Фото «Объекта 477» – главной тайны советского танкостроения

53
В интернете появились изображения главной тайны советского танкостроения – основного боевого танка «Объект 477», который разрабатывался в Харькове в конце 1980-х годов, сообщает Вестник Мордовии.

Фото «Объекта 477» – главной тайны советского танкостроения




Сообщается, что 57-тонная боевая машина была вооружена 152-мм пушкой. На нее предполагалось установить двигатель мощностью в 1500 л.с. Однако харьковчанам до распада Советского Союза машину нового поколения довести до ума не удалось.

«Все было сырым и плохо работало. Двигатель так и не смог превысить 1200-сильный рубеж мощности. Уже после распада СССР в сотрудничестве с Россией предпринимались новые попытки довести машину до ума. Появлялись очень интересные модернизации. Но, в конце концов, Россия решила делать собственную машину нового поколения», пишет автор материала Лев Романов.



Какое-то время работы на Харьковском заводе шли по инерции, но вскоре прекратились совсем.

В настоящее время эта техника в нерабочем состоянии ржавеет, где-то на полигоне под Харьковом.
  • из Архива Алексея Хлопотова
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

53 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    13 ноября 2017 12:46
    Если вспомнят то продадут кому нибудь с чертежами. САТАНУ ЖЕ ХОТЕЛИ ПРОДАТЬ.
    1. +7
      13 ноября 2017 12:50
      помнить они то помнят, ищут кому продать недотанк
    2. +1
      13 ноября 2017 13:21
      Цитата: Sergey53
      Если вспомнят то продадут кому нибудь с чертежами.

      Насколько помню, то РД-180 тоже уходил с чертежами, так как должно было организовываться производство на территории США, но...
      Американцам пришлось идти на нарушение собственных законов и правил.
      1. +2
        13 ноября 2017 13:42
        .
        Однако харьковчанам до распада Советского Союза машину нового поколения довести до ума не удалось.
        сейчас думаю-слава богу...
      2. +5
        13 ноября 2017 13:57
        Цитата: ИмПерц
        Американцам пришлось идти на нарушение собственных законов и правил.

        как раз таки все по законам янкерсов и делалось(подгонялось)...
        "на дысь" на сайте статья про него была.... и в "нете" полно нормальных(грамотных) статей про эту тему.
        1. +1
          13 ноября 2017 18:30
          Цитата: Deadушка
          как раз таки все по законам янкерсов и делалось

          В том то и дело, что производство должно было быть организовано на территории США, но тестовые экземпляры не дотягивали до нужных параметров. Поэтому американцам пришлось создать СП с производством на территории России, а это уже было нарушением собственных правил.
          Про это тоже есть в интернете drinks
      3. +1
        13 ноября 2017 16:42
        Чтобы их сделать нужны мозги. А с их системой обучения даже после их университета, только Псаки получаются.
        1. 0
          13 ноября 2017 19:21
          Цитата: Sergey53
          нужны мозги.

          Тут и руки приложить нужно.
          Мозги и чертежи купили, а вот "дядю Васю" как купишь? Он за такое может и отоварить...
        2. +2
          13 ноября 2017 19:21
          У нас сейчас после нынешних универов и академиев тоже не шибко инженеристые кадры получаются. Я иногда над особенно гонористыми "прикалываюсь". Про закон Гей-Люссака, цикл Карно или силу Лоренца спрошу. В ответ только улыбки. А что ожидать после ЕГЭ и системы тестов в ВУЗах. И вот ведь интересно - сам я закончил школу 38 лет назад и мы тогда это досконально изучали.
      4. +1
        13 ноября 2017 19:53
        Цитата: ИмПерц
        Цитата: Sergey53
        Если вспомнят то продадут кому нибудь с чертежами.

        Насколько помню, то РД-180 тоже уходил с чертежами, так как должно было организовываться производство на территории США, но...
        Американцам пришлось идти на нарушение собственных законов и правил.

        ВЫ ошибаетесь.
        РД- 180 разработан по заказу американской стороны, на их деньги и совместной, только что организованной фирмой- "однодневкой". Дело в том, что в США действует закон, запрещающий использование чужой техники на основных направлениях науки и техники. Чертежи, сделанные по стандартам СССР- России, на русском языке, с использованием российских материалов, Гостов, методик испытаний, стендов, оборудования, станков. совершенно не нужен самим американцам. Ибо вникнуть в чужое- гораздо сложнее, чем делать своё.
        Для справки- Вес технической документации на аэроплан СУ-27 в одном экземпляре равен весу самого аэроплана. Здесь, пожалуй, дело ещё более печальное.
        Более того, в техдокументации, разумеется, есть ссылки на требования и выполнение требований совершенно секретных методик и инструкций. Как думаете- передадут наши это всё? Разумеется, им передавали не комплект рабочей документации, а комплект эксплуатационной. А это- совершенно другое дело.
        Изготавливались эти железки на мощностях российского производства, формально названным "совместным" с американцами.
        1. 0
          14 ноября 2017 10:43
          Цитата: Виктор Дубовицкий
          РД- 180 разработан по заказу американской стороны, на их деньги и совместной, только что организованной фирмой- "однодневкой".

          Насчёт того, что ОАО «НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко» это фирма однодневка сильно сказано, а так, насчёт законодательства USA, всё правильна.
          РД-180 это перелицованный под янки РД-170, да и не след забывать, что в штаты поставляется только "железо", весь обвес штатовский, соответственно именно сам двигатель рождается там...
          Хосподя, об этом уже столько писали...
          1. 0
            14 ноября 2017 12:31
            Цитата: Циник
            Цитата: Виктор Дубовицкий
            РД- 180 разработан по заказу американской стороны, на их деньги и совместной, только что организованной фирмой- "однодневкой".

            Насчёт того, что ОАО «НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко» это фирма однодневка сильно сказано, а так, насчёт законодательства USA, всё правильна.
            РД-180 это перелицованный под янки РД-170, да и не след забывать, что в штаты поставляется только "железо", весь обвес штатовский, соответственно именно сам двигатель рождается там...
            Хосподя, об этом уже столько писали...

            RD Amross – это совместное российско-американское предприятие, которое объединяет НПО «Энергомаш» и американскую компанию Pratt & Whitney Rocketdyne. Первая занимается производством двигателей РД-180, а вторая их поставкой ULA для их РН «Атлас».

            Так если правильно одно, то правильно должно быть и второе. Если запрещено чужое, то необходима видимость своего.
            Что не правильно?
          2. 0
            14 ноября 2017 12:55
            Цитата: Циник
            Цитата: Виктор Дубовицкий
            РД- 180 разработан по заказу американской стороны, на их деньги и совместной, только что организованной фирмой- "однодневкой".

            Насчёт того, что ОАО «НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко» это фирма однодневка сильно сказано, а так, насчёт законодательства USA, всё правильна.
            РД-180 это перелицованный под янки РД-170, да и не след забывать, что в штаты поставляется только "железо", весь обвес штатовский, соответственно именно сам двигатель рождается там...
            Хосподя, об этом уже столько писали...

            Дополню, упущено существенное.
            Так обвеска диктует содержание и устройство двигателя. или наоборот?
            Типа анекдот "Вначале купили подойник, теперь думаем, как купить корову". Метрические стандарты России и дюймовый Штатов. Стыковка элементов на основе какой системы? Номенклатура готовых изделий, применённая на РД-170, и перенесённая на РД-180. Специально осваивать эту "обвеску" в Штатах, или проще поставить хорошо приспособленную нашу? Может быть, заменить на чужое, без испытаний ( с проведением дополнительных испытаний) и рисковать.....?
            Да вы, братишка, ни разу не переступали порог КБ.
            1. 0
              15 ноября 2017 07:13
              Цитата: Виктор Дубовицкий
              Что не правильно?

              Во-первых:
              Цитата: Виктор Дубовицкий
              РД- 180 разработан по заказу американской стороны, на их деньги и совместной, только что организованной фирмой- "однодневкой".

              Во-вторых:
              Цитата: Виктор Дубовицкий
              ни разу не переступали порог КБ.

              Переступал, и не раз, правда не ракетных, у них, бывал только на производстве.
              В-третьих
              Цитата: Виктор Дубовицкий
              осваивать эту "обвеску" в Штатах, или проще поставить хорошо приспособленную нашу?

              Как то Вы сразу и резко забыли о законодательстве USA, а ведь именно из-за него сложился такой цикл производства.
              Хотя это не совсем точно, Вы что делаете янки по доброте душевной так поступили? Такая логистика у РД-180 исключительно только из-за того, что самая "высокотехнологичная" держава мира не смогла изготавливать "железо" РД-180 несмотря на наличие ПОЛНОЙ документации, как конструкторской, так технологической...
              Они СРАЗУ хотели иметь абсолютно только своё производство, но...
              Цитата: Циник
              Хосподя, об этом уже столько писали...
              1. 0
                15 ноября 2017 11:23
                Цитата: Циник
                Цитата: Виктор Дубовицкий
                Что не правильно?

                Во-первых:
                Цитата: Виктор Дубовицкий
                РД- 180 разработан по заказу американской стороны, на их деньги и совместной, только что организованной фирмой- "однодневкой".

                Во-вторых:
                Цитата: Виктор Дубовицкий
                ни разу не переступали порог КБ.

                Переступал, и не раз, правда не ракетных, у них, бывал только на производстве.
                В-третьих
                Цитата: Виктор Дубовицкий
                осваивать эту "обвеску" в Штатах, или проще поставить хорошо приспособленную нашу?

                Как то Вы сразу и резко забыли о законодательстве USA, а ведь именно из-за него сложился такой цикл производства.
                Хотя это не совсем точно, Вы что делаете янки по доброте душевной так поступили? Такая логистика у РД-180 исключительно только из-за того, что самая "высокотехнологичная" держава мира не смогла изготавливать "железо" РД-180 несмотря на наличие ПОЛНОЙ документации, как конструкторской, так технологической...
                Они СРАЗУ хотели иметь абсолютно только своё производство, но...
                Цитата: Циник
                Хосподя, об этом уже столько писали...

                Читал трижды. Ничего не понял. (разумеется, со своим высказываниями согласен), а ваши вставки не доходят до сознания. Что же всё-таки хотели сказать?
                Что порог переступали, но не КБ, и не ракетчиков? Ну, а за слово "Хосподя" мои предки- уральские казаки всыпали бы вам на площади арапником. Решив наказать сходом.
                1. 0
                  15 ноября 2017 12:50
                  Юродствуюте?
                  Так лжеюродство не Ваш профиль, что те, что другие, никогда не пытались умничать.
                  Цитата: Виктор Дубовицкий
                  мои предки- уральские казаки всыпали бы вам на площади арапником

                  Так понимаю уже к предкам взываете? Ну, ну, а сами то горячих, за ложный вызов, не страшитесь отведать?
                  Да,
                  Умный казак в Урман не пойдёт, а неумного и не жалко...
                2. 0
                  15 ноября 2017 12:54
                  Цитата: Виктор Дубовицкий
                  со своим высказываниями согласен)

                  Теперь и для меня ясно, что для Вас ОАО «НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко» это фирма однодневка.
                  Цитата: Виктор Дубовицкий
                  РД- 180 разработан по заказу американской стороны, на их деньги и совместной, только что организованной фирмой- "однодневкой".
                  1. +1
                    15 ноября 2017 14:33
                    Цитата: Циник
                    Цитата: Виктор Дубовицкий
                    со своим высказываниями согласен)

                    Теперь и для меня ясно, что для Вас ОАО «НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко» это фирма однодневка.
                    Цитата: Виктор Дубовицкий
                    РД- 180 разработан по заказу американской стороны, на их деньги и совместной, только что организованной фирмой- "однодневкой".

                    Предлагаю подержать в руке две тонны конструкторской и технологической документации на английском языке. в чертежах и технологических инструкциях которых вписаны требования, изложенных в чужих, американских стандартах, которых у вас нет.
                    По примеру, который всенепременнейше, ЕСТЬ в документах РД-180. Поскольку документ не секретный, я имею право произнести его наименование. Например:
                    Пункт 45 в сборочном чертеже 11111111111 .
                    "Стопорить по НГ0.019.000. вид 57". Выполняйте.
                    Без самого этого НГ0 вы представить себе не можете, что делать. Найдите и получите документ. И не просто типографски изданный и переведённый на английский (нотариально заверенный, иначе он юридической силы не имеет в США), но и ПОСТАВЛЕННЫЙ НА УЧЁТ. Что это такое- это означает, что конкретно этот экземпляр зарегистрирован в НИИ, разработавшим его и выдавшим обязательство СООБЩАТЬ ОБО ВСЕХ изменениях. Для справок- в СССР было зарегистрировано около 20 тысяч государственных стандартов и около 300 тысяч ведомственных. В КД и ТД на РД-180 есть ссылки на тысячи, если не десятки тысяч стандартов всех уровней.
                    И последнее. Вы ни черта не поймёте в американской ТД. Это журналюгский посыл, что чертёж- универсальный язык общения. Точно так же, как и они ни хрена не поймут в нашей. Простейший пример. У нас проекции на чертеже изображают при переворачивании как бы запнувшись , а у них при проскальзывании. То есть боковые у них показаны с противоположной стороны, нежели показываем мы. Привыкать к этому нужно долго. Убеждён, ошибок будет множество, особенно вначале.
                    1. 0
                      16 ноября 2017 09:24
                      Цитата: Виктор Дубовицкий
                      "Стопорить по НГ0.019.000. вид 57". Выполняйте.

                      Не-а.
                      Сборочные ТП у нас писались самым старым и, считай, опытным технологом.
                      И то, даже через десяток лет, были неотражённые нюансы...
                      "Повезло" участвовать во внедрении нового "Изделия"...
                      Моё металлообработка.
                      1. 0
                        16 ноября 2017 12:12
                        Цитата: Циник
                        Цитата: Виктор Дубовицкий
                        "Стопорить по НГ0.019.000. вид 57". Выполняйте.

                        Не-а.
                        Сборочные ТП у нас писались самым старым и, считай, опытным технологом.
                        И то, даже через десяток лет, были неотражённые нюансы...
                        "Повезло" участвовать во внедрении нового "Изделия"...
                        Моё металлообработка.

                        Вижу- вы технолог. Замечательно. Вы пишете свои ТП, опираясь на знания своего оборудования? И умеете назначить режимы обработки, зная свойства материала детали, свойств инструмента и прочего....? Тогда что может написать американец, глядя в четежи, сделанные на русском, с ссылками, ЦЕПЬЮ РАЗВОРАЧИВАЮЩИМИСЯ всё больше, как снежный ком растущих бумаг по мере получения тех же НГ0, далее- того, на что ссылаются те самые НГ0 и т. д.
                        Только при изготовлении гаек цепь ссылок обрывается довольно скоро. Но ведь гайку не запулить.
                        Я ведь это всё описываю с целью доказать, что американская собака в процессе изготовления РД-180 ни разу не валялась. Наклейка при входе на фирму с американским участием- только мишура, для обхода американских законов. Их участие там- только их бабки. И мы очень хорошо сделали, продавая хорошо обкатанный проект как новую разработку. Мы на своей фирме иногда так и делали.
  2. +5
    13 ноября 2017 12:46
    Суть статьи
    Фото «Объекта 477» – главной тайны советского танкостроения

    Лишнее подтверждение поговорки наших небратьев: "И сам "не гам", и другому не дам "...
    Разрабатывали при Союзе совместно с харьковчанами, потом харьковчане решили раскрутить сами, в итоге обнаружили эту разработку где-то на свалке истории...
    1. +2
      13 ноября 2017 13:24
      Цитата: Андрей К
      Лишнее подтверждение поговорки наших небратьев: "И сам "не гам", и другому не дам "...

      Факт, а как все хорошо начиналось...
      1. +4
        13 ноября 2017 13:59
        Цитата: svp67
        Факт, а как все хорошо начиналось...

        а,что хорошего?
        они до сих пор на базе 64-ки пытаются собирать. request
        1. 0
          13 ноября 2017 14:12
          Цитата: Deadушка
          они до сих пор на базе 64-ки пытаются собирать.

          Что на этой базе они пытаются собирать? Уточните
          1. +4
            13 ноября 2017 15:39
            "Булат"
            и другая поделка на базе Т-80 "Оплот"
            1. 0
              13 ноября 2017 15:44
              Цитата: Deadушка
              "Булат"
              и другая поделка на базе Т-80 "Оплот"

              И тот и тот , на сегодняшний день очень приличные танки, не чуть не хуже наших Т-72Б3 и Т-90А
              1. +4
                13 ноября 2017 16:26
                Цитата: svp67
                И тот и тот , на сегодняшний день очень приличные танки,

                приличные для чего? и для какого времени?
                начинка старая времен СССР выковыренная из других машин.
                для выставки возможно и поставят, что-то стоящее... в единственном экземпляре.
                Вы это(что приличные) скажите кому они свое чудо-оруже поставили.
                1. 0
                  13 ноября 2017 16:40
                  Цитата: Deadушка
                  Вы это(что приличные) скажите кому они свое чудо-оруже поставили.

                  Тут все намного проще. Так как "Булаты" никуда не поставлялись, а "Оплоты" только в Таиланд.
                  1. +4
                    13 ноября 2017 16:45
                    Дык, без разницы.
                    Хоть танки на свое время и были хорошие(а Т-80 и сейчас неплох), но сделано было не на уровне.
                    А для выставок все умеют делать, Пшеки тоже свою"вундерваффе" слепили... "из пластика". request
              2. 0
                13 ноября 2017 19:34
                Цитата: svp67
                чуть не хуже наших

                И сколько в этом чуть? Как в той присказке : Идти ещё 2 километра с ГАКОМ. А сколько в этом ГАКЕ?
                «В одном гаке от пяти до ста километров» (Ольшанский 1969
                1. +1
                  13 ноября 2017 19:58
                  Цитата: Циник
                  И сколько в этом чуть?

                  Без "гаков", танки хорошие. Еще видна советская танковая школа. И в этом вопросе её харьковское отделение всегда было на острие...
                  1. +1
                    14 ноября 2017 11:01
                    Цитата: svp67
                    Еще видна советская танковая школа.

                    Да не видна, а они и есть продукт советской танковой школы.
                    Косметика она и есть косметика, присвоили, что досталось после развала Союза и давай верещать "то наше", тот же "Молот"...
                    И не скажешь, что убогие, скорбные они умом...

                    Да, для ясности, бывал, в своё время, на "Малышева", тогда, если разговор и заходил, то только о ШКОЛАХ ТАНКОСТРОЕНИЯ, без всякой националистической дури.
  3. +3
    13 ноября 2017 12:49
    Но, в конце концов, Россия решила делать собственную машину нового поколения.
    какое счастье. хоть с танками у нас геморроя нет - все свое.
  4. 0
    13 ноября 2017 12:58
    Ну и слава Богу! Пусть там всё заржавеет, спать людям в ДНР и ЛНР спокойнее будет.
  5. +5
    13 ноября 2017 12:58
    Простите за глупый комментарий, но не могу удержаться) Все кто занимается моделизмом могут радоваться и начинать копить деньги на новинку! Китайцам хватит этих двух мутных фотографий чтобы сделать модели в масштабе 1/72 и 1/35, ждем!)

    Простите еще раз)
    1. 0
      13 ноября 2017 13:07
      Ну, думаю, что у Менг моделс от Хлопотова эти фото давно уже есть. Только Менг не та контора которая будет делать модель по этим фото ( какой- ни будь Таком, возможно)
      1. 0
        13 ноября 2017 13:21
        Про Менг согласен, эти глупостями не занимаются, стараются. Первой мысль пришла про Trumpeter) Обещали же они выпустить Объект 640, пресловутый "Черный орел". А по нему материалов тоже совсем мало, пяток фотографий да невнятное видео.
        Выпустили комплекс 1К17 "Сжатие", незнамо что но выпустили)
        А история с Т-72Б1, когда выложили в сеть рендеры с динамической защитой в три слоя на башне и атмосферным датчиком)
        "Трубач" готов за любую глупость ухватится)
        1. 0
          13 ноября 2017 18:11
          Цитата: Polkovodetz
          Трубач" готов за любую глупость ухватится)

          Эти могут, согласен. Легко.
    2. 0
      14 ноября 2017 11:18
      Цитата: Polkovodetz
      Китайцам хватит этих двух мутных фотографий

      В сети и лучшее есть, к слову это не танк, это ОКР, их таких...
      К примеру Объект 279

  6. 0
    13 ноября 2017 13:01
    Если варгейминги его в игру введут , это будет первый ТТ с возможностью оглушения laughing
  7. +2
    13 ноября 2017 13:03
    Здесь подробно и с фото: https://topwar.ru/86184-proekt-osnovnogo-tanka-ob
    ekt-477.html
  8. +3
    13 ноября 2017 13:11
    В настоящее время эта техника в нерабочем состоянии ржавеет, где-то на полигоне под Харьковом.


    1. +5
      13 ноября 2017 14:02
      hi
      это только окраинные думают, что Т-14 с их металлолома скопировали.
      забывая о других разработках winked
  9. +1
    13 ноября 2017 13:12
    За основу, если судить по ходовой части, взяли Т 64??? belay
  10. +1
    13 ноября 2017 13:17
    По фото видно, что ходовая взята от Т-64. Этот проект изначально был обречен стать не более чем концептом. Глупо продвигать на новом проекте то, что являлось слабым местом еще в начале 60-х.
  11. BAI
    0
    13 ноября 2017 15:23
    Честно говоря - уродство какое-то. Это в СССР придумали? Поневоле вспоминаешь: "Некрасивый самолет не летает".
    1. +4
      13 ноября 2017 16:33
      Цитата: BAI
      Это в СССР придумали?

      это так на окраине сделано, а в СССР придумано
  12. 0
    13 ноября 2017 18:50
    Цитата: Berkut24
    По фото видно, что ходовая взята от Т-64. Этот проект изначально был обречен стать не более чем концептом. Глупо продвигать на новом проекте то, что являлось слабым местом еще в начале 60-х.

    Справедливости ради харьковчанам хватило ума в этот раз установить торсионы полной длины, а не половинной как на Т-64. Но армейцы всё равно потребовали сделать второй вариант ходовой части на основе Т-80 )).
  13. 0
    13 ноября 2017 18:54
    Цитата: Partyzan
    помнить они то помнят, ищут кому продать недотанк

    30 лет уж прошло. Сейчас продать этот танк невозможно, такое никому не нужно: компоновка всего танка была продиктована уровнем электроники 80-х гг и безнадёжно устарела. Интерес представляют, пожалуй, решения по бронированию, которые были действительно на очень высоком уровне.
  14. +1
    13 ноября 2017 22:10
    В СССР все таки был создан и испытан танк со 152 мм пушкой!!Объект 292!!Так что об 477 всего лишь один из...
  15. 0
    14 ноября 2017 04:21
    Цитата: ДЕНЕБ
    В СССР все таки был создан и испытан танк со 152 мм пушкой!!Объект 292!!Так что об 477 всего лишь один из...

    292 можно назвать танком только условно - АЗ на него так и не установили.
  16. 0
    15 ноября 2017 19:07
    ну раз с двигателем ничего не получается пусть на буксире таскают))
  17. 0
    17 ноября 2017 10:29
    Цитата: Виктор Дубовицкий
    американская собака в процессе изготовления РД-180 ни разу не валялась.

    Официально системы управления РД-180 от янки, "железо" наше...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»