Ракетно-артиллерийский «Палаш»

Вскоре после принятия на вооружение зенитного ракетно-артиллерийского комплекса (ЗРАК) «Кортик», разработанного в тульском КБП и предназначенного для самообороны кораблей, работы по теме комбинированных зенитных установок были продолжены. В КБ Приборостроения пошли по пути модернизации уже созданного комплекса («Кортик-М» и «Кортик-МО»), а в московском КБ Точного машиностроения им. А.Э. Нудельмана стали работать над собственным проектом ЗРАК, названным «Палаш».

Ракетно-артиллерийский «Палаш»


Первые сообщения о разработке «Палаша» появились в 1994 году, далее в течение некоторого времени информация появлялась в крайне скудных количествах. Однако уже в 97-м стал известен примерный облик будущего зенитного комплекса, а точнее его орудийная часть – восемь управляемых ракет и два 30-мм шестиствольных автомата. В середине 2000-х годов опытный образец «Палаша» отправился на полигонные испытания, проводившиеся на «объекте 30» в Крыму. Осенью 2005, по завершении полигонных стрельб, боевой модуль зенитного комплекса (индекс 3Р89) отправили в Севастополь, где на СРЗ №13 его установили на ракетный катер Р-60. Корабельные испытания ЗРАК «Палаш» продлились до 2007 года. Следует отметить тот факт, что в полигонных и корабельных испытаниях проводились стрельбы только из автоматов – ракеты «Сосна-Р» к тому моменту еще не были готовы. В декабре того же года комплекс был принят на вооружение, а именно в опытную эксплуатацию. Кроме того, планировалось установить «Палаш» на второй катер – Р-239 – однако по ряду причин, в основном финансового характера, Р-60 так и остался в одиночестве.


Ракетно-артиллерийский «Палаш»


Своей компоновкой ЗРАК «Палаш» в некотором роде напоминает своей предшественник «Кортик». То же массивное основание и расположенные по бокам автоматы АО-18 и транспортно-пусковые контейнеры ракет. Однако «Палаш» имеет другую систему наведения, что тоже определенным образом сказалось на внешнем виде. В верхней части боевого модуля 3Р89 размещена оптиколокационная станция управления «Шар», закрытая сферическим кожухом. Из-за этой детали весь боевой модуль имеет некоторое сходство с роботами военного назначения из некоторых художественных фильмов, что сразу же отметили многие любители военной техники. Станция «Шар» имеет в своем составе телевизионно-оптическую станцию с теле- и тепловизионным каналом, лазерные дальномер и систему управления зенитными ракетами. Также, еще в самом начале работ по «Палашу», планировалось дополнить комплекс радиолокационной станцией, размещаемой в отдельном корпусе. Но до сих пор РЛС не доведена, в испытаниях не участвовала и о принятии ее на вооружение не может быть и речи. Таким образом, для обнаружения и наведения используется только станция «Шар», но в некоторых источниках утверждается, что автоматика «Палаша» может получать данные с собственных РЛС корабля-носителя. Без использования данных радиолокатора ОЛСУ «Шар» способна обнаруживать и выводить ракету на цель, находящуюся в пределах ±178° по азимуту и от -20°до +82 по углу места. При этом удержание цели на сопровождении обеспечивается при ее угловой скорости до 50 град/с. Максимальная дальность, определяемая лазерным дальномером – 20 км, при этом взятие цели на автосопровождение может происходить на меньших расстояниях: от 16 км для самолета, 10 для вертолета и около 8-10 для крылатой ракеты. Однако в большинстве случаев уверенное обнаружение и сопровождение цели возможно лишь на дальности от 6 км.

Ракетно-артиллерийский «Палаш»


Артиллерия ЗРАК «Палаш» состоит из двух автоматических пушек калибра 30 мм АО-18КД. От предыдущих модификаций они отличаются более длинным стволом (80 калибров) и, как следствие, лучшей баллистикой снаряда. Прицельная дальность пушек – от 200 до 4000 метров, а скорострельность – до 5000 выстрелов в минуту на автомат (суммарно – до 10 тыс.). Артиллерия «Палаша» может эффективно поражать цели, летящие со скоростью до 300 м/с на высотах до 3 км. Время реакции артиллерийской установки, по данным КБ Точмаш, составляет 5-7 секунд. Боекомплект автоматов – до 1500 снарядов. Механизм подачи боеприпасов – беззвеньевой шнековый. АО-18КД могут использовать следующие типы снарядов:
- БПТС. Бронебойный подкалиберный снаряд с твердосплавным сердечником (сплав ВНЖ). Имеется трассер. Предназначены, в первую очередь, для подрыва боевой части обстреливаемой крылатой ракеты;
- ОФЗС. Осколочно-фугасно-зажигательный снаряд;
- ОТС. Осколочный снаряд, оснащенный трассером.

Ракетно-артиллерийский «Палаш»


Как уже говорилось, к моменту испытаний комплекса ракета «Сосна-Р» (индекс ГРАУ 9М337), разрабатываемая КБ Точмаш, еще не была доведена до соответствующей кондиции. Поэтому на имеющихся фотографиях «Палаша» с ТПК ракет последние являются либо макетами, либо результатом фотомонтажа. По этой причине ниже будут приведены заявленные конструкторским бюро характеристики ракеты. При длине и массе ТПК в 2390 мм и 36-39 кг (в разных источниках данные разнятся) соответственно ракета может поражать аэродинамические цели на дальностях от 1300 метров. Максимальная дальность поражения цели «Сосной-Р» составляет 8 км в случае с самолетами или 4 км при работе по противокорабельным ракетам. Наведение ракеты на цель осуществляется лазером при помощи соответствующего узла станции «Шар». Заявленная точность наведения составляет до 15 угловых секунд. Во время полета до цели «Сосна-Р» может маневрировать с поперечной перегрузкой до 52 и продольной до 40 единиц. Максимальные скорость и высота полета цели, при которых ракета может эффективно поражать ее, составляет 700 м/с и 2-3500 м соответственно. Боевая часть ракеты осколочно-фугасная с 12-канальным лазерным бесконтактным взрывателем. Общая ее масса – 5 килограмм.

Ракетно-артиллерийский «Палаш»
Модуль ОЭСУ "Шар" ЗРАК "Палаш"


Кроме варианта «Палаш» разработана экспортная версия зенитного комплекса под названием «Пальма». От оригинальной модификации она отличается составом оборудования и вариантами исполнения. По желанию заказчика «Пальма» может изготовляться в нескольких версиях:
- полный комплект: боевой модуль (до четырех на одном корабле), РЛС и станция «Шар»;
- только боевой модуль (может комплектоваться ОЛСУ «Шар») с ракетным и артиллерийским вооружением;
- только боевой модуль (может комплектоваться ОЛСУ «Шар») с ракетным вооружением;
- только боевой модуль (может комплектоваться ОЛСУ «Шар») с артиллерийским вооружением;
- контейнерная модификация. Предназначается для использования на неподготовленных кораблях, например, на переоборудованных для военного использования гражданских судах.

Ракетно-артиллерийский «Палаш»


В российском Военно-Морском Флоте ЗРАК «Палаш» на данный момент имеется всего в одном экземпляре – на ракетном катере Р-60. Относительно оснащения «Палашом» других кораблей ничего не известно, однако в свете затянувшейся разработки ракеты для комплекса вряд ли стоит строить оптимистические планы о судьбе всего комплекса.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 44
  1. Sibiryak 18 января 2012 09:18
    Хороша машинка!
    1. димаивин 24 мая 2013 01:40
      хорошая тока протолжают ставить кортик иили каштан старье непонятно почему
      димаивин
  2. AlexiusKit 18 января 2012 09:22
    Отличная штука... winked
  3. Игорек 18 января 2012 09:27
    Вот такую штуку надо бы на "Терминатор" поставиль или на БМП только поменьше и назвать такую машинку "Мясником".
    Игорек
    1. ЯРС 18 января 2012 12:53
      вот тут я согласен на все 1000% и всегда задаюсь вопросом почему этого зверя не ставят на броне технику?
      1. Kazak_30 18 января 2012 14:12
        Зачем такая скорострельность для гусениц? И боезапаса много не возьмеш и отдача будет дай бог! Но идея хорошая!
        Kazak_30
      2. SSK 5 марта 2013 23:50
        Ответ прост - звуковое давление(выстрела) такой "машинки" может выдержать не каждый агрегат(прибор, солдат). На корабле внутри "машинки" никого нет, а поставь это на БТР- после попытки первого залпа его просто перевернет!
        SSK
    2. mox 18 января 2012 21:59
      Зачем?
      Будет недо "Панцирь" или пере "Тунгуска".
      mox
  4. viktor_ui 18 января 2012 09:37
    Хорош "киборг"... да только как и завелось в последнее время, не доделан и в штучном экземпляре... Пусть Рогозин загнёт конкретных тормозов-исполнителей и массово в войска сию сустемс..., а то так и четверть века минет уже до реального внедрения...
    P.S. ну а может тормозом его внедрения является морская версия Панциря ???
    1. ИСО 19 января 2012 10:01
      Не известно кого загибать среди исполнителей надо. Это родимое пятно наше ещё с советских времен. Знаком с продукцией ВПО ТОЧМАШ (правда другой номенклатуры) и не много с ситуацией на заводе. Работягам платят 10-20 тыров, конструкторы тоже не жируют в стране общее падение качества комплектующих, так что спрашивать с полудохлых сотрудников конструирующих и собирающих продукцию из того что смогли достать снабженцы по большому счету не чего.
      ИСО
  5. SWEET_SIXTEEN 18 января 2012 10:02
    У "Кортика" всегда были проблемы с ракетами. Комплекс не успевает эффективно их применять одновременно вместе с пушками. На корветах типа "Стерегущий" ЗУР с "Кортика" вообще были сняты.

    То же самое здесь. На реальном прототипе "Палаша" ракеты отсутствуют
  6. Игорек 18 января 2012 10:08
    Цитата: SWEET_SIXTEEN
    У "Кортика" всегда были проблемы с ракетами. Комплекс не успевает эффективно их применять одновременно вместе с пушками. На корветах типа "Стерегущий" ЗУР с "Кортика" вообще были сняты.То же самое здесь. На реальном прототипе "Палаша" ракеты отсутствуют

    Это из-за вибрации при стрельбе из пушек,у пиндосов тоже ракеты идут отдельно.
    Игорек
    1. киргиз 18 января 2012 12:07
      И это правильно, при возможности средства поражения лучше разносить, чтобы при поражении одной установки оставалось чем еще стрелять
      1. Serjant 19 января 2012 22:43
        В принципе, средства наведения тоже лучше отделять...
        Т.к. машинка в единственном экземпляре, то вряд ли кто-то серьезно тестировал ее на надежность...
        При стрельбе артиллерийской части наверняка возникает сильная вибрация, которая неизбежно скажется на надежности работы "Шара".

        Если подобный дивайс ставить на гусеницы, то может и имеет смысл такой гибрид. Но на корабле гораздо лучше поставить дискретный комплекс, отдельно ракеты, отдельно скорострельные пушки, отдельный пост наведения.
        1. SWEET_SIXTEEN 20 января 2012 01:10
          Уважаемый, с вами не согласен. Пост наведения должен быть смонтирован в едином модуле вместе с пушками - мировая практика. Российская АК-630, несмотря на прекрасную баллистику, серьезно уступает по точности из-за неудачного расположения поста наведения.

          По поводу ракет - должен быть отдельный модуль ЗРК со своим отдельным постом наведения.
  7. Ion Coaelung 18 января 2012 11:14
    СКАЙНЭТ не дремлет, Коламбия Пичерз негодуэ!!!
    Ion Coaelung
    1. L. Konstantin 18 января 2012 11:33
      да прям как из фильма терминатор! ЕЩЕ НА ГУСИНИЧНУЮ ПЛАТФОРМУ БЫ ПОСТАВИТЬ И КОПИЯ!
      L. Konstantin
  8. sahha 18 января 2012 12:03
    Если эту дуру поставить на гусиничную платформу,то я думаю что платформа
    от отдачи будет летать дальше чем сами снаряды.
    sahha
  9. Trevis 18 января 2012 13:12
    Несколько дековенно выглядит, но обладает огромной огневой мощью.
  10. -=999=- 18 января 2012 15:28
    АААаа! АЙ! шайтан машин.
    -=999=-
  11. киргиз 18 января 2012 15:56
    2,5 тонны железа в секунду плюет, я правильно посчитал?
    какой вес боезапаса нужен?
    1. Оскал 18 января 2012 21:40
      нет не правильно по твоим расчетам,только вес пуль 17тонн))без учета веса гильз и пороха,насколько я помню у подобных систем,что-то около 16 кг в секунду вылетает или за залп(2-3 сек)
      Оскал
      1. киргиз 19 января 2012 06:11
        точно емое я минуты с секундами перепутал wink
  12. 755962 18 января 2012 16:34
    Скоросшиватель,говорят баржи пополам режет.Статья была предыдущая ниже.
    755962
  13. Sleptsoff 18 января 2012 16:46
    Красавец! А есть видео с ним?
    Sleptsoff
  14. APASUS 18 января 2012 20:13
    Хороший агрегат ,для резки кораблей противника!
    1. Serjant 19 января 2012 22:49
      Ага... только корабль противника должен стоять бортом в десяти кабельтовых и ждать когда его разрежут! :)

      Где б взять таких противников? ;)
  15. Maroder 18 января 2012 21:06
    может вместо жигулей, лучше их выпускать ?
    Maroder
  16. Страбон 18 января 2012 21:41
    а если сбой программы, что там можно завести в ручную? Что то сомнительно все это..
    Страбон
  17. Torus 18 января 2012 23:22
    Как-то непонятно отчего до сих пор используют осколочные или осколочно-фугасные снаряды у нас? Вроде ясно, что бронебойные (кинетические) с вольфрамовым сердечником или из обеднённого урана намного эффективнее. Из обеднённого урана сердечник имеет ещё то преимущество, что обладает сильным пирофорным действием (он как бы "бронебойно-зажигательный").

    Раз уж разрабатывают новую систему, делали бы сразу под новый снаряд увеличенного могущества (с более длинной гильзой).

    И, на мой взгляд, действительно, лучше ракеты отдельно, а пушки отдельно.
    Заниматься двумя делами сразу не лучший способ добиться эффективности.
    1. ИСО 19 января 2012 10:08
      С вольфрамовым сердечником отстрелянные снаряды можно не собирать в отличии от снарядов с урановым. Пиндосы в ираке кучу бабла на сборе своих урановых снарядов оставили. wink Хотя конечно решить таким образом проблему хвостов обогатительных заводов привлекательно
      ИСО
      1. Torus 20 января 2012 20:18
        после стрельбы с корабля вряд ли что-то потребуется собирать... со дна моря-то ;)
        да и не так уж он радиоактивен, если честно... его химическая ядовитость значительно превышает опасность радиации от него :)
    2. SWEET_SIXTEEN 20 января 2012 01:11
      Показуха, ребята, показуха
    3. wasjasibirjac 24 января 2012 17:26
      попробуй попасть чисто бронебойным снарядом в крылатую ракету, даже если попадешь - будет дырка в 30мм. фугасный разнесет цель
  18. Capt.Stryker 19 января 2012 14:25
    Цитата: Игорек
    Вот такую штуку надо бы на "Терминатор" поставиль или на БМП

    Цитата: L. Konstantin
    ЕЩЕ НА ГУСИНИЧНУЮ ПЛАТФОРМУ БЫ ПОСТАВИТЬ И КОПИЯ!
    Это не возможно в принципе, потому как для охлаждения стволов требуется вода, на кораблях с этим проблем нет.
    Capt.Stryker
    1. SWEET_SIXTEEN 22 января 2012 14:51
      Тунгуска же как-то работает без охлаждения забортной водой.
  19. suharev - 52 20 января 2012 00:54
    Да! Хороша ! Ну, что ещё сказать.
    Достань врага в своей убойной яри.
    Хорошая машина, но опять
    Она у нас в едином экземпляре.
    suharev - 52
  20. sealord 20 января 2012 17:45
    Инженерно - конструкторская работа - гут ! 2,4 м ствол - оптимальный.
    Остались наши незабвенные заботы по внедрению, доработке, доводке,
    т.е. беспросветная борьба с большими начальниками и т.п. "русскими напастями".
    Каб их холера !!!!!!!!!!!!!
    P.S. весь боекомплект за 10 сек - для корабля, мало !
    sealord
    1. SWEET_SIXTEEN 22 января 2012 14:53
      весь боекомплект за 10 сек - для корабля, мало !
      Все с этим нормально. На американской Фаланге лента тоже 750 выстрелов - дальше перезарядка в ручную
      1. sealord 23 января 2012 11:26
        Если Амеры спрофанировали свой комплекс - не значит , что с ними нужно сравнивать. 1500 - для контейнерного варианта нормально, а для стационарного корабельного - мало !
        sealord
  21. Capt.Stryker 23 января 2012 12:09
    Цитата: SWEET_SIXTEEN
    На американской Фаланге лента тоже 750 выстрелов - дальше перезарядка в ручную

    Вы ошибаетесь. На "фаланксе" 1550 выстрелов. http://en.wikipedia.org/wiki/Phalanx_CIWS
    Capt.Stryker
    1. sealord 23 января 2012 12:35
      Конечно, в процессе эксплуатации пришлось увеличивать боекомплект. Начала 80-х годов система !
      sealord
  22. Capt.Stryker 23 января 2012 14:35
    Цитата: sealord
    Конечно, в процессе эксплуатации пришлось увеличивать боекомплект. Начала 80-х годов система !
    Базовая модель этого комплекса имела боекомплект 950-980 патронов, точно не помню, но ни как не 750.
    Capt.Stryker
    1. sealord 23 января 2012 15:38
      В конце 70-х, в журнале "Зарубежное военное обозрение" читал про эту Вулкан-фаланкс. В те времена интереснее чтива не было! А ща - инет - счастье.
      Факт тот , что боекомплект на корабле нужен больше. Как у наших : по 2000 на одну "вертушку".
      sealord
  23. Художник 25 января 2012 12:16
    Вот-бы такую штуку поставить на гусеничный ход и дать для ПВО .
    Художник
  24. Mad Robot 3 марта 2012 22:11
    Внешне напоминает "охранного терминатора" из фильма Терминатор 4 smile
    Mad Robot
  25. cobra 16 октября 2012 01:13
    В "Кортике" не предполагалось одновременной работы ракетами и пушками. Сначала на дальней границе зоны поражения работали ракеты, а затем вступали в дело пушки. Палаш это зря потраченные деньги, чистой воды распил. Кортик был построен еще в советское время, в его составе был локатор 8-ми мм диапазона. А вся оптика и лазеры бесполезны при постановке дымовой завесы. Кортик поставили на Петр Великий. Но как это часто бывает, высокое начальство рассудило по -своему и начали разработку практически аналога, а оказалось значительно более слабого комплекса. Наводит на грустные мысли
    cobra
  26. sergo1914 16 апреля 2013 13:26
    Эх... Работал в КБТМ с 90 по 97 годы после института. Опоры правая и левая, верхние кронштейны и третья опора ствольного блока - мои.
  27. sergo1914 16 апреля 2013 13:29
    Цитата: cobra
    Палаш это зря потраченные деньги, чистой воды распил. Кортик был построен еще в советское время, в его составе был локатор 8-ми мм диапазона. А вся оптика и лазеры бесполезны при постановке дымовой завесы. Кортик поставили на Петр Великий. Но как это часто бывает, высокое начальство рассудило по -своему и начали разработку практически аналога, а оказалось значительно более слабого комплекса. Наводит на грустные мысли


    Бред.
  28. sergo1914 16 апреля 2013 13:29
    Цитата: cobra
    Палаш это зря потраченные деньги, чистой воды распил. Кортик был построен еще в советское время, в его составе был локатор 8-ми мм диапазона. А вся оптика и лазеры бесполезны при постановке дымовой завесы. Кортик поставили на Петр Великий. Но как это часто бывает, высокое начальство рассудило по -своему и начали разработку практически аналога, а оказалось значительно более слабого комплекса. Наводит на грустные мысли


    Бред

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня