Самая крупная победа советских подводников

38
Самая крупная победа советских подводников


16 апреля 1945 года подводная лодка Л-3 потопила нацистский транспорт «Гойя»

Подводная война как составная часть Второй мировой на всем своем протяжении отличалась небывалым трагизмом — едва ли не большим, чем тот, что сопровождал все происходившее на суше. И надо отметить, что прежде всего вина за это лежит на немецких подводниках — «волках Деница». Понятно, что огульно обвинять в нарушении всех и всяческих конвенций всех без исключения подводников нацистской Германии было бы неверно. Но так же неверно и забывать о том, что именно они развязали неограниченную подводную войну. А коли развязали, то, стало быть, должны нести и ответственность за ее последствия — и за тяжесть возмездия, которое было неизбежным.

Увы, платить по счетам пришлось не только немецким военным морякам, но всему народу Германии. Именно так — как трагическое следствие действий германских вооруженных сил — и нужно рассматривать события, разыгравшиеся на Балтике в последние месяцы войны. Именно в это время советские подводники одержали три крупнейшие победы в Великой Отечественной, и они же стали крупнейшими трагедиями для немецких кораблей той эпохи. 30 января подлодка С-13 под командованием капитана 3-го ранга Александра Маринеско потопила лайнер «Вильгельм Густлофф» водоизмещением 25 484 брутто-регистровых тонны (вместе с ним погибли, по официальным данным, 5348 человек, по неофициальным, свыше 9000). Через неполные две недели та же С-13 потопила лайнер «Штойбен» водоизмещением 14 690 брутто-регистровых тонн (число погибших, по разным данным, от 1100 до 4200 человек). А 16 апреля 1945 года подводная лодка Л-3 «Фрунзевец» под командованием капитан-лейтенанта Владимира Коновалова потопила транспорт «Гойя» водоизмещением 5230 брутто-регистровых тонн.

В результате этой атаки вместе с транспортом, который утонул всего через семь минут после попадания первой из двух торпед, погибли около 7000 человек. В актуальном на сегодняшний день списке крупнейших морских катастроф гибель «Гойи» стоит на первом месте по числу погибших, почти в пять раз превосходя по этому показателю легендарный «Титаник». И всего лишь в полтора раза — советский госпитальный корабль «Армения»: на борту этого судна, потопленного 7 ноября 1941 года фашистской авиацией, погибли около 5000 человек, в подавляющем большинстве раненые и медработники.

Атака «Гойи» стала кульминационным моментом последнего, восьмого похода подлодки Л-3 «Фрунзевец» в годы Великой Отечественной войны. В него она отправилась 23 марта из финского порта Турку, где советские подводные лодки из состава бригады подлодок Краснознаменного Балтийского флота базировались с сентября 1944-го. К этому времени она уже считалась самой результативной среди советских субмарин по общему числу потопленных кораблей: к концу февраля 1945-го их счет у Л-3 перевалил за два десятка. Правда, большинство из них были потоплены не торпедами, а выставленными минами: лодка была подводным минным заградителем. Тем не менее в счет шли все победы, и Л-3, на которой за время войны сменился второй командир (первый, капитан 3-го ранга Петр Грищенко, в конце февраля 1943-го ушел на повышение, передав командование своему помощнику Владимиру Коновалову, служившему на лодке с 1940 года), уверенно выбилась в лидеры по числу потопленных судов.


Члены экипажа Л-3 вместе с командиром Петром Грищенко. Фото: Wikipedia.org

В восьмой поход лодка отправилась в район Данцигской бухты: операция немецкого флота «Ганнибал», целью которой была спешная эвакуация немецких войск и беженцев из Восточной Пруссии и с оккупированных земель Польши, куда уже вошли войска Красной Армии, была в разгаре. Ее не смогли прервать даже такие катастрофические потери, как потопление С-13 транспортов «Вильгельм Густлофф» и «Штойбен». И, несмотря на то, что обстоятельства их гибели прямо указывали на опасность использования для эвакуации мирного населения судов в камуфлированной окраске, идущих в сопровождении боевых кораблей, транспорт «Гойя» вышел в свой пятый и последний поход в рамках «Ганнибала» именно в таком формате. И практически сразу попал в поле зрения Л-3, не первый день подстерегавшей суда на северных подходах к Данцигской бухте. Предыдущие попытки атаковать конвои, шедшие оттуда, не увенчались успехом по разным причинам, и потому, когда в вечерних сумерках показался транспорт «Гойя» в сопровождении двух сторожевиков, командир лодки отдал команду атаковать конвой. Лодка пошла вдогонку за целью в надводном положении, поскольку подводная скорость не позволяла ей догнать транспорт, и незадолго до полуночи выпустила по нему две торпеды с расстояния в 8 кабельтовых (чуть менее полутора километров). Через 70 секунд на борту лодки увидели два мощных взрыва: обе торпеды попали в цель. Через семь минут транспорт «Гойя», расколовшись в месте попадания торпед, пошел на дно. Спастись удалось в общей сложности 183 пассажирам и членам экипажа — их подобрали другие суда.

Советская субмарина ушла с места атаки беспрепятственно: шокированные трагедией, команды сторожевиков поспешили на помощь немногим уцелевшим, а пяток глубинных бомб сбросили явно для острастки, вдалеке от Л-3. По пути на базу подлодка еще несколько раз атаковала вражеские конвои, но результата эти атаки не принесли. 25 апреля «Фрунзевец» вернулся на базу и больше в боевые походы не выходил. Через месяц после Победы, 8 июля 1945 года командиру лодки гвардии капитану 3-го ранга Владимиру Коновалову присвоили звание Героя Советского Союза «за образцовое выполнение боевых заданий командования, личное мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками». И на Балтике, и за ее пределами хорошо понимали, что командир лодки давно заслужил это звание, но поскольку он командовал субмариной только с 1943 года, приняв под свою руку уже гвардейский корабль (звание присвоено лодке 1 марта того же года), главным фактором стало потопление «Гойи».

В послевоенных исследованиях зарубежных специалистов, да и в отечественной исторической литературе последних двух десятилетий было модно называть гибель таких гигантов, как «Гойя», «Вильгельм Густлофф» и «Штойбен», не иначе, как преступлениями советских подводников. При этом авторы подобных утверждений напрочь забывали, что потопленные суда ни при каком старании нельзя было считать госпитальными или гражданскими. Все они шли в составе военных конвоев и имели на борту военнослужащих вермахта и кригсмарине, все имели военную камуфляжную окраску и бортовое зенитное вооружение и не имели нанесенного красного креста ни на борту, ни на палубе. И, стало быть, все три были законной целью для подводников любой страны антигитлеровской коалиции.

К тому же нужно понимать, что с борта подводной лодки любое судно, если только оно не имеет заметных при любых условиях обозначений госпитального и не идет в одиночестве, выглядит как вражеский корабль и рассматривается как законная цель. А о том, что на борту «Гойи», который до начала участия в операции «Ганнибал» служил мишенью для учебных торпед «волков Деница», находятся не только военные, но и беженцы, командир Л-3 мог только догадываться. Мог — но не был обязан. А потому, рассмотрев крупный транспорт под конвоем двух сторожевиков, логичным образом предположил, что судно военное и является законной целью.

… Сегодня рубка подлодки Л-3 занимает почетное место в экспозиции Парка Победы на Поклонной горе в Москве. Сюда ее перевезли из Лиепаи, где она до начала 1990-х стояла у здания штаба 22-й бригады подводных лодок. Появилась она там в начале 1970-х, когда легендарный «Фрунзевец» закончил свою военную службу, пройдя все обычные для дизель-электрической подлодки стадии: действительная военная в качестве боевого корабля до 1953 года, потом — переклассификация в учебную и служба в этом качестве до 1956 года, затем — разоружение и служба в роли учебной станции по борьбе за живучесть и, наконец, исключение 15 февраля 1971 года из списков флота для разделки на металл. Корабль на четыре года пережил своего знаменитого командира: Владимир Коновалов умер в 1967 году, дослужившись до звания контр-адмирала и поста замначальника кузницы кадров русских подводников — Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола. И надо думать, его рассказы о военной службе и одержанных победах уверили в справедливости выбранной стези не один десяток курсантов-подводников.
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +30
    17 апреля 2016 06:41
    Германия не испытали и малой части того кошмара, в который она ввергла Европу. И когда дежурные плакальщики начинают стенать о страданиях немецкого народа, так и хочется не опровергать это, а просто сказать: "Мало".
    1. +22
      17 апреля 2016 12:55
      РУССКАЯ МАТЬ МАРИЯ ФРОЛОВА ПОЛОЖИЛА НА АЛТАРЬ НАШЕЙ СЛАВЯНСКОЙ ПОБЕДЫ 8 СВОИХ СЫНОВЕЙ!!! О КАКИХ ТАМ ПОГИБШИХ НА 3 КОРАБЛЯХ НЕМЦАХ МЫ ДОЛЖНЫ СОЖАЛЕТЬ???!!!
      Сказано в Библии: "Посеявший ветер пожнет бурю".
      Немцы купились на сладостные посулы американских жыдомасонских кланов, спонсировавших Гитлера с 1922 года и приведших в итоге его к власти к власти в 1933 году. Привели они его к власти для того, чтобы сделать с Россией то, что им не получилось сделать с 1917 по 1925 годы, когда Россией стала упралять жидомасонская (бланко-бронштейновская) хунта, свергнуталя Сталиным в 1925-1926. Цель Гитлера - полное уничтожение Руси как исторического, территориально-этнического государственного образования восточных славян, использование территории и природных ресурсов для нужд немецкой нации и, естественно, поделится трофеями с "заокеанскими патронами" из США. Вот для чего они пришли сюда и творили геноцид нашего народа.
      Потом, когда война пришла к ним в дом, они не испытали и сотой доли тех страданий, которые выпали на долю восточных славян. Разве славянский солдат спалил вместе с людьми хоть одну деревню в Восточной Пруссии или Германии? Или загнал 20 млн. немцев в концлагеря наподобие Аушвица или Дахау? Нет, мы, поступали с немцами гуманно, даже несмотря на крайне жестокий характер нацистских преступлений против нашего народа. Что же касается 25 тыс. погибших людей на "Густлове", "Штойбене" и "Гойе", то по христиански их жалко, поскольку 90 % это были гражданские люди, пусть даже в свое время они приветствовали Гитлера и его идеи. Но в гибели своих людей командование Крингсмарине виновато само - все эти "посудины" не могли считаться гражданскими судами в соответствии с международным законодетельством о мореплавания - они шли в конвойном ордере, в том числе используя противолодочные маневры, шли не обозначенные как положено для гражданских судов. Более того, если бы немцы соблюли для этих "корыт" нормы медунородного мореплавания, то наши подводники не стали бы топить заведомо гражданские пассажирские суда, даже если бы понимали, что на их борту могут быть не только гражданские лица но и военые. А так, наши подводники сдалали то, что их обязывал военный устав и воински долг - открыли огонь по кораблям, которые по всем классифицирующим признакам относились к военным транспортам. В ГИБЕЛИ СВОИХ СОГРАЖДАН НЕМЕЦКИЕ ВОЕННЫЕ ВЛАСТИ ВИНОВАТЫ САМИ!!!
      1. -7
        17 апреля 2016 16:35
        Эк тебя, почтенный, колбасит! Не надо перемешивать квадратное с зеленым.
    2. +1
      18 апреля 2016 22:56
      Мочить всех новоявленных фашистов !
      В том числе и фашингтонских !
  2. +15
    17 апреля 2016 06:49
    … Сегодня рубка подлодки Л-3 занимает почетное место в экспозиции Парка Победы на Поклонной горе в Москве.

    Считаю, что копии Л-3, С-13 и других лодок надо поставить у немцев, напротив окна меркелихи. Чтобы каждое утро, выглянув в окно, задергивала штору и в голову больше не лезли дурные мысли, в отношении России! laughing
  3. itr
    +7
    17 апреля 2016 06:53
    камуфляж на корабле хороший я не сразу понял че на фото
  4. kig
    +16
    17 апреля 2016 07:14
    «Тритон Ноль» или «приказ Лакония» — приказ, отданный командующим подводными силами ВМФ Германии Карлом Дёницем 17 сентября 1942 года командирам всех подводных лодок. Приказ запрещал оказывать помощь пассажирам и экипажу потопленных подводной лодкой судов.

    До 1942 года подводные лодки ВМФ Германии после атаки судов противника предпринимали меры помощи спасшимся, что считалось необходимым согласно правилам ведения войны (хотя, разумеется, это делалось не всегда). 12 сентября 1942 года подводная лодка U-156, атаковав и потопив судно «Лакония», оказала помощь выжившим членам экипажа и пассажирам (на борту Лаконии находилось около 2000 итальянских пленных, т.е. союзников Германии). Во время спасательной операции, в которой участвовали ещё три подлодки и два корабля (германского и итальянского флотов), лодки, имеющие на борту несколько сотен спасённых и ведущие на буксире шлюпки, были атакованы самолётами ВВС США. При их появлении над рубкой ПЛ был поднят большой (2х2 метра) флаг Красного Креста. Пилоты были в курсе происходящего, но выполнили приказ командования. В результате атаки U-156 была серьёзно повреждена, а одна из шлюпок со спасёнными была уничтожена прямым попаданием бомбы.

    На следующий день после повреждения U-156, то есть 17 сентября, узнавший о событиях адмирал Дёниц, командующий подводными силами ВМФ Германии, издал приказ:

    Запрещается предпринимать любые попытки к спасению команд потопленных кораблей и судов, то есть вылавливать тонущих, передавать их на спасательные шлюпки, возвращать в нормальное положение перевернутые шлюпки, снабжать пострадавших провизией и водой. Спасение противоречит самому первому правилу ведения войны на море, требующему уничтожения судов противника и их команд.
    Приказы о захвате капитанов и главных механиков остаются в силе.
    Спасать людей только при наличии у них важной информации для лодки.
    Будьте непреклонны. Помните — враг не вспоминает о женщинах и детях, когда бомбит германские города.

    В 1946 году в Нюрнберге английский обвинитель попытался охарактеризовать приказ как зверский, требующий от командиров подводных лодок преднамеренно уничтожать спасшиеся экипажи и пассажиров. Но Международный военный трибунал не согласился с такой трактовкой, и в приговоре по данному обвинению было сказано: «Трибунал придерживается мнения, что доказательства не устанавливают с несомненностью, требуемой в данном случае, того факта, что Дёниц намеренно приказал убивать людей, спасшихся с потопленных судов».
    1. +9
      17 апреля 2016 07:35
      Маринеско лодки XXI-й серии оставил своей атакой без экипажей. Новейшие на тот момент, и способные изменить ход войны прервав сообщение в Атлантике.
      Ее исход стал предопределен только после поражения немцев в Венгрии.
  5. +17
    17 апреля 2016 07:31
    В послевоенных исследованиях зарубежных специалистов, да и в отечественной исторической литературе последних двух десятилетий было модно называть гибель таких гигантов, как «Гойя», «Вильгельм Густлофф» и «Штойбен», не иначе, как преступлениями советских подводников....Ну,да мы преступники, а немцы жертвы...Ах, простите нас немцы за «Гойю», «Вильгельм Густлофф» и «Штойбен», за взятие Берлина...за разгром нацизма...
  6. -1
    17 апреля 2016 07:32
    Есть в интернете более подробное описание обстоятельств потопления "Гойи"?
    1. 0
      17 апреля 2016 18:52
      запрос в поисковик писать не пробовали?
  7. +9
    17 апреля 2016 07:44
    За фашистские злодеяния на территории СССР надо было бы еще интенсивнее топить и уничтожать фашистское отребье. Заметьте никто из фашистов, "добропорядочных немцев" не сдавались массово Красной Армии даже в конце войны. Вот как сильна была идеология фашистов о своем превосходстве над другими народами и право уничтожать русских. Честь имею.
  8. +5
    17 апреля 2016 08:03
    Цитата: itr
    камуфляж на корабле хороший я не сразу понял че на фото

    Деформирующий камуфляж. Одно время был очень популярен.
    Но лучше слияния с окружающей поверхностью ничего не придумано. Даже при ясной погоде, наши корабли на расстоянии 7-10 километров сливаются с горизонтом, а в темноте и тумане их можно вообще сначала услышать.
  9. +2
    17 апреля 2016 08:38

    В послевоенных исследованиях зарубежных специалистов, да и в отечественной исторической литературе последних двух десятилетий было модно называть гибель таких гигантов, как «Гойя», «Вильгельм Густлофф» и «Штойбен», не иначе, как преступлениями советских подводников.
    Как наши так преступники а как их (проклятые солдаты) так «действовал в обстановке срочной необходимости, требующей принятия этически неоднозначных решений»
  10. +6
    17 апреля 2016 09:28
    Коновалов был очень опытный подводник.
    Коновалов Владимир(Вульф) Константинович - командир гвардейской подводной лодки (ПЛ) "Л-3" бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота, гвардии капитан 3-го ранга.
    Родился 5 декабря 1911 года в селе Надёжное ныне Гуляйпольского района Запорожской области Украины. Еврей. В 1932 году окончил 3 курса вечернего рабфака при Донецком горном институте.В Военно-Морском Флоте с 1932 года. В 1936 году окончил Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе (Ленинград).
    18 марта 1943 года В.К. Коновалов назначен командиром ПЛ "Л-3". Весь 1943 год корабль находился в ремонте. До октября 1944 года экипаж готовил материальную часть к выходу в море, проводил боевую подготовку.В октябре 1944 года, после ремонта гвардейская подлодка, в числе первых, вышла для действий в южной части Балтийского моря, и под командованием гвардии капитана 3-го ранга Коновалова В.Н. совершила 3 боевых похода в кампаниях 1944-1945 годов, провела в море 92 суток. На подходах к базам противника и на его морских сообщениях было выставлено 50 мин. После минных постановок командир действовал активно, смело и решительно торпедами атаковал корабли и суда врага, выполнил 11 торпедных атак и израсходовав 32 торпеды. Данными противника подтверждается потопление 2-х транспортов и 1-го мотобота торпедным вооружением, а на минах - затонули 1 транспорт и 1 новейший миноносец, а также получил сильные повреждения учебный артиллерийский корабль. Так, 17 апреля 1945 года торпедами минзага был потоплен вражеский транспорт "Гойя", водоизмещением 5230 брутто тонн, на котором находилось около 7000 военнослужащих и беженцев.
    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования, личное мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии капитану 3-го ранга Коновалову Владимиру Константиновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
  11. +1
    17 апреля 2016 09:39
    Всё понимаю.
    И почему западники воют, что наши подводники топили женщин и детей.
    И почему горе-специалисты пытаются доказать, что наши подводники ни в кого не попали, только неохраняемые и то раз через десять...
    И даже почему во всех бедах виноваты именно русские...

    Одно не могу понять, зачем применять чрезмерные эпитеты - "самая", "первый"...
    Недавно была тема про А.И. Маринеско - сгорела, и что теперь он не "самый лучший подводник"?
    Теперь Коновалов "самый" или Грищенко, воспитавший "самый лучший экипаж"?

    ГЕРОИ ДЕЛАЛИ ПОБЕДУ!!!
    И нечего расставлять их по каким-то местам.
    1. 0
      17 апреля 2016 12:20
      Цитата: Сергей С.
      Недавно была тема про А.И. Маринеско - сгорела

      Что имеется в виду под словом "сгорела", из неё удалили комментарии, или что то другое ?
      1. +3
        17 апреля 2016 12:51
        Название "рассказ о преступных деяниях советского подводника А.И. Маринеско..."
        Обсуждали Поход и личность Маринеско.
        Неприличным было только название. но оно полностью отражало сущность момента в мировом масштабе.
        Теперь тема не обнаруживается...

        Если это что-то типа цензуры - то неправильно вдвойне: пусть забугорные у.ро.ды знают, что мы не боимся этих как бы острых тем, и пусть наши внутренние у.ро.ды знают, что им спуска не будет.

        Обсуждать мы должны любые темы, даже самые больные, - в этом сила сегодняшней России, важно, как это делать и, наконец-то, добиться и в информационной войне долгожданной ПОБЕДЫ.
    2. Комментарий был удален.
    3. kig
      +6
      17 апреля 2016 14:54
      Вообще-то наш подводный флот в целом за годы войны действительно показал не самую высокую эффективность. На эту тему есть много исследований разной степени предвзятости и непредвзятости, но цифры, которые в этих исследованиях приводятся, никуда не денешь. В боевых действиях участвовало 170 лодок, из них погибло 81, потоплено судов и кораблей 126. Обычно принято оценивать ущерб по водоизмещению, но наши лодки действовали в таких районах, где крупные цели попадались редко. Так что считаем по штукам.
      1. -4
        17 апреля 2016 21:54
        Цитата: kig
        Так что считаем по штукам.

        Нельзя считать за "одну штуку" потопленный "Густов", и не потопленный военный корабль при всё военным снаряжении его охраняющий. Потому что капитан ПЛ оказался трусом и выбрал себе и своему экипажу ПЛ не правильную цель.
        Выражающейся не там где нужно - корабль охранения пассажирского судна, а само пассажирское судно.
        В противном случае, участие страны на "Нюренбергском процессе" осуждающих других в "бесчеловечности" теряет смысл, если Вы сами уподобились тому, кто был бесчеловечен к Вам или Вашим родственникам.
        Тут конечно может возникнуть вопрос к США и Англии - на сколько они были "человечны" во 2й мировой. Но у Вас то всё равно был приказ от Сталина, о том что "мы освобождаем Германию от фашизма, а не мстим ей, за причинённое нам горе". И такой приказ был всем оглашён до вступления РККА на территорию Германию.
  12. +4
    17 апреля 2016 10:13
    Цитата: FooFighter
    Маринеско лодки XXI-й серии оставил своей атакой без экипажей. Новейшие на тот момент, и способные изменить ход войны прервав сообщение в Атлантике.
    Ее исход стал предопределен только после поражения немцев в Венгрии.


    Тезис 1. Прерывание сообщения в Анлантике способно изменить ход войны. Из этого следует, что:
    а) определяющее влияние на ход войны в Европе оказывали поставки из США.
    б) если Германия закроет поставки, то прекратит поражения и начнет побеждать.

    Если в 2-х словах, то Германию победили США, а Россия... так, где-то подсобила слегка...

    Тезис 2. Исход войны стал предопределен только после поражения немцев в Венгрии. Из этого следует, что:
    а) Исход войны был определен по результатам боев на суше, а никак не в Атлантике.
    б) Вопрос "кто-кого" был решен в течение ноября-февраля 1944-45 года войсками СССР.

    Если в 2-х словах, то Германию победила Россия.

    Ну и как эти тезисы совместить?

    А совмещать ничего не надо, как и писать ерунду. Новейшие немецкие лодки могли только усложнить проводку конвоев, но не более того.

    И "кто-кого" было решено не в Венгрии, а под Москвой, Сталинградом и Курском. Именно поэтому союзниками 2-й фронт был открыт в июне 1944 (ДО Венгрии), поскольку дальше можно было к победе и опоздать...
    1. +2
      17 апреля 2016 20:13
      Эти ПЛ прервали бы сообщение через Атлантику чуть менее чем полностью, и немцы смогли бы в отсутствие этих поставок англоамериканским армиям удержаться на Рейне на Западе. Возможно даже удержать Рур.
      Если бы не стойкость советских войск в Венгрии то немцы отбросили бы их за Дунай и потом стабилизировали Восточный фронт по нему. Севернее они оборонялись по Одеру или по горам.
      Контрудар в Венгрии был нужен немцам для того чтобы выиграть время для чего то... этим "чего то" было завершение работ по урановой бомбе, причем их массовый выпуск из-за наличия месторождений урана в Железнорудных Горах был возможен и предполагался сразу же.
  13. +3
    17 апреля 2016 10:41
    К этому времени она уже считалась самой результативной среди советских субмарин по общему числу потопленных кораблей: к концу февраля 1945-го их счет у Л-3 перевалил за два десятка.
    Насчет "самой результативной", я соглашусь, но вот "более 20-ти" потопленных кораблей и судов противника - это спорно. Вот мои данные, если кто сможет, подправьте:
    Потопила 8 кораблей и судов противника:
    1. Транспорт «Ц.Ф.Лильевальх» (Швеция, 1920) 18.08.42 (10000 т., 5513 брт,)(от торпед)(груз- руда)(+33)
    2. парусно-моторная шхуна «Вальтер» (Германия) 18.08.42 (177 брт)(на минах)
    3. Парусно-моторная шхуна «Ф. Бомке» (Германия, бывш. Голландская «Флидервейн 2») 25.09.42 (210 брт) (на минах)(В 1943 г. поднята и введена в строй)
    4. Транспорт «Гинденбург» (Германия) 19.11.42 (7880 брт)(на минах)(+15)
    5. Транспорт «Грундзее» (Германия) 6.02.43 (866 брт)(на минах)
    6. Миноносец «Т-34» (Германия, 1943) 20.11.44 (1294/1754 т., 102,5х10х3,25 м., 32000 л.с., 33 уз., 4х1- 105 мм, 2х2- 37 мм, 1х4 и 4х1- 20 мм, 2х3- 533 мм ТА)(возможно на британской авиационной донной мине)(+67)
    7. Транспорт «Генри Лютгенс» (Германия) 30.01.45 (1411 брт)(на мине)(+9)
    8. Плавбаза «Гойя» (Германия) 17.04.45(5230 брт)(погибло от 6220 до 7028 чел.)(попадание 2 торпед)
    Возможно на минах, выставленных лодкой затонули: шведский танкер «Уно» (430 брт) 22.11.41, транспорт «Эгерау» (1142 брт) транспорт «Тристан» (1765 брт) 5.02.43.
    Цифры в скобках после плюса- количество погибших.
  14. PPD
    +1
    17 апреля 2016 11:05
    Данные не проверял, но честное слово Это по уму надо бы в самой статье писать автору.
    А не в комментариях. Порой в комментариях информации больше, чем в самой статье.
  15. -1
    17 апреля 2016 12:59
    Я не могу понять, как так получилось, что на бывшем пассажирском судне "Вильгельм Густлофф" водоизмещением 25 тыс.тонн немецкие историки в момент потопления насчитывают около 6000 человек, а на бывшем грузовом судне "Гойя" водоизмещением в пять раз меньше - около 7000 человек?

    При этом точно известно, что до потопления в апреле 1945 года "Гойя" успела совершить четыре рейса, в ходе которых было эвакуировано 19 785 человек (в среднем около 5000 человек за рейс).

    1. +1
      17 апреля 2016 23:41
      3 мая 1945 года в Балтийском море британская авиация потопила немецкое пассажирское судно "Кап Аркона" имевшее на своем борту 475 членов судовой команды и 4500 узников концлагерей, из которых удалось спастись 350 человек.

      Судно "Кап Аркона" было потоплено днем в гавани Любека. Британские самолеты провели топ-мачтовое бомбометание напалмовыми бомбами с высоты 15 метров от уровня открытой верхней палубы судна, на которой находилось множество заключенных в характерной полосатой униформе. Прыгаюших в море людей британские самолеты в бреющем полете расстреливали из пулеметов.

      Судно "Кап Аркона" не входило в состав военно-морского флота и на момент потопления имело бело-черную пассажирскую окраску
  16. +1
    17 апреля 2016 17:47
    В 1982 был на практике в 22-й бригаде ПЛ в ноябре-декабре. Видел эту рубку. А у нас преподавал тактику ПЛ Лисин Сергей Прокофьевич-также Герой Советского Союза.
  17. 0
    17 апреля 2016 19:09
    Почему то вспомнилось про бедный "Курск". Сколько разных версий читал раньше. Конечно, самая популярная - америкашки торпедировали. И удобная для власти. Вроде никто не виноват. А вот случайно попалась интересная статья от 2010 г.
    http://www.novayagazeta.ru/inquests/2187.html
  18. +3
    17 апреля 2016 21:04
    Цитата: FooFighter
    Эти ПЛ прервали бы сообщение через Атлантику чуть менее чем полностью, и немцы смогли бы в отсутствие этих поставок англоамериканским армиям удержаться на Рейне на Западе....
    Контрудар в Венгрии был нужен немцам для того чтобы выиграть время для чего то... этим "чего то" было завершение работ по урановой бомбе, причем их массовый выпуск из-за наличия месторождений урана в Железнорудных Горах был возможен и предполагался сразу же.

    1. Немецкие "электрикботы" оружием были современным и имели очень много новаций. Оборотная сторона современности и новаций - "детские болезни", заметно снижающие эффективность. Для исправления "болячек" требуется время и прозводственная база. Времени уГермании уже не было, а производственная база к весне 1945 скукожилась ОЧЕНЬ заметно.
    2. Почему-то принимается за аксиому, что американцы будут спокойно наблюдать, как новейшие немецкие подлодки топят союзные транспорты. Между тем, опыт предыдущих лет показал, что англоамериканцами была организована (и довольно быстро) эффективная противолодочная служба после чего "волкам Деница" пришлось очень кисло. Т.ч. оснований полагать, что американцы спокойно бы наблюдали, как немцы топят их деньги, нет никаких. Как и то, что о потенциальных возможностях немецких лодок англоамериканцы знали и готовили соответствующее противодействие.
    3. В "Подводной войне Гитлера" Блера мифу о возможности морской блокады Британии посвящена не одна страница. С цифрами, доказывающими, что американцы вводили в строй тоннаж намного быстрее, чем немцы его успевали топить. Опять никакой блокады не получается, хоть тресни.

    Т.ч. никакого перелома в ходе войны немецкие подводники обеспечить не смогли бы. Во-первых, из-за неспособности прекратить трансатлантические конвои. А во-вторых, потому, что судьба войны решалась не на море, а на сухопутье.

    И атомная бомба немцев бы не спасла... Жертв было бы больше, но конечный результат был бы тот же.
    Для примерной оценки возможностей немцев массово производить атомные бомбы автору цитируемого поста рекомендую кратенько пробежаться по технологии изготовления атомной бомбы. Урановой руды может быть хоть завались, но ее в бомбу лопатой не навалишь, нужны некие операции, требующие разработки технологий, энергии, реактивов и т.п. "ерунды".
    Если лень изучать цепочку, то хотя бы возьмите количество атомных бомб у США году этак в 1946. И это у условиях олаженной высокоразвитой промышленности, мирной работы и практически неограниченных ресурсов.
    1. -2
      18 апреля 2016 23:23
      1-2-3 как то неубедил. Эти ПЛ имели качественно новый уровень техники и возможностей. Детских отказов в Ме-262 и V-2 было мало. Они после потопления Густлова просто стояли без экипажей.

      При удержании на рубеже Рейна на западе и Дунай-Одер на востоке - вполне спасла бы.
      США не владели немецкой технологией разделения изотопов, и возили руду из французского Габона.
    2. Комментарий был удален.
  19. -6
    17 апреля 2016 21:20
    То есть да мы убили массу беженцев, женщин и детей. Не специально, но убили. И выводы: так это же круто! Мы молодцы?
    1. -2
      18 апреля 2016 01:39
      Ну так мы ж "победители" да ещё к тому же, отдали своим совсем не "союзникам", чужую землю. И вот только после этого мы имеем "право" как и Сталин кричать на весь мир в месте с Путиным, о том, что это "мы только одни победители", а все остальные "пролили меньше своей, крови чем мы, ради того что бы по итогам 2й мировой" отрезать Польше больший кусок, чем тем кто водружал своё "знамя" над Рейхстагом, снятое в 1983г.
    2. Комментарий был удален.
  20. 0
    17 апреля 2016 21:29
    Не вижу повода для оправданий.Шла жесточайшая война, "красные" убивали "синих" и наоборот.У командира ПЛ не всегда есть возможность определить кто там находится во вражеском корыте, да и времени разбираться нет.Враг есть враг и должен быть уничтожен.
    1. -4
      17 апреля 2016 22:23
      Цитата: KRIG55
      У командира ПЛ не всегда есть возможность определить кто там находится во вражеском корыте, да и времени разбираться нет

      В 2016г есть время разобратся в том, что и в 1945г для капитанов ПЛ,изначально должно было быть ясно то, что Немецкие бабы и их дети (их мужики по всеобщей мобилизации были призваны на фронт) были обузой для 3го Рейха.
      Топили их ?
      Значит и помогали кому то, что б не кормить "лишние" рты, своих врагов!
      Морским путём из Восточной Пруссии были эвакуированы 2 млн 100 тысяч Немцев. Ну что там против этого - полтора, два десятка тысяч Немцев ?
      Немецкая операция по эвакуации была провалена ?
      Сто раз нет, это Вы провалили свою "победу" в Нюренберге со своими союзниками!
      1. +2
        18 апреля 2016 23:40
        Почти все они потом погибли от организованного англичанми голода в западной зоне оккупации (4,5млн). Местным было гораздо проще выжить чем беженцам с Востока.
        В советской зоне оккупации (откуда они бежали) голода не было.
      2. Комментарий был удален.
  21. -1
    18 апреля 2016 00:08
    К вопросу о полигонных условиях торпедной стрельбы подводной лодки С-13 под командованием Александра Маринеско - 30 января 1945 года в районе Готенхофна температура воздуха была минус 10 градусов Цельсия, ветер силой 7 баллов, в море образовалась ледяная шуга, металлические части кораблей и судов покрывались ледяной коркой. Торпедная атака была проведена ночью в 21 час 10 минут.

    Кто-то обещал привести пример полигонной стрельбы в схожих условиях am
    1. -5
      18 апреля 2016 01:55
      Вы сошли с ума как и потерявший рассудок после пьянки капитан А Моринеску.
      Ни кто Вам не обещал тут "полигонных испытаний". Это Вы всё придумали сами для своей "офицерской чести", точь так же как и капитан Моринеску. Которому в 1990г "посмертно" присвоили звание "героя советского союза".
      Ну туда ему и дорога, с этой "посмертной наградой" образца 1990г.
      И ни кто не обещал Вам в этой теме привести " пример полигонной стрельбы в схожих условиях".
      1. +6
        18 апреля 2016 02:27
        Цитата: Капитан Нэмо
        Вы сошли с ума как и потерявший рассудок после пьянки капитан А Моринеску.
        Ни кто Вам не обещал тут "полигонных испытаний". Это Вы всё придумали сами для своей "офицерской чести", точь так же как и капитан Моринеску. Которому в 1990г "посмертно" присвоили звание "героя советского союза".
        Ну туда ему и дорога, с этой "посмертной наградой" образца 1990г.
        И ни кто не обещал Вам в этой теме привести " пример полигонной стрельбы в схожих условиях".

        1. То, что А.И. Маринеско переделал фамилию на славянский лад только подчеркивает привлекательность нашей культуры в 1920-1930-е годы. И не надо ерничать по этому поводу.
        2. Думаю, вы не знакомы с командирами подводных лодок. Иначе так унизительно не было бы написано - "потерявший рассудок после пьянки". Эту тему нет смысла продолжать. Любому порядочному человеку понятно, какова ответственность на командире подводной лодке. тем более на командире успешной подводной лодки.
        3. Не уверен, что Вы намеренно написали "Герой Советского Союза" маленькими буквами. Но хочу заметить, что в виртуальном пространстве много смелых - буквы и электроны все стерпят, а носители морали далеко...
        4. Про дорогу А.И. Маринеско уже разобрались, и оценив его жизненный путь в назидание потомкам, наградили его посмертно высшим званием Родины.
        Это ему уже не было нужным. Но это было сделано в назидание тем, кто не осознавал и не осознает сущности служения Родине и позволяет себе принижать деяния ГЕРОЕВ.
        1. -2
          18 апреля 2016 14:06
          Цитата: Сергей С.
          1. То, что А.И. Маринеско переделал фамилию на славянский лад только подчеркивает привлекательность нашей культуры в 1920-1930-е годы. И не надо ерничать по этому поводу.

          Я об этом не знал, и неи могу понять где я об этом "ёрничал" ?

          2. Думаю, вы не знакомы с командирами подводных лодок.

          Правильно думаете, я не служил в ВМФ. Но у меня есть очень сильное подозрение на то, что некоторые "командиры ПЛ", лучшеб не были их командирами.
          Иначе так унизительно не было бы написано - "потерявший рассудок после пьянки". Эту тему нет смысла продолжать.

          Ну нет желания так не продолжайте.
          Любому порядочному человеку понятно, какова ответственность на командире подводной лодке. тем более на командире успешной подводной лодки.

          А Вы сами то "порядочны" в своих суждениях ?
          Или опять по "офицерской чести" в кусты ?
          3. Не уверен, что Вы намеренно написали "Герой Советского Союза" маленькими буквами

          Нет это было намеренно потому, что он не имеет права носить это звание посмертно после 1990г.
          И я не считаю его "героем".
          Но хочу заметить, что в виртуальном пространстве много смелых - буквы и электроны все стерпят, а носители морали далеко...

          Тут Вы правы, в интернете мы все смелые, но ох как трусливы встретится со своими сослуживцами из числа не офицеров и прапорщиков.
          4. Про дорогу А.И. Маринеско уже разобрались, и оценив его жизненный путь в назидание потомкам, наградили его посмертно высшим званием Родины.

          Я разобрался так что были правы те кто не наградил его "героем советского союза" в 1945г, и сильно не правы кто "наградил" его этим в 1990г.
          Это ему уже не было нужным. Но это было сделано в назидание тем, кто не осознавал и не осознает сущности служения Родине и позволяет себе принижать деяния ГЕРОЕВ.

          1990г не такой уж и плохой возраст для меня, что бы соглашаться с теми кто по "тенденциям" "знал", что СССР обречён на "распад", но ни в газетах радио и ТВ ни одним словом мне об этом не сообщил.
          А чё теперь "ГЕРОЮ" Ельцину, по заказу Путина надо ставить Ельцин-Центр, за приватизацию, о которой я даже и намёком не сообщил в марте 1991г, но по его мнению "она не принадлежит пересмотру".
          Да я его 10 раз на изнанку выверну, лишбы не признаватся в том, что моё теперь больше не моё.
          1. 0
            18 апреля 2016 23:50
            Глухо пить Маринеско начал после того как узнал сколько там погибло гражданских.
            До этого просто хулиганил.
            Смотри сам не вывернись...
      2. +1
        18 апреля 2016 12:54
        Не накручивайте себя - первым о якобы полигонных условиях торпедной стрельбы по "Вильгельму Густлоффу" ляпнул грантосос Мирослав Морозов в своем опусе "Гибель "Вильгельма Густлофа": правда и домыслы", затем этот ляп подхватили прочие любители оболгать историю отечественного военно-морского флота, в том числе зарегистрированный на портале topwar.ru участник под ником mina.

        Александру Маринеско было присвоено звание Героя после того, как были уточнены все обстоятельства боя и убраны от управления делами флота все радетели ложно понимаемой морали на войне. А право изначально было за Маринеско, который потопил военный корабль, зачисленный в состав ВМС, вооруженный артиллерией, покрашенный в камуфляж, шедший в составе конвоя, не имевший на борту знаков красного креста и перевозивший сотни боеспособных военнослужащих.
        Т.е. Маринеско действовал исключительно в рамках международных конвенций о ведении войны на море.

        То, что для прикрытия передислокации своих военнослужищих немцы использовали гражданских лиц, это проблема немцев.

        P.S. Подводники всех стран во ВМВ действовали в условиях повышенного стресса. Одним из способов снятия стресса на берегу после боевого похода является алкоголь - см. кинофильм Das Boot.
        1. -4
          18 апреля 2016 14:18
          Александру Маринеско было присвоено звание Героя после того, как были уточнены все обстоятельства боя

          Да не было там ни какого боя, даже с кораблём охранения.
          Это был всего на всего расстрел судна на котором А Моринеску не то что заметил зенитные пулемёты, но даже и не прочитал его названия.
          А право изначально было за Маринеско, который потопил военный корабль, зачисленный в состав ВМС, вооруженный артиллерией, покрашенный в камуфляж, шедший в составе конвоя, не имевший на борту знаков красного креста и перевозивший сотни боеспособных военнослужащих

          Не было "изночально" у него таких "прав".
          Ну кто тот "Штирлец" который доложил ему до пуска торпед, что Густов в составе ВМС ?
          1. +2
            18 апреля 2016 14:39
            Госпитальное судно должно иметь ярко видимый красный крест на бортах и верхней палубе, следовать в составу конвое ему запрещается. Суда и корабли, не отвечающие этим требованиям, разрешено топить в соответствии с конвенциями.

            Пресловутый Густлофф шел в конвое и без красных крестов.

            Остальные факты (зачисление в штат ВМС, артиллерия, боеспособные военнослужащие на борту Густлоффа) подтверждают правильный выбор цели для атаки - самый крупный корабль в конвое.
            1. -2
              18 апреля 2016 22:39
              Цитата: Оператор
              Госпитальное судно должно иметь ярко видимый красный крест на бортах и верхней палубе, следовать в составу конвое ему запрещается. Суда и корабли, не отвечающие этим требованиям, разрешено топить в соответствии с конвенциями.

              Пресловутый Густлофф шел в конвое и без красных крестов.

              Остальные факты (зачисление в штат ВМС, артиллерия, боеспособные военнослужащие на борту Густлоффа) подтверждают правильный выбор цели для атаки - самый крупный корабль в конвое.

              Вы в ночи разглядели красный от чёрного ?
              Не ври офицеришка, потому что и при сумерках человечиский глаз уже не способен отличить синее при дневном свете от серого.
              1. +1
                18 апреля 2016 22:50
                Я с вами свиней не пас.

                Красный крест должен быть нарисован на белом фоне, ночью крест подсвечивается, ответственность за подсветку лежит на капитане корабля.
                1. -1
                  19 апреля 2016 12:12
                  Цитата: Оператор
                  Красный крест должен быть нарисован на белом фоне, ночью крест подсвечивается, ответственность за подсветку лежит на капитане корабля.

                  "Железная логика" капитан немецкого пассажирского судна не "от большого ума" выключил весь наружный свет на своём судне, и давайте тогда напишем себе в Нюренберге кучу "прав", по которым мы задним числом "имеем право" потопить не тех кто на корабле охранения, а тех кого он охранял.
                  1. 0
                    19 апреля 2016 20:33
                    Это был войсковой транспорт а не пассажирское судно. Просто на него до кучи еще набились беженцы. Более ста из них было раздавлено сорвавшейся с креплений зениткой при получении транспортом крена.
                  2. 0
                    19 апреля 2016 22:30
                    Ходовые огни на Густлоффе были включены.
                    1. 0
                      21 апреля 2016 18:45
                      А красный крест на белом фоне, буквы "POW" или еще что-то был на нем нарисован? Вез он комбатантов и военные грузы на своем борту? Увы и гражданских тоже вез, но в перископ это не видно.
            2. Комментарий был удален.
        2. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.