Производство самолётов Ил-96-300 и Ан-148

В цехах Воронежского авиазавода за 85 лет его истории выпускали сразу несколько самолётов-легенд. Во время войны — знаменитый штурмовик Ил-2 (конструкторы назвали его «Летающий танк»). В конце 1960-х — первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144. Сегодня завод производит воздушные суда Ил-96, Ан-148, а также отдельные агрегаты для самолётов SSJ 100 и МС-21. Возобновлены работы по транспортному самолёту Ил-112. Именно Воронежское акционерное самолётостроительное общество (ВАСО) производит главный самолёт России — президентский Ил-96, более известный как Борт №1.

Производство самолётов Ил-96-300 и Ан-148


1. Решение об организации завода приняли в 1929 году. До 1966 года у завода были лишь номерные названия: сначала №18, затем №64. В годы войны производственные линии были эвакуированы в Куйбышев (сейчас — Самара), после Победы завод в Воронеже фактически восстановили заново.

Производство самолётов Ил-96-300 и Ан-148


2. Воронежский авиазавод за долгие годы своей истории выпускал такие самолёты, как АНТ-25 (на них через Северный полюс в США совершали перелёты экипажи Чкалова и Громова), легендарный штурмовик Ил-2, ракетоносец Ту-16, пассажирский Ил-86 и первый в мире сверхзвуковой лайнер Ту-144.

Производство самолётов Ил-96-300 и Ан-148


3. ВАСО — единственный в стране производитель дальнемагистральных широкофюзеляжных пассажирских самолётов Ил-96-300. Созданный в ОКБ им. Ильюшина при непосредственном участии ВАCО опытный образец впервые поднялся в небо 28 сентября 1988 года. Полёт продолжался 40 минут.

Производство самолётов Ил-96-300 и Ан-148


4. Ил-96 стал первым советским дальнемагистральным широкофюзеляжным самолётом.

Производство самолётов Ил-96-300 и Ан-148


5. Современный Ил-96-300 может взять на борт до 300 пассажиров. Новая модификация Ил-96-400М с удлинённым фюзеляжем, увеличенным размахом крыла и более мощными двигателями вмещает до 435 пассажиров.

Производство самолётов Ил-96-300 и Ан-148


6. Экипаж самолёта состоит из трёх человек (двух пилотов и бортинженера). Ил-96 стал первым воздушным судном семейства «илов», в команду которого перестал входить штурман.

Производство самолётов Ил-96-300 и Ан-148


7. Так называемая «стеклянная» кабина пилотов Ил-96-300. Основной массив агрегатной и полётно-навигационной информации выводится на несколько дисплеев. Традиционные круглые аналоговые приборы только дублируют информацию. Оборудование авионики лайнера производится в России.

Производство самолётов Ил-96-300 и Ан-148


8. Размах крыла Ил-96-300 — более 57 метров, длина — 55 метров, максимальная взлётная масса 250 тонн, полезная нагрузка 40 тонн. Максимальная дальность полёта — до 13 500 км.

Производство самолётов Ил-96-300 и Ан-148


9. Ил-96 поднимается в воздух при помощи четырёх ПС-90А. Это российский турбовентиляторный двигатель с максимальной тягой 16 000 кгс (выпускает ОАО «Пермский Моторный Завод»).

Производство самолётов Ил-96-300 и Ан-148


10. Именно в этом цехе Воронежского авиазавода во второй половине 1960-х годов собирали первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144. Здесь же в конце 1970-х годов начинали сборку широкофюзеляжного аэробуса Ил-86.

На фото: сейчас здесь идёт монтаж фюзеляжей Ил-96-300.

Производство самолётов Ил-96-300 и Ан-148


11. Диаметр фюзеляжа Ил-96-300 — 6 метров 8 см. Это всего на 42 см меньше, чем у Боинга-747.

Производство самолётов Ил-96-300 и Ан-148


12. Сверление и разделка отверстий под заклёпки в панелях фюзеляжа.

Производство самолётов Ил-96-300 и Ан-148


13. Крыло от самолёта Ил-96-300. Трудно сказать, сколько точно стоит такое крыло, но в известной поговорке «Стоит как крыло от самолёта» точно есть доля истины, ведь стоимость всего Ил-96-300 начинается от $40 миллионов и очень сильно меняется в зависимости от назначения и комплектации конкретного борта.

Производство самолётов Ил-96-300 и Ан-148


14. В 2014 году ВАСО получило крупный заказ на производство 14 широкофюзеляжных Ил-96 разных модификаций — до 2024 года. Речь в первую очередь идёт о бортах для госструктур. Самолёты воронежского производства использует Специальный лётный отряд «Россия» — он обслуживает руководство страны, в том числе президента РФ. Также ВАСО собирает самолёты по заказу Минобороны (в частности, летающий командный пункт, который в народе прозвали «самолётом судного дня»). На базе Ил-96 планируется и создание стратегического топливозаправщика.

Производство самолётов Ил-96-300 и Ан-148


15. Ан-148 — ближнемагистральный узкофюзеляжный самолёт, разработанный в АНТК им. О.К. Антонова (Украина).

Производство самолётов Ил-96-300 и Ан-148


16. Вмещает до 85 пассажиров, дальность полёта около 3500 км.

Производство самолётов Ил-96-300 и Ан-148


17. Первый серийный самолёт поднят в небо с аэродрома ВАСО 19 июля 2009 года.

Производство самолётов Ил-96-300 и Ан-148


18. На сегодняшний день Ан-148 эксплуатируется в России, Украине и Северной Корее.

Производство самолётов Ил-96-300 и Ан-148


19. Общемировой спрос на региональный лайнер разработчик оценивает в 500 бортов.

Производство самолётов Ил-96-300 и Ан-148


20. В 2015 году президент Украины Пётр Порошенко заявил, что выбирает Ан-148 в качестве своего президентского самолёта.

Производство самолётов Ил-96-300 и Ан-148


21. Крыло Ан-148 находится над фюзеляжем, благодаря большому расстоянию от двигателей до земли самолёт может работать даже с малоприспособленных грунтовых полос.

Производство самолётов Ил-96-300 и Ан-148


22. В ходе монтажа крыла используют весовые макеты силовой установки. Масса жёлтого куба — около 1400 кг, что соответствует массе газотурбинного двигателя Д-436-148.

Производство самолётов Ил-96-300 и Ан-148


23. С 2012 года «Ангара», базирующаяся в Иркутске, эксплуатирует 5 самолётов Ан-148-100Е. Они неоднократно садились в Якутии при температуре за бортом минус 49°С и при горизонтальной видимости 350 метров.

Производство самолётов Ил-96-300 и Ан-148


24. Со стапелей ВАСО сошли 29 самолётов Ан-148 различных модификаций. Они эксплуатируются СЛО «Россия» и ФСБ. Сейчас предприятие выполняет заказ Минобороны России на поставку 15 самолётов Ан-148-100Е.

Производство самолётов Ил-96-300 и Ан-148


25. Стенд-макет для предварительного монтажа электропроводки самолёта.

Производство самолётов Ил-96-300 и Ан-148


26. Общая длина электропроводки, например, Ил-96-300 — 345 км! Для сравнения: от Москвы до Воронежа по прямой 463 км.

Производство самолётов Ил-96-300 и Ан-148


27. Монтаж электрооборудования в фюзеляже. Численность работников ВАСО составляет около 5000 человек.

Производство самолётов Ил-96-300 и Ан-148


28. В 2013-14 годах была возобновлена программа создания лёгкого военно-транспортного самолёта Ил-112В.

На фото: изготовление отсеков фюзеляжа Ф-1 и Ф-2 (носового и центрального) первого опытного образца Ил-112В в агрегатно-сборочном цехе ВАСО.

Производство самолётов Ил-96-300 и Ан-148


29. Клёпка носового отсека Ил-112В.

Самолёт призван заменить ветерана Ан-26. Разработчиком Ил-112В является Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина, окончательная сборка производится на ВАСО.

Самолёт сможет перевозить до 6 тонн груза (или около 40 десантников). Дальность полёта — примерно 1000 км. Ил-112В будет оснащаться двумя турбовинтовыми двигателями.

Производство самолётов Ил-96-300 и Ан-148


30. Первый Ил-112 планируют поднять в воздух летом 2017 года, а второй образец передать на статические и ресурсные испытания.

Производство самолётов Ил-96-300 и Ан-148


31. Серийное производство может начаться в районе 2019 года. Мощности ВАСО позволяют выпускать 8-12 самолётов Ил-112 в год.

Производство самолётов Ил-96-300 и Ан-148


32. МС-21 — проект семейства пассажирских среднемагистральных самолётов, разрабатываемых ОКБ им. А.С. Яковлева и корпорацией «Иркут».

В рамках кооперации ВАСО выпускает: пилоны для двигателей, створки основной и передней опоры шасси и обтекатель «крыло-фюзеляж», элементы вертикального и горизонтального хвостового оперения и прочие детали лайнера. К 2020 году ВАСО должно поставить комплекты деталей для 72 самолётов.

Производство самолётов Ил-96-300 и Ан-148


33. В ходе подготовки выпуска аэробуса Ил-86 в конце 1970-х годов завод провёл масштабную реконструкцию, были построены новые сборочные цеха площадью 48 000 кв.м, освоено производство деталей из композиционных материалов, механическая обработка длинномерных заготовок и другие технологии.

Производство самолётов Ил-96-300 и Ан-148


34.

Производство самолётов Ил-96-300 и Ан-148


35. В 2006 году ВАСО вошло в состав Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), объединяющей крупнейшие авиапредприятия России.

Производство самолётов Ил-96-300 и Ан-148


36. Испытательные полёты новых самолётов ВАСО проводит на экспериментальном аэродроме «Придача», находящемся на территории предприятия. На этом аэродроме испытывались все типы самолётов, производившиеся ВАСО.

Производство самолётов Ил-96-300 и Ан-148

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. sergeyzzz 15 декабря 2016 07:27
    По старинке работают. У Сухого на истребителях и суперджет 100 заклёпки роботы ставят, естественно, скорость сборки в разы выше.
    1. bober1982 15 декабря 2016 08:10
      Хорошо,когда по старинке работают,разве есть необходимость в роботах и повышении скорости сборки,это называется спешкой.
  2. senima56 15 декабря 2016 16:39
    А сколько денег вбухали (и разворовали) и продолжают вкладывать в этот ССЖ-100? Если бы в ВАСО хотя бы 10-ю часть от того получил...И роботы появились и производительность была на уровне! Но г-н Погосян, в бытность свою президентом ОАК, кроме ССЖ других самолётов не видел и не хотел слышать об ИЛ, Ту, Як и Ан. Вот с кого спрашивать надо за роботы и производительность!
Картина дня