На борту большого десантного корабля «Иван Грен» проекта 11711

31 августа 2016 года головной корабль проекта 11711 «Иван Грен» завершил испытание авиационного комплекса в акватории Финского залива и 2 сентября вернулся на сдаточную базу в Балтийск, где началась подготовка корабля к очередному выходу в море.
В период нахождения корабля на якорной стоянке группе журналистов благодаря активному содействию пресс-службы завода и пресс-службы Балтийского флота удалось побывать на его борту и сделать подробный фоторепортаж о новом корабле.



Корабль заложен 23 декабря 2004 года в городе Калининграде на ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» под заводским номером 01301.




Проект разработан в традиционном проектанте больших десантных кораблей – ОАО «Невское Проектно-Конструкторское бюро» в Санкт-Петербурге в период с 1988 по 2004 год для замены устаревших БДК проектов 775 и 1171. Бюро возглавляет генеральный директор и генеральный конструктор Виглин А.О, а главным конструктором проекта является Суворов В.Н. Корабль предназначен для высадки десанта на необорудованное побережье, а также для переброски морем грузов в ближней и дальней океанской зоне и участия в миротворческих операциях.



БДК способен реализовать следующие способы высадки техники: непосредственно на необорудованный берег с помощью носового высадочного устройства или на плав как через носовую, так и через кормовую аппарель или с помощью транспортно-десантного вертолета Ка-29. Кран-балка, расположенная между пятиярусной носовой и четырёхъярусной кормовой надстройками, позволяет выгружать легкую технику и грузы на причальную стенку или на плавающие десантные средства, находящиеся под бортом корабля. Новшеством является новый неконтактный способ, который предполагает использование инженерных понтонов, на подобии тех, которые применяют сухопутные войска при форсировании водных преград. Из нескольких понтонов формируется наплавной мост, по которому тяжелая и легкая техника может передвигаться и высаживаться непосредственно на берег, имеющий уклон менее 3 градусов. Такой метод давно используется за рубежом, но в отечественном флоте применен впервые. Также новшеством для отечественного флота является возможность перевозки на верхней палубе 20-футовых морских контейнеров с любым видом груза, выполненных по международным стандартам и выгрузки их на плавсредства или причальную стенку.



Корабль двухвальный, двухпалубный, с баком, ютом, кормовым расположением машинного отделения, двумя надстройками и сквозным, от носа до кормы, десантным трюмом, в котором размещается подвижная боевая техника. Корпус и надстройка стальные. Поскольку корабль рассчитан на длительное патрулирование с десантом на борту, комфортному размещению десанта уделено немаловажное значение. Для размещения десанта предусмотрены многоместные каюты с трехъярусными койками, спортивный зал, удобные душевые и умывальники. Для обеспечения прогрева двигателей техники, находящейся на нижней палубе, предусмотрена специальная система вентиляции. В кормовой надстройке предусмотрен ангар на 1 вертолет Ка-29, но благодаря тому, что конструкция ангара имеет выдвижную часть в сторону вертолетной площадки, то возможно базирование двух вертолетов, но при этом использование второго при нахождении первого в воздухе будет затруднено.



Неповторимый облик кораблю придает развитый бак с большим изгибом и возвышением над ватерлинией, конструкция и размеры которого обусловлены использованием инженерных понтонов для нового неконтактного способа высадки, а также применением носового гидродинамического обтекателя бульбового типа в подводной части корабля. Осадка корабля без груза составляет 4,6 м носом и 5,0 м кормой.



В процессе достройки корабля проект 3 раза корректировался в части изменения состава вооружения, радиоэлектронных средств и изменения ТТХ, а по причине недопоставки документации и контрагентского оборудования сроки готовности заказа не раз переносились. По первоначальному проекту планировалось вооружить корабль новой 100-мм артиллерийской системой А-190М и двумя зенитно-артиллерийскими комплексами «Палаш», для огневой поддержки десанта предусматривались две пусковые установки реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М». В итоге, по причине выдвинутого уже в процессе строительства требования экономии бюджетных средств и сокращения сроков строительства, состав вооружения был существенно сокращен и задача по огневой поддержки десанта с корабля была снята. Установленное вооружение включает в себя две артиллерийские системы аналогичного назначения и одинакового калибра – носовую 30-мм артустановку АК-630М-2«Дуэт» и две кормовых 30-мм артустановки АК-630М с системой управления огнём 5П-10-03 «Ласка». Такой состав вооружения не характерен для других кораблей ВМФ России и является скорее компромиссом между необходимостью и возможностями гособоронзаказа. Предусмотренные проектом два 14,5-мм крупнокалиберных пулемета МТПУ «Жало» и переносные ПЗРК на время ходовых испытаний не устанавливались.



«Иван Грен» способен принять на борт 13 основных боевых танков, состоящих на вооружении ВС России, либо 36 единиц гусеничной или колесной боевой техники в габаритах боевой машины пехоты, а также 300-380 человек десанта с вооружением, амуницией и боеприпасами. Общая масса различных грузов, принимаемых на борт корабля составляет до 1500 тонн.

Главная энергетическая установка состоит из двух дизель-реверс-редукторных агрегата ДРРА-3700 на основе дизеля 10Д49 с системой управления турбонаддувом СУТН-10060, работающих на винт фиксированного шага, обеспечивающих кораблю скорость до 18 узлов. Эффективная мощность одного агрегата 5200 л.с. В каждом машинном отделении расположено по два вспомогательных дизель-генератора АДГ-1000НК в составе дизеля 8ДМ-21С. Один дизель-генератор обеспечивает все потребности в электроэнергии в стояночном режиме, два дизель-генератора – гарантированное питание в боевом режиме.

18 мая 2012 года корабль был спущен на воду, при этом было объявлено решение о строительстве серии из шести подобных кораблей, но после закладки второго корабля, получившего название «Петр Моргунов», серию сократили до двух единиц. Решение о дальнейшем строительстве аналогичных кораблей будет принято после проведения всесторонних испытаний головного. Также в 2003 году было анонсирована разработка экспортного варианта БДК – проект 11711Э.

25 июня 2016 года БДК «Иван Грен» впервые вышел в море в рамках заводских ходовых испытаний в полигоны Балтийского моря. А с 15 августа 2016 года «Иван Грен» встал на якорь в акватории Финского залива для приема на борт вертолета Ка-29 и проведения испытаний авиационного комплекса. По причине поломки материальной части вертолета, испытания начались только 23 августа, прибывший из Ейского 859-го Центра боевого применения и подготовки лётного состава Морской авиации ВМФ России вертолет Ка-29 бортовой номер 38 «желтый», регистрационный номер RF-34194 в первый же день совершил 24 посадки на палубу.

В период выполнения программы испытаний в Финском заливе кораблю пришлось выполнить первую в своей жизни спасательную операцию. 29 августа в районе 15:00 проходящий мимо корабля малоразмерный частный катер «Швед» с регистрационным номером Р7246ЛХ подал сигнал бедствия и запросил помощь. Катер следовал из Финляндии в Санкт-Петербург и попал в шторм 3-4 балла с ветром до 12 м в секунду. Неожиданно для капитана судна волнами из якорного клюза выбило якорь и стравилась за борт вся якорь-цепь, которую из-за неисправности шпилевого устройства пришлось обрезать. Находящиеся на борту пассажиры, в том числе двое детей, сильно укачались. Катер плохо управлялся на волне, но имел ход и связь. Капитан катера запросил командира поднять катер на борт, но поскольку у него не было специального спускоподъёмного устройства, существовала угроза во время сильного волнения при подъеме разбить катер о борт. Учитывая сложившуюся ситуацию, командир корабля принял решение прикрыть катер от волн и, поставив его в кильватер, сопроводил в безопасный район, поддерживая постоянную связь на УКВ. В двух милях от мелководного берега Зеленогорска БДК передал потерпевшего силам МЧС, которые ошвартовали катер в акватории зеленогорского яхт-клуба около 20:00.

2 сентября корабль прибыл в Калининград для устранения выявленных замечаний. Но, к сожалению, ожидаемого в этом году ввода корабля в состав ВМФ может не состояться. Замеры уровней физических полей показали, что токи, создаваемые в размагничивающих обмотках, не обеспечивают заявленных в техническом задании величин электромагнитного поля. Тому виной ошибочный выбор марки и сечения токоведущих кабелей. Для их замены потребуется постановка корабля в сухой док и проведение сложных корпусных работ.

Тактико-технические характеристики корабля.
Водоизмещение полное – 6000 тонн.
Главные размерения (макс. длина х ширина х осадка) – 120х16,5х5,0 метров.
Скорость полного хода без груза – 18 узлов.
Дальность плавания скоростью 16 узлов – 3500 миль.
Экипаж – 100 человек.
Автономность – 30 суток.
РЛС – МР-352 «Подитив».

Кормовая аппарель.




Над приваренными буквами наименованием корабля проложен кабель-проводник устройства снятия с мели.



Вид на носовую надстройку и ходовой мостик.



Якорное устройство.



Артиллерийская установка АК-630М1-2 «Дуэт», изготавливаемая «АК «Туламашзавод». На баке с правого борта видна площадка, на которую по первоначальному проекту планировалось установить пусковую установку А-215 «Град-М».



Вид на носовую надстройку и антенные посты.



Ходовой мостик. В центре – место вахтенного рулевого.





Левая часть мостика. Оптико-электронный блок УВ-450 системы внешнего наблюдения и целеуказания. Регулировка изображения и наведение визира осуществляется с помощью джойстика.



Вид с ходового мостика на бак корабля и носовую артиллерийскую установку.



Установка 120-мм комплекса выстреливаемых помех ПК-10 «Смелый» и корабельный прожектор.



Вид на правое крыло мостика.



Вид на шкафут левого борта, выход на крыло мостика.



Интерьер столовой личного состава.





Вид на носовую надстройку с крыши вертолетного ангара.



Вид на вертолетную площадку и кормовую надстройку. Кормовая надстройка сформирована вокруг вертолетного ангара, в ней расположены медицинский блок, воздуховоды и газоходы машинного отделения, подбашенные отделения кормовых артиллерийских установок и пост управления полетами.





Вертолетный ангар. На борту корабль нес макет вертолета, но размеры ангара позволяют помещать в ангар 2 вертолета типа Ка-29 или 1 типа Ка-52.



Вертолетный ангар, вид в нос. Ангар имеет подъемный трап-сходню для перемещения техники с нижних палуб на верхнюю, а также две двери роллетного типа в нос и корму, что позволяет перемещать технику как на вертолетную площадку, так и на верхнюю палубу между надстройками.



Установка 135-мм комплекса выстреливаемых помех КТ-308-04 «Просвет-М». Позади видна 30-мм артиллерийская установка АК-630М левого борта.



Установка 135-мм комплекса выстреливаемых помех КТ-308-04 «Просвет-М» правого борта.



Датчик измерителя нижней границы облаков, установленный на крыше вертолетного ангара.



Артиллерийская установка АК-630М правого борта.



Оптико-электронный визир системы управления стрельбой АК-630М правого борта.



Вид на шканцы и вертолетную площадку.



Правое машинное отделение. Главный дизель 10Д49 производства ОАО «Коломенский завод».



Вспомогательные дизель-генераторы АДГ-1000НК в составе дизеля 8ДМ-21С производства «Уральского дизель-моторного завода».



Местный пульт управления работающего вспомогательного дизель-генератора.



Холодильная машина системы охлаждения судового оборудования.



Спуск на воду катера БЛ-680Р.



Заводской специалист управляет кран-балкой с помощью переносного пульта управления.



Кран фирмы Sormec M500/SA с жесткой стрелой грузоподъемностью 15 тонн в походном положении.

Первоисточник: http://ruspodplav.livejournal.com/16931.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 14

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Мур 2 ноября 2016 05:59
    Сложной судьбы кораблик...
  2. ССИ 2 ноября 2016 08:12
    Ну, вот не надо называть "кран-балкой" нормальные краны, причем, их два...
  3. антивирус 2 ноября 2016 08:55
    мало и поздно. уважение своих- это хорошо. а чтоб "партнеры"уважали -это на 10 лет раньше надо было спустить на воду.До принятия прибалтов в НАТО.
  4. Spartanez300 2 ноября 2016 09:45
    Корабль полный отстой по вооружению , не успели спустить на воду а уже весь зачуханный. Куда столько денег вбухали на отделку столовой , не боевой корабль а плавучий кран , фуфло полное.
    1. Комментарий был удален.
    2. svd-73 2 ноября 2016 12:01
      Корабль полный отстой по вооружению , не успели спустить на воду а уже весь зачуханный. Куда столько денег вбухали на отделку столовой , не боевой корабль а плавучий кран , фуфло полное.
      Перед стрельбой из кормовых АК-630 надо будет снимать ограждение палубы
  5. svp67 2 ноября 2016 19:49
    Честно, но не понял, а почему СТОЛЬКО ржавчины на НОВОМ?????? корабле. Почему сурик выступает из под сколов краски? Чем занята боцманская команда?
    1. Uncle Lee 3 ноября 2016 11:15
      А соль морская въедлива как черт ! request
  6. exo 3 ноября 2016 14:41
    Да,до пр.1174,ему далеко.Жаль,те корабли-не сохранили.Ладно бы,хоть этих бы,с десяток,построили.А две единицы,при ветхости наших десантных сил-это,вопроса не решает.
    exo
  7. derik1970 5 ноября 2016 18:57
    Проектировщикам оторвать все причиндалы ниже пояса, абы че слепили... надо же сечение кабеля для размагничивания занизили, башни артустановок ниже ограждения стоят, палубы уже ржавые с завода и наверняка еще много чего не так... ушлепки нет слов, будто орава малограмотных туземцев проектировала корабль... и так везде и во всем... что у подводников что у надводников... на гражданке то же самое...
  8. zinych1 4 января 2017 14:49
    Это фото с первых ЗХИ. Окончательная покраска корабля происходит перед передачей его флоту. Я сам участвовал в ЗХИ после среднего ремонта РПКСН 667БДРМ "Брянск и Карелия" и если с лодками всё проще, снаружи она чёрная, то красить корабль внутри, когда на нём находится 300-320 человек из положенных 140 экипажа, нет никакого смысла. А корабль достроили - молодцы. Он станет незаменимым опытом в продолжении строительства БДК. Проект 11356 тоже устаревший по сравнению с 22350, но он был необходим, чтобы в кратчайший срок перевооружить старый корабельный состав ЧФ.
  9. Гронский 14 марта 2017 10:44
    Да уж, посудина неказистая.Да и качество исполнения мягко говоря хромает, какие то кривые косынки/желоба/кронштейны, такое впечатление, что судно произведено артелью чермета, а не полноценным судостроительным заводом. И эта неизбывная корозия, просто бич нашего флота, понятно, что после испытаний и перед сдачей заказчику будут окончательно наводить марафет. Но почему ее ТАК много, он что из кровельного железа?
    А нескользящего полимерного покрытия палубы на наших военных кораблях мы наверное не дождемся никогда.
    Сурик и просвечивающее из под него железо палубы, это наше все. Примерно, как портянки в армии.
    В общем как-то грустновато. В этом конкретном случае, автору заметки стоило бы руководствоваться правилом - пол работы не показывают, а если показывают, то издалека.
  10. Диван Диваныч 19 апреля 2017 22:38
    Разгрузка с помощью понтонов...

    Не проще ли вертолет заменить на десантный катер, который сможет разгружать корабль по нормальному, без всяких костылей в виде понтонов.
  11. Брови Брежнева 23 апреля 2017 16:39
    Весь зачуханый, ржавый, на надписи с названием корабля краска уже отвалилась, а он еще в строй не встал.
  12. V.Demon 10 августа 2017 16:35
    Очень слабое вооружение. Практически корабль не может оказать ни какой огневой поддержки при высадке десанта.На БДК в 60е годы стояла 57мм.спаренная артустановка (ЗИФ-57) и РБУ. Это хоть, что - то давало при прикрытии высадки десанта. Сам корабль напоминает суда сухогрузы (лесовозы),строившиеся на судостроительном заводе им. А.А. Жданова в конце 60х годов. Старшему боцману и боцманской команде корабля после ввода в строй придётся в поте лица бороться со ржавчиной. Как будет работать кран во время обстрела с воздуха и побережья не понятно?? Бронезащиты крановщика и приводов нет и в помине! Прошу разъяснить про гибкую палубу.
Картина дня