Особый авиаотряд: упразднили и забыли

Особый авиаотряд: упразднили и забыли


В этом году исполнилось 28 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. Столько же времени прошло с момента создания сводного авиационного отряда из числа экипажей гражданской авиации СССР, выполнявших специальные задачи в ходе той необъявленной войны.
Сейчас многие авиаторы отряда незаслуженно забыты, потому что мало кто знает о таких страницах истории афганской войны, о том, что в Министерстве гражданской авиации был отряд, лётчики и инженерно-технический состав которого совершали в Афганистан полёты на военно-транспортных самолётах Ил-76.

В этом материале старший бортинженер сводного авиационного отряда вспоминает те непростые годы, рассказывает о том, с какими проблемами ныне сталкиваются ветераны этого подразделения.


Наш сводный авиаотряд экипажей Ил-76 был создан в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 31 марта 1989 года при Узбекском управлении Гражданской авиации СССР с местом основного базирования в Ташкенте.

Причина создания этого подразделения заключалась в следующем: после вывода советских войск из Афганистана Кабул оказался в кольце вооружённой оппозиции, и по межгосударственному соглашению афганскому народу требовалась помощь в доставке народнохозяйственных грузов (продовольствия, топлива, техники и т.п.). Афганцы остро нуждались и в пассажирских перевозках, так как ни одна из зарубежных авиакомпаний в тот период регулярные пассажирские авиарейсы в Кабул не выполняла.

По указанию министра обороны СССР отряду выделили семь самолётов Ил-76МД ВВС СССР. Все борта были оснащены установками для отстрела ППИ (патрон помеховый инфракрасный), способных отвести «стингеры» от самолёта, генераторами нейтрального газа, парашютами и другим необходимым оборудованием.

Полёты обеспечивались по линии Министерства обороны СССР. Для их выполнения на авиапредприятиях провели жёсткий отбор авиаспециалистов – профессионалов высшего класса. В отряд они включались на добровольной основе.
Полёты начались в мае 1989 года.

О важности задач, поставленных тогда высшим руководством страны, говорит тот факт, что на первых вылетах в Афганистан присутствовал первый заместитель министра гражданской авиации СССР.

Посадка на аэродром Кабула была непростой задачей. Главная воздушная гавань Афганистана со всех сторон окружена горами, на которых вооружённые «стингерами» моджахеды регулярно устраивали засады. Маневрирование самолёта можно было сравнить со штопором с одновременным отстрелом инфракрасных патронов для защиты от переносных средств ПВО. «Афганский заход» на посадку 155-тонного корабля с высоты 10–11 тысяч метров командир осуществлял с вертикальной скоростью снижения до 50 метров в секунду, с кренами до 45 градусов. На земле руление на ВПП и разгрузка нередко сопровождались обстрелами.

Были случаи, когда Илы возвращались на военные аэродромы СССР в Узбекистане, Казахстане и Таджикистане с пробоинами фюзеляжа, с отказами двигателей, спущенными пневматиками (шасси) и даже вовсе разрушенными колёсами.

Все полёты авиаотряда выполнились без прикрытия и сопровождения как на земле, так и в воздухе. Экипажам транспортников оставалось надеяться только на себя и на то, что в сложной обстановке техника не подведёт.

Сводный авиаотряд экипажей Ил-76МД «Аэрофлота», выполнявший полёты в Афганистан, был создан 31 марта 1989 года
К сожадению, без потерь тогда не обошлось.

27 марта 1990 года в Кабуле при заходе на посадку Ил-76 потерпел катастрофу. Погиб интернациональный экипаж – лётчики Восточно-Сибирского, Тюменского, Узбекского управлений Гражданской авиации Советского Союза. Это моя неизбывная сердечная боль, так как я хорошо знал всех членов авиакоманды, мы бок о бок летали в Афганистан. Это были прекрасные люди, первоклассные лётчики.

12 июня 1990 года при заходе на кабульский аэродром ракетой «стингер» был повреждён другой транспортный Ил. Крушение огромной машины могло унести жизни не только лётчиков, штурмана, радиста, бортинженера и техников, но и служащих аэродрома, многих мирных афганцев. Экипаж тогда сумел посадить уже начавшее разрушаться прямо в небе воздушное судно. И при этом остаться в живых. Самолёт же восстановлению не подлежал.

…Несмотря на потери, мы вновь и вновь поднимались в воздух. Гордились своей работой. Гордились самолётом Ил-76МД – лучшим в своём классе в мире.

Закончились полёты, и сводный авиационный отряд прекратил своё существование. Мало кто сейчас знает, что такое подразделение «Аэрофлота» было вообще.

Все участники тех событий уже пенсионеры, многие стали инвалидами (сказались экстремальные полёты и сопряжённые с ними перегрузки), кого-то уже нет с нами. С каждым годом наши ряды редеют. Участники сводного авиационного отряда не первый год добиваются признания соответствующего юридического статуса. Для этого необходимо включить нас в пункт 4 статьи 3 Федерального закона РФ «О ветеранах».
Параллельно с нами в Кабул тогда направлялись экипажи военно-транспортной авиации. Полёты они выполняли на таких же, как у нас, самолётах Ил-76МД и также являются ветеранами боевых действий. Но с существенной разницей. Согласно статье 3 Федерального закона «О ветеранах» они отнесены к пункту 4, как «военнослужащие лётного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий», а мы значимся в пункте 5. Значит, по закону у них другие социальные льготы, чем у лётчиков отряда Гражданской авиации, выполнявших такие же полёты. Между тем все лётчики и инженерно-технический состав нашего отряда – офицеры, только находившиеся в запасе.

Наши неоднократные обращения в адрес различных инстанций, как правило, заканчивались ничем. Положительный ответ получили лишь из Государственной Думы РФ. Профильный комитет нижней палаты парламента обещал учесть наши предложения в своей дальнейшей законотворческой деятельности. Надеемся, что так и будет.
Автор: Анатолий ЮШКОВ
Первоисточник: http://www.redstar.ru/index.php/2011-07-25-15-55-35/item/32695-osobyj-aviaotryad-uprazdnili-i-zabyli


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 20

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Мар.Тира 8 апреля 2017 07:30
    Целые армии,дивизии,полки прекратили существование.Наша современная власть умеет считать деньги,если они идут не в их карман,так что побороться придётся.Желаю им добиться справедливости.
    1. рич 8 апреля 2017 07:37
      не так просто у них это получится. Фактически они считаются вольнонаемными. Хотя я лично на их стороне. В 1987 году за речкой не раз видел колонны "СовТрансАвто". У них похоже точно такая-же ситуация
      1. German Titov 8 апреля 2017 18:17
        Наша база была в г. Шинданд. "Катались" -"Кушка-Кандагар-Лашкаргах", и обратно. Подобная колонна была (где-то под Кушкой), с тем же маршрутом. Парням статус УБД присвоили где-то в 1992. Разница была лишь в "месте базирования".
    2. serezhasoldatow 8 апреля 2017 21:52
      Современная власть то причем. Было при горбатом или забыли.
      1. Мар.Тира 9 апреля 2017 06:11
        Так по вашему они у Горбачёва просят льготу что ли?Так у него только Горбачёв-фонд.По вашим понятиям прошлое не в счёт?А зачем тогда долги СССР отдают,и пенсии платят,заработанные при Союзе?Красиво сказал ничего не скажешь.
  2. свободный 8 апреля 2017 07:35
    Все полёты авиаотряда выполнились без прикрытия и сопровождения как на земле, так и в воздухе. Экипажам транспортников оставалось надеяться только на себя и на то, что в сложной обстановке техника не подведёт.????????????????как так
    1. болот 8 апреля 2017 14:09
      Цитата: свободный
      Все полёты авиаотряда выполнились без прикрытия и сопровождения как на земле, так и в воздухе. Экипажам транспортников оставалось надеяться только на себя и на то, что в сложной обстановке техника не подведёт.????????????????как так

      Не принижаю отвагу гражданских летчиков но взлетали на 76 они под утро,когда еще темно, ,плотность воздуха выше .До прилета и перед взлетом подымались вертушки.Более мение безопасно в отличие от Армейцев на АН-12.Те в небо уходили по первому требованию.
      А если полеты вдоль границы Китая,Пакистана,Ирана предоставлялось воздушное прикрытие в виде пары Миг-21,23.
    2. intuzazist 10 апреля 2017 17:07
      Потому что ВС ГА не подлежат защите и сопровождению! А отряд был собран из "добровольцев" со всех управлений ГА СССР после того как отказались летать пилоты Узбекского УГА, после понесённых потерь. А взлетали утром, по "холодку", это требует разряженный воздух.
  3. samoletil18 8 апреля 2017 08:34
    Там не мало было гражданских специалистов. То, что само нахождение в Афганистане тогда было связано с риском для жизни, факт. Но каких-либо льгот на сколько знаю, не предоставлялось.
    Автору спасибо за интересный материал, я не знал об этом отряде. Всегда думал, что поставки в Афганистан после вывода осуществлялись только по линии МО, вплоть до предательства ЕБН.
    1. болот 8 апреля 2017 14:16
      Цитата: samoletil18
      Но каких-либо льгот на сколько знаю, не предоставлялось.

      Да,кажется были льготы,нагрудный знак интернационалиста ,медаль от благодарного афганского народа,плюс карточка на продукты,вещи в спец магазине ,года те были дефицитные.
      Больше льгот не было что у гражданских что у военных.Сейчас у нас доплата к пенсии и возможно траурный караул при похоронах.
  4. Комментарий был удален.
  5. Бензорез 8 апреля 2017 16:06
    Удачи вам. А по существу- всё как всегда у нас. Ты нужен- пока ты нужен. Сделал дело- гуляй смело. yes
  6. fleks 8 апреля 2017 16:59
    А разница очень большая и не надо плакаться. Военные летали по приказу. а ВЫ за деньги. при чем очень хорошие и зеленые
    1. fleks 8 апреля 2017 17:08
      На счет денег это не с потолка-мне самому предлагали
    2. German Titov 8 апреля 2017 18:25
      Суньте себе эти деньги вместе с РПГ в задницу и летайте на здоровье. И "хорошие и зеленые". За грубость не "извеняюсь". Поколение "пепсикокаколыдебилов".
      1. болот 8 апреля 2017 22:09
        Цитата: German Titov
        Суньте себе эти деньги вместе с РПГ в задницу и летайте на здоровье. И "хорошие и зеленые". За грубость не "извеняюсь". Поколение "пепсикокаколыдебилов".

        Их погранцы шманали в Ташкенте по "черному".Много чего с Кабульских и Кандагарских Дукенов привозили.Да Ташкентская Березка была не плоха.
        Из за таких армейцев то же "трясли".
      2. fleks 9 апреля 2017 07:12
        вот и я о том.где совесть то--ветеранских требовать за труд наемника а? равнять себя с военными и получать за посадку от 200 до 500 зеленых за посадку ?
  7. serezhasoldatow 8 апреля 2017 21:50
    Почет летунам. Впервые услышал о таком отряде. Думал, что только ВТО работало. Успехов в восстановлении справедливости.
  8. Сердечно благодарю ребят авиаотряда за их профессионализм,просто за их человечность. Счастья Вам и всего самого хорошего. Полеты с вами незабываемые.
  9. askort154 9 апреля 2017 18:01
    Ситуация понятна.. Были совершенно другие времена, отдать "долг Родине" считали за честь.
    Сам, будучи курсантом, писал рапорт :: - "прошу послать меня на Защиту Вьетнамской Народной Республики". Как оказалось, таких рапортов было сотни, а удостоились лишь единицы. С Афганом ситуация другая. Насильно ( экипажи Ил-76 и Ан -12 из МГА ) туда не посылали, а когда выяснилось, что оплата шла повышенная и в долларах, попасть туда было проблематично.. Возили с Афгана все "дефициты", вплоть до холодильников . Это были полёты "за бугор" без обязательного знания английского.
    Русская душа не знает границ. Когда прижмёт - откровенно лезли в пекло, уже не думая о "долларах". Там погиб, бывший мой радист. Вечная память ему. Оказалось, что "гражданские" полёты превратились, реально, в боевые. Были разработаны новые "противо-стингерные" заходы на посадку. Считаю, что требования участников тех событий, таких важных тогда для страны, и в тоже время закрытых, вполне обоснованные. Не смотря на личностные мотивы ( сейчас это уже не считается негативом), ребята служили интересам государства. Государство обязано ответить справедливо.
  10. intuzazist 10 апреля 2017 17:11
    Цитата: fleks
    А разница очень большая и не надо плакаться. Военные летали по приказу. а ВЫ за деньги. при чем очень хорошие и зеленые

    А вы не в курсе, что все пилоты ГА, того времени, офицеры запаса ВТА?! Да, в основном были добровольцы, но менее рискованно от этого не становилось.................
Картина дня