Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Страсти по турбине

Страсти по турбине

Корабль «Ярослав Мудрый»

Разрыв сотрудничества с Украиной в 2014 году создал серьезные проблемы для отечественной оборонки — в частности, в корабельном двигателестроении. Тем не менее в 2015 году в России освоили ремонт газовых турбин украинского производства. Реакция с той стороны границы оказалась весьма своеобразной.

Внезапное обострение


Отношения между Россией и Западом начали ухудшаться еще до присоединения Крыма, и флот все время был на острие событий. Достаточно вспомнить, что после нескольких инцидентов с перехватом грузов для Сирии, доставлявшихся в 2012 году на коммерческих судах, именно ВМФ запустил «Сирийский экспресс», и в Средиземном море теперь постоянно находилось оперативное соединение. На и без того поредевший корабельный состав легла дополнительная нагрузка, не слабеющая и сейчас. Продолжающаяся напряженность с НАТО и усугубляющийся конфликт с Украиной предъявляют к готовности флота повышенные требования.

Судостроение и судоремонт — пожалуй, наиболее проблемные отрасли отечественной оборонки. Так что разрыв военно-технических связей с Украиной стал серьезным ударом.

В конце августа 2016 года интернет-издание «Открытая Украина» опубликовало статью Валерия Павленко — «Украина снабжает Россию оружием — предательство или выгодная сделка?», обвинив николаевскую двигателестроительную компанию «Зоря-Машпроект» в работе на российскую военную машину, а именно — в поставках запасных частей и агрегатов для ремонта аварийной газовой турбины Д090 сторожевого корабля (фрегата) «Ярослав Мудрый». Этот ремонт выполняла российская промышленная группа «Новик». По мнению автора материала, такие работы были невозможны без поставок с Украины.

Страсти по турбине

Сторожевой корабль «Неустрашимый»

Саму статью, выдержанную в привычных для украинской журналистики последних двух лет тонах, скорее всего, никто бы не заметил, но на нее последовало опровержение. 31 августа 2016 года руководство компании «Зоря-Машпроект» выпустило пресс-релиз, отрицающий передачу России каких-либо запчастей и оборудования для ремонта газотурбинного двигателя Д090.

«Ремонт двигателя может выполняться только при наличии необходимой материальной части. Однако никаких деталей и узлов для ремонта двигателя Д090 на ГП «Зоря-Машпроект» не изготавливалось. На предприятии нет и не было законсервированных агрегатов для установки М27», — говорится в сообщении.

В релизе также выражалось сомнение в возможности ремонта двигателя в России, причем со ссылкой на материалы российских СМИ, что изрядно запутывало всю историю.

Вкратце предшествовавшие события выглядят следующим образом. 22 февраля 2015 года в Балтийск после 196-суточного похода вернулся один из самых современных кораблей Балтфлота и всего ВМФ России — фрегат «Ярослав Мудрый» проекта 1154 «Ястреб». Многоцелевой ракетный корабль выполнял задачи в Средиземном море — в частности, обеспечивал «Сирийский экспресс», а также выходил в Индийский океан для охраны судоходства в Аденском заливе и прилегающих водах от пиратов.

После недолгого пребывания на базе, межпоходного ремонта и краткого курса боевой подготовки корабль должен был вновь выйти в море уже летом 2015 года. Однако этого не произошло из-за поломки одной из турбин корабля. А с Украиной связи уже были разорваны.

В ремонте нуждались главные энергетические установки еще двух кораблей — БПК «Адмирал Чабаненко» и сторожевика «Неустрашимый», головного корабля проекта 1154.

Ранее корабельные газотурбинные двигатели в России никогда не ремонтировались. Освоение ремонта на заводах, обслуживающих газоперекачивающие станции, потребовало бы серьезной перестройки производства.

Наконец, положение усугублялось отсутствием необходимой оснастки и документации, действительно, принадлежавшей производителю морских газотурбинных установок — николаевскому предприятию «Зоря-Машпроект».

Ремонт газовых турбин в итоге был поручен промышленной группе «Новик», занимавшейся дефектацией и сервисным обслуживанием энергетических установок по заказу ВМФ. «Новик» располагал собственным конструкторским бюро, специалисты которого ранее трудились в ныне ликвидированном турбинном КБ Ленинградского Кировского завода. Соответствующие работы компания вела с 2008 года, претензий к их качеству со стороны флота не было.

Дефектация и сервис не требовали больших производственных площадей, но ремонт газотурбинных двигателей — совсем другое дело. Подходящая площадка была найдена в ОАО «Металлист-Самара», предприятии, работающем в кооперации двигателестроительного АО «Кузнецов». Организацией ремонта занялась вновь сформированная в составе «Новика» Волжская производственно-техническая база. В кооперацию вошел и «Кузнецов», которому доверили балансировку ротора, компрессора и турбины, чтобы в дальнейшем можно было проверить соосности и выполнить балансировку корпуса турбины.

Наиболее интересен, впрочем, вопрос технической документации. Украинская пресса утверждает, что соответствующая информация досталась России непосредственно от производителя, «Зоря-Машпроект» настаивает на том, что с оборонкой «агрессора» не сотрудничает, «Новик» сообщает, что документация и оснастка разработаны с нуля.

Страсти по турбине

Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко»

Ирония заключается в том, что все эти версии могут быть правдивы одновременно. Документация «Зори-Машпроекта» вовсе не требуется в условиях, когда Украину покинуло достаточно много специалистов, лишившихся работы в новой политэкономической реальности. Реверс-инжиниринг доступен отнюдь не только Китаю, а в России хватает опытных специалистов по газотурбинным двигателям.

Работы по турбине «Мудрого» успешно завершены — в настоящее время корабль находится на боевой службе в Индийском океане.

Бой за архивы

Однако если реверс-инжиниринг и вообще непрямые способы получения нужной технической информации оправданы и необходимы в условиях, когда источник информации находится вне прямой досягаемости, то ситуация, сложившаяся с технической документацией на главные турбозубчатые агрегаты (ГТЗА) тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» выглядит скорее абсурдной. Ленинградский Кировский завод отказался передать эту документацию «Новику», которому поручен ремонт ГТЗА крейсера, а сам ЛКЗ после ликвидации КБ и ряда мощностей выполнить эту работу уже не может.

Представители ЛКЗ отказывались передавать документы вопреки соответствующим распоряжениям Минобороны, по заказам которого велись соответствующие проекты. Решать проблему вновь пришлось обходным путем — частично разработкой документов заново, частично — восстановлением их с копий, находившихся в распоряжении других организаций. Это серьезно замедлило восстановление корабля.

Спор с «Зорей-Машпроектом» мог бы оставаться чисто рабочим, если бы не информационная кампания вокруг него, в том числе уже в России. Похожая ситуация несколько лет назад сложилась в авиастроении, когда лоббирование Ан-148 сопровождалось активной диффамационной кампанией против его российского конкурента SSJ. Но если в случае с авиапромом можно найти объяснение хотя бы в желании получить доход за счет снижения продаж конкурента, то диффамация «Новика» при отсутствии иного российского подрядчика по ремонту вышедших из строя ГТД производства «Зоря-Машпроект» и невозможности ремонтировать их у производителя выглядит, мягко говоря, странно.

Страсти по турбине

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов»

1 сентября 2016 года в этой информвойне, ведущейся в основном силами СМИ третьего эшелона, был сделан очередной выстрел: издание «Паритет-Пресс» обвинило заместителя главкома ВМФ России по вооружению Виктора Бурсука в коррупции, заявив, что именно его покровительством объясняются успехи «Новика». Совпадение по времени и направленности двух информационных кампаний в РФ и на Украине вновь наводит на авиационные аналогии — в утоплении «Суперджета» с той стороны границы были заинтересованы, правда, по коммерческим мотивам. Здесь же интерес выглядит скорее политическим: ремонт двигателей для ВМФ России Украине действительно не нужен — даже с участием украинских предприятий. Украина сейчас — враждебное России государство, которое стремится сорвать российское военное строительство всеми средствами.



«Нахимов», конечно же, вернется в строй, но учитывая предстоящие работы по модернизации «Петра Великого», возможно и «Адмирала Лазарева», а также планы строительства кораблей типа «Лидер» и перспективного авианосца, некоторые вопросы необходимо решить уже сейчас.

В частности, вопрос с назначением генеральных конструкторов по основным направлениям, включая паротурбинные (в том числе ядерные), газотурбинные, дизельные установки, с тем, чтобы избежать ситуаций, подобных сложившейся с документами на силовую установку «Нахимова». Действующий институт генеральных конструкторов позволит избежать проблем с местничеством предприятий: в распоряжении ГК будет вся необходимая документация и информация о состоянии агрегатов, чтобы при необходимости передаваться на предприятия, ведущие соответствующие работы.
Автор: Илья Крамник
Первоисточник: https://lenta.ru/articles/2016/09/27/turbinaukr/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 23
  1. К-50 29 сентября 2016 15:42
    Представители ЛКЗ отказывались передавать документы вопреки соответствующим распоряжениям Минобороны, по заказам которого велись соответствующие проекты.

    Похоже "товарищи"-рукамиводители что-то не понимают в сложившейся обстановке и меру своей ответственности за подрыв боеготовности ВМФ России? Может, если их отправить на лесоповал поразмыслить, мозги на место встанут? ФСБ должна заинтересоваться такими кадрами, всё таки это не их личная собственность, а государственное достояние, приобретённое упорным трудом многих поколений, работавших на ЛКЗ и КБ.
    1. парящий 29 сентября 2016 16:00
      Колыма всегда рада таким гостям!!! Милости просим, как говориться... wink
      1. senima56 29 сентября 2016 19:15
        Ладно хохлы "палки в колёса вставляют"- они "москалям" всегда рады нас...ть!.... Но когда свои, своим гадят?.... Или там тоже "скрытые хохлы" руководят? Одним словом- лесоповал! Лесоповал.
        1. Flinky 29 сентября 2016 19:54
          В руководстве ЛКЗ тоже запросто могут найтись свидомиты, или просто "сочувствующие". А за политику у нас не сажают.
          1. tat_shurik 30 сентября 2016 01:20
            ЛКЗ, как понимаю, не хочет отдавать технологии не в принципе, а не хочет отдать их бесплатно. Что, строго говоря, вполне себе резонно. А от них требуют поделится бесплатно. Это и при социализме с трудом пробивалось, а теперь - и подавно. Разработка технологии - товар очень дорогой, его покупать надо, а не отнимать за просто так. В суде ЛКЗ, думаю, обойдётся. И МО или Кузнецову придется платить.
  2. михаил3 29 сентября 2016 16:36
    Хе-хе... Вопрос гораздо шире, чем автор его поставил. Возвращение ГК, ни больше ни меньше! Интересно, автор хотя бы понимает, чего именно он предлагает добиться? Возвращение ГК будет означать системный мировоззренческий крах всей системы управления, построенной в нашей стране на сегодняшний день.
    Как устроена нынешняя "вертикаль"? Она отобрана по принципу "воровать и делиться". Состоит она нацело из пирамидальных групп, занятых откачкой ресурсной ренты в свои карманы. Внизу, ни в коем случае не в точках, где принимаются хоть какие то реальные решения, устало суетятся немногие инженеры, которых еще приходится скрепя сердце использовать "для счастья".
    Без этих парий никак. Но они ни в коем случае не должны выйти из состояния "почти полный кирдык". Эти люди имеют ужасающую нашу вертикаль особенность - они умны и они специалисты. Это невероятно опасно! Ни в коем случае нельзя допускать в систему управления ни умников, ни уж, страшно даже сказать, специалистов. На их фоне воры выглядят ворами, а не крупными чиновниками и успешными бизнесменами. А если воры ВСЕ...
    Институт Главных Конструкторов не может, по самой своей природе, ограничиваться выдачей документов из архива. Он грозит уютно усевшимся возле краника властям кошмарными проблемами. Этого не будет. Ни за что. Хоть там весь наш флот одновременно утони.
    Кстати, этому самому "Новику" скоро крышка. Они нарушили, наплевали на святое - не откатили несколько миллионов зеленью эффективным менеджерам Кировского Завода, которые эффективно уничтожают завод. Такое не прощают никому.
    1. uskrabut 29 сентября 2016 17:17
      Цитата: михаил3
      Ни в коем случае нельзя допускать в систему управления ни умников, ни уж, страшно даже сказать, специалистов. На их фоне воры выглядят ворами, а не крупными чиновниками и успешными бизнесменами. А если воры ВСЕ...


      Полностью с вами согласен! Сам постоянно с таким сталкиваюсь и вижу на примере всех уровней власти. Нужен 37-й, ой как нужен!
      1. Вован 73 30 сентября 2016 06:05
        Для того чтобы наступил 37-й сначала должен наступить 17-й.....
        1. Александр романов 30 сентября 2016 06:07
          Цитата: Вован 73
          Для того чтобы наступил 37-й сначала должен наступить 17-й.....

          Мечтаете утопить страну в крови гражданской воины ? В Вашингтоне тоже об этом мечтают,но фиг вам обоим,как бы сказали индейцы.
    2. michajlo 29 сентября 2016 23:25
      Здравствуйте Михаил!

      Как бы не печально звучало Ваше определение "ВОРОВСКОЙ СУЩНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ всех рангов", но оно увы полностью соответствует действительности!
      И 37-й год увы как нужен, несмотря на то, что могут и пострадают и невинные, но если ВОРЫ И ВРЕДИТЕЛИ будут безнаказанно воровать и дальше, то ни Оружия, ни Военной Техники, ни ее Ремонта через лет 5-8 _ ПРОСТО НЕ БУДЕТ...

      А старые усталые СПЕЦЫ-ТЕХНАРИ, кто уйдет на пенсию а кто на кладбище!
      Никто из нас не вечен.
      А часики то РАСПАДА всего ОПК России, увы тикают и пока их никто НЕ ОСТАНОВИЛ...
  3. ARES623 29 сентября 2016 16:42
    Здесь, похоже, все уткнулось в ителлектуальную собственность. ЛКЗ не хочет делиться ПСД на установку за просто так, а Новик не хочет платить. В очередной раз наступили на "грабли" договора на разработку изделия, не оговорив право авторской собственности на ПСД. Только и всего. Думаю, МО скоро научится правильно договариваться. А пока - шишки в лоб... И при чем тут Колыма и боевая готовность? Не надо путать мягкое с теплым. ЛКЗ на ПСД деньги тратит и хочет затраты окупить, эта контора не бюджетная. Что заработала, тем и рассчитывается с работниками. В чем криминал? Сами капитализм у себя развели, кушайте с маслом.
    1. nov_tech.vrn 29 сентября 2016 21:38
      красивая фраза "интеллектуальная собственность", сейчас очень часто ей прикрываются , просто прихватизировав, то что разработано еще при СССР, как раз недавно я про это вспоминал в комментарии
      1. ARES623 30 сентября 2016 09:36
        А вот Вы, "прихватизировав" бесплатно свою квартиру, поделитесь ей с бездомным безвозмездно? Она ведь тоже в свое время Вам от СССР досталась (может не Вам лично, но многим). Или все-таки "прикроетесь" правом собственности и Констиуцией его защищающей? Как там про "соринки" и "бревна" в разных глазах?
    2. nnm 5 октября 2016 17:56
      Соглашусь....но лишь отчасти...при госприемке ПСД передается заказчику, иначе как он будет принимать объект? Видимо, строили как и всегда -по рабочим проектам, а потом - "всю ночь...-к утру родить", то есть "сдать-принять", а там уже не до оформления псд и прогона ее по всем согласующим
      nnm
  4. etrofimov 29 сентября 2016 17:46
    Что за бред в статье о корабельных ГТД??? Кронштадтский морской завод ( а ранее его ДО Турбокрон давно и успешно ремонтирует корабельные ГТД.
    Цитирую: "Завод выполняет комплексный ремонт кораблей, морских и речных судов всех типов, классов, назначений водоизмещением до 60 тыс. тонн; в том числе доковый ремонт в подводной части корпусов с очисткой и окраской, ремонт донно-бортовой арматуры, гребных, дейдвудных, рулевых, выдвижных и подъемно-опускных устройств; ремонт дизелей, газовых и паровых турбин....
    (http://www.kmolz.ru).
    И так последние лет много...
    Я уж не знаю что там кроме денег осваивает ПГ Новик, но так назыемый Турбокрон, а ныне цех 38 КМОЛЗ эти работы выполнял практически с момента появления кораблей проекта 61...

    Не читайте Российских газет по утрам, Автор...
    - так других же нет!!!

    Тогда никаких не читайте!!!
  5. potap6509 29 сентября 2016 18:05
    Может некоторым нетоварищам пора лоб зеленкой мазать?
  6. Ст.пропорщик 29 сентября 2016 20:17
    За этот бардак отвечают Дмитрий Медведев и господин Рогозин и Гос. Дума. ИМХО.
  7. максим1987 29 сентября 2016 21:03
    Представители ЛКЗ отказывались передавать документы вопреки соответствующим распоряжениям Минобороны, по заказам которого велись соответствующие проекты. Решать проблему вновь пришлось обходным путем — частично разработкой документов заново, частично — восстановлением их с копий, находившихся в распоряжении других организаций. Это серьезно

    не хочется писать банальностей, но! К С-Т-Е-Н-К-Е am
  8. bk316 29 сентября 2016 23:13
    Представители ЛКЗ отказывались передавать документы

    Я что-то не понял. Как отказались?
    Приехали маски шоу, изъяли документацию, а дальше - пишите жалобы.
    У нас так и с банками можно и с заводами и даже с милицией. А с кировским нельзя?

    Тут кто-то что -то недоговаривает.

    А по поводу интеллектуальной собственности бред, двигатель разрабатывался в СССР, завод выкупил права у государства?
    Я конечно понимаю, что его приватизировали при ЕБН ,но вообще, можно и национализировать если что.
  9. kig 30 сентября 2016 04:34
    Хорошо, что хоть тут "импортозамещение" увенчалось успехом. Плохо вот что: 1 июня 2016 года после почти годового ремонта отправился в восточную часть Средиземного моря для перегруппировки с российскими Военно-морскими силами. Такие сроки никуда не годятся.
    kig
  10. kig 30 сентября 2016 04:55
    Вот еще бы выяснить (хотя это и не в теме данного сообщения), какой мудрец решил ставить немецкие дизеля на российские корабли?
    kig
  11. Горный стрелок 30 сентября 2016 15:36
    Да потеряли они документацию на агрегаты "Нахимова". Сказано было - КБ ликвидировали. И архив КБ вместе с ним.
    А с газотурбинными - уже почти разобрались. И с ремонтом, и с выпуском.
  12. topal-pasha 2 октября 2016 20:17
    Цитата: Горный стрелок
    Да потеряли они документацию на агрегаты "Нахимова". Сказано было - КБ ликвидировали. И архив КБ вместе с ним.
    А с газотурбинными - уже почти разобрались. И с ремонтом, и с выпуском.


    А поподробнее можно? насчёт "почти разобрались и с ремонтом и с выпуском". Когда все фрегаты в строй вступят?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня