Новосибирский авиационный завод имени В. П. Чкалова. 85-летие и сотый Су-34

Во второй половине августа Новосибирский авиационный завод имени В. П. Чкалова традиционно празднует очередной день рождения - в этом году ему исполнилось 85 лет. Плюс к этой дате заводчане постарались и запустили в производство сотый Су-34. Предлагаю свой фоторепортаж с этого события.








Начнём с заводского музея. В прошлом году я уже был на заводе, но попасть в музей тогда не удалось.



Экспозиция находится на втором этаже здания.



Завод начал свою историю в 1931 году. Первым самолётом, выпускавшимся на заводе стал И-16.





В годы войны здесь производили истребители ЛаГГ-3, Як-7Б и Як-9. В день завод выпускал до 28-30 самолётов - целый авиаполк!



Всего за 4 года здесь было выпущено 15 500 Як-ов.





Этот велосипед ЗиЧ-1 завод выпускал короткое время в послевоенный период..



В 1947г. на заводе был осуществлен запуск в серийное производство реактивных самолетов-истребителей со стреловидным крылом МиГ-15, в 1951г. МиГов-17, а в 1954 году МиГ-19.





В 1956 году НАПО переходит на выпуск самолётов разработанных ОКБ им.Сухого. Первым таким самолётом стал Су-9. В 1962 году запускается производтсво Су-11, а в 1966 г. Су-15. Также с 1963 по 1966 год здесь производили первый в СССР серийный сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик Як-28.



Модели Су-15 и Як-28



Совершенно новым этапом в развитии завода и отечественного самолетостроения в целом стало создание фронтового бомбардировщика Су-24, его серийное производство было начато в 1971г. По своим летно-техническим характеристикам и боевым возможностям Су-24 превосходил все существующие в то время серийные образцы самолетов аналогичного класса.




Кабина Су-24.





В начале 90-х на заводе наладили выпуск регионального пассажирского Ан-38, но из-за отсутсвия спроса в те трудные годы его серийное производство так и не началось.



Сегодня на НАЗ производят истребитель-бомбардировщик Су-34 и элементы пассажирского самолёта Сухой SuperJet-100.



Музей интересный, экспонатов много. Вдумчиво походить надо часа полтора, но в этот раз время было мало, надо двигаться дальше.



Перемещаюсь в заводские цеха.



В прошлый раз не удалось побывать на производстве суперджета, поэтому в первую очередь восполняю этот пробел.















На НАЗ делают кабины, элементы фюзеляжа, крыла, стабилизаторы для SSJ-100. Потом готовые части отправляют в Комсомольск-на-Амуре, где уже окончательно собирают самолёт.











На каждом участке есть таблички, для какого борта производятся работы. Вот, например, будущий 95142 в самом начале строительства.





Это плазы - шаблоны, на которых производится сборка конструктивных узлов планера из отдельных элементов.



Другой цех.



Современные станки с ЧПУ.



В следующем цеху производят элементы конструкции Су-34.





































АКУ-58А - авиационное катапультное устройство для подвески и пуска ракет.



Направляюсь в сборочных цех Су-34.



Здесь началась торжественная часть, посвященная производству 100-го Су-34. Выступает главнокомандующий ВВС России с 2002-го по 2007 год Владимир Михайлов.





Следующим выступил директор завода С.А. Смирнов.



Вот таких красавцев сейчас здесь выпускают.





На лётно-испытательной станции (ЛИС) уже все ждут демонстрационных полётов Су-34. Здесь для посетителей праздника развернули небольшую статическую выставку авиа-техники.


Яковлев Як-40 | СибНИА им. Чаплыгина | 1976

Детишки на празднике резвились от души, даже страшно за самолёты стало. Л-29 как качели в какой-то момент задрал нос.






Миль Ми-8Т(ТВ) | RA-24265 | Ельцовка | 1987

Продукция завода была представлена Су-24 в ливрее алжирских ВВС и новеньким некрашенным Су-34.







Тем временем тройка Су-34 готовится к полётам. Один борт уже вырулил на исполнительный старт.



Вторым рулит 07-й.





Последние проверки перед полётом.



Поехали.









В небе появились парашютисты.



Традиционная "этажерка".





Ну а теперь фото полётов.

























После посадки пара Су-34 подкатила поближе к забору.



06-й и 05 возле забора.





После того, как отлетали Су-34, в небо поднялся раритетный МиГ-3.





07-й сел крайним. Вид на ВПП заводского аэродрома "Ельцовка".





Уехал на стоянку.



Су-24 был у детворы самым популярным экспонатом на площадке. Куда они только не залезали.



Досталось борту как на стат. испытаниях :)





Су-34 готовят к буксировке.













Праздник закончился.



















Возвращаюсь к проходной.



Спасибо заводу за этот день в году - настоящий праздник!

Первоисточник: http://wizarden.livejournal.com/115539.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 15

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Wild_Grey_Wolf 1 сентября 2016 08:02
    Впечатляющая фото сессия, очень разноплановая, а кадры полётов впечатлили своей детальность и четкостью кадра . . . всегда за душу берёт когда видишь свои родные места.
    Огромное Спасибо.
    1. wizarden 2 сентября 2016 20:36
      Пожалуйста и благодарю за отзыв, очень приятно.
  2. Владимирец 1 сентября 2016 08:36
    Честно говоря, больше всего порадовал МиГ-3, на западе даже наших раритетных машин в летном состоянии много, а у нас единицы.
  3. jjj 1 сентября 2016 13:00
    Молодцы, что устроили людям праздник. А автору спасибо, что все это запечатлел
    jjj
  4. asher 1 сентября 2016 16:10
    Хорошо, что жив, можно сказать родной, ЗиЧ. Жаль из моего выпуска ССФ 1985 года там мало кто работает и вообще по специальности работают единицы. Резко при Горбачеве стали ненужны самолетостроители.
  5. гордый 2 сентября 2016 23:17
    Красота-страшная сила, особенно если идет речь о Су-34!
  6. ochakow703 3 сентября 2016 17:20
    Мой дядька отработал на ЗиЧе токарем 42 года. Мне кажется, что он завод любил больше чем родной дом. Водил и меня на экскурсию. Для этого нужно было обязательно одеть пионерский галстук, а то тетя вахтерша не пустит. Водил и на летное поле, до сих пор стоят перед глазами эти замечательные, красавцы самолеты. А дядька показывал какую то, простите хрень, и говорил, что это он ее делает, и без нее этот красивый самолет не полетит. Я не верил! Нефига, такая махина, так ревет, а без дядькиной железки не полетит. Соплив был, спорил.
  7. серж сибиряк 5 сентября 2016 17:10
    судя по кадрам в цехе для суперджетта детали печатают на принтере-такое впечатление складывается.Молодцы на "чекалде".Автору персональное спасибо!!!
Картина дня