БТР-Т на базе танка Т-55

31
БТР-Т на базе танка Т-55


Анализ имевших место за последнее двадцатилетие региональных и локальных конфликтов во всем мире показал, что произошло резкое увеличение зависимости живучести мотопехотных подразделений от современных средств уничтожения живой силы. Находящаяся на вооружении российских войск колесная и гусеничная техника, предназначенная для транспортировки и защиты мотострелковых войск, в последнее время не удовлетворяет требованиям боевого устава СВ России и системе безопасности при проведении войсковых операций.
Исходя из полученного анализа и неутешительных прогнозов в развитии модельного ряда машин для перемещения пехотных подразделений, омские конструкторы под началом опытного специалиста Д. Агеева, проведя необходимые изменения и доработки, показали свое детище. Это был контрольный образец тяжелого бронетранспортера, который получил аббревиатуру БТР-Т на базе танка Т – 55.Премьерный показ новой боевой машины состоялся на 2-й выставке ВТТВ-97 в Омске.



Ахзарит
Надо заметить, что у омичей появились конкуренты в деле создания БТР-Т. В региональных войнах против ряда арабских государств, которым не нравилась экспансивная политика Израиля, была задействована советская боевая техника, которой СССР снабжал и продавал по союзническим обязательствам. На пользу нашим союзникам это не пошло, они проиграли Израилю все эти региональные войны. Силам самообороны Израиля в качестве трофеев досталось большое количество боевой техники, в том числе и танки Т-54 и Т-55.Израильские военные давно мечтали создать тяжелый бронетранспортер, который смог бы реально защищать пехотные подразделения от огневых средств противника. С этой целью они проводили испытание таких моделей, которые были изготовлены из британских «Центурионов» и израильских «Меркава», однако их не удовлетворяли ТТХ этих образцов. После проведения испытаний такой боевой машины, доработанной из трофейных советских танков, которых скопилось около полутысячи экземпляров, они остались довольны результатом и приняли боевой комплекс на базе Т-55 на вооружение в 1988 году, дав ему красочное имя Ахзарит.

Доработка базы Т-55 до кондиций тяжелого БТР
Вообще, вся подготовка проекта и выпуск опытного образца была прерогативой конструкторов, которая проводилось самостоятельно, без госзаказа. После окончания работ получился такой образец боевой машины для пехоты, который по комплексной системе защиты от минных боеприпасов превосходит танки Т-80 и Т-90. В других вопросах, таких как защищенность от снарядов и гранатометных средств, БТР-Т ничем им не уступал. Значительную модернизацию претерпел башенный и боевой отсек, который стал выше, полки над гусеницами сделали шире. Короба из стали на надгусеничных полках дооборудовали до кормовой части, в них встроены дополнительные емкости с топливом. На надполочных площадках установлены дымовые гранатометы «Туча».

1 — автоматическая 30-мм пушка 2А42, 2 пусковые установки ПТУР «Конкурс»;
2 — автоматическая 30-мм пушка 2А42, автоматический 30-мм гранатомет АГС-17;
3 — двухствольный 30-мм автомат 2А38;
4 — 12,7-мм зенитный пулемет НСВ, 2 пусковые установки ПТУР «Конкурс»;
5 — 12,7-мм зенитный пулемет НСВ, автоматический 30-мм гранатомет АГС-17.



Вооружение
Кроме гранатометов «Туча, вооружение находится на башне БТР. Даже не на башне, а над ней, причем наводчик защищен при ведении стрельбы. Командир БТР осуществляет руководство и управление огнем, используя комплекс прицельных приспособлений, которые состоят из дневного и ночного приборов прицеливания, а также из прибора наводки зенитной артиллерии. Комплекс ПТУР «Конкурс» сделан в съемном варианте, перед стрельбой его необходимо установить на кронштейны крепления. В представленном опытном варианте БТР-Т представлялся на омской выставке ВТТВ-97 в различное время с разными системами оружия. 30-мм пушкой 2А42 и ПТУР «Комплекс» или 12,7-мм пулеметом «Утес» с тем же ПТУРом



Защита
Боковые части корпуса и передняя часть боевой машины оснащены интегрированными блоками динамической защиты, которые обеспечивают двойную против обычной степень защиты против кумулятивных снарядов и ПТУРов, что эквивалентно толщине брони 600 мм. А ведь существуют разработки омских конструкторов, которые предполагают установку защитных блоков, соответствующих метру брони! Даже в уменьшенном предлагаемом варианте она защищает личный состав и экипаж от выстрелов из обычного и крупнокалиберного оружия, осколков и попадании 30 мм снарядов. Если блок активной защиты срабатывает, то остальные блоки не подвержены детонации. Увеличилась и степень защиты от бронебойных боеприпасов на 20 процентов. При кажущемся небольшом увеличении бронезащиты это крайне важно, никто не собирается атаковать противника на БТР-Т, это – достаточно защищенный вид транспорта для перевозки личного состава к месту выполнения боевой задачи. Низ корпуса закрыт резинотканевыми экранами, выполняющие функцию отражения выстрелов кумулятивными снарядами, кроме этого, они используются как антипылевые системы, подавляя образование демаскирующего пылевого облака, улучшая обзор и управление боевым транспортом. Корпус также оснащен дополнительной защитой против мин. Эту функцию выполняют установленные на днище транспорта стальные отражатели. Тотальная масса защиты БТР-Т соизмерима с аналогичным показателем Т-55, поэтому динамические показатели изменений не претерпели.



Вместимость
БТР-Т рассчитан на перемещение пяти человек, не считая экипажа транспорта, состоящего из 2 человек. Практика показывает, что нанесение огневых ударов по противнику при движущемся транспорте нецелесообразна, поэтому такая функция здесь не предусмотрена. Основной акцент делается на усиление защитных качеств боевой машины. По точно такому же пути идут и конструкторы вооружений и техники стран НАТО. Экипаж и группа доставки могут через 6 приборов наблюдения отслеживать обстановку по маршруту передвижения, корректируя действия водителя. Для десантирования предусмотрены два больших, открывающихся вверх люка, которые вместе с высокими коробами по бокам транспорта обеспечивают минимальную степень защиты военнослужащих при проведении операции.

В прессе встречались различные мнения по оценке этого изделия омских конструкторов. Кто-то с восторгом отмечал динамическую защиту, кто-то сетовал на маленькую вместимость. На этом все и закончилось. Денег на переоснащение мотострелковых подразделений российской армии так и не нашлось. Зато аналогами БТР-Т успешно пользуются в разрешении своих территориальных споров израильские военные, успешно решившие проблемы защиты своих пехотных подразделений.
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    16 января 2012 09:53
    Сочлененка из двух таких решила бы и вопрос вместимости и защищенности. Но вот цена какая? Хотя жизнь солдата должна быть выше цены техники, но такое возможно лишь при профессиональной армии, когда и генералы понимают ценность обученного солдата-специалиста, и что жуковское "бабы еще нарожают" неуместно.
    1. Zynaps
      +9
      16 января 2012 20:51
      расхожая фразочка "бабы ещё нарожают" приписана Жукову тупым ком Веллером. растиражирована другим ком - Володарским, в очном сериале "Штрафбат".

      истоки же свои высказывание ведёт чуть ли не с екатерининских времён, и звучит полностью "солдат бабы ещё нарожают, а за лошадей золотом плачено".

      поаккуратнее надо. кстати, в своих воспоминаниях Жукова помоят обычно командиры среднего и младшего звена, сами повинные в неоправданных потерях личного состава. с больной головы на здоровую...
  2. grizzlir
    +1
    16 января 2012 09:56
    Принятие на вооружение тяжёлого БТР и БМП действительно назрела.Существующие ныне образцы не способны оказывать поддержку танкам из за слабого бронирования,а могут выполнять только функцию военного автобуса-доставки подразделений пехоты к местам огневого контакта.
  3. Игорек
    +1
    16 января 2012 09:59
    У шведов есть хорошая БМП на базе танка.
    1. 755962
      +1
      16 января 2012 16:43
      У многих армий мира остались старые образцы танков,как вариант переделка в БТР-Т оправдывает средства,опыт создания есть у некоторых стран http://www.perunica.ru/oruzhie/4743-tyazhelye-bronetransportery-raznyh-stran.htm
      l
  4. Sokol Peruna
    +2
    16 января 2012 09:59
    Все зависит от сколько сколько Т-55 осталось в Войсках. До "Оптимизации" их было 1200. А вообще лучше создать на базе Т-72.
  5. +3
    16 января 2012 10:03
    Как они будут спешиваться? Через верхний люк? sad
    1. Алексей Приказчиков
      +4
      16 января 2012 17:08
      Профессор а это не те ли бтр что стоят в бригадах усиления которые вооружены тос 1 буротино
      1. +3
        16 января 2012 19:31
        Здесь у тяжёлого БТРа 6-есть опорных катков. То-есть, ходовая не т-55-62, а от танка Т-72-90.
        Кстати сказать, именно она изображена на самом верхнем фото (шесть опорных катков) - и к статье отношение не имеет, так как ходовая 72-ки, а не 55-ки
      2. +5
        16 января 2012 22:41
        Может это БМО-Т?
        Боевая машина огнемётчиков тяжёлая.
        На базе Т-72.
        1. +1
          22 февраля 2012 14:53
          Поддерживаю Bad_gr и Torus'a.Это не бтрт.Это БМО-Т.
          http://img12.nnm.ru/5/3/c/4/f/53c4f8dfa149b2f5e0f51c9496b8d042_full.jpg
          http://nnm.ru/blogs/ss24k/boevaya_mashina_ognemetchikovtyazhelaya_bmot_1/
          Вот тут написано:)
          А ТБТР, если правильно понял, не приняли всё-таки...В том числе, и из-за затруднённой возможности выхода по сравнению с другими машинами - в этом согласен с Профессором.
          Надо было полностью переделывать машину - делать МТО впереди как на Меркаве или уж как у Украины на недавней БМПТ-64...
  6. +1
    16 января 2012 10:15
    очень похож на БТР-50, там мотострелки также через верх выпрыгивали, но тот БТР еще и худо бедно плавал, на его базе ПТ был изготовлен. А этот монстр скорее всего пригодится для спецподразделений, штурм дома например, года броня защитит и можно подойти близко. А в войсках по моему сложно будет, при высадке один пулеметчик весь десант срежет! what
    1. grizzlir
      -1
      16 января 2012 10:20
      Для этого на БТР и существует вооружение,чтобы прикрыть в первую очередь высадку десанта и поддержать его дальнейшие действия огнём.
    2. Алексей Приказчиков
      +1
      16 января 2012 17:23
      этот бтр походу стоит на вооружении в войсках хим защиты в бригадах усиления где на вооружении тос 1 стоит
      1. такмагаш
        +2
        16 января 2012 18:44
        В войска хим. защиты поставляется БМО-Т : боевая машина огнеметчиков - тяжелая, созданная на базе Т-72. Вместительность у нее 2+7, да и бронезащита надежнее.
  7. -1
    16 января 2012 10:18
    Все равно жалко Т-55 отправлять в утиль--а Т-БМП всегда пригодитса.
  8. 0
    16 января 2012 11:43
    Идея еврейская с Ахзаритом и то лучше, чем этот вариант. МТО доработали, автомат и выход сзади (прикольная идея).
  9. J_Silver
    +4
    16 января 2012 13:04
    А по моему мнению надо на базе устаревшей техники лепить боевые машины для поддержки "чистых" танков - везти пусть и пять человек десанта будет слишком дорого...
    Как-то не вполне понятна концепция применения бронетанковой техники - какие задачи решать-то придется? С этим бы более конкретно определиться...
  10. 0
    16 января 2012 13:39
    В качестве варианта размещения "Хризантемы", наряду с существующим.
  11. EvgAn
    0
    16 января 2012 14:51
    Мне не очень понятно, как подобную машину можно поставить на вооружение нашей мотопехоты - обычное мотострелковое отделение включает 9 человек. Два БТР-Т на отделение? Нехорошо как-то
  12. +1
    16 января 2012 16:00
    Лучше переделать Т55 в какие нибудь САУ ИМХО или БМПТ типа терминатора, для БМП вместимость маленькая, десантироваться через верх нереально, защищенность десанта и экипажа сомнительная (зрительно исходя из компоновки), ну а стоимость нераскрыта (хотя конечно она зависит от партии)
  13. +5
    16 января 2012 19:55
    На мой взгляд, ходовая Т-54,Т-55,Т-62 - своё отходила.
    Танков Т-80 было выпущено более 10000 штук и по мнению многих экспертов- это лучшая отечественная ходовая. Вот на её базе и городили бы всякую технику. До "Арматы" всё равно, общей платформы не будет, так зачем же резать 80-ки - пусть ещё послужат (тем более, что Омск эти Т-80 и выпускал).
    Думаю, для БТРа, всё таки, лучше развернуть платформу моторным отсеком вперёд, как это делают в Харькове с платформой на базе Т-64.
  14. +3
    16 января 2012 22:37
    Зато аналогами БТР-Т успешно пользуются в разрешении своих территориальных споров израильские военные, успешно решившие проблемы защиты своих пехотных подразделений.


    Израильские военные не предлагают своим солдатам через верх выпрыгивать. Они поставили более компактный и мощный американский дизель, в результате чего люди могут нормально десантироваться через корму. Да и бронирование они усилили серьёзнее, чем в Омске - 17 тонн дополнительной брони добавлено.
    Кстати, вместимость Ахзарита - 7 человек, а не 5, как в БТР-Т.

    Цитата: Bad_gr
    До "Арматы" всё равно, общей платформы не будет


    Совершенно справедливо. Платформа должна быть одна для унификации ЗИП и всего, что связано с техобслуживанием. Нет никакого смысла плодить кучу машин на разных ходовых, с разными движками, трансмиссией и т.д.
    Тем более, что по ходовой Т-55 действительно далёкое прошлое.

    Ну и вместимость. В идеале БМП должно вмещать полностью отделение - 12 бойцов. А пять солдат - это ни то ни сё. Отделение - 2,5 машины?
    1. oleg-sochi68
      +3
      17 января 2012 03:36
      Поинтересуюсь - я что-то проспал? В каком это отделении у нас 12 бойцов?
      1. 0
        17 января 2012 21:43
        Цитата: oleg-sochi68
        Поинтересуюсь - я что-то проспал? В каком это отделении у нас 12 бойцов?


        отделение мотострелков на БМП

        Штат мотострелкового отделения на БМП (вариант), должность — звание, количество, (вооружение):
        командир отделения — сержант, 1, (АК-74)
        гранатомётчик — рядовой, 1 (РПГ-7, АПС (ПМ))
        помощник гранатомётчика — стрелок — рядовой, 1, (АК-74)
        пулемётчик — рядовой, 1, (РПК-74)
        старший стрелок — ефрейтор, 1, (АК-74)
        стрелок — рядовой, 3, (АК-74)
        механик-водитель БМП — рядовой, 1, (АПС (ПМ))
        наводчик-оператор — рядовой, 1, (АПС (ПМ))
        снайпер — рядовой, 1, (СВД, ПМ)

        Итого - 12.

        А что?
      2. +1
        18 января 2012 20:03
        да, я тут что-то погорячился насчёт 12. request
        но суть не изменилась тем не менее, ни 8 ни 9 чел в БТР-Т не влезут.
        1. oleg-sochi68
          +1
          20 января 2012 03:42
          Поправка принята. Просто я к тому, что если что-то делать, то делать это нужно нормально, а не для отчета о том, что деньги потрачены. Жаль наших ребя которые страдают и гибнут от бестолковости некоторых чиновников.
          1. +1
            21 января 2012 21:25
            Цитата: oleg-sochi68
            что если что-то делать, то делать это нужно нормально


            согласен на 200%!
  15. 0
    16 января 2012 22:55
    Наши делали уже после израильтян...видели как те сделали но нашим пофиг мировой опыт....сделали хуже выход через верх.....десант маленький и тому тесно
    1. 0
      16 января 2012 23:47
      Могут быть разные причины почему наши сделали так, а не иначе. К примеру, цена (переделка под БТР с сохранением танковой компоновки не должна быть дорогой).
      1. oleg-sochi68
        0
        17 января 2012 03:37
        Цена таких причин - не одна жизнь солдата, которыми в нашей стране что-то больно легко бросаются!
        1. 0
          17 января 2012 10:55
          Так ведь кто платит, тот и заказывает музыку. БТР на базе Т-55 - это скорей всего для Африки. Хотя и наши менеджеры от МО, любители поговорить о ценности солдатской жизни, но при модернизации Т-72 "Реликт" на него не ставят.
  16. неспич
    0
    27 января 2012 21:31
    smile Спасибо, поржал... БТР-Т--показатель убожества современной отечественной школы танко/БТРо-строения. Пока не будет перенесено МТО из кормы и, соответственно не освободится место в корме под десантное отделение с нормальной дверью в кормовой части никакой ТБТР не получится. Это поняли и в Израиле, и в Иордании, и в Украине. И только в России осознать этот факт объёму мозга у "инженеров" не хватило. Для любого БТР быстрое, безопасное и удобное покидание машины десантом(посадка и погрузка раненых) главное требование.
  17. 0
    22 апреля 2014 07:51
    Да, создатели БТР-Т знатно опозорились, но вот те, кто делают БМО-Т осознали ошибку омичей и сделали достойный транспортёр - с посадкой и десантированием через корму.Да и защищённее этого омского чуда!