Адмирал флота Советского Союза Троцкий

Адмирал флота Советского Союза Троцкий

Атомный ракетный крейсер «Фрунзе», снимок сделан 25 мая 1986 года.

Искусство именования кораблей (каронимика) — отдельная историческая дисциплина. Изучение каронимических правил и традиций, а особенно исключений из них, способно многое поведать об эпохе. «Лента.ру» продолжает цикл статей об именах отечественного флота. На сей раз пойдет речь о советском периоде.

Пришел гегемон


Переименования на Российском «больше-не-императорском» флоте начались уже после февраля 1917-го. Изменения носили точечный характер и касались символов монархии. «Цесаревич» превратился в «Гражданина», а императоры и императрицы — в «Волю», «Свободную Россию», «Демократию» и «Республику». На Балтике пострадал вводившийся в строй эсминец «Владимир», обернувшийся «Свободой».

Двум мятежным черноморским кораблям («Кагулу» и «Пантелеймону») весной 1917 года вернули прежние имена: «Очаков» и «Потемкин-Таврический» (без «князя»). Второму, правда, ненадолго: под давлением экипажа, освобожденного революцией от излишней дисциплины, он превратился в «Борца за свободу». Аналогичным образом ненадолго возник учебный гвардеец «Память Азова», в 1909 году репрессированный за восстание в «Двину».

После победы большевиков переименование приняло массовый характер: все символы старого сносились полностью, хотя и не сразу (руки до основной части кораблей дошли уже в 1922 году и позже). В каронимике доминировали две основные категории. Первая — это вожди и деятели победившей революции. Так флот обзавелся «Троцким», «Володарским», «Урицким», «Сталиным», «Лениным», «Рыковым» и т.п. Вторая — имена и названия, связанные с мировым революционным движением: «Карл Либкнехт», «Марат», «Парижская коммуна», «Профинтерн», «Карл Маркс» и т.п.

Почти все они безвозвратно ушли в течение 20-25 лет, иные быстрее — особенно связанные с вышедшими из доверия товарищами. Каких-то из этих имен не жаль, но некоторые, вроде «Незаможника», нельзя не признать удачными. Ряд революционных каронимов прижился и воспроизводился уже после Великой Отечественной. Среди них — «Червона Украина», «Красный Крым», «Красный Кавказ».

Да, и самое главное: «Аврора» так и осталась «Авророй».

При Сталине порядок был

Схема именования новых кораблей Красного Флота обрела контуры уже в конце 1920-х годов и полностью сложилась десятилетие спустя.

Этот период следует особо отметить, потому что ни до, ни после отечественный флот не имел столь же четких, логичных и более-менее последовательно исполняемых правил именования. Сталинская каронимическая система, выстроенная вокруг нескольких базовых принципов, остается и поныне недосягаемым образцом, а претензии к ней можно предъявлять исключительно вкусового характера (от чего в каронимике уйти в принципе невозможно).

В системе того периода чувствуются творчески переработанные германский и американский принципы именования, но с особой логикой. Новая советская каронимика 1930-х разместилась в «серых зонах» старой имперской.

В предыдущей публикации мы уже отмечали, что до 1917 года флот не жаловал государственных деятелей (кроме императоров), сухопутных военачальников, а также географические каронимы (в частности, названия провинций и города). Именно этот материал и лег в фундамент новой системы, которая должна была отличаться от «наследия царизма».

Адмирал флота Советского Союза Троцкий

Эсминец проекта 7 «Гремящий» в годы войны

Адмирал флота Советского Союза Троцкий

Большой противолодочный корабль (изначально эсминец) проекта 57-А «Гремящий» в Северной Атлантике, 26 октября 1983 года.

Адмирал флота Советского Союза Троцкий

Эсминец проекта 956 «Гремящий», июнь 1993 года

Линейные корабли новой постройки именовались по территориям (как в проекте 23: «Советский Союз», «Советская Россия» и т.п.). Тяжелые крейсера — по городам морской славы, как в случае с непостроенным проектом 69 («Кронштадт», «Севастополь») и купленным в Германии «Лютцовом» («Петропавловск»).

Отметим, что трофейные и переданные союзниками тяжелые корабли также получали названия по городам, связанным с морем: «Новороссийск», «Архангельск», «Мурманск», «Керчь». Двум балтийским линкорам дореволюционной постройки в 1943-м вернули исторические имена «Петропавловск» и «Севастополь». В связи со всем этим «Лютцов»/«Петропавловск», все еще недостроенный, стал «Таллином».

После войны на бортах должны были появиться и сухопутные победы советской армии. Их первые следы видны в именах двух так и не построенных тяжелых крейсеров проекта 82 — «Сталинград» и «Москва».

Легкие крейсера именовались, вслед за эсминцами революционной поры, в честь высшей партийно-государственной номенклатуры: «Киров», «Каганович», «Молотов», «Жданов», а также явно относящийся сюда «Максим Горький», назначенный старшим администратором над советскими инженерами человеческих душ.

Здесь же — военачальники гражданской войны. Среди заложенных и запланированных до войны крейсеров проекта 68-К можно увидеть «Чапаева», «Щорса», «Пархоменко», «Котовского» и «Лазо». Выделялся не вполне системный «Чкалов». Один из кораблей предполагали назвать «Авророй» (подразумевая вывод из состава флота имперской «богини», ныне «зари нового мира»), однако война оборвала эту затею. Характерно, что перед этим планировалось достроить старый крейсер «Адмирал Бутаков» как учебный корабль — и тоже назвать «Авророй».

Адмирал флота Советского Союза Троцкий

Сторожевой корабль «Киров» итальянской постройки

Адмирал флота Советского Союза Троцкий

Легкий крейсер проекта 26 «Киров» на Неве, 1960-е годы. В это время он уже числился учебным кораблем

Адмирал флота Советского Союза Троцкий

Атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Киров», октябрь 1983 года

Эсминцам сохранили традиционные прилагательные. Появившийся класс лидеров называли в честь столиц союзных республик: «Москва», «Харьков» (столица УССР до 1934 года, корабль заложен в 1932-м), «Баку» и т.п. Туда же относился «Ленинград». По именам так и не построенных лидеров проекта 48 (типа «Киев») видны и предполагаемые пути дальнейшего развития этого правила: крупные города СССР («Архангельск», «Мурманск», «Петрозаводск»), героическая победа Красной Армии «Перекоп», а также аккуратно всплывший с имперских времен революционный «Очаков». Мы видим, что война скорректировала это правило, после чего города отошли более крупным кораблям.

В малых силах флота тоже завелся ряд каронимических правил, в том числе и унаследованных явочным порядком с имперских времен. Так, сторожевики получили «погодные» имена («Ураган», «Метель», «Молния» и т.п.), как корабли рубежа XIX-XX веков: канлодки типа «Дождь» и «Шквал», мониторы «Ураган», «Тайфун», «Смерч». Эта традиция во второй половине XX века перешла к малым ракетным кораблям. Еще одна линейка каронимов — птицы («Ястреб», «Альбатрос») и хищные звери («Лев», «Тигр»). Сторожевики погранслужбы в этот же период освоили драгоценные камни («Жемчуг», «Бриллиант»). Обе эти аполитичные традиции восходят к корветам и клиперам XIX века. Небольшим исключением смотрелись «Киров» и «Дзержинский» — два сторожевика, купленных в Италии.

Для тральщиков и, впоследствии, охотников за подводными лодками были созданы две группы каронимов. Одна связана с техникой и элементами конструкции корабля («Фугас», «Взрыватель», «Бугель», «Гак», «Крамбол» и т.п.). Вторая — с флотскими специальностями («Артиллерист», «Наводчик», «Связист», «Химик» и т.п.). Первая после войны прижилась слабовато (хотя несколько тральщиков в проекте 266 были названы в этой традиции), а вторая получила развитие: корабли проекта 266М с подобными именами до сих пор бегают по морям.

Здесь же возникает традиция именования малых сил флота в честь героев, сохранившаяся и поныне. В тот период, в частности, была построена серия тральщиков, названных в честь героев Гражданской войны.

В конце 1930-х годов там же, на торпедных катерах, возникает один из самых массовых в будущем каронимов ВМФ СССР — «комсомольцы», дополненные топонимом («Одесский комсомолец» и т.п.).

Адмирал флота Советского Союза Троцкий

Эсминец проекта 7 «Грозный» в Баренцевом море, военные годы

Адмирал флота Советского Союза Троцкий

Ракетный крейсер проекта 58 «Грозный»

Пока подлодки в силу их массовости не перевели на литерно-номерные обозначения, флот успел построить оригинальную серию кораблей: «Декабрист», «Народоволец», «Красногвардеец», «Революционер», «Спартаковец» и «Якобинец». Достойно сожаления, что эти имена (кроме, разве что, выпадающего из ряда ранне-революционного «Якобинца») так и не нашли должного применения в дальнейшем.

После войны, на волне возврата к славной истории отечества, флот обрел в число крейсерских каронимов имперских «адмиралов». Первой ласточкой стал опять же трофейный легкий крейсер «Нюрнберг» («Адмирал Макаров»). Уже позже появились «Нахимов», «Корнилов», «Сенявин», «Ушаков» и «Лазарев». Их дополнили тоже вполне традиционные для старого флота «Дмитрий Пожарский», «Александр Невский», «Дмитрий Донской» и «Козьма Минин». А потом — и ранее не очень жалованные моряками империи сухопутные военачальники «Александр Суворов» и «Михаил Кутузов».

Так обозначился возврат к имперским каронимам, и в этой восстановленный преемственности крылся резерв развития сталинской системы. Однако за прошедшие после этого 30 лет ВМФ СССР, выйдя в океаны и став глобальной силой, серьезно поступился принципами именования.

Канцелярит на бортах

Первое, что сделал советский флот, — начал именовать корабли в честь своих адмиралов. Проблема была только в том, что, если до революции «адмирал» в имени корабля указывал на принадлежность к касте флотоводцев, то при СССР решили использовать формальное воинское звание. Результат вышел специфическим.

К таким именам, как «Вице-адмирал Дрозд» трудно предъявлять стилистические претензии. Но попытка увековечить память Главкома гремучей конструкцией «Адмирал флота Советского Союза Горшков» изрядно отдавала канцелярщиной. Эта развесистая чиновная византийщина как будто перекочевала на борта кораблей из деревянного языка советского официоза.

Бюрократия не знает меры и вкуса, в результате во флоте СССР имена адмиралов красовались и на бортах ракетных крейсеров («Адмирал Головко»), и на тральщиках («Вице-адмирал Жуков»). Причем и там, и там они применялись бессистемно, вне единообразных серий.

Адмирал флота Советского Союза Троцкий

Ракетный крейсер проекта 58 «Варяг», 9 сентября 1988 года

Адмирал флота Советского Союза Троцкий

Недостроенный тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.5 «Варяг» буксируют через пролив Босфор, ноябрь 2001 года

Деревянный язык давал и полезные результаты. Массовое размножение «Комсомольцев Мордовии» создало практичный прецедент. В силу географического изобилия размножать имена можно было почти безгранично. Утверждение же идеологических норм одновременно сшивало корабль и его экипаж с определенной территорией, что закладывало новые традиции и позволяло на практике осуществлять лозунг о единении армии и народа. До революции схожий эффект успели прочувствовать на себе только экипажи эсминцев типа «Украина», строившихся на пожертвования определенных территорий и народов империи.

«Комсомольцев» перевели на поток: от крупных кораблей типа БПК «Комсомолец Украины», двух эсминцев «Московский комсомолец» и сторожевика «Ленинградский комсомолец» — до катеров. Кроме того, комсомольцами именовались дизельные подлодки.

Но чаще бывало наоборот. Главная победа совдеповской канцелярии над флотом и здравым смыслом — юбилейные почетные наименования. Это были не полноценные имена (корабль закладывался и служил под литерно-номерным обозначением), однако стиль эпохи они передавали точно.

Нельзя отрицать оригинальность таких каронимов, как «60 лет Великого Октября» (ракетоносец К-182, 1977) или «50 лет СССР» (многоцелевой атомоход К-323, 1972). Это, конечно, не аргентинский авианосец «25 мая», но определенный шарм задавало — в одном стилистическом ряду с краснозвездной ушанкой, медведем, балалайкой и прочим китчем.

Гораздо труднее понять первобытно-магический смысл таких заклинаний, как «60 лет ВЛКСМ» (ракетоносец К-451, 1978), «70 лет ВЛКСМ» (ракетоносец К-512, 1988) и отдельно «60 лет шефства ВЛКСМ» (торпедная лодка К-524, 1982). На флоте имелись изумительный ракетоносец К-51 «Имени XXVI съезда КПСС» (с 1999 года «Верхотурье»), малый ракетный корабль «XX съезд ВЛКСМ» и совершенно чудовищный торпедный атомоход К-242 «50 лет Комсомольску-на-Амуре».

В морских частях Погранвойск КГБ в этот период водились сторожевые корабли «Имени XXVII съезда КПСС», «Имени 70-летия Погранвойск» и «Имени 70-летия ВЧК-КГБ», а также малые артиллерийские корабли «Имени 60-летия Октября», «Имени 60-летия ВЧК» и «Имени 60-летия Погранвойск».

Чем провинились корабли, названные в стилистике протокола отчетно-выборного собрания, понять, по-видимому, невозможно.

Адмирал флота Советского Союза Троцкий

Легкий крейсер Milwaukee типа Omaha, Нью-Йорк, август 1943 года. В 1944-1949 годах — крейсер «Мурманск» в составе ВМФ СССР

Адмирал флота Советского Союза Троцкий

Легкий крейсер проекта 68-бис «Мурманск»

В рабочем беспорядке

В целом флот придерживался сталинских норм каронимики, но все более своеобразно. Отдельную проблему составляло смешение основных классов боевых кораблей, начавшееся с внедрением на флот ракетного оружия. Однако беспорядка хватало и с поправкой на постепенное размывание понятия крейсера, эсминца или сторожевика.

Столицы союзных республик, дополненные традиционным «Ленинградом» и политически важным в брежневское время «Новороссийском», перекочевали на борта авианесущих крейсеров. Причем там же в дальнейшем образовались несистемные «Адмирал Кузнецов» и «Ульяновск».

Почти полностью развалились крейсерские правила: в проекте 58 в одном ряду стояли «Грозный», «Варяг» и два «адмирала» (один из которых успел побыть «Владивостоком»). При этом «Грозный» остался с тех времен, когда серия считалась эсминцами и однородно именовалась прилагательными.

В серии БПК проекта 1134А можно найти и город («Кронштадт»), и адмирала империи («Адмирал Нахимов»), и советского адмирала («Адмирал Юмашев»), и сухопутного военачальника («Маршал Тимошенко»), и даже военачальника гражданской войны («Василий Чапаев»). В серии БПК проекта 1155 наблюдалась схожая картина, дополненная головным «Удалым». Ровная серия прилагательных в БПК проекта 61 открывалась головным «Комсомольцем Украины» и разбивалась крейсерскими «Красным Крымом» и «Красным Кавказом».

Более-менее однородной выглядели только «великолепная семерка» БПК проекта 1134Б, названная по городам, эсминцы проекта 956 (прилагательные с мелькнувшим «Московским комсомольцем»), да четверка атомных ракетных крейсеров проекта 1144 («Киров», «Калинин», «Фрунзе», «Юрий Андропов»).

Это, в принципе, было новой традицией: произвольно смешивать допустимые каронимы в серии. Основы этого подхода были заложены еще в конце 1940-х, в длинных сериях артиллерийских крейсеров проекта 68-бис.

Адмирал флота Советского Союза Троцкий

Легкий крейсер «Красный Кавказ», 1930-е годы

Адмирал флота Советского Союза Троцкий

Большой противолодочный корабль проекта 61 «Красный Кавказ» у берегов Турции, 1982 год

Еще одна характерная особенность позднесоветской каронимики — переименования кораблей, причем нередко еще до их ввода в строй. Эта политико-аппаратная неразбериха также не добавляла солидности именам, наносимым на борта.

Так, «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», задуманный как «Советский Союз» (вот он, осколок каронимики 1930-х!) и заложенный как «Рига», успел на своем веку побыть «Леонидом Брежневым» и «Тбилиси». Его имя, к слову, должен был носить пятый атомный крейсер проекта 1144, сначала названный «Дзержинским». Ракетный крейсер «Адмирал флота Лобов» стал после смерти министра обороны «Маршалом Устиновым», его имя отошло запланированному «Комсомольцу» того же типа, а тот поделился своим с лодкой проекта 685 (погибнет весной 1989 года).

Но были и хорошие новости. Помимо «адмиралов», советский флот медленно возвращал имперские каронимы. Первыми стали города морской славы («Петропавловск», «Севастополь», «Очаков» и т.п.), потом появился «Варяг». Хорошо знакомая «Слава» возникла на головном крейсере проекта 1164 (достойно сожаления, что в 1990-е это имя не удержалось на борту). Вернулись даже имперские победы, хотя крайне своеобразно: в 1960-е годы среди плавбаз подводных лодок проекта 1886 сиротливо образовались «Бородино» и «Гангут».

Стиль советского флота

Вкратце по стилю советской каронимической системы можно сделать следующие замечания.

Революционный бардак в наименованиях заложил-таки несколько устойчивых традиций. В частности, ввел в оборот имена государственных деятелей и дал флоту в наследство ряд сочных каронимов.

Созданная в конце 1930-х система именования кораблей остается пока вершиной отечественного каронимического искусства. Ее аккуратное применение вкупе с «легализацией» части дореволюционных каронимов (что наметилось с конца 1940-х) могло сформировать новую устойчивую и сбалансированную традицию присвоения имен.

Однако начавшееся с 1960-х небрежение правилами этой системы привело к целому ряду негативных явлений. Сохраняя в целом традиции системы 1930-х, ВМФ СССР регулярно нарушал их в частностях. Помимо канцелярщины, самым большим «грехом» выглядит размывание связи между каронимом и классом корабля (адмиралы-крейсера и адмиралы-тральщики тому примером). Также смешивались разнотипные имена внутри однородных серий кораблей.

Тем не менее по итогам советского периода в отечественной каронимике возникли и закрепились некоторые новые элементы. Среди них — воинские специальности, имена полководцев и государственных деятелей. Утвердился значительный (даже в чем-то чрезмерный) пласт географических имен.

Периодически предпринимались попытки вернуться к идеологически нейтральным именам царских времен. Правда, в позднем СССР так и не воспользовались традиционным для императорского флота корпусом побед русского оружия, а дореволюционных «адмиралов» вводили крайне дозировано. Не получили должного отражения и победы советской армии на полях Великой Отечественной.

В целом каронимическая система СССР была оригинальной, поначалу стройной и в любом случае имела серьезный потенциал для творческого развития. Однако засилье канцелярщины, мелкая политическая суетливость, непоследовательность и отказ от продуманного соединения с дореволюционными традициями превратили ее в громоздкую эклектическую конструкцию, перегруженную сухим официозом.

В таком виде система досталась в наследство ВМФ Российской Федерации, который, скажем откровенно, не сделал ее лучше (несмотря на отдельные светлые пятна). Вопросу именования отечественных кораблей после 1992 года мы посвятим следующую статью.
Автор: Константин Богданов
Первоисточник: https://lenta.ru/articles/2016/10/15/soviet/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 39
  1. tihiy 22 октября 2016 06:19
    название прям интригующее - Адмирал, да еще Троцкий...
    1. Котище 22 октября 2016 07:03
      Эсминец "Троцкий" имел место быть! good
      На ум приходит изречение кота Матроскина из Простоквашина "Человек и корабль Крузештерн". wink
      А если честно, порядок во флоте с "Именами" наводить необходимо. Должна быть четкая, исторически оправданая и справедливая классификация.
      Р.s. Немного тешу себя надеждой, что в составе ВМФ России появиться корабль с известным со времен Петра Великого наименованием "НЕ ТРОНЬ МЕНЯ"! fellow
      1. sanja.grw 22 октября 2016 09:19

        На ум приходит изречение кота Матроскина из Простоквашина "Человек и корабль Крузештерн".

        Поправлю,человек и параход.На нем моя бабушка плавала
      2. Aleksander 22 октября 2016 11:12
        Цитата: Котище
        А если честно, порядок во флоте с "Именами" наводить необходимо


        В первую очередь, думаю, надо восстановить историческую справедливость и вернуть, наконец, название старейшему в мире действующему кораблю Императорского Российского флота (сейчас в составе ВМФ России) "ВОЛХОВЪ" (103 года в строю)
        1. Варага 23 октября 2016 15:10
          ...Сейчас - "Коммуна". Солидарен. С этого и начнём.
      3. Варага 23 октября 2016 15:07
        " — Позвольте спросить в целях повышения образованности - а кто такой будет этот Иван Фёдорович Крузенштерн?
        — Не знаю, но только так пароход назывался, на котором моя бабушка плавала..."
        " - Адмирал Иван Федорович Крузенштерн - человек и пароход!"
  2. EvgNik 22 октября 2016 07:46
    Набрал в поиске:как корабль назовёшь.... Результат впечатляет. Самые первые:





    Нон коммент....
    1. Смог 22 октября 2016 08:09
      Дополню
      и еще.
      1. Хапфри 22 октября 2016 10:15
        Там ещё был PINDOS
      2. EvgNik 22 октября 2016 11:05
        Цитата: Смог
        Дополню

        Видел. Но меня не впечатлил. Более приятны кадры из мульта о капитане Врунгеле с его бедой.
        1. Смог 22 октября 2016 11:50
          Более приятны кадры из мульта о капитане Врунгеле с его бедой.

          Так шедевр.
          1. moskowit 22 октября 2016 13:16
            К огромному сожалению Вы, видимо, не читали книгу Андрея Некрасова, написанную в 1937 году, по которой в конце 70-х был снят известный мультик...
  3. parusnik 22 октября 2016 07:50
    засилье канцелярщины, мелкая политическая суетливость, непоследовательность и отказ от продуманного соединения с дореволюционными традициями превратили ее в громоздкую эклектическую конструкцию, перегруженную сухим официозом.
    ...Что верно, то верно...Хорошая статья, благодарю..
  4. TIT 22 октября 2016 08:48
    в копилку "Варягов"



    а для юмора можно вспомнить эсминец "Юрий Шестакович" lol
    TIT
    1. Варага 23 октября 2016 15:18
      На фото флагман Тихоокеанского флота гвардейский тяжёлый ракетный крейсер "Варяг". В прошлом "Червона Украина". Прибыл с Черноморского флота после раздела оного между Россией и Украиной.
      Добрый корабль. Имел честь бывать на его борту.
  5. Serg65 22 октября 2016 09:10
    Статье минус, о чём статья? В императорском флоте была определённая системная каронимика. а в Советском флоте большевики, партийная канцелярщина и советский тупизм изгадили всё! При этом автор стыдливо умалчивает о том, что в императорском флоте допустим в названиях броненосцев была такая же чехарда... Сисой Великий, Бородино, Князь Суворов, Слава, Цесаревичь?! Взять хотя бы упомянутые автором эсминцы типа Украина.....Войсковой, Туркменец, Казанец. Стерегущий, Страшный, Донской казак, Забайкалец. Новики тип Орфей - также встречаются не системный названия. эсминец Эмир Бухарский и головной Фин как бы совсем одинаково? Да конечно название 60 лет ВЛКСМ звучит не удобно, но это дань эпохе - 1978 год, многие коллективы боролись за это звание. мало того. что К - 451 получила это почётное именование. так ещё был учреждён нагрудный знак - который выдавался морякам хотя бы один раз вышедшим на лодке в море.
    1. Авиатор_ 22 октября 2016 15:38
      "многие коллективы боролись за это звание." - это за какое - "имени 60-летия"? Не смешите!
      1. Serg65 22 октября 2016 18:05
        Цитата: Авиатор_
        Не смешите!

        Для юморных авиаторов....почётное наименование давало некоторые преференции в карьерном росте и некоторые другие льготы для ЛС hi
    2. Котище 22 октября 2016 16:24
      встречаются не системный названия. эсминец Эмир Бухарский и головной Фин как бы совсем одинаково? [quote][/quote]
      Эмира Бухарского, Фина и даже Новика, заказывал не Российский императорский флот, а добровольное общество помощи флота, образованное после поражения в Русско-Японской войне. Эмир Бухарский внес наибольший пай в данное общество - один миллион рублей. За эти заслуги обществом и был назван эсминец. Соответственно на деньги собранные в великом княжестве Финлядском был построен - Фин, на деньги малоросов - Украина, Шереметьева - подводная лодка Фельдмаршал граф Шереметьев и т.д.
      1. Serg65 22 октября 2016 18:08
        Цитата: Котище
        Фина и даже Новика, заказывал не Российский императорский флот, а добровольное общество помощи флота

        Владислав.как вы думаете, на каком основании появилось имя допустим "Комсомолец Мордовии"???
      2. Sergej1972 26 октября 2016 23:09
        Может, всё-таки "Финн"? Постоянно у многих комментаторов "фины" вместо "финнов". Что, тяжело одну букву поставить? У нас русский язык, а не украинский, где нет сдвоенных согласных и пишут "комунизм" и т.д.
  6. мичман 22 октября 2016 09:23
    Я тоже не понял смысл статьи как и другие читатели. Что же предлагается?
    На гражданском флоте была такая же традиция. Вспомните первый атомный ледокол, это "Ленин", по Ладожскому и Онежскому озерам ходили колесные пароходы "Володарский", "Анохин", "Карл Либнехт", "Петр Пахтусов" (но это хоть полярный исследователь), "Ваня коммунист" и т.д. Честь имею.
    1. Котище 22 октября 2016 16:25
      Разговор идет о кораблях ВМФ.
  7. Виктор Wolz 22 октября 2016 09:27
    Сейчас к сожалению тоже много названий кораблей, которые не соответствуют их классу. Идиотия в названиях продолжается и по сей день. Эсминцы типа Современный выше по классу и водоизмещению к фрегатам которые носят крейсерские названия например адмирал Макаров. Сейчас восстанавливают бывший Калинин с названием адмирал Нахимов более несчастливого названия в российском и советском флоте трудно найти, вот это что дурь или желание назло судьбе присвоить название?
    1. Serg65 22 октября 2016 09:57
      Цитата: Виктор Wolz
      Сейчас к сожалению тоже много названий кораблей, которые не соответствуют их классу.

      Какие названия соответствуют по вашему классу "фрегат"? Или классу "корвет"? Или классу "плавбаза"? Кто определил это соответствие? Возьмите на пример имя "Меркурий" - его носил корабль 3-го ранга, который совершил подвиг, а имя "Память Меркурия" носили корабли 1-го ранга и где система? система названий кораблей - это условные рамки а не догма! Тем более военный корабль - это штучный товар, название которому не принимает работник канцелярии МО (как считает автор)!
      1. Виктор Wolz 22 октября 2016 21:20
        классу корветов имена должны соответствовать названиям сторожевиков или царских корветов например забияка. Фрегаты так выросли что могли бы иметь имена прилагательные как эсминцы ранее. А т.н. эсминец типа Лидер(если его вообще построят) явно тянет на крейсер с соответствующими именами царскими напр. Варяг, Аскольд, или советскими Красный Крым и Красный Кавказ.
        1. Монархист 25 октября 2016 12:46
          Вы правы: корвет"Забияка" или "Бойкий"звучит красиво,а фрегаты вполне сопоставимы с эсминцами
  8. V.ic 22 октября 2016 10:03
    вожди и деятели победившей революции. Так флот обзавелся «Троцким», «Володарским», «Урицким», «Сталиным», «Лениным», «Рыковым» и т.п. Вторая — имена и названия, связанные с мировым революционным движением: «Карл Либкнехт», «Марат», «Парижская коммуна», «Профинтерн», «Карл Маркс» и т.п.

    Интересно было бы комментировать: "Троцкий" получил невосстановимые повреждения палубной надстройки... "Урицкий" сел на мель... "Сталин" после торпедирования оставлен экипажем... "Ленин" перевернулся в гро... (простите, на якорной стоянке!)...
    1. Aleksander 22 октября 2016 11:34
      Цитата: V.ic
      "Сталин" после торпедирования оставлен экипажем


      Так ведь БЫЛО!: Турбоэлектроход "Иосиф Сталин" 5.12.1941 года был захвачен немцами, а 2 500 бойцов и членов экипаж пленены ими. Произошло это после подрыва его на минах 3.12.1941 г, 1740 человек было эвакуировано, а остальные остались на корабле, сумели откачать воду и остаться на плаву и дрейфовали к побережью Эстонии.
    2. Котище 22 октября 2016 16:31
      Радикально поступил Гитлер, который с началом Второй мировой войны приказал переименовать карманный линкор Дочланд в Лютцов. what
  9. дмитрич 22 октября 2016 10:41
    автор , что хотел сказать то! !
    1. Donhapa 22 октября 2016 13:59
      Цитата: дмитрич
      автор , что хотел сказать то! !


      Да он и сам не знает Что...
  10. moskowit 22 октября 2016 13:27
    Традиции на флоте должны соблюдаться во всём. Но как только "Система" даёт сбой, то в дальнейшем требуются большие усилия, чтобы её(систему) восстановить. В нашей стране это происходило неоднократно. "Шатания" в противоположные стороны естественны, пока не приходят профессионалы и прагматики на смену различным "революционерам", "либералам"," новаторам", "демократам" и прочая, прочая, прочая...

    Небольшое замечание по статье..."...освобожденного революцией от излишней дисциплины,..."

    Дисциплины излишней быть не может... Могут быть излишними требования по соблюдению дисциплины....
  11. Mavrikiy 22 октября 2016 13:56
    Адмирал флота Советского Союза Троцкий
    Ну, да, ну повелись. Сознайтась провели, заинтриговали. По теперешнему: пиар ход. о!
    Вы потеряли время, спутали ориентиры, что и требовалось.Больше читайте "Константин Богданов" (ну фоты были, и слова вроде.,,,,, а в осадке мусор)
  12. Авиатор_ 22 октября 2016 15:35
    Хорошая статья, респект автору!
  13. мыслитель 22 октября 2016 16:34
    Можно здесь почитать - Ю.С.Крючков. Имя на борту. Москва. "Транспорт" 1989 г.
  14. Варага 23 октября 2016 14:58
    " — Он о красоте думает! А о нас кто подумает? Антон Павлович Чехов? Да? Или Федор Иванович Шаляпин?
    Почтальон Печкин спрашивает:
    — Разрешите поинтересоваться. Кто это такой Антон Павлович Чехов будет?
    — Не знаю, — отвечает Матроскин. — Только так пароход назывался, на котором мой дедушка плавал.
    — А кто такой Федор Иванович Шаляпин?
    — Тоже не знаю. Так другой пароход звали.
    — Наверное, один был шахтер прославленный, а второй молотобоец! — решил Печкин. — Или они оба были почтальоны знаменитые.
    — Я думаю, они были очень хорошие люди, — сказал Шарик, — раз их именем пароходы назвали."
    Ничего не напоминает?.. Безвкусие и канцелярщина, а порой и "незнание предмета" нашими героическими горе-революционерами. Прав был профессор Преображенский. Разруха у них в голове. А если в голове разруха, то и вокруг барак будет. В том числе и идеологический.
  15. Варага 23 октября 2016 15:40
    А как Вам: "60 лет в одной фуфайке"?!.. Чем не название? Большевики много "нагородили" и "наморозили". Женское имя Даздраперма только чего стоит. Звучит? А это всего лишь - ДА ЗДРАвствует ПЕРвое МАя. Так что мне лично вполне понятно, о чём именно пишет автор. В отличие от некоторых "умников", пишущих коментарии, видимо, только для количества. И кто им только "звезды" ставит?!.. Очевидно, такие же. "Умники"...
    1. gladcu2 23 октября 2016 20:45
      Варага

      Вы на большевиков не наезжайте. Эти ребята заслужили уважение.

      Большевики, восстановили страну, взяли всласть в свои руки. После того, как буржуазия разрушила монархию и не смогла создать государство.

      После, большевики- коммунисты, создали новый тип экономической системы, которая и помогла отстоять страну во второй мировой. Они же создали мощную индустриальная страну в послевоенное время.

      Заметьте. Никакой гнилой буржуазии в этих процессах не участвовало.

      Зато буржуазия отметилась в разрушении СССР. И именно те лидировали, кто в шкалах и институтах на тройки учился. Потому, что не соответствовал моральным стандартам советского времени. Недокучки....

      А сейчас когда прошло поколение после разрушения СССР, результатами хвастаться нечем. Нет, стабильности, нет уверенности. А есть враньё, на каждом шагу.

      Поэтому либеры, ваше место под лавкой у печи.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня