Кому мешают профессоры и вузы? Риски «оптимизации» образования для российского государства

96
Ситуация в российской системе высшего образования продолжает оставаться достаточно напряженной. На днях ряд средств массовой информации сообщил о готовящихся сокращениях в РГГУ — Российском государственном гуманитарном университете. РГГУ — один из ведущих в своем роде российских вузов. Он был создан в 1991 г. на базе Московского историко-архивного института, а его история уходит еще в дореволюционное прошлое нашей страны. В 1908 г. в Москве был создан Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского. Это было негосударственное муниципальное высшее учебное заведение с двумя отделениями — научно-популярным и академическим. Затем, после революции, был создан Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова, а в 1930 г. — Московский историко-архивный институт. В настоящее время в РГГУ получают образование будущие специалисты в самых разных областях гуманитарного знания — международных отношениях, документоведении и архивоведении, истории, культурологии, африканистике и востоковедении, философии, филологии, социологии, политологии, журналистике и так далее.

29 марта 2016 г. доцент кафедры теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории РГГУ Всеволод Лазутин на своей странице в социальной сети Facebook написал: «Говорят, что решением новго ректора уволены Юрий Владимирович Манн, Нина Сергеевна Павлова, Вадим Моисеевич Гаевский, Николай Алексеевич Федоров, Владимир Антонович Дыбо. Как я понимаю, оптимизирована должность профессора-консультанта, которую они занимали». Перечисленные профессора — заслуженные работники высшего образования, прекрасные специалисты в своих областях. Естественно, что слухи об их увольнении вскоре взбудоражили российский Интернет. Отметим, что в феврале 2016 г. на должность ректора РГГУ был избран Евгений Ивахненко. Он известен как специалист в областях социальной эпистемологии, системной теории коммуникации, философии науки и философии образования. Кстати, по первому образованию Ивахненко — военный, в 1979 г. он окончил Камышинское высшее военное инженерное училище, но спустя девять лет получил второе высшее философское образование. В 2000 г. Евгением Ивахненко была защищена докторская диссертация на тему «Основные конфронтации русских религиозно-философских и политических течений XI-XX веков». 3 марта 2016 г. Евгений Ивахненко был утвержден на посту ректора РГГУ.

Евгений Ивахненко предпочел опровергнуть информацию об увольнении ведущих профессоров РГГУ. По словам ректора, профессора-консультанты останутся на своих местах на прежних условиях. Между тем, уже 30 марта на распространившуюся информацию об увольнении профессоров отреагировал сам министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов. По словам министра, в вузе нет никаких оснований для сокращения профессорско-преподавательского состава, более того — университету важно не только сохранять, но и приумножать свой кадровый потенциал.

Как бы там ни было, но реальная ситуация в сфере высшего образования не может не настораживать людей, связанных с работой в российских вузах. Несмотря на неоднократные заявления о том, что в российских вузах не планируется никаких сокращений, то из одних, то из других высших учебных заведений поступают сведения о так называемых «оптимизациях». Так, зимой 2016 г. стало известно о планируемой «оптимизации» в Южном федеральном университете. Созданный в результате объединения Ростовского государственного университета, Ростовского государственного педагогического университета и ряда других вузов Ростова-на-Дону и Ростовской области, Южный федеральный университет считается одним из ключевых вузов на Юге России. На протяжении как минимум всего 2015 г. в российских средствах массовой информации неоднократно публиковались материалы о готовящихся сокращениях в Южном федеральном университете. В конце концов, ректор ЮФУ Марина Боровская была вынуждена даже собрать специальную пресс-конференцию, посвященную вопросам оптимизации кадровой политики университета. По словам ректора, ни о каких сокращениях сотен преподавателей речь не идет, в крайнем случае своей работы могут лишиться двадцать — тридцать человек. Но кадровое обновление, по мнению ректора, вполне естественный процесс для любого образовательного учреждения. В российских вузах в последние годы, как известно, вводится система конкурсного отбора профессорско-преподавательского состава. Ее сторонники утверждают, что замещение должностей по конкурсу позволит улучшить качество обучения в вузе. Места профессорско-преподавательского состава в вузах ограничены, а каждый год появляются новые доктора и кандидаты наук, что создает конкуренцию на должности профессоров и доцентов.

Кому мешают профессоры и вузы? Риски «оптимизации» образования для российского государства


Впрочем, критики происходящей системы «оптимизации» российского высшего образования относятся к ней крайне негативно. По мнению многих деятелей отечественного образования, «оптимизация» в действительности повлечет за собой скорее отрицательные последствия для российской системы образования. В современном мире именно знания становятся основным товаром, а человеческий капитал — главным богатством. Но можно ли говорить о повышении знаниевого потенциала общества, если в стране сокращаются высшие учебные заведения, преподавательский состав? Известно, что в последние годы в России происходят массовые закрытия филиалов вузов. Их причиной, якобы, становится выявленное низкое качество предоставляемого в филиалах образования. Пытаясь вывести российское образование на «мировой уровень», власть, тем не менее, упускает такой важнейший момент, как наличие в стране потребности не только в ученых мирового уровня, но и в обычных квалифицированных специалистах с высшим образованием. Глупо предъявлять завышенные требования к преподавателям и студентам провинциальных педагогических, технических, медицинских, агрономических и иных вузов. Сокращение этих вузов по причине «низкой эффективности» приведет лишь к колоссальной нехватке специалистов на местах. Сегодня и так существует очевидная нехватка сельских учителей, врачей районных больниц и поликлиник, инженерно-технических специалистов. Наконец, не очень понятна и судьба преподавателей. Куда пойти 50-летнему доценту провинциального вуза в случае сокращения? Переучиваться поздновато, иных профессиональных навыков узкий специалист не имеет — ведь он всю жизнь преподавал студентам. Но этот вопрос чиновниками от образования, почему-то, не рассматривается.

Есть и еще один немаловажный нюанс. Любое образование «облагораживает» человека, делает его более интеллигентным, думающим. Чем планируется занять тех молодых людей, которые сейчас учатся в провинциальных вузах или готовятся в них поступать? Можно долго рассуждать о том, что «на производстве нужны рабочие руки» или «не всем нужно высшее образование», но если посмотреть на ситуацию объективно, то очевидно, что эти молодые люди окажутся просто на улице, пополнят ряды безработных или неквалифицированной рабочей силы. В современном мире любое нормальное государство заинтересовано не в том, чтобы получить побольше неквалифицированных «рабочих рук», а в улучшении качества человеческого капитала, то есть — в производстве квалифицированных специалистов. Конечно, может быть и не нужно в российской провинции такое количество юристов, экономистов, менеджеров или психологов. Но что можно предложить взамен? Разве в массовом порядке открываются новые учреждения среднего профессионального образования, где готовят представителей современных рабочих специальностей? Или, быть может, создаются рабочие места, способные привлечь большое количество молодежи, которая раньше шла в вузы? Если нет, то сокращение количества вузов повлечет за собой только маргинализацию российской молодежи со всеми вытекающими последствиями.

В начале минувшего 2015 г. была опубликована Федеральная целевая программа о развитии образования на период 2016 — 2020 гг. В соответствии с ФЦП, в России предполагается оптимизировать количество филиалов вузов в сторону их сокращения. После проводимых реформ количество вузов в стране сократится до 40%, однако, правда, ФЦП содержит упоминание об увеличении численности студентов, получающих качественное и современное высшее образование. Сторонники сокращения количества вузов утверждают, что в России число студентов превышает средние общемировые показатели? Но разве плохо, когда большое количество молодых людей учится? Тем более, что и в США, и в странах Западной Европы численность студентов также весьма значительна, а на страны «третьего мира», как раз являющиеся поставщиками малограмотной и неквалифицированной рабочей силы, нет смысла ориентироваться.



Сокращение количества вузов и тесно связанные с ними «оптимизации» профессорско-преподавательского состава влекут за собой достаточно большое количество рисков для российского государства. Перечислим основные из них. Во-первых, это существенное снижение общего интеллектуального потенциала российского общества вследствие уменьшения количества лиц с высшим образованием и студентов. Как мы понимаем, ничего хорошего в этом нет и быть не может. В мире растет спрос на высококвалифицированных специалистов, способных осваивать передовые технологии и разрабатывать новые, эксплуатировать современные виды техники. На этом фоне целесообразной задачей выглядело бы не сокращение старых, а, наоборот, открытие новых вузов.

Во-вторых, это рост социальной напряженности в обществе вследствие появления двух многочисленных групп незанятого населения — бывших преподавателей, потерявших работу, и потенциальных абитуриентов, которые из-за массового сокращения числа вузов остались за пределами сферы высшего образования и вынуждены искать себе род занятий. Между тем, безработная молодежь, как известно, является одним из главных носителей протестных и социально-негативных настроений, пополняя и ряды преступных группировок, и становясь социальной базой экстремистских организаций. С другой стороны, обиженные властью интеллектуалы являются основным источником, «ядром» оппозиционных и протестных настроений, а уважение к их статусу привлекает к ним внимание общества. Что касается сокращения количества бюджетных мест в вузах, так оно также влечет за собой усугубление социального неравенства, и так остающегося в России крайне высоким.

В-третьих, создается угроза нормальному функционированию социальных институтов российского государства в провинции. Россия — это не Москва и не Санкт-Петербург, даже не крупные областные центры, а бесчисленное количество городов, городков, сел, деревень и поселков. Все они нуждаются в кадровом пополнении учителей и врачей, инженеров и агрономов, даже тех же работников культуры. В российской провинции и сейчас наблюдается отток населения в крупные городские центры — в том числе и потому, что социально-бытовые и социокультурные условия существования российских малых городов, не говоря уже о сельской местности, не отвечают потребностям и устремлениям современного человека. Мало кто захочет жить в таком населенном пункте, где практически нет учебных заведений, низкий интеллектуальный и образовательный уровень населения, плохое школьное образование и медицинское обслуживание. Соответственно, российская провинция также будет пустеть и «вымирать».

В-четвертых, сокращение количества высших учебных заведений неизбежно сказывается на общей инфраструктуре образования и культуры. Много вузов — это означает потребность населения в библиотеках, информационных центрах, учреждениях культуры и искусства, но за сокращением количества вузов неизбежно будут сокращать и учреждения культуры.

В-пятых, важный момент — привлечение иностранных студентов, что может стать источником дополнительных доходов для российского государства. Пока востребованность российского высшего образования в сравнении с американским или европейским остается достаточно низкой, что, в свою очередь, влияет и на доходы российского государства. Сокращение количества вузов и их преподавателей вряд ли будет способствовать изменению ситуации на этом направлении, скорее — приведет к дальнейшему снижению спроса на российское образование.

Российскому государству предстоит очень сложная задача — выработать такую стратегию организации и управления системой образования, которая позволит сделать его действительно эффективным, сохранять его востребованность на мировом и национальном уровне, но при этом избегать сокращений и количества обучаемых, и количества обучающих. Сохранить и приумножить научные школы, образовательные традиции — одна из важнейших задач российского государства в сфере высшего образования и именно на ее решение и должна быть ориентирована политика реформирования системы образования.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

96 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +33
    31 марта 2016 07:15
    о готовящихся сокращениях в РГГУ

    Лучше бы полностью сократили ВШЭ - кузницу прозападников. Вот от этого Россия бы точно ни чего не потеряла, а только выиграла. Не везет нашей стране на министров образования уже четверть века.
    1. Комментарий был удален.
    2. +3
      31 марта 2016 07:56
      Может кто знает, сколько абитуриентов в прошлом году не поступило? ВУЗы полупустые(не считая столичных). И старшие классы тоже полупустые.
      По причине банальной демографической дырки. В прошлом году был недобор первоклашек. Учителя пошли торговать на рынок. А что делать? Капитализм!
      1. +5
        31 марта 2016 09:27
        немножко не соглашусь. В приличные ВУЗы ломится народ, они и не пустуют, а вот всякие несерьезные конторы пустуют. Насчет первоклашек- так у нас (Ленинградская область) сейчас мест в первых классах не хватает,по 33 человека в классе, а в детский сад вообще нереально устроить. Не так все хорошо у нас с демографией,но намного лучше,чем в 90-е.
        1. -2
          31 марта 2016 12:52
          Цитата: Edvagan
          Не так все хорошо у нас с демографией,но намного лучше,чем в 90-е

          Да не намного лучше! По статистике в районе, где я живу (Алтайский край) умирает людей в полтора раза больше, чем рождается! И это из года в год на протяжении по крайней мере последние 10 лет! Вот Вам реальная демография!
          1. 0
            1 апреля 2016 02:26
            Извините конечно , что скажу , но Алтайский край и окружающие области по 2015 году самые хреновые показатели демографии имеют. Особенно по преступности . Там самое большое кол-во убийств на 100000 жителей и тд. Проще говоря этот регион не показатель для всей страны. Там у вас действительно по всем показателям хз что происходит. Например самое спокойное место в РФ - Чечня . Всего 2 убийства на 100тыс жителей, а самые опасные регионы Тыва (44,8 человек на 100 тыс. населения), Забайкальский край (26,4), Алтай (22,8). Тч у вас там пора кто проводить не иначе.
            Ну а по высшему образованию все просто. Промышленности и экономике нужны специалисты. Их должны давать вузы. А в реальности они их не дают. Народу с дипломами много, а по специальности мало кто работает. А ведь на обучение идут бюджетные деньги. Опять же не стоит забывать про изменения по сравнению с СССР. БЫЛ ВУЗ , ГОТОВИЛ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ГРАДООБРАЗУЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ. Предприятие разорилось , а вуз остался и готовит специалистов, которые с его дипломами идут работать дворниками или менеджерами. А в другом месте завод открыли , а спецов для него нет. Тч и укрупнения и перетасовывания будут . И закрытия. Советское образование погибло с СССР и его экономикой . То что осталось - руины здания. Восстанавливать там нечего. Придется создавать заново под новые условия. И первое что нужно - понять сколько, каких специалистов необходимо экономике и в каких регионах. hi
      2. +2
        31 марта 2016 09:28
        У нынешних пятиклассников конкурс будет не маленький. Вопрос сколько к тому времени ВУЗов останется. И в каком состоянии.
        1. +3
          31 марта 2016 10:37
          Конкурс и должен быть немаленьким. И учёба в вузе должна быть тяжёлым, трудным делом.
      3. -2
        31 марта 2016 10:38
        Одним словом- Универ.
      4. +2
        31 марта 2016 13:12
        Цитата: сибиралт
        Может кто знает, сколько абитуриентов в прошлом году не поступило? ВУЗы полупустые(не считая столичных). И старшие классы тоже полупустые.
        По причине банальной демографической дырки. В прошлом году был недобор первоклашек. Учителя пошли торговать на рынок. А что делать? Капитализм!

        В начале двадцатого века в дореволюционной России было очень много вузов "Накануне войны в России действовало более ста вузов с 150 000 студентов (во Франции – около 40 000 студентов)", но отставание в техническом плане было колоссальным.
        Накануне войны в России действовало более ста вузов с 150 000 студентов (во Франции – около 40 000 студентов).

        Уважаемые пожилые люди: Ю́рий Влади́мирович Манн (род. 9 июня 1929, Москва), Ни́на Серге́евна Па́влова (урожд. Потоцкая, род. 14 июня 1932, Москва), Вадим Моисеевич Гаевский (род. 12 ноября 1928, Москва) и т.д. При всём моём почтении, но мне кажется что их уже лет двадцать назад нужно было проводить с почётом на пенсию, чтоб потом их уже встречать как почетных и заслуживающих гостей.
        А то скоро мало того сто на одного выпускника школ будут приходится несколько учебных мест в вузах страны, так ещё к каждому сможем представить по профессору. Это смешно? Зачем нужны балы в ЕГЭ когда тебя и так везде возьмут просто из-за недобора?
        1. Комментарий был удален.
    3. +6
      31 марта 2016 08:09
      Цитата: rotmistr60
      Не везет нашей стране на министров образования уже четверть века.


      То есть поставить хорошего министра и все будет замечательно? Наивный Вы человек.
      Модернизация, инновация, болонизация, баклавариат, магистратура, профильное обучение - План "ОСТ" разработанный Гитлером для восточных территорий:
      "Ни в коем случае не следует давать местному населению более высокого образования. Если мы совершим эту оплошность, мы сами породим в будущем сопротивление против нас. Поэтому, вполне достаточно обучать местное население, только чтению и письму (готовить грамотных потребителей)".

      - Всю территорию России нужно разделить на ряд государств с собственными правительствами, готовыми заключить с нами мирные договоры...
      - Надо предусмотреть разделение территории, населяемой русскими, на различные политические районы с собственными органами управления, чтобы обеспечить в каждом из них обособленное национальное развитие... Нет сомнения, что такое административное дробление русской территории и планомерное обособление отдельных областей окажется одним из средств борьбы с усилением русского народа... Следует уничтожать носителей государственной политической идеи.
      - Наша политическая линия относительно Украины - это поощрение стремлений к национальной независимости вплоть до потенциального создания собственной государственности. Это послужило бы ослаблению Великороссии и созданию политического противовеса ей.
      - Наша политика относительно народов, населяющих широкие просторы России, должна заключаться в том, чтобы поощрять любую форму разногласий и раскола.
      - Есть много путей подрыва биологической силы народа... На Востоке мы должны сознательно проводить политику на сокращение населения. Средствами пропаганды, особенно через прессу, радио, кино и т. п. мы должны постоянно внушать населению мысль, что вредно иметь много детей... Нужно показывать, каких больших средств стоит воспитание детей, и что можно было бы приобрести на эти средства. Нужно говорить о большой опасности для здоровья женщины, которой она подвергается, рожая детей, и т. п. Должна быть развернута широчайшая пропаганда противозачаточных средств... Распространение этих средств и аборты ни в коей мере не должны ограничиваться... Следует всячески способствовать расширению сети абортариев… Чем качественнее будут производиться аборты, тем с большим доверием к ним будет относиться население. Вполне понятно, что врачи также должны иметь разрешение производить аборты. И это не должно считаться нарушением врачебной этики…»
      Следует пропагандировать добровольную стерилизацию.
      И Т.Д.
      1. +1
        31 марта 2016 12:53
        Цитата: nils (1)
        То есть поставить хорошего министра и все будет замечательно? Наивный Вы человек.

        Спасибо, что открыли глаза, а то я действительно (по вашему мнению) думал, что дело только в министре. Написано это было потому, что у нас каждый новый министр образования спешит вложить свою лепту в развал образования, пытаясь оставить свой именной след в истории.
      2. 0
        31 марта 2016 13:20
        Цитата: nils
        Модернизация, инновация, болонизация, баклавариат, магистратура, профильное обучение - План "ОСТ" разработанный Гитлером для восточных территорий:

        Одно слово - маразм.
      3. 0
        31 марта 2016 15:51
        Гитлер то тут причём.
        Зачем нам скажите 2000 институтов, академий и университетов?
        1. +2
          31 марта 2016 16:12
          Cap Morgan

          Объяснить вам ещё раз, зачем?

          Объяснить еще раз, почему науку нужно расширять, а не увольнять преподавателей.

          Есть такое понятие, переход количества в качество.

          Количество есть материально ограниченный продукт.

          При переходе из феодализма к капитализму была создана система нового распределения материальных ресурсов. Материальный ресурс получил перераспределение в форме его владением меньшинством в ущерб большинству. Большинство будет всегда безработным, это кризис.

          Но есть другая форма развитии, когда появляются возможности использования накопления и развития в области научном.

          Это и есть переход количества в качество.

          Качество не имеет границ развития. Но качество единство может использовать материальный ресурс до конца приведя его к конечному результату.

          Это и есть новый этап развития капитализма.

          Как это сделать?

          Вывести заработную плату из области материальной конкуренции. Оставить доходы предпринимателей на рынке.

          Технически, я уже говорил как это делать.
        2. +1
          31 марта 2016 19:35
          Зачем нам скажите 2000 институтов, академий и университетов?

          Затем что в 21-м веке десятилетки будет маловато.

          2000 ВУЗов это много или мало? Ответ: в Ирландии на 4.5 млн населения -- порядка 150 тыс студентов университетов, или 3% населения. В Каталонии только в Барселоне только в 4-х больих универах 120 тыс студентов. Считая же остальные где-то 250 тыс студентов на 3.5 млн населения Каталонии.

          Инвестиции в людей, в их навыки --- это самая выголная инвестиция.

          Другое дело о качестве именно росийского образования, в смысле "а учит кто?" и "чему учат?". К сожалению учат неудачники и глупостям.
    4. +6
      31 марта 2016 09:25
      РГГУ тоже так себе контора. У нас в городе есть их филиал, так экзамены по высшей математике сдают за бутылку коньяка. Лажа полная.
      1. +1
        31 марта 2016 18:16
        за РГГУ не знаю,наш институт лажа полная была-плати за год обучения и диплом у тебя будет через 6 лет(заочка)..
        Какая наука,о чем вы?Такие институты жечь надо как рассадник бездарей и глупости-и уж точно не увеличивать количество как преподавателей, так и таких институтов.Пользы от них ноль-а точнее она отрицательная поскольку понижает статус высшего образования в ноль....
        1. 0
          31 марта 2016 18:55
          На "заочке" везде так
    5. +2
      31 марта 2016 10:29
      Честно говоря, РГГУ из того же разряда.
    6. 0
      31 марта 2016 12:48
      Цитата: rotmistr60
      Не везет нашей стране на министров образования уже четверть века.

      Когда встал вопрос об отставке Ливанова наши думцы враз застопорили этот вопрос. Спрашивается почему? Да потому что нашим управителям не нужна умная, думающая молодёжь, им нужны только потребители! Отменить болонскую систему? Да Вы что! Ведь это одно из условий вхождения России в абсолютно не нужную нам ВТО! А нашу бывшую систему образования взяли за основу японцы, не самая глупая нация в мире.
      1. 0
        31 марта 2016 20:47
        А нашу бывшую систему образования взяли за основу японцы, не самая глупая нация в мире.


        Не выдумывайте, В Японии болонская система
  2. +8
    31 марта 2016 07:22
    Не нужен образованный специалист, а нужен квалифицированный потребитель. Где тут место для профессуры?
  3. +16
    31 марта 2016 07:29
    в СССР было лучшее в мире образование - без ностальгии- а правда...... и уже который год модернизируем с прозападным уклоном и все хуже и хуже....... может хватит уже????
    1. -11
      31 марта 2016 08:37
      Вот интересно откуда взялось мнение о лучшем в мире образовании в СССР. А чего тогда страну довели до ручки. Слишком умные ?
      1. +4
        31 марта 2016 11:09
        Образование специалистов и политика - разные вещи. Политика - штука грязная. Именно политики, начиная с Хрущева и заканчивая Горбачевым и Ельциным довели страну до развала. А тут речь об образовании кадров, так вот оно в СССР было совсем на другом уровне нежели сейчас. Мы запустили первого человека в космос, воплощали в жизнь мегапроекты союзного значения (их много, не буду перечислять). В медицине было все в порядке, когда она не была ориентирована на бабло. Это все могли сделать только отличные специалисты, которые получили образование в вузах СССР. А вот либералы-западники все аннигилировали. Теперь все по новой предстоит поднимать.
        1. 0
          31 марта 2016 17:15
          RU_N

          Сталин, создал монополистический капитализм. Все средства производства принадлежали государству ( идеологически народу).

          Поскольку в природной монополии конкуренция отсутствует, Сталин решил задействовать идею В.И. Ленина о переходе количества в качество. Точнее в организации конкуренции в области науки и образовании.

          Поэтому СССР был в принципе самой образованной страной.

          Но! Внимание еще раз.

          Правительство СССР накопило огромный материальный ресурс, который смог бы подвергнуться очередному витку распределения. Что и было сделано теми кто не поддержал политику Сталина.

          И как результат произошел регрес. Возврат. Чуть государство и страну не загубили.
          1. 0
            31 марта 2016 17:33
            Хочу закончить мысль

            В РФ, после развала СССР произошло очень болезненное перераспределение собственности. За последующий период, капитализм довел ситуацию, когда материальный ресурс создал бедность и нисчету. И пришел к тупику развития.

            Никакие рычаги налоговой политики ситуацию не приведут к балансу. Нужен механизм, который смог создать область интересов в правильном распределении этих материальных рессурсов.

            Это когда богатые продолжают быть богатыми, а бедные становятся нужными и продолжают трудится, но в качественно новой форме. Кто то останется в производстве материальных ресурсов, таких % 10-30, а кто-то перейдет в область науки и прикладного применения.

            Собственно это и есть тот переход из количества в качество.

            Технически это можно сделать без классовых противоречий и всяких реформ с революциями. Мирным путем.
      2. -1
        31 марта 2016 12:58
        Цитата: Kenneth
        Слишком умные ?

        Вы, видно, не жили и не учились во времена СССР! И судить об уровне образования в СССР и сейчас - не Вам!
      3. 0
        31 марта 2016 13:24
        Цитата: Kenneth
        Вот интересно откуда взялось мнение о лучшем в мире образовании в СССР. А чего тогда страну довели до ручки. Слишком умные ?

        Те кто тут считают Себя умными, а раз так значит и получали лучшее в мире образование.
    2. 0
      31 марта 2016 15:54
      Цитата: казак волгский
      в СССР было лучшее в мире образование - без ностальгии- а правда...... и уже который год модернизируем с прозападным уклоном и все хуже и хуже....... может хватит уже????

      Лучшее в мире было в Германии.
      В СССР образование очень сильно было оторвано от практике.
      Специалист что то царапал на бумажке, но что это такое в реале понятия не имел.
    3. 0
      31 марта 2016 19:42
      в СССР было лучшее в мире образование


      И как же Вы сравнивали?
      Поделитесь методикой?

      В СССР вываливали на несчастных детей лавину бесполезной и несистематизированной информации. Поскольку усвоить её (несистематизированную) было невозможно -- начинались приписки и подтягивание оценок за уши. Другой результат "самого лучшего" -- повальный скалеоз из-за перегрузки с домашними заданиями. (я советского человека сразу по осанке узнаю, особенно на пляже.)

      Так как же Вы сравнивали, что столь уверенно "лучшее"?
      1. 0
        31 марта 2016 19:52
        Цитата: AK64
        Так как же Вы сравнивали, что столь уверенно "лучшее"?

        Я вот по результатам сравниваю yes

        Цитата: AK64
        В СССР вываливали на несчастных детей лавину бесполезной и несистематизированной информации

        - вранье, или Вам очень не повезло с учителями. Со всеми сразу. Не верю, не бывает (с) no

        Цитата: AK64
        Поскольку усвоить её (несистематизированную) было невозможно - начинались приписки и подтягивание оценок за уши

        - да ну? Я, наверное, не там учился (1969-1979 школа, если что)

        Цитата: AK64
        ругой результат "самого лучшего" -- повальный скалеоз из-за перегрузки с домашними заданиями

        - мдя.. вот за полтинник уже, и никаких признаков.. прикольно, да? wink

        Цитата: AK64
        я советского человека сразу по осанке узнаю, особенно на пляже

        - а сам, походу, несоветский.. ню-ню winked

        Цитата: AK64
        Так как же Вы сравнивали, что столь уверенно "лучшее"?

        Блин, найдите хоть одну ошибку в том, что я написал. Сегодняшний (средний) выпускник ВУЗа на таком же "наборе" сделает от пяти до десяти грамматических ошибок.. работаю с такими.. притурками, в курсе, какбэ request
        1. -1
          31 марта 2016 20:12
          Так как же Вы сравнивали, что столь уверенно "лучшее"?


          Я вот по результатам сравниваю yes


          И какие же "результаты"? Где советский Эппл? Где Мерседес? Или может в области философии чего создали?


          В СССР вываливали на несчастных детей лавину бесполезной и несистематизированной информации

          - вранье, или Вам очень не повезло с учителями. Со всеми сразу. Не верю, не бывает (с) no


          Вы не самый умный человек, если кричине "враньё".
          Банальныый вопрос: Кто в школе выучил иностранный язык до состояния "могу общаться с иностранцем"? Вы выучили?
          Пусть признается кто выучил до такого уровня.
          Сколько из присутствующих хоть раз использовало в своей жизни тангенсы?
          Про предмет "литература", убивающий желание читать Толстого и Достоевского, я уж молчу.

          - да ну? Я, наверное, не там учился (1969-1979 школа, если что)

          аверное не там. Сколько из Ваших одноклассников реально знали на свои оценки?
          Кстати, в какой городе была школа --- тоже важный вопрос.

          - мдя.. вот за полтинник уже, и никаких признаков.. прикольно, да? wink

          Вы за границей где много русских бывали? Турция там, Египет? Посмотрите на пляже: повальный скалеоз.

          Впрочем, кто Ваши папа-мама, это важный момент.

          - а сам, походу, несоветский.. ню-ню

          Естественно: быть советским в 21-м веке просто неприлично --- жить во вчерашнем дне и отказываться осознавать реальность. Лем, "Футурологический конгресс". Или "Матрица"


          Блин, найдите хоть одну ошибку в том, что я написал.

          "Ошибка"? Банально: иностранный язык "изучали"? С иностранцами по окончанию общаться ви
          димо могли свободно? Книги без словаря поди читали?

          Это не ошибка --- это истерическая слепота и самодовольство человека с крайне узким кругозором.
          Сегодняшний (средний) выпускник ВУЗа на таком же "наборе" сделает от пяти до десяти грамматических ошибок.. работаю с такими.. притурками, в курсе, какбэ


          А вот уже и женская логика пошла (собственно она началась сразу --- ну здесь уж явно видимая).
          Казалось бы, если говорят "лучшая" то сравнивать надо бы с Германией/Англией/Японией/Швецией. Но этого, понятно, не могут: кругозорчик-то крошечный. Сравнивают "вчера-сегодня".
          А это именно женская логика: поиск ключа под фонарём.
          1. +1
            31 марта 2016 21:48
            Цитата: AK64
            И какие же "результаты"? Где советский Эппл? Где Мерседес? Или может в области философии чего создали?

            - подмена предмета дискуссии - один из стандартных приемов троллинга.. ладно..

            Цитата: AK64
            Вы не самый умный человек, если кричине "враньё"

            - я не кричу. Я констатирую факт. Спокойно, заметьте yes

            Цитата: AK64
            Банальныый вопрос: Кто в школе выучил иностранный язык до состояния "могу общаться с иностранцем"? Вы выучили?

            - нет. И задача так не ставилась. Я в Союзе из одного "закрытого" города - через институт - попал в другой "закрытый город". В "ящик". Какие, к ворону, иностранцы, с кем там разговаривать?
            - зато после, когда в сильно западную контору попал - через полгода балакал на ангельском - только в путь.. подготовка базовая хорошая была, однако..

            Цитата: AK64
            Сколько из присутствующих хоть раз использовало в своей жизни тангенсы?

            - да уж куда уж.. мы металлурги, нам молоток с наковальней ближе laughing

            Цитата: AK64
            Сколько из Ваших одноклассников реально знали на свои оценки?
            Кстати, в какой городе была школа --- тоже важный вопрос

            - все (про одноклассников и оценки)
            - академгородок под Москвой, с трех раз догадайтесь wink

            Цитата: AK64
            Это не ошибка --- это истерическая слепота и самодовольство человека с крайне узким кругозором

            - ну, куда уж.. мы ж эта.. кондовыя, и от сохи тока что.. деревяной laughing

            Цитата: AK64
            А это именно женская логика

            - еще один из двенадцати приемов троллинга what

            Да-а-ааа.. а так было хорошо начали (про Вас говорят, да) request
            1. -1
              31 марта 2016 22:08
              - подмена предмета дискуссии - один из стандартных приемов троллинга.. ладно..

              Забавно: чел утверждает что "судит по результатам", но когда его просят эти "результаты" предъявить -- кричит "караул, грабят", то есть "предмет подменяют".
              Забавно.

              - я не кричу. Я констатирую факт. Спокойно, заметьте

              Вы именно кричите. И пытаетесь дискредитировать оппонента. Что, естественно, является обычным для советских людей "риторическим приёмом" (паспорт потребоать, прописку проверить, завопить "враньё" -- вы, советские, ужастно однообразны и неизобретательны.)

              - нет. И задача так не ставилась.

              Вот ещё один типичный риторический приём "советских людей": надув щёки, заявить "задача так не ставилась" (то есть в переводе "ты ...."). Но как именно "задача ставилась" советский никогда не скажет. Потому что это не довод -- это банально уклонение от ответа.

              Так вот: в Европе тоже преподают иностранные языки в школах, а иногда и по два. И выпускники почему-то способны на этих языках изъясняться. Не "романы писать", но по крайней мере с продавцом и таксистом договориться могут.
              Но в СССР, где "лучшее образование", оказывается "другая задача"...

              Так стоит ли с такими людьми и беседовать-то, вот вопрос?

              Какие, к ворону, иностранцы, с кем там разговаривать?

              Читать без словаря Вы тоже не могли.
              И писать не могли.
              Так какая же была "задача"?


              - зато после, когда в сильно западную контору попал - через полгода балакал на ангельском - только в путь.. подготовка базовая хорошая была, однако..


              Думаю, Вы обманываете: в зрелом возрасте, после перерыва, "балакать только в путь" невозможно. Я это утверждаю совершенно категорически: взрослые иммигранты в стране языка не могут "балакать только в путь" раньше чем через пару лет.
              Это -- факт. А у Вас -- именно фантазии.

              - да уж куда уж.. мы металлурги, нам молоток с наковальней ближе

              Так сколькие?

              - все (про одноклассников и оценки)

              Этого не могло быть
              - академгородок под Москвой, с трех раз догадайтесь wink

              Понятно. далее можно и не продолжать: спецшколы и всё такое.

              И вот такой-то (выпускник спецшкол!) здесь нам об образовании рассказывать будет?
              Постеснялись бы.
              Постыдились бы русских людей.
              Всю жизнь имея "спец" (школы, распределители, доступ к образованию) они русским людям будут о жизни этих русских рассказывать!
              1. 0
                31 марта 2016 23:11
                Цитата: AK64
                Читать без словаря Вы тоже не могли.
                И писать не могли.

                У-уу-уууу... как все запущено..

                Я Вас щас огорчу.. до невозможности: могли.. без словаря. И читать, и писать. При попадании в контору, где язык общения - ангельский, была единственная проблема - разговориться. За полгода решилась, только в путь fellow

                Цитата: AK64
                Этого не могло быть

                Эт Вы зря... laughing

                Цитата: AK64
                И вот такой-то (выпускник спецшкол!) здесь нам об образовании рассказывать будет?

                Это не была спецшкола.. обычная средняя.. чуть выше средней yes

                Цитата: AK64
                Всю жизнь имея "спец" (школы, распределители, доступ к образованию) они русским людям будут о жизни этих русских рассказывать!

                - а это - еще один прием троллинга.. Автомат (АК64), Вы меня заинтересовали уже wink
                1. -1
                  1 апреля 2016 00:03
                  Мне не интересно с Вами разговаривать: человек который жил за счёт русского народа, получая спец-обслуживание (спец-школы, спец-снабжение почтовых городов) рассказывает русским о русской жизни: "как не было мяса? да зайдёшь в магазин да и купишь!" -- и только потом выясняется что магазин-то с мясом был в почтовом гродке, за проволочкой.

                  Мне не интересно с Вами разговаривать. Я 20 лет в Рунете, и Таких как Вы я встречал в достатке и вижу насквозь, благо существа незамысловатые, и даже примитивные: советский паразит желающий чтобы спецобслуживание для него длилось и далее.
                  1. 0
                    1 апреля 2016 00:15
                    Цитата: AK64
                    Мне не интересно с Вами разговаривать

                    - это Ваше личное горе.. терпите.. придется wink

                    Цитата: AK64
                    человек который жил за счёт русского народа, получая спец-обслуживание (спец-школы, спец-снабжение почтовых городов)

                    - это Вы о себе, что ли? У меня не было - ни спецшколы, ни спецобслуживания.. просто иноземцам в наш поселок вход был.. строго запрашен.. как-то так yes

                    Цитата: AK64
                    Мне не интересно с Вами разговаривать

                    - уже было, я понял и даже ответил laughing

                    Цитата: AK64
                    Таких как Вы я встречал в достатке и вижу насквозь, благо существа незамысловатые, и даже примитивные: советский паразит желающий чтобы спецобслуживание для него длилось и далее

                    - мдя.. тяжелый случай.. ладно, на досуге.. разберемся

                    Я сказал (с) request
                    1. 0
                      1 апреля 2016 00:52
                      Удивительно наивны советские люди: они почему-то думают что они очень сложны и кому-то интересны....

                      А на деле -- простейшие.

                      Занёс в чс
  4. +13
    31 марта 2016 07:34
    Он известен как специалист в областях социальной эпистемологии, системной теории коммуникации, философии науки и философии образования.

    Крайне нужные области, стране дико не хватает гуманитариев, просто не выживет страна без них laughing
    Идиотизм - гуманитариев выпускают в диком количестве, одних юристов навыпускали на три поколения вперед, экономистов на пять, но никого тронуть нельзя ибо он "специалист в областях социальной эпистемологии"
    В то же время посмотрите на то сколько выпускников школ выбирает сдачу ЕГЭ по обществознанию (обязательный для поступления на гуманитарки) и сколько выбирает сдачу физики (обязательный для большинства технических специальностей и общественнонаучных направлений)
    428 тысяч против 160 !
    160 тысяч всего, больше чем в 2,5 раза разница !
    Одни "социальные эпистемологи" !
    А есть еще другие гуманитарные предметы сдающиеся выпускниками по выбору, например литература, история (ту же историю выбрали столько же сколько и физику, 160 тысяч)
    Мы становимся страной в которой предпочитают болтать а не производить.
    И возмущаемся любому покушению на позиции штампующих гуманитариев в диких количествах ВУЗов.
    Что, РГГУ какой-то крутейший ВУЗ что ли ? Да нет вроде, даже среди российских ВУЗов он где-то в четвертом десятке а по международным рейтингам его вообще не найти
    1. avt
      +8
      31 марта 2016 09:17
      Цитата: V.P.
      Крайне нужные области, стране дико не хватает гуманитариев, просто не выживет страна без них

      А как же без них , без такого количества будем бороться ,,за гуманизм и дело мира" во всем Мире !? laughing Автору - прежде чем заламывать руки в экстазе о бедной доле
      Сокращение количества вузов и тесно связанные с ними «оптимизации» профессорско-преподавательского состава влекут за собой достаточно большое количество рисков для российского государства.
      предлагаю просто сопоставить количество наличеситвующего профессорско - преподавательского контингента,количество ВУЗов с их филиалами , а их считать надо как отдельные заведения , поскольку дипломы то они выдают государственного образца,да нормативный минимум необходимый для ОТКРЫТИЯ ВУЗа . Я за обучение даже не заикаюсь , опять же прочесать пофамильно - кто , где и когда по графику ,,преподает". Очень удивитесь результату .Да так , что потом захочется перемножить платные места обучающихся на несколько тысяч $ и итоговая сумма тоже восхитит . На ,,буратинах" и выдачи им депломов государственного образца конечно не сравнимо с нефтянкой и банковским сектором, но бабки подымают о-о-о-очень даже хорошие .
      Цитата: татарин 174
      Образование стало только видом товара и товара не очень высокого качества.

      no Вы здорово отстали от реалий жизни .Образованием уже давно никто не торгует , торгуют дипломами государственного образца через конторки зарегистрированные ВУЗами , их филиалами , что для этого бизнеса выгоднее,с непременно аккредитацией в МинОбразе.В Москве конечно безобразие с ,,институтами" в подвалах жилых домов , один такой был у меня в соседнем доме ,конечно подчистили ,в переходах метрополитена дипломы не продают в наглую, но система в целом покамест функционирует,не зачищена до уровня погрешности и продалжает исправно ,,буратин" снабжать за хорошее бабло государственными удостоверениями о получении образования , всякого.
      1. +4
        31 марта 2016 12:19
        Цитата: avt
        Вы здорово отстали от реалий жизни .Образованием уже давно никто не торгует...

        Лично знаю человека с купленным дипломом, но он его не только купил, а 4 года считался студентом, но на занятия не ходил, там его просто отмечали, в журнале группы он числился, зачетка тоже была ну и диплом в итоге получил и в данный момент имея ещё один диплом полученный точно так-же сидит в мягком кресле на госслужбе... Думаете мало таких "специалистов" наплодили коммерческие вузы?
        1. avt
          0
          31 марта 2016 15:37
          Цитата: татарин 174
          Думаете мало таких "специалистов" наплодили коммерческие вузы?

          Даже не думаю .... request
          1. 0
            31 марта 2016 17:01
            Цитата: avt
            Даже не думаю ....

            Вот так вот... Никто не знает. Это вроде как суслики, их никто не видит, но они есть.
    2. +2
      31 марта 2016 19:12
      V.P.

      Вы сейчас описали проблем, отсутствия системы.


      Система не допускает случайного выбора.


      Поэтому право выбора предметов изучения подрывает системность. Создает затраты материального ресурса на право выбора.

      Вот смотрите. Вы историк. Вы выбрали профессию и имеете в багаже достаточный набор изучаемых предметов. Укоазалосю, что в правительстве нет для вас соответственно позиции. Именно историки должны идти в правительство. Потому, что история это наука которая изучает настоящее через знания прошлого.

      Вам нужно переучиться. Оказывается, что бы стать инженером механиком вам нужна школьная физика. И вы берете дополнительный курс, который не сможете задать экстерном, вам нужно потратить год, где-то жить и чем то питаться. Прямые расходы.

      А потому, что система разрушена.
    3. +1
      31 марта 2016 19:53
      Крайне нужные области, стране дико не хватает гуманитариев, просто не выживет страна без них laughing
      Идиотизм - гуманитариев выпускают в диком количестве, одних юристов навыпускали на три поколения вперед, экономистов на пять, но никого тронуть нельзя ибо он "специалист в областях социальной эпистемологии"


      это не правда --- гуманитариев в стране действитель нонет. А те что есть -- неправильные.

      Это просто к вопросу "кто учит" и "чему учат": сейчас в каждом универе есть ФИЛОСОВСКИЙ факультет и факультет госуправления. И ни одному из родителей не приходит в голову вопрос кем же их дитё будет работать после оканчания этой ерунды: видимо они уверены что сразу философом работать пойдёт (КУДА?!) или советником президента.

      В то же время нормальных, здоровых гуманитарием катастрофически не хватает. Такая вот проблема.
  5. +8
    31 марта 2016 07:54
    Разрешили ВУЗам коммерциализироваться, вот они и начали только деньги "зашибать" забыв о образовании. Образование стало только видом товара и товара не очень высокого качества. Чего мудрит Правительство? Всё уже продумано и налажено было, развивай только и осторожно, ан нет. Теперь пришли к тому к чему пришли, но возможность отменить ненужное и вернуться ещё есть, но время идёт и потери увеличиваются.
    1. +3
      31 марта 2016 08:35
      Цитата: татарин 174
      развивай только и осторожно, ан нет

      Общие слова.
      Как развивать-то ?
      Ну вот к примеру есть проблема - двадцать лет накапливалась диспропорция между гуманитарными и естественнонаучными направлениями обучения. Гуманитарщиков столько не нужно никому. Как говорит один мой друг "их столько что хоть печки ими топи, больше никуда не пристроишь с толком"
      И как решать эту проблему ?
      А частные ВУЗы которые культивировались с 90-х ?
      Там сплошная профанация, фабрика по продаже "почти настоящих дипломов о высшем образовании", я знаю о чем говорю, но попробуй их позакрывать - тяжелейшее дело, их тьма, вместе с различными "региональными филиалами" выполняющих ту же роль. Сейчас их отстреливают по-маленьку, но ...
      Вообщем, проблем с 90-х накопилось достаточно, и многие уже просто нельзя решать "осторожно"
      1. +1
        31 марта 2016 12:13
        Цитата: V.P.
        Общие слова.
        Как развивать-то ?

        Вообще-то я имею ввиду советскую систему образования, она была лучшей в мире... К сожалению разрушили.
        1. +1
          31 марта 2016 15:59
          Цитата: татарин 174
          Цитата: V.P.
          Общие слова.
          Как развивать-то ?

          Вообще-то я имею ввиду советскую систему образования, она была лучшей в мире... К сожалению разрушили.

          Мой приятель на пятом курсе инженеров транспорта не мог решить дифференциальное уравнение. За 10 класс. Точно также двоюродный брат , студент автомеханического.
          Наверное в мире вообще образования не было если это лучшее
          1. +1
            31 марта 2016 16:58
            Цитата: Cap.Morgan
            Мой приятель на пятом курсе инженеров транспорта не мог решить дифференциальное уравнение. За 10 класс. Точно также двоюродный брат , студент автомеханического.
            Наверное в мире вообще образования не было если это лучшее

            Ну и как они сейчас, по специальностям работают? Или ни дня не работали?
            1. 0
              31 марта 2016 21:33
              Цитата: татарин 174
              Цитата: Cap.Morgan
              Мой приятель на пятом курсе инженеров транспорта не мог решить дифференциальное уравнение. За 10 класс. Точно также двоюродный брат , студент автомеханического.
              Наверное в мире вообще образования не было если это лучшее

              Ну и как они сейчас, по специальностям работают? Или ни дня не работали?

              Естественно СЕЙЧАС они занимаются другими делами.
              Но готовили то их для РАБОТЫ на советских предприятиях и в советских НИИ. И если б не известные события то трудились бы они сейчас в советском народном хозяйстве как миленькие.
          2. 0
            31 марта 2016 19:27
            Cap Morgan

            Я вам отвечу, почему система образования в СССР была лучшей.

            Потому, что это была система. Ключ кроется в слове система.

            Объясню подробнее.

            В СССР не небыло разделения на гуманитариев и практиков в школьном образовании. Поэтому природно, что имея за плечами стандартный багаж знаний, кто-то был в чем то лучше.

            В дальнейшем в ПТУ, техникумах, институтах, университетах и шло разделение по способностям и пожеланиям.

            Но! Без нарушения системы. Право выбора отсутствовало. Шло обучение стандартным специальностям.

            Как только, вдруг специальность становилась неактуальной, можно было быстро и легко переучиться. Взяв заочно какой-то курс. И опять это возможно, потому что все было приведено к единому стандарту в систему.

            Почему СССР, граждане считаются образованными. Потому, что не имели право выбора. Они универсалы. Именно универсальность и есть понятие - образование.
            1. -2
              31 марта 2016 20:30
              Я вам отвечу, почему система образования в СССР была лучшей.


              А можно я спрошу?
              Вы лично имеете ли какое-то отношение к образованию?
              То есть, насколько Ваше мнение профессионально или компетентно?

              Далее: а какой Ваш кругозор? Вы сравнивали с американским или германским? И как именно сравнивали?

              Предупреждая Ваши возражения "ты сам лысый!" скажу что я на эти вопросы отвечу вполне утвердительно.
              1. 0
                31 марта 2016 20:55
                Ак64

                Отвечу вам, что бы исключить всякие сомнения.

                Когда я вношу те или иные предложения, то руководствуюсь исключительно логикой и здравым смыслом.

                Я не требую следовать моим советам с точки зрения количества моих сертификатов.

                Только логика и здравый смысл.

                В таком случае мой вес в обществе не играет никакой роли.
                1. -1
                  31 марта 2016 22:20
                  Когда я вношу те или иные предложения, то руководствуюсь исключительно логикой и здравым смыслом.


                  Понятно: то есть когда Вы заявляете "советское образование было самым лучшим" -- то это не более чем вопрос Веры.

                  Тогда стоило бы сказать "мне кажется что .... было лучшим".

                  Так вот, как человек профессионально занятый в образовании очень долго, и с немалым кругозором (таки 6 стран), я вынужден Вас разочаровать: советское образование не только не было лучшим, но и было ниже среднего. Скажем упомянутое Моргановм германское куда лучше.

                  Самое главная проблема в сов. образовании: полноне непонимание задач и целей: кто чему и зачем учил, и что именно хотели получить на выходе. как результат, Просто грузили бессистемную информацию -- и всё.

                  Информации было много --- но в силу её бессистемности это как раз плохо: большинством учащихся усваилалась только малая часть.
                  1. 0
                    1 апреля 2016 13:16
                    Ак64

                    Вот смотрите.

                    Мои комментарии и ваши.

                    Вы постоянно, что то утверждаете. И ваша логика начинается с ваших же утверждений.

                    Т.е.заранее начав с ложного утверждения вы начинаете раскручивать логику.

                    Со стороны выглядит умно и весомо. В реальности это ложь.
              2. 0
                1 апреля 2016 00:58
                Цитата: AK64
                А можно я спрошу?

                Ага.. чуть только не по шерсти - и оппонент летит в ЧС laughing

                Автомат, мы не договорили.. образованец Вы наш, профессиональный.. 6 стран..

                Ладно.. таких, как Вы, тут.. много.. живите спокойно love
          3. -4
            31 марта 2016 20:27
            Наверное в мире вообще образования не было если это лучшее


            Во-во. Про "лучшее" это миф.

            Школьное образование было бесцельно и бессистемно: компенсировали количеством информации.
            ВУЗовское.... Мой приятель, он профессором в Поволжье, спросил немечкого профессора: "ну я понимаю врачи, но почему же Вы, немцы, советские инженерные дипломы не признаёте?"
            Немец подумал и ответил: "наш инженер должен быть способен самостоятельно сделать паровоз."

            Вот и всё -- вот и всё о советских инженерах.
            Реальных -- единицы процентов, а остальное вал и план.
            1. 0
              1 апреля 2016 13:21
              Ак64

              Вранье частично.Но остаётся неизменным враньё.

              В СССР были категории инженеров.
              Чем больше опыта тем выше категория.

              Извините личный вопрос. Вам около 25 лет?

              И если у вас много современных сертификатов, то пройти эту сертификацию вы могли только " правильно думая".

              Я сталкивался с таким.
      2. -1
        31 марта 2016 20:19
        Ну вот к примеру есть проблема - двадцать лет накапливалась диспропорция между гуманитарными и естественнонаучными направлениями обучения. Гуманитарщиков столько не нужно никому. Как говорит один мой друг "их столько что хоть печки ими топи, больше никуда не пристроишь с толком"


        Это не верно.
        По зарубежному университетскому опыту, выпуск гуманитарие относятся к технорям и естественникам где-то как 10:1. И никого это не напрягает.

        Вопрос видимо в низком качестве российского гуманитарного образования: кто учит и чему учит.

        Как пример: дочь подруги из Штатов поезала в МГУ учиться на экономфак. Я ей сразу сказал, что там преподы -- некомпетентны, и что любой амеровский универ именно в экономике даст куда бучшее образование. Через два года девочка сквозь зубы признала что "он был прав".

        И это МГУ.

        Вот отсюда-то и проблемы, а вовсе не из количества.
      3. +1
        31 марта 2016 20:51
        V.P.

        Отвечу вам как возобновить систему образования и привести её к потребностям рынка и духу времени.

        Ключевая фраза. Нужно создать систему. Система не терпит хаоса и ограничивает выбор.

        Все упирается в следующее. В сильном государстве необходим жесткий контроль за заработной платой наемного работника.

        Контроль зарплаты выводит её из области материальной конкуренции. Но создает рынок материальных ценностей для конкуренции в области предпринимателей за получение прибыли. Прибыль вне контроля.

        Чтобы уметь правильно контролировать заработную плату необходима жёсткая, честная государственная статистическая система. Статистика должна давать вопрос необходимости тех или иных специалистов.
        Также нужен перечень, классификация специальностей.

        Если, вывести зарплату из области конкуренции, это уменьшит долу. рисков предприятия.
        С другой стороны, статистика позволит предпринимателю делать правильно оценку возможностей реализации продукции. Избегая лишнего перевода денежной массы в товары. Появится возможность планирования.

        В сфере образования. Статистика выдаст необходимое количество специалистов в разных специальностях и регионах.

        Куда ни тени пальцем, все упирается в вывод заработной платы из конкуренции.
  6. +3
    31 марта 2016 08:07
    Аналогичная оптимизация идёт в науке, здравоохранении и социальной сфере. Под предлогом реформы РАН, выполнения майских указов, модернизации и оптимизации просто ведётся сокращение ставок, должностей и т.д.
    Конкретно по науке могу сказать точно, что финансирование в целом было сокращено, правда на зарплаты в лучшем случае финансирование выросло на 10 %. От научных институтов требуют выполнение майских указаов и повышения средней заработной платы научных работников до 90 % от средней по региону к концу года (например, в Москве средняя по разным оценкам от 40 000 до 60 000, а зарплаты в институтах в по ставкам научных работников разных уровней в основном от 14 000 до 35 000).
  7. +5
    31 марта 2016 08:19
    Недавно общался с одним 21 летним студентом- заочником.На учебу даже не ходит.Платит деньги и все!Видимо такое положение дел в сфере образования выгодна государству или отдельным ее министрам.
    ПС. А Путин то наверное ничего и не знает!А то он им бы показал!!!
    1. avt
      +1
      31 марта 2016 12:18
      Цитата: Million
      ПС. А Путин то наверное ничего и не знает!А то он им бы показал!!!

      Создатель этой системы Фурсенко ,что министром образа был , спейчас советник ВВП ....Наверное обманывает его ... wassat
  8. +3
    31 марта 2016 08:26
    Проблема существует, несомненно.
    Коммерческие ВУЗы расплодились с целью получения прибыли, а не для улучшения образования. В них иные студенты меняют деньги на зачёты и экзамены. Затем получают дипломы учителей и врачей. Обществу это надо?
    Но под волну модернизации образования попадают и нужные стране учебные заведения. Таких немало.В результате стране наносится более вреда, чем пользы.
    1. +1
      31 марта 2016 08:39
      Цитата: Pvi1206
      Но под волну модернизации образования попадают и нужные стране учебные заведения.

      Какие, например ?
      Насколько я знаю, закрыть даже откровенно никукущий ВУЗ это тяжелое и нудное, многолетнее дело. Есть один свежий пример перед глазами ...
      А какие нужные ВУЗы закрывают ?
    2. -1
      31 марта 2016 10:32
      Скорее не врачей и учителей, а юристов. экономистов, дизайнеров, пиарщиков и т.д.
  9. +4
    31 марта 2016 08:27
    Не везет нашей стране на министров образования уже четверть века.


    Как не везет и на министров экономики, социального развития, здравоохранения, финансов,культуры,спорта пора Путину с этим сбродом что то делать.
    1. +2
      31 марта 2016 10:49
      Цитата: krops777
      Как не везет и на министров экономики, социального развития, здравоохранения, финансов,культуры,спорта пора Путину с этим сбродом что то делать.

      Внимание! Всех высокопоставленных чиновников утверждает один и тот же человек, находящийся на верхушке вертикали власти, утверждает, значит согласен с их кандидатурой, каждая кандидатура проводит политику уровня государства на своем участке, шаг в сторону от "линии партии" карается отлучением от кормушки, примеры - Лужков и Сурков в свое время, вся эта вертикаль власти проводит единую, согласованную политику, приоритетом которой являются интересы большого бизнеса, без денег которого вся эта система рухнет, то что эта система, фундамент которой является деньги было показано на примере прошлого года, когда в результате падения цен на нефть все перекосилось и обесценилась в два раза национальная валюта. Резюме: отделять человека, находящегося на верхушке, выстроенной им же вертикали власти, от самой вертикали власти бессмыслено и ждать когда же он начнет ее разрушать аналогично
  10. +1
    31 марта 2016 08:34
    Уважаемые,от вашего и моего мнения не чего не изменится,взять тот же ЕГ,все как было так и есть,за оптимизацией,закрываются не только высшие учебные заведения,но и обычные школы,причем расположенные в отдаленных местах,правильно зачем заморачиваться инфраструктурой(доставка питания,интернет,инвентарь и т.д),лучше закрыть,кроме того у родителей и детей нет не какой альтернативы,это касается и высшего образования,куда молодому человеку идти?
  11. +1
    31 марта 2016 08:40
    что ни говори а советское образование мощь, мне кажется что со временем все новое поколение чуть тупей предшественников......заканчивал университет повезло.....следующей смене уже ввели бакланов и магистров..уж очень не хотелось так называться
  12. 0
    31 марта 2016 09:04
    Цитата: 31rus2
    это касается и высшего образования,куда молодому человеку идти?

    А в чем проблема ?
    Полно действительно хороших, даже среди региональных ВУЗов, высших учебных заведений, с дипломами которых устроится можно хоть у нас хоть за границей.
    Если же выбрали какой-нибудь "Урюпинский гуманитарный университет экономики, права, международных отношений, государственного управления и бизнеса" ну тогда ой, тогда и в самом Урюпинске никому не нужны будете.
  13. hartlend
    +8
    31 марта 2016 09:11
    В статье делается упор на последствия сокращений для профессорско-преподавательского состава. Но это лишь последствия, проблему не решить, если не устранить причины. Если посмотреть в долгосрочной перспективе, образование упрощается, расходы уменьшаются, преподаватели сокращаются. В итоге имеем оглупление населения с последующей потерей государственности. Например уже сегодня бакалавр по уровню знаний ниже выпускника советского техникума, скоро будет на уровне советского пэтэушника и это не предел. Дальше проводите аналогии сами. Наука в почёте у руководства, потому что "выдаёт в час по чайной ложке" открытия и изобретения для оборонки. Все остальные открытия замалчиваются и тормозятся. В науке настолько сильная мафия, что когда наш либеральный министр Ливанов пытался их прищемить, он быстро получил по зубам и притих. Кто проводит реформу науки и образования и зачем? Вот в чём вопрос и как его решать. Я думаю, что без смены всей концепции управления государством не обойтись. Само собой точно ничего не изменится.
  14. +7
    31 марта 2016 09:26
    Что значит безработная молодежь? Не поступил в вуз..иди в техникум...слесарь...хочешь жить..умей вертеться. Надоели эти экономисты да юристы...через каждые 50м сидят. А преподавательский состав? Приведу один пример....была у нас преподаватель..заслуженный..20 лет проработала...но уровень..хм...средней школы максимум. Приходилось самим заниматься..кто хотел. Тоже таких оставлять?
    Вуз должен готовить профессионалов..или вообще его не должно быть. Так же и с преподавателями. Особенно с профессорами некоторыми( не всеми..но есть такие)...которые только зарплату получают...а студентов видят максимум раз в полгода.
    Еще пишет...не надо закрывать провинциальные вузы..пед..мед..и тд. Простите, если они плохих выпускников делают...то какую пользу приносят? Тупо ставку заполнить в школах..больницах? И куда мы с таким подходом придем? С учителями неучами...и криворукими врачами?
  15. +3
    31 марта 2016 09:30
    Помимо филиалов сокращают частные ВУЗы, где есть и технические уклоны...
    простое решение аглосакцев: у них в англии высшее имеют только богатые, остальным это не нужно - для них только работа и потребление.... и у нас в стране решили идти путем аглосакцев... request
    у нас не хватает рабочих - результат ПТУ перешли в колледжи и техникумы - а система обучения ещё и хуже стала - плати - бери корочки - и вали... what
    из индустриальных городов с мощнейшим профтехобразованием (от ПТУ до ВУЗов) результат плачевный: ни должного образования, ни производственных предприятий, города стагнируются, люди уезжают, а проще говоря бегут из родных пенат.... лично моё мнение. (хоть с приходом ВВП и пошёл процесс в данном вопросе на улучшение, но результатов , если не будет более сильной воли ВВП, боюсь могут и дети наши не увидеть). hi
  16. +3
    31 марта 2016 09:47
    Цитата: hartlend
    В итоге имеем оглупление населения с последующей потерей государственности. Например уже сегодня бакалавр по уровню знаний ниже выпускника советского техникума, скоро будет на уровне советского пэтэушника и это не предел.

    Это проблема ПЕРЕИЗБЫТКА а не недостатка.
    Сколько в СССР выпускалось студентов ВУЗов в вашем городе и сколько сейчас ?
    Раньше в ВУЗы попадали действительно подготовленные. Сейчас же сложнее не попасть в ВУЗ чем попасть - наборы сильно расширили (а как же, чем больше бюджетных мест тем больше ВУЗ получает бабла от министерства), тьма коммерческих мест и коммерческих ВУЗов, тьма разных филиалов и филиальчиков.
    Чтобы поступить - главное выпускные на двойку не завалить, а уж место в каком-нибудь все равно всегда найдется. Поступают даже откровенные и беспросветные троечники.
    Отмучается такой Митрофанушка несколько лет, получит какую-нибудь бумажку - встречай Родина спеца.
    Справедливости ради - многие ВУЗы дают действительно крепких спецов. Но таких на общем фоне ...
    Нужно ужесточать требования к ВУЗам и безжалостно разгонять многие.
    Но тогда со всех сторон попрут обвинения в покушении на будущее нашей молодежи.
    Хотя какое будущее у отучившегося тяп-ляп в шарашкиной конторе ...

    Есть ещё выход - принудительно задавать ВУЗам нижнюю бальную границу по предметам при приеме абитуриента и постепенно ее повышать.
    Допустим, имеешь ниже 50 баллов по математике - не возьмут даже на платной основе.
    Такую систему минобр начал вводить, но пока только для ведущих ВУЗов, на обычные распространить пока даже не рискует - запинают и оглушат ультразвуком "эксперты" разного рода.
    1. 0
      31 марта 2016 10:34
      Минимальные баллы и сейчас есть, и они и на платное образование в равной степени распространяются.
  17. +5
    31 марта 2016 10:17
    Проблема с образованием есть и серьезная, причем не только с высшим. Зависит ли она от количества вузов? или от количества преподавателей? Частично, да. Но куда больше от качества преподавательского состава и от их возможности образовывать и воспитывать.
    Я вижу следующие главные проблемы:
    1. Старение качественного преподавательского состава: хорошие профессора либо на пенсии, либо продолжают заниматься любимым делом, пока здоровье, как говорится, позволяет. Более молодые кадры, в большинстве своем, бездарны и/или наплевательски относятся к результатам. Точнее не совсем так, у них параметры оценки результатов (всякие KPI и пр) сдвинуты от того, чтобы обучить, заинтересовать и поддержать заинтересованность, в сторону написать отчет и побежать домой. И не их в этом вина, а вина на Министерстве образования, которое поощряет, скажем больше, требует от учителей именно такой модели поведения
    2. Это по сути и есть проблема 2: у качественного преподавательского состава нет времени и сил воспитывать и образовывать: все время уходит на заполнение отчетов. Те, кто постарше не хотят заниматься этой "хернёй" и уходят на пенсию. А кто помоложе заполняет бумажки, лишь бы от них отвязались и опять и снова...

    Не ясно одно: оптимизировать надо, когда плохо, у нас-то нафига оптимизировать надо было? одна из сильнейших и самых совершенных систем образования была... деньги хотели сэкономить? а кто, простите их потом зарабатывать будет? КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ!
  18. +6
    31 марта 2016 10:37
    Цитата: dobrovic
    у нас-то нафига оптимизировать надо было? одна из сильнейших и самых совершенных систем образования была... деньги хотели сэкономить? а кто, простите их потом зарабатывать будет?

    Корни ситуации растут из 90-х
    Тогда, после развала промышленности было объявлено что
    1. Наше образование хуже, значит нужно его менять по западному образцу
    2. Нам не нужно столько инженеров, все равно у нас много "лишних" заводов. Зато у нас недостаток юристов-экономистов-менеджеров, по западным стандартам дефицит.
    3. У нас работала связка ВУЗы учат, НИИ занимаются наукой. НИИ разогнали, в ВУЗах наукой толком не занимались так как этот процесс в ВУзах не был ни толком налажен, ни коммерциализирован, а на научные разработки государство выделяло деньги весьма неохотно.
    4. Было заявлено что требуется конкуренция в образовании. Результат - коммерческих вузов как опят на пне, вступительные критерии к абитуре сильно понизились.
    5. Появился террор разных "консалтеров" которые делали бабло на образовании пропихивая через министерства и руководство ВУЗов свои "заключения и рекомендации по изменению и развитию", чистая калька с США.
    1. +1
      31 марта 2016 10:47
      да, к сожалению, это так и было объявлено, но ведь враньё от первого до последнего пункта. Сегодня же все это уже понимают. Почему не меняют в зад? Или на разрушение денег нашли, а на создание уже нету? Ведь не будет будущего, если не изменить базы...
  19. +2
    31 марта 2016 10:42
    Цитата: Sergej1972
    Минимальные баллы и сейчас есть, и они и на платное образование в равной степени распространяются.

    Далеко не везде.
    Как пример: сын знакомого сунулся в один провинциальный ВУЗ. Он провинциальный, в смысле не московский, но довольно крепкий, входит в топ-десять. Обломился - по одному из предметов у него было 48 вместо требуемых минимальных 50.
    Тогда взял шмотки и поступил в московский ВУЗ на эту же специальность, там не такие "привередливые" и министерство им такой норматив не спускало так как он не входит в программу 5-100 которую министерство тщательно пасет. Хотя ВУЗ вроде бы с историей, некогда, в советское время, был на хорошем слуху.
  20. 0
    31 марта 2016 10:52
    Цитата: dobrovic
    Почему не меняют в зад?

    Это не просто сделать - система уже сложилась, изменения сложившегося всегда тяжелы.
    За чтобы Ливанова не пинали, и по делу пинали, но на мой взгляд он, в числе прочего, действительно делает и много правильных вещей, в отличии от фурсенок. Хотя и тарканов у него тоже хватает.
  21. +1
    31 марта 2016 10:54
    1) Высшее образование НАДО.. реально надо!
    2) НО и технические училища и тпт край как необходимы!
    ъ
    3) пожалуй самое важное .. ИНСТИТУТОВ НЕПОНЯТНЫХ нынче так много.. то ЮРИДИЧЕСКИЕ ТО ЕЩЕ КАКИЕ ТО .. ВООБЩЕМ КУЧА , РЕАЛЬНО КУДА ВСЯКОГО И НЕПОНЯТНОГО!
    ФИЛЬТРОВАТЬ РЕАЛЬНО НАДО .. НО НЕ КАК НЕ ЛИБЕРАЛАМ! их к стенки!
  22. +1
    31 марта 2016 11:01
    Цитата: Million
    Недавно общался с одним 21 летним студентом- заочником.На учебу даже не ходит.Платит деньги и все!


    Дочь моего товарища после 2-го курса бюджетного дневного обучения перешла на заочный. На вопрос: "Почему?" ответила: "Какой смысл числиться на дневном если в неделю 4-6 часов и только лекции? Лучше работать по близкой специальности, а теорию постигать все равно приходится самостоятельно!". Кстати, девочка из обеспеченной семьи и по-настоящему стремится получить знания.
    1. +1
      31 марта 2016 11:10
      Если 4-6 часов в неделю значит явное и дикое несоблюдение фед.стандарта, скоро услышите "караул, заслуженный ВУЗ обижают, там заслуженные профессора" )
  23. 0
    31 марта 2016 11:17
    Я все таки за высшее техническое образование.
    Пусть молодёжь пишет заявление и приеме на работу хоть грамотно.
  24. +2
    31 марта 2016 11:30
    Похоже на обычные разборки, борьба за место под солнцем.
    1. +2
      31 марта 2016 13:38
      Вот именно что, новый ректор разгоняет команду старого ректора, хорошо знакомый сюжет, чего об этом кричать на всю страну?
      По поводу сокращения ВУЗов, честно говоря, уже давно пора. Особенно гуманитраных развелось как собак нерезанных. Учителей, говорите, не хватает в деревне? А вы в курсе, сколько каждый год дипломированных учителей в Евросеть и гипермаркеты продавцами устраиваются? Хотели же принять закон об отработке 3-5 лет молодым специалистам. Вот и решилась бы проблема. Про всяких юристов-экономистов я уже не говорю. ВУЗЫ надо сокращать, а на их базе открывать техникумы, а еще лучше - фазанки, тем более, что многие ВУЗы имеют базу достойную только начального профессионального образования. Заодно и рабочих больше появится, а то как утром выезжаешь из поселка, одни "гастрабайтеры" навстречу косяком идут работать на строительстве.
      По поводу конкурса на замещение преподавательских должностей меня улыбнуло. Может быть, в МГИМО и есть возможность провести конкурс, но вот в провинции зряплаты преподавателей таковы, что тут не конкурс, тут караул кричим от нехватки кадров. Ведь одни старики работают. В ВУЗе еще куда бы ни шло, хоть через одного маразм ходячий ползает, а в технаре вообще ужас дикий.
      Кстати, мне нравятся "сокращения" ВУЗОв. Сократили Пединститут в Хабаровске (ДВГГУ) как неэффективный. ВУЗОм меньше стало, а количество студентов, преподавателей, учебных корпусов и т.п. не уменьшилось. Просто присоединили к ТОГУ, как учили, так и учат будущих продавцов Евросети.
  25. +1
    31 марта 2016 13:28
    В демографии провал. Вузы и профессоры очень разные.
    Учебные программы не соответствуют потребностям экономического развития. В каком направлении идёт это развитие, ясно власть заявить не может. В экономике - приватизация, поэтому двадцать пять лет профессоров и кандидатов наук целенаправленно никто не готовил.
    В СССР за качество подготовки кадров отвечал отраслевой министр, а сейчас кто? Осталось одно министерство: экономики и торговли.
  26. +2
    31 марта 2016 14:20
    Их причиной, якобы, становится выявленное низкое качество предоставляемого в филиалах образования.

    Какие-то сомнения в этом?
    Глупо предъявлять завышенные требования к преподавателям и студентам провинциальных педагогических, технических, медицинских, агрономических и иных вузов.

    А не глупо бояться пользоваться бесплатными медицинскими услугами и отдавать детей в обычные школы. Или на провициальных "плебеев" Вам наплевать?
    Или, быть может, создаются рабочие места, способные привлечь большое количество молодежи, которая раньше шла в вузы?

    Прекрасная мысль, состарить молодежь в Вузах, после которых они получают никому не нужные дипломы и идут в грузчики.
    Сокращение количества вузов и тесно связанные с ними «оптимизации» профессорско-преподавательского состава влекут за собой достаточно большое количество рисков для российского государства.

    Это наверное одна из тех причин, из-за которых этого не сделали до сих пор
    Но можно ли говорить о повышении знаниевого потенциала общества, если в стране сокращаются высшие учебные заведения, преподавательский состав?

    Я думаю, что можно, ведь ни для кого не секрет, что сегодня получить высшее образование не составляет никакого труда. И ни причина ли это того, что так хромает его средний уровень, в отсутствии конкуренции? В целом, как мне кажется, реформы по оптимизации и реформированию как Армии, так и Образования в целом верны. Однако, не стоит наверное удивляться, что проводятся они через одно место и не очень часто через голову
  27. +3
    31 марта 2016 15:58
    У нас в городе на каждом шагу "университеты" и все "московские", и все "президентские". Из помещений главное канцелярия и касса. Рядом с моим домом избушка, там свадебный салон, а с другой стороны баннер "Президентский университет управления и права". Посмотрел в 2ГИС, так в шаговой доступности, ещё 4 в зданиях школ. Необходимо производить аттестацию выпускников таких, да и всех остальных, ВУЗов и по её результатам прикрывать такие конторы, да и другие ВУЗы. Поскольку столкнулся по работе с молодыми инженерами, которые не знают элементарного.
  28. +1
    31 марта 2016 19:23
    порядок надо наводить, и сажать, а то студенты в открытую хвастаются кто какому преподу сколько дал, чтобы зачет или экзамен получить, а без наведения порядка всё пустая болтавня!!!
  29. 0
    31 марта 2016 19:38
    Если "реформа" образования это не вредительство чистой воды, то что такое вредительство. А насчёт низкого уровня подготовки преподавателей в провинциальном ВУЗе. У меня знакомый преподаёт в Англии. Приезжает говорим о науке за рюмкой чая. Не вижу у него сокрушающего интеллектуального превосходства. Это всё от либерастов 90-х прёт. Как замутили. что у нас наука ущербная, доценты и профессора низшая раса по сравнению с интеллигенцией Запада так и прёт. Кстати американцы у меня одно изобретение скопировали. Так что выкинуть всё это г..о, что натащили либералы и их кураторы и вернуть образование в интересах России и Народа.
  30. 0
    1 апреля 2016 01:08
    Цитата: АК64
    Удивительно наивны советские люди: они почему-то думают что они очень сложны и кому-то интересны....

    А на деле -- простейшие.

    Занёс в чс

    Молодец! Возьми с полки пирожок, и забей им гвоздик fellow

    Коллеги, парень, походу, не любит все советское.. а я его уже не достану.. так обидно.. так хотелось парня научить - Родину любить sad
  31. 0
    1 апреля 2016 19:25
    Цитата: AK64
    Так вот: в Европе тоже преподают иностранные языки в школах, а иногда и по два. И выпускники почему-то способны на этих языках изъясняться. Не "романы писать", но по крайней мере с продавцом и таксистом договориться могут.
    Ну в ряде современных школ всё же довели уровень преподавания 1-2 иностранных языков до хорошего - выпускники в инязы поступают без вопросов, а остальные просто по жизни с хорошим уровнем языка идут. Но такие школы редкость.

    Цитата: AK64
    человек который жил за счёт русского народа, получая спец-обслуживание (спец-школы, спец-снабжение почтовых городов) рассказывает русским о русской жизни: "как не было мяса? да зайдёшь в магазин да и купишь!" -- и только потом выясняется что магазин-то с мясом был в почтовом гродке, за проволочкой.

    К сожалению это очень распространённый факт. Но при этом многие забывают что социализм был построен только в Москве и ряде закрытых образований.
    1. 0
      23 марта 2023 08:13
      ..супер пересупер статья..

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»