Кровавый барон

Кровавый барон


15 сентября 1921 года по указанию Ленина в Новониколаевске был расстрелян белогвардейский офицер Роман фон Унгерн-Штернберг. Еще в феврале того же года он считался освободителем Монголии от китайцев и объявил себя перерождением первоиерарха монгольских буддистов Богдо-гэгэна V. Подробности загадочной истории рассказывает «Лента.ру».

В ночь на 4 февраля 1921 года китайский гарнизон, расположенный в монгольском городе Урга (ныне Улан-Батор) спал беспокойным сном. За два дня до этого Азиатская дивизия белогвардейского генерала Романа фон Унгерн-Штернберга, состоящая из азиатов и русских казаков, разгромила их позиции в близлежащих поселениях.


Китайцы собирались отходить, но не успели. Внезапно со стороны русских ночное небо над Ургой озарила сигнальная ракета. Потом выяснится, что ее случайно пустил часовой Азиатской дивизии (то ли был пьян, то ли заснул, то ли все вместе), но китайские военные восприняли это как однозначный сигнал к штурму и сразу же открыли огонь из всех орудий. Подхваченные общим порывом, основные силы войска барона Унгерна ринулись на позиции врага. Среди них был и сам командующий Азиатской дивизией на белой кобыле, гнавший остальных солдат в бой, к стенам города.

Китайцы не смогли дать достойный отпор и в панике отступали. Вскоре ворота Урги были снесены силами наступающих, Азиатская дивизия ворвалась в город, паля во все стороны и не беря пленных. Оставшиеся силы противника забаррикадировались в трех деревянных постройках и пытались отстреливаться, но патроны у них быстро закончились. Другие бежали, многие пытались переодеться в монгольскую одежду, чтобы сойти за местных жителей. Из трех тысяч солдат китайского гарнизона Урги остались в живых около восьмисот.

Виселицы и погромы

Впрочем, на этом дело не кончилось. Через два дня после победы запылал городской рынок — никто не знал, кто поджег, но люди Унгерна использовали его как гигантский костер, в который летело все: бумажные деньги, чай, шкуры, а также волосы, кости и плоть жертв. За день до этого в печи местного пекаря заживо зажарили парнишку, которого обвиняли в связях с большевиками. Унгерн особо жестоко расправлялся с красными и пощады не знал.

Слобода Урги Маймачен погрузилась в хаос. Для монголов, входивших в Азиатскую дивизию, грабежи китайских поселений были делом привычным, они занимались этим с большим энтузиазмом. Но зверства, совершенные европейцами-соратниками Унгерна, были гораздо хуже. Ветераны двух войн — Первой мировой и русско-японской, измотанные зимним походом на чужбине, буквально слетели с катушек: насиловали, пытали и убивали.

Кровавый барон

Виды Урги, 1908 год

У Унгерна были далеко идущие планы. Он собирался, заручившись поддержкой местного населения, переломить ход Гражданской войны в России, разбить красных и восстановить монархию. Поэтому барон пытался как-то ограничить зверства, которые творили его люди в Урге, но это ему не удалось. Как вспоминал очевидец, куда ни бросишь взгляд — везде были виселицы. На них раскачивались бедняки и буддийские ламы, женщины и мужчины, молодые и старые, даже дети.

Одному русскому солдату очень нравилось убивать старух — он подходил к ним на улице сзади и душил до смерти. Унгерн издал приказ, согласно которому тех солдат, которые творили бесчинства в отношении монголов, должны были сурово наказывать, вплоть до смертной казни, но это указание не всегда выполнялось. Душителю старух, например, до поры до времени никто не препятствовал, и только когда число его жертв приблизилось к десяти, он получил по заслугам.

Через три дня Унгерн установил жесткие правила: все, кто подозревался в мародерстве, должны были понести строгое наказание, даже местные жители. Вскоре беспорядки почти прекратились, с одним «но»: указ не касался евреев, которых барон-антисемит люто ненавидел.

После штурма Урги в городе еще оставались еврейские семьи, и казаки Унгерна учиняли классические погромы. Монголы не понимали, что происходит, так как в их традиции нет антисемитизма. За евреями охотились кавалеристы, прогоняя их по улицам Урги, линчуя и устраивая публичные пытки в развлекательных целях.

Власть, данная свыше

Только через неделю порядок в городе был восстановлен, улицы очищены от трупов, а здания — от крови убитых. Так завершился штурм Урги, целью которого было не просто завладеть поселением, но освободить Богдо-хана (Богдо-гэгэна VIII), главу буддистов и теократического правителя Монголии.

Кровавый барон

Барон фон Унгерн-Штернберг

Богдо-хан, заключенный китайцами в своей резиденции, превозносил заслуги Унгерна, называл его освободителем Монголии, отмечал бесстрашие барона и ставил ему в заслугу «уничтожение зла» на монгольской земле. Богдо-хан практически короновал его на царство, дав ему полномочия диктатора.

Вскоре после захвата города Унгерн пошил для своих людей новую униформу в монгольском стиле и объявил себя реинкарнацией Богдо-гэгэна V, предшественника нынешнего Богдо-хана. Это был достаточно странный выбор: во-первых, Богдо-гэгэн V ничем особенным не отличился, во-вторых, Богдо-гэгэн VIII тоже считался его реинкарнацией... Тем не менее барон был не только признан реинкарнацией монгольского духовного сподвижника высшего ранга, но и получил титул хана и право передавать его по наследству.

Боги, цари и отечества

Для Унгерна освобождение монгольского правителя было не просто политическим актом. Согласно его взглядам, он должен был править с санкции лидера, власть которому дарована богом, и именно таким правителем был Богдо-хан. Барон видел в реставрации его власти новую надежду для Азии и всего земного шара — в его идеальной картине мира единственной возможной формой правления была наследная монархия. Только она, по мнению Унгерна, защищала государства от революций и хаоса и позволяла оградить правду, добро, честь и традиции от посягательств неблагодарной черни.

Идеология барона была характерна для русских националистов того времени, но он пошел дальше. Божественная сущность монарха воспринималась как данность многими сторонниками монархической системы, Россия считалась наследницей Рима и Византии, а царь, согласно канонам Православной церкви, объявлялся наместником Всевышнего на Земле.

Но Унгерн не ограничивался рамками одной династии или даже религии. Он видел божественную сущность во всех императорах, вне зависимости от их веры, будь то буддистская манчжурская династия Цин или синтоистская японская монархия. Главное различие для него состояло в том, входит ли человек в круг аристократии, согласно праву, данному свыше, или является презренным смердом.

Дедушка-пират и крестоносцы

Но откуда у Унгерна взялась странная идея, что восстановление справедливости в мире может начаться именно с Монголии? В детстве барон, выходец из старого немецко-балтийского рода, увлекся созданием своего фамильного древа и объявил, что его дед по отцовской линии, потомок крестоносцев, служил капером под началом индийского принца и топил британские корабли.

Кровавый барон

Роман фон Унгерн-Штернберг

Это имело мало общего с реальностью, однако образ благородного пирата стал идеальной почвой для фантазий мальчика. Он погрузился в собственный мир, и причиной тому, скорее всего, стал развод его родителей. Очень скоро будущий освободитель Монголии объявил, что его дед под влиянием пережитого в Индии перешел в буддизм (для того времени это выглядело смешно — примерно как говорить, что некто стал мусульманином после путешествия в Испанию).

Другой важной вехой его жизни было крестьянское восстание 1905 года. Клан Унгернов-Штернбергов потерял несколько имений, одно было сожжено дотла. Тогда в разуме молодого барона утвердился образ плебея: грубого и невежественного животного, дикого, ненавидящего всех и вся без причины. Кто же стоит за революциями, ломающими привычный ход вещей? Унгерн был твердо уверен, что во всем виноваты еврейские интеллектуалы, подстрекающие серые массы.

Закончив гимназию и поступив в кадетский корпус, барон увлекся эзотерикой и оккультизмом, много читал о буддизме, изучал западную философию и литературу, читал Данте, Достоевского и Ницше. Потом Унгерн увлекся астрологией и впоследствии все свои действия сверял со звездами.

Недоучившись год в кадетском корпусе, он пошел рядовым на русско-японскую войну, но в боевых действиях не участвовал, после чего поступил в Павловское пехотное училище. Наконец, в 1908 году он стал казачьим сотником и отправился на Дальний Восток, к рубежам Монголии.

Здесь семена сложившегося у него мировоззрения дали бурные всходы. Считая себя потомком крестоносцев и при этом буддистом в третьем поколении, он решил основать орден военных буддистов, который бы боролся с ползучим злом еврейской революции. В 1913 году Унгерн вышел в отставку и без особого успеха пытался примкнуть к войску странствующего монаха Джа-ламы, который в Монголии сражался с китайскими войсками. Начало Первой мировой он воспринял с большим энтузиазмом и ушел на фронт, а в 1917 году, после революции, примкнул к мятежу Корнилова.

После подавления восстания он опять отправился на Дальний Восток, где и попытался реализовать свою доктрину. Унгерн мечтал о крестовом походе против Запада, охваченного огнем мятежей, а помочь ему в этом должны были азиатские народы, не забывшие традиций, почитающие аристократию. Буддизм стал бы причиной «духовного обновления» Евразии, с опорой на Монголию и китайскую династию Цин. Целью барона, в конечном итоге, было основание новой империи Чингисхана — от Тихого Океана до Каспия.

Был барон — и нет

Кровавый баронБогдо-хану, впрочем, было наплевать на мировоззрение Унгерна. Он заботился о своей безопасности. Через пару дней после своего освобождения он уже писал письма в Пекин и Москву, выражая в каждом из них желание сотрудничать как с тем, так и с другим режимом, и заявлял, что Унгерн его похитил.

Барон недолго пробыл на своем посту. Красная армия наступала на Монголию, а ее разведчики и шпионы искали возможность подобраться к Унгерну. Силами Азиатской дивизии тот предпринял безнадежный поход к российской границе и потерпел поражение. В июле красноармейцы взяли Ургу, а 20 августа захватили и самого Унгерна, собиравшегося бежать в Тибет, и отвезли в Новониколаевск (нынешний Новосибирск).

На допросах барон, согласно протоколам, рассказывал, что монгольский халат он носил для того, чтобы его издалека видели войска, а также о том, что Богдо-хан любит шампанское. 15 сентября 1921 года Унгерна судили и в тот же вечер расстреляли.
Первоисточник: https://lenta.ru/articles/2016/09/07/ungern/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 17
  1. Тот же ЛЕХА 10 сентября 2016 05:49
    в районе вот этого здания его расстреляли



    Бывшее здание пересыльной тюрьмы.
  2. kalibr 10 сентября 2016 06:13
    "люди Унгерна использовали его как гигантский костер, в который летело все: бумажные деньги, чай, шкуры, а также волосы, кости и плоть жертв"
    Какая-то странная фраза... получается, что люди Унгерна стригли свои жертвы, и бросали в огонь отдельно волосы, отдельно кости и отдельно мясо. Понятно что там творились жесткости. Но это уж что-то слишком - разделать убитых на кости и на мясо. Хлопотно, грязно да и зачем?
    1. ротмистр 10 сентября 2016 13:27
      "Унгерн был твердо уверен, что во всем виноваты еврейские интеллектуалы, подстрекающие серые массы."Троцкий(Бронштейн), Свердлов( Ешуа-Соломон Мовшевич), Урицкий Моисе́й Соломо́нович, Ка́менев (Ро́зенфельд),Зиновьев( Зино́вьев (настоящая фамилия — Радомысльский Евсей Аронович), Ленин Дед Ленина по матери – Александр Дмитриевич Бланк, по профессии – врач-физиотерапевт. На Анне Гросшопф женился в 1820 году. В 1824 году А. Д. Бланк начал государственную службу, в 40-е годы ХIX века дослужился до чина надворного советника со старшинством (подполковника), что дало ему право на потомственное дворянство. Выйдя в отставку с должности медицинского инспектора госпиталей Государственного оружейного завода в Златоусте в чине статского советника, доктор Бланк приобрел в Казанской губернии село Кокушкино, став помещиком средней руки.
      1. василий50 10 сентября 2016 16:08
        Всем борцам с иудейством следует помнить Екатерину, жену Петра, ту самую что была дочерью мариенбургского равина - Эсфирь Самуиловну Скавронскую, которая из маркитанток да в *императрици*. После Елизаветы на троне не побывали только выходцы из цыган, и ничего, *царь-батюшка, царица-матушка*. Царедворцы и приближённые какого роду-племени часто неизвестно, сплошь иноземцы. И сегодняшних претендентов на трон проталкивают не обращая на внимания на род-племя.
  3. василий50 10 сентября 2016 06:25
    Истинный *рыцарь* белого движения. Вот только автор соврал в статье, барон Унгерн из остзейских немцев, его предки в Прибалтике проводили селекцию собственных рабов и выводили *породу* послушных и *тихих разумом*. Опыты в селекции были в семейных традициях, в связи с *новыми веяниями* *селекция* стала невозможна. Буддисты, из-за *непротивления*, позволяли продолжить семейные *традиции*, поэтому он так *полюбил* Монголию и монголов. Тем более его кураторы поддерживали и финансово и оружием. То что садист по натуре Унгерн творил это чистая психиатрия, так и подручные были под стать ему, безнаказанность и возможность грабежа привлекала многих таких-же *идейных борцов*.
  4. V.ic 10 сентября 2016 06:37
    20 августа захватили и самого Унгерна, собиравшегося бежать в Тибет, и отвезли в Новониколаевск (нынешний Новосибирск).

    20 августа захватили и самого Унгерна, собиравшегося бежать в Тибет, и отвезли в Новониколаевск (нынешний Новосибирск).
    Сдали его сами монголы.
    http://www.dolit.net/author/2771/ebook/8462/karda
    shov_vladislav_ivanovich/jizn_zamechatelnyih_lyud
    ey_-_656_rokossovskiy/read/9
    "две недели гнались за противником кавалеристы Щетинкина и Рокоссовского. То отражая атаки белогвардейцев, то атакуя, то преследуя врагов, эти отважные кавалеристы 22 августа настигли барона юго-западнее горы Урт, далеко, в глубине степей Монголии. Без боя головной эскадрон 35-го кавалерийского дивизиона захватил в плен Унгерна и его монгольскую охрану."
    http://bsk.nios.ru/comment/1298
    "Допросив барона, Щетинкин и Рокоссовский отправили его под усиленной охраной в Иркутск, где он дал в особом отделе 5-й армии свои первые показания…
    РВС 5-й Армии и ВСВО в заседании 21 сентября 1921 года постановил:
    Наградить орденом Красного Знамени за № 2203 товарища Щетинкина Петра Ефимовича, начальника Красного добровольческого отряда, за то, что своими действиями в районе Минусинска в марте 1919 года в значительной мере содействовал полному разгрому и массовой сдаче в плен колчаковцев. В августе 1921 года своими действиями в Монголии против отрядов Унгерна содействовал захвату в плен Унгерна».
    Монгольское правительство присвоило П. Е. Щетинкину почетное звание Тимур Батыр Джань-Джун (Железный командир-богатырь).
    Константин Константинович Рокоссовский за успешные действия в Монголии и пленение барона Унгерна был награжден вторым орденом Красного Знамени."
  5. semirek 10 сентября 2016 08:12
    У разных авторов свои трактовки,например у Ф.Разумовского :Унгерна пленили в забайкалье,здесь же всё намешано в кучу.
    Барон,и я об этом говорил,подложил хорошую свинью своим соратникам, взятием Урги,я имею ввиду и Анненкова и Дутова--китайцы с опаской встретили семиреченскую армию,сразу же разоружив несколько тысяч бойцов,сам Анненков отсидел три года в китайской тюрьме.Да и не сунься барон в Монголию---пошли бы туда красные? воевать с Китаем им было не резон и для чего,а так повод, и была бы сейчас Монголия как таковая без Унгерновского захвата --монголам памятник ему надо поставить.
  6. parusnik 10 сентября 2016 08:31
    Сразу после Октября 17-го Семенов и Унгерн не признали советской власти . Началась последняя боевая страда барона — но его боевая деятельность никоим образом не отражалась на положении не то что Восточного Фронта, но даже отдельно взятого Семеновского. Грабежи, бессудные убийства, деятельность против мирного населения изначально большевикам не сочувствующего, — всё это провоцировало местных жителей не только помогать красным партизанам, но и самим браться за оружие на стороне большевиков.Тут в статье пропущен еще один момент — а как Унгерн попал в Монголию? Летом 1920-го года, Роман Федорович возомнил себя "богом войны", "аватаром Махакали" и чем там ещё, и ушел вместе со своей Азиатской Дивизией в Монголию в поисках ароматических свечей и шафранового чая. Покинув фронт, он нарушил все приказы и боевые задания — по сути, с этого момента Унгерн являлся дезертиром. Своим бесчестным поступком Унгерн создал огромную дыру во фронте, которая позволила красным пробить брешь и окружить атамана Семёнова, который не играл в войну и аватаров, а воевал с красными реально...
    Вероятно теперь в Новоссибирске Унгерну памятник поставят или "досточку" памятную откроют...как положено в духе времени.... smile
  7. Хапфри 10 сентября 2016 08:49
    Унгерн был твердо уверен, что во всем виноваты еврейские интеллектуалы, подстрекающие серые массы.

    Вобщем то с бароном не поспоришь. И в 17- м году, и сейчас на Украине одно и тоже, сто лет прошло, а ничего не изменилось
    1. дядя Мурзик 10 сентября 2016 10:59
      да видимо интеллектом вы не далеко ушли от барона laughing
  8. bober1982 10 сентября 2016 09:09
    Статья очень примитивная,............. а царь,согласно канонам Православной церкви,объявлялся наместником на Земле, косноязычно сообщает неизвестный автор, в лучших традициях лекторов-безбожников.
    1. avt 10 сентября 2016 09:51
      Цитата: bober1982
      а царь,согласно канонам Православной церкви,объявлялся наместником на Земле,

      Только вот автор бы взял на себя труд ,ДО написания статьи , выяснить КТО конкретно такие ,,каноны " в РПЦ ввёл. А по фигуранту статьи
      Главное различие для него состояло в том, входит ли человек в круг аристократии, согласно праву, данному свыше, или является презренным смердом.
      Так это вообще протестантизм чистой воды , который свихнувшийся барон , густо замесил эзотерикой и экуменизмом .Ну а что наворотил такой психопат с бандой реально отмороженных , ну как то у монголов лучше спросить.
      avt
  9. tiaman.76 10 сентября 2016 09:44
    гражданские войны как правило порождают массу самых разнообразных авантюристов
  10. rudolff 10 сентября 2016 11:30
    В Улан-Баторе есть очень красивый музейный комплекс Богдо-хана, последнего монарха. Если мне память не изменяет, то на фото в статье: виды Урги, 1908 г. - это он и есть. Храм Чойджин-ламы.
    А потомки белогвардейцев в Монголии до сих пор живут. Мы их "местными" называли. Дюже нас ненавидили.
  11. Donhapa 10 сентября 2016 12:16
    Немец жёсткий судя по всему был...
    А с другой стороны, много чего на него списали...
  12. moskowit 12 сентября 2016 21:00
    В конце 60-х на экраны вышел очень интересный фильм "Исход" с Заманским в главной роли. Хорошо показан был весь буддистский антураж и барон Унгерн в его контексте... Советую, кто не видел, посмотреть. ...
  13. Molot1979 25 октября 2016 06:12
    Унгерн был просто психопат с совершенно отъехавшей на ПМЖ на соседний континент крышей. Аватар, млин..... Таких садистов, как он, еще поискать надо, Чикатило монгольский. Сама идея устроить базу в Монголии(!!!!) и отвоевать из нее всю Россию (!!!!!) показывает, какие жирные тараканы копошились в мозгах этого коротышки.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня