Провал бомбардировки Москвы

35
Провал бомбардировки Москвы


В ночь с 21 на 22 июля 1941 года был успешно отражен первый массированный налет гитлеровской авиации на нашу столицу

В годы Второй мировой войны множество городов было буквально стёрто с лица земли массированными воздушными бомбардировкам. Такая трагическая судьба могла постигнуть и Москву, если бы не усилия и умелые действия наших войск противовоздушной обороны.

Еще 8 июля 1941 года Гитлер поставил командованию своей авиации, «люфтваффе», задачу нанести массированные воздушные удары и сравнять столицу СССР с землей. Спустя 10 дней в директиве №33 от 19 июля 1941 года «О дальнейшем ведении войны на Востоке» нацистский «фюрер» потребовал от германской авиации ускорить начало воздушного наступления на Москву.

Наша столица в годы войны была не только политическим символом, но и важнейшим узлом транспортных коммуникаций, и центром военного производства. Массированный бомбардировочный удар немцев по столице должен был стать как пропагандистским, так и чисто военным успехом Гитлера.

Руководство нашей страны осознавало, что Москва неизбежно станет целью №1, на которую будут направлены усилия авиации врага. Поэтому для защиты неба столицы в самом начале войны была сформирована Московская зона ПВО, куда вошли 1-й зенитный корпус и 6-й истребительный авиационный корпус.

Защищавший столицу зенитный корпус в июле 1941 года насчитывал 1044 зенитных орудия и 336 установок счетверенных пулеметов, а 6-й истребительный корпус — 602 самолета-истребителя в 11 авиаполках. Помимо этого, Московской зоне ПВО подчинили «бригадные районы ПВО» в окружающих столицу областях — Калининской (Тверской), Ярославской, Горьковской (Нижегородской) и Тульской.

Кроме оружия, небо Москвы прикрывали свыше 600 прожекторов и 124 аэростата заграждения. Для управления этой массой войск было проложено почти 40 тысяч километров линий телефонной связи!

В качестве средства дальнего обнаружения использовалась первая отечественная радиолокационная станция контроля воздушного пространства РУС-2, созданная за год до начала войны и развернутая под городом Можайском. Она позволяла заранее обнаружить перемещение вражеских самолетов, а затем могла передавать информацию для наведения истребительной авиации и целеуказания зенитной артиллерии.

Помимо радиолокационной станции, под Можайском экстренно создавались аналогичные РЛС в Клину, Калуге, Туле, Рязани, Мытищах, Владимире, Ярославле и Кашине. Но именно можайская станция РУС-2 около 22 часов 21 июля 1941 года на расстоянии около 100 км обнаружила первые массы вражеской авиации, двигавшиеся по направлению к Москве.

В 22 часа 05 минут частям противовоздушной обороны Москвы была объявлена боевая готовность №1. На улицах столицы прозвучал сигнал воздушной тревоги… Всего к Москве в тот вечер направлялось свыше 220 вражеских бомбардировщиков, нёсших свыше 100 тонн фугасных бомб и 45 тысяч зажигательных.

Появись эта армада в небе Москвы, столицу ждали бы массовые разрушения, огромные пожары и, как следствие, не только гибель множества людей, но и срыв военных перевозок и военного производства столичных заводов. Тяжелым был бы и моральный удар по гражданам СССР от разрушения столицы на фоне успехов сухопутных войск Гитлера.

Немецкие бомбардировочные части к тому времени имели немалый опыт успешных бомбардировок Лондона и других городов Англии. Однако гитлеровский замысел воздушного террора Москвы провалился. На дальних подступах к столице бомбардировщики «люфтваффе» встретили наши истребители ПВО. Особенно активно они действовали в зоне световых полей, которые создавали прожекторные части, «ловившие» лучами света вражеские самолёты и уже не отпускавшие их.

Орудия ПВО вели огонь не только на поражение обнаруженных самолётов, но и создавали заградительный огонь, ломавший воздушный строй вражеских бомбардировщиков. Уже на подступах к Москве советские ночные истребители провели ряд воздушных боев и сбили 12 немецких самолетов. Зенитные средства ПВО уничтожили 10 самолетов противника.

Задуманный командованием «люфтваффе» план налета на Москву был разрушен. Многие из немецких бомбардировщиков повернули назад, другие группы вражеских самолетов меняли курс полета, пытаясь проникнуть к городу с других направлений. В итоге массированный налет был рассеян еще на подступах к городу. Лишь отдельным самолетам Гитлера удалось в ту ночь появиться над Москвой, большинство же бесцельно сбросили бомбы на подмосковные поля и рощи.

Налет 220 вражеских бомбардировщиков продолжался с 22 часов 25 минут 21 июля до половины четвёртого утра 22 июля 1941 года. В результате умелых действий наших войск противовоздушной обороны немцам так и не удалось нанести Москве существенного урона.

Через два дня наиболее отличившиеся бойцы и командиры частей Московской зоны ПВО были удостоены наград за успешное отражение первого массированного налета противника. Пятерых бойцов наградили орденом Ленина, а 22 получили медали «За отвагу».

До конца 1941 года Москве предстояло отразить еще 121 массированный налет вражеской авиации. Но именно первый успех, одержанный в ночь на 22 июля, показал, что наша столица надежно прикрыта от воздушного террора.
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +20
    24 июля 2016 06:26
    Что показательно, наш первый же "ответный реверанс" в стророму Берлина оказался не в пример успешнее (я о бомбардировке Берлина нашими ДБ-3 8 августа 1941-го года).
    Дорогой мой Эрнст! Война с Россией уже стоит нам многих сотен тысяч убитых. Мрачные мысли не оставляют меня. Последнее время ночью к нам прилетают бомбардировщики. Всем говорят, что бомбили англичане, но нам точно известно, что в эту ночь нас бомбили русские. Они мстят за Москву. Берлин от разрывов бомб сотрясается… И вообще скажу тебе: с тех пор как появились над нашими головами русские, ты не можешь представить, как нам стало скверно. Родные Вилли Фюрстенберга служили на артиллерийском заводе. Завода больше не существует! Родные Вилли погибли под развалинами. Ах, Эрнст, когда русские бомбы падали на заводы Симменса, мне казалось, всё проваливается сквозь землю. Зачем вы связались с русскими?

    Что интересно, в вылете участвовало лишь 15 ДБ-3 (и ни один не был сбит), а отбомбилась собственно по Берлину вообще пятёрка, но у нацистов, конечно же, имелось своё особое мнение:
    В ночь с 7 на 8 августа крупные силы английской авиации, в количестве 150 самолётов, пытались бомбить нашу столицу... Из прорвавшихся к городу 15 самолётов 9 сбито.

    Завидую я системе подсчётов немцев (хоть ПВО, хоть Люфтваффе). Такая халява, не то, что наша, с тройной перепроверкой. Ну потому у ихних асов и по 200+ фрагов влёгкую набиралось, а у нас даже 50+ единицы делали.
    1. +7
      24 июля 2016 06:43
      Цитата: Fei_Wong
      Завидую я системе подсчётов немцев

      Не путайте информацию распространяемую службой Гебельса и то, что на самом деле считалось в частях. У нас тоже картина схожая, так как если верить Совинформбюро, то наша армия уничтожила Вермахт и Люфтваффе еще в 1941 году, причем в полном составе.
      1. +4
        24 июля 2016 12:57
        у немцев не существовало такого строгого учета сбитых в нашей истребительной авиации вообще до 43года что б засчитать летчику сбитый самолет нужно было подтверждение сухопутных войск или данные кинопулемета, так что сбитые за линией фронта летчикам вообще не защитывались даже если они подтверждались экипажами сопровождаемых бомбардировщиков и штурмовиков, а на севере летчикам даже приходилось ездить в тундру и привозить куски сбитых самолетов, по тому как немцы учитывали сбитые можно судить из "результатов" их первой сотни асов, по их данным они уничтожили самолетов больше чем находилось ий в строю советской авиации с 41 по 45 год типа "джентельменам" надо верить на слово" вот их система подсчета
        1. +1
          24 июля 2016 20:09
          Давно, давно читал, что немцы при подсчёте учитывали не самолёты, а количество моторов... Завалил ПЕшку считай два... Вот поэтому у ихних "асов" считается по много сбитых...
        2. 0
          16 августа 2016 19:17
          В ВВС РККА такая система учета появилась в 42-м.После того,как Сталин поинтересовался-откуда у немцев берутся самолеты и танки,если по отчетам с фронта они уже два раза как все уничтожены.
          Истребителям приписывать было сложно.Ну а бомберы писали все что хотели.Особенно на флотах.Обман вскрылся,когда не смогли прервать эвакуацию немцев из Крыма,Пруссии и Курляндии.
          Все это есть в материалах проверок и сверок после войны по германским источникам .И в материалах уголовного дела Новикова и штаба ВВС.
      2. 0
        24 июля 2016 13:01
        S'il vous plait67, да вы путаник покруче Бухарина!
      3. -3
        24 июля 2016 19:22
        Особенно порадовали потери фашиков на подходе к Москве - сбили 12 немецких самолетов. Зенитные средства ПВО уничтожили 10 самолетов противника. - из 220...Может шапки закончатся???Ну когда нибудь?Ведь деды погибали...Просто чтоб сдержать, чтоб другие остановили, третьи погнали в фашистию, четвертые - дожили...Может не прав...Но 10% потерь на подходе...
      4. 0
        16 августа 2016 19:13
        И два раза.Даже Геббельс сказал-врать как Красная Звезда я не смогу.Ортенберг по брехологии поставил рекорд.
    2. -5
      24 июля 2016 12:46
      Приятно что вы такой патриот но прикиньте что дюжина самолетов с минимальной нагрузкой в принципе не могут нанести какие либо разрушения в германской столице. Наверное эти самолеты могли пригодиться где нибудь еще.
      Какого либо эффекта добились американцы году к 44-му группировками под тысячу проверенных стратегов В-17
      Что касается количества сбитых немцами самолетов то это исключительно от острой нехватки машин в германской авиации. Пилотам приходилось летать круглосуточно, беспрерывно участвуя в боях, и имея больше возможностей пополнять свой боевой счет.
      1. +1
        24 июля 2016 13:05
        Нельзя так много говядины кушать, дядя!
      2. +4
        24 июля 2016 13:18
        Цитата: Бифитер
        Что касается количества сбитых немцами самолетов то это исключительно от острой нехватки машин в германской авиации. Пилотам приходилось летать круглосуточно, беспрерывно участвуя в боях, и имея больше возможностей пополнять свой боевой счет.

        А в это время советские пилоты кушали чёрную икру и почивали на мягких перинах? И самолётов у наших ВВС было хоть залейся? what Вы, уважаемый, иной раз такие перлы выдаёте, что хоть стой, хоть падай.
      3. +4
        24 июля 2016 13:38
        Умиляет слово "круглосуточно". Желаю дальнейших успехов в деле пропаганды "достижений" нацистских пилотов.
  2. +3
    24 июля 2016 07:06
    Цитата: svp67
    Цитата: Fei_Wong
    Завидую я системе подсчётов немцев

    Не путайте информацию распространяемую службой Гебельса и то, что на самом деле считалось в частях. У нас тоже картина схожая, так как если верить Совинформбюро, то наша армия уничтожила Вермахт и Люфтваффе еще в 1941 году, причем в полном составе.

    У нас один фиг никогда так самозабвенно не врали (а порой и отдельным, выдающимся и подтверждённым случаям крупных побед даже в Ставке поначалу не верили). Наверно, потому что вместо Геббельса был Левитан. И что система подсчёта боевых потерь противника в СССР была намного строже - это факт.
    Приписки - ну они неизбежны для всех армий мира, конечно. Но что касается армии СССР (скажем, почему мы так любили приписывать себе сотни Тигров и Фердинандов) - они скорее вызваны экономической выгодой, а вовсе не "тупостью" русского солдата, не умеющего отличить пазик IV с экранами от "Тигра", или "Веспе" от "Фердинанда". За уничтожение тяжёлых танков и САУ противника полагалась очень весомая по тем временам денежная награда, вплоть до 1500 рублей. И часть от неё шла командирам. Так что в выигрыше (при удачной на$бке системы учёта) оставались все.
    1. +10
      24 июля 2016 07:26
      Цитата: Fei_Wong
      У нас один фиг никогда так самозабвенно не врали

      Блажен кто верит. Факты же более упрямая вещь.
      Цитата: Fei_Wong
      Наверно, потому что вместо Геббельса был Левитан.

      Уже этим высказыванием Вы показываете, что в этом вопросе не разбираетесь.
      Геббельс - руководитель всей информационно- пропагандисткой машины Рейха. А Левитан - всего лишь диктор одного из наших информационных агентств. Как говорится почувствуйте разницу. Один руководил всей системой, а второй просто зачитывал то что ему приносили.
      Цитата: Fei_Wong
      Но что касается армии СССР (скажем, почему мы так любили приписывать себе сотни Тигров и Фердинандов) - они скорее вызваны экономической выгодой. За уничтожение тяжёлых танков и САУ противника полагалась очень весомая по тем временам денежная награда, вплоть до 1500 рублей.

      Не только это, но и иногда очень требовалось объяснить свои тяжелые потери, а это было проще когда показывались завышенные потери противника. Один из способов приписки был следующий. К примеру стрелковому полку придавалась противотанковая батарея или дивизион, в результате боя напротив позиций полка оставалось шесть подбитых танков, эту шестерку себе приписывал Полк и противотанкисты, так как это разные части, в результате подсчета данных донесений в вышестоящем штабе цифра уничтоженных танков на этом участке получалась 12 единиц.
    2. 0
      24 июля 2016 13:07
      Т-4 с экранами действительно похож на Тигр. Солдат ведь не в музее его рассматривал , а в боевой обстановке через прицел.
      Причиной приписок был также страх перед вышестоящим начальством - если ты уничтожил 1 единицу техники потеряв 10 своих то тебе не командиром части служить надо а пастухом в обозе. Именно поэтому Сталин приказал создать службу правительственной связи "вертушку", под эгидой ГБ, которая позволяла минуя штаб фронта или армии непосредственно связываться с командирами дивизий на любом участке фронта. Что иногда имело место быть.
  3. 0
    24 июля 2016 07:36
    Цитата: svp67
    Уже этим высказыванием Вы показываете, что в этом вопросе не разбираетесь.
    Геббельс - руководитель всей информационно- пропагандисткой машины Рейха. А Левитан - всего лишь диктор одного из наших информационных агентств. Как говорится почувствуйте разницу. Один руководил всей системой, а второй просто зачитывал то что ему приносили.

    Нет, наверное, вы.
    Левитана и Геббельса я поставил на одну доску лишь потому, что оба были "говорящими головами". Левитан - естественно - был лишь диктором, но и Геббельс тоже любил выдавать дутые победы в прямом эфире. Одно другому для него не мешало. И именно в этом - заключался мой сарказм. Геббельс был главой пропаганды и диктором. Левитан - просто диктором. Улавливаете?

    Насчёт способов приписок - тут уж всегда все и всегда изголяются, как только могут. Все. Но у немецкой военной бухгалтерии всегда была большая проблема с реальной оценкой невозвратных потерь противника (а уж пилотам Люфтваффе порой просто... верили на слово!).
    1. +4
      24 июля 2016 07:52
      Цитата: Fei_Wong
      Левитана и Геббельса я поставил на одну доску лишь потому, что оба были "говорящими головами".

      Слушайте Вы хотя бы прочитайте в нэте информацию про Ганса Фриче, вот кто был "говорящей головой" Третьего Рейха, так сказать для внутреннего пользования. Вот с кем надо сравнивать нашего великого Левитана.
      Цитата: Fei_Wong
      Геббельс был главой пропаганды и диктором.

      Нет, Вы не правы. Геббельс не читал чужие тексты, он их писал сам, а значить уже он не диктор. Улавливаете?
      1. -2
        24 июля 2016 13:11
        Силь ву плэ67, успокойтесь, битте шёйн. Что вы так нервничаете?
  4. +2
    24 июля 2016 07:56
    Самолет Юнкерс Ю-88 (Ju 88) с кодом F6+AK (номер 0285) был сбит 25.07.1941 летчиками 3-го истребительного авиакорпуса около Истры и совершил вынужденную посадку на поляну. Через пять дней его установили на площади Свердлова (ныне Театральная площадь) в Москве.

    Ю-88 принадлежал 2-й дальнеразведывательной эскадрилье 122-й разведывательной группы (2.(F)/122), совершал разведывательный вылет в район Москва-Калуга.

    Экипаж:
    лейтенант Вильгельм Штукманн (Wilhelm Stuckmann) — пилот;
    фельдфебель Вильфред Андерс (Anders, Wilfred) — штурман;
    ефрейтор Бруно Сильверт (Bruno Sievert) — радист;
    ефрейтор Людвиг Вернер (Werner Ludwig) — стрелок.

    Информации о судьбе экипажа нет, в немецких архивах числится пропавшим без вести.
    1. +1
      24 июля 2016 08:06
      Самолет Юнкерс Ю-88 (Ju 88).
      1. +1
        24 июля 2016 13:24
        Цитата: bionik
        Через пять дней его установили на площади Свердлова (ныне Театральная площадь) в Москве.

        Таких самолётов было не мало. Сначала их выставляли на показ, в том же парке Горького например, а потом, когда их стало слишком много, просто стаскивали на свалки. У меня дома до сих пор сохранилось пара кусков алюминиевых труб (а было гораздо больше) которые, правда уже после войны, дед с отцом сняли со сбитого Хейнкеля. Эти трубы были кабель-каналами через которые протягивались провода.
  5. -2
    24 июля 2016 08:11
    Цитата: svp67
    Нет, Вы не правы. Геббельс не читал чужие тексты, он их писал сам, а значить уже он не диктор. Улавливаете?

    Нет, всё ещё не улавливаете Вы. Определение с википедии, например:
    Диктор (лат. dictor — «говорящий», производное от лат. dicere — «говорить») — человек, осуществляющий чтение информационных, политических, художественных, рекламных материалов у микрофона в прямом эфире и в магнитной записи.

    Авторство текстов тут совершенно неважно. Ну или так, очень грубо упрощу для наглядности: с 9-00 до 14-00 своего рабочего дня Геббельс - министр пропаганды, а с 15-00 (после перерыва на покушать и прополоскать горлышко) до 19-00 - он диктор.
    А про Ганса Фриче я в курсе. Ещё раз повторяю, Вы просто не вкурили мой пассаж, пропитанный сарказмом.
  6. aba
    +1
    24 июля 2016 08:17
    Кроме оружия, небо Москвы прикрывали свыше 600 прожекторов и 124 аэростата заграждения.


    Эта картина с детства въелась в мой мозг с кадрами кинохроники и документальной фотографии. Ещё забыли добавить, что при налетах на Москву активно принимали участие в противовоздушной обороне пожарники и бойцы гражданской обороны(значительную часть которых составляли женщины), дежурившие на московских крышах для борьбы с зажигательными бомбами.
    1. +5
      24 июля 2016 11:10
      Не следует забывать про звукопеленгаторов. Вроде допотопная система, но работала.
      Фото блокадного Ленинграда. По статье, фото московских звукопеленгаторов, в спешке не нашел.
      1. +1
        24 июля 2016 11:27
        Цитата: igordok
        Не следует забывать про звукопеленгаторов. Вроде допотопная система, но работала.

        Есть хорошая книга Лобанова.М.М.Мы-Военные инженеры,в которой рассказывается об истории создания средств обнаружения для войск ПВО в 30-е годы прошлого века,Звукоулавливателях,ТПС,Радарах.
        1. +1
          24 июля 2016 13:12
          Но с ростом скорости самолетов эта система стала давать слишком большую ошибку
  7. +2
    24 июля 2016 08:34
    Авиация ПВО Московского округа сработала на отлично, тут слов нет... Но, за счёт ослабления ресурсов Калининского и Западного фронтов.
    1. avt
      +1
      24 июля 2016 08:44
      Цитата: V.ic
      . Но, за счёт ослабления ресурсов Калининского и Западного фронтов.

      Ну чудить то не надо в поисках ,,Но". Даже если и было привлечение сил и средств , то оно оправдано - сосредоточили в нужное время и в нужном месте . Москва реально была
      не только политическим символом, но и важнейшим узлом транспортных коммуникаций, и центром военного производства. Массированный бомбардировочный удар немцев по столице должен был стать как пропагандистским, так и чисто военным успехом Гитлера.
      и к тому же стратегической целью кампании 1941 года для немцев.Причём таковым оставался даже после эвакуации с подходом немцев.
      1. +4
        24 июля 2016 10:03
        Цитата: avt
        Ну чудить то не надо в поисках ,,Но". Даже если и было привлечение сил и средств , то оно оправдано - сосредоточили в нужное время и в нужном месте . Москва реально была
        не только политическим символом, но и важнейшим узлом транспортных коммуникаций, и центром военного производства. Массированный бомбардировочный удар немцев по столице должен был стать как пропагандистским, так и чисто военным успехом Гитлера.и к тому же стратегической целью кампании 1941 года для немцев.Причём таковым оставался даже после эвакуации с подходом немцев.

        После того как немцы подошли к Москве значительная часть зенитной артиллерии была отправлена на передовую для борьбы с танками противника. Что касается данной публикации, то конкретики в ней маловато и содержится ряд неточностей, автор местами не понимает о чём пишет:
        Защищавший столицу зенитный корпус в июле 1941 года насчитывал 1044 зенитных орудия и 336 установок счетверенных пулеметов,
        Какой толк был от счетверённых 7,62-мм пулемётов, самолёты летящие на высоте более 500 метров они поражать не могли, в то же время не слова про более эффективные 12,7-мм ДШК.
        Далее:
        В качестве средства дальнего обнаружения использовалась первая отечественная радиолокационная станция контроля воздушного пространства РУС-2, созданная за год до начала войны и развернутая под городом Можайском. Она позволяла заранее обнаружить перемещение вражеских самолетов, а затем могла передавать информацию для наведения истребительной авиации и целеуказания зенитной артиллерии.
        Насчёт целеуказания РУС-2 ЗА "притянуто за уши", да и насчёт истребителей учитывая радиофикацию в 1941 году сомнительно.
        1. avt
          +1
          24 июля 2016 10:39
          Цитата: Bongo
          и содержится ряд неточностей,

          Ну так и про систему аэростатов заграждения как то тоже не раскрыто.
          Цитата: Bongo
          После того как немцы подошли к Москве значительная часть зенитной артиллерии была отправлена на передовую для борьбы с танками противника.

          request Ну так опять
          Цитата: avt
          сосредоточили в нужное время и в нужном месте

          из наличия того что есть по состоянию на данное время, да собственно проделал походу тот кто это же при обороне Ленинграда делал.
          1. +2
            24 июля 2016 13:46
            Цитата: avt
            Цитата: Bongo
            После того как немцы подошли к Москве значительная часть зенитной артиллерии была отправлена на передовую для борьбы с танками противника.

            request Ну так опять

            Читал ещё в молодости об артиллеристах-зенитчиках,не помню уж названия книги,Сборник воспоминаний из истории Московской зоны ПВО.Так вот там были в воспоминания одного из командиров зенитной батареи.С самого начала,как эту батарею поставили на позицию в конце 30-х годов,так она на том месте и простояла всю войну и стрелять им приходилось и по самолётам и по танкам и по пехоте. К чему я это,Да к тому,что и посты ВНОС и зенитные батареи часто оказывались на передовой и в тылу у немцев,потому что их вовремя не предупредили.
        2. +1
          24 июля 2016 10:39
          У немцев было просто мало бомбардировщиков. 200 штук - это мало.
          На Лондон налетали по 400-500 бомберов, на Ковентри - более 400.
          Немцы в 1941 еще не очухались от больших потерь бомберов над Британий.
          1. +1
            24 июля 2016 13:27
            Цитата: voyaka uh
            У немцев было просто мало бомбардировщиков. 200 штук - это мало.
            На Лондон налетали по 400-500 бомберов, на Ковентри - более 400.
            Немцы в 1941 еще не очухались от больших потерь бомберов над Британий.

            Вобщем то после Битвы за Англию почти год прошел за этот период германская авиапромышленность совершенно восполнила потери. Но , во первых немцы потеряли много машин в борьбе с советской авиацией, во вторых у немцев не было стратегической дальней авиации.
            1. 0
              24 июля 2016 14:26
              "Вобщем то после Битвы за Англию почти год прошел за этот период германская авиапромышленность
              совершенно восполнила потери"////

              В бомбардировщиках - не восполнила, до самого 45 года.
              В "Битве за Англию" (4 месяца 1940 года) Люфтваффе потеряла над Британий безвозвратно 792 бомбардировщика.
              И повреждено еще 492.
              1. +3
                24 июля 2016 17:17
                Цитата: voyaka uh
                В бомбардировщиках - не восполнила, до самого 45 года.
                В "Битве за Англию" (4 месяца 1940 года) Люфтваффе потеряла над Британий безвозвратно 792 бомбардировщика.
                И повреждено еще 492.

                То вам 200 бомберов на один налет мало, то потеря 1000 за 4 месяца - катастрофа. Определитесь уже. Количество произведенных бомбардировщиков в Германии по википедии
                He 111 - произведено 7603
                He 177 - 1094
                Do 17 - 2139
                Ju 86 - 822, включая пассажирские варианты
                Ju 87 - 6500
                Ju 88 - 15001
                Ju 188 - 1076
                1. -2
                  24 июля 2016 18:01
                  Все Ju - не бомберы, строго говоря. Пикировщики, многоцелевые самолеты.
                  После потерь в Британии немцам ни разу не удалось сконцентрировать
                  большого числа бомберов для операций. И то это все были "малыши" по сравнению с американскими и английскими машинами.
                  Поэтому они, с горя, перешли на Фау-1, чтоб хоть как-то доставать тылы противника.
                  1. +4
                    24 июля 2016 20:01
                    Цитата: voyaka uh
                    Все Ju - не бомберы, строго говоря.

                    Лёша.....
                    hi
                    Ты, хотя бы временами, но смотри - что постишь... laughing
                2. Комментарий был удален.
            2. Комментарий был удален.
        3. Комментарий был удален.
        4. +2
          24 июля 2016 11:20
          Цитата: Bongo
          Насчёт целеуказания РУС-2 ЗА "притянуто за уши", да и насчёт истребителей учитывая радиофикацию в 1941 году сомнительно.

          Сергей! Привет.Насчёт РУС-2.Она использовалась в интересах Московского фронта ПВО.В принципе они использовались как СРЦ и как СОН или станции наведения работать не могли.Здесь автор загнул.
          <<Первые отечественные радиолокационные станции дальнего обнаружения РУС-2 и РУС-2с (стационарная) были развернуты в 337-м отдельном радиобатальоне (ОРБ) ВНОС Московского корпусного района ПВО. Триста тридцать седьмой ОРБ ВНОС входил в состав Московского фронта ПВО и обеспечивал радиолокационную разведку воздушной обстановки в зоне ответственности МФ ПВО. В начале 1942 года он располагал десятью станциями радиообнаружения самолетов, дислоцировавшихся в Калуге, Малоярославце, Можайске, Мытищах (станция РУС-2), в Клину, Павшине, Серпухове (станции РУС-2с), в Кубинке, Внукове, Химках (станции МРУ-105).>>
        5. -1
          24 июля 2016 13:16
          Пулеметы стояли на крышах самых высоких зданий , где был хороший обзор.
          Насчет калибра вопрос спорный. Где то предпочитали малокалиберные автоматические пушки, где то пулеметы, но в большом количестве.
    2. +2
      24 июля 2016 11:00
      Цитата: V.ic
      Авиация ПВО Московского округа сработала на отлично, тут слов нет... Но, за счёт ослабления ресурсов Калининского и Западного фронтов.

      А что,в авиации Западного и Калининского полков были лётчики-ночники?К отражению первых налётов были привлечены помимо частей ПВО,лётчики-испытатели из ЛНИИ и военные лётчики-испытатели НИИ ВВС которые не попали в состав полков особого назначения.
      <<401-й истребительный авиационный полк особого назначения 16 августа 1941 года после проведенных боев согласно распоряжению начальника 1-го Управления Главного Управления ВВС РККА преобразован в 263-й истребительный авиационный полк. Все летчики-испытатели отозваны с фронта.>> http://www.lii.ru/v_gazete_zhukovskie_vesti_ot_22_fevralya_2015_goda_v_rubrike_a
      viatsiya_v_tsikle_publikatsij_priurochennyh_k_prazdnovaniyu_70-letya_pobedy_v_ve
      likoj_otechestvennoj_vojne_opublikovan_material_letchiki-ispytateli_lii_v_vozdus
      hnyh_boyah_v_nebe_stolitsy_.html
      Ссылка на действия 2-й отдельной эскадрильи ПВО.Лётчики Калининского и Западного фронтов привлекались для ПВО Москвы позднее.
      1. avt
        +3
        24 июля 2016 13:18
        Цитата: амурец
        ?К отражению первых налётов были привлечены помимо частей ПВО,лётчики-испытатели из ЛНИИ и военные лётчики-испытатели НИИ ВВС которые не попали в состав полков особого назначения.

        Да , как то в мемуарахГаллая читал про его ночные вылеты, опять же сын Щербакова , впоследствии летчик-испытатель, начинал службу в ПВО Москвы и только потом в 1945 на фронт .
  8. +1
    24 июля 2016 13:22
    Аэростат ПВО Москвы на Площади Революции. Аэростаты широко использовались в противовоздушной обороне в качестве заграждения: опасаясь столкновения с тросами и обшивкой аэростатов, немецкие самолеты были вынуждены подниматься выше, что снижало точность бомбометания.
  9. 0
    24 июля 2016 13:34
    Зенитная установка (три 12,7-мм пулемета ДШК) в центре Москвы, на площади Свердлова (ныне Театральная). На заднем плане видна гостиница «Метрополь».
  10. +1
    24 июля 2016 13:41
    Батарея 85-мм зенитных орудий 52-К на площади Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве.
  11. 0
    24 июля 2016 20:12
    Обращение к уважаемому Автору. Может у Вас есть информация о действиях МПВО по защите Москвы?
  12. +2
    26 июля 2016 08:27
    РЛС РУС-2 создавались моими учителями. Помимо Москвы, они принесли неоценимую помощь в защите Севастополя и Ленинграда. В Ленинграде эта станция была установлена в д. Б. Ижора и 21 сентября 1941 года зафиксировала звездный налет на Ленинград и КБФ 386 фашистских бомбардировщиков. Налет был отбит как и 22, 23 сентября. Фашисты потеряли 72 самолета. Мои учителя И.М. Векслин, С.В. Спиров помимо участия в создании РУС-2 еще обеспечили уже в 1942 году передачу информации с экрана этой станции на экран КП ПВО фронта.
    Для справки первое разрушенное здание в Москве от авианалета - это здание отделения милиции рядом с метро "Новокузнкцкая" (в центре). Погибло 7 человек. Честь имею.
    1. 0
      16 августа 2016 19:26
      В Ленинграде эта вундервафля с осциллографом была установлена в 16-и точках.Перед налетами 19-27 сентября 14 были уничтожены полностью.
      До получения от американцев 500 РЛС в СССР нормальной станции не было.
      Гнейс-полное гомно,что на кораблях,что на самолетах.В ВВС их просто снимали-толку ноль,а скорости и бомбовой закрузки сьедал много.
      После войны все разработки продолжились на основе германских трофеев и американско-британчких станций.
      Ни когда люфтваффе за налет в Ленинграде 72 самолета не теряли.386 по осциллографу определить не возможно,да и не было никогда под Ленинградом у немцев столько самолетов.Только в сводках Совинформбюро и брехушки Красной Звезды.