Рыцари из «Шахнаме» (часть 2)

28
«Пришла пора, чтоб истинный мудрец
О разуме поведал наконец.
Яви нам слово, восхваляя разум,
И поучай людей своим рассказом.
Из всех даров что разума ценней?
Хвала ему – всех добрых дел сильней».
Фирдоуси. «Шахнаме»


Предыдущий материал «Рыцари из «Шахнаме» (https://topwar.ru/111111-rycari-iz-shahname.html) вызвал большой интерес читателей TOPWAR, которые активным образом принялись дискутировать относительно того, кто есть рыцарь, а кто феодал, и чем они все отличаются друг от друга. Естественно, что прежде всего вызвали интерес «рыцари Востока», то есть, а как это было там? А там было так, что тяжеловооруженные всадники-клибанарии из Сасанидской державы и сопричастных ей землях Закавказья и Средней Азии представляли собой военно-служилую знать, представители которой назывались азадами (что на персидском языке означало «свободный», «благородный»). Разумеется, их доспехи и оружие по стоимости были сопоставимы с европейскими. То есть, если IX-XII вв. оружие рыцаря и его доспехи (вместе с конем) в Европе могли стоить 30 - 45 коров [1, с. 3], то и на Ближнем и Среднем Востоке тяжеловооруженной коннице тоже могли служить лишь те, кто имел соответствующее земельное владение, ибо только так он мог его купить. При этом нужно различать ранее рыцарство и позднее. Говоря о раннем, английские историки К. Грветт и Д. Николь писали, например, что оно еще не успело нажить спеси и заносчивости, и что рыцарь, это, прежде всего, человек с которого много спрашивается и который много упражняется с оружием [2, c. 23].



Рыцари из «Шахнаме» (часть 2)

Рисунок из книги автора «Рыцари Востока», опубликованной издательством «Поматур» в 2002 году. Автор рисунка художник В. Корольков. Несмотря на некоторую условность и нарочитую «детскость» изображения, все детали снаряжения переданы вполне достоверно и четко.

В III-VII вв. в Сасанидской державе доминирующими были две формы земельного держания: дастгирд – наследственная и хвастаг – условная [3, с. 91 - 92.]. Крупные феодалы владели землей по праву дастгирда, средняя и мелкая знать по праву хвастага. Азады причислялись ко второй категории и относились к асварам, то есть «всадникам» [3, с. 77 – 78]. Существовал особый «Список всадников», то есть держателей земли на основе хвастага. Землю асвар не мог передавать по наследству, и хвастаг после смерти асвара мог быть передан его сыновьям только в том случае, если они соглашались остаться в этом «Списке» [3, с. 230, 359 – 360]. Если человеку давали хвастаг, то он автоматически получал и привилегированное общественное положение, хотя и среди асадов равенства не было. Была иерархическая система, в которой разные категории азадов имели свои «азад-намэ» – соответствующие грамоты об их привилегиях. Но понятно, что все азады считались воинами (по-персидски – артештаран) [5, с. 76 - 77].


А вот это миниатюра из Шираза – «Шахнаме» 1560 года. Очень наглядно воспроизведены мельчайшие детали вооружения. (Музей искусств округа Лос-Анджелес)

Попасть в число асадов, не имея при этом состояния, а рассчитывая лишь на свои военные способности, мог только лишь человек весьма незаурядный, а простым земледельцам путь в него был закрыт. То есть это была закрытая каста и у нее появилась и своя символика, и своя мораль. Асад должен был, например, не только мастерски владеть различным оружием, но и уметь играть в конное поло и в шахматы.


Знаменитый рельеф Ардашира в Фирусабаде. На нем изображены воины в кольчугах, сидящие на конях, одетых в попоны, 224 и 226 гг. н.э.

Восточная геральдика тоже появилась у асадов. На их щитах помещались изображения животных, которые имели символическое значение, а Сасаниды при раздаче наследственных ленов некоторым местным феодалам вручали особую одежду с фигурой животного, поэтому этих феодалов соответственно и называли. Например, Вахраншах – «князь-вепрь, Ширваншах – «князь-лев, Филаншах – «князь-слон», Аланшах или «князь-ворон». Поэтому можно вполне считать, что уже VIII в. по крайней мере в районе Персии и прилегающих к ней земель восточное рыцарство совершенно точно существовало. Но тут начались арабские завоевания и «варваризация» и сасанидского, и закавказского, и также среднеазиатского военно-феодальных обществ. Основной силой армии завоевателей являлись легковооруженные всадники, что в VIII-X вв. существенно снизило роль тяжеловооруженной конницы. Впрочем, задержка эта в истории восточного рыцарства была лишь временной, поскольку те же арабы очень быстро учились у покоренных народов. Например, столкнувшись с аййарами (по-перс. «товарищ») - вооруженными слугами асадов, сделали такую форму корпоративного объединения основой и для своих собственных аналогичных формирований [6, c. 101-112].


Вполне рыцарским было и вооружение многих других восточных народов даже на весьма ранних стадиях своего развития. Автор рисунка художник В. Корольков.

Если сопоставить модели феодальной системы на Западе и на Востоке, то можно заметить явные совпадения и в военной, и также в социально-экономической истории как стран Западной Европы, так и восточных государств VII-XII вв. И здесь, и там для защиты границ создавались поселения, жители которых стали основой для создания сословия воинов [7]. В Западной Европе в эпоху Каролингов значительная часть свободных крестьян уже не могла служить в ополчении поскольку цена вооружения резко возросла. Так начала складываться бенефициальная система, в основу которой легла реформа Карла Мартелла, проведенная уже в VIII в. Суть ее состояла в замене дарения земли в собственность приближенным (аллод) на пожалование земли в бенефиций за службу, и прежде всего службу в коннице. Потом бенефиций постепенно превратился в феод (лен) – то есть наследуемое владение.

Реформа Карла Мартелла была выгодна мелким и средним феодалам, которые теперь сделались главной силой конного ополчения и всей феодальной армии вообще. Новое конное войско отлично показало себя в битве с арабами при Пуатье 732 г., но ей необходимы были металлические доспехи. Свободное крестьянство иметь их, понятно, не могло.

Следует понимать, однако, что в IX-X вв., когда шел процесс формирования рыцарского сословия, на Западе не все рыцари (milites) принадлежали к знати, и не все феодалы были рыцарями. Причем первоначальный имущественный и социальный статус рыцаря был очень даже невысок. Но постепенно аристократия слилась с владельцами феодов, и рыцарство (chevalerie) стало все больше отождествлять себя со знатью (noblesse) [8]. Существовали и национальные особенности. Так, в Германии в становлении рыцарства важную роль сыграли и несвободные служилые люди – министериалы – в какой-то степени аналог японских самураев [9, с. 31-35].

Между тем легкая конница арабов на Востоке в VII-VIII вв. лишь на какое-то время добилась преобладания на поле боя. Уже с IX в. значение конницы в тяжелом защитном вооружение стало расти, причем основой ее роста послужили точно так же две формы земельного держания: наследственная и условная. Последняя форма называлась «икта» (по-арабски «надел»). Икта широко раздавались и превращались в феоды. Аналогичный процесс наблюдался и в Японии VII в., где после аграрных реформ, проведенных императором Котоку, феодальная собственность на землю стала доминирующей. Возникли феодальные поместья (сёюн), принадлежавшие хозяевам (рёсю), которые постепенно стали передавать землю своим детям по наследству. К концу VIII в. военную повинность крестьян уже полностью отменили. До XI в. самураи были тяжеловооруженными конными слугами, которые получали от своего сюзерена полное содержание, а в отдельных случаях и землю. Политическая нестабильность Японии в X-XII вв. послужила основой для превращения самураев в рыцарское сословие, а затем и в мелкопоместное служилое дворянство, как и на Западе. Ну, а после 1192 г. в Японии установилось безраздельное господство самураев во всех сферах жизни, опять-таки точно также, как и на Западе [10].


Рустам убивает дракона. «Шахнаме» 1430 г. Бодлеанская библиотека, Оксфорд

Подобные события происходили и в Византии IX-X вв., где армия постепенно также перестала быть крестьянским ополчением, а превратилась в профессиональное войско из мелких и средних землевладельцев (стратиотов). Они сформировали аналогичное военно-служилое сословие и стали социальной группировкой, противостоящей всему остальному населению. Именно тяжеловооруженной коннице стратиотов в византийском войске стала принадлежать главная роль, причем показательно, что византийские военные трактаты даже X в. называют их термином «катафракты» [11, с. 86 - 97]. С XI в. византийские источники все чаще сообщают том, что у каждого крупного землевладельца имеется вооруженная дружина из его слуг, и земляков, служащих ему за плату и земельные наделы в качестве награды за службу, все точно так же, как и в случае с японскими даймё [12, с. 7.].

Правда, именно в Византии окончательного оформления рыцарское сословие так и не получило, так как здесь сохранялось множество элементов рабовладения, существовала сильная власть императора и развитая бюрократическая система, что не могло не повлиять на процесс феодализации. Сильной центральной власти были не нужны конкуренты в лице крупных землевладельцев, поэтому она ограничивала рост ленных владений. К тому же Византия все время воевала. В IX-XII вв. ее постоянно терзали военные нападения. В этих условиях централизованное имперское войско было иметь выгоднее, нежели трудноуправляемые дружины крупных феодалов.


«Шахнаме» индийского происхождения. Дели, XVII в. (Музей искусств округа Лос-Анджелес)

Нередко говорят о доминирующем влиянии естественно-географических факторов на развитие социальных отношений. Поэтому, мол, в Японии, с ее естественной изолированностью, японское рыцарство имело характерное отличие от рыцарства Ближнего Востока и Европы. Главными отличиями были такие понятия, как гипертрофированная верность своему сюзерену и личная честь самого самурая, а не его лояльность по отношению к верховному монарху, патриотические чувства к Японии, как к стране или службы своему сеньору при исполнении тем особых условий (40 дней обязательной военной службы), как в Европе. Самурай беззаветно служил сеньору и должен был полностью отказаться от личных интересов, но не поступаться своими личными убеждениями. Если сюзерен требовал от него действий, противных его убеждениям, то верному самураю следовало постараться переубедить своего сеньора, либо в крайнем случае совершить самоубийство. То есть вассал был обязан пожертвовать всем и даже жизнью ради того, чтобы считаться верным и достойным в глазах окружавших его людей и в своих собственных. Однако обратившись к истории Японии, обнаруживаешь, что все это больше декларировалось, нежели соблюдалось на самом деле. Очень многие победы в сражениях, включая и эпохальную битву при Сэкигахара [13, c.109 – 110], были выиграны ценой предательства, причем предателями становились как сюзерены, так и их вассалы. То есть имела место серьезная разница между тем, что декларировалось на словах и в различных трактатах, и тем, что было на самом деле. И эта разница отчетливо видна и в Европе, и в Японии.


Снаряжение персидского всадника XIII в. из книги Nikolle D. Saracen Faris AD 1050–1250. Osprey Publishing, 1994. Рисунок Ангуса МакБрайда. В левом верхнем углу показала двухслойная кольчуга, принадлежавшая Усаме ибн Мункызу и состоявшая из нескольких слоев: яркой шелковой ткани сверху, затем тяжелой франкской кольчуги, затем слоя набивной ткани, затем кольчуги из мелких колец восточной работы и, наконец, подкладки. Шлем обязательно имел покрышку из ткани, ноги были заключены в «краги» из подошвенной кожи. Поверх всего этого мог надеваться изображенный внизу «корсет» из пластинок, но, как пишет Усама, надевать их ночью в разведку не любили из-за того, что пластинки клацали друг о друга, а днем такой панцирь сильно нагревался на солнце. Однако в конной сшибке на копьях он был незаменим.

Ну, а взаимные контакты в эпоху крестовых походов способствовали еще большему взаимовлиянию восточных и западных форм и идей, характерных для рыцарства (духовные ордена, рыцарские турниры, гербы, соответствующий этикет и пр.). В 1131 г. после смерти графа Жослин I, эмир Гази ибн Данишменд сразу прекратил войну с франками и передал им следующее сообщение: «Я вам соболезную и, что бы ни говорили, но я не склонен сражаться с вами сейчас. Ибо из-за смерти вашего правителя я могу легко одолеть ваше войско. Поэтому спокойно занимайтесь своими делами, изберите себе правителя... и властвуйте с миром в своих землях». И это вместо того, чтобы воспользоваться их трудностями и разбить неверных. Но… нет! Так было бы не по-рыцарски! В 1192 г. во время битвы под Яффой случилось так, что английский король Ричард I Львиное Сердце потерял лошадь. Его противник Сайф ад-Дин, сын знаменитого султана Салах ад-Дина, тут же это заметил и приказал послать своему врагу двух боевых коней. Ричард I ответил на это тем, что посвятил сына Сайф ад-Дина в рыцари. Мало того, западноевропейские рыцари не раз приглашали мусульманских рыцарей на турниры [14, c. 101-112]. То есть рыцарская честь в данном случае была даже важнее веры!


Турецкий воин конца XII века из книги Nikolle D. Saracen Faris AD 1050–1250. Osprey Publishing, 1994. Рис. Ангуса МакБрайда. Пожалуй, самым главным отличием в вооружении было то, что персы использовали прямой меч, а турки – уже саблю.

То есть рыцари из разных стран и разной веры не стыдились считать себя некоей единой и очень значимой кастой, для которой ни политическая, ни конфессиональная, ни этническая и вассальная зависимость особой роли не играли. И современники их это хорошо понимали. Так, рыцарские романы XII-XIII вв. отчетливо демонстрируют нам представление о «мировом» едином рыцарстве, существовавшем как в христианских странах, так и в мусульманских. Читая мемуары Усамы ибн Мункыза (1095 – 1188 гг.), мусульманского воителя, всю свою сознательную жизнь воевавшего с крестоносцами, нетрудно заметить, что он не только их уважал, но и дружил с «франками», включая и тамплиеров - заклятых врагов мусульман [15, с. 123 - 124, 128 - 130, 208 – 209]. Кто Усаму ибн Мункыза действительно возмущают, так это свои же «мужики» и «шерсточесы» [16. с. 200 – 201].


Султан Саладин и его воины. Рис. Ангуса МакБрайда.

В XII-XIII вв. война стала практически полностью прерогативой феодалов, а всем прочим сословиям запрещалось и носить оружие, и ездить верхом. Вырвать зуб рыцарю базарный зубодер мог не иначе, как сев на коня, чтобы хоть таким образом приблизиться к нему своим благородством. И не удивительно, что и в арабоязычных средневековых манускриптах словом «фарис» обозначали одновременно и всадника, и рыцаря. На Ближнем и Среднем Востоке мальчиков – сыновей рыцарей до 10 лет учили грамматике, истории, литературе, знанию конских родословных, и только потом уже искусству верховой езды, владения оружием, игре в чоуган, а также умению плавать, бегу, борьбе, охотничьим навыкам и игре в шахматы [17, c.91]. В XII-XIII вв. были написаны даже специальные наставления по «рыцарскому» искусству – фурусийа (по-араб. рыцарство). Интересно, что восточные наставления по обучению верховой езде рекомендовали научить мальчика сначала ездить без седла и только лишь затем позволять ему ездить в седле [18, c. 10].

Западноевропейских рыцарей точно так же учили ездить верхом, владеть оружием, умению бороться, плавать, обучали даже кулачному бою, охоте с хищными птицами, игре на музыкальных инструментах, искусству игры в шахматы и даже… стихосложению. То есть все было очень схоже, во всяком случае сходства было больше, чем различий. Западная Европа позаимствовала с Востока многие виды военного снаряжения, конструкции метательных машин, и положения военной тактики и стратегии. Крестовые походы таким радикальным образом изменили военную культуру Запада. Да и сама история первых рыцарских военных орденов опять связана все с той же сасанидской эпохой, когда опять же на Востоке возникли первые и пока еще не военные религиозные ордена, похожие на европейские монашеские, такие как Ульвани (766 г.), Гашими (772 г.), Сакати (865 г.), Бестами (874 г.). То есть католической церкви было у кого учиться и что перенимать.


Некоторые иллюстрации к «Шахмане» довольно грубы по своему исполнению. Но, тем не менее, являются ценным историческим источником. Вот, например, миниатюра из книги из Исфахана 1-ой четверти XIV в. Акварель и позолота. На ней очень наглядно изображены одежды и… сама казнь! Государственная Берлинская библиотека.

Уже в конце XI – начале XII в. на Востоке появились и военно-религиозные ордена, такие, как Раххасийа, Шухайнийа, Халилийа, Нубувийа, многие из которых халиф ан-Насир в 1182 г. объединил рыцарский орден «Футувва». Интересно, что обряд посвящения в орден и включал символический удар по плечу неофита рукой либо плоской стороной меча. Ну, а на западноевропейских рыцарей произвела впечатление деятельность ордена исмаилитов, возглавляемого «Старцем Горы». Отметим, что все военно-религиозные ордена Западной Европы своей структурой практически ничем от восточных не отличались [19, cc. 52 – 57]. Ибн Мункыз сообщал, что многие франки настолько подружились с мусульманами [20, с. 139], что, случалось, шли служить мусульманским правителям и даже получали за это икта.


Сюжет «Рустам поражает стрелой Ашкабуса» был очень популярен у миниатюристов и повторялся практически во всех изданиях «Шахнаме», но с местными художественными особенностями. (Художественный музей Уолтерса)

В XI-XII вв. правила рыцарских поединков стали общими и для Востока, и для Запада. Нужно было использовать одинаковое оружие. Если копье от удара ломалось, можно было взяться за меч, а потом драться булавой. Наконечники турнирных копий были тупыми, и задача рыцаря заключалась в том, чтобы выбить противника из седла. Если поединок устраивали перед сражением, единоборство заканчивалось смертью одного из сражавшихся. Рыцарские поединки сделались важной частью всякого сражения, а если такого поединка не устраивалось, считали, что битва была начата «не по правилам». Уже в XII в. доспехи рыцарей и на Западе, и на Востоке были примерно одинаковыми. Оружием рыцарей было копье, меч, палица или булава, а на Востоке еще и лук, и стрелы. В XII в. рыцарей стало больше, защитное вооружение совершеннее (щиты в форме «перевернутой капли»), поэтому копья стали самым эффективным оружием первого удара. Тот Усама ибн Мункыз писал, что тогда появились составные копья, скрепленные друг с другом так, что их длина могла достигать 6 – 8 метров.


Практически такой же «рыцарский замок», что и на Западе, мы может легко увидеть и на Востоке...

То есть в XII в. и на Западе, и Востоке сформировалась система сюзеренитета и вассалитета, которая далеко не была одинаковой, но, тем не менее, имела много общего. Так, во Франции феодальная иерархия была весьма сложной. Король считался сюзереном лишь для своих непосредственных вассалов – герцогов, графов, баронов и рыцарей его собственного домена. Существовало правило «вассал моего вассала – не мой вассал». Обладание феодом требовало принесение оммажа, то есть клятвы верности сеньору и обязательства служить ему [20, с.20]. За это сюзерен обещался помогать своему вассалу в случае нападения на него врагов не злоупотреблять своими правами. Отношения сеньора с вассалом устанавливались обычно пожизненно, и расторгнуть их было очень непросто. В Англии, как в стране завоеванной, движущим принципом вассально-ленной системы являлась власть короля [21, c.7-12]. Английские рыцари, чьими бы вассалами они ни являлись, приносили присягу верности также и королю и должны были служить и в королевской армии. То есть в Англии система сюзеренитета и вассалитета имела более централизованный характер, нежели на континенте.
Продолжение следует…

Примечания
1. Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. Т. 3. М. 1938.
2. Граветт К., Николь Д. Норманны. Рыцари и завоеватели. М.2007.
3. Касумова С. Ю. Южный Азербайджан в III-VII вв. (проблемы этно-культурной и социально-экономической истории). Баку. 1983.
4. Касумова С. Ю. Указ. соч.
5. Периханян А. Г. Сасанидский Судебник. Ереван. 1973.
6. Юнусов А.С. Восточное рыцарство (в сравнении с западным) //Вопросы истории. 1986. №10.
7. Разин Е. А. История военного искусства. Т. 2. М. 1957, с. 133; Сыркин А. Я. Поэма о Дигенисе Акрите. М. 1964, с. 69 - 72; Бартольд В. В. Соч. Т. VI. М. 1966, с. 421сл.; Спеваковский А. Б. Самураи - военное сословие Японии. М. 1981, с. 8, 11; Курэ, Мицуо. Самураи. Иллюстрированная история М. 2007, с. 7.
8. Бессмертный Ю. Л. Феодальная деревня и рынок в Западной Европе XII-XIII веков. М. 1969, с. 146; Barber R. The Knight and Chivalry. N. Y. 1970, p. 12.
9. Колесницкий Н. Ф. К вопросу о германском министериалитете. В кн.: Средние века. Вып. XX. 1961.
10. Спеваковский А. Б. Ук. соч.; Lewis A. Knight and Samurai. Feodalism in Northern France and Japan. Lnd. 1974, pp. 22 - 27, 33 - 38.
11. Кучма В. В. Командный состав и рядовые стратиоты в фемном войске Византии в конце IX-X вв. В кн.: Византийские очерки. М. 1971.
12. Курэ, Мицуо. Самураи. Иллюстрированная история М. 2007.
13. Курэ, Мицуо. Указ. соч.
14. Юнусов А.С. Указ. cоч.
15. Усама ибн Мункыз. Книга назидания. М. 1958.
16. Там же.
17. Низами Гянджеви. Семь красавиц. Баку. 1983.
18. Nikolle D. Saracen Faris AD 1050–1250. Osprey Publishing, 1994.
19. Smail R. C. The Crusaders in Syria and the Holy Land. N. Y. - Washington. 1973.
20. Усама ибн Мункыз. Указ. соч.
21. Граветт К., Николь Д. Указ. Соч.
22. Граветт Кристофер. Рыцари: история английского рыцарства 1200 – 1600. М. 2010.
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    10 апреля 2017 06:31
    Первая часть была хороша, вторая многообещающая!
    Ждем продолжения.
    Посткриптум. Неплохо затронуть особенности "древнерусского рыцарства"!
    1. +4
      10 апреля 2017 07:55
      С "русским рыцарством" так. Оно было! Есть сообщения, что князья устраивали турниры, что... также наделяли дружинников землей, строились замки (из дерева), воины имели эмблемы на щитах. Но... конкретного материала мало. Проблема известная, еще Ключевским обозначенная: Каменный Запад и деревянная Русь. Многое просто сгорело!
      1. 0
        10 апреля 2017 09:30
        Ну не совсем так. Основная масса донжонов в Европе - деревянные. Каменные, во всех христианских державах - в первую очередь церкви.
        Наделяя дружинника землей- князь автоматом делал его боярином, а массы бояр было невыгдно иметь при натуральном хозяйстве. Дружины вещь специфическая - они стояли на кормлении не от земли, а от князя. А еще были боярские дружины и городские(если город становился субъектом феодального права) со своей системой кормления.
        1. 0
          10 апреля 2017 11:28
          Цитата: mishastich
          Основная масса донжонов в Европе - деревянные

          Были в 9-10 веках. А потом ВСЕ каменные!
          1. +1
            10 апреля 2017 11:44
            Уважаемый калибр - возьмем для примера Виндзорский замок. Начало строительства 12 век, перестройка в 14 веке и окончательный вид он принял в 17 веке.(крайне приблизительно).
            И Псковский Кром с другой стороны - Довмонтов город 13 век, перестройки и достройки всего архитектурного ансамбля продолжались до 18 века.

            Естественно Русь в большей степени была деревянной по причине отсутствия камня и своего железа(изготовление инструментов) в промышленных объемах.Опять же многие европейские постройки в своих фундаментах используют еще Римскую основу, а Русь отстраивается с нуля.
            И зачем дружиннику личный герб, если он ходит - "Под княжьим стягом"(с) и не является субъектом феодального права.
      2. +3
        10 апреля 2017 14:09
        Однако, не все сгорело. Вы иногда упоминаете архелолгию, но редко используете.
        Кирпичников А. Н. Снаряжение всадника и верхового коня на Руси IX—XIII вв. — Л.: Наука, 1973.
        Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие. — Л.: Наука, 1966—1971.— Вып. 1—3.
        1. +3
          10 апреля 2017 16:56
          Я читал эти книги, был у него в Институте в Питере, подарил свою книгу по англоязычной историографии рыцарского вооружения и он мне как мэтр рассказал много интересного. Забавное, вообще место этот его институт археологии, кстати. Прямо по набережной рядом с Эрмитажем...
          1. +5
            10 апреля 2017 17:44
            Да, а еще у них специализированная библиотека археологическая, больше 200 000 единиц, начиная с XVII столетия.
          2. +4
            10 апреля 2017 21:27
            в прошлом году был в Старой Ладоге, экскурсоводы рассказали, что Кирпичников приезжает туда до сих пор, несмотря на возраст - 87 лет! Мне кажется, что у всех, кто начинал интересоваться вооружением Древней Руси лет 20-30 назад, первыми были прочитаны именно его книги. В том числе и у меня - в библиотеке факультета на первом курсе hi
  2. +2
    10 апреля 2017 06:31
    (С)прежде всего вызвали интерес «рыцари Востока», то есть, а как это было там?

    Автор, источников маловато указали, всего 22 единицы! Сами же писали, что не принимали к рассмотрению рефераты, если было указано менее 26 источников?
    1. +2
      10 апреля 2017 07:48
      Не путайте Божий дар с яичницей. Реферат для студента - 15 стр.Поэтому объем требовался 25 работ. А в этой статье всего шесть. Считайте...Так что для Вас за глаза хватит...
      1. 0
        10 апреля 2017 10:56
        Цитата: kalibr
        Не путайте Божий дар с яичницей.

        ...я озвучил вашу цифру, которую вы в запале изложили в ходе комментария, так что "отмазка" не принята.
        1. +2
          10 апреля 2017 16:51
          Что-то у Вас с математикой совсем плохо. Считать не пытались? В статье 6 страниц - на них 22 ссылки. Реферат 15 страниц - в нем 25. Доступно объяснил? Разница видна? К тому же качество работы измеряется не количеством ссылок, это формальный показатель для... студентов, а качеством проработанного материала. С них, бедняг, хотя бы количество получить. Они же учатся...
      2. 0
        10 апреля 2017 18:31
        Цитата: kalibr
        А в этой статье всего шесть. Считайте...Так что для Вас за глаза хватит...

        Если по правилам газетного дела, сдавать статью в формате "через пробел" и размером шрифта №14 Times New Roman, то получается минимум 15 страниц.
        1. +3
          10 апреля 2017 20:55
          Если по правилам газетного дела, сдавать статью в формате "через пробел" и размером шрифта №14 Times New Roman, то получается минимум 15 страниц.
          Вверху текста есть значок - скачать. Воспользуйтесь. Потом сформатируйте указанным шрифтом и гарнитурой и будет 9 (девять) страниц. И Вы знаете, я интереса ради так и сделал, а с максимальным 1,5 пробелом, то есть даже не через 1 пробел, как Вы написали, выходит 13, а не минимум 15. Подчеркиваю, через 1,5, как мы требуем от наших студентов (чтобы глаза не портить) выходит 13 стр. Считать надо лучше, я Вам уже писал. Но не все для Вас потеряно! В третьей части ссылок будет меньше. Уж и не знаю, как я людям буду в глаза смотреть. Впрочем, у меня есть утешение. Большинство авторов здесь вообще ни на что не ссылаются, например, тот же Самсонов. У него пиплы вроде Вас хавают и так,да?! Так что как-нибудь Ваши глупые подколы я переживу. Вы же не редактор журнала "Вопросы истории"...
          1. +2
            10 апреля 2017 22:14
            Самсонов не ссылается по причине прямого плагиата.
  3. +3
    10 апреля 2017 07:45
    Благодарствую, интересная статья, иллюстрации и рисунки великолепны.....
  4. +2
    10 апреля 2017 09:26
    Ясен красен, что и на Руси, и в Европе и на Востоке и даже в Индии и Азии, все процессы ухода от родоплеменных верхушек к феодальному обществу происходили одинаково, но со своей спецификой зависящей от экономики, религии и климата. Но:
    Ближний Восток после прихода Османов завис на прежнем уровне.
    Русь после прихода монголов ушла к поместной системе.
    Европа же смогла выбиться в лидеры благодаря открытию Америки и реформации.
  5. +1
    10 апреля 2017 12:33
    Блииин я думал про мосинку будет, неожиданно.
    1. +2
      10 апреля 2017 16:26
      у уважаемого Калибра выходит либо статья утром в разделе "история", либо после обеда в разделе "вооружение". С другой стороны, наверно, это правильно - чередовать тематику, чтоб не приелась, и взгляд не замыливался.
  6. +1
    10 апреля 2017 12:50
    Главное - в количественных соотношениях.

    Средневековые армии в Западной Европе формировались преимущественно из феодалов - рыцарей, в Восточной Европе и противостоящей её Азии - из ополчения (соответственно крестьянского и скотоводческого).

    Немногочисленные тяжеловооруженные отряды в армиях Восточной Европы и Азии были на вторых ролях, в отличие от Западной Европы. Более того, они в основном состояли из служивых людей при князе/хане/султане/шахе (содержавшихся за счет госказны), а не из собственников земли, содержавших себя сами за счет продукции своих феодов.

    Причина проста - основной угрозой Русскому государству, Византии, Персии Арабскому халифату служили тюркоязычные степняки, которые брали числом, а не снаряжением. Тюрки создавали паразитические квазигосударства, основной отраслью народного хозяйства которых был грабеж оседлых соседей.

    Поголовная мобилизация тюрков позволяла им брать верх над своими западными противниками, которые могли мобилизовать только часть своих людей, поскольку остальные должны были вести сельское хозяйство для прокорма всего населения. Но в длительной перспективе западная модель разделения труда выиграла у восточной паразитарной модели за счет технического прогресса на фоне азиатского застоя.

    Тюрки-кочевники были почти полностью истреблены, за исключением турков-османов, перешедших к оседлому образу жизни на Анатолийском полуострове. Башкиры, татары, калмыки, казахи, узбеки, туркмены и киргизы должны были также кануть в небытие, но им помогла выжить гуманная политика Русского государства.

    В сухом остатке - аналогов западного рыцарства на Востоке был в мизерном количестве, равно как и тяжеловооруженные воины.
  7. +2
    10 апреля 2017 13:40
    С такими воинами британцы сражались в Судане в 19 веке.

    Слева - воин хадендоуа и всадник на верблюде с бросковыми копьями. Оба украшены "заплатами" дервишей.
    Справа - знатный конный воин в полных доспехах и пехотинец одного из суданских племен.
  8. +1
    10 апреля 2017 15:17

    Ангус МакБрайд. Османо-балканский пехотинец яя начала XV века, турецкий сипах около 1400, Османский тяжёлый пехотинец начала XV века.
    1. +2
      10 апреля 2017 16:59
      Подлинные образцы этих доспехов будут в 3-ей части.
  9. 0
    10 апреля 2017 23:40
    чтото уж больно напоминает
    1. 0
      10 апреля 2017 23:46
      Цитата: SpnSr
      чтото уж больно напоминает

      - аналогично, навеяло:
      Цитата: Дьявол среди людей, Стругацкие
      Свят Георгий во бое / На лихом сидит коне, / Держит в руце копие, / Тычет змия в... попие
  10. 0
    11 апреля 2017 01:33
    "Несмотря на некоторую условность и нарочитую «детскость» изображения, все детали снаряжения переданы вполне достоверно и четко."
    Только с чего бы катафракт - в обычном матерчатом колпаке вместо шлема с личиной?
  11. +2
    11 апреля 2017 11:06
    Вот что ни статья у Вячеслава Олеговича, прямо шедевр, ну что ещё сказать ? Только снять шапку...