Бронетранспортеры мира. Часть II

19
Продолжаем рассматривать зарубежные бронированные машины для перевозки солдат.

Испания

В конце 70-х на вооружение был принят BMR 3560, также иногда упоминаемый как BMR-600 или просто BMR. Из полутора тысяч шестиколесных машин разработки фирмы Pegaso около тысячи осталось в Испании, а остальные пошли на экспорт. Из всех стран, которые использовали BMR, к настоящему времени только одна сняла их с вооружения – Саудовская Аравия. Ходовые показатели БТР, достигаемые при помощи дизеля Pegaso 9157/8 (около 300 л.с.) на фоне других аналогичных машин не выглядят плохими: по шоссе машина дает до ста километров в час, а два водомета обеспечивают скорость на воде до 9-10 км/ч. Катанная алюминиевая броня защищает экипаж и системы машины от пуль калибра до 12,7 мм. В ряде источников упоминается, что за счет наклона лобовая плита может выдержать выстрел и из пулемета КПВ. Вооружение БТР может состоять из пулемета Браунинг M2HB (12,7 мм), 7-62-мм пулемета MG1A1 или из автоматического гранатомета LAG-40. Все варианты вооружения устанавливаются только по одному.

Бронетранспортеры мира. Часть II


Экипаж из двух человек обеспечивает перевозку одиннадцати бойцов. На базе BMR-600 (исходный вариант для испанской армии) впоследствии были разработаны четырехколесный БТР, командно-штабная машина, самоходные минометы (калибр 81 и 120 мм), а также боевая машина, вооруженная противотанковыми ракетами. В конце 90-х Австрия создала на базе BMR свой БТР Pandur I. В настоящий момент испанцы ведут работы по замене двигателя и бортовой аппаратуры. Программа называется BMR2.

Италия

Только десятая часть итальянских бронетранспортеров и бронированных машин (около 600 из почти шести тысяч) является полностью собственной продукцией. Это бронемашины «Пума», выпускающиеся в двух основных вариантах: с четырьмя колесами и с шестью. Оба они имеют двигатель Iveco 8042 мощностью в 190 лошадиных сил. Несмотря на сравнительно слабый мотор, обе версии «Пумы» разгоняются на шоссе до 80-90 км/ч. Интересен тот факт, что фирма Iveco, создавая этот БТР, старалась максимально унифицировать его с другой своей продукцией, в том числе и гражданской. Бронирование «Пум» рассчитано на противодействие 7,62-мм оружию, хотя от наклоненного лба машины могут рикошетить и более серьезные пули. В то же время, рикошетить они всего лишь могут, а могут и пробить. Единственное вооружение БТР «Пума» - пулемет M2HB. Экипаж машины состоит всего из одного человека, а в десантном отделении могут разместиться шесть (версия 6х6) или три (4х4) солдата.



Начиная с 70-х годов, в Италии по лицензии производится американский БТР M113. Лицензионная версия получила обозначение VCC-1. Конструктивно она похожа на оригинал версии A1. В 1997 году на основе VCC-1 была создана машина «Аристагор», получившая набор дополнительных модулей для улучшения амфибийных характеристик. В его состав входит две навесные коробчатые конструкции, придающие машине «корабельные» обводы и два водомета. С 99-го года «Аристагоры» малыми партиями производятся для нужд морской пехоты Италии

Израиль

Основную массу бронетранспортеров Земли обетованной составляют американские M113A3 (6000 штук). Тем не менее, израильтяне и сами делают БТР. Самый известный из них – «Ахзарит». Эта машина создавалась в конце 80-х как способ снабдить свою армию бронемашинами и избавиться от большого количества трофейных танков Т-54 и Т-55. Исходные танки потеряли башню, получили новое гораздо более слабое вооружение и новый более компактный двигатель мощностью 850 л.с. (в варианте Mk2) для размещения в кормовой части лаза для спешивания солдат. Защита «Ахзарита» осталась такой же, как и у исходных танков. Вооружение – четыре 7,62-мм пулемета FN MAG. Турельный пулемет имеет возможность дистанционного управления из боевого отделения. Экипаж «Ахзарита» включает в себя трех человек, а в десантном отделении умещается семеро солдат.



Аналогичным образом в Израиле были созданы бронетранспортеры «Пума» (на базе «Центуриона») и «Намер» (на базе «Меркавы-4»). Однако последний из-за возможности установки на него 30-мм пушки и системы активной защиты чаще относят к тяжелым боевым машинам пехоты. Тем не менее, «Намер» с пулеметом FN MAG, M240 или Браунинг M2HB вполне можно считать бронетранспортером. На базе всех трех израильских машин также создавались командно-штабные и ремонтно-эвакуационные машины.

Сегодня и завтра

Стоит сделать оговорку: бронетранспортеры сейчас производятся не только в рассмотренных странах. Подобные программы были или есть в ЮАР, Швеции, Индии, Китае и других странах, но изучение всех их трудов потянет на серьезную монографию, а не на пару небольших статей.

Развитие БТР во всех странах идет по одному и тому же пути. Несмотря на отличающиеся требования различных заказчиков, основные моменты концепции современного БТР схожи и выглядят следующим образом:
- машина может не иметь противоснарядной защиты. Похоже, военные многих стран полагают, что призвание БТР – доставить солдат к полю боя. Кстати говоря, такая версия «оправдывает» большое количество колесных бронетранспортеров, а также их высокие скоростные показатели.
- БТР может не иметь мощного вооружения. Конечно, в обеих частях нашего рассказа мы рассматривали только те образцы, которые без больших противоречий удовлетворяли классическому правилу из начала первой статьи. Однако большинство БТР мира и так имеют основное оружие в виде пулеметов, пусть даже и крупнокалиберных.
- модульный подход к большинству вопросов. Это касается и систем вооружения, и защиты. Так, например, модульная защита MEXAS позволяет при надобности значительно улучшить защиту БТР. В свою очередь, т.н. боевые модули позволяют на одном шасси делать машины различного назначения.
- максимальная унификация. Создание нескольких машин абсолютно разного назначения на одной базе давно оправдало себя как экономически, так и эксплуатационно.
- создание БТР своими силами и «малой кровью». Как показывает практика, для создания собственных бронетранспортеров стране требуется лишь достаточно развитая автомобильная промышленность, а целевые системы и вооружение при надобности можно докупить у других стран. Вряд ли ту же Испанию можно назвать ведущей страной на рынке вооружений. Однако она все-таки делает собственные бронемашины, пусть даже и уступающие зарубежным конкурентам.

Учитывая все эти факторы, можно предположить, как будут выглядеть совершенно новые БТР ближайшего будущего. Это будет колесная машина, построенная по схеме 6х6 (хотя нельзя исключать схемы 4х4 и 8х8) с дизельным двигателем мощностью порядка 350-450 лошадиных сил. «Родная» противопульная броня перспективной машины должна будет выдерживать, как минимум, 12,7-миллиметровые пули со всех направлений, а лобовая плита – 14,5-мм. В свою очередь, модули дополнительной защиты должны будут останавливать 30-мм снаряды, попадающие в лобовую броню. Возможно, такие требования к защите в скором времени признают даже недостаточными для этого класса бронемашин. Что касается вооружения, то вряд ли зарубежные производители бронетранспортеров станут ставить на них что-то серьезнее Браунинга M2HB. Во-первых, этот пулемет прекрасно себя зарекомендовал в ходе службы, а во-вторых, достойной замены в зарубежных странах ему пока нет. В то же время, есть другое, не менее заслуженное, оружие для БТР – 20-мм пушка Bushmaster, так что не будем исключать и такой калибр для бронетранспортеров будущего. Тем более в свете применения боевых модулей. Объемы десантного отделения вряд ли в ближайшем будущем сильно вырастут, так что одна машина сможет перевозить не более десяти солдат. Также может увеличиться количество стран, производящих бронетранспортеры, пусть даже и в кооперации с кем-то.

Можно сколько угодно предполагать, но самый разумный способ узнать, каким именно станет БТР будущего - дождаться его появления и всячески изучить.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. dred
    +4
    22 декабря 2011 08:36
    Статья отличная.есть пожелания.сделаете статью про бронемашины.
  2. 0
    22 декабря 2011 09:56
    Ну с обликом нового БТРа автор чутка не угадал.
    1. +3
      22 декабря 2011 20:38
      для создания собственных бронетранспортеров стране требуется лишь достаточно развитая автомобильная промышленность

      Похоже французы этим при создании своего MRAP от Renault. и руководствовались

  3. SuperDuck
    +1
    22 декабря 2011 12:45
    А мне вот интересно другое, насколько востребована 30мм пушка для бтр исходя их его задач на поле боя? Данным калибром увлеклись многие ведущие производители бронемашин. Не кажется ли уважаемым читателям что БТР не должен бороться с другими БТР и вертолётами (против которых есть куда более интересные ПТРК и ЗРК соотвественно). Тогда к чему эти 30мм. Я себе четко представляю зачем ему 30мм гранатомёт и ПТУРы, а вот на счёт пушки не совсем уверен.
    1. SuperDuck
      +1
      22 декабря 2011 13:20
      Дополню себя же. Насколько я помню в Афганистане были случаи успешного применения "Шилки" по зачистке глинобитных жилищ артсистемами подобного (меньшего) калибра. Но там эффект достигался за счёт подрыва боеприпаса с задержкой внутри помещения после прохождения собственно стены, но не входят в боекомплект БТР насколько я знаю такие снаряды.
      Впрочем если речь идёт не о глинобитной стене а о бетонной (что более актуально при местных контртеррористических операциях) то при побитии стены снарядом с монолитным сердечником осколки бетона должны создать эффект шрапнели. Однако думается мне что КПВТ бетонную стену с близкого расстояния шьёт не хуже.
      Не думаю что проблема в отсутствии подходящих пушек калибра 20мм (которых как по мне достаточно для этих целей), 23мм то есть вроде.
      В любом случае непосредственная огневая поддержка пехоты это задача не БТР а БМП а лучше танков и артиллерии. А навесив лишние 2-3 тонны в виде боевого модуля (хорошо если оно модульное) мы получаем худшую геометрическую проходимость (центр тяжести уходит резко вверх), ясен пень массу и худшую мореходность и я еще понимаю когда речь идёт о морской пехоте или десантуре (но там есть "нона" и куда интереснее). А мотострелкам то оно зачем...
      1. J_Silver
        0
        22 декабря 2011 16:51
        Тогда уж вообще надо бронеавтобусы делать, чтобы только подвозить к полю боя...
        Думать, что под каждую задачу надо использовать строго определенный вид военной техники и это возможно в реале, по моему мнению, может только крайне наивный человек...
        1. SuperDuck
          0
          22 декабря 2011 18:04
          Я вот как раз так не думаю, только вот универсалов в бронетехнике не бывает в силу зконов мироздания. Метла с артсистемой от Акации и броней от меркавы 4 с места не сойдёт.
          Когда не метлу притулили башню от БТР-70 и начали возить на ней десант, то духи только радовались тому что она уничтожается с РПК с километра.
      2. mox
        mox
        +1
        22 декабря 2011 23:32
        30-мм -это скорей всего унификация калибра снаряда (патрона). Фактически 14,5 это только ПКВТ, 23-мм - Шилка (снята с вооружения) и ЗУ-23-2. А 30-мм и БМП, и Тунгуска, авиационные пушки.
        1. SuperDuck
          0
          23 декабря 2011 12:31
          Я впрочем читал обоснование немецких разработчиков подобного калибра на БТР. Они утверждали что хороший залп 30мм снарядов сносит с современно танка все навесное и половину ДЗ. Впрочем я думаю что это будет последнее доброе дело которое БТР совершит.
          1. 0
            11 января 2012 10:47
            как то на просторах нета была статья про подбитый абрамс в Ираке. и сожгли его из ДШК папло ему куда то типо в дополнительную силовую установку. он и сгорел. скока сейчас навешивают оборудования на танки вполне возможно, что хороший залп из 30мм орудия ослепит его как минимум, и выведет активную защиту из строя. на войне может быть всякое. "слепой танк" бетеру не угроза.
    2. 0
      22 декабря 2011 19:57
      SuperDuck,отстреливаться от моджахедов wink
      1. SuperDuck
        0
        22 декабря 2011 20:10
        Логично, а я думал кокосовые орехи сбивать winked
  4. +2
    22 декабря 2011 19:06
    Можно сколько угодно предполагать, но самый разумный способ узнать, каким именно станет БТР будущего

    Берем "Росток", двигателем отделяем десантное отделение от боевого (выход в корме бтр) или другой вариант - просто тупо копируем немцев либо израиль (а-ля политика нынешних топ-менеджеров от МО).
    А старыми БТР 60-82 разбавить БРДМ-2 в войсках...

    знакомый скинул :
    Продам Бтр-80, Санкт-Петербург (1 787 500 руб.)
    Продам БТР-80 без пробега в идеальном состоянии на документах.
    счас сижу в раздумьях...
    1. SuperDuck
      +1
      22 декабря 2011 19:12
      Ага, только вот двигатель мешает сделать аппарель в корме. Тут как говорится как в старом анекдоте "Да тут всю систему менять нужно". Впрочем по моему мнению избавляться от боковых выходов тоже не стоит и оставить как аварийные. Бо при атаке на колонну весьма вероятно утыкание сзади идущей машины в корму, тогда задняя аппарель заблокирована.
      1. 0
        22 декабря 2011 21:19
        Причем хорошо если что нибудь легче танка... А если танк ?
    2. mox
      mox
      +1
      22 декабря 2011 23:34
      Тогда уж лучше украинский БТР-4. По двигателю, башне плюс аппарель ссади.
      1. SuperDuck
        0
        23 декабря 2011 12:28
        ну лучше-хуже, не в этом дело, РФ его закупать все равно не будет. Да и двигатель там из семейства 5 ТДФ только по цилиндрам резаный ну и мощнности, его в РФ жуть как не любят а компоновка такая что влазит или этот или немецкий есть аналогичный. Впрочем мебельщик только бы обрадовался еслиб пришлось немцев покупать.
  5. J_Silver
    +3
    22 декабря 2011 20:43
    Прежде чем придумывать облик БТР будущего, было бы неплохо сначала определить, как воевать, не приведи господь, конечно, придется: где, с кем, с какими целями...
    1. 0
      23 декабря 2011 09:11
      Если так:

      то проще сразу, чтоб не мучиться...
  6. vecher
    +1
    25 декабря 2011 15:29
    Цитата: mox
    Тогда уж лучше украинский БТР-4.

    БТР-4 представляет уже устаревшую концепцию по форме лобовой брони. Новые БТР имеют лоб с сплошным бронелистом, без ослабляющих бронезащиту смотровых окон.
  7. kov
    kov
    0
    26 сентября 2012 17:20
    Видео обзор Пумы (передача Военная тайна)

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»