НАТОвский вертолет NH-90

4
НАТОвский вертолет NH-90


МО Норвегии приняло на вооружение первый вертолет в противолодочном варианте NH90 NFH.
На подходе еще тринадцать винтокрылых машин для поиска и поражения подводных кораблей противника.
На смену морально устаревшим вертолетам «Westland Lynx» приходят новейшие вертолеты NH90, приписанные к авиационной базе Бардуфосс.

История создания.
Работы по созданию вертолета начались в 1986 году. Вертолет создавался в рамках программы НАТО. В его создании приняли участие компании Франции, Англии, Германии, Италии и Голландии. В начале 1987 года Англия отказывается от долевого участия в разработке проекта вертолета в пользу совместного с Италией проекта вертолета ЕН-101.
Для контроля производимых работ и серийного выпуска компании создают объединение «NH Индастриз». В него вошли:
- германо-французская компания «Еврокоптер» с долевым участием 62.5 процента;
- итальянская компания «Агуста» с долевым участием 32 процента;
- голландская компания «Сторк Фоккер» с долевым участием 5.5 процента.
Программа получает название «NH-90».
Разработка вертолета проходила следующим образом:
- разработка и создание носовых частей фюзеляжа, винтовых несущих втулок, лопастей и редукторов рулевых винтов возложено на французское отделение «Еврокоптер»;
- разработка и создание центральных частей фюзеляжа возложено на германское отделение «Еврокоптер»;
- разработка и создание кормовых частей фюзеляжа, основных редукторов и валов для несущих винтов возложено на итальянскую «Агусту»;
- разработка и создание хвостовых балок, шасси и промежуточных редукторов возложено на голландскую компанию.



Прототипы вертолета.
Проектные работы велись в 2-х вариантах:
- корабельного базирования;
- транспортного варианта для наземных и воздушных войск.
Для корабельного базирования разрабатывался вариант NFH (NATO Fregat Helicopter), для решения задач по поиску и уничтожению подводных и надводных кораблей противника. Вертолет способен осуществлять загоризонтное наведение управляемых ракет «поверхность-поверхность». Дополнительные функции – проведение поисковых и спасательных операций, доставка грузов на место базирования.
Проектировался для кораблей класса «фрегат», применение возможно благодаря использованию палубной системы посадки «Гарпун», спасательной лебедке и системе сложения лопастей.
Вся программа под названием «NH-90» включала создание одного прототипа для испытаний на земле и 5 прототипов для испытаний в воздухе.
В конце сентября 1995 года был испытан единственный прототип «GTV», созданный для испытаний на земле.
Первый прототип для испытаний летных характеристик «РТ1» под номером ¦ F-ZWTH выходит с французского отделения «Еврокоптер» в конце сентября 1995 года. Через 2.5 месяца состоялся первый подъем в небо. Именно этот прототип показали в 1996 году на Берлинской авиавыставке.
Следующий прототип РТ2 с бортовым номером ¦ F-ZWTI выходит в конце 1996 года. Поднимается в небо в середине марта 1997 года. После непродолжительных летных испытаний на прототипе устанавливают электродистанционную СУ вместо установленной механической системы. С ней прототип поднимается в небо в начале июля.
Следующий прототип РТ3 выпускают в небо в конце 98 года для проверки надежности бортового оборудования.
Четвертый по счету прототип РТ4 создают как тактический десантно-транспортный вертолет.
Последний, пятый прототип РТ5 в «морском» варианте выпускает итальянская компания «Агуста». Прототип был полным вариантом вертолета морского базирования. Первый полет прототип совершает в конце декабря 99 года.
С самого начала планировалось создать порядка 730 машин данной серии вертолета. К середине 96 года число предполагаемого выпуска вертолета сокращается до 650 машин.
Программа много раз была на волоске от срыва, ее постоянно пересматривали и переделывали. Сколько раз из-за военного бюджета одной из стран-участников случались скандалы и трения.
Вертолет имеет хорошие перспективы на рынке винтокрылых машин морского базирования. Его место где-то между вертолетами «Merlin» и «Sea Hawk».
Использование ЭДСУ ставит его в ряд с американским вертолетом RAH-66 «Comanche». Доставшаяся от транспортного вертолета форма исполнения планера делает его РЛ-малозаметным.
Самый первый контракт на поставку вертолетов подписывают в 1999 году.
Он включает производство 152 винтокрылых машин для стран-участников проекта.
В 2001 году подписан контракт на поставку 14 винтокрылых машин NH-90 для вооруженных сил Норвегии. 6 вертолетов будут в противолодочном варианте, 8 вертолетов - в поисково-спасательном.



Основные данные вертолета.
NH-90 может эксплуатироваться при температуре от -40 до +50 градусов. Надежность вертолета равна 97.5%,. экипаж – 3 человека. Два пилота и один оператор основного или дополнительного оборудования. Возможно управление вертолетом только одним лётчиком.
Корпус вертолета имеет выпуклую форму и изготовлен из композитных материалов. Как и на отечественных вертолетах (например Ка-50), менее важные блоки защищают более важные блоки и агрегаты.
Винт четырехлопастный с использованием эластомерных элементов, втулка винта выполнена из титана. Лопасти также изготовлены из композитных материалов, обладают аэродинамическими крутками законцовок.
Рулевой винт - бесшарнирный четырехлопастный. Лопасти конструктивно напоминают лопасти несущего винта.
Шасси производства компании «DAF Спешиал Прадактс» трёхопорное, убирающееся. Передняя стойка имеет два колеса, остальные по одному колесу. Возможна установка баллонетов для непосредственной посадки на воду.
Вертолет имеет 2 двигателя «двигателя Турбомека/Роллс-Ройс/MTU RTM-322-01/9». Управляет ими цифровая система «FADEC».
Трансмиссия способна обеспечить передачу до 3.4 тысячи л.с. с 2-х двигателей и примерно 2.7 тысячи л.с. на одном двигателе в течение полминуты. Трансмиссия способна проработать без смазки около получаса.
Топливные баки могут самозатягивать повреждения от пуль 12.7-мм калибра. Общий вес топлива вертолета порядка 2500 килограммов.
ЭДСУ выполнена французским отделением «Еврокоптер». Имеет четыре канала, исключает перекрестные связи каналов управления. ЭДСУ разрабатывалась для совершения полета на малой и предельно малой высоте с огибанием рельефа местности.
Центральный процессор разработан компаниями «Аления» и «SFIM».
Вертолет оборудован системой захода на посадку «Томсон-CSF». Работу гидравлики поддерживают 2 механические помпы и 1 электрическая помпа. 4 электрогенератора и 2 батареи обеспечивают питание бортового оборудования.
На борту установлена система пожаротушения.
Авионика выполнена с использованием принципа открытой архитектуры. Несколько БЦВМ контролируют все оборудование на борту вертолета.
Радиосвязь обеспечивается комплексом «Томсон-CSF TSC-2000 IFF», внутренними устройствами связи «Род энд Шварц».
Приборы для вывода информации – 5 20х20 ЖКИ.
Целевое оборудование NH-90 в варианте морского базирования:
- опускаемая ГАС;
- пассивные и активные РГБ;
- детектор МА (магнитометр);
- канал передачи данных Link 11;
- поисковая БРЛС.



Основные характеристики:
- диаметр нес/винта 16.3 метра;
- диаметр рул/винта 3.2 метра;
- длина вертолета 19.5 метра;
- высота 5.4 метра;
- ширина 4.3 метра;
- вес неснар.- 5.4 тонны;
- вес снар. -8.7 тонны;
- средняя скорость 265 км/ч;
- дальность действия 1000 км;
- боевой радиус 250 км;
- время полета до 4.5 часов;
- скороподъемность 660 метров в минуту;
- высотный потолок 4.2 километра;
Вооружение:
- общая нагрузка до 700 кг;
- УР класса «воздух-воздух»;
- УР класса «воздух-поверхность»;
- ПКР АМ-39 «Exoset»
- торпеды противолодочные: Мк.46, «Murena», А244;
- бомбы глубинные.

Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    15 декабря 2011 10:14
    Да, уж! Если такими темпами перевооружается Норвегия, то перевооружение российской армии нужно вести не планово, а с лозунгом "Пятилетку за два года!"
  2. dred
    -1
    15 декабря 2011 11:31
    за один можно так сердуков зараза мешает.
    1. Artemka
      0
      25 декабря 2011 11:44
      Ну пятилетку часто не выполняли.
  3. Алексей Приказчиков
    +1
    15 декабря 2011 22:06
    Да ладно вам и их и нашу армию сравните, а заодно и жопу в котором было наше государство. Ничего и на нашей улице будет праздник.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»