Ту-144. А так ли была проиграна битва за сверхзвук?

133


Ровно 35 лет назад был выведен из постоянной эксплуатации самолет, ставший предметом гордости нашего авиапрома, Ту-144. Первый в мире (их всего-то было два вместе с "Конкордом") сверхзвуковой пассажирский самолет. В историю кануло очередное сражение СССР и капиталистического мира.

Вроде бы битва была проиграна вчистую. Ту-144 за время эксплуатации совершил 102 коммерческих перелета, из них 55 пассажирских. Всего Ту-144 перевезли 3284 пассажира, что в масштабах гражданской авиации, что в масштабах СССР, что в мировых масштабах, в общем-то, ни о чем. Для сравнения: главный конкурент Ту-144 - «Конкорд» - перевез за время своей эксплуатации более 2,5 млн. человек.

Но в любой истории есть нюансы. О них и стоит поговорить.

Конец 60-х — начало 70-х годов прошлого века ознаменовались невиданным расцветом воздушного сообщения и гражданской авиации во всем мире. Тогда же одновременно в Европе и СССР возникла идея использования для дальних перелетов сверхзвуковых машин. В первом случае высокие скорости были нужны для того, чтобы сократить время пересечения Атлантики между Европой и США, во втором решающую роль играли огромные просторы советской страны, преодолевать которые также желательно было как можно быстрее.

В результате, в Европе и СССР практически одновременно приступили к разработке уникальных сверхзвуковых авиалайнеров, концептуально похожих, но конструктивно заметно отличающихся друг от друга: «Конкорд» и Ту-144.

Эксперты и по сей день спорят о том, имели ли место «заимствования» идей, технологий и конструкторских решений при создании этих двух уникальных самолетов. Французы в свое время весьма яростно пытались доказать, что Ту-144 "содрали" с "Конкорда", но все попытки закончились ничем. Машины реально были разные.

Конечно, разработчики самолетов, как говорится, поглядывали в сторону конкурентов, но в первую очередь исходили из собственных технических и технологических возможностей. А в СССР, в отличие от французов, создававших "Конкорд" с чистого листа, было на что опереться.

Принято считать, что все перспективные образцы советской (и российской) гражданской техники, от грузовиков до сверхзвуковых самолетов, имеют в своей основе состоявшиеся или несостоявшиеся военные образцы. И Ту-144 здесь не исключение.

Создание сверхзвукового пассажирского самолета было «многоходовым» процессом, свои наработки здесь представляли КБ Туполева, Сухого и Мясищева, уже имевшие на тот момент не только теоретические наработки в области создания больших сверхзвуковых самолетов. И в Ту-144 при желании можно было найти отдельные узлы и схемы от М-50, Т-4 и Ту-135.

Больше всего, конечно, Ту-144 взял от нереализованного проекта бомбардировщика Ту-135 и его пассажирской версии Ту-135П. Но реально летавшего военного аналога Ту-144 не существовало.

Так или иначе, в 1950-е годы уже были созданы сверхзвуковые самолеты, в том числе и тяжелые. Поэтому исключительных идей в проекте было не слишком много. Ту-144 вобрал в себя достаточно много из того, что было придумано военными. А военные самолеты у нас придумывать и строить умели. Факт.

Ту-144. А так ли была проиграна битва за сверхзвук?
[center]Взлет первого Ту-144 с аэродрома ВАСО.


[/center]
Крылышки появились только на третьем экземпляре. На первых двух образцах их не было


Основная проблема для авиастроителей заключалась в том, что на сверхзвуке будет сильнейший нагрев поверхности. И эту проблему нужно решить не применительно к небольшому самолету или бомбардировщику с небольшим экипажем, а к огромному пассажирскому лайнеру. Который не просто должен лететь с большой скоростью на большие расстояния, но и обеспечить необходимый комфорт для пассажиров.




Рабочие места экипажа.


Так как я живу в городе, где родились все Ту-144, то найти человека, принимавшего участие в его сборке и облете, почти не составило труда. Мне удалось пообщаться с Ириной Федоровной Вяхиревой, которая в те годы работала на ВАСО инженером-электриком. И несколько раз участвовала в испытательных полетах, контролируя десятки километров проводки и сотни сервомоторов самолета. В том числе и при полетах на сверхзвуке.

Так вот, по воспоминаниям Ирины Федоровны, шум при полете стоял просто страшный, особенно в хвостовой части. Приходилось орать друг другу в ухо, без преувеличения. Шум от двигателей в хвостовой части самолета в середине компенсировался воем моторов системы охлаждения корпуса. И эти проблемы решались, начиная с первого полета Ту-144, и можно сказать, что в итоге были решены.


[center]Пассажирский салон 2 класса


[/center]
Пассажирский салон 1 класса



Кухонный блок


Существовали и более серьезные вопросы управляемости во всем диапазоне скоростей, а также балансировки лайнера. Так на Ту-144 появились передние крылышки, которые использовались на режимах взлета и посадки. Был реализован отклоняемый носовой обтекатель, который улучшал обзор из кабины на взлете и при посадке. Много новейших разработок было применено в АСУ, обеспечивающей автоматизацию основных процедур. В любом случае, Ту-144 стал для СССР выдающимся достижением в плане технологий, по материалам, авионике, системам управления.





Очень жаль, но Ту-144 не суждено было стать настоящим покорителем расстояний. Причиной тому стала извечная головная боль нашего авиастроения: двигатель.

Первый вариант Ту-144 с двигателями НК-144А абсолютно не удовлетворял "Аэрофлот" по дальности полета — его можно было эксплуатировать на линиях протяженностью до 4000 км.

Потому Ту-144 использовался только на одной регулярной линии: Москва—Алма-Ата. Но и здесь топлива самолету хватало только «от порога до порога». Беда заключалась в том, что, если аэропорт Алма-Аты по каким-то причинам не мог принять борт, единственным запасным аэродромом, способным принять Ту-144, оставался Ташкент. В случае закрытия по метеоусловиям и его сажать самолет с пассажирами было просто негде. Неудивительно, что сами летчики сравнивали полеты на Ту-144 с «поцелуем с тигром». А каждый рейс Ту-144 в Алма-Ату и обратно превращался в один сплошной стресс для экипажей, диспетчерских служб и авиационных чиновников.

Первый удар Т-144 получил 3 июня 1973 года, на авиасалоне Ле Бурже. Очень странный и трагичный полет, до конца так и не расследованный.



После выполнения демонстрационного полета на низкой высоте и малой скорости, с выпущенным шасси и передним крылом Ту-144 заходит на посадку.

То, что происходит дальше, не укладывается в каноны здравого смысла: в каких-то двухстах метрах над землей раздается натужный вой форсируемых двигателей, и самолет свечой взмывает вверх, на ходу убирая шасси и передние крылья. Когда высота достигает порядка 1200 метров, он на доли секунды переходит в горизонтальный полет и... сваливается в резкое пикирование. Через четыре секунды на высоте 750 метров Ту-144 пытается выйти из пике и даже выпустить передние крылья.

Как выяснится потом, перегрузка в данный момент достигла значения в 4−4,5 единицы. Попытка выровнять машину продолжалась еще четыре секунды. На 5-й секунде после начала вывода из пикирования на высоте 280 метров на скорости 780 км/ч не выдерживает нагрузки левое переднее крыло. Конструкция солидных размеров отделяется от фюзеляжа и бьет по основному крылу, пробивая топливный бак. Смертельно раненную машину закручивает в левую сторону, колоссальные перегрузки начинают разрывать самолет на части прямо в воздухе.

Объятые пламенем обломки рухнули на соседний поселок Гуссенвиль, полностью разрушив пять зданий и унеся жизнь восьми человек. Еще 25 человек из находившихся на земле получили серьезные ранения.

Экипаж самолета в составе Михаила Козлова (командир), Валерия Молчанова (2-й пилот), Владимира Бендерова (руководитель испытаний), Анатолия Дралина (бортинженер), Георгия Баженова (штурман), Бориса Первухина (ведущий инженер по испытаниям) погиб полностью.

Расследование, проводимое совместной советско-французской комиссией, продолжалось более года, но точную причину катастрофы определить так и не удалось. Комиссия установила, что все системы самолета работали нормально. Единственной причиной катастрофы, по мнению членов комиссии, могла стать попытка экипажа увести самолет от предполагаемого столкновения с французским самолетом-разведчиком Mirage III R, с борта которого производилась фото- и киносъемка полета Ту-144.

Траектории движения Ту-144 и Mirage не пересекались. Самолеты двигались в одном направлении и на разной высоте. Впрочем, по выводам комиссии, советский экипаж, не имея возможности визуально оценить направление полета «Миража», мог предпринять резкий маневр уклонения. При этом стоявший в кабине Ту-144 с кинокамерой руководитель испытаний, не будучи пристегнутым, мог упасть и блокировать действия пилота.

"Резкий маневр" в исполнении 200-тонной машины... М-да...

Тем не менее, работы над Ту-144 продолжались. Новая модификация двигателя позволила увеличить дальность полета лайнера. Ту-144Д был практически готов к эксплуатации на дальнемагистральных линиях.

Однако 23 мая 1978 года произошла новая катастрофа Ту-144Д. Причем не опытного образца, а самолета, предназначенного для передачи на линию Москва — Хабаровск. Во время полета из-за разрушения топливопровода произошло возгорание топлива в зоне 3-го двигателя. Экипаж был вынужден совершить вынужденную посадку на поле около подмосковного Егорьевска. Начался пожар. Командир экипажа, второй пилот и штурман покинули самолет через форточку кабины. Два находившихся на борту инженера выбрались наружу через переднюю выходную дверь. Двоим их коллегам повезло меньше — будучи зажатыми на своих местах при падении самолета, они не смогли выбраться из самолета и погибли в огне.

31 июля 1980 года во время очередного испытательного полета у самолета с бортовым номером 77113 на сверхзвуковом режиме на высоте 16 000 метров произошло разрушение одного из двигателей. Экипажу с огромным трудом удалось вывести машину из пикирования и посадить.

Руководству страны очень хотелось начать коммерческую эксплуатацию Ту-144Д, так как на кону стоял престиж СССР как передовой авиационной державы. Особенно в свете того, что «Конкорд» прочно обосновался на рейсах через Атлантику.

Последняя попытка поставить Ту-144Д на линию была предпринята в конце 1981 года. Самолет должен был начать полеты по маршруту Москва—Красноярск. Но... Очередное разрушение двигателей в ходе наземных испытаний, и регулярные полеты пришлось отложить. Навсегда.



А после смерти Брежнева отношение к Ту-144 кардинально изменилось. «Аэрофлот» всеми силами старался избавиться от самолета, от которого, кроме головной боли, ничего не имел. В итоге Ту-144Д был снят с пассажирских рейсов с официальным заключением о «плохом влиянии на здоровье людей при переходе звукового барьера».

И все же Ту-144 не "слили" окончательно. Находившиеся на стапелях ВАСО в Воронеже были достроены 4 из 5 самолетов. Дальнейшая судьба этих самолетов своеобразна, и позволит мне поставить довольно оптимистичную точку в конце.

Базой Ту-144 стал аэродром в Жуковском, где самолеты не просто базировались, но даже периодически летали. Ту-144Д использовались для доставки срочных грузов и корреспонденции, а также в качестве летающих лабораторий.

В совместной программе Роскосмоса и НАСА был задействован модифицированный Ту-144Д с бортовым номером 77114 под названием Ту-144ЛЛ (Летающая лаборатория). Основной целью исследований стала разработка плана создания сверхзвукового пассажирского самолета XXI века. Когда в НАСА "наигрались", в 1999 году исследования были свернуты.

Сегодня все оставшиеся Ту-144 (8 единиц) находятся на хранении, либо в качестве музейных экспонатов. До летного состояния могут быть доведены только экземпляры в Жуковском Ту-144Д № 77115, который выставляется на МАКСе и Ту-144ЛЛ № 77114.

Казалось бы, все, история закончена. И закончена не в пользу Ту-144, который проиграл схватку с "Конкордом", который летал и дольше, и дальше, и перевез значительное количество пассажиров. Да, в коммерческом плане "Конкорд" выиграл.

Однако работы по усовершенствованию Ту-144, и, в особенности, проекты Ту-144К и Ту-144КП, позволили сделать то, что мы имеем сегодня.

Рубежом стал все тот же 1981 год. Год, когда не взошедшая звезда Ту-144 закатывалась. Но именно в этом году, 18 декабря, совершил свой первый полет образец "70-01". Летчик-испытатель Борис Веремей поднял в воздух первый образец того, что потом стало "Белым лебедем", Ту-160.








Что-то общее есть, не так ли?


Основой для Ту-160 стал именно Ту-144 и работы, проведенные за всю историю этого самолета.

Да, Ту-144 был новаторским самолетом. К его появлению не были готовы двигателисты, много было сложностей с наземной инфраструктурой. Но "Конкорд", победивший в коммерческом соревновании Ту-144, сегодня уходит в историю, и маловероятно, что у него будет хоть какое-то продолжение. А вот Ту-160, вобравший в себя многое от Ту-144, до сих пор несет свою службу по защите нашего спокойствия и безопасности. И до сих пор не имеет аналогов.

И почему-то разработчики и создатели "Конкорда" даже не попытались повторить то, что сделали "туполевцы", перейдя от Ту-144КП к Ту-160. Не надо, так как не принесет выгоды? Возможно.

В любом случае, вопрос в том, проиграли мы или нет битву за сверхзвук для больших самолетов, не так однозначен, как кажется на первый взгляд. Взгляд, брошенный на цифры перевезенных пассажиров и заработанных денег.

А действительно, кто победил? Большие самолеты, способные летать на сверхзвуковых скоростях, остались теперь только в России...
133 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    15 августа 2016 06:55
    Большие самолеты, способные летать на сверхзвуковых скоростях, остались теперь только в России...

    Вот с этим не совсем понятно - что имел в виду уважаемый автор? Если пассажирские, то они и у нас не летают, а музейные - есть и Конкорды. request
    Конкорд и Ту-144 Музей техники в Зинсхайме, Германия.
    1. +30
      15 августа 2016 07:32
      Автор имел ввиду не Ту-144, а Ту-160
      1. avt
        +8
        15 августа 2016 09:52
        Цитата: Грибоедофф
        Автор имел ввиду не Ту-144, а Ту-160

        Да нет , именно 144-й и именно в Жуковском, читайте статью внимательно .Но вот
        Основой для Ту-160 стал именно Ту-144 и работы, проведенные за всю историю этого самолета.
        wassat А с какого такого перепугу тогда туполевцы мясищевский задел по теме конкурса на стратега раздерьбанили ???
        1. +4
          15 августа 2016 10:50
          Собсно не задел а просто получили со стороны готовый самолет.
          1. +5
            15 августа 2016 13:20
            Как я понял, планер Ту-144 даже при слабом движке умудрялся разваливаться от перегрузок при резких манёврах. На Ту-160 совершенно другой покрой крыльев, выведенных в верхнюю часть и составляющих единую цельную балку.
            1. +16
              15 августа 2016 13:43
              Цитата: Махмут
              На Ту-160 совершенно другой покрой крыльев, выведенных в верхнюю часть и составляющих единую цельную балку.

              Прошу прощения, но крыло на самолете (моноплане, коим Ту-160 и является) - одно... Есть две консоли одного крыла и объединяет их центроплан...
              1. avt
                -1
                15 августа 2016 16:03
                Цитата: ССИ
                Прошу прощения, но крыло на самолете (моноплане, коим Ту-160 и является) - одно...

                Шо!? Опять с разъяснениями!? Ещё скажите что у крыла две плоскости , центроплан какой нибудь придумаете .... Есть птицы и они машут крыльями ! laughing
                1. +1
                  15 августа 2016 16:13
                  Цитата: avt
                  Ещё скажите что у крыла две плоскости , центроплан какой нибудь придумаете ....

                  winked А где тут заканчивается корпус и начинается крыло ?
                  1. avt
                    0
                    15 августа 2016 16:26
                    Цитата: Bad_gr
                    А где тут заканчивается корпус и начинается крыло ?

                    Выложенная картинка закрыта и почему то не грузится , так что ничего ответить не могу, полагаю что то выложили по интегральной схеме крыла ?
                    Цитата: Bad_gr
                    А где тут заканчивается корпус

                    Интересно - у СИИ хватит терпения и тут объяснять , что не корпус, а фюзеляж ? bully
                    1. +1
                      15 августа 2016 16:33
                      Цитата: avt
                      Выложенная картинка закрыта и почему то не грузится , так что ничего ответить не могу, полагаю что то выложили по интегральной схеме крыла ?

                      sad
                      попробую ещё раз бросить


                      Интересно, почему пропадают картинки? Внизу, к примеру было фото движка РД-36. Да и тут уже не в первый раз: вначале фото есть , а через некоторое время остаются только коменты без фото sad
                      1. avt
                        0
                        15 августа 2016 17:51
                        Цитата: Bad_gr
                        попробую ещё раз бросить

                        no request Не водно request
                      2. 0
                        15 августа 2016 18:21
                        Цитата: avt
                        Не видно

                        sad Да и у меня сейчас не видно, хотя в первое время они в моём сообщении висели. Дискриминация , однако no

                        PS
                        Что делаю не так :
                        нахожу в нэте нужную картинку с расширением JPG. Через кнопочку "Картинка" дополняю своё сообщение картинкой. Дополняю, обычно, через коррекцию своего сообщения, так как сразу она не прописывается (браузер Firefox).
                        Почему, через некоторое время из мох сообщений удаляются картинки ?
                      3. 0
                        15 августа 2016 19:42
                        добавляйте копированием URL картинки, зачем на комп свой тягать? или не то?
                      4. 0
                        15 августа 2016 21:54
                        Цитата: code54
                        добавляйте копированием URL картинки, зачем на комп свой тягать? или не то?
                        Так я ведь как раз так и делаю. Через пару перезагрузок картинка (которая на странице уже появилась) пропадает.
                        В следующий раз попробую с своего компа грузить.
              2. +5
                15 августа 2016 16:07
                На Ту-144 ставилось 4-е типа двигателей:
                НК-144, НК-144А, РД-36-51А, НК-32-1
                Разумеется, и характеристики этих самолётов были разные. Если с двигателем НК-144 и 70-ю тоннами топлива самолёт летал на дальность до 2920км, то с двигателем РД-36-51А и 98-ю тоннами топлива на дальность 5330км (по другим данным на 6200км).
                Кстати сказать, двигатель РД-36-51А не имел форсажной камеры, но был рассчитан на продолжительный сверхзвуковой (2120км/час) полёт.

                smile Напомню, что сейчас сверхзвуковой полёт на бесфорсажном режиме является одним из признаков самолёта 5-го поколения.
            2. Комментарий был удален.
            3. 0
              15 августа 2016 14:07
              Вы спутали слабое с тяжелым, да и вобще все спутали. lol
              Но анекдот получился хороший.
            4. +1
              28 ноября 2016 13:51
              на "перегрузку в 4−4,5 единицы" пассажирский лайнер точно не расчитан. Да и Ту-160 навряд ли - не истребитель все таки
      2. +7
        15 августа 2016 10:07
        Цитата: Грибоедофф
        Автор имел ввиду не Ту-144, а Ту-160

        А американский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности B-1B автор уже списал smile ?
        1. +4
          17 августа 2016 10:13
          Цитата: Штык
          А американский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности B-1B автор уже списал ?


          Не смешите мои тапочки ... какой такой сверзвуковой laughing

          На высоте:
          Если у Ту-160 скорость 2200 км в час, то у вашего хвалёного 1330 км в час ...

          И у B-1B максимальная на высоте до 3 км уже всего 1160 ...
          А подсказать, скорость звука на высоте 3000м или сам найдешь ...

          Сверхзвуковой кастрат ваш B1-B laughing
          1. -1
            18 августа 2016 13:21
            Цитата: Dali


            Не смешите мои тапочки ... какой такой сверзвуковой laughing

            На высоте:
            Если у Ту-160 скорость 2200 км в час, то у вашего хвалёного 1330 км в час ...

            И у B-1B максимальная на высоте до 3 км уже всего 1160 ...
            А подсказать, скорость звука на высоте 3000м или сам найдешь ...

            Сверхзвуковой кастрат ваш B1-B laughing

            Да, Ту-160 летает намного быстрее Би-ван-би. Но все же на высоте 2300 м этот "Улан" (Lancer) скачет на скорости 2,2 Маха. Так что увы Вам, сверхзвуковй...
            1. +2
              18 августа 2016 13:27
              1,25 - ошиблись на целый Мах.

              на 2,2 пытался скакать его неудачный "предшественник" B-1А, потом "понизили планку", и просто назвали его B-1b (уже с маленькой буквы).
      3. +2
        15 августа 2016 10:20
        автор "что-то слышал"...

        передние крылышки это вихреобразователи, летевший для того чтобы заснять работу механизма по их убиранию-выпуску Мираж (попросту с целью промышленного шпионажа) нарушил режим их вихреобразования над основным крылом, отсюда все последовавшие события.

        Ту-144 мало летали потому что мало у кого были деньги на билет, и трассы проходили над населенными участками суши.
        1. +7
          15 августа 2016 16:46
          Цитата: Simpsonian
          Ту-144 мало летали потому что мало у кого были деньги на билет, и трассы проходили над населенными участками суши.

          По причине шумности Concorde-ам дозволялось выходить на сверхзвук только над океаном вдали от берега.
          Даже на дозвуковой скорости он был не тихим. Мой любимый в те времена (1990e) пляж Jacob Riis Park находится как раз по курсу взлета из JFK. Так вот когда Concorde взлетал, это было понятно еще до того как он поднимался достаточно высоко чтоб его увидеть. Звук был непередаваемый, зрелище впрочем тоже, впечатляло сильней чем наибольшие в те времена пассажирские Boeing 747 и даже виденный пару раз неслабый транспортник C-5 Galaxy.
    2. +12
      15 августа 2016 08:05
      Цитата: Штык
      Вот с этим не совсем понятно - что имел в виду уважаемый автор?

      Автор внятно и по русски сказал, что имел в виду Ту-160.
      1. +9
        15 августа 2016 09:53
        Цитата: murriou
        Цитата: Штык
        Вот с этим не совсем понятно - что имел в виду уважаемый автор?

        Автор внятно и по русски сказал, что имел в виду Ту-160.

        Похоже, автор по какой-то причине не учитывает находящиеся в эксплуатации американские бомбардировщики B-1B. По состоянию на 2012 год их в строю находилось 66 штук, что многократно больше эксплуатирующихся у нас Ту-160. (По открытым данным, сейчас в России в боевом составе 16 самолетов Ту-160). B-1B развивает скорость до 2.2Мах и имеет взлетный вес порядка 216 тонн (против взлетного веса 275 тонн у Ту-160). Ту-160, конечно, покрупнее, но вряд ли это дает основания не относить B-1B к крупным сверхзвуковым летающим самолетам. Кстати, и сам Ту-160 разрабатывался именно как противовес B-1. Так что позиция автора статьи не совсем понятна.
        1. +4
          15 августа 2016 10:48
          Они не настолько большие, где-то посередине между Ту-22М3 и Ту-160, и эти B-1 могут летать только со скоростью 1,3Маха

          Какой-то слишком большой и быстрый получается противовес.
          1. +1
            15 августа 2016 17:01
            B-1А превышал 2М. Более поздние, удешевленные B-1B были ограничены 1.3М, что для самолета таких размеров тоже неслабо, если сравнивать с B-52 или B-2. Решили что прорыв ПВО на сверхзвуке все равно не работает, а для решаемых задач 1.3М более чем достаточно.
            1. +1
              15 августа 2016 17:28
              Просто неосилили - слишком хлипкий планер.
              1. +3
                15 августа 2016 19:34
                Да нет, чисто экономика. Решили что способность совершать кратковременные "прыжки" на 2.3М не дает особых преимуществ (от радара не скроешься, от ракеты не убежишь), а потому не стОит тех денег.
                Как сказал позже Билл Клинтон по несколько другому поводу во время предвыборной кампании, "дурaк, это экономика [It's the economy, stupid]". Другое дело что его последователь Обама и его законная мeгeра Хиллари этого не понимают.

                Hillary for Prison 2016!
                1. +2
                  15 августа 2016 20:22
                  Цитата: Наган
                  Да нет, чисто экономика.

                  Фигня ваша отмаза полная. Это означает, что бомбер доберется в район старта быстрее и больше шансов удрать от истребителей.
                  1. +1
                    15 августа 2016 22:08
                    Отнюдь сударь. Сверхзвук у него не крейсерский, а ровненько чтоб удрать после пуска ракет пока не грохнуло, только на короткое время на форсаже, жрет керосин немерено и убивает ресурс двигла. Решили что на это и 1.3М достаточно. А для достижения 2.3М на B-1А были вынуждены ставить титановые детали и не помню что такого хитрого (и соответственно дорогущего) во всасывающих соплах двигателей. На B-1B от всего этого отказались, алюминий и упрощенная конфигурация, для 1.3М достаточно.
                    Кстати, насколько мне известно, у ТУ-160 тоже крейсерская скорость дозвуковая, а сверхзвук на особый случай и тоже ненадолго.
                    1. +1
                      15 августа 2016 22:21
                      Цитата: Наган
                      и не помню что такого хитрого (и соответственно дорогущего) во всасывающих соплах двигателей.

                      Они в угоду малозаметности установили S-образные воздуховоды и вроде бы (но тут не утверждаю)убрали клинья.

                      У нашего малозаметность по движкам достигли другим способом: форма передних лопаток компрессора спроектирована так, что бы луч локатора переотразить на стенки воздуховода которые сделаны из поглощающего материала.
                      Регулировочные клинья в воздуховодах сохранили.
                      (первоисточник данной информации не помню, давно читал)
                      1. +3
                        16 августа 2016 00:00
                        На самом деле просто весь конструкционный титан в США был импортный советский (сейчас российский), и ошиблись как с двигателем так и с прочностью самолета.
                2. +4
                  15 августа 2016 23:55
                  Никакой экономики в военном деле, и сказки для дурачков - если бы летал нормально на 2,2махах то так дальше бы и летал. Скорость всегда для ухода от перехватчиков важна.
      2. +1
        15 августа 2016 10:14
        Цитата: murriou
        Автор внятно и по русски сказал, что имел в виду Ту-160.

        Внятно и по русски:
        Большие самолеты, способные летать на сверхзвуковых скоростях, остались теперь только в России...

        Внятно и по русски отвечаю. Кроме Ту-160 есть еще американский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности B-1B.
        1. +6
          15 августа 2016 14:33
          Не согласен матрасник ближе к ТУ-22, но не как к "Белому лебедю ТУ-160!
        2. +1
          15 августа 2016 20:20
          Цитата: Штык
          Внятно и по русски отвечаю

          А какова у него крейсерская скорость? В смысле он сверхзвуковой как первый Ту-22 на форсаже?
    3. +13
      15 августа 2016 08:06
      сейчас глядя сквозь призму десятилетий на то что творилось с нашим авиапромом и космосом, то можно сказать ,что все действия советского руководства того времени отдают ,каким то налётом странности.
      Конечно первый СПС1 имел много недостатков,неэкономичность,неэкологичнос


      ть/шумность и не слишком высокая надёжность,НО. Как всегда здесь имеется большое НО.Это был ПЕРВЫЙ сверхзвуковой самолёт со всеми своими недостатками. Поэтому этот самолёт нуждался в дальнейшем развитии и такие работы велись.КБ Туполева и лично Андрей Николаевич Туполев начали разработку проекта СПС2,в дальнейшем ТУ-244.
      Один из первых проектов ОКБ самолета Ту-244 стал проект 1973 года с четырьмя двигателями с взлетной тягой по 37500 кгс с удельным расходом топлива на крейсерском сверхзвуковом режиме 1,23 кг/кгс х час. По проекту взлетная масса самолета достигала 360 тонн, коммерческая нагрузка 30 тонн (в различных вариантах компоновок пассажирских салонов могло размещаться от 264 до 321 пассажира). Площадь крыла достигала 1100 м2. На крейсерской скорости 2340 км/ч самолет с нормальной коммерческой нагрузкой должен был иметь дальность полета 8000 км. По своей схеме этот проект являлся дальнейшим развитием Ту-144.

      Мы не можем начать заниматься перспективным направлением самостоятельно,а лишь тогда когда получаем пинок от запада,вот когда америка начинает ,что то делать тогда и мы лишь бы не отстать начинаем рвать когти. Но такой путь гонки приводит только к тому ,что появляются не совсем проработанные проекты типа первого Ту144.
      Выгоды от сверхзвуковых полётов очевидны,СОКРАЩАЕТСЯ ВРЕМЯ в дороге. А рассчёты КБ Туполева по СПС2 показывают ,что новый самолёт возможен. Начнём первые ,уроем америку.Нужно финансирование. Ну что будем делать новый самолёт?
      http://testpilot.ru/russia/tupolev/244/tu244.htm
      http://avia.pro/blog/tu-244-vozvrashchenie-sverhzvukovyh-avialaynerov-v-nebo


      1. +5
        15 августа 2016 18:03
        сейчас глядя сквозь призму десятилетий на то что творилось с нашим авиапромом и космосом, то можно сказать ,что все действия советского руководства того времени отдают ,каким то налётом странности.

        Не было системности и стратегического планирования. Все это потихоньку умерло после смерти Сталина. И вооружалась страна размашисто и непродуманно, за счет интересов народа, что и сказалось на нашей, мягко говоря, апатии в момент разрушения СССР.
      2. +2
        15 августа 2016 19:35
        Тема на мой взгляд перспективная. А главное - конкурентов пока нет. Технологии за десятилетия рванули вперед и наверняка все проблемы , которые были трудно разрешимы тогда - сейчас вполне решаемы. request Тч если выпустить новый сверзвуковой гражданский самолет - пассажирский или грузовой , то он сможет отхватить рынок пока конкурентов нет . А это прогресс авиастроения России и ее мощный подъем. Сейчас трудно отвоевывать занятые боингом и аэрбасом рынки - тч создать новый рынок это удачный выбор. Быстрая доставка грузов или пассажиров это ПЕРСПЕКТИВНАЯ ниша. Ну и наконец , если ту160 летают годами , то почему гражданские сверхзвуковые самолеты не могут стать такими же надежными? В общем надо делать на мой взгляд. good
      3. +1
        15 августа 2016 20:55
        Павел1

        Вообще-то СССР по многим вопросам и лидировал. Т.е. уже американцы тревожились как догнать.

        Кстати, стоимость авиабилета в СССР в 80е годы была 15 р. На 500 км. Получается полутора рабочих дня, без учёта выплат по налогам и базовым необходимостям. В среднем. Если средний заработок в США на современное время это 200 долларов, а стоимость билета на 500 км 300, то получится, что для покупки билета рабочему США нужно потратить недели полторы чтобы собирать нужную сумму. В сравнении с рабочим СССР возьмем с запасом , это два дня. Рабочий СССР не платил за квартиру и при оценке его зарплаты налог не учитывается.
        1. 0
          26 сентября 2016 21:55
          Как то в СССР за 60 руб. можно было летать и на 3 тыс. км. и на 7. А вот на местных авиалиниях действительно билет стоил до 10-15 руб.
          1. 0
            26 сентября 2016 21:56
            Пропала функция "правка". Читать как метры, а не км.
      4. 0
        25 января 2024 17:56
        начали разработку проекта СПС2,в дальнейшем ТУ-244.

        о да, это по-туполевски. На доделав одно как следует, тут же браться за другое
  2. +3
    15 августа 2016 06:56
    Музей "Конкорда", Барбадос, Северная Америка и Карибы.
  3. +14
    15 августа 2016 07:19
    Всё-таки самолёт великолепный, но как говорил мой батя Земля к ним не готова.
    Просто он опередил своё время, причём надолго.
    За статью огромное спасибо.
  4. +14
    15 августа 2016 07:19
    Не знаю как на счет "битвы на сверхзвуке" кто её выиграл, кто проиграл, так как по мне она все еще идет и плавно переходит в "в битву на гиперзвуке", но то что Ту144, сойдя с дистанции коммерческих перевозок, проиграл "Конкорду" увы факт, но тот же Ту144, оставшись в качестве экспериментальной летающей лаборатории, на этом участке, так же в чистую выиграл у "Конкорда".
    Основой для Ту-160 стал именно Ту-144 и работы, проведенные за всю историю этого самолета.
    Довольно спорное утверждение. Туполевцы пытались протолкнуть на вооружение самолет на базе Ту144, но не получилось. А в создании Ту160 очень большое участие приняли конструкторы КБ Мясищева...
    1. +6
      15 августа 2016 10:21
      Цитата: svp67
      А в создании Ту160 очень большое участие приняли конструкторы КБ Мясищева...

      Ту-160 - это проект М-18 ЭМЗ Мясищева, переданный ОКБ Туполева. Найдите 10 отличий
      1. +2
        15 августа 2016 10:42
        Толлько хотел об этом писать при чем тут ТУ-144 и Мясищев , только потому что туполевцам передали и они довели, или что Мясищев принимал участие в проектировании Ту-144 слабо верится учитывая слухи и косвенные факты отношений Мясищева и Туполева. Непонятное заявление автора.
        1. +1
          15 августа 2016 10:55
          Ага, за 2 нед до запуска Ту-160 в серию на мясищевском заводе, взяли и "довели"... слегка изменив только форму стабилизатора. lol
          Такие же инвалиды как в Локхиде c "их" F-35Б.
  5. aba
    +7
    15 августа 2016 07:27
    Тернистая дорога в небо.
    "И всё таки она вертится!" (с)

    И всё таки она летала! И её наследники летают.

    А вот простые россияне летают на импортных самолетах, жаль...
  6. TIT
    +3
    15 августа 2016 07:32
    Когда в НАСА "наигрались",


    ну вроде как Боинг башлял
    (С)
    К осени 1997 г. была выполнена серия из восьми полетов в широком диапазоне скоростей и высот (М>2, h>17 км). Затем последовали еще десять (всего намечалось -32). Пилотировали летающую лабораторию летчики-испытатели АНТК им. Туполева и ЛИИ им. Громова. В сентябре 1998 на Ту-144ЛЛ выполнили в ЛИИ 3 оценочных полета 2 летчика-исследователя НАСА.

    В июне 1999 АНТК имени Туполева и американская фирма "Боинг" успешно завершили программу совместных исследований на летающей лаборатории Ту-144ЛЛ по созданию перспективного сверхзвукового пассажирского самолета.
  7. +17
    15 августа 2016 07:41
    Да вроде как Ту144 и Ту160 совершенно разные машины! Ясен хрен, что при создании второго, использовался бесценный опыт первого. А при создании первого- опыт "Сотки" Сухого и Ту22.
    Однако, имеем что имеем! Ни одного сверхзвукового лайнера в мировой гражданской авиации нет, и не предвидится! Среди стратегов, на сверхзвуке способны летать только Ту160, Ту22м3, у нас, и В1в у американцев. Более ни у кого таких машин нет! И уже не будет... Как и нет уже того имперского величия у России и США, а так же у Британии и Франции! Кончилась великая эпоха. Сейчас всем рушит эффективный менеджмент, экономика и цена на нефть! Причём везде в мире. О престижа стран уже никто не говорит.
    Приходится смириться...
    1. +4
      15 августа 2016 08:22
      Сейчас всем рулит эффективный менеджмент
      На мой взгляд,так и должно быть - в первую очередь должна быть экономичность,безопасность полетов.Времена,когда надо было летать выше,быстрее и дальше давно прошли.
  8. +2
    15 августа 2016 07:49
    С точки зрения технической-машина конечно прорывная. Но хорошо что не запустили их в серию. Народу бы они угробили-мама не горюй. Выйти на уровень технологичекой надежности Конкорда в СССР бы не получилось.
    1. 0
      15 августа 2016 11:05
      Народу летающему на них ОБХСС много бы посадило - вовремя спохватились.
      Дозвуковые пассажирские как то были повыше уровня "Комет".
    2. +4
      15 августа 2016 11:36
      С точки зрения технической-машина конечно прорывная. Но хорошо что не запустили их в серию. Народу бы они угробили-мама не горюй. Выйти на уровень технологичекой надежности Конкорда в СССР бы не получилось.
      В отличие от запада, в СССР была совершенно другая экономическая и социальная политика. Билет на ТУ-144 стоил всего на 25 руб. дороже обычного, когда как на 'Конкорд" в три раза больше. В Советском Союзе официально отсутствовало классовое различие, и как западные миллионеры, в основной массе Советские люди не могли платить за билет втридорога. В любом случае, битву за сверхзвук на пассажирских самолётах СССР выиграл. А коммерческое применение, это личное дело каждого, тем более в условиях Союза, ТУ-144 однозначно был убыточным.
    3. +6
      15 августа 2016 14:30
      Цитата: сила в правде
      С точки зрения технической-машина конечно прорывная. Но хорошо что не запустили их в серию. Народу бы они угробили-мама не горюй. Выйти на уровень технологичекой надежности Конкорда в СССР бы не получилось.

      А по факту,
      Конкорд угробил людей больше, чем все аварии Ту-144. Кстати сказать, не все аварии Ту-144 были по вине самолёта, некоторые - человеческий фактор.
      По поводу коммерции:
      Конкорды всю свою коммерческую жизнь летали в убыток, но правительство Англии и Франции датировали эти полёты. Понты, в общем.
      1. +1
        15 августа 2016 14:34
        кстати неплохо было бы давать и все происшествия с Конкордами, а то какое-то однобокое впечатление в ущерб Ту-144 от статьи
      2. +4
        15 августа 2016 18:26
        Не совсем так. Правительства полеты не дотировали. Но авиакомпении бритиш эйруэз и айр франс купили эти машины за 1 фунт и 1 франк соответственно. Только при таких услових и супердорогих билетах полеты окупались.
  9. +5
    15 августа 2016 08:12
    Дела в мировой экономике сейчас не блестящи, поэтому скорость доставки миллионеров радикального увеличения не требует. А не дорогими сверхзвуковые полёты при нынешних технологиях быть не могут.
    1. 0
      17 ноября 2016 10:06
      Был бы я миллионером, на сверхзвуке не полетел бы из-за низкой безопасности и комфорта самолёта.
  10. +4
    15 августа 2016 08:35
    Всё в жизни опыт ... получение практических навыков по созданию и эксплуатации машины такого класса - бесценно ... тем более что этот опыт не потерян а воплощён в иных решениях (например ТУ-160) ... будет запрос от бизнеса на авиацию такого класса и она поднимется в небо ... тем более что создавать будем на базе предидущего опыта поколений авиастроителей ...
  11. aba
    +7
    15 августа 2016 08:38
    Только на прошлой неделе был в Монино, стоит там сердешный, как кот облезлый. Но одно отрадно, если 5 лет назад возле него никого не было, то в этот раз на нём и возле по меркам музея народу много: человек 5-6. Драют, шкурят и т.д. Вон, уже Су-100(Т-4) отдраили до блеска, так что есть надежда.
  12. +8
    15 августа 2016 09:17
    А вот самарскому Ту-144 не повезло,автор этого фото Павел Фетисов (russianplanes.net)
    И авторская подпись под снимком : слабоумные поглумились над нашей Историей
  13. -2
    15 августа 2016 09:48
    А действительно, кто победил? Большие самолеты, способные летать на сверхзвуковых скоростях, остались теперь только в России...


    Если автор имел ввиду Ту-160 то у американцев с успехом летают B-1. и выпущено их почти на порядок больше.
  14. 0
    15 августа 2016 09:50
    Большие самолеты, способные летать на сверхзвуковых скоростях, остались теперь только в России...

    Похоже, автор по какой-то причине не учитывает находящиеся в эксплуатации американские бомбардировщики B-1B. По состоянию на 2012 год их в строю находилось 66 штук, что многократно больше эксплуатирующихся у нас Ту-160. (По открытым данным, сейчас в России в боевом составе 16 самолетов Ту-160). B-1B развивает скорость до 2.2М и имеет взлетный вес порядка 216 тонн (против взлетного веса 275 тонн у Ту-160). Ту-160, конечно, покрупнее, но вряд ли это дает основания не относить B-1B к крупным сверхзвуковым летающим самолетам. Да и сам Ту-160 разрабатывался именно как противовес B-1. Так что позиция автора статьи не совсем понятна.
    1. +2
      15 августа 2016 11:11
      B-1b развивает всего 1,3М и гораздо меньше. Со взлетными весами вы тоже напутали.
      Такого самолета как Ту-160 больше ни у кого нет.
      1. +2
        15 августа 2016 13:13
        Я и не говорил, что такой самолет, как Ту-160 есть еще у кого-то. Это во-первых. Во-вторых, если я напутал с максимальным взлетным весом в 216 тонн, то вместе с Википедией. Вот здесь можно посмотреть https://ru.wikipedia.org/wiki/Rockwell_B-1_Lancer. Там специальная таблица с параметрами есть, в которой указана максимальная взлетная масса 216365 кг. Теперь насчет скорости. На скорости порядка 1 Маха или даже чуть меньше В-1В преодолевает зону ПВО в режиме полета на малой высоте порядка 60 метров с огибанием рельефа местности. В полете же на форсаже на высоте порядка 12-15 км В-1В достигает такой же скорости, что и его изначальная модификация B-1A в 2.22 Маха, которая никогда не предназначалась для режима прорыва ПВО в полете на малой высоте и относительно малой скорости порядка 1 Маха. Все это есть в открытой печати. И все это не дает оснований для исключения самолета B-1B из числа крупных современных самолетов, летающих быстрее звука. Кстати, максимальные скоростные параметры Ту-160 также относятся к плету на высоте порядка 12-15 км в форсажном, т.е. относительно не продолжительном, режиме, а к прорыву зоны ПВО на малой высоте с огибанием рельефа местности он вообще не предназначен.
        1. +4
          15 августа 2016 14:22
          Примерно так написали, причем не один раз...
          Значит википедия путает потому что больший Ту-160 возит не воздух.
          С этим у B-1А неполучилось - разваливался он, как и его двигатели. Поэтому скорость ограничили 1,3М и назвали B-1b
          Ту-160 предназначен точно также. Кстати википедия зачем-то занижает его максимальную скорость (его F-16 догнать не могли), как и скорость Як-41 (чтобы F-35Б на его фоне не смотрелся совсем бледно) и практический потолок у Су-25, как и искажает само это понятие (наверное из-за MH-17 самому должно быть понятно полчему).
          1. +2
            15 августа 2016 15:20
            Тактико-технические характеристики: В1b
            Экипаж.................................... 6 чел
            Скорость
            максимальная (10 км).................... 1 330 км/ч
            максимальная (3 км)..................... 965 км/ч
            Практический потолок...................... 15 240 м
            Перегоночная дальность.................... 12 000 км
            Масса
            пустого самолета ....................... 87 090 кг
            максимальная взлетная .................. 216 370 кг
            Габариты самолета
            размах крыльев.......................... 41,67/23,87 м
            длина................................... 44,81 м
            высота.................................. 10,62 м
            Двигатели:
            ТРДД General Electric F101-GE-102....... 4 по 13 950 кгс
          2. +1
            15 августа 2016 15:27
            ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТУ-22М3
            Модификация Туполев Ту-22М3.
            Страна-разработчик: СССР.
            Тип: средний бомбардировщик.
            Вооружение: одна 23-мм пушка ГШ-23 в хвостовой турельной установке; максимальная боевая нагрузка 24000 кг, в том числе размещаемые на вращающейся пусковой установке в бомбоотсеке КР Х-22 (обозначение НАТО - AS-4 «Kitchen») с ядерной или обычной боего­ловкой, УР класса воздух-поверхность малой дальности Х-15 (AS-16 «Kickback») или противорадиолокационные ракеты Х-15П; бомбы ФАБ, причем в бомбоотсе­ке допускается размещение одной бом­бы калибром 9000 кг; прочее вооружение самолета состоит из УР класса воздух-поверхность Х-31А/П (AS-17 «Kripton») и Х-35 (AS-20 «Kayak»)
            Двигатели: два ТРДЦФ НК-25 тягой по 25020 кгс на форсажном режиме.
            ЛТХ: максимальная скорость 2000 км/ч; боевой радиус с боевой нагрузкой 12000 кг – 1850 км.
            Масса: пустого 54000 кг; максимальная взлетная 130000 кг
            Размеры: размах крыла 34,3 м (при ми­нимальной стреловидности); длина 39,6 м; высота 6,5 м; площадь крыла 170 м2 (при минимальной стреловидности).
            1. -1
              15 августа 2016 15:30
              Ну а по Ту-160 где? Только настоящие...
              1. 0
                15 августа 2016 15:33
                или он существенно больший но при примерно такой же массе, должен был летать в разреженной атмосфере Марса?
              2. +1
                15 августа 2016 15:50
                А теперь сравнивните.
                В открытом доступе по боевой нагрузке В1a и В1b ничего нет, толко полное снаряжение. Таким образом вычитаем топливо (пропорционально) на заявленные 12 000 км. Алесс в пределах 25 000 кг, не больше.
                Таким образом получаем дальний бомбордировщик с нагрузкой среднего, в остальном все сопоставимо с Ту22м3.
                У Ту160 у меня получилось около 50 000 кг. Практически двухкратное преимущество.
                1. +1
                  15 августа 2016 15:54
                  И с минимум в 1,5раза меньшей максимальной сокростью чем у Ту-22М3 lol
          3. +3
            15 августа 2016 15:41
            Тактико-технические характеристики Ту-160:
            Размеры: размах крыла максимальный – 55,7 м., минимальный – 35,6 м., длина – 54,1 м., высота – 13,2 м.
            Площадь крыла – 360,0 кв. м.
            Масса самолета, кг.
            - пустого – 110 000
            - нормальная взлетная – 267 600
            - максимальная взлетная – 275 000
            Тип двигателя – 4 ТРДДФ НК-32, бесфорсажна тяга –4х137,2 кН, на форсаже – 4х247,5 кН.
            Максимальная скорость на высоте – 2230 км/ч, крейсерская – 917 км/ч.
            Практическая дальность полета без дозаправки: 12 300 км.
            Боевой радиус: 6 000 км.
            Практический потолок – 15 000 м.
            Экипаж – 4 человека
            1. +1
              15 августа 2016 15:50
              Ага, только вот по факту максимальная у Ту-160 2,2-2,3Маха а у B-1b всего в 1,25Маха

              Этот самолет летаеет в 1,5-2 раза выше, дальше и быстрее американца

              а почему такая большая разница между разницами в нормальной и максимальной взлетной у Ту-160 и B-1b bully

              B-1 промежуточен между Ту-22 и Ту-160
              1. +1
                15 августа 2016 15:53
                Гнилые отмазы, автор явно облажался заявив, что больше ни у кого нет сверхзвуковых бомберов/ракетоносцев.
                1,3М это тоже сверхзвук как ни крути.
                1. 0
                  15 августа 2016 16:21
                  Действительно - 1,25М правильней его было бы отнести к околозвуковому

                  а еще он писал "больших сверхзвуковых самолетов"
                  1. 0
                    17 августа 2016 09:59
                    Действительно - 1,25М
                    Всё таки 1,3М так как скорость звука на высоте 10 км(там где он развивает 1330 км/ч) составляет ~ 282 м/с.
                    правильней его было бы отнести к околозвуковому
                    Нет не правильно. 1,3М чистый сверхзвук.
                    1. 0
                      18 августа 2016 00:21
                      1,25 по амерканскм источникам, без всяких чистых-нечистых. Это не такой уж большой сверхзвук.
  15. +1
    15 августа 2016 09:58
    Как бы там ни было, Тушка свое дело сделала, равно как и Конкорд. Был наработан бесценный опыт по многим агрегатам и планеру. Автору спасибо, прочел с удовольствием.+
  16. +3
    15 августа 2016 10:15
    Конечно машина была на то время прорывной. Но... Увы, но всегда появляется это НО. С машиной к сожалению "не срослось". По двигателям не удалось первоначально достичь необходимых параметров, отсюда упала дальность. Использовался только один маршрут: Москва - Алма-Ата.
    В конце 70- начале 80-х в прессе было достаточно большое количество публикаций о ТУ-144 и не всегда только хвалебные. Напрямую это конечно не всегда касалось самого самолета, скорее наземного компонента, но необходимый, порой негативный фон такие публикации формировали. Хотя ведь писались в них в общем-то правильные вещи. О том, что полет между Москвой и Алма-Атой занимал меньше времени, чем время, необходимое для того, чтобы добраться в аэропорт и из аэропорта.
    Писали о том, что необходимо менять всю систему навигации (наземную ее часть),которая была ориентирована на дозвуковые самолеты и многое другое.

    В 90-х даже тот же "Конкорд" на трансатлантических рейсах перестал ходить с полной нагрузкой. Встал вопрос о создании небольших, 10-20 местных сверхзвуковых пассажирских самолетах. С десятилетие это проблема не сходила со страниц газет, но постепенно все затихло.
  17. 0
    15 августа 2016 10:25
    А что если на оставшихся Ту-144 поменять двигатели на современные? И полететь?
    1. +1
      15 августа 2016 18:42
      Нужно будет еще найти пару пилотов-камикадзе, с обмотаной вокруг башки банданой с надписью ту 144, и криками Банзай.
      1. 0
        17 ноября 2016 10:20
        А ещё найти идиотов-пассажиров, готовых полететь на этих самолётах за деньги...
  18. +6
    15 августа 2016 10:27
    Не понятно желание автора за уши притянуть Ту-144 к Ту-160... request

    А вообще битва за коммерческий сверхзук была проиграна обеими сторонами.

    А действительно, кто победил? Большие самолеты, способные летать на сверхзвуковых скоростях, остались теперь только в России...


    1. 0
      15 августа 2016 20:17
      Скоро их не останется, массово списывают. Да и может ли он в крейсерский сверхзвук?
  19. +4
    15 августа 2016 10:27
    Когда жил на даче в Шереметьево, в восьмидесятые одну или две машины видел в небе довольно часто. Судя по всему, гоняли испытательные полёты. По планеру Ту-144 был замечательной машиной. Но его коммерческая карьера не сложилась из-за не слишком удачных двигателей. Увы, но и во времена СССР мы отставали в области моторостроения. Сложно делать хорошие самолёты, когда нет хороших отечественных моторов.
    1. +1
      17 ноября 2016 10:25
      Хороший двигатель и табуретку поднимет, а планер любой школьник в кружке сделает из фанеры.

      Конкорд в итоге тоже проиграл битву, но не ТУ-144, а здравому смыслу и целесообразности, когда во главу угла была поставлена надёжность и эффективность, а не пиар.
  20. +2
    15 августа 2016 10:45
    Цитата: triglav
    А что если на оставшихся Ту-144 поменять двигатели на современные? И полететь?

    И куда? будет у вас два сверхзвуковых пассажирских. Эксплуатация которых по ценам будет заоблочной. И что? Для чего они понадобятся? Или просто "чтобы було"?

    Цитата: профессор
    А вообще битва за коммерческий сверхзук была проиграна обеими сторонами.

    Вы правы. В последние годы эксплуатации даже "Конкорд" на трансатлантических трассах стал не особо выгоден. Иначе не встал бы в 90-х вопрос о создании небольших сверхзвуковых пассажирских самолетов
  21. exo
    +2
    15 августа 2016 11:03
    Фото, хорошие.Думаю,возврат к сверхзвуку,ещё будет.Самолёт опередил время.Да и Аэрофлот,не очень хотел менять свою структуру,под требования эксплуатации этого,весьма сложного лайнера.А значит и не делал попыток сохранить его,в своих рядах.
  22. 0
    15 августа 2016 13:05
    классная статья! РЕБЯТ ВСЕ ТЕ КТО ПО СТАРШЕ ВОПРОС ПОДСКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА-В ВЕЧЕР ПУТЧА ТОЛЬКО НЕ ПОМНЮ ЭТО БЫЛО В 91 ИЛИ 93 ГОДУ ПО ПЕРВОМУ КАНАЛУ ШЁЛ СОВЕТСКИЙ ФИЛЬМ ПРО АВИА КАТАСТРОФУ КОТОРЫЙ ПОСТОЯННО ПРЕРЫВАЛСЯ ИЗ-ЗА КИПИША В МОСКВЕ. МНЕ ТОГДА ЛЕТ 6 БЫЛО. НО ФИЛЬМ КЛАССНЫЙ БЫЛ. К СОЖЕЛЕНИЮ БОЛЬШЕ ЕГО НИКОГДА НЕ ВИДЕЛ,ЭТО НЕ ЭКИПАЖ. РЕБЯТ КТО ПО СТАРШЕ КТО ПОМНИТ ЧТОЗА ФИЛЬМ ТОГДА ПОКАЗЫВАЛИ НА ПЕРВОМ? ОЧЕНЬ ХОЧУ ПОСМОТРЕТЬ ОПЯТЬ
    1. +1
      15 августа 2016 13:39
      "Путч" был в 1991 году.С 19 по 22 августа.По ТВ в основном "Лебединое озеро" передавали.Попробуйте набрать в поисковике ТВ программы за это время.Возможно найдёте нужный Вам фильм.Всего хорошего.
      1. +1
        15 августа 2016 23:03
        Фильм был американский. Октябрь 1993. Самолет сел в море... И стали показывать таблицу. Телегид тогда в девайсы типа Чайка или Сони не устанавливался по причине отсутствия цифрового вещания. Чо вспомнил, переключили на этот фильм, потому что вещание прекратилось на первом канале. Пошел спать, а утром охренел от новостей. По радио гайдар звал на Васильевский спуск, а наши никуда не звали, да и сам в Екатеринбурге - утром а институт. В понедельник ваще охренденел, когда прямой репортаж о расстреле белого дома посмотрел. Через год запылает Чечня...
        1. +1
          28 ноября 2016 14:20
          "Спасите Конкорд" назывался
          https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B0%
          D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5_%C2%AB%D0%9A%D0%BE%D0%BD%
          D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B4%C2%BB!
    2. 0
      15 августа 2016 17:14
      Был ещё такой фильм " размах крыльев", может его тогда крутили?
      1. +2
        15 августа 2016 23:13
        Цитата: Essex62
        Был ещё такой фильм " размах крыльев", может его тогда крутили?
        Тут подошел бы "Спасите "Конкорд". Но фильм был точно американский, про дозвукоаой самолет, и сюжет другой.
  23. +3
    15 августа 2016 13:24
    Цитата: aba
    Только на прошлой неделе был в Монино, стоит там сердешный, как кот облезлый. Но одно отрадно, если 5 лет назад возле него никого не было, то в этот раз на нём и возле по меркам музея народу много: человек 5-6. Драют, шкурят и т.д.

    Только скорее всего зря драят и шкурят. Был в Монино 12 августа и работники музея сказали, что самолёты забирают в парк "Патриот" и до 9 мая 2017 г всё должно быть вывезено. А для перевозки большие самолёты придётся распилить и что из них потом получится остаётся только гадать. Так что если кто не был в этом музее - поспешите.
    В прошлом году был в Казани и сфотографировал вот это, а что не знаю. Может кто подскажет.
    1. 0
      15 августа 2016 14:01
      На крылатую ракету Ту-123 похожа,но могу ошибаться.
      1. 0
        15 августа 2016 15:41
        Цитата: bober1982
        На крылатую ракету Ту-123 похожа,но могу ошибаться.

        А зачем крылатой ракете окна впереди и по бортам фюзеляжа ??? smile
        1. 0
          16 августа 2016 07:38
          Ну значит ошибся,старым становлюсь.
      2. 0
        16 августа 2016 05:37
        Он и есть по сути крылатая ракета, с функцией возврата.
        1. 0
          16 августа 2016 13:55
          Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) первых поколений.
  24. +1
    15 августа 2016 15:59
    Вот фото Ту-123 soldier
  25. +1
    15 августа 2016 16:02
    "А.Н. Туполев построил ТУ-144, а его сын(унаследовавший КБ) не сумел научить его летать".
    Так говорили в те времена.
  26. +2
    15 августа 2016 16:04
    Вот нашел! Это Ту-144 (СССР-77107), Казань, 6-ой корпус КАИ.
    (фото кликнуть)
  27. +1
    15 августа 2016 16:08
    Слава советским авиаконструкторам!
    1. +1
      16 августа 2016 02:08
      Цитата: asavchenko59
      Слава советским авиаконструкторам

      Ура товарищи !!!
  28. +1
    15 августа 2016 16:12
    Вот еще его фото. Ту-144
  29. +4
    15 августа 2016 17:00
    Спасибо за казанский Ту-144. А вот состояние Ту-144 в Монино 3 дня назад.
  30. 0
    15 августа 2016 17:05
    Сравнивать 144 и 160 некорректно, так как у пассажирского крейсерский режим был сверхзвуковой, а у бомбардировщика все-же дозвуковой.
  31. +3
    15 августа 2016 17:59
    Цитата: Штык
    А американский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности B-1B автор уже списал smile ?


    американский "сверхзвуковой" стратегический бомбардировщик имеет скорость 1,25 Маха против 2,05 Маха у Ту-160. Боевая нагрузка B-1B - 34 тонны против 45 тонн у Ту-160, боевой радиус - 5500 км против 6000 у Ту-160.
    Справедливости ради можно сказать, что в случае B-1B можно подвесить еще 22 тонны, но дальность полета в 5,5 тыс км еще уменьшается.

    Внимание, вопрос. Зачем копировать внешне похожую, но менее эффективную машину? Тем более если есть массам наработок и опыта (часто негативного, но очень ценного) по эксплуатации Ту-144?
    1. 0
      15 августа 2016 18:08
      затем что этот товарищь - проамериканский тролль...

      на этом B-1 какаято "умная голова" сделала несущие створки бомболюка, может быть даже та самая которая рисовала примерно такие же створки на Конвэр-200 эскиз которого (а дальше работы и не пошли) так любит постить этот товарищ laughing
      для тех кто в теме дальше обьяснять не нужно lol

      а будете умничать - он занесет Вас в ЧС чтобы не мешали сеять неразумное, подлое, исключительное...
      1. +1
        16 августа 2016 00:17
        а его друзья будут вам ставить минусы...
  32. +2
    15 августа 2016 21:32
    Цитата: certero
    Сравнивать 144 и 160 некорректно, так как у пассажирского крейсерский режим был сверхзвуковой, а у бомбардировщика все-же дозвуковой.

    Корректно.
    Двигатель НК-32 , использующийся на Ту-160, является дальнейшим развитием линейки НК-144 (использовавшимся на Ту-144), НК-22 (Ту-22М2) и НК-25 (Ту-22М3).

    То есть коммерческий Ту-144 даже при том, что сам страдал от многих болезней, был дорогим и капризным аппаратом, дал толчок для развития прекрасных военных машин Ту22М и Ту-160
  33. +3
    15 августа 2016 23:17
    "Битву за сверхзвук" на тяжёлых магистральных пассажирских самолётах, возможно, затевать не следовало, оставив победу за англо-французами. А вот небольшенький деловой самолёт для шейхов и абрамовичей может иметь перспективы на узком рынке.
    Вероятнее всего проект закрыли досрочно, потому что высокую безопасность богатых пассажиров обеспечить оказалось невозможно, а в СССР богатых пассажиров и не было.
    Жаль, что именно в этот раз не посмотрели на то, что делают США и не сделали, как они. А сверхзвуковой бомбардировщик появился бы и без Ту-144.
    PS Всё-таки B-1 и Ту-160 - совершенно разные машины, потому что ПВО СССР и ПВО США - разные ПВО.
    1. +3
      16 августа 2016 00:04
      Вообще-то Ту-144 попродвинутей Конкорда будет (с этим была связана попытка французского шпионажа приведшая к аварии под Парижем), просто летать на нем в СССР было некому.
    2. +2
      17 августа 2016 10:22
      Цитата: iouris
      Жаль, что именно в этот раз не посмотрели на то, что делают США и не сделали, как они.

      Эт на этого кастрата чтоль смотреть надо было и сделать ещё одного кастрата?! laughing

      Слава богу, что сделали не как у матрасников ...

      Если у Ту-160 скорость на высоте 2200 км в час, то у хвалёного B1-B 1330 км в час, на высоте до 3 км уже всего 1160.

      А уж как они ракету хотели втиснуть шестиметровую, когда лезла только четырёхметровая эт вообще жесть ... laughing
  34. +1
    16 августа 2016 00:39
    Красивый самолет, что говорить!
  35. 0
    16 августа 2016 02:09
    Статья интересная и довольно подробная.Спасибо.
  36. +1
    16 августа 2016 17:12
    Спасибо за статью! "Сто сорок четвертый" - чертовски красивая машина !! Вблизи - просто дух захватывает!
    Туполевцы - молодцы!
  37. +3
    16 августа 2016 23:42
    Эстетически безупречный самолет, даже сейчас в музее смотрится как гость из будущего.
  38. +2
    16 августа 2016 23:44
    ту 144 - экспонат Ульяновского музея гражданской авиации
  39. +3
    17 августа 2016 08:08
    классный самолет, жаль что уже не летает, я бы любые деньги заплатил, чтобы слетать на нем хоть куда... соображения невыгодности и общей дороговизны аппарата, тем не менее, понятны.
  40. DPN
    +1
    17 августа 2016 09:14
    В СССР не было сверх богатых людей по этому летать на ТУ 144 было не кому,так поговаривали в то время.
    1. +1
      28 ноября 2016 14:28
      в СССР много народа с Дальнего Востока летало в Москву в командировки, соответственно за деньги организаций, так что своего клиента этот самолет бы нашел. а кто "на юга" в отпуск - так милости просим на Ил-62
  41. +3
    17 августа 2016 14:29
    Тема сверхзвуковых пепелацев очень интересна и перспективна с точки зрения пассажирских перевозок. В частности в нашей ОГРОМНОЙ стране.
    Но вот идет в разрез экономика. Я со слезами на глазах смотрел на расстояния меж сидениями в пассажирских салонах. В нынешних самолетах (например а320) с 6 креслами в ряд я пошевелиться боюсь чтобы соседа не толкнуть, а колени так вообще затекают. И это при том что я не толст (задница 36) и не сильно высок (рост метр семьдесят).
    Так что боюсь самолет врят ли будет интересен. А жаль.
  42. 0
    17 августа 2016 16:38
    Кто-то знает вблизи Самары есть какие-либо подобные авиамузеи?
  43. +2
    18 августа 2016 10:07
    Для России, раскинувшейся на много часовых поясов, скорость перемещения пассажиров имеет приоритетное значение. Надеюсь, что наши конструкторы создадут технику на которой можно будет за час долететь из Москвы во Владивосток.
    Возможно тема разработок ведется уже в гиперзвуке.
  44. +1
    19 августа 2016 17:14
    СССР НЕТ, с ним ушла перспектива развития и создания гражданских скоростных дальнемагистральных воздушных лайнеров.
  45. +1
    19 августа 2016 20:54
    Насчёт нашего Ту-144 могу сказать следующее. На трансатлантических маршрутах его никто не ждал и никогда бы не пустил. Маршрут Москва-Хабаровск с полной загрузкой был нереален, поскольку над Сибирью на высотах 15-18 км обнаружилось неизвестное ранее атмосферное явление - температурные линзы. Это области воздуха диаметром несколько сот км с температурой на 10-20 градусов выше окружающей среды, что приводило к потере тяги двигателей. Ну а "Конкорд" отлетал своё, будучи насквозь дотационным, что обнаружилось лишь после катастрофы во Франции в 2000 году.
    1. +1
      8 июля 2017 11:53
      Спасибо, очень ценная информация - это часть другого природного явления. Понимание было, а прямых данных - нет.
    2. 0
      25 января 2024 17:51
      На трансатлантических маршрутах

      вы о чем? посмотрите на дальность, какая еще трансатлантика
  46. 0
    26 сентября 2016 09:36
    Красивейший самолет ушел в историю.
  47. +1
    26 сентября 2016 18:31
    Эх! Побольше бы прозорливости и коммерческой жилки нашим Великим авиаконструкторам, и наша бы взяла!
  48. 0
    25 января 2024 17:50
    А так ли была проиграна битва за сверхзвук


    так.
  49. 0
    25 января 2024 17:55
    Единственной причиной катастрофы, по мнению членов комиссии, могла стать попытка экипажа увести самолет от предполагаемого столкновения с французским самолетом-разведчиком Mirage III R, с борта которого производилась фото- и киносъемка полета Ту-144.

    дадада. Вот только никто не видел ни самого Миража, ибо нет ни одного фото их вместе, на глазах тысяч людей с кино и фото камерами, ни съемки с оного Миража. Мираж, да и только