Первые шаги вьетнамских коммунистов. Ко дню рождения Хо Ши Мина
«Дядюшка Хо» прожил достаточно долгую жизнь — он скончался в 1969 году, в возрасте 79 лет. Большая часть прожитых им лет пришлась на участие в национально-освободительной борьбе вьетнамского народа против французской колонизации и формирование вьетнамского коммунистического движения. Биография самого Хо Ши Мина достаточно хорошо известна. В 1911 году, в 21-летнем возрасте, он покинул родной Вьетнам, поступив на корабль матросом. Всю свою молодость и большую часть зрелости он провел за пределами родной страны — жил во Франции и Великобритании, США и Китае, Гонконге и Сиаме и, разумеется, в Советском Союзе. Во Вьетнам Хо Ши Мин вернулся лишь через тридцать лет после отъезда — в 51 год, будучи лидером вьетнамского коммунистического движения. Именно на заграничный период в жизни Хо Ши Мина приходится формирование вьетнамского коммунистического движения, последовавшее за проникновением в эту далекую страну Юго-Восточной Азии революционных социалистических и коммунистических идей.
Как известно, к концу XIX века было окончательно завершено покорение Вьетнама французскими колонизаторами, а национально-освободительное движение в стране было подавлено. Но утверждение власти колонизаторов одновременно способствовало и началу проникновения во Вьетнам демократических и революционных идей европейских мыслителей. Образованная вьетнамская молодежь, знакомившаяся с ними, все чаще задумывалась о необходимости модернизации страны. Тем более, что к началу ХХ века перед глазами был успешный опыт превращения азиатской страны в преуспевающую и могущественную державу. Речь идет о Японии после Революции Мэйдзи. Первоначально во Вьетнаме распространились именно национально-освободительные идеи, основанные на совмещении идей о необходимости модернизации вьетнамского общества по образцу европейских стран с идеями вьетнамского национализма.
Представители возникших в начале ХХ в. националистических кружков критиковали феодальную монархию, дискредитировавшую себя, в том числе, и сотрудничеством с французским колониальным режимом, но одновременно признавали необходимость сохранения национальных традиций. Многие из вьетнамских общественных деятелей, ориентируясь на Китай и Японию, предпочитали следовать конфуцианскому идеалу общественной организации. Так, Фан Тю Чинь (1872—1926), возглавлявший «движение за социальные реформы», считал учение Конфуция основой для социально-политической организации Вьетнама, при этом конституционную монархию по типу Японии он считал переходным этапом на пути к парламентской республике. На более радикальных позициях находился Фан Бой Тяу (1867—1940), призывавший к вооруженной борьбе против колонизаторов. Что касается революционно-социалистических идей, то они первоначально получили распространение в среде вьетнамцев, работавших и учившихся во Франции.
Большое влияние на вьетнамское революционное движение оказали Первая мировая война и, особенно, Октябрьская революция 1917 года в России. В это время активную работу среди рабочих и студентов, прибывавших из колоний, вела Французская коммунистическая партия, под влияние которой попали и некоторые проживавшие во Франции вьетнамцы. В 1920 г. в ФКП вступил Хо Ши Мин, который жил во Франции под псевдонимом Нгуен Ай Куок — «Нгуен — Патриот». В 1922 г. группа революционеров из Вьетнама, Алжира, Туниса, Марокко и Мадагаскара создала в Париже Союз народов французских колоний. У Союза появилось собственное печатное издание — газета «Париа», главным редактором которой и стал молодой вьетнамец Хо Ши Мин (на фото — Хо Ши Мин выступает на съезде ФКП).
После Октябрьской революции первые вьетнамские революционеры приезжают в Советскую Россию, где получают возможность своими глазами оценить происходящие в жизни страны преобразования. Одним из первых вьетнамских революционеров, оказавшихся в России, был Тон Дык Тханг. В составе подразделения Тонкинских стрелков, входивших в состав французских колониальных войск, он был переброшен в Одессу, где в 1919 г. высадились французские интервенты. Однако в Одессе Тон Дык Тханг принял участие в восстании французских военных моряков. После демобилизации он вернулся в Сайгон и стал одним из основателей местного профсоюза. В 1923 г. по приглашению Коминтерна в Москву приехал Хо Ши Мин. Здесь он работал в Исполкоме Коммунистического Интернационала, учился в Коммунистическом университете трудящихся Востока.
В середине 1920-х гг. центр вьетнамского революционного движения сформировался в Китае. В 1924 г. в Гуанчжоу была создана «Группа единомышленников» — «Там там са», в состав которой входило несколько вьетнамских эмигрантов. Однако они придерживались идеи революционного индивидуального террора, за что подвергались критике со стороны Хо Ши Мина, который также перебрался в Гуанчжоу в 1925 году. В июне 1925 г. в Гуанчжоу была создана первая вьетнамская коммунистическая организация — Товарищество вьетнамской революционной молодежи (ТВРМ). Стал издаваться еженедельный журнал «Тхань ниен» («Молодежь»), пропагандировавший на вьетнамском языке коммунистические идеи.
В результате деятельности пропагандистов, группы Товарищества вьетнамской революционной молодежи появились во всех трех частях Вьетнама — в Тонкине, Аннаме и Кохинхине. Прежде всего, они стремились заручиться поддержкой немногочисленного на тот период рабочего класса, агитируя фабричных и сельскохозяйственных рабочих. В 1928-1929 гг. Товарищество развернуло работу по подготовке к созданию коммунистической партии. В Северном Аннаме и Кохинхине с 1926 г. действовала Революционная партия нового Вьетнама, тесно сотрудничавшая с Товариществом, но находившаяся на более умеренных позициях.
Конец 1920-х гг. был ознаменован целым рядом рабочих выступлений и крестьянских восстаний, прошедших в различных провинциях Вьетнама. Так, только в 1929 г. во Вьетнаме произошло 25 рабочих забастовок. Бастовали рабочие железнодорожного депо в Вине, завода «Авиа» в Ханое, текстильной фабрики в Намдине, рикши г. Ханоя. В том же году восстали крестьяне в Конгтуме. Эти события убедили коммунистов, входивших в состав Товарищества, в необходимости создания коммунистической партии. С 1 по 9 мая 1929 г. в Сянгане (Гонконге) прошел первый съезд Товарищества вьетнамской революционной молодежи, на котором присутствовали 17 человек — 5 представителей ЦК ТВРМ, по 4 представителя от Тонкина и Аннама, 3 представителя Кохинхины и 1 представитель отделения Товарищества в Сиаме. Представитель Тонкинской организации Куок Ань (Чан Ван Кунг) выступил за создание коммунистической партии, однако его подверг критике секретарь Товарищества Лам Дык Тху. После этого Тонкинская делегация покинула место проведения съезда, а в конце мая Тонкинская организация собралась на собственную конференцию, на которой было принято решение немедленно активизировать работу по созданию вьетнамской коммунистической партии и развертыванию революционной борьбы во Вьетнаме. 1 июня 1929 г. Тонкинская организация опубликовала заявление, в котором подчеркнула, что Товарищество вьетнамской революционной молодежи уже не соответствует времени и рабочий класс Вьетнама нуждается в собственной партии, ориентированной на коммунистическую идеологию. Спустя чуть более двух недель, 17 июня 1929 г., в Ханое состоялась конференция представителей коммунистических организаций Тонкина, собравшая 20 делегатов. На ней была официально создана Индокитайская коммунистическая партия (ИККП). Знаменем партии стал красный флаг с серпом и молотом. Конференция приняла решение отправить делегатов в Аннам и Кохинхину — для организации там отделений коммунистической партии.
Тем временем, группа членов Товарищества вьетнамской революционной молодежи в Кохинхине приняла решение о создании еще одной коммунистической организации. Так была создана Аннамская коммунистическая партия (АКП), программа которой практически полностью повторяла программу тонкинской ИККП, но включала в себя критику последней. При АКП начался выпуск журнала «Большевик» и газеты «До» («Красный»). Вскоре под контролем Аннамской коммунистической партии оказалось большинство рабочих организаций Кохинхины.
Таким образом, во Вьетнаме появились две коммунистические партии — Индокитайская коммунистическая партия и Аннамская коммунистическая партия. Обе они были производными Товарищества вьетнамской революционной молодежи. В это же время коммунистические настроения распространились и в рядах Революционной партии Нового Вьетнама. Там образовались три группы — одна выступала за сохранение партии в прежнем виде, другая предлагала присоединиться к Индокитайской компартии, а третья придерживалась нейтральной позиции. В том же 1929 г. в Хатине был создан Коммунистический союз Нового Вьетнама, в январе 1930 г. переименованный в Индокитайский коммунистический союз. Его отделения появились в Северном Аннаме, в меньшей степени эта организация пользовалась влиянием в Кохинхине.
Существование одновременно трех коммунистических партий во Вьетнаме представляло собой серьезное препятствие для развертывания национально-освободительной борьбы. Необходимостью формирования единой компартии Вьетнама озаботилось и руководство Коммунистического Интернационала. По поручению Коминтерна, работу по консолидации вьетнамских коммунистов возглавил Хо Ши Мин, в то время более известный как Нгуен Ай Куок. В декабре 1929 г. он выехал из Сингапура в Сянган (Гонконг), где по его инициативе было созвано совещание представителей Индокитайской коммунистической партии и Аннамской коммунистической партии. На этом совещании представители партий были ознакомлены с письмом Коминтерна, в котором содержалось требование создать временный комитет для консолидации коммунистического движения Вьетнама. 3 февраля 1930 г. в Сянгане была созвана конференция вьетнамских коммунистов, в которой приняли участие: от Коминтерна — Хо Ши Мин, от ИККП — Нгуен Дык Кань и Чинь Динь Кыу, от АКП — Тяу Ван Лием и Нгуен Тхиеу. Представители ИККС на конференции отсутствовали. Конференция постановила начать создание единой Коммунистической партии Вьетнама, разработать программу и устав партии, избрать временный ЦК в составе 9 членов.
В октябре 1930 г. состоялся первый пленум ЦК, на котором партия была переименована в Коммунистическую партию Индокитая. В апреле 1931 г. Коммунистическая партия Индокитая была принята в Коминтерн. На территории Французского Индокитая деятельность коммунистов проходила в полуподпольных условиях, поскольку колониальная администрация очень опасалась распространения революционных идей среди населения Вьетнама и активизации национально-освободительного движения. Практически сразу же после создания Компартии Индокитая был арестован ее первый генеральный секретарь Чан Фу (1904-1931) — выходец из провинции Фуйен, присоединившийся к революционному движению во время проживания в Китае, а в 1927-1929 гг. учившийся в Москве в Коммунистическом университете трудящихся Востока (на фото). В том же 1931 г. Чан Фу скончался в тюрьме, ему было всего 27 лет. Тем не менее, вьетнамским коммунистам удалось организовать ряд забастовок и выступлений крестьян в 1930-е гг., а с началом Второй мировой войны перейти к партизанской борьбе против французских колонизаторов и японских оккупантов.
С самого начала своего существования вьетнамское коммунистическое движение было тесно связано с СССР. В Советском Союзе некоторое время жил Хо Ши Мин, в Коммунистическом университете трудящихся Востока учились первый генсек Компартии Индокитая Чан Фу, его преемник на этом посту Ле Хонг Фонг (102-1942), также умерший в тюрьме, но уже в годы Второй мировой войны, третий генсек КПИ Ха Хюи Тап (1906-1941), казненный колониальной администрацией в 1941 г. Традиции взаимодействия вьетнамских коммунистов с Советским Союзом, впоследствии, уже после распада последнего, трансформировавшиеся просто в дружественные отношения между Социалистической Республикой Вьетнам и Российской Федерацией, были также заложены именно Хо Ши Мином — одним из первых вьетнамских революционеров, проживавших в Советской России. Впрочем, сам Хо Ши Мин, оставаясь наиболее авторитетным вьетнамским коммунистом, вернулся во Вьетнам лишь в 1941 г. — для руководства партизанским движением, а до этого времени Компартию Индокитая возглавляли другие революционные лидеры. Почти все вьетнамские революционеры «первой волны» умерли в застенках или были казнены в 1930-х — 1940-х гг. французскими колониальными властями.
Информация