В воздухе «гремлины»

В воздухе «гремлины»Тот, кто читал детскую книжку «Гремлины» английского писателя Роальда Даля или смотрел американский одноимённый фильм, знаком с этими мифическими существами, которые ненавидят технику и всячески вредят людям, пользующимся ею. Считается, что впервые о них широко заговорили английские лётчики в начале 1940-х годов во время битвы за Британию, веря в то, что гремлины проникают в двигатели самолётов и выводят их из строя. А сегодня «гремлинов» намерен взять на вооружение Пентагон.

С такой инициативой выступило агентство перспективных оборонных разработок (ДАРПА) министерства обороны США, предложив проект новой концепции использования беспилотников. Как можно судить по материалам американских СМИ, в её основе лежит новая, более эффективная тактика применения БПЛА. «Гремлинов» будут нести бомбардировщики B-52 и B-1B, транспортные самолёты C-130 Hercules и даже многоцелевые истребители. Всех их предлагается использовать как носителей БПЛА – выйдя в заданный район, они должны сбросить беспилотники с высоты 12 тысяч метров.
В течение часа при максимальном удалении от базового самолёта на 500 километров «гремлины» будут выполнять поставленные перед ними задачи. Пока речь идёт о ведении ими разведки и радиоэлектронном подавлении целей. Они будут подлетать к объектам противника как можно ближе и при одновременном массовом применении «забивать» каналы ПВО. Вопрос о боевом применении «гремлинов» на данном этапе не ставится (возможно, пока о нём открыто предпочитают не говорить). Выполнив свою миссию, «гремлин» должен возвратиться к носителю, где специальным оборудованием возвратится на борт самолёта-«матки».

«Гремлины» будут действовать в течение часа при максимальном удалении от базового самолёта на 500 километров


Первый этап программы будет сосредоточен на подготовке к демонстрационному полёту, который должен будет доказать жизнеспособность концепции запуска множества «гремлинов» на большие расстояния и возврата их в воздухе. Испытания ожидаются в 2019 году.

В прошлом месяце компания General Atomics Aeronautical Systems уже предложила свой вариант такого БПЛА, присвоив ему наименование SUAS (small unmanned aircraft system). Как сообщается, его масса составляет около 350 кг, он может нести полезную нагрузку до 13 кг и имеет запас топлива на час работы. Его лётный ресурс рассчитан на 20 циклов. Отработав их, «гремлин» будет отправлен на слом.

Пока первые оценки возможностей SUAS специалистами ДАРПА невысокие. В частности, Пентагон не устраивает малый лётный ресурс «гремлина». Понимая, что при низкой стоимости производства аппарата трудно добиться более высокого ресурса, военное ведомство США всё же потребовало от разработчиков конструктивного совершенствования проекта.

Наряду с проектом «Гремлины», который всё ещё остаётся на бумаге, появились и другие предложения по более эффективному использованию беспилотников. Так, командование армии (сухопутные силы) США заявило о необходимости расширения парка разведывательных беспилотных летательных аппаратов. Существующие БПЛА не устраивают его тем, что крупные аппараты требуют наличия взлётно-посадочных полос, а это при ведении боевых действий на пересечённой местности организовать весьма затруднительно. Что касается небольших аппаратов, запускаемых с руки, то они садятся либо на «брюхо», либо с помощью парашюта, вследствие чего зачастую получают повреждения.

Армия США уже сформировала базовые требования к новым разведывательным беспилотникам и передала их на согласование в Пентагон. Новые беспилотники должны быть независимыми от мест посадки. Одним из вариантов решения проблемы предлагается разработать аппарат с вертикальными взлётом и посадкой.

В качестве примера приводится беспилотник Lightning Strike, создаваемый компанией Aurora FLight Sciences. Этот беспилотник будет выполнен по изменённой схеме конвертоплана, в которой горизонтальное оперение и крыло могут поворачиваться на 90 градусов. Lightning Strike сможет развивать скорость до 400 узлов (около 741 километра в час). Масса полезной нагрузки аппарата составит 40 процентов от его максимальной взлётной массы 4,5–5,4 тонны. Если этот вариант будет взят за основу, то командование армии считает, что новые разведывательные БПЛА могут быть разработаны к 2019 году и в 2020 году приняты на вооружение.

В сухопутных войсках США хотели бы также, чтобы беспилотные летательные аппараты можно было запускать из машины и чтобы те могли сопровождать автотранспорт. «Это обширная область целенаправленной работы, – заявил директор центра по интеграции сил и средств сухопутных войск США генерал-лейтенант Герберт Раймонд Макмастер. – Мы рассматриваем проект создания целого семейства беспилотных систем… Нам необходим ряд платформ, которые мы сможем применять. Нас интересуют беспилотники вертикального взлёта, а также аппараты, способные летать автономно и противостоять сложным электромагнитным атакам». По словам генерала, которые приводит интернет-издание Defense One, в скором времени вооружённые силы США обнародуют всеобъемлющую стратегию по военному использованию БПЛА.
Автор: Владимир МОЛЧАНОВ
Первоисточник: http://www.redstar.ru/index.php/component/k2/item/30866-v-vozdukhe-gremliny


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 27
  1. Вождь краснокожих 22 октября 2016 15:00
    Все очень может быть. Когда то и про интернет заявили - "разработка интересная, но е трудно найти применение...")))
    1. Котище 22 октября 2016 16:55
      Носители В52 и В1 очень уязвимы для ПВО.
      1. Thor 22 октября 2016 18:00
        Так их работа за 500 км и не предусматривает вход в зону действия ЗРК.
        Вообще эта концепция (гремлинов) достаточно близка к идее москитного оружия, которая давно "витает в воздухе"..
    2. Vlad.by 28 октября 2016 10:32
      Это как же должно колом в глотке стоять русское ПВО, что бы пускаться во все тяжкие с использованием героев детских сказок!? Ну-ну, удачи им в борьбе с недостатком бюджета....
  2. demiurg 22 октября 2016 15:36
    По идее передать ударные функции беспилотникам это правильно.
  3. Невский_ЗУ 22 октября 2016 16:25
    эдак...года через 3-4...Комплекс "Баба-Яга, Красуха 6", хлопнет в ладоши, и все заморские супостаты начнут падать как мухи.... am
    1. НЕКСУС 22 октября 2016 17:14
      Невский_ЗУ
      эдак...года через 3-4...Комплекс "Баба-Яга, Красуха 6", хлопнет в ладоши, и все заморские супостаты начнут падать как мухи....

      Да,скорее всего это "клиенты" таких комплексов как Красуха...но Красуха-6 до 20 года вряд ли появится. При этом есть и другие комплексы РЭБ,которые хорошо могут справиться с данной проблемой.
      1. Vlad.by 28 октября 2016 10:34
        А ежели управление перехватит злой Путин? И отправит все это великолепие взад?
        Не додумали, что то любители сказок на ночь.
  4. demiurg 22 октября 2016 16:50
    Кстати, почти все в ближнем тылу врага можно выносить беспилотниками. Цели площадные, гпс/инерциалки хватит. Можно научить охотиться на вертолеты. Цена такого аппарата на порядок меньше т-50. В любом случае на свободную охоту самолеты сейчас никто не выпускает.
    Была статья тут, про самолет весом 6-7 тонн. Не нужен такой самолет. БПЛА за счет отсутствия пилота будет на тонну наверно легче и гораздо дешевле.

    Это даже не рипер будет, радиус действия 500 км за глаза. 2 по 250кг для большинства целей хватит.
    Зато штамповать можно пачками.
  5. Простой 22 октября 2016 17:34
    Данный концепт уже используется National Oceanographic and Atmospheric Administration для снятия параметров с ураганов.



  6. Простой 22 октября 2016 17:50
    .........................

  7. капрал 22 октября 2016 18:16
    Про групповое использование понятно, но как они собираются реализовывать возвращение на носитель?
    Стыковка к бомбодержателю - это покруче дозаправки в воздухе. Хотя если реализуют, то нам придется сильно материться от зависти, и галопом догонять.
    1. капрал 22 октября 2016 18:46
      Что-то сейчас подумалось, а если научить возвращаться на носитель что-нибудь вроде "Далилы". Выпустил штук несколько, они отработали, разведали,если целей не нашлось-вернулись к самолету-матке, дозаправились от него же, и - в новый квадрат. what
      ... зловещие "Страж-птицы " Шекли получатся.
    2. Простой 22 октября 2016 20:14
      На 00:45 первого видео видно , что возвращение происходит с помощью парашютов, причём контейнер с аппаратурой и сам планер имеют каждый свой парашют.

      Цитата: капрал
      Стыковка к бомбодержателю - это покруче дозаправки в воздухе.


      К неподвижному, да-почти нереально- точнее нецелесообразно, т.к. большая возможность повредить крыло "самолёта-матки". Да и требования к летающему дрону, в данном примере, удорожат конкструкцию.

      Вот пример более менее жизнеспособного концепта "возвращения домой":


      1. капрал 22 октября 2016 21:09
        Цитата: Простой
        К неподвижному, да-почти нереально- точнее нецелесообразно, т.к. большая возможность повредить крыло "самолёта-матки

        Но в статье рассуждается о:
        Выполнив свою миссию, «гремлин» должен возвратиться к носителю, где специальным оборудованием возвратится на борт самолёта-«матки».

        ...Да невнимательно прочитал про специальное оборудование. Выдвижной захват-манипулятор возможно.
        1. voyaka uh 22 октября 2016 21:26
          Например так:
          Из самолета-матки выходит длинный гибкий канат, к нему прицепляется дрон, вернувшийся с задания, его крылья и рули складываются. И его втягивают внутрь матки в виде изначального цилиндра.
    3. mav1971 23 октября 2016 21:26
      Цитата: капрал
      Про групповое использование понятно, но как они собираются реализовывать возвращение на носитель?
      Стыковка к бомбодержателю - это покруче дозаправки в воздухе. Хотя если реализуют, то нам придется сильно материться от зависти, и галопом догонять.


      Вы никогда не видели американскую систему подбора в воздухе летательных аппаратов?
      Космических аппаратов?
      Систему эвакуации спецназа путем подхвата его с помощью усов и крюков?

      Посмотрите внимательнее на самолеты МС-130...
      1. капрал 24 октября 2016 23:52
        .
        Цитата: mav1971
        Вы никогда не видели американскую систему подбора в воздухе летательных аппаратов?

        Видел, но для роя беспилотников пожалуй будет непрактично.
    4. Vlad.by 28 октября 2016 10:39
      А поясните, зачем догонять то? Ну материться, понятно, это я допускаю. Но цеплять бомбу в полете... какова цель? Сэкономить копейки рискуя носителем? Нет, русские обязательно найдут ассимметричное решение, простое как три копейки, дешевое как дырка от бублика и эффективное ...до жути! Ждите
  8. masiya 22 октября 2016 19:13
    А это натуральные пустынные гремлины...
    1. dimann271 22 октября 2016 22:12
      Нет, а чего, такого! Идея классная! Наверное. уже, давно реализованная! Попробуй, найди в пустыне верблюда! Это. же, арабские партизаны!
      1. Дамир 28 октября 2016 11:25
        А вы попробуйте из того ДШК пальнуть!!!! у верблюда позвоночник в аккурат в возницу и полетит, а горб в районе детородных органов вылезет...
  9. Комментарий был удален.
  10. sa-ag 23 октября 2016 11:35
    Возврат на носитель это лишнее на мой взгляд, хотя интереса ради можно придумать магнитный захват, соотношение массы аппарата и полезной нагрузки как то удручает 350 к 13, постановка помех требует неслабого источника энергии, а значит и массы, как разведчик годится,думается это должен быть массовый вариант HARM'a, цель - уничтожение любых радиоизлучающих устройств с вычислением и запоминанием их координат в полете, массовый сброс таких устройств позволяет выполнить боевую задачу, даже при потере половины из них
  11. ась 28 октября 2016 11:09
    Цитата: mav1971
    Вы никогда не видели американскую систему подбора в воздухе летательных аппаратов?

    Никогда не видел. Ссылочку дадите, где посмотреть?
  12. кедр 28 октября 2016 11:26
    Так наши конструктора и инженеры тоже сидеть три года, сложа руки, не будут.
  13. lexx2038 28 октября 2016 11:40
    Можно много дешевых, одноразовых, запрограммированных, без обратной связи для лучшей помехоустойчивости, начиненной различными типами взрывных устройств. Дроны массой 3-5 килограммов трудная цель для любой ПВО, а если их еще и очень много. Например атака на аэродром, куча технокомикадзе -часть "визжит" на всех частотах и спектрах, часть кумулятивные, часть осколочные, термобарические - этакая интеллектуальная кассетная бомба.
  14. KCA 28 октября 2016 15:43
    Для использования в качестве постановщика помех нужна энергия, откуда они её брать будут? Беспроводная передача электроэнергии на расстояние по сказкам Тесла? Или аккумуляторы от "Самсунга" соберут в батарею, или, скорее всего, будут летать на проводе, привязанные к дизельному генератору?
    KCA

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня