Военная доктрина Российской Федерации

67


Утверждена Указом Президента Российской Федерации
5 февраля 2010 года


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Военная доктрина Российской Федерации (далее – Военная доктрина) является одним из основных документов стратегического планирования в Российской Федерации и представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.

2. В Военной доктрине учитываются основные положения Военной доктрины Российской Федерации 2000 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, а также соответствующие положения Концепции внешней политики Российской Федерации 2008 года и Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года.

Военная доктрина основана на положениях военной теории и направлена на ее дальнейшее развитие.

3. Правовую основу Военной доктрины составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области обороны, контроля над вооружениями и разоружения, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

4. Военная доктрина отражает приверженность Российской Федерации использованию политических, дипломатических, правовых, экономических, экологических, информационных, военных и других инструментов защиты национальных интересов Российской Федерации и интересов ее союзников.

5. Положения Военной доктрины конкретизируются в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и могут корректироваться в рамках стратегического планирования в военной сфере (военного планирования).

Реализация Военной доктрины достигается путем централизации государственного управления в военной области и осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

6. В Военной доктрине используются следующие основные понятия:

а) военная безопасность Российской Федерации (далее – военная безопасность) – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять;

б) военная опасность – состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению военной угрозы;

в) военная угроза – состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого-либо государства (группы государств), сепаратистских (террористических) организаций к применению военной силы (вооруженному насилию);

г) военный конфликт – форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы (понятие охватывает все виды вооруженного противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные конфликты);

д) вооруженный конфликт – вооруженное столкновение ограниченного масштаба между государствами (международный вооруженный конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний вооруженный конфликт);

е) локальная война – война между двумя и более государствами, преследующая ограниченные военно-политические цели, в которой военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие);

ж) региональная война – война с участием двух и более государств одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения, на территории региона с прилегающими к нему акваториями и в воздушном (космическом) пространстве над ним, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели;

з) крупномасштабная война – война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества, в которой стороны будут преследовать радикальные военно-политические цели. Крупномасштабная война может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны с вовлечением значительного количества государств разных регионов мира. Она потребует мобилизации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участников;

и) военная политика – деятельность государства по организации и осуществлению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации, а также интересов ее союзников;

к) военная организация государства (далее – военная организация) – совокупность органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее – Вооруженные Силы и другие войска), составляющих ее основу и осуществляющих свою деятельность военными методами, а также части производственного и научного комплексов страны, совместная деятельность которых направлена на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации;

л) военное планирование – определение порядка и способов реализации целей и задач развития военной организации, строительства и развития Вооруженных Сил и других войск, их применения и всестороннего обеспечения.

II. ВОЕННЫЕ ОПАСНОСТИ И ВОЕННЫЕ УГРОЗЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7. Мировое развитие на современном этапе характеризуется ослаблением идеологической конфронтации, снижением уровня экономического, политического и военного влияния одних государств (групп государств) и союзов и ростом влияния других государств, претендующих на всеобъемлющее доминирование, многополярностью и глобализацией разнообразных процессов.

Неурегулированными остаются многие региональные конфликты. Сохраняются тенденции к их силовому разрешению, в том числе в регионах, граничащих с Российской Федерацией. Существующая архитектура (система) международной безопасности, включая ее международно-правовые механизмы, не обеспечивает равной безопасности всех государств.

При этом, несмотря на снижение вероятности развязывания против Российской Федерации крупномасштабной войны с применением обычных средств поражения и ядерного оружия, на ряде направлений военные опасности Российской Федерации усиливаются.

8. Основные внешние военные опасности:

а) стремление наделить силовой потенциал Организации Североатлантического договора (НАТО) глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную инфраструктуру стран – членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем расширения блока;

б) попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность;

в) развертывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп государств) на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств, а также в прилегающих акваториях;

г) создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, а также милитаризация космического пространства, развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия;

д) территориальные претензии к Российской Федерации и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела;

е) распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий, увеличение количества государств, обладающих ядерным оружием;

ж) нарушение отдельными государствами международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области ограничения и сокращения вооружений;

з) применение военной силы на территориях сопредельных с Российской Федерацией государств в нарушение Устава ООН и других норм международного права;

и) наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств;

к) распространение международного терроризма;

л) возникновение очагов межнациональной (межконфессиональной) напряженности, деятельность международных вооруженных радикальных группировок в районах, прилегающих к государственной границе Российской Федерации и границам ее союзников, а также наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и насильственного (религиозного) экстремизма в отдельных регионах мира.

9. Основные внутренние военные опасности:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации;

б) подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации;

в) дезорганизация функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации.

10. Основные военные угрозы:

а) резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы;

б) воспрепятствование работе систем государственного и военного управления Российской Федерации, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической промышленности и других потенциально опасных объектов;

в) создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории Российской Федерации или на территориях ее союзников;

г) демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях сопредельных с Российской Федерацией или ее союзниками государств с провокационными целями;

д) активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или полной мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.

11. Военные конфликты характеризуются целями, способами и средствами достижения этих целей, масштабами и сроками военных действий, формами и способами вооруженной борьбы и применяемыми вооружением и военной техникой.

12. Характерные черты современных военных конфликтов:

а) комплексное применение военной силы и сил и средств невоенного характера;

б) массированное применение систем вооружения и военной техники, основанных на новых физических принципах и сопоставимых по эффективности с ядерным оружием;

в) расширение масштабов применения войск (сил) и средств, действующих в воздушно-космическом пространстве;

г) усиление роли информационного противоборства;

д) сокращение временных параметров подготовки к ведению военных действий;

е) повышение оперативности управления в результате перехода от строго вертикальной системы управления к глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием;

ж) создание на территориях противоборствующих сторон постоянно действующей зоны военных действий.

13. Особенности современных военных конфликтов:

а) непредсказуемость их возникновения;

б) наличие широкого спектра военно-политических, экономических, стратегических и иных целей;

в) возрастание роли современных высокоэффективных систем оружия, а также перераспределение роли различных сфер вооруженной борьбы;

г) заблаговременное проведение мероприятий информационного противоборства для достижения политических целей без применения военной силы, а в последующем – в интересах формирования благоприятной реакции мирового сообщества на применение военной силы.

14. Военные конфликты будут отличаться скоротечностью, избирательностью и высокой степенью поражения объектов, быстротой маневра войсками (силами) и огнем, применением различных мобильных группировок войск (сил). Овладение стратегической инициативой, сохранение устойчивого государственного и военного управления, обеспечение превосходства на земле, море и в воздушно-космическом пространстве станут решающими факторами достижения поставленных целей.

15. Для военных действий будет характерно возрастающее значение высокоточного, электромагнитного, лазерного, инфразвукового оружия, информационно-управляющих систем, беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружений и военной техники.

16. Ядерное оружие будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны).

В случае возникновения военного конфликта с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны), ставящего под угрозу само существование государства, обладание ядерным оружием может привести к перерастанию такого военного конфликта в ядерный военный конфликт.

III. ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17. Основные задачи военной политики Российской Федерации определяются Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и настоящей Военной доктриной.

Военная политика Российской Федерация направлена на недопущение гонки вооружений, сдерживание и предотвращение военных конфликтов, совершенствование военной организации, форм и способов применения Вооруженных Сил и других войск, а также средств поражения в целях обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации, а также интересов ее союзников.

Деятельность Российской Федерации по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов

18. Российская Федерация обеспечивает постоянную готовность Вооруженных Сил и других войск к сдерживанию и предотвращению военных конфликтов, к вооруженной защите Российской Федерации и ее союзников в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Недопущение ядерного военного конфликта, как и любого другого военного конфликта, – важнейшая задача Российской Федерации.

19. Основные задачи Российской Федерации по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов:

а) оценка и прогнозирование развития военно-политической обстановки на глобальном и региональном уровне, а также состояния межгосударственных отношений в военно-политической сфере с использованием современных технических средств и информационных технологий;

б) нейтрализация возможных военных опасностей и военных угроз политическими, дипломатическими и иными невоенными средствами;

в) поддержание стратегической стабильности и потенциала ядерного сдерживания на достаточном уровне;

г) поддержание Вооруженных Сил и других войск в заданной степени готовности к боевому применению;

д) укрепление системы коллективной безопасности в рамках Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и наращивание ее потенциала, усиление взаимодействия в области международной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), развитие отношений в этой сфере с другими межгосударственными организациями (Европейским союзом и НАТО);

е) расширение круга государств-партнеров и развитие сотрудничества с ними на основе общих интересов в сфере укрепления международной безопасности в соответствии с положениями Устава ООН и другими нормами международного права;

ж) соблюдение международных договоров в области ограничения и сокращения стратегических наступательных вооружений;

з) заключение и реализация соглашений в области контроля над обычными вооружениями, а также осуществление мер по укреплению взаимного доверия;

и) создание механизмов регулирования двустороннего и многостороннего сотрудничества в области противоракетной обороны;

к) заключение международного договора о предотвращении размещения в космическом пространстве любых видов оружия;

л) участие в международной миротворческой деятельности, в том числе под эгидой ООН и в рамках взаимодействия с международными (региональными) организациями;

м) участие в борьбе с международным терроризмом.

Применение Вооруженных Сил и других войск.

Основные задачи Вооруженных Сил и других войск в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время

20. Российская Федерация считает правомерным применение Вооруженных Сил и других войск для отражения агрессии против нее и (или) ее союзников, поддержания (восстановления) мира по решению Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности, а также для обеспечения защиты своих граждан, находящихся за пределами Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Применение Вооруженных Сил и других войск в мирное время осуществляется по решению Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законодательством.

21. Российская Федерация рассматривает вооруженное нападение на государство – участника Союзного государства или любые действия с применением военной силы против него как акт агрессии против Союзного государства и осуществит ответные меры.

Российская Федерация рассматривает вооруженное нападение на государство – члена ОДКБ как агрессию против всех государств -членов ОДКБ и осуществит в этом случае меры в соответствии с Договором о коллективной безопасности.

22. В рамках выполнения мероприятий стратегического сдерживания силового характера Российской Федерацией предусматривается применение высокоточного оружия.

Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства.

Решение о применении ядерного оружия принимается Президентом Российской Федерации.

23. Выполнение стоящих перед Вооруженными Силами и другими войсками задач организуется и осуществляется в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационным планом Вооруженных Сил Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и документами стратегического планирования по вопросам обороны.

24. Российская Федерация выделяет воинские контингенты в состав миротворческих сил ОДКБ для участия в операциях по поддержанию мира по решению Совета коллективной безопасности ОДКБ. Российская Федерация выделяет воинские контингенты в состав Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ (КСОР) в целях оперативного реагирования на военные угрозы государствам – членам ОДКБ и решения иных задач, определенных Советом коллективной безопасности ОДКБ, для их применения в порядке, предусмотренном Соглашением о порядке оперативного развертывания, применения и всестороннего обеспечения Коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности.

25. Для осуществления миротворческих операций по мандату ООН или по мандату СНГ Российская Федерация предоставляет воинские контингенты в порядке, установленном федеральным законодательством и международными договорами Российской Федерации.

26. В целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и федеральным законодательством.

27. Основные задачи Вооруженных Сил и других войск в мирное время:

а) защита суверенитета Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории;

б) стратегическое сдерживание, в том числе предотвращение военных конфликтов;

в) поддержание состава, состояния боевой и мобилизационной готовности и подготовки стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, а также систем управления на уровне, гарантирующем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях обстановки;

г) своевременное предупреждение Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации о воздушно-космическом нападении, оповещение органов государственного и военного управления, войск (сил) о военных опасностях и военных угрозах;

д) поддержание способности Вооруженных Сил и других войск к заблаговременному развертыванию группировок войск (сил) на потенциально опасных стратегических направлениях, а также их готовности к боевому применению;

е) обеспечение противовоздушной обороны важнейших объектов Российской Федерации и готовность к отражению ударов средств воздушно-космического нападения;

ж) развертывание и поддержание в стратегической космической зоне орбитальных группировок космических аппаратов, обеспечивающих деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации;

з) охрана важных государственных и военных объектов, объектов на коммуникациях и специальных грузов;

и) оперативное оборудование территории Российской Федерации и подготовка коммуникаций в целях обороны, в том числе строительство и реконструкция объектов специального назначения, строительство и капитальный ремонт автомобильных дорог, имеющих оборонное значение;

к) защита граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации от вооруженного нападения на них;

л) участие в операциях по поддержанию (восстановлению) международного мира и безопасности, принятие мер для предотвращения (устранения) угрозы миру, подавление актов агрессии (нарушения мира) на основании решений Совета Безопасности ООН или иных органов, уполномоченных принимать такие решения в соответствии с международным правом;

м) борьба с пиратством, обеспечение безопасности судоходства;

н) обеспечение безопасности экономической деятельности Российской Федерации в Мировом океане;

о) борьба с терроризмом;

п) подготовка к проведению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне;

р) участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;

с) участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и восстановление объектов специального назначения;

т) участие в обеспечении режима чрезвычайного положения.

28. Основные задачи Вооруженных Сил и других войск в период непосредственной угрозы агрессии:

а) осуществление комплекса дополнительных мероприятий, направленных на снижение уровня угрозы агрессии и повышение уровня боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил и других войск, в целях проведения мобилизационного и стратегического развертывания;

б) поддержание потенциала ядерного сдерживания в установленной степени готовности;

в) участие в обеспечении режима военного положения;

г) осуществление мероприятий по территориальной обороне, а также выполнение в установленном порядке мероприятий гражданской обороны;

д) выполнение международных обязательств Российской Федерации по коллективной обороне, отражение или предотвращение в соответствии с нормами международного права вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой.

29. Основными задачами Вооруженных Сил и других войск в военное время являются отражение агрессии против Российской Федерации и ее союзников, нанесение поражения войскам (силам) агрессора, принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников.

Развитие военной организации.

Строительство и развитие Вооруженных Сил и других войск

30. Основные задачи развития военной организации:

а) приведение структуры, состава и численности компонентов военной организации в соответствие с задачами в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время с учетом выделения на эти цели достаточного количества финансовых, материальных и иных ресурсов. Планируемые количество и сроки выделения указанных ресурсов отражаются в документах планирования долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;

б) повышение эффективности и безопасности функционирования системы государственного и военного управления;

в) совершенствование системы противовоздушной обороны и создание системы воздушно-космической обороны Российской Федерации;

г) совершенствование военно-экономического обеспечения военной организации на основе рационального использования финансовых, материальных и иных ресурсов;

д) совершенствование военного планирования;

е) совершенствование территориальной обороны и гражданской обороны;

ж) совершенствование системы создания запаса мобилизационных ресурсов, в том числе запасов вооружения, военной и специальной техники, а также материально-технических средств;

з) повышение эффективности функционирования системы эксплуатации и ремонта вооружения, военной и специальной техники;

и) создание интегрированных структур материально-технического, социального, медицинского и научного обеспечения в Вооруженных Силах и других войсках, а также учреждений военного образования и подготовки кадров;

к) совершенствование системы информационного обеспечения Вооруженных Сил и других войск;

л) повышение престижа военной службы, всесторонняя подготовка к ней граждан Российской Федерации;

м) обеспечение военно-политического и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.

31. Основные приоритеты развития военной организации:

а) совершенствование системы управления военной организацией и повышение эффективности ее функционирования;

б) развитие мобилизационной базы военной организации и обеспечение мобилизационного развертывания Вооруженных Сил и других войск;

в) обеспечение необходимой степени укомплектования, оснащения, обеспечения соединений, воинских частей и формирований постоянной готовности и требуемого уровня их подготовки;

г) повышение качества подготовки кадров и военного образования, а также наращивание военно-научного потенциала.

32. Основная задача строительства и развития Вооруженных Сил и других войск – приведение их структуры, состава и численности в соответствие с прогнозируемыми военными угрозами, содержанием и характером военных конфликтов, текущими и перспективными задачами в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время, а также политическими, социально-экономическими, демографическими и военно-техническими условиями и возможностями Российской Федерации.

33. В строительстве и развитии Вооруженных Сил и других войск Российская Федерация исходит из необходимости:

а) совершенствования организационно-штатной структуры и состава видов и родов войск Вооруженных Сил и других войск и оптимизации штатной численности военнослужащих;

б) обеспечения рационального соотношения соединений и воинских частей постоянной готовности и соединений и воинских частей, предназначенных для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил и других войск;

в) повышения качества оперативной, боевой, специальной и мобилизационной подготовки;

г) совершенствования взаимодействия между видами Вооруженных Сил, родами войск (сил) и другими войсками;

д) обеспечения современными образцами вооружения, военной и специальной техники (материально-техническими средствами) и их качественного освоения;

е) интеграции и скоординированного развития систем технического, тылового и других видов обеспечения Вооруженных Сил и других войск, а также систем военного образования и воспитания, подготовки кадров, военной науки;

ж) подготовки высокопрофессиональных, преданных Отечеству военнослужащих, повышения престижа военной службы.

34. Выполнение основной задачи строительства и развития Вооруженных Сил и других войск достигается путем:

а) формирования и последовательной реализации военной политики;

б) эффективного военно-экономического обеспечения и достаточного финансирования Вооруженных Сил и других войск;

в) повышения качественного уровня оборонно-промышленного комплекса;

г) обеспечения надежного функционирования системы управления Вооруженными Силами и другими войсками в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время;

д) поддержания способностей экономики страны обеспечить потребности Вооруженных Сил и других войск;

е) поддержания мобилизационной базы в состоянии, обеспечивающем проведение мобилизационного и стратегического развертывания Вооруженных Сил и других войск;

ж) создания сил гражданской обороны постоянной готовности, способных выполнять свои функции в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время;

з) совершенствования системы дислокации (базирования) Вооруженных Сил и других войск, в том числе за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральным законодательством;

и) создания эшелонированной по стратегическим и операционным направлениям системы военной инфраструктуры;

к) заблаговременного создания запаса мобилизационных ресурсов;

л) оптимизации количества военных образовательных учреждений профессионального образования в сочетании с федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, в которых проводится обучение граждан Российской Федерации по программе военной подготовки, а также оснащения их современной материально-технической базой;

м) повышения уровня социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также гражданского персонала Вооруженных Сил и других войск;

н) реализации установленных федеральным законодательством социальных гарантий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, повышения качества их жизни;

о) совершенствования системы комплектования военнослужащими, проходящими военную службу по контракту и по призыву, с преимущественным укомплектованием должностей рядового и сержантского состава, обеспечивающих боеспособность соединений и воинских частей Вооруженных Сил и других войск, военнослужащими, проходящими военную службу по контракту;

п) укрепления организованности, правопорядка и воинской дисциплины, а также профилактики и пресечения коррупционных проявлений;

р) совершенствования допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания граждан;

с) обеспечения государственного и гражданского контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обороны.

Военное планирование

35. Военное планирование организуется и осуществляется в целях реализации согласованных по срокам и обеспеченных ресурсами мероприятий развития военной организации, а также строительства и развития Вооруженных Сил и других войск, их эффективного применения.

36. Основные задачи военного планирования:

а) определение согласованных целей, задач и мероприятий строительства и развития Вооруженных Сил и других войск, их применения, а также развития соответствующей научно-технической и производственно-технологической базы;

б) выбор оптимальных направлений строительства и развития Вооруженных Сил и других войск, форм и способов их применения исходя из прогнозов развития военно-политической обстановки, военных опасностей и военных угроз, уровня социально-экономического развития Российской Федерации;

в) достижение соответствия ресурсного обеспечения Вооруженных Сил и других войск задачам их строительства, развития и применения;

г) разработка документов краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного планирования, учет результатов выполнения планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил и других войск;

д) организация контроля выполнения планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил и других войск;

е) своевременная корректировка документов военного планирования.

37. Военное планирование осуществляется в соответствии с Положением о военном планировании в Российской Федерации.

IV. ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБОРОНЫ

38. Основной задачей военно-экономического обеспечения обороны является создание условий для устойчивого развития и поддержания возможностей военно-экономического и военно-технического потенциалов государства на уровне, необходимом для реализации военной политики и надежного удовлетворения потребностей военной организации в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время.

39. Задачи военно-экономического обеспечения обороны:

а) достижение уровня финансового и материально-технического обеспечения военной организации, достаточного для решения возложенных на нее задач;

б) оптимизация расходов на оборону, рациональное планирование и распределение финансовых и материальных ресурсов, направляемых на обеспечение военной организации, повышение эффективности их использования;

в) своевременное и полное ресурсное обеспечение выполнения планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил и других войск, их применения, боевой, специальной и мобилизационной подготовки и других потребностей военной организации;

г) концентрация научных сил, финансовых и материально-технических ресурсов для создания условий качественного оснащения (переоснащения) Вооруженных Сил и других войск;

д) интеграция в определенных сферах производства гражданского и военного секторов экономики, координация военно-экономической деятельности государства в интересах обеспечения обороны;

е) обеспечение правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения;

ж) выполнение обязательств Российской Федерации в соответствии с заключенными ею международными договорами в военно-экономической сфере.

Оснащение Вооруженных Сил и других войск вооружением, военной и специальной техникой

40. Основной задачей оснащения Вооруженных Сил и других войск вооружением, военной и специальной техникой является создание и поддержание взаимоувязанной и целостной системы вооружения в соответствии с задачами и предназначением Вооруженных Сил и других войск, формами и способами их применения, экономическими и мобилизационными возможностями Российской Федерации.

41. Задачи оснащения Вооруженных Сил и других войск вооружением, военной и специальной техникой:

а) комплексное оснащение (переоснащение) современными образцами вооружения, военной и специальной техники стратегических ядерных сил, соединений и воинских частей постоянной готовности сил общего назначения, антитеррористических формирований, инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований, а также поддержание их в состоянии, обеспечивающем их боевое применение;

б) создание многофункциональных (многоцелевых) средств вооружения, военной и специальной техники с использованием унифицированных компонентов;

в) развитие сил и средств информационного противоборства;

г) качественное совершенствование средств информационного обмена на основе использования современных технологий и международных стандартов, а также единого информационного поля Вооруженных Сил и других войск как части информационного пространства Российской Федерации;

д) обеспечение функционального и организационно-технического единства систем вооружения Вооруженных Сил и других войск;

е) создание новых образцов высокоточного оружия и развитие их информационного обеспечения;

ж) создание базовых информационно-управляющих систем и их интеграция с системами управления оружием и комплексами средств автоматизации органов управления стратегического, оперативно-стратегического, оперативного, оперативно-тактического и тактического уровней.

42. Реализация задач оснащения Вооруженных Сил и других войск вооружением, военной и специальной техникой предусматривается в государственной программе вооружения и других государственных программах (планах).

Оперативные решения по разработке военной и специальной техники в случае оснащения иностранного государства новыми видами вооружения принимаются Правительством Российской Федерации.

Обеспечение Вооруженных Сил и других войск материальными средствами

43. Обеспечение Вооруженных Сил и других войск материальными средствами, их накопление и содержание осуществляются в рамках интегрированных и скоординированных систем технического и тылового обеспечения.

Основная задача обеспечения Вооруженных Сил и других войск материальными средствами в мирное время – накопление, эшелонированное размещение и содержание запасов материальных средств, обеспечивающих мобилизационное и стратегическое развертывание войск (сил) и ведение военных действий (исходя из сроков перевода экономики, отдельных ее отраслей и организаций промышленности на работу в условиях военного времени) с учетом физико-географических условий стратегических направлений и возможностей транспортной системы.

Основная задача обеспечения Вооруженных Сил и других войск материальными средствами в период непосредственной угрозы агрессии – дообеспечение войск (сил) материальными средствами по штатам и нормам военного времени.

44. Основные задачи обеспечения Вооруженных Сил и других войск материальными средствами в военное время:

а) подача запасов материальных средств с учетом предназначения группировок войск (сил), порядка, сроков их формирования и предполагаемой продолжительности ведения военных действий;

б) восполнение потерь вооружения, военной и специальной техники и материальных средств в ходе ведения военных действий с учетом возможностей Вооруженных Сил и других войск, организаций промышленности по поставкам, ремонту вооружения, военной и специальной техники.

Развитие оборонно-промышленного комплекса

45. Основной задачей развития оборонно-промышленного комплекса является обеспечение его эффективного функционирования как высокотехнологичного многопрофильного сектора экономики страны, способного удовлетворить потребности Вооруженных Сил и других войск в современном вооружении, военной и специальной технике и обеспечить стратегическое присутствие Российской Федерации на мировых рынках высокотехнологичных продукции и услуг.

46. К задачам развития оборонно-промышленного комплекса относятся:

а) совершенствование оборонно-промышленного комплекса на основе создания и развития крупных научно-производственных структур;

б) совершенствование системы межгосударственной кооперации в области разработки, производства и ремонта вооружения и военной техники;

в) обеспечение технологической независимости Российской Федерации в области производства стратегических и других образцов вооружения, военной и специальной техники в соответствии с государственной программой вооружения;

г) совершенствование системы гарантированного материально-сырьевого обеспечения производства и эксплуатации вооружения, военной и специальной техники на всех этапах жизненного цикла, в том числе отечественными комплектующими изделиями и элементной базой;

д) формирование комплекса приоритетных технологий, обеспечивающих разработку и создание перспективных систем и образцов вооружения, военной и специальной техники;

е) сохранение государственного контроля над стратегически значимыми организациями оборонно-промышленного комплекса;

ж) активизация инновационно-инвестиционной деятельности, позволяющей проводить качественное обновление научно-технической и производственно-технологической базы;

з) создание, поддержание и внедрение военных и гражданских базовых и критических технологий, обеспечивающих создание, производство и ремонт находящихся на вооружении и перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники, а также обеспечивающих технологические прорывы или создание опережающего научно-технологического задела в целях разработки принципиально новых образцов вооружения, военной и специальной техники, обладающих ранее недостижимыми возможностями;

и) совершенствование системы программно-целевого планирования развития оборонно-промышленного комплекса в целях повышения эффективности оснащения Вооруженных Сил и других войск вооружением, военной и специальной техникой, обеспечения мобилизационной готовности оборонно-промышленного комплекса;

к) разработка и производство перспективных систем и образцов вооружения, военной и специальной техники, повышение качества и конкурентоспособности продукции военного назначения;

л) совершенствование механизма размещения заказов на поставки продукции, выполнение работ и оказание услуг для федеральных нужд;

м) реализация предусмотренных федеральным законодательством мер экономического стимулирования исполнителей государственного оборонного заказа;

н) совершенствование деятельности организаций оборонно-промышленного комплекса путем внедрения организационно-экономических механизмов, обеспечивающих их эффективное функционирование и развитие;

о) совершенствование кадрового состава и наращивание интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса, обеспечение социальной защищенности работников оборонно-промышленного комплекса.

Мобилизационная подготовка экономики, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций

47. Основная задача мобилизационной подготовки экономики, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций заключается в заблаговременной подготовке к переводу на работу в условиях военного времени, удовлетворении потребностей Вооруженных Сил и других войск, а также в обеспечении государственных нужд и нужд населения в военное время.

48. Задачи мобилизационной подготовки экономики, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций:

а) совершенствование мобилизационной подготовки и повышение мобилизационной готовности Российской Федерации;

б) совершенствование нормативно-правовой базы мобилизационной подготовки и перевода экономики и организаций на работу в условиях военного времени;

в) подготовка системы управления экономикой к устойчивому и эффективному функционированию в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;

г) разработка мобилизационных планов экономики Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, мобилизационных планов организаций;

д) создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей Российской Федерации, Вооруженных Сил и других войск, а также нужд населения в военное время;

е) создание и подготовка специальных формирований, предназначенных для передачи в Вооруженные Силы и другие войска при объявлении мобилизации или использования в их интересах, а также в интересах экономики Российской Федерации;

ж) подготовка техники, предназначенной для поставки в Вооруженные Силы и другие войска по мобилизации;

з) создание, сохранение и обновление запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов;

и) создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием;

к) подготовка финансово-кредитной, налоговой систем и системы денежного обращения к особому режиму функционирования в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;

л) создание условий для работы органов управления всех уровней, в том числе создание запасных пунктов управления;

м) организация воинского учета;

н) бронирование граждан на период мобилизации и на военное время;

о) организация совместной мобилизационной подготовки органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, имеющих мобилизационные задания, а также обеспечивающих мобилизационные мероприятия по переводу Вооруженных Сил и других войск на организацию и состав военного времени.

Военно-политическое и военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами

49. Российская Федерация осуществляет военно-политическое и военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами (далее – военно-политическое и военно-техническое сотрудничество), международными, в том числе региональными, организациями на основе внешнеполитической, экономической целесообразности и
в соответствии с федеральным законодательством и международными договорами Российской Федерации.

50. Задачи военно-политического сотрудничества:

а) укрепление международной безопасности и выполнение международных обязательств Российской Федерации;

б) формирование и развитие союзнических отношений с государствами – членами ОДКБ и государствами – участниками СНГ, дружественных и партнерских отношений с другими государствами;

в) развитие переговорного процесса по созданию региональных систем безопасности с участием Российской Федерации;

г) развитие отношений с международными организациями по предотвращению конфликтных ситуаций, сохранению и укреплению мира в различных регионах, в том числе с участием российских воинских контингентов в миротворческих операциях;

д) сохранение равноправных отношений с заинтересованными государствами и международными организациями для противодействия распространению оружия массового поражения и средств его доставки.

51. Основные приоритеты военно-политического сотрудничества:

а) с Республикой Беларусь:

координация деятельности в области развития национальных вооруженных сил и использования военной инфраструктуры;

выработка и согласование мер по поддержанию обороноспособности Союзного государства в соответствии с Военной доктриной Союзного государства;

б) с государствами – членами ОДКБ – консолидация усилий и создание коллективных сил в интересах обеспечения коллективной безопасности и совместной обороны;

в) с другими государствами – участниками СНГ – обеспечение региональной и международной безопасности, осуществление миротворческой деятельности;

г) с государствами ШОС – координация усилий в интересах противодействия новым военным опасностям и военным угрозам на совместном пространстве, а также создание необходимой нормативно-правовой базы;

д) с ООН, другими международными, в том числе региональными, организациями – вовлечение представителей Вооруженных Сил и других войск в руководство миротворческими операциями, в процесс планирования и выполнения мероприятий по подготовке операций по поддержанию мира, а также участие в разработке, согласовании и реализации международных соглашений в области контроля над вооружениями и укрепления военной безопасности, расширение участия подразделений и военнослужащих Вооруженных Сил и других войск в операциях по поддержанию мира.

52. Задачей военно-технического сотрудничества является реализация целей и основных принципов государственной политики в этой области, которые определены федеральным законодательством.

53. Основные направления военно-технического сотрудничества определяются соответствующими концепциями, утверждаемыми Президентом Российской Федерации.

* * *

Положения Военной доктрины могут уточняться с изменением характера военных опасностей и военных угроз, задач в области обеспечения военной безопасности и обороны, а также условий развития Российской Федерации.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

67 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    9 января 2012
    Прочитал статью, мне понравилась.Доктрина точно отражает реали сегодняшного мира, а также методы решения различных проблем.( особенно что касается нато).
    1. Алексей Приказчиков
      +4
      9 января 2012
      Да всегда говорил лучшие аналитике в мире сидят в генштабе и российских спецлужбах, ибо при составления данного материла без них просто не обойтись.
  2. alatau_09
    +6
    9 января 2012
    Все лаконично, конкретно и доступно... Только "одаренный " тупостью не поймет,
    но надеемся поймет...
    1. grizzlir
      -13
      9 января 2012
      Только наивный поверит словам.
      1. alatau_09
        +4
        9 января 2012
        Военная доктрина - это авторитет государства и упреждающий выпад ...
        Вы хотите сказать, что у РФ нет авторитета и его военная доктрина беззубая?
        1. grizzlir
          -6
          9 января 2012
          Я не хочу сказать,я уверен,что проводимая политика с каждым годом наносит престижу государства всё больше вреда.Мы умудрились разругаться со всеми ,даже самыми ближайшими нашими союзниками,а некоторых откровенно предали.Боюсь даже представить что может случиться если будем идти тем же курсом.
          1. alatau_09
            +2
            9 января 2012
            конкретно, какой курс вы предлагаете для РФ и что вам в доктрине не нравится?

            и прошу учесть некоторых здесь присутствующих, я никого не "минусую", это форум обмена мнениями, а то что нравится - отмечаю...
            1. grizzlir
              +1
              9 января 2012
              Военная доктрина основанная только на словах,без материальной основы на самом деле словами и остаётся.Надо реально оценивать состояние ВС России,а не кидаться громкими популистскими лозунгами,планами и доктринами.Написать можно всё что угодно,бумага стерпит всё.
              1. alatau_09
                0
                9 января 2012
                таким образом, предлагаемый курс политики РФ?
                1. grizzlir
                  +4
                  9 января 2012
                  Курс на смену курса по развалу и сокращению армии ,курс на восстановления собственного ВПК а не закупку вооружения на западе,курс на реальное вливание финансов в экономику а не распиаренное Сколково,так и оставшееся пиаром.А для этого нужны финансы а финансы мы можем получить только если кординально изменить нынешний курс и нацинализировать основные сферы доходов России,добычу природных ископаемых и энергоносителей.
                  1. alatau_09
                    +6
                    9 января 2012
                    если вы просмотрите российскую прессу, то заметите, правительство РФ прислушалось к вам в сфере восстановления индустрии страны, строит ВС и все что экономит вкладывает в Армию на сколько позволяет экономика...
                    а национализировать часть экономики еще рано, время не пришло...
                    - навести порядок во внутренней политике, в том числе и социальной,
                    - навести порядок в кадровой политике, коррупция,
                    - выиграть время для перевооружения /с 39 по 41 гг. нам времени не хватило/,
                    - поднять благосостояние населения...
                    затем можно национализировать, но таким образом, чтобы олигархи сами передавали собственность государству, иначе будет не подъем а хаос и гражданская война..., владельцы -то тоже россияне и очень богатые...
                    Сколково - это технологии будущего без которых нет будущего тех же ВС и гос денег там не много, оно и задумывалось как привлечение инвестиций и как борьба с утечкой золотых голов из России и привлечение чужих, а это очень большие деньги...

                    эмоции не самые верные советники в таком деле как политика государства...
                    с уважением...
                    1. grizzlir
                      +2
                      9 января 2012
                      Цитата: alatau_09
                      затем можно национализировать, но таким образом, чтобы олигархи сами передавали собственность государству

                      Уважаемый,вы правда верите в то что написали?А насчёт того что время не пришло начать национализацию,чем дольше мы тянем с этим тем самым упускаем драгоценное время,страна постепенно скатывается в пропасть.Можно сравнить это с лечением больного,чем дольше тянем с лечением болезни,тем меньше шансов излечится.
                  2. +3
                    9 января 2012
                    Цитата: grizzlir
                    А для этого нужны финансы а финансы мы можем получить только если кординально изменить нынешний курс и нацинализировать основные сферы доходов России,добычу природных ископаемых и энергоносителе

                    Поддерживаю вас.
                    "Напомним, с 1999г., когда Уго Чавес стал президентом Венесуэлы, в рамках кампании по борьбе с бедностью была национализирована часть венесуэльских нефтяных предприятий"
                    Уго Чавес тоже решил найти деньги в национализации предприятий.Тем более, что это - ИХ(венесуэльцев) деньги, а не ограбленные и отнятые у кого-то(как некоторые тстраны делают, например, можете прочитать, что было с золотым запасом Франции во вторую мировую, кто и как помог им избавиться от тяжкого груза золота- ближайшие "союзники", имена которых известны и сейчас).
                    Источник - тут
                    http://top.rbc.ru/economics/09/01/2012/632748.shtml
                  3. Алексей Приказчиков
                    +4
                    9 января 2012
                    Знаете кого я больше всего ненавижу тупых но еще больше тупых популистов особенно когда они добираются до власти.
          2. Патриот Руси
            0
            9 января 2012
            не в бровь, а в глаз! даже взять просьбу косовских сербов о гражданстве.
  3. +2
    9 января 2012
    Серьезный труд.Достаточно четко описаны внешние и внутренние опасности для государства.Вот только не пойму,какие гарантии все требует Президент от НАТО ведь согласно этой доктрины это и есть основная угроза .Даже терроризму посвящено меньше пунктов чем НАТО.
  4. abc4free
    +2
    9 января 2012
    ни о чем, размыто, никакой конкретики.
    1. +3
      9 января 2012
      А какая конкретика вам нужна? Это Военная доктрина, а не план военной операции, где когда, какими силами.
      В доктрине все конкретно именно для доктрины. Читайте пост Алекс Укр. чуть ниже.
  5. +8
    9 января 2012
    "Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства."-------Четко и конкретно.Пусть подумают об этом те, кто решится напасть на Россию и ее союзников.
    1. Иван Красов
      +3
      9 января 2012
      Это положение Военной доктрины прежде всего снижает порог ядерной безопасности и опасно не только для гипотетического противника, но и для нас.
      Кроме того, оно свидетельствует, что мы серьезно отстаем в обычных вооружениях.
      1. +1
        9 января 2012
        Совершенно верно Иван. Ядерное оружие в современном мире это оружие бедных. Компенсировать ядерный потециал обычным вооружением нашей экономике сейчас не под силу.
    2. 0
      9 января 2012
      Этот пункт военной доктрины относиться к пиндосии и компании. Т.е наличие кучи АУГ не дает права безнаказанно бомбить территорию Рссии.
  6. J_Silver
    -3
    9 января 2012
    Как говорится и пишется про подобные тексты в Интернете - многа букафф, не асилил...
    Хотя лично я все прочитал внимательно...
    Никакой конкретики, многое вроде и правильно, но не подкреплено конкретными делами...
  7. Иван Красов
    +6
    9 января 2012
    "Военная доктрина основана на положениях военной теории и направлена на ее дальнейшее развитие".
    Хорошие слова, однако, в начале прошлого года НГШ публично заявил, что военная реформа ВС проводилась без научно обоснованной Концепции войн. Как это понимать?
    С одной стороны в ВД допускается вероятность возникновения крупномасштабной войны и очень много уделено внимания мобилизационной подготовке ВС и экономики, а на практике мы видим серьезное сокращение мобилизационных потребностей.
  8. sashalenovo
    -10
    9 января 2012
    Война России скорее всего может быть только с четвертым рейхом.
    Т.к. вся лучшая техника даже сейчас - это германская и с каждым годом Германия становится сильнее.
    1. VY16
      +5
      9 января 2012
      ты сам то понял что сказал? "четвёртый рейх" блин.
    2. -1
      9 января 2012
      германия-ОДНА НАШ СОЮЗНИК В ЕВРОПЕ
      1. sashalenovo
        -3
        9 января 2012
        Сталин тоже так думал.
        1. 0
          9 января 2012
          ВДАННЫЙ МОМЕНТ ОНИ ТОЛЬКО НАМ НЕ ХАМЯТ И ПАЛЬЦЫ НЕ ГНУТ=НАМ ОБЬЕДИНИТЬСЯ С НОВЫМ ВЕРМАХТОМ+ИНДИЯ И ВЕСЬ МИР НА КОЛЕНИ ПОСТАВИМ
          1. J_Silver
            +2
            9 января 2012
            А на хрена кого-либо на колени ставить-то? Вам от этого легче станет?
            1. 0
              9 января 2012
              ЭТО НА СЛУЧАЙ ЕСЛИ У КОГО-ТО КУЛАКИ ЧЕСАТЬСЯ БУДУТ(КИТАЙ.БРИТЫ.СШП И ПР ШАСТЕРКИ ) bully
        2. +2
          9 января 2012
          Цитата: sashalenovo
          Сталин тоже так думал.

          Можно сказать, что по аналогии с нынешней ситуацией, Сталин считал,что Гитлер не нападёт. И что убрали пограничные части, "чтобы не провоцировать".
          Так вот, в этой части,что Сталин так думал, согласен с вами.А что по части войны с Германией, как вы считает - не могу согласиться. Судя по приведённой мной аналогии, противником всё же является США. У нас тоже некоторые думают, что США не нападут, называют их стратегическими "партнёрами", разоружаются в угоду им, как Сталин разоружил пограничные части...Но с Германией возможна война, если они пойдут на поводу у США и нам придётся воевать не отдельно с США, а с блоком НАТО(ведь Германия -член НАТО).
          Если что не так, поправьте меня smile
          1. 0
            9 января 2012
            ПРОТИВ НАС ДАЖЕ В БЛОКЕ НЕ ПОПРУТ(ДУМАЮ ИСТОРИЮ СТРАНЫ УЧАТ НЕ ПО АМЕРОВСКОМУ ОБОРАЗЦУ)
          2. sashalenovo
            +1
            9 января 2012
            Евросоюз - это экономическая империя Германии. Дела у США с каждым годом всё хуже, у Германии все лучше. Не думаю, что роль подчиненного устраивает Германию. А банкротство некоторых государств Европы сделает из них экономических рабов Германии.
          3. +3
            9 января 2012
            Ну, скажем так, Сталин ни когда не думал, что Гитлер:
            1. Гитлеровская Германия наш союзник (Мы воевали с немцами начиная с 36 года)
            2. Гитлер не нападет. Вопрос был в сроках нападения.
            Пограничные части ни кто ни куда не убирал, пограничники приняли бой на своих заставах. Войска прикрытия границы тоже ни кто ни куда не убирал, они приняли бой 22 июня.
            1. sashalenovo
              0
              9 января 2012
              Может и так. Но к войне мы были не готовы.
              1. 0
                10 января 2012
                Это смотря что называть готовностью к войне....
        3. kos
          kos
          +2
          9 января 2012
          Цитата: sashalenovo
          Сталин тоже так думал

          Сейчас совсем другая ситуация. Немцам тоже уже обрыгло плясать под пиндосовскую дудку и чем сильнее будет становиться Россия, тем лучше отношения будут между нашими странами.
          Согласен с kosmos84. Германия если, пока и не союзник, то самая дружелюбно настроенная к нам страна в Европе. А если учесть, что это первая экономика в Европе, то это очень хорошо.
    3. +4
      9 января 2012
      Цитата: sashalenovo
      Война России скорее всего может быть только с четвертым рейхом.
      Т.к. вся лучшая техника даже сейчас - это германская и с каждым годом Германия становится сильнее.
      Вы заблуждаетесь настолько глубоко, что заблуждаетесь даже насчет глубины своего заблуждения.
      1. sashalenovo
        0
        9 января 2012
        Немецкий фашизм, чеченский бандитизм, воровство циган и т.д. - это не лечится. Как говорят попы родовой грех, программа на генном уровне.
      2. sashalenovo
        +1
        9 января 2012
        Доля немецкого оружия на мировом рынке достигла 11%. Германия заняла третье место по экспорту вооружений после США (доля рынка - 30%) и России (23%). Главными покупателями немецкого оружия выступают Турция, Греция и ЮАР, передает Lenta.ru
        http://inukr.net/foreign/25885-germaniya-udvoila-yeksport-vooruzhenij.html
  9. J_Silver
    +6
    9 января 2012
    Для того, чтобы знать кто твои союзники или враги, надо хотя бы иметь идеологию, но никакой идеологии в России на сегодняшний день нет...
    В чем цели России? Благосостояние народа за счет развития своего государства? Что-то не заметно, да и на конечную цель слабовато выглядит...
    Обеспечение энергетических потребностей Западной Европы, Китая или еще кого? Глубоко имел в виду я такую цель...
    1. grizzlir
      0
      9 января 2012
      Цитата: J_Silver
      Для того, чтобы знать кто твои союзники или враги, надо хотя бы иметь идеологию, но никакой идеологии в России на сегодняшний день нет...

      Вы не правы,в России сейчас одна идеология,извлечение максимальной прибыли любой ценой и с наименьшими затратами.А обороноспособность страны остаётся даже не на втором и третьем месте,а в конце списка задач.Потому что прибыль даёт финансовое благосостояние а с финансами можно устроиться в любой стране мира а не думать о той стране где этот капитал был заработан.
  10. dred
    0
    9 января 2012
    Наивный .Нас никто в грош не ставит.А последних друзей мы давно уже растеряли.
    1. Алексей67
      -3
      9 января 2012
      dred, Я Вас не знаю, но это я Вас минусую по всем Вашим ТУПЫМ и ОДНОСТРОЧЕЧНЫМ постам, я понимаю, что выступаю в роли Дон-Кихота, но жизнь продолжается. Когда человек понимает участие в портале только как погоны - это ДИАГНОЗ. по моему скромному мнению надо общаться с умными людьми, с контактерами(слово глупое, но отвечает коменту) по интересам. ДРЕД ваш ШЛАК во ВСЕХ темах достал.
      P.S. Призываю всех остальных присоединиться к бойкоту подобных ВЗВАНИИРАСТУЩИХ
  11. rekrut
    +1
    9 января 2012
    И это они хотят претворить в быль после их военной реформы.Это больше похоже на фантастику.
  12. 0
    9 января 2012
    Цитата: grizzlir
    .А для этого нужны финансы а финансы мы можем получить только если кординально изменить нынешний курс и нацинализировать основные сферы доходов России,добычу природных ископаемых и энергоносителей.

    Поддерживаю вас.
    "Напомним, с 1999г., когда Уго Чавес стал президентом Венесуэлы, в рамках кампании по борьбе с бедностью была национализирована часть венесуэльских нефтяных предприятий"
    Уго Чавес тоже решил найти деньги в национализации предприятий.Тем более, что это - ИХ(венесуэльцев) деньги, а не ограбленные и отнятые у кого-то(как некоторые тстраны делают, например, можете прочитать, что было с золотым запасом Франции во вторую мировую, кто и как помог им избавиться от тяжкого груза золота- ближайшие "союзники", имена которых известны и сейчас).
    Источник - тут
    http://top.rbc.ru/economics/09/01/2012/632748.shtml
  13. Sleptsoff
    0
    9 января 2012
    Толку от этой доктрины если нас уже давно завоевали изнутри, как и планировали, сделали сырьевым придатком для остального мира. Ну нападут на Иран, что мы предпримем? Опять побежим жаловаться в ООН? Мы даже в грузии дело до конца не довели.
  14. +4
    9 января 2012
    А были ли у нас друзья? В политике, а равно и в войне друзей не бывает.Бывают только лишь враги,союзники и нейтралы.Так,что нет ничего удивительного в том,что вчерашние наши союзники стали злейшими врагами,
    А заклятые враги становятся нашими союзниками.Это политика,господа.Так всегда было и будет.
  15. Фаркаш
    +2
    9 января 2012
    Наверное, подобные документы всех государств похожи, как близнецы - минимум конкретики, общеизвестные истины, облеченные в максимально корректные формулировки, информативность предельно низкая, 99% - вода. Это понятно - документ не столько военный, сколько дипломатический, а в дипломатии любая запятая может вызвать международный конфликт. Лично у меня вызвали интерес два момента.
    Первое - четко прописана возможность применения Россией ядерного оружия первой, в ответ на агрессию, угрожающую существованию государства. Однако о превентивном ядерном ударе по территории вероятного противника ничего не говорится, а по этому поводу, в свое время, много ломалось копий.
    Второе - недвусмысленно расставлены приоритеты в военно-политическом сотрудничестве с другими странами: Беларусь - ОДКБ - СНГ - ШОС - ООН.
    ООН и "другие международные и региональные организации" на последнем месте, есть, о чем подумать.
  16. Огнян
    -4
    9 января 2012
    Военная доктрина России отстает на 10 лет по сравнению с США и НАТО. Россия больше не является глобальным игроком, таких как Кремль думает, что это, но это одиночные боевая машина которая ничего не делает и не зависят от него.
  17. 0
    9 января 2012
    13. Особенности современных военных конфликтов:

    а) непредсказуемость их возникновения;


    Ну вот... Факт развала СВР даже в Военной доктрине зафиксировали!
  18. Nechai
    +1
    9 января 2012
    Цитата: kosmos84
    ДУМАЮ ИСТОРИЮ СТРАНЫ УЧАТ НЕ ПО АМЕРОВСКОМУ ОБОРАЗЦУ

    В Японии проводили опрос молодёжи: БОЛЕЕ ПОЛОВИНЫ опрошенных УВЕРЕНЫ, что атомные бомбардировки Хиросимы и Нагосаки осуществили РУССКИЕ... Историю "переписывают" непросто из спортивного интереса...
  19. fktrctqxbr
    0
    9 января 2012
    Оооооо ребята, дело пахнет керосином. no
    Я предлагаю отсиживаться на месте и больше думать головой. feel
  20. 0
    9 января 2012
    Потихоньку вдумчиво читаю дальше... Документ реально интересный и важный. Но вызывает ряд вопросов.

    27. Основные задачи Вооруженных Сил и других войск в мирное время:
    ...
    и) ... строительство и капитальный ремонт автомобильных дорог, имеющих оборонное значение;

    Я так понимаю, основные федеральные трассы имеют оборонное значение... Та же трасса Чита-Хабаровск... Оказывается их строительство и капремонт - задача ВС в мирное время? Стесняюсь спросить, может в бюджете МО и деньги на это заложены, раз уж в Доктрине прописали?

    в том же параграфе 27
    р) участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;

    Ну и кто говорил, что на армию не возлагаются "полицейские функции"? В Доктрине прямо написано, что в мирное время вполне можно танками наводить порядок! :)
  21. Алексей67
    +1
    9 января 2012
    МОЖЕТЕ МИНУСОВАТЬ, НО:
    России нужна оборонная доктрина в плане закрытия всех границ в системе ниппеля наоборот (выезжай свободно, но с проверкой (деньги,должность типа допуск, ну и специфика)) , а въезд строго контролируемый - туристы свободно, но с контролем(чтоб не оставались), труд резервы по необходимости, инвестиции только в предприятия одобренные правитьльством (исключаются природные ресурсы).
    Исходя из этого и заказ вооружений.
    1. 0
      9 января 2012
      Алексей, то, что Вы предлагаете, относится не к Военной доктрине, а к миграционной политике...

      ЗЫ: минусовать не буду :)
      1. Алексей67
        +2
        9 января 2012
        Serjant,
        Я к тому, что у нас оборонительная политика (много земель, много ресурсов) , оборонительное вооружение (ПВО,РВСН) корабли ближнего радиуса действия с подключением к задержанию браконьеров,
    2. 0
      9 января 2012
      от меня + все правильно
  22. LiRoy
    0
    9 января 2012
    Почему то в доктрине нет слов про обучение всех и вся демократии. Иначе как можно было бы объяснить покупку французских "Мистралей".
    1. +2
      9 января 2012
      Мистрали закупаются для ТОФ, а фактически, для обороны островов, точнее, их отбивания после внезапного захвата японцами... Сам захват предотвратить сейчас сложно, в силу географических особенностей и соотношения сил.
      Но это отдельная тема для обсуждения.
  23. +1
    9 января 2012
    Читаю дальше...
    Все-таки слишком много общих фраз и типовых деклараций... Если оставить только то, что по-существу, то останется максимум половина.
    Есть и "забавные" моменты, отражающие суровую финансовую реальность, например:
    39. Задачи военно-экономического обеспечения обороны:

    а) достижение уровня финансового и материально-технического обеспечения военной организации, достаточного для решения возложенных на нее задач;

    Т.е. денег должно быть столько, чтобы на все хватало... Браво!
    ...но следующим пунктом:
    б) оптимизация расходов на оборону, рациональное планирование и распределение финансовых и материальных ресурсов, направляемых на обеспечение военной организации, повышение эффективности их использования;

    Если кто не в курсе, в русском бюрократическом языке термин "Оптимизация" означает сокращение.
    Но следующий пункт опять на позитиве:
    в) своевременное и полное ресурсное обеспечение выполнения планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил и других войск, их применения, боевой, специальной и мобилизационной подготовки и других потребностей военной организации;

    Значит все-таки полное обеспечение, а не "оптимизированное"? Ан нет!
    г) концентрация научных сил, финансовых и материально-технических ресурсов для создания условий качественного оснащения (переоснащения) Вооруженных Сил и других войск;

    Опять же, в переводе с бюрократичесого на русский, "концентрация ресурсов" означает, что денег дадут не всем... т.е. не будет нескольких КБ, нескольких видов вооружений и т.п. "Сконцентрируемся" на одном танке, одном самолете и пр.
    Вобщем, непонятно... "еврейский" какой-то раздел по экономике получился...
  24. Страбон
    -3
    9 января 2012
    Обращаю внимание на 22 пункт

    Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения

    Решение о применении ядерного оружия принимается Президентом Российской Федерации.
    Кто может еще применять в отсутствие президента? Почему не предусмотрен этот случай? Имеет ли этот документ силу закона? Где был подписан данный указ? Номер этого указа? Я сильно сомневаюсь, что это юридический документ. Если так, то очень безграмотный.
    1. +5
      9 января 2012
      Указ Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. N 146 "О Военной доктрине Российской Федерации"
  25. Maroder
    0
    9 января 2012
    я чтото не понял. Это "Военное обозрение" или мы здесь будем законы и заявления правительства перепечатывать.

    Я могу посмотреть этот документ на официальном сайте.
    Можно было понять если он свежий, а здесь 5 февраля 2010г.

    или на сайте http://kremlin.ru нельзя комментарии ставить.

    p.s. Я не против доктрины и обоими руками поддерживаю.
    (это чтобы не подумали, что я враг народа.)
  26. +2
    9 января 2012
    Если сравнивать с предыдущими ВД РФ то можно выделить на мой взгляд следующие вещи:
    1.Военная доктрина предусматривает систему воздушно-космической обороны
    2.Признание того что любой военный конфликт может перерасти в ядерный
    3.Опасностями для РФ в Военной доктрине названы расширение НАТО и ПРО
    4.Новая Военная доктрина предусматривает использование ВС РФ за рубежом
    Так же существует секретное приложение «Основы государственной политики в области ядерного сдерживания», где по-видимому и заложена программа развития СЯС России результаты действия котрой мы постепенно с вами наблюдаем и ощущаем на наших ВС
  27. dred
    +2
    9 января 2012
    Цитата: Алексей67
    dred, Я Вас не знаю, но это я Вас минусую по всем Вашим ТУПЫМ и ОДНОСТРОЧЕЧНЫМ постам, я понимаю, что выступаю в роли Дон-Кихота, но жизнь продолжается. Когда человек понимает участие в портале только как погоны - это ДИАГНОЗ. по моему скромному мнению надо общаться с умными людьми, с контактерами(слово глупое, но отвечает коменту) по интересам. ДРЕД ваш ШЛАК во ВСЕХ темах достал.
    P.S. Призываю всех остальных присоединиться к бойкоту подобных ВЗВАНИИРАСТУЩИХ

    Полнейшего бреда я в жизни не видел.К тому же тупого в зеркале увидишь.
  28. _CAMOBAP_
    0
    9 января 2012
    Логично было бы полагать, что реформа ВС будет проводится с учётом положений, изложенных в военной доктирине (ВД). А что на деле? А на деле - во всяком случае, применительно к Сухопутным Войскам(СВ) - одно с другим плохо стыкуется. Так, в ВД одной из угроз - совершенно обосновано - названа возможность возникновения региональных военных конфликтов. СВ государств - участников такого конфликта - войны, по сути - должны быть способны решать оперативно - стратегические задачи. Однако переход на бригадный принцип организации СВ этому противоречит. Бригада - как её не называй, хоть лёгкой, хоть тяжёлоё - хоть супе- пупер тяжёлой заточена под решение тактических задач. И дивизия - соединение, предназначенное для решения оперативно -тактических задач - из трёх-четырёх бригад не получится. А вот из своего состава для решения отдельных задач дивизия без проблем может выделить полк, при необходимости усилив его так, что никакая бригада и рядом не стояла. Вообще, это только, так, вопросы лежащие на поверхности - реально существует ещё множество проблем, которые вообще нигде и никогда не обсуждались. В качестве примера - знаменитый "Искандер", оперативно -тактический, между прочим. И, соответственно, задачи решает в интересах армии, ну дивизии - на крайний случай. Им что, бригады усиливать будут? По одной установке на бригаду? С таким же успехом можно оптимизировать оргштатную структуру СВ "дальше и глЫбже" - почему бы не перейти на батальонный или ротный принцип комплектования?
    Некоторые моменты, конечно, намеренно утрированы - но суть от этого не меняется.Я не знаю,останутся ли в СВ дивизии вообще, если останутся - то сколько, на каких направлениях, какого состава и т.д. И против бригад в составе СВ я тоже никаких принципиальных возражений не имею - важен оптимальный баланс. Те же ВДВ уже давно пора было полностью перевести на бригады - уже во времена СССР для десантирования одной вдд нужна была чуть ли не вся ВТА.
    ЗЫ: Воевать с Грузией бригадами можно, а если - не дай Бог - что-то более серьёзное?
  29. +2
    9 января 2012
    Вообще, военная доктрина-это документ оглашающий на весь мир видение России как внешнеполитических угроз себе и союзникам, так и предупреждающий потенциальных врагов, что и на каком уровне будет осуществленно внутри государства (блока, союза) для предовращения и ликвидации этих угроз, а равно задаёт направление развития ВПК и состава вооружений и организационно-штатной структуры вооружённых сил страны. Грубо говоря-данный документ является документом о намерениях и не должен иметь жёсткой специализации и детализации по каждому заявляемому намерению. Для этого существуют подзаконнные акты и решения главковерха и правительства, определяющие конкретизацию того или иного направления. То, что доктрину вывесили на сайте-очень даже хорошо. Сайт называется военное обозрение, а доктрина-военная. Всем недовольным, хочу напомнить, что война-это продолжение политики насильственными средствами, поэтому любая политическая или законодательная новость, имеющая отношение к миру и войне на сайте нужна и должна быть обсуждаема. Для кого представляет интерес только вооружение, есть ряд специализированных сайтов и изданий.
    Сама же по себе данная военная доктрина достаточно точно и прямолинейно расставляет все точки над I в системе современного мироустройства и чётко отражает направления развития наших ВС. Большего от военной доктрины требовать нельзя.
  30. +2
    9 января 2012
    Доктрина - это вектор, в котором должна развиваться Российская военная сила. Опираясь на неё будут развиваться и другие составляющие. Получится, не получится - это пересуды для любителей! Направление дано, значит есть к чему стремиться! От винта!
  31. Плохиш
    -2
    10 января 2012
    Хорошая доктрина! Жаль, что одними доктринами войны не выиграешь особенно если воевать надо не с крохами вроде Грузии... да ещё когда активы и запасные аэродромы российской "элиты" на враждебном западе вместе с детками:) под защитой враждебного блока НАТО:))
  32. 755962
    0
    10 января 2012
    Соблюдение основных посылов доктрины целиком и полностью лежит на гаранте конституции.Скорей всего она будет соблюдена без всяких НО,зная кто будет следующий после 4 марта...
  33. STARIK
    0
    10 января 2012
    "Гладко было на бумаге"...а что в действительности ? ВС РФ (все виды) просто уничтожаются правительственными структурами. Спросите об этом любого офицера среднего звена.
  34. Страбон
    0
    10 января 2012
    Тем кто минусовал, значит вы за безграмотный документ? и Вам без разницы , что там не учтены важнейшие моменты. Теперь ясно почему Россия в г...не из-за таких как вы. Могу только посоветовать читайте внимательнее и думайте о последствиях такого документа.
  35. 0
    11 января 2012
    Спасибо, перечитал. Пробелов масса. Видно, силён внутренний враг.
    Парочку.
    II. 8. к) распространение международного терроризма;
    Был поддержан сдачей Ливии, виновных к ответу.
    II. 9. Основные внутренние военные опасности
    Как стромно, хватило только на три буквы. Не отражено главное, поражение основ государства через такое отношение к стратегическим отраслям, виновные снова гуляют и здравствуют.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»