Как американцы Украину бомбили. Часть I

8
Как американцы Украину бомбили. Часть I


Это заявление кому то может показаться нелепым, но факт остается фактом – такие милые украинскому сердцу американские друзья, а точнее, их предки-авиаторы успели повоевать с украинцами, да еще и в первые годы национального пробуждения. Что же привело в те годы заокеанских летчиков в украинское небо? То же самое, что и обычно – страсть к различным историческим миссиям на чужих континентах. Вот как это было.

После первой мировой войны на территории, граничившие с нашей страной или бывшие ранее ее частью направлялись различные заокеанские миссии. Последние зачастую были связаны с гуманитарными целями - продовольственной или медицинской помощью, но составлялись в значительной мере из военнослужащих. В самом начале 1919 года они появились и на объятых польско-украинским вооруженным конфликтом землях. 4 января 1919 года в Варшаву прибыла миссия гуверовской организации АРА (Американская администрация помощи странам Центральной и Восточной Европы). Создана АРА была в 1919 году, возглавлялась будущим (1929 -1933) президентом США Г. Гувером. Провозглашенная цель - оказание продовольственной, а также иной помощи разоренным первой мировой войной странам. Т.е. американцами в те времена декларировались такие же лозунги, как и сегодня. И так же, как в настоящее время, деятельность АРА в 1919 -1920 гг. не ограничивалась официальными рамками.

Ее представители зачастую вмешивались в социальные и национальные конфликты, происходившие в этой части континента. И сразу же после состоявшейся в тот же день аудиенции у Пилсудского определилось одно из главных направлений действий миссионеров. Им стали западноукраинские земли, где все сильнее разгорался польско-украинский вооруженный конфликт. В начале февраля постоянное отделение миссии было открыто во Львове. В марте его возглавил капитан авиации Мерион Купер. Сообщение со Львовом, где удалось удержаться полякам, поддерживалось войсками. Вот как вспоминал об этом сам Купер: «Железнодорожная линия и другие пути сообщения были отрезаны украинцами. Но я продолжал продвигаться вперед, пробиваясь вместе с батальоном познанских поляков. Мы открыли движение и по железной дороге, и по другим путям после жестокого двухдневного сражения...».

Сражения эти велись с отрядами Западно-Украинской народной республики (ЗУНР), которая действовала в лагере противников Советской власти на Украине, но и поляки, и воевавший на их стороне Купер изображали дело так, будто ведут борьбу с большевиками и посему нуждаются в безотлагательной всесторонней поддержке. На самом деле речь шла и о большем - об обеспечении дальнейшего развертывания агрессии на Восток. Стремление непосредственно участвовать в ней и определило создание авиаэскадрильи. В мае 1919 года, когда переброшенная из Франции «армия Галлера» обеспечила захват всей Восточной Галиции и Волыни польскими войсками, М. Купер счел свою снабженческую миссию во Львове выполненной. В рапорте командованию американских экспедиционных сил США в Европе он просил назначения на должность в воздушных силах либо в пехоте в Архангельске, где американские войска воевали с Красной Армией.



В США было признано целесообразным поручить Куперу задачи, связанные с организацией в Польше военной авиации, положение которой беспокоило и Варшаву, и Запад. За две недели до обращения Купера в обзоре состояния вооруженных сил Польши отмечалось, что Воздушный флот Польши находится в плачевном положении: например, в Ковеле из имеющихся 15 аппаратов годным являются только один. Куперу порекомендовали остаться во Львове.

После встречи с Пилсудским и основательного обсуждения в штабе польской авиации, испытывавшей острую нехватку собственных пилотов, был согласован план действий. Купер должен был отправиться в Париж и завербовать эскадрилью опытных пилотов. Американский капитан был уверен, что ему удастся вернуться с готовой к ведению военных действий эскадрильей летчиков,с боевым опытом во Франции и способных ликвидировать брешь, возникшую в связи с неминуемо медленным и дорогостоящим формированием боевой части. Двое суток Варшава оживленно сообщалась с Парижем по телеграфу. Одобрение американского командования было получено, и Мерион Купер прямым экспрессом отбыл в столицу Франции. Он принял активное участие в формировании будущей эскадрильи. Ее командиром стал майор Фаунтлерой.

Встреча Купера и его будущего начальника была запланированной и давно готовящейся. Об этом газете «Нью-Йорк тайме» рассказал в июне 1920 года посланник США в Польше X. Гибеон. Там же были опубликованы и выдержки из писем Фаунтлероя. Оказывается, два летчика встречались еще до прибытия Купера в Польшу. Фаунтлерой всеми силами стремился возглавить американскую эскадрилью, чтобы направиться в Архангельск, а если не удастся, то сформировать эскадрилью, чтобы присоединиться к полякам. Ко времени новой встречи Фаунтлерой успел заключить контракт с польской военной миссией в Риме. Будучи руководителем инженерно-технической службы авиации США в Европе, он направился в Варшаву техническим советником польских военно-воздушных сил. Польше оказывалась ощутимая помощь, но американцы не забывали при этом и себя. Ведь речь шла о приобретении нового фронтового опыта, а также об испытаниях в реальной боевой обстановке летательных аппаратов новейших марок, появившихся в различных странах лишь к концу мировой войны.

Диспозиция, однако, была изменена. Фаунтлерой вместе с Купером приступил к комплектованию эскадрильи. Необходимые полномочия были им получены от недавнего знакомого Купера по Львову - главы польской военной миссии во Франции генерала Т. Розвадовского. В середине августа 1919 года статус американских военных пилотов на польской службе был окончательно утвержден. Кроме американских офицеров, в выработке требуемого положения принял непосредственное участие и военный представитель США во Франции полковник Г. Хоулэнд. Согласно документу, летный состав должны были составить американские летчики, а обслуживающий персонал поляки. Кроме того, положение четко оговаривало, что эскадрилья создается исключительно для ведения боевых операций на фронте, и ее пилотов нельзя привлекать для инструкторской, учебной или иной работы. Формируемая эскадрилья являлась лишь частью «польско-американских сил», которые планировалось создать. Пилоты эскадрильи должны были оплачиваться согласно расценкам, существующим в польской армии до создания польско-американского легиона, когда вознаграждение должно было увеличиться, чтобы соответствовать существующему в американской армии порядку. До этого разница между окладами, существующими в польской и американской армиях, должна была быть определена и выплачиваться офицерам с того момента, как легион будет сформирован. Создать «польско-американский легион», так сказать, в чистом виде не удалось. Вопрос о перерасчете решился уже после окончания военных действий.

Первым был завербован лейтенант Крауфорд. Он только что возвратился из Латвии, где был членом гуверовской школы. В Риге и Митаве (Елгаве) он занимался тем же, чем и Купер во Львове. Практически одновременно в эскадрилью был определен друг Крауфорда лейтенант Шресбери. В поисках летчиков Купер направился в Англию, где также располагались американские экспедиционные войска. Сложностей, которые пришлось преодолевать при комплектовании эскадрильи, было две. Во-первых, большинство переживших войну отнюдь не стремилось к добровольному ее продолжению. С учетом массовых антивоенных настроений в США, быстрыми темпами проходила демобилизация экспедиционных сил и возвращение их на родину. К середине июня 1919 года за океан из Европы отправилось уже более 1,3 млн. солдат и офицеров. Во-вторых, требования, предъявленные к отправляющимся в Польшу, были достаточно высоки. Сравнительно долго проходили, например, поиски летчика-наблюдателя - главного специалиста эскадрильи по бомбометанию. Им стал прибывший из-за Ла-Манша капитан Келли из знаменитой 96-й эскадрильи. «Нью-Йорк таймс» писала о нем как о ведущем пилоте-наблюдателе американской армии.

В середине сентября практически завершилось формирование летной воинской части. Недоставало еще двух членов эскадрильи. Однако время торопило. Американские авиаторы побывали на приеме у находившегося тогда в Париже польского премьер-министра И. Падеревского, который впоследствии прославлял Фаунтлероя и его подчиненных. Состоялся и традиционный прощальный обед, на котором, в числе других, присутствовал начальник штаба экспедиционных сил США генерал Э. Бус. Была подкорректирована и схема переброски эскадрильи. Первоначально транспортировку брало на себя польское правительство. Однако американское командование предпочло не предавать широкой гласности посылку своих военных летчиков на польско-советский фронт. Ее организовывал полковник Хоулэнд.



Открытый переезд через Германию представлялся слишком рискованным. Переодетые в форму рядовых армии США летчики проследовали в Кобленц в поезде американского Красного Креста, оттуда - до Варшавы с американской миссией по борьбе с тифом, которая пропускалась беспрепятственно, и где о подлинном назначении мнимых рядовых знали лишь два высших члена медицинского корпуса США. Пропутешествовав неделю, летчики 23 сентября 1919 года прибыли в Польшу, где уже находился командир эскадрильи Фаунтлерой, и расположились на столичном аэродроме Мокотов.

Забегая вперед, скажем, что в 1925 году в заокеанском журнале начали публиковаться очерки одного из американских летчиков - К.М. Муррея «Эскадрилья Костюшко», через семь лет они составили объемистую книгу «Крылья над Польшей». Еще через четыре с лишним десятилетия Роберт Ф. Каролевитц и Росс С. Фенн выпустили издание «Полет орлов». История американской эскадрильи «Костюшко» в польско-советской войне 1919 - 1920 гг.».

На страницах книги Муррея, описывающих пребывание американских летчиков в Варшаве, полно утверждений об угрозе большевизма. Но и сквозь привычные и стандартные идеологизирования пробивались подлинные детали частного времяпрепровождения американских летчиков. Отдельные их впечатления вкраплены в текст. «Много можно сказать, - повествует автор, - о медовом хмельном напитке, темном тяжелом вине, производимом из натурального меда, особенно если он выдерживался в течение столетий». И все же сожалели позднее Каролевитц и Фенн: «Варшава совсем не была похожа на Париж ранней осени 1919 г. Там было веселее и привольнее».

Пилотов эскадрильи 14 октября 1919 года принял в Бельведере Ю. Пилсудский. Хотя он заявил, что он кавалерист и авиация для него дело новое, уже 15-го утром американцам официально сообщили: они направляются во Львов, где как «эскадрилья имени Костюшко» будут действовать в составе 2-й авиагруппы польской армии. Это означало, что Пилсудский размещал американскую эскадрилью на главном направлении готовившегося «похода на Киев».

Прибыв утром 17 октября к месту назначения, американцы занялись подготовкой самолетов для будущих боевых действий. Приводились в порядок и переоснащались оставшиеся от германской и австро-венгерской авиации «альбатросы» и «фоккеры». На «Альбатросы Д-3» ставилось по два пулемета и усовершенствованные бомбометательные устройства. Однако главные расчеты были на военные самолеты союзных армий.

Фаунтлерой беспрерывно курсировал между Львовом и Варшавой, засыпая находившиеся в Варшаве военные и дипломатические миссии просьбами поскорее направить в распоряжение американских летчиков новейшие типы военных летательных аппаратов. Эти просьбы быстро и с готовностью удовлетворялись. В эскадрилье появились французские «брегеты», итальянские «балилы», с избытком поставлялось вооружение, тщательно подбирались сорта бензина. Эскадрилья была разделена на два звена. Одним командовал капитан Корси, другим - Купер.



В конце осени во Львов приехал Пилсудский. Он провел инспекцию готовившихся к агрессии войск. В ходе парада в честь Пилсудского в львовском небе пролетела американская военная эскадрилья. Но здесь устроителей парада ожидал конфуз - один из истребителей потерпел крушение, летчик Э. Грейвз погиб. Впрочем, уже 30 ноября на его место прибыл лейтенант Рорисон.

Далеко не все приветствовали новое вооруженное выступление против Советской России. Непрошеные «гости» Львова вскоре смогли почувствовать на себе реальное отношение западноукраинских и польских рабочих, симпатизировавших большевикам. Сгорел аэродромный ангар, где хранились самолеты эскадрильи. В ответ на это удвоили охрану, провели жестокие репрессивные акции против местного населения. Однако это не дало результата. Вскоре спалили авиаремонтные мастерские, а также склады вооружения и техники. Сгоревшее военное имущество, как утверждает «летописец» американской эскадрильи, оценивалось сотнями тысяч долларов. Муррей пытался уверить, будто происшедшее - дело «советских агентов, маскировавшихся под польских рабочих», но обнародованные в девяностые годы документы указывают, что «советские агенты» к этому непричастны.

Готовясь к военной кампании, польское командование стремилось сберечь американских летчиков. Польские историки утверждали даже, что эскадрилья должна быть в резерве до самого начала наступления на Киев. Зимой 1919 - 1920 гг. польское правительство, не объявляя войны, фактически не прекращало военных действий, направленных против советских республик. Зимой и весной 1920 года они наиболее активно велись на Украине. И здесь активно использовались американские военные летчики.

Они попытались, прежде всего, создать передовую базу эскадрильи поближе к линии фронта. Поначалу такие расчеты были связаны с Каменец-Подольским. Он остался единственным городом к востоку от Збруча, где сосредоточились остатки сил разгромленного националистического украинского войска (ее глава Петлюра с ближайшим окружением находился в Варшаве, опекаемый самим Пилсудским). Планы «зацепиться» за украинскую территорию разделялись всеми державами, участвовавшими в интервенции России. Купер доставил в Каменец-Подольский члена английской военной миссии в Польше - майора Холмса. Пробыв здесь четыре дня, в декабре 1919 года американец и англичанин вернулись.

Более продолжительное время вопросами перебазирования эскадрильи занимались ее пилоты - сначала в течение двух недель, включая рождественские праздники, Крауфорд и Шресбери, а затем с 7 января 1920 года - Рорисон и Нобл. Результаты оказались крайне неутешительными. «Джентльмены удачи» сразу же обнаружили, вспоминал Муррей, что население Каменца испытывало откровенно враждебное, пускай и сдерживаемое отношение к польским офицерам и солдатам, которые скрыто концентрировались здесь. Вскоре эти настроения начали перерастать в открытые выступления против петлюровских властей и их польских покровителей. Вернувшись во Львов, Рорисон и Нобл докладывали, что Каменец-Подольский фактически охвачен всеобщим восстанием. На улицах периодически вспыхивают перестрелки. Создание аэродрома здесь исключено до тех пор, пока наземные войска не подавят выступления и не установят надежный вооруженный контроль над городом. Несмотря на все более активное откровенное вмешательство поляков, украинские буржуазно-националистические силы оказались слишком уж ненадежным прикрытием для создания аванпоста американской агрессии. Аэродром было решено расположить вблизи ударной военной базы поляков, расположенной в Тернополе.

С течением времени все яснее выявлялись подлинные цели интервенционистских акций. В декабре 1919 года эскадрилью посетил прибывший из-за океана полковник Бенджамин Кастл. Этот представитель крупного нью-йоркского банковского дома испытывал собственные серьезные проблемы в попытках наладить банковские дела в Восточной Польше. Главным врагом «нормальных» финансовых операций на западноукраинских землях провозглашалось сильное советское влияние. Суть же дела была в том, что искателям приключений в украинском небе еще раз недвусмысленно напомнили: за агрессией против России стоят разбогатевшие в годы мировой войны финансисты. Они сумеют предоставить в распоряжение эскадрильи все необходимое, а «джентльменов удачи» ожидает щедрое вознаграждение. (Как видим, и в этом мало что изменилось за прошедшие сто лет). Так вступал в действие главный источник того самого «перерасчета», на который рассчитывали американские воздушные наемники и который с лихвой компенсировал низкий курс и неустойчивость польской валюты.

Примерно в тот же период Фаунтлерой запросил помощи в США. «Мы нуждаемся в двенадцати пилотах-энтузиастах, хороших летчиках, джентльменах », - телеграфировали из Львова. Далее, сообщая об условиях оплаты за участие в воздушном разбое, Фаунтлерой пояснял: «Предпочтительны пилоты-разведчики. Можем предложить лишь лейтенантские должности. Способен ли Американский клуб воздухоплавателей оказать помощь?».

В самом деле, воздушная разведка приобретала особое значение в подготовке агрессии. Самолеты летали не только в направлении Киева, где планировалось нанесение главного удара, но и южнее. В одном из первых сообщений Ассошиэйтед Пресс о боевых действиях американской эскадрильи, напечатанных газетами США, рассказывалось об «успехе поляков на южном фронте в Подолии», о «захвате поляками Бара к северо-востоку от Каменец-Подольского». Далее шло официальное коммюнике военного министерства Польши 2 апреля 1920 года, которое было основано на данных, полученных американскими авиаторами, «наблюдавших на подольском фронте интенсивную переброску свежих красных войск. Последние слова - в русле пропагандистской подготовки агрессии. Следующая фраза уже достаточно точно характеризовала смысл деятельности летчиков США: «Ссылка в коммюнике на операции в воздухе имеет в виду, что в боях принимает участие эскадрилья имени Костюшко, под командованием майора Цедрика Фаунтлероя. Эта эскадрилья состоит из американцев, которые воевали во Франции, а после войны стали солдатами удачи в Польше».



Активная воздушная разведка южного направления будущей агрессии и дальше, в сторону Одессы представлялась особенно важной, так как поляки, во-первых, опасались ударов с флангов и, во-вторых, рассчитывали, закрепившись на Днепре, повернуть на юг и встретиться в Причерноморье с десантом держав-интервентов, а также белогвардейскими армиями Врангеля. Эти три группировки должны были составить мощный кулак всеобщего наступления на красную Москву.

Боевые задачи, ставившиеся перед американскими военными летчиками, определялись начавшимся в начале весны 1920 года «выпрямлением» фронта, захватом удобных плацдармов для развертывания «большой войны». Уже 5 марта польские агрессоры захватили важные железнодорожные узлы Мозырь и Калинковичи в Белоруссии, разорвав коммуникации между Западным и Юго-Западным фронтами. В тот же период времени авиаторы из США подвергли бомбардировке советские части в районе города Бар. Сразу же активизировалось наступление на Украине.

В этих сложных условиях Москва не прекращала поисков мира. 6 марта нарком иностранных дел РСФСР Г.В. Чичерин направил ноту в МИД Польши, в которой выражалось сожаление нашей страны об отказе Польши начать мирные переговоры, и сообщалось о том, что Российское и Украинское Правительства вынуждены теперь принять все необходимые меры для защиты украинской территории против ничем не оправдываемого польского нападения.

11 марта 1920 года американские летчики перебазировались поближе к линии фронта в Микулинце (южнее Тернополя). В этот же день, как отмечают историки авиаэскадрильи США, в Варшаве возобновились официальные переговоры с представителями властей Украинской Народной Республики (УНР), потерпевшей поражение в борьбе против Советской власти на Украине. Те же авторы обращают внимание, что мотивом, по которым Пилсудский привечал Петлюру, была отчаянная нужда заполучить хотя бы одного активного союзника для возобновляемой военной кампании. Ее главным объектом становилась Украина. Польское правительство активизировало курс на развертывание антисоветской войны. В конце марта американская авиаэскадрилья, побывав в окрестностях Ровно, перебазировалась в Полонное, городок, расположенный в непосредственной близости от линии фронта. Сюда же прибывали и другие западные эмиссары. Один из руководителей американской миссии Красного Креста майор Холмс разъяснял авиаторам маршрут предстоящего наступления. После этого, во время рекогносцировочного полета над Житомиром и Бердичевом, американские летчики обстреливали мирных жителей, населенные пункты, где не было никаких военных объектов. В принципе это мало отличалось от поведения уже в наше время американских вертолетчиков в Югославии, Ираке и других странах, куда США «принесли демократию».

Через два дня после прибытия в Полонное американские воздушные наемники получили задание нанести удар по находившемуся вблизи железнодорожной станции Чуднов штабу дивизии Красной Армии и мосту через реку Тетерев. Польские войска еще не приступили к широкомасштабным боевым действиям, а американские военные летчики уже действовали. И вновь сложно уйти от аналогий с событиями совсем недавнего прошлого.

Налет на Чуднов осуществляла пятерка летчиков, которую возглавлял Фаунтлер. «Один за другим, - захлебываясь от восторга, сообщал Муррей, - самолеты с ревом устремлялись вниз, сея смерть и разрушения». «Командование, - рассказывает он далее, - было в восторге от успеха атаки».



Этот налет, совершенный летчиками из США, должен был предварять наземные действия польской армии по захвату города и железнодорожной станции. Но поляки так и не сумели овладеть Чудновом, так как бомбардировка не оказала желаемого воздействия на боевой дух малочисленных советских частей.

Совместные действия американской военной авиации и польских войск на Чуднов повторялись еще не раз. Однако эти удары были лишь подготовкой, а не началом наступления на Киев, которое тщательным образом готовилось. Американские пилоты осуществляли интенсивный облет местности на направлении будущих ударов. Однако разведывательные акции не могли удовлетворить жаждавших крови и острых ощущений, веривших в собственную безнаказанность, заокеанских летчиков. Пилоты эскадрильи проводили атаки позиции Красной Армии, но еще чаще уничтожали мирное население. Тот же Муррей свидетельствует, что они постоянно летали над советской территорией, имея одну-две бомбы и полный боекомплект для пулеметов. Объектами их атак был все тот же Чуднов, позже - Житомир, Радомышль, а затем пришла очередь и Киева.

19 апреля в первый раз над Киевом пролетел американский самолет, который сбросил бомбы. В результате были убиты 10 человек и ранены 14. Среди убитых была женщина и двое детей. В то время советским властям еще не было известно, что налеты на мирные украинские города и села производили американцы.

Сегодня об этом, не смущаясь, рассказывают американские исследователи. Например, Н. Дэвис, который обращает внимание на особую роль польско-советской войны в развитии военной авиации. Он подчеркивает, что превосходство в воздухе стало одной из причин, давшей возможность польским войскам избежать опасных для них столкновений с нашей армией.



Особо показательны действия 7-й (имени Костюшко) эскадрильи. Канун «похода Пилсудского на Киев» характеризовался лихорадочной активностью американских летчиков. 7-я эскадрилья уточняла позиции, которые занимали немногочисленные части Красной Армии, противостоящие польскому вторжению. Впрочем, это давалось нелегко. Декада перед 25 апреля - днем начала нападения на Украину - время аварий и нараставших сложностей. Чтобы привести эскадрилью в порядок, 23 апреля было объявлено свободным от полетов днем. С началом наступления резко возросла роль авиации. Имевшие серьезный боевой опыт операций на Западном фронте, новейшую на то время военную технику и неограниченные возможности ее пополнения, американские летчики стали наиболее сильным и активным подразделением авиации поляков. И это постоянно учитывалось командованием. В его распоряжении, помимо американской, находились еще две истребительные и одна бомбардировочная эскадрильи. Последняя вскоре была также подчинена американцам. При неизменной поддержке влиятельных миссий США, которые находились на Украине весной и летом 1920 года, американские летчики действовали в ряде случаев автономно, не особенно считаясь с войсковой субординацией.

Продолжение следует.

Источники:
Кузьмин Н. Крушение последнего похода Антанты. М.: Государственное издательство политической литературы, 1958. С.42-76
Иванов Ю. Очерки истории советско-польских отношений 1917-1945 гг. // Наш современник.2003 №10. С.38-46
Шестаков В. Как американцы Украину бомбили. //Набат №11 (166) от 30 марта 2007 года.
Темиров Ю., Донец А. Американцы в советско-польской войне //Энциклопедия заблуждений. М.:Эксмо; СКИФ, 2004. С.6-9
Симоненко Р. Американские летчики на Украине. // ВИЖ. 1993. №2. С. 46-49.
Мельтюхов М. Советско-польские войны. Военно-политическое противостояние 1918-1939 гг. М.: Вече, 2001. С.30-48
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    19 апреля 2016 06:20
    Стремление засунуть длинный нос куда не надо всегда отличало "предприимчивых" янки.
    1. +2
      19 апреля 2016 09:05
      Тогда они ещё учились...
      1. +2
        19 апреля 2016 15:10
        Вот , те и тогдашние.


        Хочется сказать "спасибо" автору. А ещё хочется, что бы вся эта история оказалась дурацкой девятнадцатиапрельской шуткой.
        Но сразу как-то верится и в подлость пилдсудчиков и в некомпетентность наших тогдашних властей и повторение в новом качестве старых событий.
    2. +2
      19 апреля 2016 10:38
      Как были уродами... Так ими и остались...
  2. +6
    19 апреля 2016 06:48
    Как мало изменилось в политике США за сто лет.

    Эмблема эскадрильи мне знакома по моделям, которые клеил в советские времена. Но уж никак не мог подумать, что тогда поляки издавали модели самолетов советско-польской войны. Казалось бы дружба на веки, соцлагерь, а чувство гордости за то, что погнали Тухачевского из-под Варшавы у них не проходило. И никакие "пролетарии всех стран объединяйтесь" гордым полякам не мешали оставаться все теми же надменными и самолюбивыми шляхтичами. Для меня эта эмблема сейчас оказалась откровением.
  3. +5
    19 апреля 2016 07:25
    Готовясь к военной кампании, польское командование стремилось сберечь американских летчиков....Польская "забота" об америкосах и сейчас никуда не делась..
  4. +5
    19 апреля 2016 07:34
    Америка она и есть Америка. Ничего личного, только бизнес!
  5. 0
    19 апреля 2016 20:15
    И.Бабель в "Конармии" описывает неравный геройский бой-самоубийство(ведь его подчинённые, будучи казаками прошедшими первую мировую и гражданскую ,заслышав аэропланы, укрылись у зданий и под деревьями) ,на память, комбрига кав.бригады и его двух подчинённых вооружённых двумя пулемётами с тремя американскими самолётами(автор упоминает, что они частично бронированные),в результате американцы, уклонившись от очередей, безнаказанно расстреляли всех троих, комбриг убит тремя пулями в лицо(автор участвовал в похоронах).

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»