Опричнина – спасители отечества или приспешники Антихриста?

Опричнина – спасители отечества или приспешники Антихриста?Опричнина - одна из туманных исторических страниц развития российской государственности. Оценки этого явления менялись в течение столетий, и до сегодняшнего дня единого мнения о значении опричнины для русских земель и народа не сложилось. Советское видение личности Ивана Грозного и оценка периода его правления достаточно известна, также как оценка существования данного разделения со стороны ряда известных дореволюционных историков. Интерес представляют современные исследования и мнения по указанной проблеме. Одни из работ все также основаны на позиции советской истории, другие предлагают опираться на оценки дореволюционного периода как более объективные, третьи, крайне редко, предлагают новые трактовки событий давно минувших дней.

Иван IV в начале декабря 1564 года совместно со своей семьей выехал на богомолье. После предательства одного из его воевод Курбского, царь окончательно уверился, что мирным путем переломить сопротивление бояр он не сможет. Хитрый и дальновидный политик прекрасно понимал, какова будет реакция москвичей на его открытое послание об отречении. В нем он ярко описал измены знатных и влиятельных бояр и сообщил, что не желает более царствовать, опасаясь заговоров. В результате противостоящая Грозному элита была вынуждена просить его вернуться и согласиться на все поставленные условия.

По возвращении царь потребовал признать его право карать и миловать, а также учредил опричнину и земщину. Несмотря на древнюю этимологию слова, в определение опричнины вкладывалось новое значение. Отныне царь учреждал свои земли отделенные от влияния крупной феодальной знати, принадлежащих к роду Рюриковичей. В состав опричнины вошли самые богатые и плодородные земли, с которых выселялись все неугодные царю лица. Порой такое переселение носило характер вооруженных столкновений, в ходе которых погибали как сами опричники, так и переселяемые. Описания стычек даются достаточно ярко в летописях того времени. Некоторые события трактуются как кровавые расправы, однако назвать их таковыми нельзя. На самом деле все представители рода Рюриковичей имели отряды боевых холопов, порой достигающие нескольких сотен человек, поэтому выселение было одинаково опасным мероприятием для обеих сторон противостояния. Княжичи переселялись на новую для них земщину, зачастую являющейся окраиной государства, где сохранить свое влияние уже не могли. Наиболее опасных из потенциальных претендентов на российский престол Иван Грозный откровенно уничтожал, в чем ему активно способствовали новые служилые люди.


Опричнина – спасители отечества или приспешники Антихриста?
Василий Худяков, "Опричники и бояре"


Распространенное описание опричника как конного всадника, одетого в черные одежды, отрекшегося от родных и преданного только царю, сегодня также спорно. Реальное существование известных атрибутов в виде собачьей головы и метлы подвергается сомнению. Так, есть мнения, что метла представляла собой шерстяную кисть и действительно присутствовала символизируя средство для избавления государства от измены. По поводу наличия собачьей головы мнения исследователей расходятся. Одни настаивают, что к седлу приторачивали отрезанную часть убитого животного, но представить себе постоянное нахождение человека рядом с гниющей трупной символикой достаточно сложно. Другие полагают, что собачья голова не более чем вымысел, имеющий своей целью еще более обезобразить образ опричника в глазах потомков. Третьи придерживаются мнения, что опричники носили на своей одежде изображение собачьей головы. К сожалению, один из достоверных и очень интересных источников – учредительная грамота опричнины, до сегодняшнего дня не опубликована и не изучена, хотя хранится в государственном архиве.

Опричнина – спасители отечества или приспешники Антихриста?
Опричники. Картина Н. В. Неврева (1568)


Иногда описание опричников сводится лишь к освещению низменной стороны человеческой натуры, однако это не соответствует действительности. В самом начале формирования собственного верного войска, предпочтение царь отдавал талантливым, преданным и умным молодым людям, не связанным с опальными знатными фамилиями. В последующем опричнина деградировала, в результате чего и была упразднена. Сегодня высказываются мнения о том, что Грозный вел антиудельную войну. Однако данную позицию опровергает работа Каравашкина и Юрганова, в которой указывается, что утверждения об антиудельной войне есть не что иное, как поздняя научная модернизация, связанная с развитием общества. По его мнению, вел Грозный войну не против уделов и существующего порядка, он боролся свою абсолютную власть, равную власти Бога на земле, устраняя, как ему казалось, опасных конкурентов. Просчитать все последствия введения опричнины царь не мог, так как в обществе того периода было иное мировоззрение. Все казни, например, были так или иначе связаны со Страшным судом и носили апокалипсический оттенок. Мнение исследователей обосновано многочисленными доводами и заслуживает внимания.

В своей работе один из исследователей опричнины XXI века А. Фурсов освещает ее в совершенно ином свете. Так, в качестве причин он называет существование некого симбиоза власти удельных князей и бояр, сложившегося под влиянием золотоордынского ига. По мнению исследователя, во времена власти татарского хана, местные правители были вынуждены прибегать к поддержке крупных и состоятельных землевладельцев (бояр) для того, чтобы получить не только ярлык на княжество, но и сохранить его, а также претендовать на роль главного наместника. Явление дуалистической монархии во многом обусловлено не влиянием Византии, а существованием раздробленного государства в роли татарского улуса. После свержения ига великий князь все более претендовал на полноту власти, а сохранять ранее выгодный симбиоз уже не было смысла. Добавление к крови исконных Рюриковичей крови византийской династии, благодаря браку Ивана III и Софьи Палеолог, по весьма спорному мнению автора исследования, лишь обрамило результат длительного влияния Орды. Таким результатом Фурсов называет «автосубъектное правление» и стремление к нему на протяжении всего существования русского государства.

Опричнина – спасители отечества или приспешники Антихриста?
Андрей Рябушкин, "Иоанн Грозный с приближенными" (Вероятно, речь тут снова о моменте, когда Иоанн Грозный вел опричное войско громить Псков, а перед самым городом его встретил блаженный Николай Салос с куском сырого мяса и обличал его в кровожадности.)


Мнение интересное, но спорное, поэтому придерживаться исключительно данной точки зрения не стоит. Нельзя согласиться и с оценкой такого известного и уважаемого историка как Карамзин, а также соглашающихся с ним Ивайловского и Костомарова, о том, что опричнина имела своей причиной только безумие Ивана Грозного. В столь неоднозначном решении русского царя была мощная политическая и экономическая подоплека, а сумасшествие, приписываемое грозному правителю, никак не увязывается с его умением просчитывать ситуацию и предопределять события. Оценивать введение опричнины и земщины как только прогрессивную меру, как это сделал Иосиф Виссарионович Сталин, также не стоит. Опричники не могли быть спасителями отечества, так как первоначально позитивный опыт их существования, вскоре сменился откровенным террором и произволом, повлекших серьезные кризисные явления. Изначально сильное и послушное царю войско, вскоре истребило реальную опасность и вступило на путь истязания беззащитных жертв, что предопределило его судьбу.

Упразднил опричнину сам Иван Грозный после того как убедился в ее бесполезности. В 1571 году после поражения, нанесенного крымским ханом Девлет-Гиреем, царь удостоверился, что опричники окончательно потеряли былую боеспособность. Большинство из них попросту не явилось к месту сражения. Юридически опричнина перестала существовать, однако территории, переданные в личное владение Грозного, остались за ним и именовались дворовыми. Бывшие опричники теперь именовались дворовыми.

Опричнина – спасители отечества или приспешники Антихриста?
Петр Михайлов, "Святой митрополит Филипп укоряет Иоанна Грозного"


Оценивая опричнину, следует привести такие ее результаты. Большинство историков сходятся во мнении, что последствием ее существования стало усиление централизации власти и подрыв влияния крупной феодальной знати в лице князей из рода Рюриковичей (княжат). Кроме того, за счет удержания в пользу казны всего имущество опальных произошло увеличение экономической мощи царя. Следует понимать, что в первую очередь Грозный направлял свой гнев на богатейших феодалов, способных оказать ему не только военное, но и экономическое сопротивление. Однако низвержение с высоты власти княжат повлекло за собой и вырождение элиты. Наиболее образованные и знатные фамилии оказались уничтоженными, а многовековые традиции порушенными. Неудивительно, что происходящее вокруг напоминало пришествие Антихриста. Следствием опричнины стало также развитие рабского мышления, зарождения искры недоверия к царю, что в дальнейшем обусловило возможность появления самозванцев. Крепостное право окончательно закрепилось в своей самой жестокой форме – барщине, за счет введения заповедных лет.

Опричнина оказалась для государства настолько значительным явлением, что ее последствия прослеживались еще несколько веков. Сегодня имеются работы, продвигающие мысль о том, что и в современной политике и государственности имеются ее отголоски. Крупных исследований опричнины, к сожалению, очень мало, а взгляды на нее разносторонни, поэтому однозначного ответа на вопрос о том, позитивным было это решение Ивана Грозного для русского народа или нет, найти невозможно.

Автор настоящей публикации придерживается мнения, что опричнина оказала скорее негативное влияние на государство. Несмотря на временное усиление власти царя, последствия его политики вылились в глубокий политический кризис, именуемый в истории Смутой. Длительный террор знатных родов уничтожил практически всю тогдашнюю элиту общества, создав благодатную почву для появления самозванцев. Стремительно развивающийся кризис поставил русское государство на грань исчезновения, избежать которого позволило лишь начавшееся народное объединение.

Опричнина – спасители отечества или приспешники Антихриста?
Григорий Седов, "Иван Грозный и Малюта Скуратов"
Автор: Елена Гордеева


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 17
  1. Доброход Сергей 6 апреля 2012 09:17
    Опричнина ни что иное как выстраивание вертикали власти Иваном IV-ым. Похоже, что эту процедуру необходимо проводить не каждые 200 лет, а гораздо чаще.
  2. ДЫМитрий 6 апреля 2012 09:19
    Давайте будем оценивать Ивана Грозного "за свою беспримерную жестокость, прозванного в народе Васильевичем (ц)" не с точки зрения абстрактной морали и "общечеловеческих ценностей(тм)", а сточки зрения государственности. Как еще можно было собрать в единый кулак разрозненные земли, кроме как огнем и мечом? Территория России за время правления Ивана Грозного увеличилась в 7 (семь) раз!!!! До каких пор надо было терпеть засилие бояр, почувствовавших себя равными царю? Подобная ситуация, напомню, привела к исчезновению с карты такой мощной державы как Речь Посполитая. Едва не привела к развалу Шведции, чего не произощло только благодаря молодому, энергичному королю, который точно так же, жесткими, кровавыми мерами поставил в стойло всю эту дворянскую вольницу.
    Кроме того сейчас большинство не знает, что опричники кроме функций тайной полиции, выполняли роль пограничной стражи, МВД и МЧС. Во всех источниках упоминается, что в опричных землях люди жили гораздо сытнее и богаче, чем в вотчинных. В первую очередь это касалось смердов (крестьян).
    В общем мое мнение: опричина была спасением страны на тот момент, после того как она перестала быть полезной, ее разогнали.
    ДЫМитрий
    1. Мимопроходящий 6 апреля 2012 15:15
      Цитата: ДЫМитрий
      что опричники кроме функций тайной полиции, выполняли роль...МВД

      Можно себе представить как они выполняли эту роль на примере недавнего скандала в Казани. Без жесткого контроля репрессивные структуры вырождаются в монстра.
      Что впрочем не отменяет того факта, что Иван Грозный создал мощную независимую региональную державу, в последствии развившуюся в державу мирового уровня под названием Россия. Но вот методы, методы... До сих пор аукуется в виде отношения власть имеющих к народу, что при Российской Империи, что при СССР, что сейчас.
      Мимопроходящий
    2. rexby63 6 апреля 2012 16:46
      Поддерживаю полностью
    3. brr77 7 апреля 2012 07:24
      Присоединяюсь!!!! +++
      brr77
  3. kagorta 6 апреля 2012 09:29
    Хотели, как лучше получилось, как всегда. Почему у Ивана Грозного так резко выражены два периода царствования. В одном резкий подъем страны, а в другом закат. Одно из мнений, что всему виной психологическая травма от смерти любимой жены. Царь посчитал, что ее отравили.
    1. Доброход Сергей 6 апреля 2012 09:46
      Цитата: kagorta
      Царь посчитал, что ее отравили.


      .... известно, что в 1963 г. в Архангельском соборе Московского Кремля были вскрыты четыре гробницы: Ивана IV, его сыновей — царя Федора и царевича Ивана и гробница виднейшего военачальника князя Михаила Скопина-Шуйского. Комиссия, в состав которой входили и судебные медики, после ....
      http://www.abc-people.com/phenomenons/death/doc-10.htm
  4. AK-74-1 6 апреля 2012 10:32
    Опричнина один из мифов, рожденных "демократическими странами". У всех был свой способ успокаивать оппозицию и устанавливать систему и структуру государственного управления. Давайте прямо назовем тех кто Учинял зверства в Шотландии и Ирландии, кто устраивал резню в ночь св. Варфоломея, кто воевал за объединение Пруссии и т.д.
    Думаю по сравнению с Кромвелем, Марией Медичи, Генрихом 8, наш Иван 4 совсем не terriblе (ужасный), а просто Грозный.
    1. Доброход Сергей 6 апреля 2012 11:47
      Кликуху "Грозный" придумали англосаксы, чтобы завуалировать свои "подвиги". Поэтому я предпочитаю всё же писать Иван IV.
      1. Гога 6 апреля 2012 12:37
        Доброход Сергей - Коллега, ничего плохого в прозвище "Грозный" не вижу, так назвали город, называли боевые корабли и вовсе не в честь Ивана IV.
        А то что западные правители, современники Ивана Васильевича, резали своих подданных в количестве на порядок превышающем количество жертв русского царя - в Европе вспоминать не хотят - мы "варвары" и история у нас "рабская" и "варварская" - чего ещё ждать от европейсов.
        Гога
        1. ДЫМитрий 6 апреля 2012 12:59
          Цитата: Гога
          А то что западные правители, современники Ивана Васильевича, резали своих подданных в количестве на порядок превышающем количество жертв русского царя

          За все годы правления Ивана Грозного ( а правил он 37 (тридцать семь) лет!!! царствовал больше) было казнено 2,5 тысячи человек. Тогда как за одну Варфаламеевскую ночь было вырезано порядка 40 тысяч человек!!! за одну ночь на порядок больше!!!!! За время правления Эдуарда VI (Англия 1546-1553) а правил он всего 6 лет, по разным данным было казнено от 30 до 50 тысяч человек, в основном католиков. После него на престол взошла Мария I, и с не меньшим рвением начала жечь и резать протестантов.
          И эти люди запрещают нам ковырять в носу!!!!!!!
          ДЫМитрий
        2. Доброход Сергей 6 апреля 2012 13:23
          Это моё мнение. winked
  5. rexby63 6 апреля 2012 16:44
    Опричнина - очень эффективная полицейская организация, созданная в нужное время и в нужном месте. умными , дальновидными людьми, патриотами своей страны. Их оппоненты вот уже на протяжении более 4 веков не могут привести ни одного весомого довода против существования опричнины.
  6. Vlaleks48 6 апреля 2012 22:48
    Вы наверно обратили внимание что из одного из государей-собирателей земель русских, намерено делают "убивцу".
    А Иваном Грозным гордиться надо!
    И опричнина сыграла свою роль "ока государева".
    Время такое было жесткое!
  7. 50508.8 7 апреля 2012 23:53
    "Опричь" - "особый", "опричники" - "особые", сиречь, отряд особого назначения (спецназ).
  8. conung70 8 апреля 2012 10:26
    Подвигами наших предков я горжусь
    Час пробъет для русских звездный
    Во святых у Бога молится за Русь
    Царь Иоанн Четвертый Грозный
    conung70
  9. Vrainbow 30 июля 2012 14:37
    Vlaleks48, скорее да чем нет )
    Vrainbow

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня