Последний Атлант

Последний Атлант

Ракетный крейсер «Украина»

Президент Украины Петр Порошенко подписал указ о демилитаризации и продаже ракетного крейсера «Украина», находящегося у достроечной стенки завода имени 61 коммунара в Николаеве. «Лента.ру» попыталась разобраться в истории и судьбе корабля, постройка которого была остановлена после развала СССР.

Продать все


О решении продать «Украину» говорили и раньше. Например, в сентябре 2015 года главком ВМС страны Сергей Гайдук сказал: «Крейсер "Украина" — это отломленный от государства кусок, он будет продан, а средства от его реализации пойдут на строительство новых кораблей и катеров». 26 марта 2017 года об указе президента страны, предписывающем демилитаризацию и продажу «Украины», сообщил исполняющий обязанности губернатора Николаевской области Вячеслав Бонь: «У вас стоит крейсер "Украина", есть указ президента о его демилитаризации. Если снять вооружение и продать то, что останется, — там хватит на компенсацию ваших зарплат, еще и останется три раза по столько же. Там есть востребованные корпус и турбины».

О том, кому и за сколько можно продать такой корабль, хотя бы и в демилитаризованном виде, он умолчал.

Четвертый по счету крейсер проекта 1164 (шифр проекта «Атлант»), заложенный в марте 1985 года под именем «Адмирал флота Лобов» и спущенный на воду в августе 1990 года, достался Киеву после распада СССР — как и недостроенные авианесущие крейсера «Варяг» и «Ульяновск», и другие корабли и суда, строившиеся самым мощным в СССР комплексом Николаевских судостроительных заводов. «Адмирал флота Лобов» еще не был передан ВМФ и числился за заводом-производителем. Из списков ВМФ РФ корабль был официально исключен, а экипаж распущен. Произошло это в октябре 1993 года — без малого за четыре года до подписания соглашений о разделе Черноморского флота.

Тогда же его переименовали в «Украину». Даже сформировали украинский экипаж, но практически сразу распустили: финансировать достройку крейсера Киев не мог.

В 1998 году президент Леонид Кучма заговорил о достройке корабля, и экипаж был сформирован вновь (в третий и, видимо, последний раз в истории крейсера), но эта история так же ничем не закончилась. Было ясно, что в ВМС Украины кораблю, исходно предназначенному для борьбы с авианосными соединениями ВМС США на океанских просторах, места нет.

Круг потенциальных покупателей, впрочем, тоже не радовал широтой. Даже чисто теоретически, помимо ВМФ России, такой корабль мог оказаться только в составе ВМС Индии и Китая, при этом совершенно необходимым было участие в сделке России как поставщика практически всего радиоэлектронного оборудования и вооружения корабля. Однако ни Нью-Дели, ни Пекин кораблем не заинтересовались, предпочтя одиночному крейсеру более реальные проекты: ВМС Индии получили шесть фрегатов проекта 11356 российской постройки, а ВМС Народно-освободительной армии Китая — четыре эсминца проекта 956.


Ракетный крейсер «Москва»

В России, где продолжали службу однотипные «Украине» крейсера — «Москва», «Маршал Устинов» и «Варяг», интерес к кораблю сохранялся. В новом веке российские расходы на оборону постепенно росли, на Украине заговорили и о возможной достройке бывшего советского крейсера для наиболее вероятного заказчика. Корабль был в достаточно неплохом состоянии: в надежде на сделку заводские специалисты тщательно его законсервировали и поддерживали жизненно важные системы. Тем не менее покупка крейсера даже в начале нулевых годов означала необходимость серьезнейших переделок проекта под новое оборудование и вооружение, то есть фактически среднего ремонта и модернизации корабля, еще не вступившего в строй.

Жертва Майдана

Эти проблемы, впрочем, были вполне разрешимы. Теоретически, если бы в 2003-2004 годах российские и украинские власти достигли договоренности, в течение нескольких месяцев корабль можно было подготовить к переходу в Санкт-Петербург или Северодвинск для ремонта и переоснащения, и по оценкам специалистов, — ввести в состав флота в обновленном виде к 2009-2010 году. Черной меткой для «Украины» стал первый Майдан, по итогам которого в Москве было принято стратегическое решение о сворачивании военно-технического сотрудничества с бывшей союзной республикой. Совместные проекты, включая строительство военно-транспортного самолета Ан-70 и возобновление производства сверхтяжелого транспортника Ан-124, угасали, и Москва фактически отказалась от приобретения недостроенного крейсера.

Второй раунд начался после победы на выборах Виктора Януковича. Новый президент в мае 2010 года сообщил, что Киев и Москва договорились о судьбе корабля. В июле того же года Верховная Рада отменила постановление о присвоении кораблю названия «Украина». Однако сделке не было суждено состояться.


Ракетный крейсер «Варяг»

Позиции сторон сводились к следующему: Россия была готова забрать крейсер бесплатно, оплатив только работы по его восстановлению и модернизации, по той же схеме, по которой был передан из РФ в Индию авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», перестроенный в Северодвинске в авианосец «Викрамадитья». Корабль был подарен Индии, которая оплатила его перестройку и модернизацию, а также приобрела самолеты и вертолеты, обошедшиеся Нью-Дели в сумму около трех миллиардов долларов. Достройка ракетного крейсера и его модернизация требовали несколько меньших инвестиций — на 2010 год проект оценивался в 50 миллиардов рублей (1,6 миллиарда долларов по средневзвешенному курсу того времени).

Украину это не устраивало: Киев планировал получить деньги не только за участие в модернизации корабля, но и за сам корабль. Аргументы российской стороны, доказывавшей, что, во-первых, корабль уже оплачен во время его строительства из союзного бюджета, а во-вторых, без последующего восстановления никому не нужен и ничего не стоит, понимания не находили. В итоге в 2011 году Минобороны РФ отказалось от приобретения корабля.


Ракетный крейсер «Маршал Устинов»

Крейсер продолжал стоять у стенки завода имени 61 коммунара, периодически на нем даже производили пробный пуск двигателей, однако ясности в его судьбе не прибавлялось. После событий весны 2014 года, впрочем, стало понятно, что шансов войти в состав ВМФ России у корабля больше нет.

Что дальше?

Решение о демилитаризации и последующей продаже «востребованных корпуса и турбин» вызывает вопросы. Корпус вряд ли годится для развлекательного комплекса (такой вариант тоже предлагался, по аналогии с авианесущими крейсерами «Киев» и «Минск») — ракетный крейсер, не располагающий огромными пространствами ангара и полетной палубы, недостаточно просторен. Вряд ли он понадобится и как основа для последующей модернизации и ввода в строй в качестве боевого корабля: в перспективные программы пополнения ВМС Индии и Китая он не вписывается, а никто больше поднять подобный проект не в состоянии. Теоретически крейсер мог бы быть полезен как источник запчастей для однотипных кораблей, но все остальные корабли этого типа входят в состав ВМФ России, а сотрудничество в военной сфере (по крайней мере официальное) между Киевом и Москвой прекращено.

Наиболее реальная перспектива — продажа на лом. Стоимость корабля в этом случае, с учетом текущей цены металла на мировом рынке вряд ли превысит три миллиона долларов. Задолженность ГП «Завод имени 61 коммунара» по налоговым, коммунальным платежам и заработной плате составляют, по имеющейся у автора информации, около ста миллионов гривен, то есть, 3,7 миллионов долларов по текущему курсу. И.о. губернатора Николаевской области Вячеслава Боня, обещавшего, что продажа крейсера без вооружения покроет долги завода как минимум троекратно, кто-то явно ввел в заблуждение.
Автор: Илья Крамник
Первоисточник: https://lenta.ru/articles/2017/03/30/last_atlant/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 53

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. новичок 2 апреля 2017 15:06
    жаль конечно, но крейсер видимо пойдёт на лом.
    1. Mystery12345 2 апреля 2017 15:44
      отложив в сторону всякие "ура" и "так им и надо", скажем честно,что Россия,тоже не стала бы достраивать это "прошлое", себе дороже, вывод какой? продали-порезали...правильно,другой выход какой? чтоб догнивал? не люблю "небратьев", но у нас уж если гонят пургу,то самозабвенно..вот например,умершая Окраина,"паркетник в на "ЗАЗе" выпускает новый,и Беларусь уже готова покупать,...ну так, к слову.понятно что кто то борется за выживание, но МЫ то знаем,что ТАМ-ВСЁ умерло...а у нас-зашибись...
      1. Улан 2 апреля 2017 16:59
        Честно говоря я рад, что всяческое военно-техническое сотрудничество с нынешней Украиной сведено к нулю.
        И от рисков избавились и в России новые производства и новые рабочие места.
        Нельзя в таких важных вещах, как оборона, зависеть от капризных и ненадежных соседей.
        А Николаевский комплекс жаль, это было достояние всего Союза.
        1. Mystery12345 2 апреля 2017 17:02
          Цитата: Улан
          А Николаевский комплекс жаль, это было достояние всего Союза.

          как это верно... drinks считай авианосостройную верфь потеряли...хотя...нужна ли она теперь? МРК строим с огрехами...
          1. Дмитрий Дмитрий 2 апреля 2017 19:44
            Северодвинск спокойно построит авианосец имея чертежи,говорю как сотрудник сего предприятия.Вопрос в другом,команды нет.
            1. Маки Авелльевич 2 апреля 2017 20:50
              Цитата: Дмитрий Дмитрий
              Северодвинск спокойно построит авианосец имея чертежи,говорю как сотрудник сего предприятия.Вопрос в другом,команды нет.


              спокойно построит, но построить не может так как команды нет.
              вы запутались
            2. opus 2 апреля 2017 23:05
              Цитата: Дмитрий Дмитрий
              Северодвинск спокойно построит авианосец

              как это и где( вернее в ЧЁМ)?

              ТАК?

              Так это "работы по строительным районам"....
              корпус надо иметь (и палубу)
              1. Дмитрий Дмитрий 3 апреля 2017 16:33
                Блочным методом,как и лодки.
            3. Kenneth 8 апреля 2017 11:51
              И где же он его построит. В каком цеху. Авик это все таки не пл.
              1. Дмитрий Дмитрий 8 апреля 2017 15:56
                Цитата: Kenneth
                И где же он его построит. В каком цеху. Авик это все таки не пл.

                Цитата: Дмитрий Дмитрий
                Блочным методом,как и лодки.
        2. maxim947 2 апреля 2017 21:29
          И далеко не только Николаевский комплекс:
          В общем Союзном объёме промышленного производства машиностроение УССР занимало 30,5 %[i][/i]
          На Украине было сосредоточенно огромное количество производств, причем очень много очень мощных, оборудованных современным оборудованием с населением 46 млн.чел. Короче, крах развала Союза это еще та катастрофа, в одной голове и не осмыслишь весь масштаб
        3. рич 3 апреля 2017 02:48
          А жалко корабль. Все равно очень жаль.
      2. новичок 2 апреля 2017 17:01
        ваша мысль понятна. но причём здесь “ура“, или другая “пурга“? просто я вижу, какие у нас тружности со строительством корпусов кораблей такого класса. да пригодился бы он, уверен. зачем даром спорить, свою позицию по данному крейсеру я высказал несколько дней назад, зачем повторяться? судя по нашей гордости и самомнению, нам вообще ничего не надо: “старьё, рухлядь, сами сделаем“, да вот беда, воз и ныне там. нормальные люди покупают наши “корыта“ и модернизируют, ибо понимают, какие трудности при постройке корпуса кораблей подобного ранга. ну чего даром воду в ступе толочь, не достанется он уже нам.
        1. Mystery12345 2 апреля 2017 17:30
          Цитата: новичок
          ну чего даром воду в ступе толочь, не достанется он уже нам.
          и нафиг не нужен,не надо слёз...спросите любого "профи"...такой хлам-только в тягость...
          1. severyanin 3 апреля 2017 00:09
            Цитата: Mystery12345
            и нафиг не нужен,не надо слёз...спросите любого "профи"...такой хлам-только в тягость...

            Хлам?!?!? am fool
            Вот из-за таких популистов как Вы этот корабль до сих пор не у нас am
            В корне Вы не правы - он нам жизненно необходим в любом виде - кораблей такого класса и ударных возможностей в нашем флоте по пальцам одной руки пересчитать можно!Оставшаяся горстка постоянно в морях добивает остатки своего ресурса и экипажей! И не надо рассказывать про эсминцы "Лидер" - они появятся, если появятся, в две тысячи двадцать - а то и две тысячи тридцать хрен знает каком году с нынешними темпами строительства...модернизируемая вундервафля под названием "Нахимов" также забуксовала на неопределенный срок... Турбин для нужд флота как не было так и нет...Дальше балабольства дело пока не двигается по надводному флоту океанской зоны recourse И также не надо рассказывать заученные мантры про "Калибр" - "Калибр" как ПКР - г.у.а.н.о и ничего выдающегося из себя не представляет и в подметки не годится пусть и устаревшим, но несравнимо более мощным и эффективным ПКР типа "Базальт"либо "Вулкан" , составляющим основу вооружения этого проекта кораблей!
            1. Товарищ_Сталин 3 апреля 2017 09:49
              Судно, от которого остался только один корпус, и то гнивший у причала 26 лет, нам нужен? Вы это серьезно? Да за эти десятилетия без ухода и корпус весь прогнил. Проще, дешевле и эффективнее построить новый аналогичный корабль с нуля, чем пытаться реанимировать этот труп. Тем более что за более чем 30 лет, вся основа корабля уже устарела.
            2. Alexey RA 5 апреля 2017 12:48
              Цитата: severyanin
              В корне Вы не правы - он нам жизненно необходим в любом виде - кораблей такого класса и ударных возможностей в нашем флоте по пальцам одной руки пересчитать можно!Оставшаяся горстка постоянно в морях добивает остатки своего ресурса и экипажей! И не надо рассказывать про эсминцы "Лидер" - они появятся, если появятся, в две тысячи двадцать - а то и две тысячи тридцать хрен знает каком году с нынешними темпами строительства...модернизируемая вундервафля под названием "Нахимов" также забуксовала на неопределенный срок...

              Вы не видите в своих словах некоторого противоречия?
              Нам надо купить стоявший у стенки со времён СССР корабль, который в его нынешнем виде сдать флоту будет невозможно. То есть, придётся ставить его на модернизацию. При том, что как Вы сами пишете: "модернизируемая вундервафля под названием "Нахимов" также забуксовала на неопределенный срок".
              Получается, что сейчас, когда этот корабль нужен - он небоеспособен. А когда проблем с модернизацией не будет - то проще и быстрее будет модернизировать строевые корабли, чем это чучело крейсера.
              Цитата: severyanin
              И также не надо рассказывать заученные мантры про "Калибр" - "Калибр" как ПКР - г.у.а.н.о и ничего выдающегося из себя не представляет и в подметки не годится пусть и устаревшим, но несравнимо более мощным и эффективным ПКР типа "Базальт"либо "Вулкан" , составляющим основу вооружения этого проекта кораблей!

              Проблема в том, что П-500 и П-1000 более не производятся. Флот достреливает советские запасы.
              И Вы почему-то забываете, что "калибр" - это не только ракеты, но и универсальные ПУ. А в эти ПУ влезают не только "томагавские" 3М-14/3М-54, но и П-800 "Оникс".
    2. AlexTires 2 апреля 2017 15:45
      крейсер скорее всего затонет у причальной стенки
      1. Mystery12345 2 апреля 2017 15:55
        кстати...эсминцы проекта 956,того же года "выпечки"...сколько в строю? а мы их как бы достроили,и походили они ,сколько то...
      2. Мар.Тира 2 апреля 2017 16:27
        Он бы уже давно затонул,если бы не был приварен к стенке намертво!!!!!!!!!!
        1. severyanin 2 апреля 2017 17:19
          Он бы уже давно затонул,если бы не был приварен к стенке намертво!!!!!!!!!!
          Д.у.р.а.к вы человек, и уши холодные! am wassat лишь бы ляпнуть что-то
          1. Mystery12345 2 апреля 2017 17:33
            Цитата: severyanin
            Он бы уже давно затонул,если бы не был приварен к стенке намертво!!!!!!!!!!
            Д.у.р.а.к вы человек, и уши холодные! am wassat лишь бы ляпнуть что-то

            вот зачем ругаться и оскорблять? "истина-где то рядом"-"the truth is out there" если помните...думаете корпуса молодеют у пирса?
            1. severyanin 2 апреля 2017 23:51
              Цитата: Mystery12345
              думаете корпуса молодеют у пирса?

              Я не думаю, я твердо знаю, что при должном уходе корпус может и сто лет простоять и ничего ему не сделается, главное докование регулярно проходить. Тем более, что заводчане до сих пор изыскивают возможности проводить на корабле хоть какие-то регламентные работы, даже с запуском!!!! турбин! По крайней мере, пока остается надежда хоть кому-нибудь крейсер сбагрить...
              А по поводу ругательств и оскорблений - не хотел никого обидеть, но не могу я уже, глаз дергаться начинает от таких "профессиональных" комментов am
              "Иногда лучше промолчать и показаться глупым, чем сказать и развеять все сомнения"
              1. Товарищ_Сталин 3 апреля 2017 09:51
                Цитата: severyanin
                Тем более, что заводчане до сих пор изыскивают возможности проводить на корабле хоть какие-то регламентные работы, даже с запуском!!!! турбин!

                Та вы шо? Таки действительно? lol Зная натуру кастрюлек, уверен, что там внутри все давно уже растащили, и внутри остались только голые переборки, да и те может, уже начали резать на лом.
              2. tsvetkov1274 3 апреля 2017 11:52
                Согласен на 100%
                Горе было дембелю летом-весь корабль от ,,старой,,краски сбивали..
          2. Мар.Тира 2 апреля 2017 18:09
            Ну спасибо!Я привёл сравнение с действительно привареной в Севастополе подводной лодкой"Запорожье"!И хоть на последних фото он на плаву,но выглядит не лучше.Жалко до слёз,такого исполина,и труд тысяч людей.Пусть сгорят в аду до седьмого колена Киевские выкормыши ГОСДЕПА,
            1. Uralsky 2 апреля 2017 21:12
              Ну был бы он в строю Кому легче бы стало?
              1. severyanin 2 апреля 2017 23:39
                Цитата: Uralsky
                у был бы он в строю Кому легче бы стало?

                Легче - как минимум горстке оставшихся у флота кораблей океанской зоны, которые надрывают последний ресурс и экипажи в непрекращающихся автономках hi
                1. Uralsky 3 апреля 2017 15:18
                  И что бы изменилось для жителей России?
                  1. severyanin 3 апреля 2017 20:42
                    Цитата: Uralsky
                    И что бы изменилось для жителей России?

                    Да ничего, наверное. Судя по нику, Вы с Урала? Для кого крейсер важен и ценен, я написал выше. Вы, по всей видимости, флот и корабли только по телевизору видели. О чем тогда можно разговаривать с людьми, ничего не понимающими в флотском деле? без обид hi
            2. severyanin 2 апреля 2017 23:42
              Цитата: Мар.Тира
              Жалко до слёз,такого исполина,и труд тысяч людей.Пусть сгорят в аду до седьмого колена Киевские выкормыши ГОСДЕПА,

              Вот здесь я Вам люто плюсую!
    3. ava09 3 апреля 2017 05:27
      Цитата: новичок
      жаль конечно, но крейсер видимо пойдёт на лом.

      Жаль Окраину, крейсер - мелочь, но гордая...
      1. новичок 3 апреля 2017 13:19
        как раз таки наоборот.
  2. kugelblitz 2 апреля 2017 15:57
    Турбины систершипам бы пригодились, через третьи руки прикупив. Заодно и запчасти для редукторов.
    1. Mystery12345 2 апреля 2017 16:34
      Цитата: kugelblitz
      Турбины систершипам бы пригодились, через третьи руки прикупив. Заодно и запчасти для редукторов.

      в точку...! как "кузе" с проекта "956"...всё собрали.
    2. ava09 3 апреля 2017 05:29
      Цитата: kugelblitz
      Турбины систершипам бы пригодились, через третьи руки прикупив. Заодно и запчасти для редукторов.

      Главное, чтобы в твоей башке не гнездились "И сёстры И Shipы...
      1. kugelblitz 3 апреля 2017 07:52
        Цитата: ava09
        Главное, чтобы в твоей башке не гнездились "И сёстры И Shipы..

        Чё грубишь, клоун? От чего пукан так разогрет?
  3. senima56 2 апреля 2017 16:43
    "...средства от его реализации пойдут на строительство новых кораблей и катеров..." г-н Гайдук, Вы эту рухлядь сможете продать (если удастся) по цене металлолома! Какие там "средства" от такой продажи?! Какие там "новые корабли и катера"?! Хватило бы с рабочими по зарплате рассчитаться! И то....
    1. Товарищ_Сталин 3 апреля 2017 09:53
      А они все там такие. Нечему уже удивляться.
  4. 16112014nk 2 апреля 2017 18:41
    Цитата: Улан
    и в России новые производства и новые рабочие места

    Ещё немного, ещё чуть-чуть...
    и все 25 млн. новых рабочих мест будут заполнены. И все высокооплачиваемые.
    А в Марий-Эл на старых рабочих местах почтальоны получают 2 800 рублей в месяц.
    1. Товарищ_Сталин 3 апреля 2017 09:55
      Не надо врать. Нигде нет такой зарплаты. У нас, в федеральном учреждении, и то у уборщиц оклад 5000 рублей, с накрутками в виде всяких надбавок, выходит 10 тысяч, и это еще без премий. А это у нас самые низкооплачиваемые работники.
    2. Истист 4 апреля 2017 12:35
      2800 даже на квартплату не хватит! Не надоело вбросы делать? Это же не укроресурс, в конце концов..
      1. Комментарий был удален.
        1. Товарищ_Сталин 4 апреля 2017 19:35
          Скакун, ты со своей укропской пенсией и зарплатой не путай. Когда же тебя забанят?
  5. sibiryouk 2 апреля 2017 19:58
    Крейсер однозначно устарел и его введение в строй Российского ВМФ- смысла не имеет, его систер-шипы прослужат еще лет пять не больше. НУЖНЫ новые проэкты кораблей с новой электроникой и вооружением. Приобретение крейсера еще имело смысл лет с 10 назад!
    1. Uralsky 2 апреля 2017 21:13
      не нужны никому проЭкты и такие проЭктанты.
    2. max2215 5 апреля 2017 13:35
      Не согласен с Вами, эти крейсеры будут служить и модернизироваться до "талого" ибо им замены нет даже в проекте, а как ударная сила они нужны, можно, конечно, построить большой москитный флот, но это, ведь не выход.
      А то, что крейсер помер у причала- это разговоры дилетантов-журналюг и диванных экспертов, даже на фото выше он выглядит вполне нормально- краска это мелочи, подводная часть не могла износиться, потому, как она ни моря не океана ни когда не видела, тем более меняется всегда ледовый пояс, остальные части служат гораздо дольше.
      А то, что он нам не нужен- это хорошая мина при плохой игре. Он нужен нашему флоту, другое дело за какие деньги, а договориться не сумели( объективно говоря с ними договариваться дело гиблое), ну и главное даже если и взяли не факт, что достроили его, ведь, например один из "Орланов" на иголки, а судьба второго тоже под вопросом, а ведь "Орланы" это не "Атланты" и Россия это не СССР, хотя если вернуть ОБХСС и тряхнуть олигархат, думаю и на Оланов и на Атлантов хватило да и учтя пожелания диванного генштаба выкроили на пару авианосцев)))))
  6. mvg 2 апреля 2017 22:43
    По-моему эта статья была 2-3 дня ранее, или дежавю? День сурка?
    mvg
  7. tinibar 2 апреля 2017 22:45
    Цитата: новичок
    жаль конечно, но крейсер видимо пойдёт на лом.

    Как всё, что досталось Укропии...
  8. ava09 3 апреля 2017 05:40
    (с)Сергей Гайдук сказал: «Крейсер "Украина" — это отломленный от государства кусок(с)
    Вряд ли это ч.м.о. по кликухе "Гай да" представляет, что такое "Государство"...
  9. Дмитрий Дмитрий 3 апреля 2017 16:27
    Цитата: Маки Авелльевич
    Цитата: Дмитрий Дмитрий
    Северодвинск спокойно построит авианосец имея чертежи,говорю как сотрудник сего предприятия.Вопрос в другом,команды нет.

    спокойно построит, но построить не может так как команды нет.
    вы запутались

    Наверно языковой барьер понять мешает?
  10. Sivasa 5 апреля 2017 12:18
    Лучший вариант: по-тихому продать силовую установку на зап.части в Россию. Может быть через третьи страны, может быть в некомплектном виде.
  11. mark021105 12 апреля 2017 13:38
    Эх, достроить бы и ввести в состав Флота с названием "Советская Украина"...)))))
  12. Ищущий 21 апреля 2017 18:59
    Это как же надо ненавидеть великий русский язык( а в конечном итоге всё русское).чтобы вместо всем понятного слова-разоружение.использовать "европейское"-демилитаризация.
Картина дня