Умная военная логистика: войсковые транспортные средства

11
Умная военная логистика: войсковые транспортные средства

Бронирование войсковых транспортных средств в американской армии не являлось распространенной практикой, но стало необходимым в Ираке, где нападение боевиков на транспортную колонну стало обыденным явлением

Войсковые транспортные средства по большей части оставались похожи на гражданских собратьев с момента своего появления в Первую мировую войну. В большинстве армий они зачастую не отличались от коммерческих вариантов, хотя и были выкрашены в зеленый или песочный цвета и имели некоторые военные «опции».



Парадигма изменилась и при этом довольно быстро, в результате чего многие тактические грузовые автомобили приняли новую форму. Некоторые отличия видны невооруженным глазом, тогда как другие запрятаны глубоко внутри. Все они обусловлены тем, что многие считают новой реальностью военных действий, которые ведутся сейчас и будут вестись в будущем. Ключевые изменения конструкции войсковых транспортных средств происходят по трем направлениям: защита экипажа, внедорожная проходимость и надежность/эксплуатационная готовность.

Защита

Тактические грузовые автомобили подобно своим гражданским аналогам традиционно были небронированными. Они рассматривались в доктрине сухопутных войск как машины обеспечения, которые действуют позади передовых эшелонов. В действительности же, как грузовики они не были «безопасными» никогда и зачастую становились мишенью для противника и принимали участие в боевых действиях. Тактика устройства засад на транспортные колонны стала общепринятой практикой и широко применялась вьетконговцами во время американского вторжения во Вьетнам с 1965 по 1975 год. В действующих подразделениях на грузовики, как правило, устанавливали импровизированную защиту. Сегодня повышение уровня защиты грузовиков стало во многих армиях стандартным решением. Необходимость обеспечения защиты экипажа и груза стала ответной реакцией на возрождение минной войны и появление самодельных взрывных устройств (СВУ), особенно на иракском и афганском театрах военных действий. Размытая линия фронта и выбор боевиками в качестве целей подразделений материально-технического и тылового обеспечения, оснащенных небронированными транспортными средствами, вкупе с повышенной чувствительностью к военным потерям, особенно у западных держав, вынуждают военных добавлять специальные комплекты защиты на легкие, средние, тяжелые и даже магистральные грузовики, отвечающие за перемещение грузов между базами или логистическими центрами.

Американские вооруженные силы в ответ на массовые нападения на свои подразделения снабжения, особенно во время ведения военных действий в Ираке, начали ускоренную программу по разработке и развертыванию комплектов защиты кабин, которые предназначались для установки на существующие грузовики. Например, компанией Stewart and Stevenson (в настоящее время входит в BAE Systems) была разработана бронированная кабина со сниженными признаками заметности LSAC (Low Signature Armoured Cab) для семейства войсковых транспортных средств средней грузоподъемности американской армии FMTV (Family of Medium Tactical Vehicles). Кроме того, были разработаны комплекты бронирования для транспортёра для перевозки тяжелой военной техники М-915 Heavy Equipment Transporter производства компании Oshkosh. Американская армия в настоящее время планирует большую часть своих войсковых грузовиков оборудовать комплектами защиты, включая противопульную и улучшенную противоминную. Сейчас, если пройтись по всему наличному автотранспорту американской армии, то трудно будет найти небронированный тактический грузовой автомобиль.

Многие страны последовали ее примеру, их промышленность взяла на себя эту задачу, интегрировав, как несъемные, так и съемные комплекты защиты в свой войсковой транспорт. Например, машины Unimog, Zetros и Actros компании Mercedes Benz имеют стандартную броневую защиту в виде сварных стальных листов, дополненных композитными панелями и противоосколочными подбоями. Некоторые бронированные конфигурации почти невозможно отличить от небронированного варианта. Чаще всего уровни защиты позволяют обеспечить защиту от стрелкового оружия и выживаемость экипажа при подрыве на мине или СВУ. Участие в афганской кампании заставило армии и производителей транспортных средств многих стран, имеющих к нему непосредственное отношение, устанавливать комплекты защиты на свои войсковые грузовики, как находящиеся в действующих частях, так и сразу на производстве. Компании Renault Trucks Defence, Iveco, Volvo, Rheinmetall-MAN Military Vehicles и многие другие предлагают бронированные грузовые автомобили снабжения. Кроме того, компании Plasan, Ceradyne, QinetiQ, TenCate и ряд других продолжают разрабатывать и дорабатывать решения по защите, более всего подходящие для грузовиков. Дополнительная противоминная защита Blast Pro, энергопоглощающие сиденья Blast Ride и накладная броня LAST компании QinetiQ предназначены для нейтрализации угроз, специфических для транспортных средств и экипажей. Компания Plasan объединилась с производителями военных автомобилей Oshkosh и Tatra с целью создания комплектов броневой защиты ЕСР-59 Armour Protection Kit (APK) и предложения их для семейства войсковых транспортных средств MTVR (Medium Tactical Vehicle Replacement), тяжелых грузовых автомобилей повышенной проходимости Wrecker НЕМТТ (Heavy Expanded Mobility Tactical Truck) и других машин. Комплект APK, который включает защиту кабины и бронирование грузовой платформы, а также модернизацию подвески и кондиционирование, является типичным примером подобных усилий.


Q-Net компании QinetiQ можно установить на любой тактический грузовик для обеспечения защиты от такого оружия, как например, реактивные гранатометы

Подвижность

Улучшению внедорожной проходимости военных грузовиков за счет внедрения новых технологий в системы подвески также в последнее время уделяется очень большое внимание. Толчком для принятия этих мер является, в том числе, и увеличение массы вследствие установки систем защиты; к примеру, комплект АРК добавляет 3045 кг. Кроме того, машинам обеспечения крайне желательно передвигаться вне дорог. Идея здесь заключается в том, что продвижение вне дорог затрудняет для оппонента определение схемы транспортных потоков и, как следствие, мест установки мин. Также возможность более свободно перемещаться означает, что тактические грузовики могут более эффективно обеспечивать передовые наземные силы. Впрочем, в этом случае возрастает риск быть атакованным противником, а это опять же повышает потребность в защите экипажа.

Повышение сцепления на мягких и песчаных грунтах позволит преодолевать даже самую сложную местность, например грязевые участки или песчаные дюны, подниматься по заросшим травой берегам и форсировать водные преграды. Система централизованного регулирования давления в шинах CTIS (Central Tire Inflation System), ранее считавшаяся опцией типа «неплохо бы иметь», а теперь ставшая стандартной, значительно повышает внедорожные характеристики войскового транспорта. Система CTIS позволяет водителю накачивать, спускать и регулировать давление в шинах, подстраиваясь под различные условия нагружения и типы местности. CTIS позволяет даже продолжить движение при небольшом повреждении колеса за счет постоянной подачи воздуха.

Самое значительное улучшение подвижности произошло благодаря прогрессу в системах подвески колесных машин. Одной из первых широко устанавливаемых подобных систем стала ТАК-4 разработки Oshkosh. Вице-президент по развитию бизнеса в компании Oshkosh Defence Дженифер Кристиансен пояснила, что «независимая подвеска ТАК-4 позволяет получить ход колеса 400 мм и соответственно превосходную проходимость в местах, где преобладают пересеченная местность и дороги без покрытия. Она также обеспечивает повышенную плавность во время движения, позволяя повысить готовность солдат после долгой поездки к выполнению боевой задачи». Дальнейшим шагом вперед является интеллектуальная независимая подвеска ТАК-4i, разработанная для ее бронеавтомобиля JLTV (Joint Light Tactical Vehicle), который в массовых количествах поступает на вооружение американской армии и корпуса морской пехоты. По этому поводу она заметила, что «в интеллектуальной системе TAK-4i используется азот высокого давления для того, чтобы получить ход подвески 508 мм, в ее состав входят продвинутые амортизаторы, кроме того, можно изменять дорожный просвет с панели управления в кабине. Она позволяет повысить скорость движения по пересеченной местности на 70 процентов». ТАК-4 устанавливается на войсковой грузовой автомобиль MTVR, M-ATV (Mine-Resistant, Ambush-Protected All Terrain Vehicle - автомобиль повышенной проходимости с усиленной противоминной защитой), грузовик PLS (Palletized Load System - погрузочно-разгрузочная система с использованием поддонов) американской армии и машину снабжения Logistics Vehicle System Replacement (LVSR), все они выпускаются компанией Oshkosh.


Независимая подвеска ТАК-4 разработки компании Oshkosh


Военный грузовик средней грузоподъемности MTVR (Medium Tactical Vehicle Replacement) производства Oshkosh, стоящий на вооружении морской пехоты, стал одним из первых, на котором установили продвинутую подвеску ТАК-4, оптимизированную для езды по бездорожью


Грузовой автомобиль снабжения Logistics Vehicle System Replacement (LVSR)


Погрузочно-разгрузочная система PLS американской армии

Гидропневматическая подвеска предлагает значительные преимущества и производится многими компаниями. Компания VSE из Нидерландов доработала гидропневматическую подвеску и разработала продвинутое электрогидравлическое управление задними мостами грузового автомобиля. Представитель компании сказал, что «эти системы обеспечивают дополнительную грузоподъемность, повышают маневренность и превосходно распределяют нагрузку на колеса», добавив, что «наши системы стоят уже на более чем 50000 грузовиках». Компания Hendrickson Defence выпускает полную линейку систем подвески, работающих на газе высокого давления, включая интегрированные системы наподобие Hydro-Pneumatic Suspension, которая обеспечивает возможность регулировки дорожного просвета и превосходную плавность езды, упрощает рулевое управление, повышает устойчивость, увеличивает срок службы, всё, что необходимо для тяжелых условий, в которых работает войсковой транспорт. Системы этой компании могут заменить существующие механические компоненты и предложить улучшенную плавность хода и устойчивость при снижении массы на 50 процентов и объема на 60 процентов.

Гидравлический амортизатор HydroStrut разработки Horstman Defence представляет собой легкую, конструктивно законченную систему, в которой совмещена работа пружины с демпфирующим элементом. Она позволяет получить регулируемую подвеску с ограничителем перемещения при обратном ходе и автоматической компенсацией изменения жесткости пружины в зависимости от внешних условий и температуры. Технический директор компании Марк Боулз сказал, что «ключевыми показателями подвески являются максимальный ход колеса, наименьшая масса и высокая надежность в тяжелых условиях эксплуатации. По сути, все крутится вокруг выделяемой энергии и ее снижении. Использование азота под очень высоким рабочим давлением плюс пружинный блок позволяет получить очень компактную конструкцию, а жесткость пружины, имеющая прогрессивную характеристику, снижает ударные нагрузки». Это не только способствует повышению комфортабельности для экипажа, но также обеспечивает стабильность нагружения и лучшую управляемость. Помимо того, что эти более эффективные системы подвески позволяют преодолевать более сложный рельеф и делать это на более высоких скоростях, они еще могут положительно влиять на надежность других подсистем транспортного средства. Ударные нагрузки при движении по пересеченной местности передаются через корпус машины экипажу, а также электронике и другим компонентам, а это увеличивает вероятность выхода их из строя. Снижение частоты и величины ударных нагрузок во время движения безусловно повышает надежность компонентов и подсистем транспортного средства.


Защита войсковых транспортных средств была распространена на тяжелые грузовики, например, на этот четырехосный полноприводный Mercedes Actros AHSVS (Armoured Heavy Support Vehicle System), состоящий на вооружении канадской армии

Еще одним решением является активное управление подвеской. Например, система ASM (Active Shock Management) разработки компании General Kinetic Engineering Corporation состоит из электронных средств управления регулируемого демпфирующего клапана и патентованных программных алгоритмов регулирования плавности хода. Система ASM позволяет модернизировать существующие системы; она может применяться на существующих амортизаторах и демпферах, после чего подвеска превращается в «полуактивную» систему со значительно повышенной эффективностью. В подвесках Controllable MR Suspension компании LORD Corporation используется еще один подход, базирующийся на магнитореологической технологии движения жидкости в системе. Эти интегрированные узлы непрерывно реагируют на перемещения машины и состояние рельефа, за микросекунды адаптируя подвеску к ситуации и, тем самым, повышая динамическую устойчивость.

Техническое обслуживание, ремонт, эксплуатация

Третье направление повышения эффективности войсковых транспортных средств - это улучшение обслуживания и ремонта и повышение надежности и эксплуатационной готовности. Для военной техники, особенно в боевых операциях, «готовность» имеет первостепенное значение. Наличие готовой к эксплуатации и выполнению боевого задания техники именно в тот момент, когда она необходима, может определить полноту выполнения и успех предстоящей задачи. Это позволяет в любое время четко понимать диапазон задач подразделения и его наличные ресурсы. Комбинация новых конструктивных подходов, инновационные методы обслуживания и ремонта и применение некоторых технологий, ранее широко внедренных и проверенных на коммерческих грузовиках, позволила даже в тяжелых боевых условиях поднять уровень эксплуатационной готовности до 90 процентов и выше.

У военных основную озабоченность при поломке какой-нибудь машины или составляющей ее части вызывает то, как быстро она может быть починена и возвращена в строй. Военная авиация стояла перед этой проблемой много лет, поскольку крайне важно содержать всегда ограниченное количество летательных аппаратов готовыми к вылету. Для ее решения военные летчики приняли методику выявления неисправностей и их исправления, основой которой является идентификация неисправных компонентов и их незамедлительная замена. Боевые машины стали одними из первых наземных платформ, принявших подобный подход. Например, компания Kraus-Maffei Wegmann для своего основного боевого танка Leopard-2 и боевой машины Marder разработала так называемую концепцию «силовой блок», когда в едином компактном блоке объединены двигатель, трансмиссия, приводы, топливные насосы и система охлаждения. Все усилия были направлены на упрощение соединительных узлов и элементов для того, чтобы можно было быстро «выдернуть» силовой блок из машины и установить его обратно. Это концепция в настоящее время принята и для тактических грузовиков.


Для повышения уровня бронирования легкого универсального бронеавтомобиля Iveco LMV (Light Multipurpose Vehicle) используются сменные модули, устанавливаемые на внешнюю обшивку корпуса. За счет их может быть повышен уровень базовой баллистической защиты от стрелкового оружия

Для тактических грузовиков теперь уже безусловно признана необходимость не только упрощения ремонта и необходимого для него времени, но также необходимость ежедневного профилактического обслуживания. В качестве примера можно привести линейку военных грузовиков Mercedes Benz, у которых места сервисного периодического обслуживания легкодоступны, что упрощает выполнение проверок и процедур и сокращает затрачиваемое на них время. Весь накопленный опыт эксплуатации военной техники говорит об огромном значении планово-предупредительного обслуживания.

Современные технологии также предоставляют еще один инструмент, позволяющий революционизировать обслуживание и ремонт транспортных средств. Система, получившая обозначение VHM (Vehicle Hearth Monitoring - мониторинг состояния транспортного средства) или Integrated (комплексный) VHM, использует повышенный уровень оцифровывания систем современного транспортного средства для сбора данных от датчиков, устанавливаемых в самых разных местах. Они собирают данные обо всем обороты, двигателя, ход подвески, километраж, моточасы и так далее, которые отправляются и хранятся в блоке контроля состояния HMD (Health Monitoring Unit). Затем, при обслуживании, эти хранимые данные могут быть загружены с целью получения почти в реальном времени «снимка» коэффициента использования и состояния каждой из подсистем машины. С помощью собранных данных можно оценить износ различных подсистем и условия нагружения. Посредством беспроводного передатчика возможна автоматическая отправка и загрузка этих данных даже с удаленного места.

Главная задача системы IVHM - заблаговременное определение за счет использования методов диагностики и прогностики (прогнозной диагностики) возможных неисправностей с целью проведения дальнейших корректирующих мероприятий. Дополнительные преимущества, предоставляемые системой: повышенная готовность техники за счет планируемого обслуживания, основанного на коэффициенте использования и фактическом износе, повышенная надежность за счет лучшего понимания общего состояния транспортного средства и подсистем, и сокращение времени и затрат, необходимых для обслуживания. Но основе мониторинга, записи и анализа эксплуатационных характеристик можно понять какие нагрузки и напряжения действуют на машину. Всё это теперь можно соединить с информацией о местоположении, основанной, например, на GPS (Global Positioning System) для того, чтобы провести дополнительную оценку условий, в которых эксплуатировалась машина. Сведение воедино всей этой информации возможно посредством программ прогнозирования, которые зачастую используют накопленные технические «истории» о машинах одной модели не просто для определения сломавшейся детали, а для предсказания вероятности будущей поломки. Это позволяет производить ремонт и замену детали или узла заранее, при этом значительно снижается вероятность возникновения поломки во время выполнения важных задач. К тому же, это повышает эффективность обслуживания и ремонта за счет замены компонентов во время запланированного обслуживания, то есть еще до выхода их из строя.

Интегрированная электронная система диагностики и контроля Command Zone компании Oshkosh позволяет диагностировать все основные сети транспортного средства. Представитель компании пояснил, что «основой системы Command Zone является продвинутая технология мультиплексирования. Это позволяет компонентам машины работать согласованно, оптимизировать диагностику и поиск неисправностей... она позволяет получить доступ в реальном времени к важной информации посредством сетей оперативного управления, портативных компьютеров, бортовых дисплеев или ручных персональных устройств на месте или удаленно». Система установлена в бронеавтомобиле JLTV и может интегрироваться в другие войсковые транспортные средства.

Система IVHM также предлагается компанией North Atlantic Industries в качестве «встраиваемого модуля». Ее «черный ящик» IVHM-35CP0C - это готовый блок, который может принимать данные от бортовых датчиков, "что позволяет специалистам планировать обслуживание на основе фактических характеристик и условий, а не тогда, когда компонент уже сломан». Фактически, переход к открытой архитектуре сетевых систем транспортных средств позволяет проводить упреждающую диагностику не только двигателя и ходовой части, но и практически любого оборудования на машине.

Многие армии понимают потенциальные преимущества принятия систем IVHM. Для тактических грузовиков, базирующихся на коммерческих моделях, например тех, что предлагают компании Mercedes, DAF и Mack, система IVHM и бортовое диагностические оборудование становятся уже стандартом. В случае широкого распространения этой технологии военные могут получить ряд преимуществ, в частности в сфере управления крупными парками грузовых машин и тяжелого/строительного оборудования. Повышение уровня эксплуатационной готовности тактических платформ (что уже реализовано на коммерческом транспорте) жизненно необходимо и для военных имеет первостепенное значение. Предвидение проблем еще до того, как они случатся, позволяет исправлять их, когда система не занята выполнением задачи, в том числе во время коротких пауз (ожидание груза, выгрузка, погрузка). Это позволяет поддерживать постоянную готовность транспортных средств на высоком уровне и повысить уровень доверия к ним. Армия получает важнейшее преимущество при планировании и проведении военных операций, когда зачастую (особенно в развернутых войсках) количество техники ограничено. Кроме того, снижение вероятности поломки машины во время действий во враждебном окружении или в непосредственной близости от боевых порядков позволяет соответственно снизить вероятность проведения (зачастую под вражеским огнем) спасательной операции.


В автономные транспортные средства интегрируются различные сенсоры, GPS, автоматизированное управление рулем и тормозами, а также «интеллектуальный» вычислительный блок

Что дальше?

Увеличение скорости вычислений и объемов компьютерной памяти, прогресс средств географического позиционирования и связи, а также построение сетей различного типа открывают новые возможности. Одним из направлений является дальнейшее совершенствование диагностических и прогностических инструментов. Способность автоматически предсказывать поломку компонента и сообщать о ней с целью проведения предупредительных корректирующих действий, вполне очевидна и предсказуема. Вышедшая из строя система идентифицируется, о ней сообщается в ремонтное подразделение, которое заказывает или подготавливает (при наличии) ее с тем, чтобы заменить немедленно при первой же возможности.

Вычислительные мощности в комбинации с полностью регулируемыми системами подвески, которые зачастую работают на азоте под высоким давлением, без сомнения повысят ходовые характеристики транспортного средства на основе данных о рельефе местности, нагрузке и скорости движения. Это позволит улучшить проходимость машины на пересеченной местности, принять на борт больше груза, повысить устойчивость и соответственно безопасность. Следующим шагом могло бы стать переоборудование тактических машин в полностью автономные безэкипажные системы. Американская армия провела в июне 2016 года несколько демонстраций технологии безлюдных транспортных колонн. Компания Oshkosh Defense представила там свою собственную разработку технологии беспилотного транспортного средства TerraMax. Грузовик с интегрированной технологией TerraMax показал свои возможности не только как отдельная система, но и в составе колонны.


Беспилотный грузовик с технологией TerraMax

Пока не ясно, когда, и станут ли вообще беспилотные машины (по крайней мере, машины снабжения), обычным явлением, но, несомненно, то, что тактический грузовик приобретает новую форму. Хотя эти изменения остаются, по большей части, невидимыми глазу, возможности, которые они дают транспортным средствам, весьма значительны. Кроме того, они радикально меняют способы эксплуатации и обеспечения транспортных средств. Впереди нас ждут большие перемены, и поэтому будет интересно посмотреть, как на них будут реагировать военные, воспримут ли они, в конечном счете, те преимущества, которые будут получены от внедрения этих новых технологий.

Использованы материалы:
www.oshkoshdefense.com
www.mercedes-benz.com
www.v-s-e.com
www.horstman.co.uk
www.generalkinetics.com
www.kmweg.com
www.naii.com
www.wikipedia.org
ru.wikipedia.org
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    23 января 2017 08:57
    Очень правильная мысль высказывается в статье. Работа в прифронтовой зоне и на окупированных территориях требует защиты транспортных колонн и частично, грузов. Я бы еще акцентировал внимание на то, что настоящее время отсутствуют серьезные средства огневой поддержки коллон с соответствующим ресурсом эксплуатации по пробегу, скоростью и противоминной защитой. Это вынуждает даже такую богатую армию как штатовская гандобить гантраки из подручных средств. .
    1. +1
      23 января 2017 19:37
      Что Вы имеете в виду под отсутствием "серьезных средств огневой поддержки колонн"? Поясните.
      1. +2
        24 января 2017 14:47
        Как ни банально это звучит, но "гантраки" промышленного производства. В современных армиях практически отсутствует техника, позволяющая эффективно сопровождать колонны. Колесные бтр как правило, неплохо справляются с перевозкой личного состава охраны (и то не всегда) . Но вооружение этих машин оставляет желать лучшего. Ставить в сопровождение танки и БМП - как правило не рационально, т.к. эти машины заняты боевой работой и обладают крайне низкими эксплуатационными ресурсами (срок службы гусеницы 2.5-5 тыс км , к примеру сказать. ). Вот и возникает потребность в тяжеловооруженном бронеавтомобиле. Уж каким ему быть - вопрос полемичный, но то, что он нужен - реально факт.
      2. 0
        24 января 2017 14:49
        иначе воттакое народное творчество
      3. 0
        9 мая 2017 17:07
        Цитата: rubin6286
        Что Вы имеете в виду под отсутствием "серьезных средств огневой поддержки колонн"? Поясните

        По уму что-то типа БМПТ... А если дешевый вариант это либо"Шилка" либо ЗСУ-57 без всякой ПВОшной лабуды, а с увеличенным боекомплектом..И крайнежелательно усиленной бронезащитой.. В Афгане на такие "шилки" молились..
  2. 0
    23 января 2017 13:25
    а у нас что? всё тот же Камаз с Уралом....
    1. +2
      23 января 2017 14:46
      А что не так с Уралом и КАМАЗом request
      1. KCA
        +1
        23 января 2017 16:19
        Урал 4310 и 4320, а так-же все их производные эти тактические транспортные средства уделают на любой пересечённой местности, от пустынь и гор, до болот и лесов
      2. +1
        23 января 2017 23:32
        Применительно к вопросам данной статьи и "Урал" и КамАЗ - очень даже продвинутые аппараты. Выносливые моторы, крепкие подвески, полный привод. Защищённые версии тоже имеются. Вот у "Садко" таких не встречал, к сожалению. Если таковые существуют, расскажите, пожалуйста, не хочется думать, что ГАЗ хуже. Пассаж про централизованную подкачку позабавил. Такая система, как IHVM, думается, скорее зло - оцифровка армейского грузовика ведёт к усложнению его диагностики и ремонта. Не уверен, что это нужно. А вот отсутствие у наших машин независимой подвески вызывает кучу вопросов. Живучесть значительно выше, чем у зависимой, и это - главное. Взяв за основу подвеску БТР, вполне возможно адаптировать её на тот же КамАЗ, а вспоминая интервью с многоуважаемым Фирдаусом Кабировым начала 2000-х, если не ошибаюсь, так у них на машине и стояла подвеска БТР-а.
  3. +1
    23 января 2017 15:24
    Наши тоже не сидят руки сложа
  4. +1
    24 января 2017 23:17
    Серьёзным и компетентным производителем является чешская "Татра". Пока никто не может сравниться с американцами в части количества моделей и качества. Тактические автомобили США по насыщенности информационными технологиями и системами глобальной поддержки технического обслуживания, ремонта и эксплуатации являются прообразом автомобилей будущего. Отрабатываются подходы, которые в будущем обеспечат конкурентоспособность автопрома. Это, пожалуй, самое интересное.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»