Первые шаги вьетнамских коммунистов. Ко дню рождения Хо Ши Мина

9
После распада Советского Союза и крушения социалистического лагеря в Восточной Европе в мире осталось лишь несколько государств, официально провозглашающих свою социалистическую ориентацию. Почти все они расположены в Восточной и Юго-Восточной Азии. Среди них — и наиболее «закрытая» для внешнего мира Северная Корея (КНДР), и динамично развивающиеся Китай и Вьетнам. Приход коммунистов к власти во Вьетнаме неразрывно связан с жизнью и деятельностью человека, который во всем мире ассоциируется с вьетнамским революционным движением и войной вьетнамского народа против американских агрессоров. Речь идет о Хо Ши Мине — всемирно известном «дядюшке Хо». 19 мая во Вьетнаме отмечают День рождения Хо Ши Мина — он появился на свет в 1890 году, в деревне Кимлиен уезда Намдан провинции Нгеан, что в Центральном Вьетнаме. Кстати, на самом деле его звали совсем другими именами. При рождении будущий вождь вьетнамских коммунистов получил имя Нгуен Шинь Кунг, а когда достиг школьного возраста — второе, «книжное» имя Нгуен Тат Тхань.

«Дядюшка Хо» прожил достаточно долгую жизнь — он скончался в 1969 году, в возрасте 79 лет. Большая часть прожитых им лет пришлась на участие в национально-освободительной борьбе вьетнамского народа против французской колонизации и формирование вьетнамского коммунистического движения. Биография самого Хо Ши Мина достаточно хорошо известна. В 1911 году, в 21-летнем возрасте, он покинул родной Вьетнам, поступив на корабль матросом. Всю свою молодость и большую часть зрелости он провел за пределами родной страны — жил во Франции и Великобритании, США и Китае, Гонконге и Сиаме и, разумеется, в Советском Союзе. Во Вьетнам Хо Ши Мин вернулся лишь через тридцать лет после отъезда — в 51 год, будучи лидером вьетнамского коммунистического движения. Именно на заграничный период в жизни Хо Ши Мина приходится формирование вьетнамского коммунистического движения, последовавшее за проникновением в эту далекую страну Юго-Восточной Азии революционных социалистических и коммунистических идей.

Как известно, к концу XIX века было окончательно завершено покорение Вьетнама французскими колонизаторами, а национально-освободительное движение в стране было подавлено. Но утверждение власти колонизаторов одновременно способствовало и началу проникновения во Вьетнам демократических и революционных идей европейских мыслителей. Образованная вьетнамская молодежь, знакомившаяся с ними, все чаще задумывалась о необходимости модернизации страны. Тем более, что к началу ХХ века перед глазами был успешный опыт превращения азиатской страны в преуспевающую и могущественную державу. Речь идет о Японии после Революции Мэйдзи. Первоначально во Вьетнаме распространились именно национально-освободительные идеи, основанные на совмещении идей о необходимости модернизации вьетнамского общества по образцу европейских стран с идеями вьетнамского национализма.

Представители возникших в начале ХХ в. националистических кружков критиковали феодальную монархию, дискредитировавшую себя, в том числе, и сотрудничеством с французским колониальным режимом, но одновременно признавали необходимость сохранения национальных традиций. Многие из вьетнамских общественных деятелей, ориентируясь на Китай и Японию, предпочитали следовать конфуцианскому идеалу общественной организации. Так, Фан Тю Чинь (1872—1926), возглавлявший «движение за социальные реформы», считал учение Конфуция основой для социально-политической организации Вьетнама, при этом конституционную монархию по типу Японии он считал переходным этапом на пути к парламентской республике. На более радикальных позициях находился Фан Бой Тяу (1867—1940), призывавший к вооруженной борьбе против колонизаторов. Что касается революционно-социалистических идей, то они первоначально получили распространение в среде вьетнамцев, работавших и учившихся во Франции.

Большое влияние на вьетнамское революционное движение оказали Первая мировая война и, особенно, Октябрьская революция 1917 года в России. В это время активную работу среди рабочих и студентов, прибывавших из колоний, вела Французская коммунистическая партия, под влияние которой попали и некоторые проживавшие во Франции вьетнамцы. В 1920 г. в ФКП вступил Хо Ши Мин, который жил во Франции под псевдонимом Нгуен Ай Куок — «Нгуен — Патриот». В 1922 г. группа революционеров из Вьетнама, Алжира, Туниса, Марокко и Мадагаскара создала в Париже Союз народов французских колоний. У Союза появилось собственное печатное издание — газета «Париа», главным редактором которой и стал молодой вьетнамец Хо Ши Мин (на фото — Хо Ши Мин выступает на съезде ФКП).

После Октябрьской революции первые вьетнамские революционеры приезжают в Советскую Россию, где получают возможность своими глазами оценить происходящие в жизни страны преобразования. Одним из первых вьетнамских революционеров, оказавшихся в России, был Тон Дык Тханг. В составе подразделения Тонкинских стрелков, входивших в состав французских колониальных войск, он был переброшен в Одессу, где в 1919 г. высадились французские интервенты. Однако в Одессе Тон Дык Тханг принял участие в восстании французских военных моряков. После демобилизации он вернулся в Сайгон и стал одним из основателей местного профсоюза. В 1923 г. по приглашению Коминтерна в Москву приехал Хо Ши Мин. Здесь он работал в Исполкоме Коммунистического Интернационала, учился в Коммунистическом университете трудящихся Востока.

В середине 1920-х гг. центр вьетнамского революционного движения сформировался в Китае. В 1924 г. в Гуанчжоу была создана «Группа единомышленников» — «Там там са», в состав которой входило несколько вьетнамских эмигрантов. Однако они придерживались идеи революционного индивидуального террора, за что подвергались критике со стороны Хо Ши Мина, который также перебрался в Гуанчжоу в 1925 году. В июне 1925 г. в Гуанчжоу была создана первая вьетнамская коммунистическая организация — Товарищество вьетнамской революционной молодежи (ТВРМ). Стал издаваться еженедельный журнал «Тхань ниен» («Молодежь»), пропагандировавший на вьетнамском языке коммунистические идеи.
В результате деятельности пропагандистов, группы Товарищества вьетнамской революционной молодежи появились во всех трех частях Вьетнама — в Тонкине, Аннаме и Кохинхине. Прежде всего, они стремились заручиться поддержкой немногочисленного на тот период рабочего класса, агитируя фабричных и сельскохозяйственных рабочих. В 1928-1929 гг. Товарищество развернуло работу по подготовке к созданию коммунистической партии. В Северном Аннаме и Кохинхине с 1926 г. действовала Революционная партия нового Вьетнама, тесно сотрудничавшая с Товариществом, но находившаяся на более умеренных позициях.

Конец 1920-х гг. был ознаменован целым рядом рабочих выступлений и крестьянских восстаний, прошедших в различных провинциях Вьетнама. Так, только в 1929 г. во Вьетнаме произошло 25 рабочих забастовок. Бастовали рабочие железнодорожного депо в Вине, завода «Авиа» в Ханое, текстильной фабрики в Намдине, рикши г. Ханоя. В том же году восстали крестьяне в Конгтуме. Эти события убедили коммунистов, входивших в состав Товарищества, в необходимости создания коммунистической партии. С 1 по 9 мая 1929 г. в Сянгане (Гонконге) прошел первый съезд Товарищества вьетнамской революционной молодежи, на котором присутствовали 17 человек — 5 представителей ЦК ТВРМ, по 4 представителя от Тонкина и Аннама, 3 представителя Кохинхины и 1 представитель отделения Товарищества в Сиаме. Представитель Тонкинской организации Куок Ань (Чан Ван Кунг) выступил за создание коммунистической партии, однако его подверг критике секретарь Товарищества Лам Дык Тху. После этого Тонкинская делегация покинула место проведения съезда, а в конце мая Тонкинская организация собралась на собственную конференцию, на которой было принято решение немедленно активизировать работу по созданию вьетнамской коммунистической партии и развертыванию революционной борьбы во Вьетнаме. 1 июня 1929 г. Тонкинская организация опубликовала заявление, в котором подчеркнула, что Товарищество вьетнамской революционной молодежи уже не соответствует времени и рабочий класс Вьетнама нуждается в собственной партии, ориентированной на коммунистическую идеологию. Спустя чуть более двух недель, 17 июня 1929 г., в Ханое состоялась конференция представителей коммунистических организаций Тонкина, собравшая 20 делегатов. На ней была официально создана Индокитайская коммунистическая партия (ИККП). Знаменем партии стал красный флаг с серпом и молотом. Конференция приняла решение отправить делегатов в Аннам и Кохинхину — для организации там отделений коммунистической партии.

Первые шаги вьетнамских коммунистов. Ко дню рождения Хо Ши Мина


Тем временем, группа членов Товарищества вьетнамской революционной молодежи в Кохинхине приняла решение о создании еще одной коммунистической организации. Так была создана Аннамская коммунистическая партия (АКП), программа которой практически полностью повторяла программу тонкинской ИККП, но включала в себя критику последней. При АКП начался выпуск журнала «Большевик» и газеты «До» («Красный»). Вскоре под контролем Аннамской коммунистической партии оказалось большинство рабочих организаций Кохинхины.

Таким образом, во Вьетнаме появились две коммунистические партии — Индокитайская коммунистическая партия и Аннамская коммунистическая партия. Обе они были производными Товарищества вьетнамской революционной молодежи. В это же время коммунистические настроения распространились и в рядах Революционной партии Нового Вьетнама. Там образовались три группы — одна выступала за сохранение партии в прежнем виде, другая предлагала присоединиться к Индокитайской компартии, а третья придерживалась нейтральной позиции. В том же 1929 г. в Хатине был создан Коммунистический союз Нового Вьетнама, в январе 1930 г. переименованный в Индокитайский коммунистический союз. Его отделения появились в Северном Аннаме, в меньшей степени эта организация пользовалась влиянием в Кохинхине.

Существование одновременно трех коммунистических партий во Вьетнаме представляло собой серьезное препятствие для развертывания национально-освободительной борьбы. Необходимостью формирования единой компартии Вьетнама озаботилось и руководство Коммунистического Интернационала. По поручению Коминтерна, работу по консолидации вьетнамских коммунистов возглавил Хо Ши Мин, в то время более известный как Нгуен Ай Куок. В декабре 1929 г. он выехал из Сингапура в Сянган (Гонконг), где по его инициативе было созвано совещание представителей Индокитайской коммунистической партии и Аннамской коммунистической партии. На этом совещании представители партий были ознакомлены с письмом Коминтерна, в котором содержалось требование создать временный комитет для консолидации коммунистического движения Вьетнама. 3 февраля 1930 г. в Сянгане была созвана конференция вьетнамских коммунистов, в которой приняли участие: от Коминтерна — Хо Ши Мин, от ИККП — Нгуен Дык Кань и Чинь Динь Кыу, от АКП — Тяу Ван Лием и Нгуен Тхиеу. Представители ИККС на конференции отсутствовали. Конференция постановила начать создание единой Коммунистической партии Вьетнама, разработать программу и устав партии, избрать временный ЦК в составе 9 членов.

В октябре 1930 г. состоялся первый пленум ЦК, на котором партия была переименована в Коммунистическую партию Индокитая. В апреле 1931 г. Коммунистическая партия Индокитая была принята в Коминтерн. На территории Французского Индокитая деятельность коммунистов проходила в полуподпольных условиях, поскольку колониальная администрация очень опасалась распространения революционных идей среди населения Вьетнама и активизации национально-освободительного движения. Практически сразу же после создания Компартии Индокитая был арестован ее первый генеральный секретарь Чан Фу (1904-1931) — выходец из провинции Фуйен, присоединившийся к революционному движению во время проживания в Китае, а в 1927-1929 гг. учившийся в Москве в Коммунистическом университете трудящихся Востока (на фото). В том же 1931 г. Чан Фу скончался в тюрьме, ему было всего 27 лет. Тем не менее, вьетнамским коммунистам удалось организовать ряд забастовок и выступлений крестьян в 1930-е гг., а с началом Второй мировой войны перейти к партизанской борьбе против французских колонизаторов и японских оккупантов.

С самого начала своего существования вьетнамское коммунистическое движение было тесно связано с СССР. В Советском Союзе некоторое время жил Хо Ши Мин, в Коммунистическом университете трудящихся Востока учились первый генсек Компартии Индокитая Чан Фу, его преемник на этом посту Ле Хонг Фонг (102-1942), также умерший в тюрьме, но уже в годы Второй мировой войны, третий генсек КПИ Ха Хюи Тап (1906-1941), казненный колониальной администрацией в 1941 г. Традиции взаимодействия вьетнамских коммунистов с Советским Союзом, впоследствии, уже после распада последнего, трансформировавшиеся просто в дружественные отношения между Социалистической Республикой Вьетнам и Российской Федерацией, были также заложены именно Хо Ши Мином — одним из первых вьетнамских революционеров, проживавших в Советской России. Впрочем, сам Хо Ши Мин, оставаясь наиболее авторитетным вьетнамским коммунистом, вернулся во Вьетнам лишь в 1941 г. — для руководства партизанским движением, а до этого времени Компартию Индокитая возглавляли другие революционные лидеры. Почти все вьетнамские революционеры «первой волны» умерли в застенках или были казнены в 1930-х — 1940-х гг. французскими колониальными властями.
9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    19 мая 2016 07:01
    Вьетнам очень и очень симпатичен советскому/русскому человеку. Вьетнамское сопротивление различным агрессорам, ярость и упорство, с которым это происходило, очень напоминают наших предков в ВОВ. Да и в Афганистане и Чечне было немало примеров героизма.
    Надеюсь прочитать на сайте статьи о современном положении Вьетнама и под каким соусом идёт процесс восстановления вьетнамско-американских отношений. 2 поколения сменилось. Очень интересно.
    1. +4
      19 мая 2016 18:13
      Давно уже смотрел про визит ВВП во Вьетнам - встречать вышло просто МОРЕ людей - такое кол во просто не выгонишь "разнарядками" - похоже реально вьетнамцы симпатизируют и России и ее президенту

      Сейчас как мы все понимаем Вьетнам в сложном положении - в отличие от России . Вьетнам не идет на сближение с Китаем и настороженно к нему относится. Поэтому и идут шаги в сторону США - как противодействующей силы

      На самом деле , я уверен, что Вьетнам вернется как наш общий союзник, как только Евразия восстановится до какой то величины - если экономика Евразийского Союза покажет рост - а сам Союз покажет единство и динамику в интеграции - то к этому полюсу силы будут стремится многие страны - конечно сейчас это Иран с Сирией в первую очередь - но потом и тот же Вьетнам - которому выгоднее опираться на Россию чем на США

      По той простой причине, что США используют их как пушечное мясо против Китая - союз с США это дорога к конфликту и войне
      В то же время союз с Россией (ЕАС) это баланс сил - сдерживание Китая - но и войны не будет - т к и Россия и ее ОДКБ в ближайшие десятилетия почти что союзники Китая - и все можно будет урегулировать мирно
    2. +1
      19 мая 2016 22:06
      О соусе. Перед падением Сеула, штатовцы вывезли из Юж.Вьетнама порядка 900 тысяч человек, дав им впоследствие вид на жительство и пятилетнее нехилое содержание. Тех, кого не вывезли - порядка 700 тысяч (по другим оценкам 1100 тысяч) вьетконговцы без затей утопили в море. Причем коллаборционист - или просто инженер по водоснобжению - значения не имело, вместе с семьей. О тропе Хо Ше Мина. Брался тамошний дехканин, подмышки ему засовывались два снаряда (ящики с минами/патронами на палке), и пинком на 1500км тропу. Груз маркировался. Если таковой находили брошенным, без трупа носильщика рядом - семья расстреливалась. Уже в 90-е северовьетнамцы, кто чучелом, кто тушкой потянулись в США, на тихоокеанское побережье. Оставшиеся в живых южновьетнамцы и их дети, пробывали было протестовать, (Арни даже нац.гвардию привлекал для подавления выступлений), но бестолку. Накал страстей был вплоть до перерезания горла клиенту-северовьетнамцу парикмахершей из Сеула в местечке Long Beach под LA. Ну и что в итоге? Отношение вьетнамцев к американцам, много лучше чем к русским. Пусть вбамбливали в каменный век, зато саибы. А русские - так, мимо проходили. Менталитет однако.
  2. +5
    19 мая 2016 07:08
    Большое спасибо за рассказ.В памяти также другие Ваши рассказы о странах Востока.Хотелось бы,чтобы ,как и у других было продолжение.Про жизнь Вьетнама.С уважением.
    1. +1
      19 мая 2016 07:45
      21 августа прошлого года была статья про революцию во Вьетнаме.К сожалению,по разным причинам бывает,что пропускаю статьи,которые надо прочесть.Придётся в " прошлое возвращаться."
      1. +2
        19 мая 2016 11:30
        Читайте о Хо Ши Мине и о вьетнамской революции здесь - http://www.rulit.me/books/ho-shi-min-read-215805-1.html#section_1
  3. +1
    19 мая 2016 16:32
    Значит сегодня у меня уже тройной праздник - День Пионерии, пошёл в армию и день рождения Хо Ши Мина. Очень даже неплохой день.
  4. +1
    19 мая 2016 18:53
    Спасибо Илья за статью! Очень нравятся ваши статьи на "партизанскую" тематику, как я их сам называют. Хо Ши Мин великий человек, на ряду с нашим Владимиром Ильичом и товарищем Сталиным.
  5. +2
    19 мая 2016 20:20
    Цитата: Пушик
    Спасибо Илья за статью! Очень нравятся ваши статьи на "партизанскую" тематику, как я их сам называют. Хо Ши Мин великий человек, на ряду с нашим Владимиром Ильичом и товарищем Сталиным.


    Фиделем и Раулем Кастро так же! Да и Великий кормчий Мао оставил глубокий след в мировой истории коммунистического движения.
    Только вроде как зря старались, народ с колен поднимая, он так и норовит опять на карачки бухнуться в надежде, что там в грязи найдет самородок золотой и тогда оттянется на полную.
    Тока пока все какаш..ки чужие под руку попадаются. what
  6. +1
    20 мая 2016 03:40
    Вьетнам - одна из наших преданных друзей (всего лишь нескольких к сожалению).
    Но с таким правительсвом и его потеряем.......!!!!!