Ремонт с перерывом на войну

Ремонт с перерывом на войну

«Адмирал Кузнецов»

Российский авианосец «Адмирал Кузнецов» встал под погрузку к причалу 35-го судоремонтного завода в Мурманске. Корабль, только вышедший из ремонта, готовится к походу в Средиземное море, после которого вновь должен отправиться на ремонт. «Лента.ру» пытается разобраться в планах флота и возможной судьбе корабля.

Корабль вечного ремонта


«Адмирал Кузнецов», официально поднявший советский военно-морской флаг 20 января 1991 года, вошел в состав флота в не самое лучшее время — последовавший развал ВМФ и его системы базирования и обслуживания привели к тому, что корабль так и не получил всего запланированного оборудования, включая, в первую очередь, авиагруппу, а также и полагающуюся береговую инфраструктуру. В последующие три года флот лишился всех его предшественников — первые три советских авианесущих крейсера — «Киев», «Минск» и «Новороссийск» были выведены из состава ВМФ, а четвертый — «Баку», переименованный в «Адмирала Горшкова» после пожара оказался в ремонте, из которого вышел уже почти двадцать лет спустя под индийским флагом, в новом облике и с именем «Викрамадитья».

Оставшийся единственным «Кузнецов» однако вскоре обрел статус едва ли не самого проблемного корабля флота — силовая установка корабля в условиях не самого лучшего обслуживания быстро перестала отвечать предъявляемым требованиям, а многочисленный экипаж очень редко выходящего в море корабля стал источником множества реальных и не очень историй о дисциплинарных проступках разного рода.

Проблемы корабля были продемонстрированы в ходе первой боевой службы зимой 1995 — весной 1996 года. Из-за неудовлетворительного состояния главной энергетической установки авианосец несколько раз терял ход и не мог развивать полную скорость. Многочисленные ремонты — в 1994-1995, 1996-1998, 2001-2004, 2008 годах — не могли исправить ситуацию в основном в силу недостаточного финансирования, которого не хватало на проведение всех необходимых работ. Начиная с 2010 года военные всерьез заговорили о необходимости модернизации «Кузнецова», которая включала бы средний ремонт корабля с заменой ряда систем. Первоначально такой ремонт планировалось начать в 2012 году и завершить в 2017-м, но сделать это вовремя помешал как дефицит мощностей, так и одновременно резко выросшая потребность флота в «живом» авианосце, терять который на пять лет не хотелось. Теперь на ремонт не хватало уже времени, а кроме того, начал сказываться распад советской промышленной кооперации.

Главной проблемой «Кузнецова» остается его энергетическая установка, в основном поддерживаемая в рабочем состоянии за счет «каннибализации» — необходимые комплектующие снимались с использующих аналогичные котлы и турбозубчатые агрегаты эсминцев проекта 956, что стало одной из существенных причин быстрого сокращения количества кораблей этого типа в составе ВМФ. Недооценивать проблему невозможно — авианосцы весьма требовательны к возможностям своих ходовых систем и скорости хода, которая должна облегчать подъем самолетов с полным взлетным весом, обеспечивая дополнительные 50-60 километров в час к собственной взлетной скорости летательного аппарата. Неспособность авианосца дать полный ход приводит к тому, что самолеты имеют серьезные ограничения по взлетному весу, не позволяющие брать полный запас топлива и/или боевую нагрузку.

Эта проблема предопределила и главное требование к модернизации корабля, в ходе которой предполагается заменить основные агрегаты на новые, более надежные, а кроме того, отладить систему их обслуживания и ремонта, которая должна сохранить ходовые качества авианосца на весь отведенный ему срок службы.

Ремонт с перерывом на войну

Су-33

После многочисленных сдвигов сроков вправо и трудного поиска исполнителя, временные рамки наконец были определены: «Кузнецов» встанет на модернизацию в 2017 году, после возвращения с очередной боевой службы в Средиземном море. Помимо ремонта энергетической установки, авианосец должен получить новое вооружение, в первую очередь — ПВО, а также оборудование, позволяющее полноценно использовать перспективные палубные самолеты, оснащенные высокоточным оружием и современной бортовой электроникой.

Перед походом в Сирию корабль, однако, прошел очередной «косметический» ремонт, также касавшийся в первую очередь энергетической установки, но всех накопившихся проблем он не решил.

Между возможностями и потребностями

Длительное время походы «Кузнецова» играли скорее учебно-демонстративную роль. Они позволяли сохранять и накапливать опыт использования авианесущего корабля, взаимодействия с ним и противодействия — что особенно важно, учитывая значение палубной авиации в боевом потенциале ВМС вероятного противника. Слова «вероятный противник» в этот период использовались с пометкой «устар.», однако все изменилось после начала вооруженного конфликта в Сирии, а затем и украинского кризиса. Возобновившееся присутствие ВМФ России в Средиземном море стало одним из главных факторов предотвращения американской интервенции в Сирию, а в феврале-марте 2014 года присутствие в Средиземном море одновременно «Адмирала Кузнецова» и «Петра Великого» стало определенным фактором «fleet in being» на случай возможного вмешательства ВМС США в крымский кризис — при всех проблемах, задачи ПВО, хоть и в ограниченном объеме, «Кузнецов» и его группа выполнять могли, серьезно дополняя и без того высокие боевые возможности «Петра Великого».

Последующие события отнюдь не понизили потребность ВМФ России в работоспособном авианосце — будь «Кузнецов» в полностью боеготовом состоянии с положенной ему по штату авиагруппой на пятьдесят с лишним летательных аппаратов, включая 36-40 многоцелевых истребителей, потребности в базировании российской авиации на территории Сирии были бы куда меньше, а имей Россия возможность обеспечить постоянное присутствие боеготового авианосца в Средиземном море — и вовсе свелись бы к минимуму, необходимому для разведки, действий боевых вертолетов армейской авиации и поисково-спасательных операций, но отсутствие таких возможностей не отменяет необходимости поддерживать в рабочем состоянии то, что уже есть.

Ремонт с перерывом на войну

Ка-52К

Предстоящий поход к сирийским берегам имеет, судя по заявлениям российского военного руководства, весьма существенное испытательное значение — в Средиземное море в ангаре «Кузнецова» отправятся новые палубные истребители МиГ-29К и боевые вертолеты Ка-52К, причем последние попали на авианосец почти случайно — оказавшись выморочным наследством так и не полученных ВМФ России универсальных десантных кораблей «Владивосток» и «Севастополь» французской постройки. Кроме того, обновлены и работающие с Кузнецовым на протяжении всей его службы истребители Су-33, по некоторым сведениям получившие прицельно-навигационный комплекс, обеспечивающий применение боеприпасов «воздух — поверхность», а также противолодочные и поисково-спасательные палубные вертолеты Ка-27. С этой точки зрения поход должен дать необходимые данные для коррекции программ боевой подготовки палубной авиации, которая в ближайшие несколько лет должна будет проходить на береговых полигонах в Крыму и на Кубани, а также и для уточнения планов модернизации бортового оборудования самого корабля. Собственно боевое применение палубной авиации, учитывая наличие в Сирии полноценной развернутой авиагруппы отходит скорее на второй план, становясь частью программы испытаний.

Выкинуть ненужное

Самое интересное для «Кузнецова» и морской авиации ВМФ России все же начнется потом. Содержание работ в рамках предстоящего ремонта и модернизации единственного российского авианосца официально не разглашается, однако можно предположить их основные направления. В первую очередь это уже упомянутая замена основных агрегатов энергетической установки корабля. Вряд ли стоит ожидать радикальных решений типа перевода авианосца на ядерную или газотурбинную энергетику, но и современная котлотурбинная установка российского производства при должном обслуживании демонстрирует необходимый уровень надежности, что доказывает имеющийся опыт эксплуатации эсминцев проекта 956 в составе ВМС НОАК, китайского же авианосца «Ляонин» (бывший «Варяг», строившийся для ВМФ СССР по аналогичному с «Кузнецовым» проекту) и уже упомянутого индийского авианосца «Викрамадитья». Необходимым требованием в данном случае является обеспечение полного хода корабля (29 узлов по проекту), причем не только на мерной миле, но и в условиях повседневной эксплуатации с регулярными резкими изменениями режимов работы корабельной энергетики.

Во-вторых, как уже говорилось, «Кузнецов» должен получить новое оборудование, обеспечивающее полноценную эксплуатацию современных самолетов, с обменом информацией и выдачей целеуказания в реальном времени, в том числе при взаимодействии с самолетами дальнего радиолокационного обнаружения А-50, разведчиками Ту-214Р, модернизированными Ил-38, беспилотными аппаратами и спутниками. Замена электроники включает в себя также и обновление радиолокационных комплексов корабля, в том числе ответственных за использование его вооружения.

Наконец, в-третьих, корабль должен получить вооружение, соответствующее современным требованиям к авианосцу. По мнению специалистов в области боевого применения палубной авиации, это предполагает отказ от исходно установленного на «Кузнецове» ракетного комплекса «Гранит» — применение крылатых ракет серьезно затрудняет использование самолетов, являющихся главным оружием корабля, и делает его небезопасным — учитывая, что тяжелые ракеты при старте сильно засоряют палубу, и этот мусор, всосанный через воздухозаборники, легко может оказаться в турбинах истребителей, работающих на взлетном режиме.

Вместе с тем авианосец должен получить современные системы ПВО, что, судя по сегодняшнему ассортименту морских зенитных систем, предполагает установку ракетно-артиллерийских комплексов типа «Панцирь-М», а также либо модернизацию ЗРК «Кинжал» с использованием новейших ракет типа 9М338 с уменьшенными массой и габаритами при выросших характеристиках, либо установку вместо «Кинжала» перспективного ЗРК «Редут».

Опыт подобных масштабных работ по крупным кораблям в России уже имеется — в частности, завод «Севмаш» не так давно сдал Индии «Викрамадитью», а сейчас занимается ремонтом и модернизацией тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» для ВМФ России, по итогам которого корабль будет очень серьезно отличаться от исходного проекта.

Палубная перспектива

При всех злоключениях палубной авиации в России, флоту которой в XX столетии так и не удалось обзавестись полноценной авианосной составляющей, сегодня ее необходимость для морской авиации и ВМФ в целом под сомнение не ставится — как минимум самим флотом. С этой точки зрения, учитывая существующие проблемы с постройкой нового авианосца — сжимающийся бюджет не дает больших надежд на реализацию этих планов в ближайшие годы, — ремонт и модернизация «Кузнецова» остаются единственным шансом для палубной авиации пережить трудные времена. Ближайшее будущее палубной авиации так или иначе связано с повышением характеристик имеющихся истребителей Су-33 в ходе их ремонта, а также освоением новейших МиГ-29К — в отличие от советского прототипа с тем же индексом являющихся полноценными многоцелевыми машинами, способными применять высокоточное оружие. Судьба Ка-52К несколько яснее, учитывая, что планы строительства в ближайшие годы российских универсальных десантных кораблей вместо неполученных из Франции «Мистралей» более реальны, чем надежды на новый авианосец.

Ремонт с перерывом на войну

МиГ-29К

Наконец, ремонт «Кузнецова» является единственным шансом на продолжение проекта палубного истребителя ПАК-КА (перспективный авиационный комплекс корабельной авиации), создающегося, по имеющейся информации, на основе истребителя пятого поколения Т-50 КБ Сухого. Это, в конечном счете, и вопрос конкурентоспособности России на рынке вооружения — если для первых двух авианосцев нового поколения — «Викрамадитьи» и «Викранта» Индия выбрала МиГ-29К, то вряд ли этот самолет устроит индийских адмиралов при выборе группы для перспективного третьего корабля, который должен быть построен в следующем десятилетии. Своими руками отдать «вероятному партнеру» рынок палубной авиации, на котором Россия пока что весьма успешно конкурирует с США, было бы как минимум обидно.
Автор: Илья Крамник
Первоисточник: https://lenta.ru/articles/2016/10/12/longwaytotipperary/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 50
  1. Dart2027 15 октября 2016 07:33
    Лучше всего было бы перевести его на атомоход, но действительно маловероятно.
    1. Котище 15 октября 2016 08:56
      Атомным должен был быть Ульяновск, который разрезали на стапеле в Николаеве в 90-х.
      1. Dart2027 15 октября 2016 10:59
        Я знаю, но теоретически и этот можно переделать. Правда работы будет... В общем много.
      2. Антон Ю 15 октября 2016 11:05
        его не разрезали, а подали в Китай
        1. SWEET_SIXTEEN 15 октября 2016 11:09
          Российский авианосец «Адмирал Кузнецов» встал под погрузку к причалу 35-го судоремонтного завода в Мурманске. Корабль, только вышедший из ремонта, готовится к походу в Средиземное море

          А ГДЕ ЖЕ, МАТЬ ЕЁ, СЕКРЕТНОСТЬ ???
          1. donavi49 15 октября 2016 13:16
            Какая секретность? Вы о чем? В ВК чуть ли не онлайн трансляция с борта. Фоточки каждый день. Да и выход корабля на виду у всех же.
          2. Dagen 15 октября 2016 16:12
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            А ГДЕ ЖЕ, МАТЬ ЕЁ, СЕКРЕТНОСТЬ ???

            И даже за это платят?)
          3. Владимирец 15 октября 2016 18:30
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            А ГДЕ ЖЕ, МАТЬ ЕЁ, СЕКРЕТНОСТЬ ???

            Хто? belay Не, не слышал. request "Корабельная группа во главе с авианосцем "Адмирал Кузнецов" и атомным крейсером "Петр Великий" в 15.00 мск начала поход в Средиземное море, говорится в сообщении пресс-службы Северного флота." https://ria.ru/defense_safety/20161015/1479305461
            .html

            А если серьёзно, то секретить можно и нужно боевые задачи группы, а погрузка-выгрузка, выход море в наше время отлично отслеживается спутниками, такой кораблик маскетью не накроешь. yes
          4. Устинов 055 055 17 октября 2016 16:08
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            Российский авианосец «Адмирал Кузнецов» встал под погрузку к причалу 35-го судоремонтного завода в Мурманске. Корабль, только вышедший из ремонта, готовится к походу в Средиземное море

            А ГДЕ ЖЕ, МАТЬ ЕЁ, СЕКРЕТНОСТЬ ???

            Какая секретность, со спутников давно все видно. А чадит наш ТАВКР так что когда заводится в Киркенесе видно
        2. avt 15 октября 2016 11:11
          Цитата: Антон Ю
          его не разрезали, а подали в Китай

          Это типа ответ на
          Цитата: Котище
          Атомным должен был быть Ульяновск, который разрезали на стапеле в Николаеве в 90-х.
          wassat
          laughing А поисковиком поработать слабо ? Ну ДО того как пальчики пост стучать начинают ?
          avt
        3. Котище 15 октября 2016 11:50
          Не путайте в Китай продали "Варяг", а "Ульяновск" именно разрезали на металл в начале 90-х за кредит в 2.500.000 долларов.
        4. Dart2027 15 октября 2016 12:53
          В Китай продали не Ульяновск, а Ригу.
          1. Котище 15 октября 2016 17:13
            P.s. РИГА - Варяг, а ТБИЛИСИ - Адмирал Кузнецов.
        5. Устинов 055 055 17 октября 2016 16:07
          ау НЕ ПУТАЙТЕ свой карман с государственным!!!!!! Вам правильно сказали "Ульяновск" на стапелях остался в Китай типо на иголки другие корабли ушли дорога вам как минимум в википедию
        6. Комментарий был удален.
    2. ГШ-18 15 октября 2016 11:08
      Российский авианосец «Адмирал Кузнецов» встал под погрузку

      У нас появился Авианосец??? belay Я что то пропустил?
      1. severyanin 15 октября 2016 11:24
        Да, он превратился из авианесущего КРЕЙСЕРА в простой АВИАНОСЕЦ после того, как в лихих 90-х его главный ракетный комплекс утопили в мазуте "доблестные трюмные" при приеме топлива wassat
        1. СерегаБосс 15 октября 2016 15:47
          Ничеси, косяк огромный, есть ссылочка на инфу?
          1. Устинов 055 055 17 октября 2016 16:10
            Любой офцер флота Северного вам расскажет как уничтожили главный комплекс на Кузе
    3. ГШ-18 15 октября 2016 11:34
      Цитата: Dart2027
      Лучше всего было бы перевести его на атомоход, но действительно маловероятно.

      Лучше всего уже потихоньку и без лишнего шума начинать НИОКРы по новому Авианосцу-атомнику. Все равно без него никак и когда то придется. Так лучше раньше чем позже. И так авик должен был быт у нас еще вчера. А Кузя в современных условиях это скорее парта чем боевая единица. Слишком малое авиакрыло и этот рудимент-трамплин, а главное-слишком малый запас хода для кораблей такого класса. Авианосец по определению должен быть атомным.
      1. Cro-Magnon 15 октября 2016 19:59
        Вот как раз на 320 метровом атомном Ульяновске помимо трамплина должны были стоять на посадочной полосе катапульты для запуска тяжёлых самолетов дрло и пло... и трамплин вполне себе эфективное устройство для взлета!
        1. ГШ-18 16 октября 2016 02:16
          Цитата: Cro-Magnon
          и трамплин вполне себе эфективное устройство для взлета!

          Самолетов с половинной боевой загрузкой.
          американцы давно от него отказались, а они то в авиках знают толк больше других. Нам надо брать за основу лучший опыт и наработки.
  2. Бюррер Вахтер 15 октября 2016 09:53
    Этой железкой испугаете веь мир?
    1. CRASH. 15 октября 2016 09:59
      Ну можно на палубе Искандеры поставить, вон в Калининграде поставили, пол мира обосралось, а тут какой резонанс будет.
      1. DrVintorez 15 октября 2016 10:17
        зачем пугать весь мир? мир и так боится. кое-кто с нами уже давно воюет. только мы на войну не пришли.
      2. MarioG 15 октября 2016 22:43
        Цитата: CRASH.
        вон в Калининграде поставили, пол мира обосралось, а тут какой резонанс будет.

        Просто дрожат от страха забившись в угол, это вам по зомбиящику рассказали? fool
    2. Андрей из Челябинска 15 октября 2016 10:27
      Цитата: Бюррер Вахтер
      Этой железкой испугаете веь мир?

      Этой железкой тренируются летчики-палубники и флот получает бесценный опыт работы палубной авиации
    3. severyanin 15 октября 2016 11:26
      А то как же - везде, где появляется "Кузнецов" - все сразу начинают бояться....экологической катастрофы:))) wassat
    4. alexej123 21 октября 2016 15:29
      А давай "пи письками" померимся? А покажи свою железку? Только дачного сайгака оставьте в покое, ему на отдых уже пора. А балоболить не мешки ворочать.
  3. Котище 15 октября 2016 10:36
    Цитата: Бюррер Вахтер
    Этой железкой испугаете веь мир?

    Что завидно Украина, свой пропили теперь от всего шарашаетесь. Ладно малыш не бойся - "солдат ребенка не обидит". soldier
  4. APASUS 15 октября 2016 11:02
    Все понятно ,сейчас рванет в Сирию.Для полноценной АУГ требуется сопровождение, в одиночку он просто корыто .Значит будет формироваться УГ. Вот тут больше интереса вызывает,кто еще пойдет в Сирию?
    1. ГШ-18 15 октября 2016 11:12
      Цитата: APASUS
      . Вот тут больше интереса вызывает,кто еще пойдет в Сирию?

      Они ужо там все, ждут Кузю. МРК с Калибрами и если не ошибаюсь, "Григоровича" тож туда заслали.
    2. PSih2097 15 октября 2016 11:52
      Цитата: APASUS
      Все понятно ,сейчас рванет в Сирию.Для полноценной АУГ требуется сопровождение, в одиночку он просто корыто .Значит будет формироваться УГ. Вот тут больше интереса вызывает,кто еще пойдет в Сирию?

      наверное как всегда -- БПК "Адмирал Чабаненко", буксир и три танкера. По ходу дела подойдут сторожевик "Ярослав Мудрый" и танкер из Балтийска, да сторожевик "Ладный" из Севастополя. и будет это все называться не АУГ, а КУГ (для АУГ самолетов маловато)
      1. Lyncher 15 октября 2016 15:38
        СЕВЕРОМОРСК, 15 окт — РИА Новости.
        Пресс-служба Северного флота также отмечает, что в походе будет отрабатываться боевая слаженность и морская выучка экипажей надводных кораблей, а также совместные действия сил корабельной авианосной группы и авиации. Запланированы совместные учения с кораблями других флотов ВМФ России.

        В состав корабельной группы входят тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", тяжелый атомный ракетный крейсер "Пётр Великий", большие противолодочные корабли "Североморск" и "Вице-адмирал Кулаков" и суда обеспечения.

        Штатное крыло авианосца "Адмирал Кузнецов" состоит из палубных самолетов Су-33 и Су-25, а также вертолетов Ка-27/Ка29. В настоящее время на корабле проходит испытание новая авиагруппа в составе истребителей МиГ-29К и вертолетов Ка-52К.
  5. 2-0 15 октября 2016 12:03
    Воон тот буксир по левому борту - это и есть будущее "Кузнецова" , хоть с ремонтом, хоть без ремонта.

    Китайса значит могут гонять 956-е, не разбирают, а наши всех (почти) порезали. Глупее китайцев, однако.

    Однако, МиГ выполз из ..... Как Погосяна задвинули, так и выполз.
    2-0
    1. Dart2027 15 октября 2016 12:54
      Цитата: 2-0
      Воон тот буксир по левому борту

      При швартовке в порту часто применяют буксиры
      1. 2-0 15 октября 2016 14:17
        Ага, обязательно, только при швартовке, палубник на финишёре не висит....
        2-0
      2. тлауикол 15 октября 2016 15:58
        Кузнецов вообще часто применяет буксиры
        1. 2-0 15 октября 2016 18:20
          Ну, что это такое? Море штормит, на буксире команда к страховочным брусам не пристёгнута, ну что это за разгильдяйство... Волной накроет, где этого маримана искать будут?
          2-0
  6. Titsen 15 октября 2016 18:00
    Кузя вышел сегодня с огромным эскортом к берегам Сирии!

    Дождались!
    1. 2-0 15 октября 2016 18:23
      Ещё-б сказали, что у него в ангаре...
      2-0
      1. parafoiler 15 октября 2016 18:54
        Ничего не треснет?!
        1. 2-0 16 октября 2016 12:08
          Да по большому счёту мне по...
          Нашим "партнёрам" всё известно и так, вплоть до количества звёзд на погонах лётчиков.
          Мне интересно соотношение 33-х и 29К.
          2-0
      2. Комментарий был удален.
      3. Котище 15 октября 2016 22:08
        Что, паника. Истерика! Собрался в горы.
      4. TIT 15 октября 2016 22:44
        Цитата: 2-0
        что у него в ангаре...



        TIT
        1. 2-0 16 октября 2016 12:09
          Во-во, примерно так это описывалось в той знаменитой статье в "Тайфуне"....
          2-0
  7. exo 15 октября 2016 19:25
    Корабль должен ходить в походы.И выход "Кузнецова"-это отлично.В нынешнее ,неспокойное время,каждая такая служба,уж точно БОЕВАЯ.Насчёт зависимости состояния авианосца и численности эм.956: утка? Кто-нибудь,в курсе?
    exo
    1. Устинов 055 055 17 октября 2016 16:15
      Как старший офицер скажу так нет не утка но и не правда, полуправда.
  8. Meliodous 16 октября 2016 12:28
    Вообще интересно, сколько еще собираются эксплуатировать "Кузнецов"? Он уже на ладан дышит, ходит из ремонта в ремонт, и боюсь что не дотянет до появления нового авианосца. Как у нас собираются решать эту проблему?
    1. Krabik 21 октября 2016 17:54
      Будут на буксирах таскать пока не утонет сам.

      Как утонет, проблема решиться автоматически.

      П.С.

      Сразу отвечу на возгласы свидомитов, что г... не тонет.
      Если говно железное, то и утонуть вполне может!
  9. Старый26 16 октября 2016 21:36
    Цитата: Антон Ю
    его не разрезали, а подали в Китай

    Разрезали. Продали систершип "Кузнецова" - "Ригу"

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня