Военные мили «Ашхабада»

90


Шел второй месяц после нападения фашистской Германии на Советский Союз. В Тихом океане, особенно в его южной части, немецкие рейдеры и подводные лодки охотились за союзными транспортными судами. Однако массовых и активных действий в это время на востоке не наблюдалось. Пароход «Ашхабад» Дальневосточного пароходства направлялся в порт Сидней за грузом свинца и шерсти.

Переход от Владивостока до Сиднея проходил с полной маскировкой и вдали от традиционных курсов плавания в этом районе. Все шло нормально, если не считать инцидента в Коралловом море, когда австралийский самолет пулеметными очередями перед и над судном пытался остановить «Ашхабад» и направить его в порт Рабаул на Новой Гвинее для проверки принадлежности. Попытки установить с ним связь световой сигнализацией успеха не имели из-за недостаточной мощности корабельных световых сигналов. С наступлением темноты самолет улетел, а советский пароход, затемнившись полностью, продолжал следовать в Сидней.

Специфичность этого рейса заключалась в том, что «Ашхабад» был первым советским судном, направлявшимся в Австралию, с которой у нас не было дипломатических отношений и где не было никаких представительств Советского Союза. Естественно, что это отразилось на его пребывании в Сиднее. На рейде порта советский пароход встречали катера, яхты и моторные лодки полные людьми, которые приветствовали первое наше судно, пришедшее в их страну.

Военные мили «Ашхабада»


Вместе с портовыми властями, прибывшими для оформления прихода судна, на борт явились представители генерал-губернатора Австралии, мэра Сиднея и военно-морских властей для приветствия судна в Австралии. В честь прибытия «Ашхабада» в мэрии города был устроен прием, на котором выступили мэр города, представители гражданских и военных властей. В ответном выступлении капитан парохода Алексей Павлович Яскевич поблагодарил выступавших за теплый прием и выразил надежду, что в ближайшее время на фронтах наступит перелом и совместными усилиями враг будет разбит. За время стоянки русские моряки устроили несколько приемов у себя на судне и принимали участие в организованных встречах на берегу.



В местных газетах почти ежедневно публиковались статьи, снимки парохода и членов экипажа с весьма положительными и доброжелательными комментариями. Поражали дисциплина, порядок и чистота на судне, хороший внешний вид и поведение членов экипажа. Во время стоянки приходили письма, телеграммы, открытки от различных обществ и отдельных лиц с приветствиями и поздравлениями по случаю благополучного прибытия и надеждой на установление хороших отношений. Докеры Сиднея преподнесли судну подарок - часы, вмонтированные в красное дерево, с надписью: «Членам экипажа п/х «Ашхабад» от докеров Сиднея». Эти часы впоследствии были переданы в морской музей Владивостока. Перед отходом из Сиднея было организовано общество Австралия-СССР. После окончания погрузки в Сиднее и захода в Брисбен для догрузки, 10 сентября судно направилось во Владивосток, куда и прибыло без особых происшествий 2 октября.

После проведения некоторых ремонтных работ «Ашхабад» был направлен в порт Нью-Орлеан для установки вооружения, погрузки и включения в состав союзных северных конвоев для доставки грузов в наши северные порты Мурманск и Архангельск. С первых же дней Великой Отечественной войны транспортный флот на Балтике, в Северном и Южном бассейнах приступил к воинским перевозкам. Это была трудная и в высшей степени опасная работа, ведь суда в то время не имели вооружения, а экипажи не обладали опытом плавания в условиях военного времени. Не были еще и противоминной защиты, хоть фашисты и успели заминировать ряд стратегически важных районов.

Военная обстановка резко изменила и усложнила условия плавания. Все навигационные средства ограждения (световые и радиомаяки, буи, вехи, створы), обеспечивавшие безопасное плавания, в целях маскировки был выведены из действия. Связь судов с берегом и между собой крайне ограничивалась. На все время войны на судах были введены светомаскировка и полное затемнение. Несмотря на все трудности, моряки транспортного флота, проявляя героизм и самоотверженность, успешно выполняли возложенные на них задачи.

С начала 1942 года часть наиболее крупных и быстроходных судов транспортного флота была направлена на перевозку грузов из портов США, Канады, Англии в Мурманск, Архангельск. Плавание на этом театре военных действий проходило через Северную Атлантику в высоких северных широтах, и осуществлялось в конвоях. Конвои эти были интернациональными, в них входили суда Англии, США, Канады, Советского Союза и других союзных стран. Эскорт конвоя состоял из фрегатов, эсминцев, крейсеров, линейных кораблей и других военных кораблей союзных государств. Транспортные суда, шедшие в конвое, были, как правило, вооружены пушками, пулеметами, глубинными бомбами, имели противоминную защиту и аэростаты заграждения. Часть судов, шедших в конвоях, имели небольшие военные команды.



Плавание в конвоях было делом сложным. Конвой - это сомкнутый строй судов, которые должны двигаться и маневрировать как единое целое в любых условиях и обстоятельствах плавания. Каждое судно должно выдерживать свою дистанцию, составлявшую 1-3 кабельтовых, соблюдать установленный курс и скорость и осуществлять маневры по команде командира конвоя. Если учесть, что конвои формировались из судов разного тоннажа, с различными маневренными и инерционными качествами, и принять во внимание, что суда конвоя были полностью затемнены, а из ходовых навигационных огней разрешалось держать только синий гакабортный огонь пониженной видимости, можно представить, насколько трудным было такое плавание не только в военном отношении.

В ордере и в инструкции конвоя были предусмотрены такие маневры в случае нападения врага, как поворот «все вдруг», «последовательно» или на рассредоточение. Выполнение их требовало большого искусства. Наиболее сложным в навигационном отношении было плавание конвоев в условиях ограниченной видимости (пурга, туман, темное время суток), вне визуального контакта с соседними судами. Ведь малейшее отклонение от заданного курса или режима скорости грозило столкновением с соответствующими последствиями.

С прибытием «Ашхабада» 19 ноября в Нью-Орлеан на судне были установлены носовые и кормовые орудия, на крыльях мостика и шлюпочной палубе - зенитные пулеметы, комплект противолодочных глубинных бомб и устройство противоминной защиты. Специально выделенные члены экипажа прошли подготовку по обслуживанию и применению этого вооружения. Затем предстояло погрузить авиационный бензин в бочках. Эта операция была необычной. Требовалось использовать всю грузовместимость и грузоподъемность в бествиндечном судне.

Поскольку американский стандарт бочек позволял установку не боле 8 рядов, а это не заполняло объем грузовых помещений, советским морякам пришлось строить во всех трюмах фальшпалубы из 2,5-дюймовых досок, на прочных упорах в полки флоров на деке. После погрузки судно направилось в канадский порт Галифакс для включения в конвой.

3 января 1941 года в составе конвоя из примерно 100 судов «Ашхабад» направился в Англию. Переход в Северной Атлантике в штормовых условиях прошел благополучно, если не считать нескольких отставших или потерявшихся судов. За время перехода суда эскорта успешно отражали попытки атак конвоя подводными лодками. После прибытия в Клайд часть судов этого конвоя была направлена в шотландский порт Лох-Ю для формирования конвоя на Мурманск.

В марте был сформирован конвой РQ-12 из 14 транспортов. В их число, кроме «Ашхабада», вошел «Степан Халтурин». Под эскортом англо-американских военных кораблей в первой части пути и под охраной советских военных кораблей во второй части пути при подходе к нашим берегам конвой РQ-12, несмотря на попытки нападения подводных лодок, благополучно и без потерь дошел до Мурманска.



Однако не всегда все проходило столь благополучно. Конвои несли большие потери. Все помнят, что из 35 судов конвоя РQ-17 в наши порты пришло только 11. О мужестве, самоотверженности и героизме моряков торгового флота свидетельствует и много раз описанный подвиг теплохода «Старый большевик». Отважно ходили наши суда и в одиночном плавании.

В артиллерийской дуэли с немецкой подводной лодкой у берегов Австралии победителем вышел экипаж парохода «Уэлен» (капитан Н. Малахов). Уклонившись от торпедных атак подводной лодки у острова Ян-Майен, пароход «Ванцетти» (капитан В. Веронд) огнем своего орудия потопил эту лодку. Эти и другие примеры показывают, как пишет в книге «Курсы, проложенные под огнем» Г. Руднев, что «вчерашние мирные суда стали кораблями-воинами, а их экипажи - бойцами и, несмотря на то, что они не носили военную форму, считались до конца войны гражданскими людьми, на их долю выпали не меньшие испытания, чем тем, кто сражался на фронте».

Бывший народный комиссар ВМФ СССР Н. Кузнецов в книге «На флотах боевая тревога» приводит статистику одиночных плаваний: «С октября 1942 года по февраль 1943 года из наших северных портов было направлено одиночным порядком 24 советских и только три союзных транспорта, а из Исландии к нам - 10 союзных и три советских транспорта; из 40 транспортов, совершавших самостоятельные переходы, погибли 6 союзных и 4 наших транспорта».

Однако война шла не только на море, и опасность, угрожавшая судам в конвоях или в одиночном плавании, с прибытием в порты не уменьшалась. Несмотря на почти беспрерывное барражирование в воздухе советских истребителей, вражеские бомбардировщики прорывались к Мурманску и сбрасывали бомбы на город, на порт, на суда, так что экипаж, расписанный по боевой тревоге на зенитные пулеметы, нес и эту дополнительную вахту.

За время разгрузки «Ашхабада» на причалы Мурманского порта неоднократно налетала вражеская авиация. Иногда бомбы падали недалеко от места погрузки, но весь взрыво- и огнеопасный груз авиационного бензина был выгружен полностью.



Затем «Ашхабад» в конвое QР-12 (в обратном направлении следования буквы символа менялись местами) через Рейкьявик вернулся в Нью-Йорк, а оттуда 27 апреля 1942 года снялся в балласте на Кубу. У Восточного побережья США в это время хозяйничали подводные лодки фашистов. ВМС США еще только накапливали опыт борьбы с субмаринами. Плавание на Кубу осуществлялось в одиночном порядке согласно инструкции Береговой Охраны США, полученной в Военно-морском департаменте. В инструкции определялись точные курсы следования и участки пути, которые необходимо проходить только в дневное время. В принципе, это было плавание вдоль побережья по минимальным глубинам с использованием, в случае опасности, маневра «противолодочный зигзаг» - изменение курса на 22,5° влево и вправо от основного курса через неравные промежутки времени. Точки поворота на новые курсы обставлялись светящими и звуковыми буями.

С рассветом 29 апреля «Ашхабад» покинул залив Чезапик. Дальнейшее плавание должно было осуществляться, согласно инструкции, без захода в промежуточные порты для пережидания темного времени. В процессе плавания наблюдение осуществлялось по секторам с крыльев мостика, полубака и с платформы кормового орудия. Проводились занятия и тревоги по учебному применению оружия. Около 19 часов при видимости 3-4 мили наблюдатели кормовых секторов доложили, что на курсовом углу 130° правого борта услышан глухой шум, как бы от взрыва, и на дистанции около двух миль был виден небольшой всплеск. Немедленно прозвучал сигнал боевой тревоги, экипаж занял места по расписанию, район всплеска был приведен за корму. Судно начало выполнять «противолодочный зигзаг». За морем велось усиленное наблюдение. Пройдя около 40 минут уходящим от всплеска курсом и не заметив ничего подозрительного, «Ашхабад» лег на прежний курс. Боевой тревоге был дан частичный отбой, но на кормовом и носовом орудиях оставался расчет.

В 21.50 на правом крыле мостика раздался мощный взрыв в кормовой части судна в районе диптанка, свет по судну выключился, звонок боевой тревоги не сработал. Однако и без этого экипаж уже занимал свои места по тревоге. Кормовая часть быстро уходила под воду с большим креном на правый борт. Примерно через 2-3 минуты корма до спардечной палубы и средней надстройки ушла под воду. Почти сразу же после взрыва торпеды, а точнее по мощности взрыва, - торпед, старший помощник Л. Татаринов, второй механик Д. Трофимов, боцман Ф Штыков и матрос В. Архипов, находившиеся у носового орудия, сделали три выстрела по всплывшей в расстоянии полумили лодке. Однако ввиду большого дифферента и крена судна прицельного огня вести не удалось, тем не менее, после третьего выстрела лодка погрузилась и исчезла.



Непосредственно после торпедирования радист Д. Панков передал в эфир сообщение об атаке подводной лодки. Старший механик В. Сидоренко доложил, что машинное и котельное отделения затоплены. Таким образом, примерно через 15-20 минут в результате взрыва, а также вследствие повреждения и деформации поперечных переборок, оказались полностью затопленными оба кормовых трюма, диптанк, машинное и котельное отделения и второй трюм, что привело к полной потере живучести. Судно осело на грунт с дифферентом на корму и креном на правый борт таким образом, что на поверхности остались только полубак и часть носовой палубы.

Перед полным погружением кормовой и средней части судна под воду, не видя никакой возможности бороться за плавучесть судна, примерно в 22.30 Капитан Яскевич дал команду экипажу оставить судно, взяв с собой в спасательную шлюпку пулеметы, так как допускалась возможность повторного всплытия лодки.

Все 36 человек экипажа парохода организованно и спокойно покинули судно на судовых ботах и плотах. Позже советских моряков подобрало судно береговой охраны США и доставило на берег. К счастью, при торпедировании среди экипажа никто не пострадал, кроме легких ранений, так как взрыв произошел в нежилой части кормовой палубы.

Поскольку затопление судна произошло на малых глубинах, из Вашингтона и Нью-Йорка прибыли советские и американские специалисты, чтобы решить вопросы, связанные с проведением судоподъемных работ. Осмотрев места затопления и приняв во внимание размер и характер повреждений, а также возраст судна, комиссия пришла к выводу о нецелесообразности проведения этих операций.

Весь экипаж парохода «Ашхабад», как в процессе плавания в конвоях, так и при торпедировании судна, вел себя мужественно и героически, что было отмечено в рейсовом донесении. Впоследствии он был расформирован и направлен на родину на разных судах или пополнил их экипажи.

А.П. Яскевича же после некоторого пребывания в США назначили капитаном первого судна типа «либерти», принятого советской стороной в США и названного «Красногвардеец». На этом судне Яскевич плавал до окончания Великой Отечественной войны. Во время войны с Японией «Красногвардеец» участвовал в высадке десанта на острова Курильской гряды, а также переброске воинских грузов и подразделений в порты Кореи и Китая.

Источники:
Паперно А. Алексей Павлович Яскевич — первый капитан первого либерти, капитан №1 военных лет // Ленд-лиз. Тихий океан. М.: Терра, 1998. С. 243-247.
Руднев Г. А. Огненные рейсы - Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1990. С. 17-33.
Яскевич А. Прерванный рейс // Морской флот. 1985. №8. С.74-77.
Яскевич А. Первые рейсы под огнем // Морской флот. 1987. №8. С.24-26.
Островский А. Ушли в пучину // Новая газета во Владивостоке. №309. 15 октября 2015.
90 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -6
    6 мая 2016 06:23
    В Тихом океане, особенно в его южной части, немецкие рейдеры и подводные лодки охотились за союзными транспортными судами. Однако массовых и активных действий в это время на востоке не наблюдалось. Пароход «Ашхабад» Дальневосточного пароходства направлялся в порт Сидней за грузом свинца и шерсти.

    Которые туда попали, благодаря СССР, который тайно проводил фашистов по Северному морскому пути

    Летом 1940 года на Тихом океане появился рейдер «Комет» водоизмещением 7500 тонн, вооруженный шестью 5.9-дюймовыми орудиями, одним 60-миллиметровым орудием, шестью зенитными пушками и шестью торпедными аппаратами. Кроме того, «Комет» имел на вооружении два гидроплана, торпедный катер и нес 270 морских мин. Экипаж состоял из 270 человек. Запасы продовольствия и снаряжения, наличие опреснителей морской воды позволяли судну находиться в автономном плавании не менее года. Разнообразное снаряжение позволяло судну действовать во всех природных обстановках. Были взяты сани, меховая одежда, лыжи, тропическая форма, сетки от москитов и даже безделушки для жителей отдаленных тихоокеанских островов...

    В 1940—1941 годах вёл боевые действия на морских коммуникациях союзников в Тихом океане в районе Австралии и Океании. Потопил и захватил 10 судов общим тоннажем 42 000 брт., артиллерийским огнем уничтожил нефтехранилища и фосфатный завод на удаленном острове Науру и натворили много других бед.

    ...В 10 часов утра 26 августа «Сталин» повел «Комет» дальше на восток. Вскоре небольшой караван вошел в мощные ледяные поля, почти закрытые туманом. Здесь ледоколу не раз пришлось освобождать из ледяного плена застрявший в пробитом проходе «Комет». Лед был таким толстым, что «Сталину» приходилось с разгона вылезать на лед, буквально раздавливая его корпусом. Через сутки суда вновь вышли в воды, чистые ото льда. Здесь «Сталин» дал знать, что далее на восток вплоть до пролива Санникова (между о. Котельным и Ляховскими островами) путь открыт и покинул «Комет».

    Переход через Восточно-Сибирское море сначала шел благополучно. Опытный полярник Эйссен повел «Комет» между Медвежьими островами, полагаясь только на показания эхолота. Он хорошо понимал, что напротив устья реки Колымы из-за теплых водных масс ледовая обстановка будет приемлемой, и не ошибся. К востоку от Медвежьих островов «Комет» был встречен ледоколом «Каганович»


    За операцию фашисты заплатили СССР 950 тыс. рейхсмарок

    Что еще добавить к этой истории? полный Ппц
    1. +5
      6 мая 2016 06:54
      сбрось источник?
      1. +2
        6 мая 2016 07:35
        "Операция "Гроза". Кровавые игры диктаторов" И.Л.Бунич.
        1. +8
          7 мая 2016 10:16
          Цитата: parusnik
          "Операция "Гроза". Кровавые игры диктаторов" И.Л.Бунич.

          Авторитетный источник!
          Блин, дожились, на художественную литературу и кинофильмы ссылаться!
          Бунич - безусловный авторитет, почти Резун.
          1. -1
            9 мая 2016 08:36
            Цитата: Колесо
            Авторитетный источник!

            какая разница кто описал, факт, что это было.
            1. Riv
              0
              10 мая 2016 17:50
              Евгений Ваганович, перелогиньтесь.
      2. kig
        0
        11 мая 2016 16:51
        https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82
        https://en.wikipedia.org/wiki/German_auxiliary_cruiser_Komet#Breakout_into_the_P
        acific
      3. 0
        29 октября 2016 20:18
        автор шняги - бунич игорь львович, это который про "золото партии" написал, в качестве источников использовал все пальцы по очереди
    2. +11
      6 мая 2016 06:56
      Так, могущественная «Стандарт ойл» регулярно снабжала гитлеровскую армию различным топливом, а в промышленность поставляла синтетический каучук и различного рода сырье. Поставки шли также в Италию и в Австрию. При этом в США в годы войны существовали серьезные проблемы с поставками синтетического каучука для американской промышленности. Не помешала война «Стандарт ойл», используя британских посредников, заключить контракт с компанией «И. Г. Фербинидустри», который позволял производить авиационный бензин в Германии. Так что самолеты «люфтваффе», которые бомбили мирные города Советского Союза, Великобритании, убивали британских и американских солдат, получали бензин, созданный американской корпорацией. За время Второй мировой войны ни один танкер «Стандарт ойл» не был потоплен немецкими подводными лодками. Это и понятно — никто не рубит сук, на котором сидит.

      Практически до окончания войны, имея специальное разрешение на торговлю с Германией, Италией, Японией, вела свой бизнес американская «ИТТ». Не остановил производство во Франции после немецкой оккупации автомобильный концерн «Форд». Особое покровительство деятельности концерна в Европе оказывал лично Герман Геринг, который возглавлял промышленный концерн «Рейхсверк Герман Геринг». Даже далекая от военных поставок компания «Кока кола» наладила в Германии производство напитка «Фанта». И это далеко не все примеры сотрудничества крупного бизнеса США и гитлеровской Германии во время войны. Впоследствии Яломир Шахт в беседе с американским доктором Джильбертом во время Нюрнбергского процесса заявит:«Если вы хотите предъявить обвинение промышленникам, которые помогли перевооружить Германию, то вы должны предъявить обвинение самим себе. Автозавод «Опель», например, ничего не производил, кроме военной продукции. Владела же этим заводом ваша «Дженерал моторс»… Как известно, Нюрнбергский трибунал признал Я. Шахта невиновным.а это как?
      1. -10
        6 мая 2016 07:16
        Цитата: дядя Мурзик
        За время Второй мировой войны ни один танкер «Стандарт ойл» не был потоплен немецкими подводными лодками. Это и понятно — никто не рубит сук, на котором сидит.


        На войне случаи "дружественного огня" случались через раз, когда по ошибке "накрывали" свой транспорт или даже боевой корабль. А тут дядя Мурзик предлагает немецким подводникам спрашивать имя компании-судовладельца у каждой встречной цели. Ночью, в шторм, расходящимся веером торпед

        Каким же надо быть лолом, чтобы поверить и перепостить эту хрень
        Цитата: дядя Мурзик
        Автозавод «Опель», например, ничего не производил, кроме военной продукции. Владела же этим заводом ваша «Дженерал моторс»

        Опель был национализирован правительством Германии в 1940 году
        Немцы стали специально гнать "Фанту" из яблочного жмыха из-за введенного эмбарго на торговлю с Германией
        1. +9
          6 мая 2016 07:26
          GM и «Форд» были жизненными компонентами нацистских военных усилий. Немецкий «Форд» был вторым крупнейшим производителем грузовиков для нацистской военщины. Заводы GM строили тысячи бомбардировщиков и реактивных ускорительных систем для истребителей «Люфтваффе». В то же время они обогащались за счет производства авиамоторов для Воздушного корпуса Армии США.

          «Внезапное начало войны в сентябре 1939 г. привело к полному переключению заводов GM и «Форд» в странах оси на производство самолетов и грузовиков», — отмечалось в докладе юридического комитета Сената США в 1974 г. — В общей сложности дочерние предприятия GM и «Форд» построили приблизительно 90% бронированных 3-тонных полугрузовиков и более 70% средних и больших грузовиков Рейха. Эти средства передвижения, в соответствии с донесениями американской разведки, служили «основой транспортной системы немецкой армии»".

          «Дженерал моторс» была намного более важной для нацистской военной машины, чем Швейцария, — говорит исследователь Б. Снэлл. — Швейцария была только хранилищем награбленных фондов, в то время как GM была интегральной частью военных усилий Германии. Нацисты могли бы вторгнуться Польшу и Россию без Швейцарии. Но они не могли бы сделать это без GM».а это как?
          1. +2
            6 мая 2016 09:26
            Цитата: дядя Мурзик
            GM и «Форд» были жизненными компонентами нацистских военных усилий. Немецкий «Форд» был вторым крупнейшим производителем грузовиков для нацистской военщины. Заводы GM строили тысячи бомбардировщиков и реактивных ускорительных систем для истребителей «Люфтваффе». В то же время они обогащались за счет производства авиамоторов для Воздушного корпуса Армии США.

            Послушайте, дядя Мурзик, никто торговлю корпораций США с Германией не отрицает. г-н Хайм в своей книге "Торговля с врагом" описал все довольно точно.

            Но в ситуации с производственными мощностями на территории Рейха обвинять их номинальных владельцев, все-таки, безосновательно.

            Давайте рассмотрим некий условный пример: на территории Канады работают предприятия, принадлежащие компании Россельмаш. Если вдруг состоится война между Канадой и Россией, разумеется, Канада будет использовать эти предприятия. Значит ли это, что российский Россельмаш сотрудничает с врагом?
            Далее - разумеется, если у владельцев Россельмаша будет возможность уговорить командование ВКС сильно не бомбить их предприятия - они ей воспользуются. Все-таки, это их собственность, несмотря на то, что никакой прибыли во время войны они от нее не получают.
            Далее - после победы России над Канадой Россельмаш получает возможность опять распоряжаться своей собственностью. Предположим, во время войны инженеры этих предприятий разработали некие уникальные ноу-хау, которые Россельмаш унаследует. Значит ли это, что Россельмаш где-то как-то нарушил юридические законы или даже просто неэтично поступил?
            1. +4
              6 мая 2016 09:46
              а что СССР уже будучи в войне с Германией тоже торговало с Фашистами,как это делали США?ну что это "детский сад"если бы,да кабы!
              1. -6
                6 мая 2016 09:57
                Цитата: дядя Мурзик
                а что СССР уже будучи в войне с Германией тоже торговало с Фашистами,как это делали США?ну что это "детский сад"если бы,да кабы!

                Во первых, с Германией торговало не государство США, а некоторые компании на территории США. Это не одно и то же.
                Во вторых, ЕМНИП, торговля велась через нейтральные государства.

                Моя аналогия относилась к конкретным компаниям, чьи производственные мощности Рейх использовал. Номинальные владельцы не имели возможности влиять на этот процесс каким-либо образом.
                Я более чем уверен, что указанная аналогия прозрачна и понятна.

                И приравнивать это к отправке танкера с сырой нефтью - некорректно.
                1. +3
                  6 мая 2016 10:02
                  еще раз повторяю СССР торговала будучи в войне с Германией? hi
                  1. -4
                    6 мая 2016 10:19
                    Цитата: дядя Мурзик
                    еще раз повторяю СССР торговала будучи в войне с Германией? hi

                    У дяди Мурзика закончились аргументы и он начал ставить минусы?
                    Забавно.
                    Вы с чем не согласны, уважаемый? Я что-то где-то писал о торговле СССР и Германии во время войны?
                    Или у Вас к Рузвельту претензии или к Форду? Может, к Рокфеллеру? Сходите к медиуму, он передаст ваше возмущение адресатам.

                    Я Вам русским по белому написал, что Ваше утверждение о том, что владельцы производственных мощностей на территории Рейха имели возможность влиять на их использование - несостоятельно. Даже пример привел, который даже Вам должен быть понятен. Что Вам неясно?
                    1. +2
                      6 мая 2016 10:30
                      не увидел от вас не одного нормального аргумента,одно словоблудие!выходит Сша как государство не отвечает за корпорации сша!гы гы гы!ну понимаю у украинцев и бандера и мельник борец с фашистами!
                      1. -2
                        6 мая 2016 12:10
                        Цитата: дядя Мурзик
                        не увидел от вас не одного нормального аргумента,одно словоблудие!
                        То есть понимание разницы между "не увидел" и "не понял" Вам тоже недоступно? Прискорбно...

                        Цитата: дядя Мурзик
                        выходит Сша как государство не отвечает за корпорации сша!гы гы гы
                        Честно говоря, я нигде не встречал упоминание об ответственности государства за действия корпораций в своей юрисдикции. Если мы говорим об ответственности, как о юридическом термине.

                        Кроме того, считаю необходимым указать Вам на Вашу некомпетентность в вопросе отношений корпораций США и Рейха, а именно:

                        Цитата: дядя Мурзик
                        Так, могущественная «Стандарт ойл» регулярно снабжала гитлеровскую армию различным топливом, а в промышленность поставляла синтетический каучук и различного рода сырье. ... Не помешала война «Стандарт ойл», используя британских посредников, заключить контракт с компанией «И. Г. Фербинидустри», который позволял производить авиационный бензин в Германии

                        Standard Oil прекратила свое существование в 1911, будучи разделена на несколько компаний. Контрольный пакет каждой из которых принадлежал владельцу бывшей Standard Oil Рокфеллеру. Какая именно корпорация торговала с Рейхом?

                        Цитата: дядя Мурзик
                        Поставки шли также в Италию и в Австрию.
                        Не будем про Италию. Но насколько я помню, с 1938 по 1945 год Австрия не существовала в качестве суверенного государства и входила в состав Третьего Рейха. Standard Oil (которая из них?) заключала отдельные договора с Альпийскими и Дунайскими Рейхсгау? Никогда об этом не слышал...

                        Цитата: дядя Мурзик
                        За время Второй мировой войны ни один танкер «Стандарт ойл» не был потоплен немецкими подводными лодками. Это и понятно — никто не рубит сук, на котором сидит.

                        А как же Allan Jackson ? Принадлежал Standard Oil Co of New Jersey, шел из Колуммбии в Нью-Йорк с грузом 72,870 баррелей сырой нефти. 18.01.1942 в 60 км от берегов Северной Каролины он был торпедирован двумя торпедами лодкой U-66 (капитан Richard Zapp).

                        Может, Вам что-нибудь почитать по теме? Книгу, например. Я советую книгу толстую, бумажную и без картинок. Страниц на 400-500. Мелким шрифтом.
                        А то духоподъемные агитки в интернетиках при регулярном злоупотреблении крайне негативно влияют на интеллект.
                      2. -1
                        6 мая 2016 13:22
                        удивляюсь вашей украинской логики,а в прочем чему !вы так и не ответили на вопрос!предприятия СССР торговали с Германией,будучи в войне?
                      3. -4
                        6 мая 2016 14:08
                        Цитата: дядя Мурзик
                        вы так и не ответили на вопрос!предприятия СССР торговали с Германией,будучи в войне?

                        Вы читать умеете? Какое отношение торговля Рейха и СССР до 1941 и ее отсутствие после имеют к сути обсуждаемого вопроса?

                        Цитата: дядя Мурзик
                        удивляюсь вашей украинской логики,а в прочем чему !

                        ТАК!
                        Логика не бывает украинской, молдавской или английской. Логика - это такой раздел науки. Если что. Я Вам уже писал - читайте книги.

                        Дальше. Независимо от моей национальности - я не считаю национальную принадлежность (любую - украинец, русский, еврей, бурят или японец) признаком, который может быть поводом для оскорбления.

                        Цитата: дядя Мурзик
                        не увидел от вас не одного нормального аргумента,одно словоблудие!выходит Сша как государство не отвечает за корпорации сша!гы гы гы!ну понимаю у украинцев и бандера и мельник борец с фашистами!
                        Мурзик, для того, чтобы использовать подобные аргументы в споре с человеком из Донецка, нужно долго и упорно злоупотреблять стекломоем.

                        А пытаться оскорблять по национальному признаку из-за нехватки аргументов в споре - это вообще за гранью.


                        Поэтому:
                        1. Общение с Вами я прекращаю.
                        2. О Вашем поведении я намерен сообщить модераторам. Пусть они решают.
                      4. 0
                        6 мая 2016 14:34
                        слив засчитан! hiа флаг на аве не о чем не говорит,тролли так часто и делают!
                      5. -1
                        9 мая 2016 08:54
                        Цитата: дядя Мурзик
                        слив засчитан!

                        вспоминается цитата из фильма "Ирония судьбы...": "Ну какой же Вы тупой!" - так, просто цитата
                      6. -2
                        9 мая 2016 08:54
                        Цитата: Mik13
                        Мурзик, для того, чтобы использовать подобные аргументы в споре с человеком из Донецка,

                        Классно Вы мурзика мордой об стол!!! good
                      7. +1
                        6 мая 2016 13:42
                        что то США легко вводят санкции против Российских корпораций!
                      8. -2
                        9 мая 2016 08:49
                        Цитата: Mik13
                        Честно говоря, я нигде не встречал упоминание об ответственности государства за действия корпораций в своей юрисдикции.

                        трудно объяснить некоторым, находящимся в плену совковых идеологий, что такое свободный рынок. Им не понять разницу между государствами СССР и США. Это как об стенку горох.
                      9. -1
                        9 мая 2016 14:21
                        раздался голос из помойки,и появилась голова!вы по ходу тоже из Донецка laughing
                      10. 0
                        9 мая 2016 19:55
                        Цитата: дядя Мурзик
                        раздался голос из помойки

                        мне уже в школе было стыдно пользоваться этим детсадовским "приколом". И чего вам этот Донецк дался? Да, из Донецка, не родной город, но долго там жил и учился, соответственно, родня и знакомые там. Не либерал, член КПСС. Ещё вопросы будут? Чёт ты мурзик малахольный какой то, видать болел много, мама в школу не пускала.
                      11. -1
                        9 мая 2016 14:42
                        ну либерастам всегда виднее!а вы тоже якобы из Донецка? belay
                  2. Комментарий был удален.
                  3. -1
                    6 мая 2016 19:12
                    СССР мужского рода. Торговал.
                  4. +2
                    6 мая 2016 20:41
                    Советский Союз торговал с гитлером до1.30 22 .О6.1941 г.В это время пересек границу СССР последний состав с нефтью.
                  5. -2
                    9 мая 2016 08:46
                    Цитата: дядя Мурзик
                    СССР торговала будучи в войне с Германией?

                    в начале дебатов речь то шла о торговле СССР с Германией, когда та была в состоянии войны со всем миром. К чему эти выверты? Аргументы закончились?
            2. +2
              6 мая 2016 10:19
              Я был потрясен, узнав, что целый ряд руководителей крупнейших американских корпораций до и после Перл Харбора тесно сотрудничали с нацистскими корпорациями, в том числе и с «И. Г.Фарбен», колоссальным нацистским промышленным трестом, приложившим руку ко всему тому, что произошло в Освенциме (Освенцим – концентрационный лагерь фашистской Германии на территории оккупированной Польши. Каторжный труд узников использовался для строительства в Польше военно промышленных предприятий концернов Круппа – «И. Г. Фарбениндустри». В Освенциме было уничтожено 4 млн. граждан СССР, Польши, Югославии, Чехословакии, Франции и других стран).
              Представители большого бизнеса образовали своеобразное сообщество, которое я назвал «братством». Члены этого «братства» имели общие источники финансирования, входили в одни и те же советы директоров компаний и банков. На международном уровне к их услугам были «Нэшнл сити» или «Чейз нэшнл». Интересы членов «братства» защищали нацистские юристы Герхард Вестрик и Генрих Альберт. Финансовые и промышленные короли были связаны с Эмилем Пулем, крупнейшей фигурой в нацистской экономике, фактическим главой гитлеровского «Рейхсбанка» и Банка международных расчетов (БМР) (Международная финансовая организация, объединяющая центральные банки 30 стран (1975 г.); в настоящее время – европейский вспомогательный орган Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития).
              Дельцов сближал принцип «бизнес прежде всего». Спаянные реакционной идеологией, члены «братства» строили свои планы на будущее в расчете на установление фашистского господства!
            3. +2
              8 мая 2016 06:28
              Уже во время Нюрнбергского процесса бывший президент Имперского банка Ялмар Шахт в беседе с американским адвокатом заявил: «Если вы хотите предъявить обвинение промышленникам, которые помогли перевооружить Германию, то вы должны предъявить обвинение самим себе. Вы обязаны будете предъявить обвинение американцам. Автозавод «Опель» , например, ничего не производил, кроме военной продукции. Владела же этим заводом ваша «Дженерал моторс».
      2. Комментарий был удален.
      3. +3
        6 мая 2016 14:59
        Да, "ITT" интересная компания. Если не ошибаюсь, была одним из главных лоббистов переворота в Чили. Читал, что её СБ, в своё время, могло дать фору и FBI.
      4. -2
        9 мая 2016 08:40
        Цитата: дядя Мурзик
        могущественная «Стандарт ойл»

        Цитата: дядя Мурзик
        вела свой бизнес американская «ИТТ»

        ну и?? Это корпорации. Причём тут США? США, как государство, ввели законы как прямо, так и косвенно препятствующие торговле с Германией, а вот СССР оказывал прямую помощь Германии в первые годы второй мировой именно как государство.
        1. +1
          9 мая 2016 14:36
          ленд-лиз не был самым бескорыстным актом в истории человечества… Это был акт расчетливого эгоизма, и американцы всегда ясно представляли себе выгоды, которые они могут из него извлечь»
          Американский историк Дж. Херринг
          1. 0
            9 мая 2016 15:31
            Цитата: дядя Мурзик
            ленд-лиз не был самым бескорыстным актом в истории человечества… Это был акт расчетливого эгоизма, и американцы всегда ясно представляли себе выгоды, которые они могут из него извлечь»
            Американский историк Дж. Херринг

            - и это тоже правда. Но ленд-лиз и поставки по нему - пришлись тогда очень вовремя. Оспорите?
    3. +4
      6 мая 2016 12:34
      А ещё закупали вооружения у нацистов, в том числе, и так любимые Вами бронированные крейсера. И что?
      1. 0
        6 мая 2016 20:48
        Самое постыдное,что СССР,добывая очень значительное к-во нефти НЕ почти не производил авиационного бензина!Америка снабжала Союз авиабензином и присадками для получения из советского бензина марки 78-80 что то похожее на авиационный бензин!
        1. 0
          8 мая 2016 05:35
          наверно еще и бесплатно снабжала,как союзник! laughing
          1. 0
            9 мая 2016 14:55
            Цитата: дядя Мурзик
            наверно еще и бесплатно снабжала,как союзник! laughing

            Коллега, Вам бы еще слово land-lease вспомнить бы, что ли.. даю маячок:

            https://en.wikipedia.org/wiki/Lend-Lease

            Дальше уже можно пытаться говорить, что и чем оплачено..

            ЗЫ: завтра 73 года, как мой дед, связист, был ранен на Таманском полуострове. Голубая линия, станица Кущевская.

            С Праздником всех hi
            1. 0
              10 мая 2016 13:59
              вас тоже с Праздником!посмотрите крейсер "Эдинбург"
        2. +2
          8 мая 2016 06:26
          Указ президента США Франклина Рузвельта от 13 декабря 1941 года допускал подобные сделки и ведение американцами совместного с вражескими компаниями бизнеса, если на то не было особого запрета американского министерства финансов. Американские корпорации весьма часто и без проблем получали подобное разрешение, поставляя формальным врагам столь необходимые тем сталь, двигатели, авиационное топливо, каучук, компоненты радиотехники. Выгода была взаимной: воюющая Германия получала необходимые ее промышленности сырье и товары, американские компании получали сверхприбыль от сделок с противником. Так, принадлежащая семейству Рокфеллеров американская монополия «Стандарт ойл» , осуществлявшая добычу, транспортировку, переработку нефти и маркетинг нефтепродуктов, в годы войны регулярно снабжала гитлеровскую Германию топливом и синтетическим каучуком. Поставки шли также в Италию . При этом – самое интересное! – в самих США в военную годину существовали серьезные проблемы с поставками синтетического каучука для американской промышленности. В случае же с Германией проблем не было.
        3. 0
          8 мая 2016 07:13
          все их поставки оплачены золотом,и кровью наших солдат! soldier
          1. -1
            9 мая 2016 08:57
            Цитата: дядя Мурзик
            все их поставки оплачены золотом

            ссылку можно на цифры?
            1. -1
              9 мая 2016 14:24
              боюсь вам они не помогут!обратись к Гозману!
            2. 0
              9 мая 2016 14:44
              «...Если мы увидим, что Германия выигрывает войну, нам следует помогать России, а если Россия будет выигрывать, нам следует помогать Германии, и пусть они убивают как можно больше»,— Президент США Гарри Трумэн,сенатор 1941г.
              Может и за это спасибо сказать?
              1. 0
                9 мая 2016 20:03
                вообще то, подписывая пакт Молотова-Риббентропа, СССР тоже надеялся на поворот войны на запад, при этом помогая Германии сырьём и материалами. И что? Обычная политика
                1. 0
                  10 мая 2016 13:56
                  согласен!так не надо делать из проводки рейдера,если она даже и была сенсаций!это политика hi
  2. +6
    6 мая 2016 07:17
    Цитата: дядя Мурзик
    сбрось источник?

    Я кажется догадываюсь, что за источник. Есть такая книга, причем автор женщина. Она художественная, про альтернативную реальность, но преподносится как документальная. Ну, написана в таком стиле. Я сам поначалу повелся, но потом сопоставил с документальными источниками и понял, что это неплохая фантастика.
    Да и в чем проблема была перебросить лодки в Тихий океан без помощи СССР? К чему такие заморочки?
    1. -1
      6 мая 2016 07:24
      Цитата: qwert
      Я кажется догадываюсь, что за источник. Есть такая книга, причем автор женщина. Она художественная, про альтернативную реальность, но преподносится как документальная


      Нет никакой книги. Есть немецкий вспомогательный крейсер «Коомет» (нем. Komet). Оперативный код Кригсмарине HSK-7, во флоте Великобритании обозначался, как «Рейдер „B“».

      Под командой капитана цур зее Роберта Эйссена корабль вечером 3 июля 1940 года покинул Готенхафен и, в сопровождении сил охранения, направился через Датские проливы вдоль побережья Норвегии на север. 6 июля прибыл в Кристиансанн, где дозаправился топливом, пресной водой и переждал тревогу, вызванную появлением западнее Скагеррака британских военных кораблей.

      Переход по Северному морскому пути

      Советское руководство согласилось на проводку крейсера лишь после длительных переговоров с германской стороной. Несмотря на подписанный ранее пакт Молотова-Риббентропа (1939) и конфиденциальный договор о торговом сотрудничестве (1940), советское руководство желало сохранять видимость нейтральности и поэтому уделяло большое внимание секретности операции.

      Замаскированный под советский ледокольный пароход «Семён Дежнёв», корабль обогнул мыс Нордкап и достиг района севернее острова Колгуев. Там, занимаясь боевой подготовкой экипажа и гидрографическими исследованиями, некоторое время ожидал подхода советских судов, которые должны были его сопровождать на следующем участке пути (нейтральный на тот момент Советский Союз согласился тайно помочь «Комету» пройти вдоль северного побережья России по Северному морскому пути).
      Да и в чем проблема была перебросить лодки в Тихий океан без помощи СССР?

      Британские военные корабли
      1. 0
        6 мая 2016 07:27
        так дайте все таки ссылку?
        1. 0
          6 мая 2016 07:34
          http://topwar.ru/328-mify-i-pravda-o-polyarnyx-poxodax-krigsmarine.html
          1. +7
            6 мая 2016 07:41
            Но больше всего мифов было вокруг проводки Севморпутем на Дальний Восток немецкого рейдера «Комет» в августе 1940 года. И в этом случае СССР также не нарушал нейтралитет, ибо рейдер по судовым документам числился торговым судном, а артиллерия была еще перед приходом в Мурманск демонтирована и спрятана в трюмы!как то так,из вашего источника laughing
            1. -2
              6 мая 2016 07:46
              Цитата: дядя Мурзик
              как то так,из вашего источника

              Вы убедились, в том, что описанный случай является правдой?

              А рейдер мог числиться хоть китобойной шхуной, сути это не меняет. И как могли демонтировать торпедные аппараты и спрятать в трюмы 152 мм пушки, и главное - зачем

              Немцы просто замаскировали их щитами
              1. +5
                6 мая 2016 08:00
                в Наконец, о пресловутой «Базе «Норд», якобы построенной немцами с согласия СССР неподалеку от Мурманска, откуда немецкие подлодки в 1939–1940-х годах ходили топить английские суда. Так вот этой базы и даже ничего на нее похожего просто не существовало, разве что в сочинениях диссидентов-ревизионистов вроде Александра Некрича и сенсационных книжках в духе «Арктические тайны Третьего рейха». статье ясно написано "миФ",но "и в этом случае"!это не говорит что это правда!
              2. +1
                6 мая 2016 08:31
                Цитата: SWEET_SIXTEEN
                Цитата: дядя Мурзик
                как то так,из вашего источника

                Вы убедились, в том, что описанный случай является правдой?

                А рейдер мог числиться хоть китобойной шхуной, сути это не меняет. И как могли демонтировать торпедные аппараты и спрятать в трюмы 152 мм пушки, и главное - зачем

                Немцы просто замаскировали их щитами

                Вот ещё ссылки на тему рейдера Комет.http://australiarussia.com/raiderKOMET.html
                http://www.tinlib.ru/istorija/arkticheskie_tainy_tretego_reiha/index.php
                Но помимо рейдера Комет были ещё рейдеры.Смотрите И.Бунич."Пираты фюрера".
                А это наверное самое полное исследование о вспомогательных крейсерах Германии:Галыня."Рейдеры Гитлера.Вспомогательные крейсера Кригсмарине".
                http://mexalib.com/view/163002
                1. +2
                  6 мая 2016 08:45
                  ну Буничу я особенно верю,диссидент,якобы писатель!вы мне еще ссылку на Гозмана дайте! laughing
                  1. +1
                    6 мая 2016 09:48
                    Цитата: дядя Мурзик
                    ну Буничу я особенно верю,диссидент,якобы писатель!вы мне еще ссылку на Гозмана дайте!

                    Ну Буничу можно верить,можно нет.Я сам ему несильно доверяю.А вот Галыня и Ковалёв,довольно серьёзные писатели.У Ковалёва несколько книг про войну в Арктике.
                    1. +2
                      6 мая 2016 10:04
                      вот и я о том например у ГАЛЫНЯ нет не каких серьезных источников кроме фантазии и домыслов!
              3. +2
                7 мая 2016 10:26
                Цитата: SWEET_SIXTEEN
                Вы убедились, в том, что описанный случай является правдой?

                Статейка-то журналюжкой тиснута, реальных фактов и документов пока не приведено.
            2. -1
              9 мая 2016 09:01
              Цитата: дядя Мурзик
              а артиллерия была еще перед приходом в Мурманск демонтирована и спрятана в трюмы!

              и "тупые" советские чекисты повелись на это, ага...
              Цитата: дядя Мурзик
              И в этом случае СССР также не нарушал нейтралитет

              а американские концерны тоже не объявляли войну Германии
      2. +7
        6 мая 2016 07:59
        Севморпуть это не территориальные воды СССР, не закрывать которые СССР тоже имел право

        В ВОВ японские дипломаты спокойно ездили через территорию СССР, и далее через Турцию, в Берлин.

        немцы вполне могли пройти Севморпутем и сами - там в 20-х и 30х летали их дирижабли которые составили подробнейшие карты Арктики, которые кстати не были переданы советскому правительству...
        1. +4
          6 мая 2016 10:54
          немцы вполне могли пройти Севморпутем и сами
          Так они и проходили. Друг моего отца всю войну прошёл на эсминце "Карл Либкнехт". Однозначно утверждал, что в период ВОВ немецкие рейдеры неоднократно проходили Севморпутём. Вот только узнавал об этом наш флот как правило из сообщений работников метеостанций и местных жителей, когда что-то предпринимать было уже поздно. Я так полагаю, что "Комет" просто наиболее известный, вот его и приводят в качестве примера. Он выступил в роли своего рода разведчика и смог поделиться данными о пройденном маршруте с теми, кто шёл за ним следом.
        2. +3
          7 мая 2016 10:33
          Цитата: Movie.43
          Севморпуть это не территориальные воды СССР, не закрывать которые СССР тоже имел право

          Постановлением ЦИК СССР от 1926 года вся территория от северного полюса до материковой части СССР, ограниченная меридианами, объявлялась территорией СССР. До присоединения России к Конвенции по морскому праву в 97 году весь этот сектор Арктики считался территориальными водами СССР/России.
          Цитата: Movie.43
          В ВОВ японские дипломаты спокойно ездили через территорию СССР, и далее через Турцию, в Берлин.
          СССР не находился в состоянии войны ни с Японией, ни с Турцией.
          Что не так?
          1. 0
            10 мая 2016 11:40
            Акватория это не территория, поэтому - нет, это касалось только попавших в сектор участков суши.
          2. Комментарий был удален.
  3. +4
    6 мая 2016 07:39
    Спасибо, автору..Очень интересный эпизод..По сути "Ашхабад" почти кругосветку сделал...
  4. +10
    6 мая 2016 08:11
    Цитата: дядя Мурзик
    И в этом случае СССР также не нарушал нейтралитет, ибо рейдер по судовым документам числился торговым судном, а артиллерия была еще перед приходом в Мурманск демонтирована и спрятана в трюмы!как то так,из вашего источника

    Ну, это ведь совсем другое дело. Тем более крейсер был вспомогательным, т.е. это был вооруженный пароход. Итак, мы по просьбе немцев провели Северным путем германский пароход. Который, как оказалось, вез в трюмах артиллерийские орудия. Попав в Тихий океан, немцы установили орудия на параходе превратив его во вспомогательный крейсер, чтобы гонять американские транспорты (а точнее английские, ибо с какой стати в 1939 году им американцев гонять?).

    А как это преподносит нам уважаемый SWEET_SIXTEEN? : Коварный и недальновидный Сталин осуществляет проводку Северным путем германского крейсера, чтобы он мог вредить будущим союзникам Советского Союза. Причем добавляется еще и такая подробность (явно нереальная, ибо ни к чему так заморачиваться было. Англичанам не дотого было, чтобы гонять одинокий пароход в море Лаптевых):Замаскированный под советский ледокольный пароход «Семён Дежнёв», корабль обогнул мыс История обрастает подробностями, шпионскими страстями, для привлечения интереса обывателя. Вот так и демонизируется современными "историками" Советский Союз, чтобы его можно было поставить на одно место с гитлеровской Германией.
    Кстати, как пишут, пушки и торпедные аппараты были смонтированы на ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ крейсер в японском Нагасаки. Так что достать и смонтимровать проблем не было
    1. +6
      6 мая 2016 08:15
      согласен на все 100%!когда начинаешь копаться в источниках сразу понимаешь откуда ноги растут!
    2. -9
      6 мая 2016 09:14
      Цитата: qwert
      Сталин осуществляет проводку Северным путем германского крейсера

      Да, таковы факты

      Зачем и ради чего - спорьте на здоровье
      Цитата: qwert
      Который, как оказалось, вез в трюмах артиллерийские орудия. Попав в Тихий океан, немцы установили орудия на параходе превратив его во вспомогательный крейсер

      Эдуард, просто подумай. Подумай

      а потом пиши и делай выводы

      1. как можно на ходу снимать и убирать в трюм 152 мм пушки. сколько весит такие артсистемы. И такие же многотонные ТА

      2. Зачем нужно снимать и куда-то прятать орудия, если их можно закрыть щитами
      Советским представителям на борту был все равно, СССР изначально знал о сути операции. И получил за это 950 тыс. рейхсмарок
      Цитата: qwert
      Замаскированный под советский ледокольный пароход «Семён Дежнёв»

      СССР желал сохранить нейтралитет

      Потому немецкий боевой корабль был замаскирован под советское судно
      Цитата: qwert
      Кстати, как пишут, пушки и торпедные аппараты были смонтированы на ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ крейсер в японском Нагасаки.

      Пишут мелом на заборе

      В источниках отсутствуют упоминания о том, что рейдер заходил в Нагасаки. Это вы придумали сами
      1. +3
        6 мая 2016 09:42
        вы не назвали не одного нормального источника!бред диссидентов меня не интересует! belayвы верно не когда не были на корабле?
        1. -7
          6 мая 2016 10:26
          Цитата: дядя Мурзик
          вы не назвали не одного нормального источника!

          У вас там что нет Яндекса?

          введите "крейсер Комет" - и читайте на здоровье. Об этом случае знают все, кто интересуется морской историей
          1. +3
            6 мая 2016 10:37
            так вот откуда ноги растут!Википедия laughingне чего себе, там источником является даже "эхо Москвы"!!!я валяюсь
            1. +1
              6 мая 2016 12:34
              Цитата: дядя Мурзик
              так вот откуда ноги растут!Википедия laughingне чего себе, там источником является даже "эхо Москвы"!!!я валяюсь

              А что в Яндексе только Википедия?Я вам ссылки сбрасывал с Яндекса,мне он более привычен,так как у меня Лиса браузером,но в принципе в Лисе можно любой поисковик поставить.Вот вам ссылки не на бред диссидентов.
              http://keu-ocr.narod.ru/Komet
              http://australiarussia.com/raiderKOMET.html
              http://maxpark.com/community/4169/content/2863192
            2. -1
              6 мая 2016 16:29
              Цитата: дядя Мурзик
              так вот откуда ноги растут!Википедия laughingне чего себе, там источником является даже "эхо Москвы"!!!я валяюсь

              Вам, дядя, походу хоть кол на голове теши ничего не докажешь
            3. -1
              11 мая 2016 11:08
              Статья в википедии на русском про это за последние сутки была коренным образом переделана, и стала еще гаже чем английская
              Интересно, кто бы это мог быть? bully
    3. -1
      11 мая 2016 09:50
      Немецкий транспорт прошел замаскированный под "Семена Дежнева" только вдоль побережья Норвегии, немецкие рейдеры часто маскировались под советские торговые суда в Атлантике, также как под японские в Тихом и Индийском Океанах

      По Севморпути в составе конвоя этот траспорт шел под вполне немецким именем "Donau".
      В рейдер его переделали только в Тихом Океане.
  5. +3
    6 мая 2016 09:10
    хорошая статья . прочел с удовольствием ...... еще одна страничка истории....... Спасибо!
  6. +5
    6 мая 2016 12:20
    Наверное стоит сказать, что пароход "Ашхабад" был потоплен немецкой подводной лодкой U-402
    Кратенькие ТТХ "Ашхабада:
    Пароход «Ашхабад» (СССР, 1917 года постройки) потоплен ПЛ U-402 29.04.42 (5284 брт, 122,15х15,93х8,69 м, 11 уз)
  7. +3
    6 мая 2016 12:28
    А Красногвардеец ещё в 70-х ходил в ДВ.
  8. +7
    6 мая 2016 15:49
    Как-то с этим Кометом закбыли, что статья про Ашхабад и про известнейшего капитана гражданского флота Яскевича. Ни Ашхабад, ни Яскевич к германскому вспомогательному крейсеру Комет не имеет.


    Однако раз уж идет спор уточню, что в 1939 году мы провели торговое судно «Эмс», которое было построено в Бремене фирмой «Дешимаг» для «Северогерманского Ллойда». Спущено на воду 16 января 1937 года. Это было одно из судов серии сухогрузов (четыре однотипных судна — «Драу», «Айдер», «Иллер» и «Мюр», и два полу-систершипа, «Саар» и «Мемель»). После монтажа на сухогрузе нескольких пушек, его обозвали вспомогательным крейсером Комет. А вот и фото этого ужасного германского рейдера. Кстати, если судно проводится в нейтральных водах, вправе ли мы обшаривать чужой корабль, проводя досмотр и интересуясь, что у вас закрыто щитами. И если нам отвечают, что там дополнительный уголь насыпан, можем ли мы затребовать отодрать щиты на корабле чужой страны идущем в нейтральных водах. Если нет, то причем тут Сталин?????
    1. -2
      7 мая 2016 02:41
      Цитата: qwert
      в 1939 году мы провели торговое судно «Эмс»

      Не в 1939, а в сентябре 1940
      Не торговое судно, а боевой корабль Кригсмарине HKS-7 Komet, он же, по данным британской разведки "Рейдер B"
      Цитата: qwert
      После монтажа на сухогрузе нескольких пушек

      главный калибр 6 х 152 мм
      универсальный 1 х 75
      зенитный 2 спаренных 37 мм, 4 20 мм эрликона
      2 сдвоенных ТА на палубе и 2 траверзных ТА, боезапас 24 торпеды
      30 морских мин
      самолет-разведчик Арадо-196
      торпедный катер типа LS2 "Метеорит"

      Что-то многовато для "мирного торгаша"?

      далее, из показаний лоцманов и советских представителей на борту:
      "Комет" имел бронированный мостик, радиоузел - смена 6 радистов + офицер связи, и целый набор маскировочных средств: фальшивые складные трубы, надстроенные борта, грузовые стрелы

      Экипаж -270 человек, в 10 раз больше, чем у торгового судна
      Цитата: qwert
      А вот и фото этого ужасного германского рейдера.

      10 судов потопил, отправил на дно 42 000 тонн различных грузов

      Командир «Комета» капитан цур зее Эйссен был во время рейда произведен в контр-адмиралы. (Вероятно, эта была оценка важности не только самого рейда, но и проведенной гидрографической разведки по трассе Севморпути).
      Цитата: qwert
      Кстати, если судно проводится в нейтральных водах,

      Проводка по СМП обязательно согласовывалась с Москвой
      эксклюзивное пространство СССР

      Северный морской путь был открыт для международного судоходства лишь в 1991 году, после распада СССР.
      Цитата: qwert
      И если нам отвечают, что там дополнительный уголь насыпан, можем ли мы затребовать отодрать щиты на корабле чужой страны идущем в нейтральных водах

      «Ввиду военного характера немецкого парохода верните его обратно на запад одним из ледоколов по вашему усмотрению. Дважды в день молнируйте его позицию. Исполнение радируйте».
      - радиограмма начальника Севморпути знаменитого полярника Ивана Папанина, 25 августа 1940 г.

      Впрочем, решение было принято на самом высоком уровне. Попытки Папанина приостановить проводку остались безуспешными
      1. 0
        8 мая 2016 14:24
        википедия рулит! belay
      2. +1
        9 мая 2016 12:13
        Я понять не могу - в чем проблема? да наши провели комет по севморпути, обычное коммерческое предприятие, ссср с германией на тот момент не воевал, англичане в друзьях у ссср не числились. В чем проблема? что в этом плохого? почти миллион немецких денег заработали, причем тут игры диктаторов? и торговое судно переделанное под военное все равно полноценным военным кораблем назвать трудно, кстати не покажете на фото где там шесть 15см орудий установлено? ну или хотя бы щиты за которыми эти орудия спрятаны? :)
        1. -1
          10 мая 2016 06:29
          Цитата: faiver
          в чем проблема?

          Военное сотрудничество с фашистской Германией
          Цитата: faiver
          обычное коммерческое предприятие

          Экспедиция особого назначения (ЭОН) с участием трёх ледоколов, с маскировкой немца под советское судно, проводившаяся в строжайшей тайне, как и любая военная операция
          Цитата: faiver
          ссср с германией на тот момент не воевал, англичане в друзьях у ссср не числились

          СССР числился нейтралом, но сотрудничал и поддерживал фашистов
          Цитата: faiver
          и торговое судно переделанное под военное все равно полноценным военным кораблем назвать трудно

          Прошли кругосветку с боями, перетопив десятки судов
          Цитата: faiver
          кстати не покажете на фото где там шесть 15см орудий установлено?

          с углами обстрела
          1. +2
            10 мая 2016 07:23
            Это было немецкое торговое судно, "Плохой СССР" много чего закупал в Германии, потому что был под эмбарго со стороны США, Англии и Франции.

            Сотрудничало с нацистами твое хорошее США, поставляя им через нейтральные страны стратегические материалы до самого конца войны, и бомбя только их мирное население.
            СССР был до июня 1941 нейтралом, числились нейтралом, даже после 11 декабря 1941, США.

            Переоборудовали его в рейдер "с углами обстрела" потом в Японии в Нагасаки, наверное за это потом тоже было "заслуженной карой"?
          2. Комментарий был удален.
          3. +2
            10 мая 2016 11:41
            во первых потопил не десятки а всего десять судов, при том в одиночку только три, со схемой вашей что то не ладно совсем, лучше перепроверьте. по части маскировки я так понимаю это было условием немцев, они платят они и заказывают музыку никаких проблем в этом не вижу и "игр диктаторов" тоже :)
            по части сотрудничества с фашистской германией, а кто с ней не сотрудничал? англия и франция до объявления войны или американцы? :) смешно читать такие доводы :)
            1. 0
              10 мая 2016 12:53
              по схеме вопрос снят
            2. +1
              11 мая 2016 10:05
              Не было никакой маскировки во время прохода Севморпутем. Это был немецкий транспорт под именем "Donau".

              До Севморпути, оно было замаскировано пока судно шло вдоль побережья Норвегии, немецкие рейдеры часто маскировались под советские торговые суда в Атлантике, также как под японские в Тихом и Индийском Океанах

              В рейдер его переделали только в Тихом Океане. И разузкрасили японскими флагами под именем "Маньо Мару".
  9. +2
    10 мая 2016 09:46
    Цитата: Папандопуло
    то было немецкое торговое судно, "Плохой СССР" много чего закупал в Германии, потому что был под эмбарго со стороны США, Англии и Франции.

    О том и речь. Сами нас толкнули к сотрудничеству с Германией, а теперь обвинять? С какого перепоя Сталин должен был Думать о США, Англии и Франции, а не о своей стране? И правильно делали, что торговали с немцами. Сколько промышленность Германии недополучила станков и уникального оборудования наподобии сверхмощных прессов, на которых потом мы делали штампованные башни для Т-34. Тут двойной подсчет должен быть. Каждый станок из германни, это два станка плюсом в нашу промышленность относительно немецкой, ибо немцы этот станок не получили. Вот он вклад Германии в НАШУ победу. А нас тут призывают, стыдиться, что мы думали о своей обороне, а не об англичанах с американцами
    1. +1
      11 мая 2016 09:38
      Тема о том что после 1937г была торговля а не сотрудничество, причем с 1939 очень ограниченная. В 1937-38 даже ее практически не было. С нациками до этого сотрудничали при троцкистах.