В ВВС РФ начали поступать пилотные планшеты

52
Как сообщают «Известия», в военно-воздушные силы России начали поступать мобильные органайзеры, предназначенные для пилотов сверхзвуковых высотных перехватчиков МиГ-31, сверхманевренных истребителей Су-30 и Су-35. Они фиксируются на бедрах летчиков и выполняют роль небольшого рабочего стола. На нем развернута бумажная карта местности с нанесенным на ней полетным заданием, блокнот для записей и пометок, справочник летной информации. Не отвлекаясь от управления самолетом, пилот может отмечать карандашом свое местоположение, показания приборов и делать поправки в план выполнения задания.

В ВВС РФ начали поступать пилотные планшеты




Изделие разработано в инициативном порядке 929-м Государственным летно-испытательным центром Минобороны им. Валерия Чкалова и фирмой «Округ». В ВКС РФ оно проходит под индексом 1195Л и расшифровывается как «Летный комплект организации работы членов экипажа», назначение которого состоит в визуальном отображении полетной информации при подготовке и проведении полета.



В настоящий момент летный комплект передан в опытную эксплуатацию в несколько частей Воздушно-космических войск. Также изделие получили летчики пилотажной группы «Витязи», испытатели корпорации «Иркут» и ПАО «Компания Сухой.

— пояснила коммерческий директор компании «Округ» Виктория Елиферова.

На правой ноге пилот закрепляет с помощью эластичного обхвата папку-планшет, на которой с помощью скобы крепятся листы для записей. В дополнение к нему идет специальная петля для крепления карандаша или ручки. Она позволяет в случае необходимости выпустить письменный прибор из руки, а потом легко его подобрать, не отвлекаясь от наблюдения за приборной панелью самолета. Также комплект не мешает перемещению ручки управления самолетом. На левой ноге летчика закрепляются пластиковые файлы-карманы с вставленными листами полетной и справочной информации. К нему же крепятся дополнительные карманы для хранения письменных принадлежностей: ручек, карандашей и ластиков.

Во время выполнения длительных полетов или при взаимодействии с другими видами и родами вооруженных сил возникает необходимость записать определенные сведения. Летчик может вести радиосвязь на одном канале, а ему говорят, что надо перейти на другую частоту. И я вас уверяю, что просто ее запомнить не получится. У меня был девятичасовой перелет из Анадыря в Москву с тремя дозаправками. Так что записывать карандашом и сверять было много чего.

— рассказал «Известиям» летчик-испытатель, Герой России Роман Таскаев.

До этого пилоты использовали специальные кожаные планшеты, на которых можно было закрепить листы с полетной информацией и делать пометки. Иногда в полет брали обычную полевую сумку офицера, принятую на снабжение еще в 1941 году. Однако оба изделия громоздки и неудобны для работы в кабине высотного перехватчика.
52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    27 февраля 2017 11:49
    нано-барсетка laughing
    1. +10
      27 февраля 2017 11:55
      Не отвлекаясь от управления самолетом, пилот может отмечать карандашом свое местоположение, показания приборов и делать поправки в план выполнения задания.


      Карандаш это наше все , он никогда не подводил.
      1. +7
        27 февраля 2017 12:30
        С планшетами 41-года летать это конечно неудобно, зато бумага с секретными набросками намного питательнее планшета. Карандаш в умелых руках вообще - холодное оружие. Про отсутствие зависимости от электропитания уже говорили, кажись :)
        Товарищи пилоты, объясните мне, пешеходу, что там такого надо записывать в полете? На карте полетного задания отметки ставить? Дублировать "черный ящик" или записи станции оптической разведки? Морской бой, крестики-нолики? Или просто, набор для выживания курильщика?

        p.s. сканер, принтер, степлер, набор фломастеров и пластилин в набор включены?
        1. 0
          27 февраля 2017 13:17
          что такого надо записывать в полете?
          Честно говоря не знаю. На борту бизнес-джета смогу скорректировать трассу для автопилота за 2 клика и легким движением джойстика. Хотя много чего можно сделать, но тыкать карандашом по экрану не могу. Даже не могу представить что я увижу на таком маленьком экране при зрении +2.
        2. +2
          28 февраля 2017 02:15
          Цитата: g1washntwn
          Товарищи пилоты, объясните мне, пешеходу, что там такого надо записывать в полете?

          Во время выполнения длительных полетов или при взаимодействии с другими видами и родами вооруженных сил возникает необходимость записать определенные сведения. Летчик может вести радиосвязь на одном канале, а ему говорят, что надо перейти на другую частоту. И я вас уверяю, что просто ее запомнить не получится. У меня был девятичасовой перелет из Анадыря в Москву с тремя дозаправками. Так что записывать карандашом и сверять было много чего.
          — рассказал «Известиям» летчик-испытатель, Герой России Роман Таскаев.

          От себя добавлю - что до сих пор считаю что самый тупой карандаш надежнее самой острой памяти и самого надежного компа. Имею на руках Самсунг Нот 2014го года, а до сих пор всю необходимую документацию вначале от руки пишу.
          Кстати в случае чего карандашик можно и погрызть)
        3. 0
          28 февраля 2017 11:55
          Попробуйте, занимаясь чем ни будь серьёзным, принять несколько групп цифр (как правило, четырёхзначных), а потом, также не прерывая основного занятия, ввести эти цифры в любые гаджеты. Потом повторите это ещё десяток раз. Думаю, что после этого вопросы отпадут :-)
          1. 0
            28 февраля 2017 14:13
            Попробуйте, занимаясь чем ни будь серьёзным, принять несколько групп цифр (как правило, четырёхзначных), а потом, также не прерывая основного занятия, ввести эти цифры в любые гаджеты.

            Привыкаешь и делаешь почти на автомате - и принимать и передавать, и менять частоты, отстраиваться от помех, настраивать аппаратуру - даже искать неисправности и устранять их. На рабочем месте есть шильдики - там можно записать, если боишься забыть.
            С радиограммами так конечно не получится -50-60 групп не запомнишь. Но есть штатные блокноты (на борту всё обычно продумано). И планшеты на бёдрах у пилотов всегда были - у штурмана там обычно карта.Так что ничего нового.
      2. +3
        27 февраля 2017 12:39
        Не буду говорить за пилотов - я им никогда не был . Но с СК до сих пор не расстаюсь - удобная ! good
      3. +2
        27 февраля 2017 13:37
        cniza.....Карандаш это наше все , он никогда не подводил.

        Карандаш, он и в космосе - карандаш !Американцы долго конструировали ручку, которая бы писала в невесомости. Наши сразу стали использовать карандаш. Позже поделились "секретом" с американцами, которые были в шоке от гениально простой идеи. fool
        1. +1
          27 февраля 2017 22:04
          Эта история миф, ручки разработал частный американский предприниматель и даже СССР у него их закупал. Гугли space pen.
  2. +9
    27 февраля 2017 11:51
    Я думал электронные, а это для бумаги. А вообще, у них там три монитора стоит для визуализации всего и вся. laughing
    1. +2
      27 февраля 2017 12:11
      Не знаю, как для пользы, но визуально штука модная - боюсь скоро все менеджеры в офисах с такими ходить будут, а не с папками под мышкой
  3. +1
    27 февраля 2017 11:52
    Двойной смысл: пилотные планшеты - первая партия, и пилотные - для пилотов. Новость конечно хорошая, надеемся, что наша электроника превзойдет эти самсунги и яблоки.
    1. +9
      27 февраля 2017 11:54
      новость то читали или только заголовок? конечно бумажный планшет превзойдет яблоко, когда электричество во всем мире отключат laughing
      1. 0
        27 февраля 2017 12:38
        Кто отключит и как ?
        Планшет от любого генератора, любой машины или танка запитать можно.
  4. +1
    27 февраля 2017 11:53
    Прогресс. люди уже с электронными планшетами летают....
    1. +1
      27 февраля 2017 11:58
      Да только не у нас
    2. +10
      27 февраля 2017 12:26
      Американцы при создании комплекта для вертолётчиков "Air Warrior" включили в него достаточно габаритный набедренный планшет.
      После его опытной эксплуатации к планшету были добавлены два "лепестка", левый- под бумажную карту и правый- под зажим для бумаги. fellow
      1. 0
        27 февраля 2017 12:48
        Планшет в военном исполнении .. поэтому и габаритный.
        1. +1
          27 февраля 2017 12:57
          Это понятно. Может он оказался недостаточно габаритным, чтобы заменить обычную карту или бумажку с кроками? laughing
          1. 0
            27 февраля 2017 13:02
            У бумажной карты батарейки не садятся , страховка.
            1. +5
              27 февраля 2017 13:16
              Именно, страховка.
              Всю информацию должны предоставлять индикаторы кабины. Особого смысла в том, чтобы "страховка" была тоже электронной лично я не вижу.

              Могу примерно представить, каким образом будет работать "страховка" в виде этого планшета.
              После жёсткой вынужденной посадки лётчик отрежет ножом левый лепесток с картой и положит его за пазуху, потом несколькими десятками ударов о твёрдую поверхность вскроет электронный планшет, дабы привести его в негодность и удалить устройства хранения информации. И бегом, бегом, бегом от стаи загонщиков. Ориентируясь на бумажную карту.
              1. +7
                27 февраля 2017 14:20
                Очень согласен с Лопатовым, и положительных эмоций "размышления на тему НПЛ-М" не вызывают, в 21ом веке живем. Планшеты летчиков с таким набором функций любой приличный on line crew shop предложит, за небольшие деньги.
                Буржуйская линия более подходит сегодняшним реалиям: цифровые карты, автоматическое/компьютерное планирование, надежное бумажное дублирование, наверняка встроенный аварийный канал - дальше будет еще "цифровее", простите за манипуляцию языком.
                Есть над чем работать, вперед и удачи. Необходимо обеспечить летчикам комфорт и удобство
      2. 0
        27 февраля 2017 13:47
        А на экране американского планшета "винда"... ну, хотя бы не BSOD и то хорошо :)
        Смешная шутка от производителя, там совсем не эта ОС.
  5. +2
    27 февраля 2017 11:59
    Первая мысль после прочтения названия статьи тоже была об электронном изделии. А оказывается просто окультурили "производственный" процесс. Главное, чтобы было удобно и на пользу.
  6. +2
    27 февраля 2017 12:05
    Я конечно от авиации далек,но блин бумажные карты ,карандаши записи ,а планшеты (те которые кампутеры yes ) использовать для таких дел не судьба? а то как то уже 21ый век во дворе.
  7. +1
    27 февраля 2017 12:16
    Лучше бы у финов позаимствовали идейку... laughing



    1. +2
      27 февраля 2017 12:30
      судя по рукояти нож у него "лапландский" так что может быть и северный финн и швед, второе вероятнее, у шведов он официально армейский.
      1. 0
        27 февраля 2017 13:17
        Данное фото что с кабурой, из финского архива "SA-Kuva", датировано летом 1941 года, вблизи Лаппеенранта...
  8. +2
    27 февраля 2017 12:21
    Круто че строить типо истребители 5-го поколения с такого рода планшетами. wassat
    Простите но все адекватные страны стараются чтоб пилотам поменьше писать было, большая часть информации поступает прямо в системы единого информационного пространства. Каменный век прослушать координаты , записать, ввести вручную, ужас.
    Насчет свет отрубят. Простите если не будут работать планшеты армейского образца, то и Су-34/35 и Т-50 никуда не полетят ЭДСУ тож на армейской электронике работают а безних это куча железа.
    Для артилерии и мотопехоты создали планшеты на которые поступают информация о текущем состоянии частей и задачах , а так же приказы . Простите что архисложного адаптировать сей девайс для ВКС? recourse
    1. +1
      27 февраля 2017 12:59
      Цитата: WildFox
      Для артилерии и мотопехоты создали планшеты на которые поступают информация о текущем состоянии частей и задачах , а так же приказы . Простите что архисложного адаптировать сей девайс для ВКС?

      А зачем? Это же резервный вариант. Всю информацию должны предоставлять штатные индикаторы кабины.
      1. 0
        27 февраля 2017 22:00
        К сожалению не все машины это поддерживают , не знаю как су-35 , а Су-30 меняют точки допустим в полетном задании вручную. hi
  9. +1
    27 февраля 2017 12:28
    Икону класть не куда.
    1. 0
      27 февраля 2017 12:52
      водилы самолетов наклеивают их лобовуху, или над бардачком :)
  10. +1
    27 февраля 2017 12:49
    Надо было поручить разработку Чубайсу. Планшет был бы с нанокарандашом из нанокожи за супер стоимость.
  11. +1
    27 февраля 2017 12:51
    слабо было старшим товарищам скинуться на электронный навигатор, ничего не пришлось бы крепить к ноге или 929-м Государственным летно-испытательным центром Минобороны им. Валерия Чкалова нужно было "освоить" энную сумму денег?
    1. +6
      27 февраля 2017 14:23
      Не хочется так думать, но сдается мне так и есть. Присутствующие немало разумных мыслей озвучили
  12. 0
    27 февраля 2017 13:18
    Цитата: десантура6
    Двойной смысл: пилотные планшеты - первая партия, и пилотные - для пилотов. Новость конечно хорошая, надеемся, что наша электроника превзойдет эти самсунги и яблоки.

    ----------------------
    Я вас обрадую. Вычислительная мощность всей электроники мира пока только достигла возможностей одного среднестатистического человеческого мозга. А вообще, если пользоваться устным счетом и собственной памятью, то мозг пока лучше "яблока".
  13. 0
    27 февраля 2017 13:21
    Цитата: алекс-сп
    судя по рукояти нож у него "лапландский" так что может быть и северный финн и швед, второе вероятнее, у шведов он официально армейский.

    --------------------------
    На скаутскую MORA похож, рукоять с наплывом и ножны кожаные.
  14. 0
    27 февраля 2017 13:23
    Цитата: g1washntwn
    С планшетами 41-года летать это конечно неудобно

    ---------------------------------
    Дед всегда с планшетной сумкой ходил. Бутыль молока, краюха хлеба, два вареных яйца в неё помещались. request
  15. +1
    27 февраля 2017 14:14
    21 век епта.
    "пилот может отмечать карандашом свое местоположение" Шта ? А нафига нужны все эти джипиэсы и глонассы ?

    "Летчик может вести радиосвязь на одном канале, а ему говорят, что надо перейти на другую частоту. И я вас уверяю, что просто ее запомнить не получится. У меня был девятичасовой перелет из Анадыря в Москву с тремя дозаправками. Так что записывать карандашом и сверять было много чего." Шта ?

    У меня в смартфоне есть маленькая прога которая может автоматически записывать любой разговор.Ну неужели в сфере, на которую тратят триллионы, не могут сделать нормальные современные штуки, чтобы избавить людей от необходимости пользоваться карандашом ?
    1. +2
      28 февраля 2017 01:05
      Цитата: trenkkvaz
      21 век епта.
      "пилот может отмечать карандашом свое местоположение" Шта ? А нафига нужны все эти джипиэсы и глонассы ?
      "Летчик может вести радиосвязь на одном канале, а ему говорят, что надо перейти на другую частоту. И я вас уверяю, что просто ее запомнить не получится. У меня был девятичасовой перелет из Анадыря в Москву с тремя дозаправками. Так что записывать карандашом и сверять было много чего." Шта ?
      У меня в смартфоне есть маленькая прога которая может автоматически записывать любой разговор.Ну неужели в сфере, на которую тратят триллионы, не могут сделать нормальные современные штуки, чтобы избавить людей от необходимости пользоваться карандашом ?

      Все эти глонасы и жипиэсы работают только до начала войны. С ее началом орбитальная группировка благополучно становится космическим мусором, а ваши гаджеты- бытовым мусором. так что бумажная карта или на худой конец схема маршрута с основными ориентирами- вещь сама в себе.
      И карандашиком там есть что писать, не сомневайтесь. ТОлько вот сомневаюсь, что представленный планшет будет удобен. Давно придуман НПЛ-М, не думаю, что можно придумать что-то удобнее. Мне кажется можно было бы только добавить в него электронный планшет.
      А по поводу записей в вашем смартфоне, писать то он пишет, а вот потом сколько времени вам надо чтобы найти понадобившуюся запись среди всей остальной тарабарщины
    2. 0
      28 февраля 2017 13:50
      "Летчик может вести радиосвязь на одном канале, а ему говорят, что надо перейти на другую частоту. И я вас уверяю, что просто ее запомнить не получится. У меня был девятичасовой перелет из Анадыря в Москву с тремя дозаправками. Так что записывать карандашом и сверять было много чего."

      Как правило на бортах есть шильдики, где частоту можно записать. И, как правило, диспетчер при переходе из зоны в зону УВД сообщает новую частоту. Также обычно на борту есть справочник со всеми аэродромами, позывными, частотами и позывными приводов. Частота командной радиостанции - 4 цифры.
      В самом крайнем случае есть аварийный канал (обычно с отдельным дежурным приёмником).
      В общем всё довольно просто.
      1. +1
        28 февраля 2017 19:00
        " в общем всё довольно просто" никола вы за "баранкой" самолёта сидели?
        1. 0
          1 марта 2017 03:05
          Не пилот, но в составе экипажа - а перед этим учился как раз по специальности связанной с управлением воздушным движением (работать по специальности, правда, не пришлось).
  16. +2
    27 февраля 2017 14:31
    Я один вспомнил про "сапог в бою удобнее" от Маэстро?
  17. 0
    27 февраля 2017 15:30
    Помеха защищен и данные "случайно" не сотрутся. Вскрыли пакет в полете и ни кто не знает что в нем
    1. +4
      27 февраля 2017 16:06
      Есть старый добрый НПЛ-М, с функцией ветрочёта, намного лучше чем этот планшет. насчёт необходимости планшета в принципе, могу ответить ОН НУЖЕН!!! Для записи необходимых данных перед и в процессе полёта. Для записи данных ЗА в районе аэродрома, схем воздушного движения, данных пилотажных зон, записи фразеологии радиообмена на АП, порядка доклада при выполнении разведки и доразведки погоды, в общем область применения планшета разнообразна, можно нарисовать схему полётного задания чтобы не забыть, а то когда в смену три заправки на сложняк то можно и потеряться. И кстати если нпл упадет с высоты в 2-3 метра то ему ничего не будет(проверено) а вот электронный планшет скорее всего рас.......ся.
      1. +5
        27 февраля 2017 16:13
        В дополнение могу сказать ещё про один "ненужный" инструмент - навигационная линейка НЛ-10. Грамотный штурман на этом "чудо-компьютере" может рассчитать любой навигационный элемент не хуже GPS правда скорость расчёта конечно хуже но для навигации хватит. А ещё на НЛ-ке можно пузырь на троих поровну разделить, какая GPS с этим справится? Так что при всём уважении к современным гаджетам- в бою сапог надежней.
  18. +1
    27 февраля 2017 19:19
    Сколько это разрабатывали? smile
  19. 0
    28 февраля 2017 12:01
    А что будет, если аккумулятор возгорится или стекло отлетит на большой высоте, как катапультироваться с таким агрегатом? Думаю, все эти функции должны быть интегрированы в бортовой комплекс оборудования.
    Аналогичный случай был в деревне. Одному "среднему" начальнику были подарены "крутые" часы "Штурманские" (наверное, Чистополь). После облёта истребителя он вместо того, чтобы "выйти из кабины", вдруг, к удивлению присутствующих стал "попой кверху" и долго искал стёклышко часов. Стрелки часов, конечно, сильно погнулись. Расстроился. Но попадание постороннего предмета, к счастью, не повлекло последствий.
  20. 0
    28 февраля 2017 15:00
    Думал все. гибкий планшет компьютер придумали .шаг вперед....у меня есть полевой комндирский двадцать первый век начинается