К вопросу о новой типологии культур лукофилы и лукофобы (часть третья)

77
«...упою стрелы Мои кровью, и меч Мой насытится плотью,..»
(Второзаконие 32:42)


В прошлый раз мы остановились на том, что постарались доказать обоснованность культурологической типологии «лукофилы и лукофобы», то есть подразделения культур, имевших место в прошлом, на народы, почитавшие лук, и народы, считавшие его недостойным оружием. Впервые на то, почему рыцари не пользовались луком, обратил внимание английский историк Тимоти Ньюарк. Но он на этом и остановился. Мы продолжили рассматривать его концепцию в плане распространения любви и ненависти к луку не только в отношении рыцарей, но и просто народов (и цивилизаций), условно поделив их на лукофилов и лукофобов. Сегодня мы посмотрим, что может нам дать экстраполирование данной дихотомии на историю развития человечества.

Обратившись к данным археологии и письменным источникам, мы сможем доказательно утверждать, что от американского континента и до окраин Евразии в эпоху каменного века лук был поистине массовым оружием. Его применяли на Андаманских островах, в Японии, в Индии, в Африке, ацтеки и майя, жители древней Испании (где в болоте как раз и нашли древнейший европейский лук!) – словом, распространен он был ну просто очень широко. Лишь некоторые народы его не применяли, однако совсем не потому, что имели какое-то против него предубеждение. Например, масаи в Африке луком не пользуются, зато используют копье с широким наконечником – такова специфика их охотничьей практики. То же самое мы видим и у аборигенов Австралии. Лук им был просто не нужен.


Св. Себастьян, пронзенный множеством стрел, стал своеобразным символом своей эпохи. Император Диоклетиан приказал казнить его именно так, но… ведь сами римляне луком не пользовались. Значит, казнь осуществляли их наемники.

Зато луком пользовались древние египтяне, ассирийцы, персы, индийцы, причем последние лук едва ли не обожествляли. Достаточно почитать «Махабхарату», чтобы в этом убедиться. Лук встречается в древних сказаниях нартов, живших на Кавказе, ну а про народы Сибири и Центральной Азии можно было бы даже и не вспоминать. Но… именно здесь во тьме веков и произошло что-то такое, что вызвало у одного из народов, обитавших именно в этом районе, своеобразную «нелюбовь» к луку. Или, скажем так, мнение, что это оружие недостойно настоящего мужчина и воина! Что это был за народ, и когда произошло это разделение? Ну, прежде всего, ни киммерийцы, ни скифы, ни сарматы к лукофобом причислены быть не могут. Но вот дорийцы, пришедшие в Грецию с севера, как насчет них? До них греки охотно применяли луки. Но… после дорийского завоевания Греции все изменилось, что доказывают и пьесы Эврипида, и древнегреческая керамика. На них вы увидите гоплитов и всадников с копьями и щитами, а вот лучники – все наемники-варвары. Скифы – о чем свидетельствуют надписи, то есть люди второго сорта. Не граждане! Впрочем, возможно, все началось несколько ранее или позднее?

К вопросу о новой типологии культур лукофилы и лукофобы (часть третья)

Скифские наконечники стрел были бронзовыми, втульчатыми и имели сбоку шип для неизвлекаемости.

Здесь, наверное, следует обратиться к «Атласу мировой истории», изданного под редакцией профессора Оксфордского университета Джефри Барраклоу, издательством «Таймс букс» в 2001 г. В нем дана хронология разных событий, имевших место в разных регионах планеты в одно и то же время. С его помощью удобно проводить сравнения. В нем читаем: 2200 – 2000 гг. (индоевропейцы) будущие древние греки завоевывают материковую Грецию. Тем временем на Крите развивается минойская цивилизация. Затем она гибнет в результате извержения вулкана Санторин, а Крит после 1500 года захватывают ахейцы. Тогда же происходит обособление славян от других индоевропейских народов. И вот тут в конце XII в. до н.э. приходят греки-дорийцы, громят микенскую цивилизацию и захватывают Крит.

А теперь вспомним 490 год и битву при Марафоне, где греки-гоплиты победили персов-лучников. Прошло около 700 лет, и все это время греки (это уже совсем другие греки, потомки пришельцев с севера, а те сами откуда пришли?) не слишком хорошо относились к луку, не так ли? И у них была своя конница, но они никогда не стреляли с седла!

Еще вперед по «ленте времени», и мы увидим, что это гунны побеждают готов, и те переселяются в устье Дона, а оттуда часть готов идет на запад, а часть на восток и наносит римлянам поражение в битве при Адрианополе в 378 году уже н. э., причем они не стреляют из луков с коня, что отмечают все римские историки. Об этом же пишет и Т. Ньюарк, когда говорит, что готская тактика войны предшествовала рыцарской, то есть это был бой мечом и копьем. Ну, а китайцы – неважные наездники, около 300 г. изобретают высокое седло со стременами. То есть что же получается: где-то в дебрях Средней Азии, где когда-то и обитали готы, почему-то возникла эта странная идея, что лук - не оружие мужчины, и только тот воин, кто бьется с врагом мечом и копьем. При этом готы, естественно, проигрывают гуннам (то есть те жили от них неподалеку) и уходят от последних на запад. На востоке остаются лукофилы, включая Китай и Японию, а вот на запад уходят лукофобы-готы, создавшие впоследствии своими завоеваниями основу для европейской готической культуры. Но и римляне лука не любили, а переняли эту нелюбовь от греков. То есть возникла эта лукофобия задолго до готов, и был народ (какой народ?), передавший ее грекам. Но у готов, скажем так, она дошла до максимума. То есть мы имеем продолжительный исторический процесс, охвативший как часть Азии, так и Европы, и постепенно приведший к тем серьезным социальным изменениям, о которых уже писал Т. Ньюарк в 1995 году.


Ассирийцы очень рано начали применять конных лучников, стрелявших с коня. Но сначала поводья держал другой всадник! Рис. Ангуса МакБрайда.

Когда и где именно произошло, и что произошло такого, что отвратило готов и тех, кто жил в этом регионе до них, от лука, мы, скорее всего, уже никогда не узнаем. Хотя об этом можно было бы написать превосходный исторический роман. Но можно попытаться проследить путь миграции древних лукофобов по погребальному инвентарю. Если погребение мужское, в нем меч, копье, щит, но нет наконечников стрел, то вывод очевиден – здесь погребен «лукофоб».


Ассирийский конный лучник против арабских стрелков на верблюдах. Со временем ассирийцы овладели искусством верховой езды настолько, что их всадники начали действовать подобно скифам. Рис. Ангуса МакБрайда.

Ну, а теперь подумаем над тем, что любая, в общем-то, культурологическая типология дихотомична. Например, аполлоническая и дионисийская, атлантическая и континентальная, леса и степи, ну и так далее. Но хорошая теория должна еще и многое объяснять, и в данном случае, да, действительно, именно типология лукофилов и лукофобов позволяет ответить на один очень важный вопрос: почему Запад не любит христианскую Россию, откуда это идет? С Востоком все понятно: религия, нарушение рыцарской традиции не стрелять с коня – вот вам и повод «обозлиться» на целые столетия. Но ведь наши-то предки были христиане…


«Байесская вышивка». Нормандские рыцари, впереди которых идут лучники, атакуют пехоту Гарольда. Именно лучники сыграли в этой битве главную роль, но… традиционно считается, что это была конница!

Начнем с того, что отметим, что готская военная культура не оказала влияния на славян. Так они Причерноморским степным коридором на запад и ушли. Затем последовали столетия, когда в Европе создавались варварские королевства, а у нас наши предки отражали аваров и печенегов, половцев и монголо-татар. И в этой борьбе с Востоком они взяли у него все лучшее. Может быть, они и не умели стрелять с коня с таким мастерством, как эти народы. Но они не чурались этого искусства – вот что важно! И даже став христианами, наши далекие предки-дружинники князей имели в своем арсенале лук и стрелы! И встретившись с «братьями по вере» на полях сражения, они предстали в глазах последних не только вероотступниками, но и – пожалуй, это было еще хуже, – людьми, исповедующими «варварский принцип», не прикрытый никаким внешним благочестием – «цель оправдывает средства!» «Мне выгодно стрелять из лука с коня, значит, я стреляю!»


Замечательно рисует английский художник Грехэм Тернер. Но… что мы видим на его рисунках? Рыцарей, чьи конские доспехи закрывают шею и крупы их коней. Зачем? Кто будет бить в бою мечом по крупу? Но все становится понятным, если обратиться к манускриптам тех лет. Стрелы лучников – вот причина такой странной «бронировки». Они сыпались сверху подобно дождю и,… набрав очень большую скорость, наносили лошадям смертельные раны, а легкораненые лошади просто ложились и не могли бежать дальше!

Вспомним наши былины. Там использование лука и стрел богатырями ничуть не осуждается, а ведь былины – «глас народа». То есть наши предки не видели в том, что витязь стреляет из лука, сидя верхом, ничего зазорного; и луки, и стрелы входили в паноплию наших всадников издавна! О чем писали и многие иностранцы, посещавшие Московию. Мол, ездят на холощеных жеребцах, погоняют их нагайками и мастерски стреляют из лука как вперед, так и назад. Причем, это взято описание поместной конницы ХVII века, об этом писали… Ну как это можно было перенести и с этим смириться? И даже когда изначальная причина этой «нелюбви» уже позабылась, память о ней и о том, что «от этих русских можно всего ожидать», сохранилась и передалась потомкам «рыцарей-готов».


Впрочем, ему есть с чего рисовать. В одном только Метрополитен-музее в Нью-Йорке выставлено сразу несколько полных рыцарских доспехов, в том числе и конных.

Ну, а мы и сами тому немало поспособствовали – ну, чтобы о нас думали именно так, так что «нелюбовь» Запада может быть объяснима еще и этой очень давней культурной традицией. И, кстати, наши отечественные историки еще в дореволюционное время это хорошо понимали и писали, в частности, Ключевский, что мы представляем собой уникальную культуру и превосходим Запад легким вооружением, а Восток, соответственно, тяжелым, однако и не настолько, чтобы это мешало нам драться и с теми, и с другими не только на равных, но и превосходить и тех, и других.


Обратите внимание на то, как защищен конь этого рыцаря спереди. Маска, нагрудник и пластины защищают голову, шею и грудь. Но у него защищена также и шея сверху.


«Накрупник» имел форму колокола, чтобы защитить ноги коню и отводить стрелы в стороны.

Отсюда распространение на Руси рыцарского меча и восточной сабли, лука и стрел и… арбалета, легких восточных кольчуг и тяжелых пластинчатых доспехов, не уступавших иной раз и рыцарским латам. Ну и кому же понравится такая вот исключительность, когда люди больше всего любят, чтобы ты был как все, а исключительности и избранности обычно никому не прощают! И, как видите, именно типология «лукофилы-лукофобы», причем, именно применительно к нашей истории, позволяет на многие вопросы нашей истории дать по-настоящему исчерпывающий ответ!


Вот она, наша допетровская поместная конница, умевшая стрелять назад на скаку не хуже тех же скифов!


А это фигурки фирмы «Звезда». Чем не рыцари? И с луками в руках!
77 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    25 мая 2016 06:46
    До них греки охотно применяли луки. Но… после дорийского завоевания Греции все изменилось, Автор Вячеслав Шпаковский

    Геракл был дорийцем, не пеласгом. Как он истребил стимфальских птиц? Плевками, пусканием газов или всё-таки луком и стрелами?
    1. Riv
      +9
      25 мая 2016 08:10
      Дориец... Пеласг... Это все-таки современные термины. Родовые отношения не предполагали каких то развитых связей между отдельными родами. Максимальная "объединяющая связь" в то время - полис. То есть какой нибудь мирмидонянин никаким таким дорийцем себя не считал, а знал свой род и местность, в которой живут еще несколько дружественных родов. День пути в любую сторону - это уже "тот свет".

      А Геракл, если уж на то пошло, считался сыном Зевса. Это ставило его вне родплеменных отношений. Такому можно и луком пользоваться, и вообще что угодно делать. Он то, что на Руси называлось: "выродок". Никакой ответственности ни перед кем. Может в наемники податься, или подвиги совершать, или детей своих поубивать. Желающие усомниться в его божественном происхождении видимо на свете долго не заживались...

      Вообще нелюбовь древних греков к луку скорее всего объяснялась двумя причинами: неумением делать луки и стрелы и... попросту неумением стрелять. Древний грек стрелял от груди, а тетиву натягивал щипковым хватом, держа стрелу за хвостовик. Для такого способа требуется немерянная сила, кто не в курсе, а Гераклы не везде есть.
      1. 0
        25 мая 2016 09:22
        Это Вы хорошо подметили!Плюс Вам за знание фактуры.
      2. +2
        25 мая 2016 10:31
        Цитата: Riv
        Дориец... Пеласг... Это все-таки современные термины.

        Действительно, уважаемый, если считать 1962 г. современностью. Я лично учил историю древнего мира по учебнику Федора Петровича Коровкина "История древнего мира". Про пеласгов и дорийцев почерпнул оттуда. Оттуда, кстати и завоевание дорийцами Пелопонесса.
        Цитата: Riv
        День пути в любую сторону - это уже "тот свет".

        Днём пути тут не отделаешься.
        Цитата: Riv
        А Геракл, если уж на то пошло, считался сыном Зевса. Это ставило его вне родплеменных отношений. Такому можно и луком пользоваться, и вообще что угодно делать. Он то, что на Руси называлось: "выродок"

        Зря героя обидели, уважаемый! Лепше было бы по-французски "бастардом" обозвать.
        Цитата: Riv
        Вообще нелюбовь древних греков к луку скорее всего объяснялась двумя причинами: неумением делать луки и стрелы и... попросту неумением стрелять.

        Ну, не усложняйте, не стоит множить сущности... Не такие уж они и "тупые" были... Просто лук это - приспособление для охоты на мелкую дичь, которая была истреблена в Греции, подлесок которой банально съели козы. В полисном устройстве лучников быть не могло по определению, поскольку не было объектов для охоты. Артемида всё-таки древнее божество, когда женщины были вынуждены браться за оружие для поиска пропитания.
        И напоследок: вспомните чем был поражён Ахиллес.
        1. +1
          25 мая 2016 19:15
          Так если греческую литературу вспомнить там полно персонажей умеющих обращаться с луком и стрелами что в "Одессе" (сам Одиссей и его вторая половина со всеми горе претендентами в её мужья ), что в "12 подвигов Геракла" Правда все они отнють не рядовые греки. Малое распространение лука быстрей всего было связано с дороговизной метала используемого на наконечники. Металлургии считай почти нет. Представьте себе бюджет и траты война той эпохи доспехи - слои ткани и кожа, щит -лоза, кожа и дерево. Что из метала ???? наконечник копья !!! меч ??? да и то не у всех, шлем ??? ну такой шик редко кто позволить себе мог, но это все многоразовое. А тут как представишь выкинуть пару кило металла "вай вай разорение" тут и воевать не захочешь. Так что в те времена Лук со стрелами (с бронзовым наконечником) могла себе позволить только знать а ей биться в качестве простого война не положено по статусу. Кстати тот же Немейский лев возможно не так уж и толстокож был просто у пастухов стрелы без наконечника.
      3. +3
        25 мая 2016 23:01
        Кончайте про нелюбовь греков к луку. Перечитайте Иллиаду и Одиссею ещё раз. Когда Одиссей возратился, его жена Пенелопа устроила простое соревнование среди женихов. Надо было просто натянуть тетиву на лук Одиссея. Ни кто не мог с этим справится. Даже его сын. А Одиссей напомню был царём. Так что стрелять из лука - это царское, не стрёмное дело по тем временам. Кстати, когда Одиссей натянул лук он перестрелял женихов. В одиссее этот поступок не представлен, как постыдный, а наоборот прославляет Одиссея. Так, что автор не лепи горбатого.
      4. 0
        27 мая 2016 15:32
        Riv4

        Скорее всего греки не умели делать луки. И в них особенно и необходимости не было.

        Начнем с того, что в их местности не деревья, а одни корчи. Потом природа давала 3х разовый сбор урожая в году, что меняло их образ жизни с охоты на оседлый. Да и выпас овец не требовал дальних переходов. Возобновление растительности быстрое. А стиль жизни и технологии соседей влияет на вооружение. Такая как готовить профессиональных солдат требует дополнительного рессурса, а охотники отсутствовали из которых в общем то и набирали лучников то соответственно и популярность лука была не высока. Врядли имеет смысл приписывать западу особую мораль.

        Кстати, метательное боевое оружие у них присутствовало. А простолюдин пользовался повсеместно пращей.

        Ну и по поводу морали западной и восточной. Взаимных претензий найти можно бесконечно много.

        И в общем все доводы автора это предположение или мнение и выглядит не убедительно. Даже глядя на доспех коня абсолютно не факт, что это защита от стрел. Ну и падая стрела, все-таки не разгоняется, а теряет кинетическую энергию по сравнению с той энергией, что выкинула эту стрелу на данную высоту.
    2. 0
      25 мая 2016 09:20
      В предыдущем материале был приведен отрывок из Эврипида. Как раз о нем...
    3. +1
      25 мая 2016 10:29
      Цитата: V.ic
      До них греки охотно применяли луки. Но… после дорийского завоевания Греции все изменилось, Автор Вячеслав Шпаковский

      Геракл был дорийцем, не пеласгом. Как он истребил стимфальских птиц? Плевками, пусканием газов или всё-таки луком и стрелами?

      Аргонавты тоже отстреливались от них из луков. Хотя весь этот спор, мне кажется, надуманный. Одно порождает другое. Все пробивающее копье и все защищающий щит.
  2. +1
    25 мая 2016 06:49
    Универсальный солдат или специализированный воин? Вооружение на все случаи жизни или совершенствование в определенном виде боя? Нужно учитывать, что восточные и западные армии использовали разные тактики. Для запада характерно прямолинейное, запланированное сражение. Восток пользуется военными уловками, засадами и ложными отступлениями. Когда не знаешь, чего ждать от врага, нужно быть готовым ко всему.
    1. +2
      25 мая 2016 08:07
      "Прямолинейное и запланированное"? Ну ладно прямолинейное, но где там план? В Европейских армиях не всегда могли определиться кто командовать будет, а рыцарское ополчение и стадо крестьян ведомых на убой, это вообще сказка в плане дисциплины. "Идите туда и наваляйте всем не нашим" на планирование не тянет. Да, были исключения, но именно исключения.
    2. Riv
      +2
      25 мая 2016 08:21
      Тут подход немного другой. Вот допустим вы ставите боевую задачу батальону. Вы ведь в приказе не указываете, что взять в качестве оружия надо взять автоматы? И так понятно, что со штатным пойдут. Александр Македонский тоже фаланге ставил задачи, не сосредотачиваясь на подобных мелочах. И любой полководец всегда стремился унифицировать оружие своих бойцов.

      Но поскольку задачи-то боевые всегда разные, то и рода войск для их выполнения тоже нужны разные. Либо надо выбирать какой-то универсальный способ вооружения, чтобы боец мог выполнять если не все приказы, то хотя бы большую их часть. А потом приспособить тактику к имеющимся возможностям.

      Так вот конный лучник в легких доспехах как раз и является наиболее универсальным воином. Высокая маневренность, возможность сражаться на дистанции и навязывать свой стиль боя. Фалангу из них не составить, но это и не нужно. Современный аналог - аэромобильные части.
    3. +3
      25 мая 2016 13:57
      Нужно учитывать, что восточные и западные армии использовали разные тактики. Для запада характерно прямолинейное, запланированное сражение. Восток пользуется военными уловками, засадами и ложными отступлениями.
      Тактика как раз в то время росла из доступного вооружения, а не наоборот. Она на тот момент вторична. Это сейчас в академии или МО могут придумать новую тактику и заказать у ВПК под нее специализированное вооружение. В то примитивное время тактика складывалась методом тыка. Из многочисленных боев с использованием доступного оружия. История знает крайне мало примеров, когда централизовано, под вновь, с нуля придуманную тактику создавалось вооружение и крупные подразделения.
      даже реформы Филиппа Македонского с введением сарисс - достаточно мелкая (хотя и очень эффективная) эволюция имевшейся фаланги.
      1. Riv
        +1
        25 мая 2016 15:03
        Дело в том, что оружие не придумывается в единственном числе. Вундервафель не существует. Вот а примеру умные головы придумали танк. Сначала военные его просто гнали вперед, поливая свинцом округу, пока не застрянет. В ответ появились противотанковые ружья и гранаты, выделился класс противотанковых орудий. Изменила свое поведение на поле боя пехота. Танкисты перешли к глубоким прорывам, благо техника совершенствовалась и могла проехать сама не одну сотню километров. В ответ появились части, специализирующиеся на борьбе с такими прорывами, а пехота вооружилась гранатометами.

        И так далее. То есть появление более совершенных образцов оружия меняет тактику и это в свою очередь приводит к модификации оружия.

        А то, что в древнем мире тактика особо не менялась, так ведь и оружие оставалось примерно одинаковым. Велика ли разница, какой у тебя длины копье, или какой формы щит?
        1. 0
          25 мая 2016 22:11
          Цитата: Riv
          А то, что в древнем мире тактика особо не менялась, так ведь и оружие оставалось примерно одинаковым. Велика ли разница, какой у тебя длины копье, или какой формы щит?

          Весьма забавно но такие тонкости и мели существенное значение... Особенно длина копья и строй. А "башенный" щит?... Ну не стоит настолько сильно упрощать... Слишком легко запутаться и сделать неверные выводы. Предки по интеллекту современным людям не уступали совершенно.
          1. Riv
            +1
            25 мая 2016 22:47
            Так ведь и современный полк можно вооружить кремневыми ружьями, или пращами. Дело не в этом.

            На самом деле развитие военного дела подчиняется определенным закономерностям. Это заметили еще древние греки. Оружие совершенствуется, тактика меняется, но основные принципы остаются прежними. Например принципы концентрации сил, или разделение армии на различные виды войск - им тысячи лет. Длина копья за это время менялась неоднократно.
  3. +2
    25 мая 2016 07:25
    Тут в общем можно как оргумент нелюбви добавить сравнение с современными снайперами.В равных условиях,при отсутствии у сторон дальнобойного тяжёлого оружия,отделение снайперов при грамотном командовании может связать любой штурм.
    1. +2
      25 мая 2016 08:06
      Цитата: синоби
      Тут в общем можно как оргумент нелюбви добавить сравнение с современными снайперами.В равных условиях,при отсутствии у сторон дальнобойного тяжёлого оружия,отделение снайперов при грамотном командовании может связать любой штурм.

      И при этом противник будет считать снайпинг неджентельменским, варварским видом борьбы. И плененного снайпера расстреляют на месте.
    2. +1
      25 мая 2016 11:22
      Кстати, в Средние Века, после появления огнестрельного оружия, стрелков "огненного боя" очень не любили и с взятыми в плен обращались весьма жестоко и куда менее гуманно, по сравнению с другими категориями пленных.
      1. 0
        25 мая 2016 21:27
        Цитата: alebor
        Кстати, в Средние Века, после появления огнестрельного оружия, стрелков "огненного боя" очень не любили и с взятыми в плен обращались весьма жестоко и куда менее гуманно, по сравнению с другими категориями пленных.


        Кстати, в любые века особо опасных стрелков не любят, как в Средних Веках рубили пальцы стрелкам из лука, так и в современности лупят по пулемётчикам и снайперам из всего что стреляет, ну а уж в плен им вовсе не желательно попадать..)))
    3. Комментарий был удален.
  4. +13
    25 мая 2016 07:46
    С трудом смог дочитать. Но раз уж начал эту трилогию (очень надеюсь что четвертой части не будет, при всем уважении к автору) читать решил добить.

    Все комментировать не буду, а то по объему выйдет текст больше статьи. Но:

    1. Утверждение что готы определились со своим отношением к луку и вообще решили как будут воевать еще в азии, а потом сотни лет упорно топали в Европу не выдерживает критики. За время их миграции они могли 10 раз поменять и религию и уклад жизни и способы производства, да что угодно, захотели бы выжить и если бы этого потребовали обстоятельства, в Европе бы племена боевых пловцов явились.

    2. У греков были луки и они ими пользовались в бою. Луки были плохонькие, стреляли от груди, но они были. Так что говорить исключительно о наемниках лучниках нельзя. Вот только основная ударная мощь городское ополчение были вооружены в первую очередь копьем и им этого хватало.

    3. Говорить о том что отсутствие лука, наконечников и т.д. в гробнице говорит о том что покойник был «лукофобом» минимум странно. В гробницу клали Айфоны 6 и золотые Калаши того времени. Не думаю что в гробницу могли положить деревянную лопату или вилы, но никто не говорит что в гробнице страшный «лопатофоб».

    Таким образом можно сделать противоположный вывод, что лук был очень распространен, а можно и не делать.
    1. +3
      25 мая 2016 09:41
      Цитата: Черкашин Иван
      Не думаю что в гробницу могли положить деревянную лопату или вилы, но никто не говорит что в гробнице страшный «лопатофоб».

      good
      Еще следует учесть, что хороший лук - это высокотехнологичное изделие, и, возможно, многие просто не могли его изготовить должным образом. Чисто из дерева применялся именно валлийский тисовый лук, ак валлийские лучники как раз и составляли основу свободных крестьян, внесших решающий вклад в победу при Азенкуре над французской рыцарской конницей. Кстати, ходит и байка про знак V - виктори. Мол, французы после Азенкура пленённым английским и валлийским лучникам, наводившим трепет на французов, отрубали именно эти два пальца на правой руке, чтобы они не могли в дальнейшем пользоваться своими луками. Лучники, зная об этом, перед битвой дразнили французов, показывая им неповреждённые пальцы — «Бойтесь, враги!» bully
      Но и подготовка лучников занимала много времени по сравнению с подготовкой копейщика. А многие из тех, кто не использовал в массовом порядке лук, просто не могли его должным образом изготовить, да и "школа" подготовки лучников требует десятилетий, если не столетий опыта.
      И это если речь идёт о "простом" тисовом луке, а лук композитный изготовить гораздо сложнее, и стоимость его просто зашкаливала. Для бедной средневековой Европы это тоже играло немаловажную роль.
      Да и само отношение к войне в Европе было иное: главное - куртуазность, идеализация рыцарей и т.д., но не борьба за выживание, как, к примеру, на Руси на границе со степью - тут был реальный фронтир, и нравы были совсем другие.
      1. +2
        25 мая 2016 14:12
        да и "школа" подготовки лучников требует десятилетий, если не столетий опыта.
        А самое главное - социальных условий. Рабов или смердов никто из знати годами не будет учить стрелять из лука. Хотя бы из чувства самосохранения.
    2. -2
      25 мая 2016 09:45
      Цитата: Черкашин Иван
      У греков были луки и они ими пользовались в бою. Луки были плохонькие, стреляли от груди, но они были. Так что говорить исключительно о наемниках лучниках нельзя. Вот только основная ударная мощь городское ополчение были вооружены в первую очередь копьем и им этого хватало.


      Кроме Ваших слов чем это можно подтвердить? Видите ли, был проведен анализ греческой керамики. На всех изображениях лучников (кроме Одессея) изображены не греки.
      1. +2
        25 мая 2016 10:22
        Давайте логически рассуждать. Был "греческий" тип стрельбы из лука, был отличный от него "скифский".
        Примеры на черепках искать лень. Есть масса упоминаний критских лучников например. Они достаточные греки для вас?
        1. 0
          25 мая 2016 10:27
          "Масса" это не о чем. И черепков искать не надо. Все уже нашли до Вас. Нового Вы не найдете.
          1. +2
            25 мая 2016 10:49
            У меня складывается впечатление что вам лень пользоваться поиском в интернете. Набрать "критские лучники" в строке поиска и узнать хотя бы о наемниках в армии Александра Македонского не сложно.
            1. +1
              25 мая 2016 12:49
              У меня немного другие источники. Про Интернет как источник я здесь уже писал.
              1. 0
                25 мая 2016 13:47
                После прочтения ваших статей очень любопытно узнать какими источниками вы пользуетесь. Я человек простой, у меня коллекции греческих амфор нет, да и распознать национальность голого мужика с луком на нарисованного на горшке я не смогу.
                Так что приходится пользоваться Интернетом в котором и ваше творение мне встретилось.
                Но это все лирика. Я утверждал что в армии Александра Македонского были критские наемники, вы с этим не согласны?
                1. 0
                  25 мая 2016 16:33
                  Почему не согласен? Могу вполне быть согласен, просто мне это было неважно, поэтому я не могу дать ссылку на источник. А мои источники были названы в конце ВТОРОЙ СТАТЬИ на эту тему. Кроме того, эта статья по сути дела урезанное заключение трех работ: моей докторской, монографии "Англоязычная историография рыцарского вооружения" (Германия), и монографии "Рыцарское вооружение" (2013. М: Ломоносовъ). В них дано больше ссылок. Собственно, и в тексте ссылок масса, а в конце объемная историография. Немецкую книгу я Вам не рекомендую - очень дорогая, а "Ломоносовъ" наверное уж кто-то да выложил в Сеть, и там можно найти, чтобы не покупать. Вот такие у меня источники. Да, Интернет, конечно, приходится связываться с разными людьми и просить у них информацию. Когда здесь шел цикл статьей про Трою - пришлось контактировать с одним англичанином, одним американцем и кучей греков - ссылки были в конце статей.
  5. 0
    25 мая 2016 08:24
    Статья интересная. Но показалось, что автор считает родиной готов Азию, несмотря на их скандинавское происхождение.
    1. Комментарий был удален.
    2. +1
      25 мая 2016 14:24
      Предки почти всех современных европейцев пришли из Азии, чаще всего упоминается Алтай. Согласно данным ДНК-генеалогии именно из района Алтая держали путь носители гаплогрупп R1a (Арии - наиболее многочисленно представлены Славянами - около 50% от числа современных представителей Западных и Восточных Славян, Прибалтами - около 30%, менее Германцами - около 15% и далее по нисходящей; говорим про Европу, поэтому не упоминаю Среднюю Азию, Иран, Афганистан и Индию), R1b(Эрбины - западные европейцы в большей степени), N1c (Финно-Угры - Фины, Эстонцы, Венгры, Марийцы и т.д.).
    3. +1
      25 мая 2016 18:57
      Цитата: baudolino
      Но показалось, что автор считает родиной готов Азию, несмотря на их скандинавское происхождение.

      А откуда пришли Скандинавы?
      1. +1
        25 мая 2016 19:50
        Цитата: Rivares
        Цитата: baudolino
        Но показалось, что автор считает родиной готов Азию, несмотря на их скандинавское происхождение.

        А откуда пришли Скандинавы?


        Приверженцы русофобской - норманской теории, ярые сторонники рудбекионизма сказали бы, что они там были всегда, ибо они и есть легендарные Гипербореи. smile
  6. +4
    25 мая 2016 08:34
    Использовать в ряду иллюстраций коробку от фигурок фирмы «Звезда»?!!!!
    При том что снаряжение поместной конницы на рисунке выше совсем не тянет рыцарское современное. Есть множество сохранившихся или реконструированных комплектов, их и надо сравнивать с учетом времени использования. Одно дело 13, другое - 15 век.
  7. +7
    25 мая 2016 08:36
    Хороший материал.
    Много. Подробно. Душещипательно и зубодробительно.
    Из всего, что прочитал, вынес только одно (что мне понравилось) - "..Ну и кому же понравится такая вот исключительность, когда люди больше всего любят, чтобы ты был как все, а исключительности и избранности обычно никому не прощают! И, как видите, именно типология «лукофилы-лукофобы», причем, именно применительно к нашей истории, позволяет на многие вопросы нашей истории дать по-настоящему исчерпывающий ответ!"
    ...
    Оказывается, на Руси умело и весьма успешно пришли к СИНТЕЗУ боевых культур Евразии. А также, попутно и других культур, не только боевых.
    Это вывод очень хороший.
    ...
    Теперь о грустном.
    1. Почему св. Себастьяна убивают наемники древних римлян, ОДЕТЫЕ В СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ОДЕЖДЫ? Насколько помнится, римляне шатались вроде бомжей, в куски тряпок закутанные, стОлы там, тоги, хитоны. Плебс вообще показывают только с начленной повязкой и ремешком. А тут - наемники римлян. одеты, как лучшие щеголи средневековья.
    Нелады какие-то. То ли с авторством рисунка, то ли с датировкой....чего? События, рисунка, хронологии...
    ...
    2. Как-то очень сложно все происходит в истории - то одни очумелые создают культуру, потом другие приходят - рушат все и снова создают, потом третьи приходят - рушат все и создают. Потом четвертые, потом пятые. То греки есть древние, то потом ахейцы, то потом дорийцы. Одни стреляют с луков, другие нет.
    Что-то плохо увязывается такая чересполосица с человеческой натурой.
    Пришел разрушать - разрушай. Потом обычно отваливают.
    А если пришел создавать - то не разрушают. Кому охота жить на пепелище? Или заниматься двойной работой?
    Так и представляю, монголы еще не захватили Козельск и чпокнули младенца, а подрядчики на строительство уже среди монгол бабки делят.
    Что-то мне такая история напоминает упражнения в изящной словесности. Хотя по жизни знаю, что все гораздо проще.
    ....
    3. Одни любят луки, другие - нет.
    А если просто посмотреть на ареал лесов, лесостепи и степи? Разве не становится понятным, что лесовики-лешие луком явно владеть будут хуже, чем обитатели лесостепных областей. А жителям степей и пустынь нужны либо настолько мощные луки, что их и не натянуть как следует, либо вообще ни к чему (как аборигенам Австралии и масаям - попробуй завалить льва прутиком).
    Да и жителям побережий на кой лук? Кого им отстреливать? Медуз?
    ...
    4. Римляне не любили луков. Может быть. Я с ними не жил, не знаю. Зато в этой "литературе" о римлянах весьма так серьезно рассматриваются МЕТАТЕЛЬНЫЕ ОРУДИЯ римлян. Которые даже в морских сражениях использовались, а не то что на суше - баллисты, скорпионы, онагры. Это не ЛУК, но принцип тот же. Не удивительно разве.
    ...
    5. Натянуть дальнобойный, мощный лук - надо самому крепышом быть. Длинные руки, мощная спина, глазомер и масса свободного времени для отработки навыков. Потому что стрельба из лука - это не пропороть противника длинной деревяшкой с коня. А в результате получается, что у крепкой культуры, с устоявшими воинскими традициями выделения сословия - ВОИНОВ - луки широко распространены. А у упаднических культур, демократических так сказать - луков то и нету.И во время боя нет времени выбирать чем пользоваться - хватают либо чем лучше владеешь, либо что под руку и подвернулось.
    Так вот лучники, проредившие на расстоянии изящную, несокрушимую рыцарскую конницу, потом еще могут и насмехаться над этими...лыцарями.
    И как после такого "опускания" рыцари должны к лучникам относиться? Готовился, готовился, ночей не спал, оглоблю учился поворачивать..а тут на тебе, засветили стрелой в глаз, и весь коленкор. Печалька, однако.
    ...
    Такие соображения.
    1. +1
      25 мая 2016 09:27
      Цитата: Башибузук
      1. Почему св. Себастьяна убивают наемники древних римлян, ОДЕТЫЕ В СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ОДЕЖДЫ? Насколько помнится, римляне шатались вроде бомжей, в куски тряпок закутанные, стОлы там, тоги, хитоны. Плебс вообще показывают только с начленной повязкой и ремешком. А тут - наемники римлян. одеты, как лучшие щеголи средневековья.
      Нелады какие-то. То ли с авторством рисунка, то ли с датировкой....чего? События, рисунка, хронологии...

      Средневековые художник как правило рисовали то, что видели вокруг себя, не знали, что раньше могло быть иначе.
      1. 0
        25 мая 2016 11:48
        Почему на знали? Колонна Траяна вроде никуда не девалась. Смотри - мотай на ус....

        А потом откуда узнали? В Ренессанс тока раскопали? То есть, в Темное Средневковье набросали мусора горы, а тут решили ПХД устроить?...

        Идея Ренессанса с чего началась? С Идее о Золотом Веке человечества - мол, было время, жили люди, не то что вы, немытые... И давай пристраивать этот век. Папа Римский сказал что да, мол, был Золотой Век пока вы не нагрешили мне тут. И был этот век здесь, в Риме. Тут некоторые стали спорить. Одно время Пап даже во Францию перегоняли - у вас в Риме болезни разные нехорошие, а Золотой Век был тут, в Империи Карла Великого - вот, гляньте какие развалины красивые! Но германцы обиделись и сказали: щас наша Империя самая крутая - так что Священная Римская Империя и есть Золотой Век. Но тыщу лет назад, вы просто запамятовали... Проходившие из Испании (где их начали резать) евреи всех примирили - мол, да Золотой Век был в Риме, но научили их как жить греки, и всем известно, что греков научили мы когда с Иордана в Испанию шли...

        Я не спорю что художник рисовал на заданную тему с теми деталями какими от видел перед глазами. Сидел монах в монастыре своем, в окошко на город пялился. А тут приказ - наглядно изобразить факт. Ну. как смог...
        Но про греческих философов и математиков только в Возрождении фонтанировать началО в кругах тогдашних ученых. И, как пример - в 18 веке в учебниках решение уравнения с одним неизвестным решали не простым делением, перебирали варианты и перемножали. А с такой математикой расчет построения моста и иных архитектурных и прикладных шедевров занимал десятки лет...
        1. 0
          25 мая 2016 13:11
          Не все монахи, что писали инкунабулы были в Риме и видели эту колонну. А уж иллюстраторы и подавно...
    2. Комментарий был удален.
    3. 0
      25 мая 2016 22:44
      Цитата: Башибузук
      3. Одни любят луки, другие - нет.
      А если просто посмотреть на ареал лесов, лесостепи и степи? Разве не становится понятным, что лесовики-лешие луком явно владеть будут хуже, чем обитатели лесостепных областей.

      Не становится! Лесовики-лешие охотники великолепно владеют луком, вот только луки и "боеприпасы" несколько различны. Объекты применения - разные. Или дикого быка в степи валить, толстошкурого, или птицу на болоте да белку с куницей, стрелой с тупым наконечником. И как-то так случилось, что приличной древесины в степи маловато...
  8. +13
    25 мая 2016 08:37
    Да бред полный пишет автор. Не было никаких таких "лукофилов" и "лукофобов"-все определялось приемами боя принятыми у той или иной нации, а так же ресурсами которыми эти нации обладали. Об этом пишут все историки. Кочевникам, которые были на подвижном транспорте и которые применяли тактику набегов, заманивания и засад нужно было легкое и дальнобойное оружие-вот и был лук у них излюбленным оружием. Что касается рыцарей, так все авторы пишут, что "нелюбовь" западных рыцарей к луку связана именно с тяжелым бронированием воинов и тем, что просто невозможно стрелять из лука в латах. Потому во времена рыцарства лук находился на вооружении легковооруженных воинов, которые были ниже статусом, чем рыцари-это с одной стороны. С другой стороны: пешие, легковооруженные лучники во время многочисленных боев и стычек той эпохи несли тяжелые потери, что привело к тому, что армии тех эпох испытывали большие затруднения в наборе легкой пехоты и потому, к примеру в Англии, был принят закон не только разрешающий, но даже заставляющий крестьян и прочий простой люд обучать своих детей стрельбе из лука, для того чтобы при случае пополнять ряды армии. Так же играло роль и то, что длинный английский лук-оружие достаточно дешевое и могло изготовляться в кустарных условиях, но самое главное, то, что стрельбе из лука, несмотря на всю ее искусность, вполне можно учиться самому, то есть не требуется профессиональное обучение в лагерях или школах, что необходимо для обучения, например фехтованию и бою копьем. Отсюда и пошло то, что лук стал считаться "презренным" оружием-оружием "простолюдинов". У тех же викингов "нелюбовь" к лукам (хотя они их и использовали когда это было возможно) объяснялась спецификой их походов-в морских условиях сложно было сохранять и тетиву и сам лук от влаги и они могли "подвести" в самый неподходящий момент и потому, викинги полагались на более надежное оружие. В России было две эпохи средневекового вооружения. Первая-период "норманского доспеха" и второй "период татарского вооружения". Эти эпохи были связаны с тем основным противником с которым приходилось воевать и от которого набирались опыта и перенимали приемы боя и вооружение. Как и в первый так и во второй период русские воины были вынуждены применять лук так, как он с одной стороны оставался основным простым оружием охоты и кроме того, им приходилось воевать и с кочевым противником-половцами, печенегами и пр. Не пойму при чем тут "лукофилы" и "лукофобы"? Всегда в войне присутствует здоровый плагиат-если проиграл противнику и раз и два, то перенимаешь его приемы ведения боя и его вооружение, которое оказалось более эффективным-вот и все.
    1. 0
      25 мая 2016 09:37
      Цитата: Monster_Fat
      Да бред полный пишет автор.

      Не судите опрометчиво, говорит Евангелие и кардинал Ришелье.
    2. +2
      25 мая 2016 12:23
      Monster_Fat
      Все правильно пишете. Автора куда-то занесло, раньше были интересные статьи, а теперь пошли и славяне 1500 лет д.н.э. и генетическая ненависть к ним готов-рыцарей-лукофобов.
      1. 0
        25 мая 2016 13:26
        Алекс, Вы что же так невнимательны. Про славян не я придумал. Источник назван, не так ли? Равно как и про рыцарей-лукофобов. Вам просто дается информация с переднего рубежа науки. Важно уметь адекватно его оценить,обладать для этого достаточными знаниями, не так ли?
        1. +4
          25 мая 2016 14:54
          1. Вы считаете приведенный вами источник адекватным? Про то, что 1500 лет до н.э. никакого, как вы написали "обособления славян" как и самих славян не было, я могу позже привести десятки научных источников.
          2. А какой же тогда "источник" этого вашего текста?
          И даже когда изначальная причина этой «нелюбви» уже позабылась, память о ней и о том, что «от этих русских можно всего ожидать», сохранилась и передалась потомкам «рыцарей-готов»

          Может кто-то защитил научную рецензируемую работу о передаче на уровне генной информации "нелюбви" к русским из-за использования ими луков или еще чего-нибудь?
          3. Я считаю, что информацию с переднего рубежа науки тоже надо воспринимать критически и искать факты и подтверждения. Пусть даже не факты, но хотя бы серьезную теорию, которая прошла проверку критикой других современных ученых. А как вы считаете?
          1. 0
            25 мая 2016 16:07
            Я тоже так считаю.Но в чем проблема-то. Про славян здесь я уже писал - посмотрите через профиль. Про 1500 лет из Атласа мировой истории. Авторы Джефри Барраклоу, Оксфорд, Ричард Овери. Королевский колледж Лондонского университета, Норман Стоун, Университет Билькента, Анкара,Джефри Паркер, университет Огайо. Базовая статья называлась: Тимоти Ньюарк. "Почему рыцари не использовали луки". Ссылка на нее была в конце второго текста. Что еще надо?
    3. +1
      25 мая 2016 22:53
      Да в целом верно, согласен с Вами, но вот
      Цитата: Monster_Fat
      Да бред полный пишет автор.

      слишком круто загнули Вы. Интересная точка зрения, имеющая все права быть, так как имеет основания и стройную логику.
  9. 0
    25 мая 2016 10:49
    Нет Востока,
    И Запада нет.
    Нет у неба конца.
    Нет Востока,
    И Запада нет,
    Два сына есть у отца.
    Нет Востока,
    И Запада нет.
    Есть
    Восход и закат,
    Есть большое слово —
    ЗЕМЛЯ!
  10. +2
    25 мая 2016 13:26
    извините, не стерпел
    1. готы скандинавы. "Гетика" автору в помощь. какая ещё Средняя Азия.

    2. греки и германцы, как выше отметили, не развивали стрельбу наверняка из-за рельефа. у греков горы, у германцев лес.

    3. термин "готический" ренессансного происхождения, к историческим готам он имеет такое же отношение, как и к "готам" современным субкультурным. к последним даже больше, из-за "готического романа"))

    4. новаторы военного дела - иранцы, как южнее Кавказа(арии), так и севернее (скифы, сарматы). И стрельба с седла ("ездить верхом, стрелять из лука, говорить правду"), и тяжёлая кавалерия их изобретение. На юге стрелки-парфяне и катафракты-"сасаниды" довольно успешно сдерживали Рим, несмотря на разницу весовых категорий. На севере катафракты-сарматы вытеснили стрелков-скифов. Моя гипотеза, что и Средневековье, как новая в сравнении с пешей античностью тактика утвердилось потому, что катафракты доказали свою эффетивность, а металлургия на тот момент уже позволила обзавестись необходимыми технологиями всем желающим. Правда, до классического феодализма была ЭВПН и Тёмные века с чехардой тактик и вооружений, но утвердилась в итоге именно тяжелая кавалерия.

    5. запад нас активно не любит с 17-18 века. до этого вяло - схизматики, и чёрт с ними. но с этого момента он нас нас считают выскочками. мы были отличными кандидатами в колонии, а тут вдруг еда о себе что-то возомнила и возражает. кто от этого не разозлится?
    1. 0
      25 мая 2016 16:50
      Наверное, Вам стоило бы перечитать Ньюарка в оригинале, но под руками у меня его нет, с 1995 истерся до дыр. Пришлось выбросить. Но его журнал "Милитари иллюстрейтид" наверняка в Сети есть. Можно поискать и посмотреть.
  11. 0
    27 мая 2016 10:25
    Статью и комментарии очень интересно читать, даже если и сомнительно что-то...
  12. 0
    27 мая 2016 15:26
    Начнем с того, что отметим, что готская военная культура не оказала влияния на славян. Так они Причерноморским степным коридором на запад и ушли. Затем последовали столетия, когда в Европе создавались варварские королевства, а у нас наши предки отражали аваров и печенегов, половцев и монголо-татар. И в этой борьбе с Востоком они взяли у него все лучшее


    В те времена, когда готы контактировали с славянами (3-5 в н.э.) славянская культура была слишком примитивной (даже для варваров), чтобы перенять что либо у готов. Затем на Европу обрушились нашествия степных народов - гуннов и за ними авар. Про взаимоотношения гуннов и славян мало что известно, зато осталось много свидетельств про взаимоотношения авар и славян. Авары примучили славян и заставляли ходить с собой в походы, где использовали в качестве "пушечного мяса". Но славяне и у авар ничему не научились в военном искусстве - археологические раскопки Пражской и Киевской культур поражают своей бедностью и примитивностью даже на фоне не слишком то цивилизованных германских варваров. И византийские авторы более позднего времени упоминали о примитивном вооружении славян
    Более менее стоящее вооружение у славян появляется с возникновнием первых славянских государств: Само и позже Болгарии (к слову и эти государства создали не славяне, а иностранцы на славянском субстрате). Вооружение славянских конных войнов мало чем отличалось от западного вооружения вплоть до монгольского вторжения. Особенно это касается Руси. Русские дружинники носили мечи типа "ульфберт", кольчугу и щиты норманнского типа. Восточное вооружение начало преобладать только после монгольского вторжения и только на территориях, попавших в сферу влияния монголо-татар. Западная Русь, не завоеванная монголами, и подчиненая позже Литвой, сохранила западный тип вооружения
    Теперь пару слов о богатырях. Былины о них начали записываться только в 19 веке итолько на территории России. Западные славяне, а также украинцы и беларусы не имели сказаний о богатырях. Да и само слово "богатырь" пришло в русский язык то ли от монгол, то ли от тюркских племен, это слово явно не славянского происхождения (в домонгольскую эпоху использовали слово "витязь")
    О том что до монгол на Руси предпочитали копье и меч луку говорят и описания сражений той эпохи. Например, знаменитое "Ледовое побоище": там дружинники Александра Невского предпочли схватиться с немцами врукопашную
    1. 0
      28 мая 2016 07:15
      Цитата: Logos
      О том что до монгол на Руси предпочитали копье и меч луку говорят и описания сражений той эпохи. Например, знаменитое "Ледовое побоище": там дружинники Александра Невского предпочли схватиться с немцами врукопашную

      А стрелки там были откуда, которых согласно Ливонской хроники одолели братья-рыцари?
  13. 0
    27 мая 2016 15:43
    Мол, ездят на холощеных жеребцах, погоняют их нагайками и мастерски стреляют из лука как вперед, так и назад. Причем, это взято описание поместной конницы ХVII века, об этом писали…

    Насколько я помню, многие западные авторы выказывались в весьма презрительном ключе о дворянской поместной коннице: мол, предпочитают стрелять из лука, ближнего боя не выдерживают и бегут с поля боя. Цари династии Романовых, похоже, были того же мнения, поскольку весь 17 предпринимали попытки реорганизовать армию по западным образцам, пока Петру Великому это, наконец, не удалось