м у немцев во всю уже пахал на благо рейха Z-3

                прЫвет.
                да я знаю.
                но это же не ЭЛЕКТРОННАЯ вычислительная машина?
                Z-3 на РЕЛЕ(телефонных)

                (естественно не на СССР-овских) wink

                ==========================
                хотя электронно вакуумные лампы уже были известны
                1. +1
                  3 апреля 2016 21:49
                  Цитата: opus
                  хотя электронно вакуумные лампы уже были известны

                  Ну что тут попишешь , если нет гербовой - пишем на простой )))) тут сказала свою роль ограниченность Цузе в средствах ((( Но Z-3 уже был полноценной машиной с УВВ , на нём даже самолёты на хеншеле рассчитывали fellow
                  1. -1
                    3 апреля 2016 23:53
                    Цитата: Raven1972
                    Но Z-3 уже был полноценной машиной с УВВ , на нём даже самолёты на хеншеле рассчитывали

                    я не спорю.
                    Компьютер и ЭВМ,все же несколько разные понятия.

                    ЗЫ. Только,что посетил музей Леонардо -да Винчи в Вероне (не советую,дорого,того не стоит,кроме мелочи смотреть не на,что), там то же "компьютеры" (модели представлены)

                    Чарльз Бэббидж ((26 декабря 1791, Лондон - 18 октября 1871, там же) -иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1832). Автор трудов по теории функций, механизации счета в экономике. В 1833 разработал проект универсальной цифровой вычислительной машины - прообраза ЭВМ. Бэббиджа часто называют <отцом компьютера> за изобретённую им аналитическую машину, хотя её прототип был создан через много лет после его смерти.

                    В 1842 году Ада Байрон взялась перевести на английский статью итальянского ученого Манибера об аналитической машине Бэббиджа. Позднее Бэббидж предложил ей снабдить текст подробными комментариями. Именно эти комментарии дают потомкам основания называть Аду Байрон первым программистом планеты. Она составила план операций (первая в мире компьютерная программа!) для аналитической машины, с помощью которых можно решить уравнение Бернулли. Первая программистка предположила, что со временем аналитическая машина сможет сочинять музыкальные произведения.
                    1. 0
                      5 апреля 2016 08:21
                      В реле тоже ведь электроны... Первый компьютер это именно Z-1 и он имел большую производительность чем американский. Ткацкий станок это не компьютер.
        2. +1
          3 апреля 2016 22:09
          Цитата: Штык
          В нашей стране первая ЭВМ была создана в 1951 году. Называлась она МЭСМ — малая электронная счетная машина. Конструктором МЭСМ был Сергей Алексеевич Лебедев.

          Александр hi Так я и имел ввиду первую в СССР , про ЭНИАК я в курсе fellow
      3. +2
        3 апреля 2016 17:43
        Вам надо книгу написать "Развитие и достижения микроэлектроники в СССР"
      4. -1
        3 апреля 2016 19:44
        Цитата: Raven1972
        А нсчёт самых больших схем - простой пример 85г. КР580ВМ80А и его одноклассник Z-80 просто сравните размеры и не трындите больше


        Топология КР580ВМ80А похожа, но не идентична i8080. Тем не менее, отличий в реализации опкодов КР580ВМ80А не было обнаружено.

        в 1976 году, когда американцы вовсю осваивали Altair 8800,

        в советских магазинах культтоваров начал появляться цветной телевизор «Рубин 714» (60 кг веса, деревянный корпус, лампы!), стоивший около 700 руб. (при том, что зарплата выше 130 руб. считалась хорошей).

        ВНИИЭМ закупил образцы микропроцессоров Intel и микросхем обрамления, систему разработки Intellec-800.
        Главным вопросом была организация разработки и производства отечественной промышленностью микропроцессоров по КМОП-технологии. ВНИИЭМ удалось под спецоборудование заключить прямой договор с Киевским НПО “Кристалл”. Разработкой микросхем занималось отделение А. В. Кобылинского Киевского НИИ микроприборов. ВНИИЭМ передал им образцы кристаллов 8080."

        Вешать привычные ярлыки «опять передрали», «ничего сами придумать не могут», пожалуй, не буду. Ведь в те годы реплику 8080-го не делал только ленивый, а среди самых известных подражателей были NEC, Mitsubishi, National Semiconductor, Siemens, AMD и Zilog. На фоне этого карнавала промышленного шпионажа НИОКР «Кристалла» – не более чем детские шалости: о конкуренции с Intel и речи не шло, да и объемы не те. Успеть бы на уходящий поезд…
        К концу 70-х годов работа в целом была выполнена. Первые микросхемы серии были скопированы с доходящей до абсурда точностью. Первый процессор К580ИК80 полностью повторял i8080, включая планарное расположение 48 выводов и керамический корпус. Появившиеся следом КР580ИК80А и КР580ВМ80А на поверку оказались полными клонами 8080А. Сказать вслух о том, что новые микропроцессоры не были «с нуля» разработаны в СССР, было невиданной дерзостью, грозящей многими неприятностями. Первое упоминание о практическом применении передового «советского» микропроцессора встречается в описании прототипа машины СМ-1800 киевского НПО «Электронмаш» 1979 года. Но для передачи этого вычислительного комплекса в промышленное производство потребовалась еще пара лет: серийные экземпляры ЭВМ увидели свет только к 1981 году.

        ---------------------------
        Речь об этом, а не об"размерах
        1. 0
          3 апреля 2016 20:40
          Цитата: opus
          Речь об этом, а не об"размерах

          Антон hi Товарищ сказал конкретно - Советские микросхемы - самые большие микросхемы в мире . Хотя на самом деле это не так , я ему и ответил fellowhi
          1. -2
            3 апреля 2016 21:17
            Цитата: Raven1972
            . Хотя на самом деле это не так , я ему и ответил

            ну в принципе я не оспариваю.
            Только дело было так(если не забыл) : покупали(тибрили там) ,сканирование, воссоздание ,привязка к технологической базе,попытка выпуска.
            1. +1
              3 апреля 2016 21:26
              Цитата: opus
              Только дело было так(если не забыл) : покупали(тибрили там) ,сканирование, воссоздание ,привязка к технологической базе,попытка выпуска.

              Самое главное - технология , американцы немного раньше пошли по пути уменьшения , потому и пришлось догонять ((( А на базе технологии - уже свои интересные наработки пошли , типа той же 588 серии (на ней ДВК-3 был построен) и что самое интересное - на ДВК ось своя была , наша собственная hi
        2. 0
          3 апреля 2016 20:49
          Цитата: opus

          в советских магазинах культтоваров начал появляться цветной телевизор «Рубин 714»

          714–й, это уже унифицированный – УЛПЦТ. До него был 401–й.
          С октября 1967 года на Московском телевизионном заводе начали опытное, а с января 1968 года уже се
          рийное производство первых отечественных, лампово-полупроводниковых телевизоров ''Рубин-401'' типа
          ЛПЦТ-59 предназначенных для приёма цветного и ч/б изображения на кинескоп 59ЛК3Ц, с размером ви
          димого изображения 370х475 мм в МВ диапазоне. Телевизор содержит 21 радиолампу, 15 транзисторов
          и 54 диода. Чувствительность - 50 мкВ. Чёткость - 450 линий. Потребляемая мощность 350 вт. Вес 65 кг.! hi
          1. 0
            3 апреля 2016 20:57
            Цитата: Штык
            а с января 1968 года

            Александр hi Забугорные ТВ в те годы были точно такие же ))) bully
            1. 0
              3 апреля 2016 21:28
              Цитата: Raven1972
              Забугорные ТВ в те годы были точно такие же )))

              неа

              1959г Philco Safari






              25 марта 1954 года компания RCA выпустила первый в мире серийный цветной телевизор. Модель CT-100 смогла вывести цветные телепередачи из «подполья» и соответствовала только зарождающимся тогда стандартам цветного телевидения в стандарте NTSC.

              аж 1000$



              ....
              25 марта 1960 года состоялся первый в мире запуск управляемой ракеты с атомной подлодки USS Halibut (SSGN-587)
              1. 0
                3 апреля 2016 21:36
                Цитата: opus
                1959г Philco Safari

                А куда там смотреть ? belay
                А у СТ-100 размерчик тот ещё ))))))
                1. +4
                  3 апреля 2016 23:30
                  Цитата: Raven1972
                  А куда там смотреть ?

                  портативный, 1959-го


                  Телевизор "Электроника-450". Александровский завод им. 50-летия СССР. Модель 1982 года.


                  RCS TT-5, 1939 г.$199.50 -бешеное бабло



                  Цитата: Raven1972
                  А у СТ-100 размерчик тот ещё ))))))

                  а годик? =1954, цвееетной
                  В 1955 г. компания Raytheon представила 21-дюймовый телевизор по цене 795 долларов, а CBS предложила потребителю за старые черно-белые телевизоры до 400 долларов, при условии, что эти деньги пойдут на приобретение новой 21-дюймовой модели компании по цене 895 долларов.



                  PS.первую микроволновую печь для коммерческого использования представила корпорация Raytheon то же


                  ПУЛЬТ дистанционного управления (радиоканал) ,1960г


                2. 0
                  4 апреля 2016 03:13
                  Цитата: Raven1972
                  А у СТ-100 размерчик тот ещё ))))))

                  Наши телезрители в его время о цвете еще и не мечтали. hi
                  1. +1
                    4 апреля 2016 13:39
                    Цитата: Штык
                    Наши телезрители в его время о цвете еще и не мечтали.

                    Александр hi Вы не забывайте , что в это время ещё страну толком не восстановили после войны , до телевизиров ли нам было в то время ? Это на САСШ за всю войну ни одна бомба не упала , ни один завод разрушен не был , чтоб им не заморачиваться-то ?
            2. -2
              4 апреля 2016 03:09
              Цитата: Raven1972
              Александр Забугорные ТВ в те годы были точно такие же )))

              Был у нас французский Thomson на контроле, а после него Рубин 401. Я бы не сказал, что одно и то же. wink hi
              1. 0
                4 апреля 2016 13:41
                Цитата: Штык
                Был у нас французский Thomson на контроле

                Но по габаритам примерно одинаковые hi wink + пластика в наших не было практически , корпуса сами помните - деревянные были , чуть позже из ДСП hi
              2. 0
                5 апреля 2016 06:25
                Цитата: Штык
                Был у нас французский Thomson на контроле, а после него Рубин 401. Я бы не сказал, что одно и то же.

                Ну вот, урякалки- минусратели полезли! В глаза не видели этих телевизоров, но чтобы дерьмеца не подкинуть на тихую - без этого никак ! fool
          2. +2
            3 апреля 2016 21:21
            Цитата: Штык
            С октября 1967 года на Московском телевизионном заводе начали опытное, а с января 1968 года уже се

            мне еще годика не исполнилось request
            это я помнить не могу. Рубин -помню, по квоте деда ветерана,орденоносца ВОВ покупали (дед так до самой кончины и смотрел ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЧБ телевизор,цветной не признавал)

            регулярное телевизионное вещание по системе с оптико-механической развёрткой изображения началось в США в 1927 году, в Великобритании в 1928 году, в Германии в 1929

            После разработки и создания системы NTSC, в 1953 году ( до этого система телекомпании CBS с последовательной передачей цветовых полей, принятая в США в 1950 году)в США началось регулярное цветное телевизионное вещание. Тогда же появились и цветные телевизоры.
            1. +1
              3 апреля 2016 21:30
              Цитата: opus
              Рубин -помню,

              У меня Темп-738й был )) А до него Горизонт Ч/Б )))
        3. +1
          3 апреля 2016 20:55
          Цитата: Raven1972
          Топология КР580ВМ80А похожа, но не идентична i8080. Тем не менее, отличий в реализации опкодов КР580ВМ80А не было обнаружено.

          Так почему и был весь замут с копированием - нужна была программная совместимость и возможность замены в импортных узлах + разработка и освоение КМОП-технологии . Хотя интереснее было бы развитие тех же Уралов и БЭСМ в сторону миниатюризации hi
          П.с. А Альтаир интересен только своей шиной S-100 , а так - пустышка , мои самопальные ЮТ-88 и Спектрум на порядок больше умели , да и для тех времён 256байт(!!!)это не память hi
          1. +5
            3 апреля 2016 21:31
            Цитата: Raven1972
            Так почему и был весь замут с копированием - нужна была программная совместимость и возможность замены в импортных узлах + разработка и освоение КМОП-технологии

            если ты лидер в этой области,то копируют тебя, ни каких "замутов" не надо.
            А то дошло (от кретинизма уряпЭтриотов)
            пентиум (intel ) , разработал НАШ. вероятно от В. М. Пентковского
            belay


            В. М. Пентковский является выпускником кафедры ЭВМ факультета ФРТК МФТИ 1970 года... В 1991 году он начал работать в Intel, где и работает сейчас


            А Альтаир ... это все же 1ый коммерческий "ПЭВМ" (возьму в кавычки)


            и(самое главное!)
            Двое школьников, имена которых ныне известны всем, Пол Аллен и Билл Гейтс, увидев публикацию в Popular Electronics, позвонили Эдварду Робертсу и предложили ему программу-интерпретатор, переводящую команды языка Basic в машинные коды Altair 8800. Робертс, конечно же, согласился, заявив, что готов приобрести любой работающий транслятор «Бейсик», и вскоре получил его. Что было дальше, мы хорошо помним. Двое недавних школяров основали Microsoft


            При заявленной Intel отпускной цене процессора 8080A в $360 комплект для самосбора компьютера, доступный к заказу по почте, стоил фантастически мало – $397.
            1. +1
              3 апреля 2016 21:41
              Цитата: opus
              если ты лидер в этой области,то копируют тебя, ни каких "замутов" не надо.

              А я вообще-то и не говорил что мы были лидерами ))) Но к 85му уже критического отставания не было - шли ноздря в ноздрю практически hi И не факт что мы не были бы лидерами , продолжай развивать своё - те же Уралы например , один только факт того что у нас сети были уже в 67г о многом говорит recourse
              1. 0
                3 апреля 2016 22:04
                Цитата: Raven1972
                А я вообще-то и не говорил что мы были лидерами )))

                Лидерами может и не были , но и в загоне у нас электроника не была , развивались , не стояли на месте .
                П.с. Вот даже интересно , с чьей подачи копировать начали ? ((((Из-за этого и отстали (((
              2. +1
                3 апреля 2016 23:45
                Цитата: Raven1972
                что мы были лидерами )))

                это я сказал на
                Цитата: Raven1972
                был весь замут с копированием - нужна была программная совместимо

                замут с копированием НЕ НУЖЕН,если:
                -ты лидер в ПО( и "базе" : BIOS, DOS и тд
                -ты лидер ,ХОТЯ БЫ в ПР (таким станет Израиль(уже почти стал) в течении 5 лет, "зуд) даю"
                Мать всех процессоров-на каком процессоре работал первый персональный компьютер IBM PC? Правильно, на i8088. Он был целиком и полностью разработан в Хайфе.Israel




                Цитата: Raven1972
                Но к 85му уже критического отставания не было

                Цитата: Raven1972
                Лидерами может и не были , но и в загоне у нас электроника не была

                "Борис, ты не прав!"™

                wink
                Это бы прокатило(со мной,с другими ХЗ)
                1.Если бы я паспорт не получил.ммм в 1983 или 82? или(хз ,надо глянуть)
                2.Если бы у меня не было "добавочной" специализации токарь -фрезеровщик станков с ЧПУ( позже добавил,чпу не было сначала)
                3.Если бы я не потрошил шкафы кабины К-3В, а потом немного менял блоки в С-300П
                4.Если бы у меня не было(живЫ до сих пор): telefunken Tv цветной 1990гв, Blaupunkt радиомагнитофон 1989 (антену оборвал младший,БП пришлось заменить в 2007),р/м Philips( но это не показатель на 505 Китай) 1989,TV SONY 54" оригинал JAPAN 1990( только с 2012 после 1,5 работы зеленеет,а так цимус)
                5.Если бы я,в 1996(или 1998) не поставлял в Казахстан бывший мобильный госпиталь Бундесвера 1984ГОДА рождения( я опупел),начинка siemens,AEG,telefunken и еще ХПК ( ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ контроль Zollamt на "двойное применение")
                6.Про начинку С-300ПМУ1/С-300ПМУ2 «Фаворит» (не шасси,а про РЛС) пройтись? А про КЛГ на "Искандер"?.. не не буду,проблемы м.б. и тд....
                1. +2
                  4 апреля 2016 14:02
                  Цитата: opus
                  Это бы прокатило(со мной,с другими ХЗ)
                  1.Если бы я паспорт не получил.ммм в 1983 или 82? или(хз ,надо глянуть)
                  2.Если бы у меня не было "добавочной" специализации токарь -фрезеровщик станков с ЧПУ( позже добавил,чпу не было сначала)
                  3.Если бы я не потрошил шкафы кабины К-3В, а потом немного менял блоки в С-300П
                  4.Если бы у меня не было(живЫ до сих пор): telefunken Tv цветной 1990гв, Blaupunkt радиомагнитофон 1989 (антену оборвал младший,БП пришлось заменить в 2007),р/м Philips( но это не показатель на 505 Китай) 1989,TV SONY 54" оригинал JAPAN 1990( только с 2012 после 1,5 работы зеленеет,а так цимус)
                  5.Если бы я,в 1996(или 1998) не поставлял в Казахстан бывший мобильный госпиталь Бундесвера 1984ГОДА рождения( я опупел),начинка siemens,AEG,telefunken и еще ХПК ( ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ контроль Zollamt на "двойное применение")
                  6.Про начинку С-300ПМУ1/С-300ПМУ2 «Фаворит» (не шасси,а про РЛС) пройтись? А про КЛГ на "Искандер"?.. не не буду,проблемы м.б. и тд....

                  Антон hi Ну , я тоже не вчера родился ))) И довелось мне работать до самого развала в 90-х на моём любимом П/О Гранат в Калуге , а головным у нас был ВНИИМЭТ , так что сами понимаете - не на пустом месте моё знание появилось hi И до сих пор помню как япы у нас на ЭЛМАТе покупали установки для выращивания кристаллов , потому как мы единственные были на тот момент , кто вытягивал кристаллы диаметром в 72см (во всём мире в тот момент максимум могли 24см ) , так что мне тоже есть о чём вспомнить и что рассказать hi drinks
              3. -1
                4 апреля 2016 03:22
                Цитата: Raven1972
                И не факт что мы не были бы лидерами , продолжай развивать своё

                А что же не развивали? "Либерастов" тогда вроде не было, или как всегда "враги не давали" ? wink Как говаривал наш Президент – если бы у бабушки было как у дедушки… hi
                1. +1
                  4 апреля 2016 03:41
                  Цитата: Штык
                  "враги не давали"

                  ТВ и компы это пласт лежащий на поверхности, кроме утешительной байки про Пентковского крыть нечем - а взять генетику, отстали навсегда похоже, как придушили ее "квадратно-гнездовым" способом так и не оправилась.
                  Разрыв в науке настолько коллосальный - реально остается как в СССР радоваться - Калибрам и Ярсам
                  Только эта радость слегонца не туда нас в 1991 годе завела.
                2. +1
                  4 апреля 2016 13:49
                  Цитата: Штык
                  Либерастов" тогда вроде не было, или как всегда "враги не давали" ?

                  Так задайте вопрос - кому это было нужно ? Кто принял решение о копировании ? Блин , закладки после переустановки пропали , дал бы вам интересную ссыль как раз об этом recourse
                  1. -1
                    4 апреля 2016 13:57
                    Цитата: Raven1972
                    Так задайте вопрос - кому это было нужно ?

                    Мне кажется здесь два варианта - либо что то делается во вред, либо вообще ни хрена не делается. Результат будет примерно одинаков. hi
                    1. -1
                      4 апреля 2016 14:13
                      Цитата: Штык
                      Мне кажется здесь два варианта - либо что то делается во вред

                      Я постараюсь найти сейчас эту статью , там очень хорошо написано человеком имеющим непосредственное отношение к электронике и ВТ нашей . Тут видимо вопрос был каким-то макаром пролоббирован с каким-то шкурным интересом , видимо кому-то очень хотелось званий и научных степеней , а на страну просто было наплевать ... am
  8. +1
    3 апреля 2016 09:15
    Остается два выхода из кризисной ситуации: ждать скорейшего снятия санкций или воссоздавать микроэлектронную промышленность.

    Безусловно, надо развивать свою науку и делать критические вещи самим.
    Эффективные менеджеры по указанию запада специально гнобили развитие таких отраслей промышленности.
    Сейчас мы пожинаем плоды их деятельности. А они до сих пор управляют нашей страной.
    Китай же покупал на западе технологии и сейчас очень много производит сам. Несмотря на то, Китай - коммунистический, а Россия - демократическая.
    Но это только одни слова...
  9. 0
    3 апреля 2016 12:22
    В ЖЕЛЕЗНОГОРСКЕ- где расположено предприятие "ИСС" им.Решетнева есть еще кремниевый завод, если деньги из Сколкова передать сюда, то и электонику для космоса можно делать на местной базе!
  10. 0
    3 апреля 2016 12:37
    В "Сколково"наконец то разродились,будут экспортировать роботов.Эти роботы будут консультировать клиентов в банках,магазинах. wassat
    1. +1
      3 апреля 2016 13:20
      Одно из изобретений из Сколкова. Возобновляемый источник энергии.
      1. +2
        3 апреля 2016 18:43
        Цитата: 16112014nk
        Одно из изобретений из Сколкова. Возобновляемый источник энергии.



        Там ещё есть робот реквизит из короткого замыкания( если кто не в курсе в 80х фильм такой был) которого приварили к квадроциклу. Причём ещё на всю страну раструбили мне было бы стыдно на каком нить областном конкурсе юных талантов такое стыдобище показать)
  11. 0
    3 апреля 2016 13:13
    Цитата: Enot-poloskun
    Беспокоит, что на нашем сайте развелось в последнее время народу, который чуть статью опубликует, пишет злорадно: это все Путин! он во всем виноват!

    Ну это верно-развалили при Горбачёве и Ельцине. Но что мешало Путину за 16 лет у руля(Медведев не в счёт) восстановить разрушенное и ликвидированное производство? За те же 16 лет(1945-1961) в СССР было всё восстановлено и даже сверх того! Или опять "ХПП"?
    1. -4
      3 апреля 2016 18:40
      Цитата: 16112014nk
      Цитата: Enot-poloskun
      Беспокоит, что на нашем сайте развелось в последнее время народу, который чуть статью опубликует, пишет злорадно: это все Путин! он во всем виноват!

      Ну это верно-развалили при Горбачёве и Ельцине. Но что мешало Путину за 16 лет у руля(Медведев не в счёт) восстановить разрушенное и ликвидированное производство? За те же 16 лет(1945-1961) в СССР было всё восстановлено и даже сверх того! Или опять "ХПП"?

      Щас Затупинцы популярно объяснят что кругом враги не надо раскачивать лодкутыагент госдепа ну и далее по методичке. А то что Путин Обаму по большому счету должен в пятую точку целовать и говорить два раза ку за нефть по 120 (вспоминаем Ливию и Иран) ну раз этого нет в методичке то и в реальности этого как бы тоже нет)))
    2. -1
      3 апреля 2016 19:17
      Цитата: 16112014nk
      что мешало Путину за 16 лет у руля(Медведев не в счёт) восстановить разрушенное и ликвидированное производство? За те же 16 лет(1945-1961) в СССР было всё восстановлено и даже сверх того!

      Давайте без Путина с Медведевым и Сталина (хотя, без них картинка немного исказиться, но все же) просто сравним это время.

      Год 1945. Только что закончилась страшная война, но все эмоциональные потери компенсированы уже одним только словом ПОБЕДА! Экономика: заточена на выполнение любых, от слова ВСЕХ, задач в кратчайшие сроки и с максимальным качеством. Управленческий аппарат: за предвоенные и военные годы вычищен и вылизан, на руководящих постах люди, которые не только умеют делать дело, но и болеют за него. Народ:верит и мотивирован, чтобы там не писали о том времени разные ложеницины - моему отцу в то время 16, матери 14 - отчасти это и их эмоции.
      Как бы и все. С такими базовыми условиями горы можно свернуть, что и было сделано.

      Год 2000. Если коротко, то это ПОРАЖЕНИЕ, почти "Украина Сегодня". Страны больше нет, экономика непонятно на чем держится, народ обманут и разочарован всем и всеми. Победа только одна - криминала и управленцев на службе олигархов. Я в 99-м в звании п/п-к уволился в запас - когда увольнялся думал, что армии уже тоже нет, честно.
      И что? С этой позиции сразу вперед и вверх? Нет. Как говорил один классик (без фамилии): "Для того, чтобы начать с нуля, до него еще нужно доползти".

      Так что те и эти 16 лет - две большие разницы.

      NB И вопрос напоследок. КЕМ был Сталин в 1945-м и КЕМ Путин в 2000-м?
      1. +1
        3 апреля 2016 19:56
        Цитата: trantor
        NB И вопрос напоследок. КЕМ был Сталин в 1945-м и КЕМ Путин в 2000-м?

        А что мешало Путину стать Сталиным?
        Сталин строил, передал потомкам великолепную научную школу и мощную промышленность, но..ему и в страшном сне не могло приснится, что в 3 тысячелетии образованный народ будет не нужен, а деиндустриализация возведена в ранг государственной политики.Легче конечно разваливать, чем строить
      2. 0
        3 апреля 2016 20:56
        Если бы Путин не привёл с собой питерских Медведева, Миллера, Сечина, Кудрина, Мутко, Иванова, Нарышкина, Матвиенко, отправил на лесоразработки Чубайса ( Сталин в конце 40х г. питерских из власти убрал ), словом, поступил бы как президент Сингапура, глядишь народ бы поверил и был бы мотивирован не хуже, а может и лучше. К тому же уточню, довоенный уровень был восстановлен ещё при жизни Сталина( т.е. 5-7 лет). А сейчас, за 16 лет под управлением Путина не достигнут уровень 1991 г. И то, что сейчас Россия, а не СССР - слабое утешение.
  12. +2
    3 апреля 2016 17:07
    Микроэлектроника - это не только заводы выпускающие микросхемы. Микросхема - это конечный продукт, а вот как её сделать? Здесь целый комплекс проблем, где одно тянет за собой другое. Например химия (процессы напыления и фотолитографии) - качественной химии у нас в стране нет, от слова совсем. Наше предприятие единственную качественную химию получает из Малайзии. Российская и (тьфу, тьфу, тьфу) Китайская не годятся - огромное количество примесей. По оборудованию тоже куча проблем. В общем тут вкладываться и вкладываться и не только деньгами.
  13. -1
    3 апреля 2016 17:23
    Что то не слышно восторженных криков - "спасибо за санкции!" Или пар вышел ? wink
    С электроникой был связан всю жизнь и сказки про то, что уже в восьмидесятых шли "нога в ногу", это для наивных. Никогда у нас не было такого разнообразия и уровня интеграции микросхем, зато было конкретное отставание на много лет. Отсюда габариты и энергопотребление. Кто в теме, должен помнить ереванские электролиты - это песня, а точнее головная боль! laughing Зачем заниматься самообманом? О том что надо поднимать отечественную микроэлектронику разговоры идут постоянно и не один десяток лет, но вот сидим мы все за импортными компьютерами!
    Цитата: Monster_Fat
    ". Не-е-т господа, без нового Сталина, Берии и КГБ мы ничего не "возродим" и не "построим".

    Интересно, как без них весь остальной мир обходился? smile
    1. 0
      3 апреля 2016 18:31
      Цитата: Штык
      Отсюда габариты и энергопотребление.

      ЕС-1022, как же помню, приходилось с ней иметь дело:-)
    2. +2
      3 апреля 2016 18:42
      Как обходился? Очень просто-например, при помощи колоссальных государственных денежных вливаний, при полном госконтроле расходования каждой денежной единицы и ресурсов и естественно в течении многих лет. У нас так не получится по причине уже сложившейся системы поголовного воровства и "распила" с одной стороны, а с другой- у нас банально нет времени на "раскачку".
      1. -1
        3 апреля 2016 20:56
        Цитата: Monster_Fat
        У нас так не получится по причине уже сложившейся системы поголовного воровства и "распила"

        Значит система гнилая и её надо лечить. Вот только при помощи "шарашек" прогресса не достич – рабский труд не производителен. Нужно создать условия для работы, заинтересовать материально, но у нас почему то … request
  14. -1
    3 апреля 2016 18:36
    Затупинцы это конечно феномен требующий тщательного изучения у них во всем виноваты чубайсымедведевыипрочиероттенберги но только не их лучший кореш Путин. Он то наконец весь в белом и вообще так мимо проходил)) для них сделано у нас это новый и Ветхий Завет в одном флаконе. А то что это сделано у нас на 2/3 собрано из импорта это так мелочь не стоящая упоминания.
  15. 0
    3 апреля 2016 20:17
    ..."рассчитывать на скорое обновление группировки российских спутников не приходится."...
    А кто рассчитывает? Грядет новая волна прихватизации и "партнеры" и "коллеги" "помогут". Что еще работает будет угрохано за смешные деньги. Хорошего не жди, если вредители у власти.
  16. +2
    3 апреля 2016 20:37
    Уважаемые,как то странно,читать ваши комментарии,вы что ,только вчера родились?Такая ситуация не только в радио-микро электронике,а везде от А до Я,не выгодно бизнесу эта тема вот и все,выгодно снять санкции и купил -перепродал,вот это экономика,простой пример сейчас много показывают ,пишут о возрождении агропромышленного комплекса,вроде все хорошо,да только все от технологии до оборудования все импортное,нет и не планируется возрождения ,как обрабатывающей,так и перерабатывающей отрасли,тут то ,что высокие технологии?,да нет все просто ,но качественно и на должном уровне,так вот отвечу виноват ли Путин,безусловно именно под его руководством создавалась эта система и самое главное продолжает создаваться
    1. 0
      3 апреля 2016 20:59
      Цитата: 31rus2
      Такая ситуация не только в радио-микро электронике,а везде от А до Я,не выгодно бизнесу

      Величайшая загадка – почему во всем мире производить выгодно, а у нас не выгодно ? request
      1. +1
        4 апреля 2016 07:08
        Уважаемый,наш бизнес воспитан на "коротких деньгах",сегодня купил,вложил,завтра сверх прибыль,все остальное не интересно,законодательство то же слабое место
  17. +1
    3 апреля 2016 20:38
    вполне раскрытое обозрение спутниковой темы.
  18. -1
    3 апреля 2016 22:50
    Цитата: Enot-poloskun
    Беспокоит, что на нашем сайте развелось в последнее время народу, который чуть статью опубликует, пишет злорадно: это все Путин! он во всем виноват!

    Платят им, что ли?

    Нет, по крайней мере если и платят, то совсем не многим.
    У них так загажены мозги - они искренне работают бесплатно.
    А вот тем, которые придумывают такие способы загаживания мозгов, что нормальный человек превращается в пролиберального зомби - вот этим платят, да.
    И немало.
  19. +1
    4 апреля 2016 06:28
    Цитата: Штык
    Цитата: 31rus2
    Такая ситуация не только в радио-микро электронике,а везде от А до Я,не выгодно бизнесу
    Величайшая загадка – почему во всем мире производить выгодно, а у нас не выгодно ?


    Эта величайшая загадка для верующих в «развал» СССР, в западную демократию и прочую ахинею западни о бесплатном сыре…
    В реале есть поражения СССР в «холодной» войне и его тяжелейшие последствия, которые проявляются повсеместно, в том числе и в экономике.

    Смотрите офисы консалтинговых компаний , а на самом деле
    ОТДЕЛЕНИЯ ОККУПАНТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ очень озабоченных нашим «процветанием», особенно в микроэлектроннике, ага… «Конкуренты всех стран объединяйтесь!»

    Офисы Ernst & Young
    115035, Москва, Садовническая наб. 77, стр.1
    620014, Екатеринбург, ул. Хохрякова 10, БЦ "Палладиум"
    420107, Казань, ул. Спартаковская, 6, Офисный центр "Сувар Плаза", офис 1214
    350063, Краснодар, ул. Советская, 30, Центр Международной Торговли, (ЦМТ-Краснодар), офис 1106, 1108
    630102, Новосибирск, ул. Советская, 5, блок А, 10 этаж
    344022, Ростов-на-Дону, ул. Суворова, 91, БЦ "Лига Наций"
    190000, Санкт-Петербург, ул. Малая Морская, 23, БЦ "Белые ночи"
    445037, Тольятти, ул. Фрунзе, 14Б, офис 413
    Владивосток, ул. Океанский проспект, 17
    493000, Южно-Сахалинск, ул. Милицейская, 8Б, офис 207

    Офисы KPMG
    123317, Москва, Пресненская набережная, 10, Комплекс «Башня на набережной», блок С
    191119, Санкт-Петербург, ул. Марата, 69-71, литера «А», БЦ «Ренессанс Плаза»
    630004, Новосибирск, Вокзальная магистраль, 1/1, БЦ «Лига-Капитал», 8 этаж
    344010, Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 60, БЦ «Гедон»
    620014, Екатеринбург, ул. Воеводина, 8, БЦ «Лимеранс»
    603006, Нижний Новгород, ул. М. Горького, 117, БЦ «Столица Нижний»
    420107, Республика Татарстан, Казань, ул. Спартаковская, д. 6, Офисный центр «Сувар-Плаза», офис 813
    660135, Красноярск, ул. Весны, 3А, БЦ «Весна»
    614000, Пермь, Комсомольский проспект, д.1, БЦ "Садко", 3 этаж

    Офисы PwC
    125047, Москва, ул. Бутырский Вал, 10, БЦ «Белая Площадь»
    190000, Санкт-Петербург, пер. Гривцова, 4, Деловой комплекс BolloevCenter
    420111, Казань, ул. Право-Булачная, д. 35/2
    620142, Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 51, БЦ «Саммит», офис 1501
    630099, Новосибирск, ул. Каменская, 7, БЦ "Хилтон"
    350000, Краснодар, ул. Янковского, д. 169, БЦ "Изумруд", 9 этаж
    344018, Ростов-на-Дону, ул. Текучева, 139/94, БЦ «Кловер Хаус»
    394016, Воронеж, Московский проспект 19 Б, БЦ «Столица», 9 этаж
    693007, Южно-Сахалинск, Проспект Мира, д.119А, лит. А, офис 28
    362040, Владикавказ, ул. Гаппо Баева, 1

    Офисы Deloitte
    125047, Москва, ул.Лесная, д.5, строение Б
    199004, Санкт-Петербург, В.О., Средний пр-т, д. 38, корп. 1, лит. К
    450077, Уфа, ул. Карла Маркса, д. 20
    620014, Екатеринбург, ул. Бориса Ельцина, д.1A
    693000, Южно-Сахалинск, ул.Чехова, д.78

    Офисы TNS
    Россия, Media & Custom Research, 127018, Москва, ул. Двинцев, д. 12, к. 1, Бизнес-центр "Двинцев"
    Россия, Производственное подразделение, 125319, Москва, Б. Коптевский проезд, д. 6
    121248, Санкт-Петербург, ул. Рентгена, д. 4А
    Филиал в г. Туле, 300026, Тула, проспект Ленина, д. 102, к. 3

    Кто не верит пусть проверит! Заодно поинтересуйтесь в каких банках, министерствах и компаниях они своих советников посадили советовать...
  20. -1
    4 апреля 2016 18:13
    А санкции это хорошо, надо растить свои инженерные кадры, а не рассчитывать на западную электронику. Надо только этим было заниматься с 2011 года. Сейчас бы уже зависимость от импортных комплектующих была бы намного ниже