Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

«Ситуация в корне изменилась»

«Ситуация в корне изменилась»


Восстановление ВМФ России после периода упадка потребовало воссоздания производственной кооперации, способной строить и обслуживать корабли. «Лента.ру» поговорила с заместителем гендиректора промышленной группы «Новик» Сергеем Хвиюзовым о ремонте и сервисном обслуживании атомных подлодок, как советской постройки, так и новейших.

«Лента.ру»: Сергей Михайлович, вы 45 лет работали на «Севмаше», имели дело с лодками и боевыми кораблями разных поколений. Термин «поколение подводных лодок» понятен специалисту, но требует пояснений для читателя. Чем отличаются современные лодки 4-го поколения от АПЛ 2-го и 3-го поколений, которые строились в 60-90-х годах и пока остаются в строю? В том числе в части энергетики?


Хвиюзов: В первую очередь — системой управления. По материальной части подводные лодки 4-го поколения не сильно отличаются от лодок 2-го и 3-го поколений, а вот «мозги», система управления у них совершенно другие. Все сделано на цифре, уже не используются релейные схемы. И операторы — раньше они сидели бы на пультах и управляли ключами, поскольку было кнопочное управление. Сейчас это цифровой механизм, все компьютеризировано. По части энергетики практически то же самое — и турбины те же, и реакторы.

Чем отличаются блочные паротурбинные установки новых атомных подлодок от предшествующих в плане обслуживания и срока службы?

Мало чем. Все они одного производителя — Калужского турбинного завода. Если говорить о блочных паротурбинных установках (БПТУ) «Азурит», которая установлена на ПЛ 4-го поколения, то она почти не отличается от аналогичной БПТУ 2-го и 3-го поколений подводных лодок и по обслуживанию, и по сроку службы.

«Ситуация в корне изменилась»

К-560 «Северодвинск» на установке всплывающей спасательной камеры

А вот БПТУ «Мираж», которая также устанавливается на более поздних ПЛ 4-го поколения (проект 885 «Ясень» — прим. «Ленты.ру») — это новая установка совершенно другого типа . В обслуживании «Мираж» более сложен и требует определенных технических навыков.

Кооперация судостроения и судоремонта пережила катастрофические изменения в 1990-2000-х годах. Как она выглядит сейчас? Как удается решать вопросы по сервисному обслуживанию и ремонту лодок советской постройки, ведь наверняка не все предприятия, тогда поставлявшие комплектующие, сегодня живы?

Система в корне изменилась. Раньше живучесть и надежность подводных лодок обеспечивали СПТБ — специальные производственно-технические базы для устранения оперативных неисправностей, которые финансировались из гособоронзаказа. В каждой такой СПТБ было порядка 300 специалистов, и какая бы неисправность ни возникла, она сразу же устранялась, требуемые работы выполнялись оперативно. На сегодняшний момент гособоронзаказ формируется из объемов работ, заявляемых флотом по каждой конкретной лодке. Головной исполнитель назначается совместно Министерством обороны и департаментом судостроительной промышленности, как правило, это «Звездочка» и «Севмашпредприятие», и еще «Янтарь» по Калининграду.

Эти предприятия обеспечивают техническую готовность и устранение неисправностей всего ВМФ, но по каждой конкретной лодке отдельно. По лодкам 2-го и 3-го поколения — «Звездочка» на Северном флоте, по новым ПЛ 4-го поколения — «Севмаш», а также «Янтарь», отвечающий за техническое обеспечение Балтфлота. Все работы надо заранее прописать, просчитать и утвердить и потом уже выполнить в рамках Гособоронзаказа. Но за время утверждения заказа может возникнуть новая неисправность, которая не попадет в ведомость. Это негибкая система, не оперативная — в этом, на мой взгляд, и состоит глобальная разница.

«Ситуация в корне изменилась»

РПКСН К-535 «Юрий Долгорукий»

АПЛ четвертого поколения «Юрий Долгорукий», прибывшая после испытаний на военно-морскую базу Северного флота РФ.
Строящиеся сегодня лодки проекта 885 «Ясень» и 955 «Борей» вскоре составят основу боевого ядра подплава. Что можно рассказать о работах по этим субмаринам?

Сервисным обслуживанием энергетических установок АПЛ проектов «Борей» и «Ясень» мы занимаемся больше двух лет, соответствующее решение Минобороны и Объединенной судостроительной корпорации было утверждено осенью 2014 года. Наша «библия», которая лежит в основе работ, — выпущенная Калужским турбинным заводом инструкция по сервисному обслуживанию БПТУ «Азурит» и «Мираж», где прописаны очередность и объем работ для технического обслуживания либо раз в два года, либо после 5000 часов наработки. Чтобы получить лицензию на эти работы, специалисты северной и дальневосточной технических баз ПГ «Новик» прошли необходимое обучение в 270-м учебном центре ВМФ в Сосновом Бору Ленинградской области по оборудованию электромеханических боевых частей подводных лодок.

Мы смогли собрать очень грамотный и квалифицированный персонал, обучение проводил инженерный состав Калужского турбинного завода. КТЗ в итоге дал свидетельство о том, что специалисты СПТБ ПГ «Новик» также в силах выполнить сервисные работы и по новой БПТУ «Мираж», проекта 885. Я уже говорил, что «Азурит», который стоит на первых подводных лодках 4-го поколения, конструктивно несильно отличается от аналогичных установок на лодках 2-го и 3-го поколения, но «Мираж» — это совершенное иная конструкция. Тем не менее «Мираж» уже третий год в составе ВМФ, по нему выполняются регламентные работы по техническому обслуживанию.

В 2015 году на Тихоокеанский флот пришел «заказ 202» — ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-550 «Александр Невский». Мы участвовали в подготовке этого перехода, «Севмаш» поручил нам четыре работы в рамках технического обслуживания корабля. Сейчас дальневосточная база «Новика» выполняет сервисное и техническое обслуживание установленной на нем блочной паротурбинной установки «Азурит». Дополнительно мы занимаемся оперативным устранением неисправностей матчасти по заявкам личного состава. Например, в начале года выполнялся аварийный ремонт турбогенератора и щеточного-контактного аппарата.

Его должно было выполнять другое предприятие, но они отказались, считая поломку, во-первых, негарантийным случаем, а во-вторых, требуя постановки лодки на ремонт в завод. Мы смогли выполнить работу в условиях заказа, без вывода корабля из линии.

У нас сложились отличные взаимосвязи с «Севмашем», что позволяет хорошо и быстро выполнять работы, кроме того, мы готовим специалистов и для обслуживания других систем электромеханической боевой части подлодок. Учитывая планы расширения флота, работы хватит на много лет.
Автор: Илья Крамник
Первоисточник: https://lenta.ru/articles/2016/09/06/engines/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. cniza 7 сентября 2016 13:31
    Приятно осознавать ,что наш флот находится в полном порядке.
    1. Nehist 7 сентября 2016 14:41
      Шта?!!! В полном порядке? Да то что у нас есть Флотом назвать нельзя!!! Флот это совокупность кораблей разного класса а у нас некоторые корабли как класс вообще отсутствуют и только числятся в составе флота но к выходу в море для несения БС ни готовы вообще и не будут по пречине полного устарения материально технической базы
      1. Samurai3X 7 сентября 2016 14:50
        Сразу чувствуется, что 6-й урок закончен...
      2. игорка357 7 сентября 2016 16:25
        Это верно,до полного порядка далеко,но и от девяностых уже шагаем уверенно!
    2. андрей юрьевич 8 сентября 2016 07:31
      cniza Вчера, 13:31
      Приятно осознавать ,что наш флот находится в полном порядке.
      да ладно!!! wassat
  2. timkoldun 7 сентября 2016 13:33
    Цитата: RiON
    Толково написано. Работают люди.

    одним восстановлением ВМФ и ВКС страну не поднимешь...
    нужно восстановление промышленности в целом - сотни тысяч заводов, фабрик и С\Х (совхозов, госхозов и ЧФХ)
    у людей должна быть работа, а производимой внутри продукции должно хватать на всю страну с лихвой, что бы не искать паршивые доллары
    1. Диана Ильина 7 сентября 2016 14:16
      у людей должна быть работа, а производимой внутри продукции должно хватать на всю страну с лихвой, что бы не искать паршивые доллары


      Да кто же против то?! Вот только вопрос, кто эти сотни тысяч заводов и фабрик будет строить, на какие деньги и самое главное кто будет на них работать?! Сейчас днем с огнем не найдешь хорошего квалифицированного слесаря, причем за очень хорошие деньги...! Их просто нет. Сейчас вся молодежь вне зависимости от своих способностей пытается из кожи вон получить высшее образование, а нужны технари, при том КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ, а их нет. Техникумы перевели в лицеи, гимназии и прочую лабудень и готовят там очередных "юристов" с "экономистами". Институты почти все стали университетами, инженеров практически готовят с десяток ВУЗов по всей стране, а остальные кто?! Не надо думать, что простым работягой на заводе сейчас может работать каждый. Не каждый, там сейчас тоже нужна квалификация. Так что помимо фабрик и заводов нам нужны КАДРЫ, которые, по словам Иосифа Виссарионовича, решают ВСЁ! А их нет этих кадров и пока не предвидятся. Если в срочном порядке не перестроим систему образования обратно на советскую, которая, как известно, была лучшей в мире, то в ближайшем будущем, лет 10-15 не останется и тех, кто может работать на действующих заводах и фабриках, не говоря уже о вновь построенных.
      1. андрей юрьевич 8 сентября 2016 07:33
        Диана Ильина Вчера, 14:16 ↑
        Диана,много Вам плюсов! hi
      2. гостомысл 6 ноября 2016 23:13
        По этому поводу, назначить Шайгу министром образования, думается решит вопрос. Хоть и не его профиль.
      3. megavolt823 12 ноября 2016 16:28
        Диана Ильина . не верное представление . ну если не 6 разряд , то 4 разряд всех видов сварки точно . 5 разряд слесарь сантехник . 4 разряд радио техник . токарь-автоматчик. литейщик свинцовых сплавов . а работаю в коммерции сервисный инженер 2 года бензо -техник . сервисный инженер по АКБ пока 2 года . работы нет . скучаю . работа однообразная . но хоть как то оплачивается . заводы на боку . за 30 000 на оборонный ушёл бы , да нет его . есть заводы на 20% мощностей работают . зарплата от 12 000 до 20 000 и то задерживают . а флот на 80% устарел 40%: не комплект . как то так . hi
  3. KudrevKN 7 сентября 2016 15:39
    Чувствуется школа у Человека - высший класс! Первый факультет "Дзержинки", родной альма матерь - умели же кадры готовить в СССР, а сейчас одно г...?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня