Противотанковые САУ Германии времен войны (часть 2) – семейство Marder

17
Острая нехватка танков вынудила Германию первой в мире развернуть массовое производство самоходных орудий. Неудивительно, если учесть, что САУ дешевле и проще в изготовлении, чем танки. Особая практичность немцев заключалась в том, что базой для их противотанковых самоходок служили устаревшие или трофейные образцы бронетехники, которые в большом количестве достались им во время кампаний 1939-1940 годов. Для оснащения пехотных дивизий еще в 1939-1940 году были созданы штурмовые САУ StuG III, противотанковые САУ PzJag I и САУ sIG 33. При этом самоходка StuG III была, безусловно, лучшей, но в виду того, что она изготавливалась на базе одного из основных танков, получать ее в достаточных количествах на начальных этапах войны вермахт не мог.

Другое дело Panzerjager-I и САУ sIG 33, которые были созданы на базе устаревшего танка PzKpfw I. К началу операции «Барбаросса» данный танк уже был снят с производства, и выпуск ПТ-САУ Panzerjager-I с 47-мм чешской противотанковой пушкой можно было увеличить, однако бои на Восточном фронте в скором времени выявили слабость этого орудия, как, впрочем, и 37-мм немецких противотанковых пушек. Именно поэтому в спешном порядке было принято решение об использовании большого количества трофейных советских пушек Ф-22 и чешских орудий калибра 76,2 мм. С танков PzKpfw II Ausf D и Ausf Е демонтировались башни с их слабыми 20-мм орудиями, на их место приваривались бронерубки коробчатой конструкции с лобовой броней до 30 мм и устанавливались 76,2-мм пушки, получившие в Германии маркировку PaK 36(r) или PaK 36(t) (r – русская, t – чешская). Всего было собрано 200 единиц САУ, получивших обозначение LaS 762.

Наконец в 1942 году в Германии была создана очень удачная 75-мм длинноствольная противотанковая пушка PaK 40. Из-за своего чрезмерного веса она была маломаневренной и не очень подходила пехотным подразделениям, тогда как для установки на шасси легких танков это было то, что надо. Так на свет появилось целое семейство противотанковых самоходок Marder (в переводе с немецкого Куница).

Противотанковые САУ Германии времен войны (часть 2) – семейство Marder
Marder II

Первоначально орудие устанавливалось на шасси трофейного французского полубронированного тягача «Лорейн» или танка H 35 фирмы «Гочкис». Такая модификация носила название Marder I, всего их было произведено 170 штук. Следующей модификацией Marder II стала самоходка на базе легкого танка PzKpfw II (общий выпуск 651 единица). Базой для версии Marder III стал чешский танк Pz 38(t). На первоначальном этапе производства почти все машины вооружались трофейной советской пушкой Ф-22, но затем ее заменяли на орудие PaK 40. Модификация Marder III стала самой массовой. Представлена была двумя вариантами: САУ Marder III Ausf Н с боевым отделением, расположенным посередине корпуса и САУ Marder III Ausf M с задним расположением бронерубки. Всего было выпущено 1392 единицы (417 и 975 соответственно). Выпуск их продолжался фирмой BMM (бывшая ЧКД) до апреля 1944 года.

Наиболее активно данные истребители танков использовались во время операции «Цитадель», а также в 1944-1945 году на южном фасе Восточного фронта, особенно во время боев в Венгрии и Чехословакии, в этих боях САУ Marder III проявила себя достаточно хорошо. Она, подобно советской САУ СУ-76, являлась примером удачного использования шасси устаревшего легкого танка. При этом немецкая ПТ-САУ превосходила СУ-76 по бронезащите и эффективности противотанкового орудия.

Marder I

САУ Marder I (Sd.Kfz.135) появилась на свет в результате адаптации трофейных шасси французских танков и тягачей под монтаж противотанкового орудия РаК 40. Противотанковая пушка ставилась на шасси танков FSM-36 и H 35 «Гочкис», а также на базу бронированного тягача «Лорейн» 37L, которые были захвачены немцами в 1940 году. Ходовая часть и силовые установки были идентичны аналогичным элементам французских танков и тягачей. Надстройку САУ разрабатывали специалисты компаний Becker и Baukommando совместно с берлинской фирмой Алкетт, которая занималась производством первого истребителя танков Panzerjager-I.

25 мая 1942 года вермахт заказал партию из 170 самоходок Marder I, вооруженных противотанковыми пушками РаК40 с длиной ствола 46 калибров, боекомплект орудия составлял 40 снарядов. Помимо пушки, САУ вооружались пулеметом калибра 7,92 мм, из которого можно было вести стрельбу по воздушным целям. Так как 75-мм орудий не хватало, часть самоходок пришлось вооружить более слабыми 50-мм орудиями РаК38 L/60. Орудие монтировалось в открытой сверху боевой рубке. Толщина ее стенок составляла от 5 до 12 мм. В боевом отделении были расположены места командира САУ и наводчика орудия, также здесь размещался радист, который выполнял функции заряжающего. Экипаж машины, включая механика-водителя, состоял из 4 человек.

Marder I

Основным вооружением САУ, как и всей серии, была противотанковая пушка РаК40 L/46. Затвор орудия был полуавтоматическим. Производством пушки занималась компания «Рейнметалл-Борзинг» из Дюссельдорфа. Эффективная скорострельность орудия составляла 12-15 выстрелов в минуту, максимальная дальность стрельбы – 8,1 км, ресурс ствола – 6 000 выстрелов. Углы наведения орудия в горизонтальной плоскости без поворота орудия составляли +-32 градуса. Наведения пушки осуществлялось вручную. Боекомплект состоял из унитарных выстрелов.

Помимо пушки, САУ вооружалась пулеметом MG-34 или MG-42 калибра 7,92 мм, который хранился внутри боевого отделения. При необходимости он устанавливался в специальное гнездо на стенке рубки. Боекомплект пулемета составлял 600 патронов. Помимо этого, члены экипажа были вооружены пистолетами Вальтер Р-38 или Люггер Р-08, а также одним пистолетом-пулеметом МР-38 или МР-40 (боекомплект 192 или 102 патрона).

Первая партия САУ (104 самоходки) была изготовлена в июле, в августе была готова вторая партия из 66 машин. Первые ПТ-САУ были отправлены в срочном порядке на Восточный фронт, однако большая часть САУ Marder I была сосредоточена на территории Франции, что отражало немецкую концепцию использования трофейной техники. В вермахте небезосновательно считали, что чинить и эксплуатировать машину будет проще в стране-производителе. Большинство этих самоходок были уничтожены во время боев в Нормандии летом 1944 года.

Технические характеристики:
Масса: 8,2 т.
Экипаж: 4-5 чел.
Броня: 5-12 мм.
Габаритные размеры:
Длина: 5,38м., ширина: 1,88м., высота: 2,00 м.
Вооружение: 75-мм пушка Pak 40/1 L/46, 7,92–мм пулемет MG-34
Боекомплект: 40 снарядов, 600 патронов
Двигателя: 6-цилиндровый DelaHaye 103TT 70 л.с.
Скорость по шоссе: 34—38 км/ч
Запас хода: по шоссе - 135—150 км, по пересеченной местности - 90 км.

Marder II

Легкий танк PzKpfw II, который был принят на вооружение вермахта в 1935 году, так же как и танк PzKpfw I, к моменту вторжения в СССР практически исчерпал свой потенциал. Первоначально его планировалось использовать в роли учебной машины, однако из-за нехватки бронетехники он вполне эффективно использовался с 1939 по 1942 годы, даже несмотря на слабое вооружение – 20-мм автоматическую пушку. В конце концов, когда стало окончательно ясно, что танк исчерпал все свои боевые возможности, на его шасси было решено развернуть производство ПТ-САУ. В результате скрещивания шасси «двойки» и противотанковой пушки Pak 40 на свет появилась новая ПТ-САУ Marder II (SdKfz 131).

Колонна Marder II проходит по советской деревне

Истребитель танков Marder II производился до 1944 года, всего была построена 651 самоходка. Данный истребитель танков зарекомендовал себя как достаточно успешная боевая машина, несмотря на свои небольшие размеры, он обладал хорошей проходимостью, а его орудие спокойно пробивало практически все танки союзников, за исключением тяжелых машин, таких как ИС-2. Боекомплект САУ состоял из 37 снарядов, которые хранились на крышке силового отделения, а также 600 патронов к пулемету MG 34 или MG 42.

Большая часть данных истребителей танков участвовала в боях на Восточном фронте. В 1944 году производство этих машин было прекращено, а экипажи в связи с нехваткой личного состава были сокращены с 4 до 3 человек. К концу войны некоторые самоходки, действовавшие на Восточном фронте, оснащались инфракрасным прожектором, который позволял вести боевые действия в ночное время.

Технические характеристики:
Масса: 10,8 т.
Экипаж: 3-4 чел.
Габаритные размеры:
Длина: 4.81 м., ширина: 2.28 м., высота: 2.20 м.
Броня: 5-35 мм.
Вооружение: 75-мм пушка Pak 40/2 L/46, 7.92-мм пулемет MG-34
Боекомплект: 37 снарядов, 600 патронов.
Двигатель: 6-цилиндровый бензиновый двигатель «Майбах» мощностью 140 л. с.
Максимальная скорость: по шоссе – 40 км/ч
Запас хода: по шоссе – 190 км.

Marder III

Данная машина стала самой массовой из «Куниц» и производилась в двух основных модификациях - Ausf.Н и Ausf.М, которые собирались на шасси танков Pz 38(t) моделей Н и М соответственно. Обе самоходки вооружались противотанковой пушкой РаК40/3 L/46. Экипаж состоял из 4 человек. На ПТ-САУ Ausf. Н (Heckmotor – задний двигатель) боевое отделение было расположено в средней части корпуса, у машин Ausf.М (Mitte – двигатель в середине) боевое отделение находилось в кормовой части корпуса.

Marder III Ausf.Н

Боекомплект самоходок Ausf.Н составлял 38 снарядов, в версии Ausf.М – всего 27. Углы наведения орудия в горизонтальной плоскости составляли +-30 градусов у версии Ausf. Н и +-21 градус у версии Ausf.М. Оба варианта в качестве вспомогательного вооружения использовали пулеметы MG-34 или MG-42. Толщина брони Marder III в версии H составляла от 8 до 50 мм, версии М от 10 до 25 мм. Противотанковая самоходка версии Ausf.М в ведомственном классификаторе имела индекс Sd.Kfz.139 была последней в серии «Мардеров».

В ходе эксплуатации данной модели быстро выяснилось, что среднее расположение бронерубки является не самым удобным решением. Именно так на свет и появилась версия Marder III Ausf.M, в которой двигатель был расположен в средней части корпуса, а открытая сверху и сзади бронерубка перекочевала в корму машины. В ходе этой модернизации удалось лучше защитить экипаж от пуль и осколков, а также повысить удобство его работы.

С ноября 1942 года по апрель 1943 года заводские цеха «ВММ» покинули 243 самоходки Marder III Ausf.Н, позднее еще 175 таких машин были переоборудованы из танков до конца 1943 года. Самоходок в варианте Ausf.М было произведено значительно больше. С апреля 1943 года по май 1944 предприятия «ВММ» выпустили 975 таких истребителей танков. Данные ПТ-САУ состояли на вооружении частей вермахта, а также дивизий СС, в том числе «Лейбштандарт Адольф Гитлер», а также люфтваффе - дивизия «Герман Геринг». Противотанковые самоходки Marder III успели повоевать на всех фронтах Второй мировой войны, использовались немцами в Тунисе и Италии, на Восточном и Западном фронте. Данные самоходки начали поступать в войска со второй половины 1942 года. По данным, на 1 февраля 1945 года в строю оставалось еще около 350 данных истребителей танков.

Marder III Ausf.M

Технические характеристики:
Масса 10,8 т. (Ausf.Н) 10,5 т. (Ausf.М)
Экипаж: 4 чел.
Габаритные размеры:
длина: 5,77 м. (Ausf.Н) 4,95 м. (Ausf.М), ширина: 2,16 м. (Ausf.Н) 2,15м. (Ausf.М), высота: 2,51 м. (Ausf.Н) 2,48 м. (Ausf.М).
Броня: 8-50 мм. (Ausf.Н), 10-25 мм. (Ausf.М)
Вооружение: 75-мм пушка Pak 40/3 L/46, 7.92-мм пулемет MG-34
Боекомплект: 38 снарядов (Ausf.Н), 27 снаярдов (Ausf.М), 1200 патронов
Двигатель 6-цилиндровый Praga EPA/2 140 л.с.
Максимальная скорость: по шоссе – 35 км/ч (Ausf.Н), 42 км/ч (Ausf.М)
Запас хода: по шоссе – 240 км. (Ausf.Н), 185 км. (Ausf.М)
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. dred
    0
    30 декабря 2011 08:33
    Семья то большая.
  2. +8
    30 декабря 2011 09:13
    его орудие спокойно пробивало практически все танки союзников

    Также можно написать, что все танки союзников включая легкие, гарантированно уничтожали любую модификацию САУ Мардер. Следует учесть, что в связи с тем, что разработка новых тяжелых и средних германских танков задерживалась,, то было принято следующее техническое решение - использовать гусеничные базы широко распространенных в немецкой армии танков для установки на них мощных артсистем- относившихся к "классу полевых систем на подвижном лафете".




    Вообще, на Восточном фронте русские имели дурную привычку всячески мешать немцам, вот к примеру не давали времени на смену огневых позиций противотанковых орудий. Немцам пришлось тратить время и силы, а также рейхсмарки на создание самоходных противотанковых пушек.
    1. J_Silver
      -2
      30 декабря 2011 16:48
      Только надо было сначала преодолеть нужное расстояние, чтобы попасть в фашиста, имея много худшие прицелы...
      Немецкая 75 мм противотанковая пушка гарантированно поражала чуть не любой танк союзников на гораздо большем расстоянии, чем наши могли приблизиться...
  3. +2
    30 декабря 2011 11:09
    Цитата: Vadivak
    гарантированно уничтожали любую модификацию САУ Мардер

    А не самоходный вариант---полевое ПТ орудие--уничтожалось еще легче.
    А СССР потом пришлось догонять строя Су 76
    Конечно высоковато,но к 1944 немцкие конструкторы всетаки дошли до Хетцера
    1. +4
      30 декабря 2011 12:12
      Цитата: Kars
      А СССР потом пришлось догонять строя Су 76


      Андрей у нас САУ разрабатывались гораздо раньше чем у немцев
      [img]http://www.gamer.ru/system/attached_images/images/000/347/140/normal/at1_2a
      .jpg?1302012918[/img]
      1. +3
        30 декабря 2011 13:15
        Разрабатывались --да разрабатывались.А с какими САУ мы войну встретили?
        А у немцев Штуга уже была во Франции.(хоть это к ПТ САУ не относитса)
        Немецкий Панцерягер 1 тоже раньше наших ПТ Сау появился.
        Мы во время войны трофеи тоже переделывали под САУ.
        Так что машины семейства Мардер находятса на высоком боевом уровне того времени,и доставляли массу проблем нашим танкам.Можно я не буду вставлять фото подбитых Т-34?
        1. +3
          30 декабря 2011 15:32
          Цитата: Kars
          Разрабатывались --да разрабатывались.А с какими САУ мы войну встретили?


          Была у нас ПТО ЗИС-30,на базе комосомольца, хорошо приняты в войсках из-за эффективности пушки ЗиС-2 57 мм, но из-за малочисленности 100 штук, не оказали сколь-нибудь заметного влияния на ход войны.

          1. J_Silver
            -2
            30 декабря 2011 16:43
            Можно подумать, что этим уродцем можно гордиться! Разрыв рядом и весь расчет готов - у немцев куда практичнее....
            Вот такую 57 мм надо было на более подходящую базу ставить, вместо той же Су-76 - лучшая машина бы была...
          2. SuperDuck
            0
            30 декабря 2011 19:15
            Амеры вообще на грузовик лепили, лучше уж так.
          3. 0
            16 октября 2017 22:02
            Ответ известен-Грабинская ЗИС-2 -она же Зис-30 длинноствольная имела сложную обработку стволов.Процент брака был слишком велик.После обновления станочного парка по Ленд-лизу выпускалась массово
  4. Страбон
    +2
    30 декабря 2011 13:03
    Особенно впечатлил снимок советской деревни с соломенными крышами. И снимок цветной. В основном ведь были черно-белые.
  5. zmey
    +2
    30 декабря 2011 14:23
    это у нас долго была черно-белая хроника и фотографии (для справки французы снимали на цветную пленку парад в Париже в году так 1915 или 1918 (фильм Первая мировая война в цвете первые 10минут) если ошибся в году поправте).
    немцы противотанковые САУ начали строить, по бедности, из-за нехватки танков (за 1941 потяряно около 1500 танков, этот дифецит сохранялся до конца войны ), а так же из-за огромного количества советских танков (не надо смотреть в таблицы выпуска, их и в войсках очень быстро ремонтировали , а хотите по умничать смотрите "отчеты боевых потерь") которые на высокой скорости давили противотанковые батареи немцев.
  6. +1
    30 декабря 2011 14:44
    Цитата: zmey
    САУ начали строить, по бедности, из-за нехватки танков

    А почему т огда СССР строила Су-85 и Су 100 тоже танков нехватало?А США Вулверин и Ахилес?уж кого не заподозриш в недостатке танков.
    А мардеры это всетаки самоходные противотанковые орудия и сравнивать их с танками не имеет смысла
    ..на высокой скорости давили противотанковые батареи немцев..
    поэтому и моторизировали пт артилерию.
    1. +2
      30 декабря 2011 15:38
      Цитата: Kars
      А почему т огда СССР строила Су-85 и Су 100 тоже танков нехватало?


      По той же причине, чего мучиться с крупнокалиберной пушкой втискивая ее в башню? А Тут дешево, сердито и эффективно- мобильная ПТО, да и не только ПТО

    2. Одесит
      +1
      30 декабря 2011 16:27
      Всем добрый день.ДАВАЙТЕ РАЗЛИЧАТЬ ПРОТИВОТАНКОВОЕ ОРУДИЕ НА САМОХОДНОМ ЛАФЕТЕ и специализированные конструкции самоходных противотанковых боевых машин.- Элефант, Ягд - пантера, Су -100 и т.д. ПРОТИВОТАНКОВОЕ ОРУДИЕ НА САМОХОДНОМ ЛАФЕТЕ во всяком случае вынужденная мера призванная компенсировать в войсках не хватку полноценных танков и артиллерийских самоходных установок. Вот немцы так и поступали по принципу "Хоть кота, если нет собаки". Конечно в разумной пропорции такая техника должна присутствовать в войсках как недорогое, практичное средство усиления. Но рассчитывать только на них - это утопия. Кроме того, решался вопрос использования шасси устаревшей бронетехники снятых с вооружения. Опять же экономическая выгода. Если, что не так поправите!
      1. SuperDuck
        0
        30 декабря 2011 19:35
        Полностью согласен, 2 главных момент - трофейные и устаревшие шасси и вторй - стоимость 70-80% от классического танка. К концу войны особых проблем с мощностью таковых пушек уже небыло, первые реальные САУ (допустим КВ с 152мм орудием) или су-85 со 122 мм гаубицей возникли из за необходимости запхать не танковое орудие (гаубицу или корабельное) куда нибудь бо требовалась подвижная артиллерия большой мощности.
  7. -1
    30 декабря 2011 16:54
    Цитата: Vadivak
    чего мучиться с крупнокалиберной пушкой втискивая ее в башню

    Да как то до Т-34-85 домучили и ИС сделали
    Цитата: Одесит
    РАЗЛИЧАТЬ ПРОТИВОТАНКОВОЕ ОРУДИЕ НА САМОХОДНОМ ЛАФЕТЕ и специализированные конструкции самоходных противотанковых боевых машин.- Элефант, Ягд - пантера, Су -100 и т.д

    И где специализированное?везде база серийного танка.(феди просто судьба не сложилась)если речь о специализации противотанковые так и Насхорн,Ахилесс,Су 85 противотанковые в равной степени, спец так можно только монстрика англичан Тортез назвать.
    А класификация дело тонкое.
    Но все равно что лучше буксируемая ПАК-40 или ЗиС2 или Мардер или Су 76
    Неговоря уже о том что танки снимались с производства а шасси производить продолжали.
    Цитата: Одесит
    полноценных танков и артиллерийских самоходных установок.
    как это полноценный танк?есть полуценные?
    Хоть я уже непойму о чем спор?
    ненадо просто сау (любые)с танком сравнивать--хоть есть кто Ягтигр,ИСУ 122 класифицируют как безбашенный танк и хрен подкапаешся.
    1. Одесит
      +1
      1 января 2012 17:26
      Шасси Элефанта - это не пошедшие в серийное производство конкурсное шасси для разрабатывавшегося Тигра (первого, он же Тигр А) - разработки доктора Порше . Электро-механическая трансмиссия была очень сложна в производстве, а по проходимости шасси уступало в несколько раз конкуренту, который представил более надежную модель шасси. Было изготовлено примерно 200 - 250 шасси. Чтоб не простаивали на них монтировали рубку и устанавливали 88 так и появился Элефант он же Ферденанд. К концу 1944 году в Вермахте не осталось ни одной такой машины. Тяжелая, мало маневренная и крайне сложная в обслуживании У нее было одно преимущество, броня - огонь прямой наводкой. Если она себя демаскировала, шансов уйти от попадания снаряда в борт у нее практически не было. В маневренном бою ей требовалось сопровождение танков - как правило Т -3 или Т -4. Признают сами германцы. Почитайте Гальдера. Дорого и мало эффективно.
  8. J_Silver
    0
    30 декабря 2011 17:49
    Помимо снятия с производства, еще немаловажным фактором являются производственные возможности - вроде Су-76 делали по той простой причине, что была возможность выпуска шасси самоходок на автозаводах, а какая-никакая броня много лучше ее полного отсутствия...
  9. 755962
    +1
    31 декабря 2011 16:53
    война-двигатель технологий.И судя по сему немцы неплохие технологи.Надо отдать им должное.
  10. +1
    31 декабря 2011 18:43
    Хорошая машина при грамотном использовании. Хороша по соотношению цена-качество(эффективность).
  11. 0
    31 декабря 2011 19:32

    Наша СУ-100 обладала достаточной броней и мощь орудия позволяла проламывать броню Тигра
  12. +2
    1 января 2012 21:10
    Цитата: Одесит
    Было изготовлено примерно 200 - 250 шасси

    90 шасси
    Цитата: Одесит
    устанавливали 88 так и появился Элефант

    вообщето Фердинанд---а уж потом после ..дебюта..под Курском то что осталось подернизировали и назвали Элефантом
    Цитата: Одесит
    К концу 1944 году в Вермахте не осталось ни одной такой машины

    sPzJagAbt 614, имевший в своём составе 13-14 Ferdinand'ов, принимал участие в боях на Восточном фронте вплоть до начала 1945 года и, возможно, все оставшиеся на ходу машины впоследствии приняли свой последний бой в составе Kampfgruppe "Ritter" в Zossen'е в середине апреля 1945 года.
    Цитата: Одесит
    от попадания снаряда в борт у нее практически не было

    ну борт у нее всеже 80 мм
    Цитата: Одесит
    Признают сами германцы. Почитайте Гальдера. Дорого и мало эффективно

    да вроде никто и неговорит что Panzerjager Tiger(P) Sd. Kfz. 184 дешево и сильно эфективно.

    Цитата: Одесит
    У нее было одно преимущество, броня - огонь прямой наводкой.

    вообщето это два приимущества-и 200 мм брони и PaK 43/2 L/71 очень нехилые приимущества если их использовать правильно.

    хоть опять непонятен контекст---сдесь разбираетса Мардер,а не фердинанд который упоминался в контексте,
    1. Одесит
      +1
      1 января 2012 22:03
      Уважаемый КАРС! Вы не заметили самого главного! Неудавшееся шасси доктора Порше, необходимо было использовать и тот что, последний Ферденанд был использован под ОЗЕРОМ Балатон в составе танковой дивизии СС, говорит о том, что это был последний шаг по использованию таких тяжелых и неуклюжих машин. PaK 43/2 L/71 действительно очень эффективное орудие. Да! У нас на ИСАХ было раздельно картузное заряжание - унитарного снаряда не было. - так калибр 120 мм. (только в пример не приводите германскую противотанковую такого же калибра) В составе названных Вами подразделений "Kampfgruppe "Ritter" в Zossen'е в середине апреля 1945 года." не было Элефантов. Это подразделения в данном случае боевая группа - части оставшийся без командования и без тылов - собранные в один кулак и усиленные, чем попадется, на пример штурм группе 223- сектор обороны ВИЛЬГЕЛЬМ ШТРАССЕ - были приданы два ТИГРА , которые после раздумий, в копали в землю, как ДОТ. Это ведь речь уже о другом ! Согласитесь. Те подразделения , о которых Вы говорите, были просто на бумаге -- на штабных картах, там же числилась и техника! Это как у нас в начале войны! В дивизии СС "ФЕЛЬДХЕРНХАЛЕ" которая шла к Берлину было 30-35 пантер которые могли пойти в бой . А Вы про " Ферденанды" Уважаемый, неужели Вы считаете Ферденанд - вершиной конструкторской мысли? Тяжелое и неповоротливое оборудование. Ну не хотите Гальдера, просмотрите записки генерал -майора Генерального Штаба Вермахта Мюлера - Гиллебранта.
  13. -1
    2 января 2012 00:09
    Цитата: Одесит
    Вы не заметили самого главного! Неудавшееся шасси доктора Порше, необходимо было использовать

    Разве это главное?то что Порше сделали 90 шасси и когдаих неприняли то что его не переплавили а приспособили это логично но не главно.
    Цитата: Одесит
    ОЗЕРОМ Балатон в составе танковой дивизии СС

    Разве под Балатоном был Элефант---вроде нет,
    Цитата: Одесит
    что это был последний шаг по использованию таких тяжелых и неуклюжих машин

    а что с ними надо было делать?кроме боя они ни на что не годны.
    Цитата: Одесит
    только в пример не приводите германскую противотанковую такого же калибра)

    И не собирался--только не пойму смысла сравнения противотанковой пушки PaK 43/2 L/71 с корпусной-А19 поставленой на ИС 2 у них разное назначение поэтому и разное устройство
    Цитата: Одесит
    Kampfgruppe "Ritter" в Zossen'е

    Ссылку пожалуйста---мне лично самому интересно как закончили свою ...жизнь..слоники
    по Барятинскому так
    До начала 1945 года рота находилась в резерве 4-й танковой армии, а 25 февраля ее перебросили в район Вюнсдорфа для усиления противотанковой обороны. В конце апреля "элефанты" провели последние бои в Вюнсдорфе и Цоссене в составе так называемой группы Риттера (капитан Риттер был командиром 614-й батареи).

    В окруженном Берлине последние два самоходных орудия "Элефант" были подбиты в районе площади Карла-Августа и церкви Св.Троицы.

    Если у вас есть другая информация с удовольствием почитаю.

    Цитата: Одесит
    Согласитесь. Те подразделения , о которых Вы говорите
    Да они то тут причем?мы о САУ разговариваем
    Цитата: Одесит
    А Вы про " Ферденанды" Уважаемый, неужели Вы считаете Ферденанд - вершиной конструкторской мысли?

    Я вас не пойму--почему вы мне приписываете не мои слова и мнения?где я утверждал такое?
    Цитата: Одесит
    Ну не хотите Гальдера, просмотрите записки генерал -майора Генерального Штаба Вермахта Мюлера - Гиллебранта.

    А что к ним особо прислушиватся?к битым генералам?они что хочеш напишут-пример оценка Т-34 до конца осени 1941 танк как танк,а втык полуать стали так он у них сразу стал супер.не мои слова ---так описует тот же барятинский с цитатами.
    И еще раз прошу процетировать меня где я утвердал что Фердинанд---легкий и поворотливый.
    Я смотрю вы что то недопоняли в моих комментария.
    Надеюсь автор продолжет тему и мы увидим статьи про Ягдпантеру и Хетцер с Фердинандом.
  14. Одесит
    +1
    2 января 2012 04:58
    Согласен с Вами. Данные дам. Цитата Уважаемого КАРСА -" Надеюсь автор продолжает тему и мы увидим статьи про Ягдпантеру и Хетцер с Фердинандом". Поддерживаю! Хотелось бы услышать третье мнение! ПУСТЬ РАССУДЯТ МЕНЯ С ВАМИ.
    Но мемуары, даже битых Генералов надо знать, это полезно.
  15. -1
    2 января 2012 13:42
    Цитата: Одесит
    Хотелось бы услышать третье мнение

    О чем?я не пойму суть обсуждения