«Скорпион»: портрет с натуры

«Скорпион»: портрет с натуры

В Российской армии созданы лёгкие (десантно-штурмовые, или горные) бригады. Такое соединение и его части, подразделения при выполнении боевой задачи должны обладать возможностью манёвра на высокой скорости вдоль фронта и в глубину, совершать обходы, охваты, в том числе и вертикальные, иметь относительно высокую огневую мощь, взаимодействовать с артиллерией, авиацией, быть полнокровной частью межвидовой группировки на театре военных действий.

Их основное транспортное средство - автомобили типа УАЗ. К сожалению, легендарная машина и различные модификации на её основе не в полной мере отвечают требованиям современной войны. Они не обеспечивают необходимой степени защиты личного состава и не позволяют установить дополнительные огневые средства. Автомобиль просто как транспортное средство для перевозки личного состава и грузов для военных мало интересен.

Перспективное семейство


В настоящее время на полигоне Минобороны проходят испытания несколько модификаций автомобиля «Скорпион». Машины этого семейства в случае успешного завершения проверок придут на смену легендарному УАЗу.

Внедорожный автомобиль «Скорпион-2М» - инициативная разработка ЗАО «Корпорация «Защита». В конце 2010 - начале 2011 года его прототипы представили на суд специалистов Минобороны. После их изучения военные выразили заинтересованность в машинах. В 2011 году эти прототипы прошли войсковую эксплуатацию, по результатам которой военное ведомство сформировало требования к машинам такого класса. После конструктивных доработок созданные образцы в настоящее время проходят испытания в Подмосковье.

Необходимо сразу отметить, что некорректно и неуместно сравнение машин семейств «Тигр», «Волк» и «Рысь» с автомобилями «Скорпион». Новые автомобили имеют меньшую полную массу, то есть, образно говоря, находятся в другой весовой категории. В сравнении с аналогичными автомобилями западного производства российская новинка не уступает им практически ни по каким характеристикам.

По требованиям военных автомобиль такого класса должен обладать высокой проходимостью в условиях бездорожья и при как можно меньшей своей общей массе нести полезную нагрузку до 1.000 кг. Образцы, проходящие испытания, могут перевозить по 1.085 кг. Полная масса небронированных модификаций машины, предназначенных для использования в качестве лёгкого штурмового автомобиля или многоцелевого назначения, - 3.500 кг.

В идеологии «Скорпиона» ещё на этапе конструирования заложено условие: не проводить в дальнейшем модернизацию шасси. Их сконструировали на полную массу 5.500 кг, с перспективой на вес бронезащиты 700 кг по 5-му классу и плюс ещё 200 кг по 6-му А классу.

Корпорация «Защита» для автомобилей нового семейства сконструировала независимую подвеску оригинальной конструкции с клиренсом (дорожным просветом) 310 мм. Она позволяет водителю с низкой квалификацией уверенно передвигаться по дорогам общего пользования за счёт устойчивости и управляемости сопоставимой с зарубежными внедорожниками гражданского назначения. При движении по бездорожью независимая подвеска также обеспечивает очень хорошие показатели. Угол поперечной статической устойчивости автомобиля превышает 40 градусов. Преодолеваемый подъём - 30, косогор - 20 градусов, а глубина брода - 1,2 метра.

«Скорпион-2М» выполнен в соответствии со всеми требованиями безопасности, в том числе и регламента по безопасности дорожно-транспортных средств. Автомобиль при использовании на дорогах общего назначения подходит под стандартную водительскую категорию «В». По управляемости машина представляет собой легковой автомобиль. Такое требование также изначально заложено в идеологию проекта.

Польский мотор с российским акцентом

Автомобиль оснащён 4-тактным дизельным двигателем Andoria 0501 ADCR с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха объёмом 2.636 см3. Он обеспечивает высокие тягодинамические характеристики. Максимальная мощность мотора 100 кВт (при 3.700 оборотах коленчатого вала в минуту). Максимальный крутящий момент 250 Н·м (на 1.800-2.500 об/мин). Подача топлива в цилиндры по схеме «Common Rail» и расходом топлива 210 г/кВт·ч. Двигатель оборудован предпусковым подогревателем Eberspecher. Для нужд Минобороны на автомобили устанавливается российское оборудование.
С польской фирмой Andoria-Mot Sp. z o.o. заключено лицензионное соглашение по производству двигателя на территории России. В договоре закрыты все вопросы по поставке мотора для силовых структур нашей страны. Сейчас выпуск двигателя находится на этапе крупноузловой сборки.

В случае принятия «Скорпиона» на снабжение Минобороны и крупносерийного выпуска в течение двух лет на производственных мощностях корпорации будет налажено 100-процентое производство двигателя. В итоге корпорацией «Защита» будет обеспечено полное сервисное обслуживание на всём десятилетнем жизненном цикле автомобиля и его утилизация.

Изначально был взят двигатель мощностью 85 кВт (115,6 л.с.). Польская фирма совместно со специалистами корпорации довела его мощность до 100 кВт (136 л.с.). Именно он сейчас устанавливается на автомобили «Скорпион». Его заявленный моторесурс - 150.000 км. На стадии стендовых испытаний находится мотор на 132 кВт (179,5 л.с.). На автомобиле имеющийся объём подкапотного пространства позволяет проводить дальнейшие работы по модификации мотора даже с увеличением его геометрических размеров.

Максимальная скорость машины - 130 км/ч. При передвижении по бездорожью на пересечённой местности скорость автомобиля может достигать 60—80 км/ч. С точки зрения экономичности разработчики гарантируют в обычных условиях расход топлива 14 л и пробег до 1.000 км на одной заправке. Автомобиль имеет два топливных бака по 70 литров с ручным переключением выработки топлива из одного из них. При этом предусмотрена перекачка топлива из повреждённого бака.

Манёвр, защита, огонь

На испытаниях любой автомобиль проходит около 80 так называемых лабораторных работ, начиная со взвешивания, измерения эргономических характеристик и заканчивая очень жёсткими проверками на соответствие требованиям военных в различных географических и климатических условиях при температуре наружного воздуха от +50 до -50 градусов.

Этап испытаний в Подмосковье проходят три модели автомобилей. Первая - «Скорпион-2М» с открытым каркасом безопасности. С учётом погодных условий она оборудуется мягким утеплённым тентом.

Следующая - «Скорпион-2М» в варианте многоцелевого внедорожника с жёстким кузовом. Предусмотрено его бронирование по 5-му классу.
Автомобили, упомянутые выше, обладая повышенной проходимостью, способны перевозить 8 военнослужащих в полной экипировке. Базовая модель сделана по компоновке 2 человека спереди, плюс 6 сзади. За счёт конструкторской доработки возможно расширить внутренний объём машины для размещения 10 человек.

Сиденья передних пассажиров построены на энергопоглощающей основе и оснащены четырёхточечными ремнями безопасности. Сиденья остального экипажа могут оснащаться как двухточечными, так и четырёхточечными ремнями безопасности.

Третий автомобиль «Скорпион-ЛТА» имеет снаряжённую массу 4.500 кг. Эта машина позиционируется разработчиками как лёгкий тактический автомобиль, обладающий высокой мобильностью, проходимостью и надёжностью, предназначенный для проведения контртеррористических, разведывательных операций, сопровождения транспортных колонн, патрулирования территорий, движения по дорогам всех категорий независимо от климата и времени года. Автомобиль имеет 5 посадочных мест.

Не секрет, что в настоящее время среди военных идут жаркие дебаты о том, какого уровня и какая защита необходима для автомобилей подобного класса.
Одни упирают на необходимость бронирования двигателя. По их мнению, манёвр и скорость позволят быстро выйти из зоны огневого поражения противника, а значит, минимизировать потери личного состава. Военнослужащим, находящимся в автомобиле, для защиты будет достаточно имеющихся у них индивидуальных средств защиты.

По мнению других, в большинстве случаев тактическая обстановка не позволит быстро выйти из-под огневого воздействия противника. Тогда броня транспортного отсека автомобиля послужит дополнительной защитой. По мнению этой части военных, не меньшую опасность для экипажа представляют мины и фугасы с системами управляемого подрыва.

На бронированной модификации автомобиля предусмотрена установка амортизационных противоминных сидений разработки ЗАО «Корпорации «Защита». Применена так называемая подвесная схема установки сидений, то есть они прикрепляются к силовым структурам кузова, а не к полу. В результате этого при подрыве на них не передаётся деформация пола машины и снижается динамическая нагрузка. В создании сидений приняли участие МГТУ им. Н.Э. Баумана и ОАО «Научно-производственное предприятие «Звезда». Уже имеется четыре модификации сидений, и они в настоящее время проходят испытания.
Во всём мире начинает доминировать тенденция по созданию автомобильной техники с защитой экипажа от огня стрелкового оружия. Разработчики военной автомобильной техники постоянно трудятся не только над повышением уровня бронезащиты и уменьшением её массы.

На «Скорпионе-ЛТА» применена композитная защита с использованием керамики. Специально подобранные керамические цилиндры собираются в бронепакеты.

Вес такой брони составляет от 50 до 80 процентов от аналогов, выполненных из броневой стали. Например, снаряжённая масса «Скорпиона» с «металлической» бронёй составила бы около 5.400 кг.

При многократных попаданиях керамические бронепакеты необходимо заменять. С этой целью применена технология, обеспечивающая такой ремонт в полевых условиях. Сами пакеты в полевых условиях не ремонтируются.

Главным недостатком керамической бронезащиты на сегодняшний день считается её высокая стоимость. В основном она обусловлена отсутствием крупносерийного производства.

Создателями «Скорпиона-ЛТА» не забыты пакетная противоосколочная защита с использованием арамидных нитей, в просторечии - кевларовые ткани, а также одна из новейших разработок - сверхвысокомодульный полиэтилен. Сейчас ведутся работы по совершенствованию такой защиты.

«Скорпион-ЛТА» успешно прошёл отстрелочные испытания. При их проведении броня нагревалась в специальной печи до +50 градусов Цельсия или охлаждалась до -55. Помимо этого прошли проверку конструктивные решения по бронезащите элементов и узлов автомобиля, в том числе дверных проёмов. Была подтверждена заявленная пулестойкость. Обеспечивается защита от огня из автомата Калашникова калибра 5,45 мм, 7,62 мм пулями с термоупрочнённым сердечником, ручных пулемётов калибра 7,62 мм, снайперской винтовки Драгунова 7,62 мм с использованием бронебойно-зажигательных пуль. «Скорпион-ЛТА» имеет 6-й A класс броневой защиты.

Может, это покажется странным, но эффективным защитным фактором считается и размещение на машине огневых средств. Один вариант - наличие люка, позволяющего вести огонь из пулемёта или гранатомёта в горизонтальной плоскости на 360 градусов. Другой - установка на автомобиле огневого комплекса с дистанционным управлением из кабины.

На «Скорпионе» предусмотрена возможность установки стрелкового вооружения, в том числе крупнокалиберного пулемёта калибра 12,7 мм, автоматических гранатомётов. Для установки вооружения автомобиль, оборудованный каркасом безопасности, имеет крышу, выдерживающую нагрузку в 260 кг, а имеющийся люк со специальным поворотным устройством позволяет вести стрельбу в горизонтальной плоскости на 360 градусов.

ОАО «Конструкторское бюро «Дисплей» разработало автоматизированный, дистанционно-управляемый наблюдательно-огневой комплекс «Адунок». На нём можно установить в качестве средства поражения танковый пулемёт Калашникова или использовать пулемёты «Утёс» или «Корд», гранатомёт АГС-17. Комплекс проходил испытания на российских автомобилях, в том числе и на так называемых уазоподобных машинах. Получены результаты, далёкие от идеала. «Адунок» был оснащён огневым средством калибра 12,7 мм. Во время стрельбы из-за отдачи в 600 кг происходило раскачивание автомобиля. Оно не гасилось зависимой подвеской автомобиля. Прицельными были первые два выстрела, остальные пули в цель не попадали.

Один из вариантов решения проблемы - установка на комплекс систем стабилизации. Однако её использование приведёт к увеличению веса комплекса и полной массы автомобиля. Другой путь - использование вооружения с меньшим калибром.
Генеральный директор ЗАО «Корпорация «Защита» Александр Шор ответил на вопросы:

- Какие перспективы у семейства новых внедорожников на российском рынке?

- Семейство «Скорпионов» в первую очередь предназначено для нужд подразделений лёгких бригад и спецподразделений Минобороны. ЛТА может использоваться в качестве носителя различных видов вооружения. Обеспечивается перевозка миномётов калибра 82 мм, противотанковых комплексов.
Вместе с тем особый интерес к семейству «Скорпионов» проявили ВВ и спецподразделения МВД России. Машиной заинтересовались в МЧС. Следственный комитет планирует приобрести такие машины для регионов Зауралья. Заинтересовалось машинами Министерство природных ресурсов.

- Александр Михайлович, будут ли проводиться ещё какие-либо усовершенствования «Скорпиона» в интересах Минобороны?

- На стадии создания находится облегчённая версия автомобиля. Он будет авиатранспортабельным. Возможна перевозка на Ми-8МТ как на внешней подвеске, так и в грузовой кабине вертолёта. Его будет можно десантировать парашютным способом из самолётов военно-транспортной авиации.
Разрабатывается плавающая версия машины, способной передвигаться по водной поверхности со скоростью 5-7 км/ч и при волне 3 балла.
Автор: Юрий Авдеев
Первоисточник: http://www.redstar.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 18
  1. leon-iv 5 апреля 2012 08:06
    Мда Такая замена назрела лет 10 назад.
    1. oiuy 5 апреля 2012 10:18
      и снова заманчивые перспективы.... бригады созданы, а транспорта подходящего для них - нет! Разве это нормальный подход? Или российский впк уже не в состоянии и новый уазик сделать, тем более без польского мотора?!.. Магические слова "могут" и "в ближайшем будущем" заполонили весь информэфир. А почему не "уже сделано и поставленно в войска"? Где результаты за последние 12 лет?
      oiuy
    2. vadimus 5 апреля 2012 10:54
      Перспективная точила
      vadimus
  2. AK-74-1 5 апреля 2012 08:21
    Концепция автомобиля полностью не раскрыта. А именно какая система полного привода, какая подвеска (тосионы, рычаги, пружины или рессоры), какие мосты и т.п. Далее совсем не понятно зачем чахлый польский дизель с "comon rail" когда есть хорошие и более мощные японские легковые дизеля мицубиси 2.5 и 3.2 и у тойоты 3.0 все более 150 л/с с более высоким крутящим моментом.
    Но это собственно к разработчика авто.
    Поверхностно как замена УАЗу вариант не плохой если ещё и гражданская версия будет совсем хорощо.
    Автору спасибо за информацию
    1. Аскет 5 апреля 2012 08:43
      Технические характеристики Скорпион - ЛТА:
      Длина, м – 5,19
      Ширина, м – 2,15
      Высота, м – 2,06
      База, м – 3,023
      Полная масса, кг – 5000
      Снаряженная масса, кг – до 4300
      Грузоподъемность, кг – до 1500
      Экипаж, человек – 5
      Тип двигателя – дизель
      Крутящий момент, Н*м/об/мин – 705/1800
      Объем двигателя – 6600
      Мощность, л.с./об/мин – 280/3800
      Максим. скорость – 130 км/ч Запас хода, км – 1000
      Колесная формула – 4х4
      Коробка передач – автоматическая, 6-ступенчатая
      Тормоза передние, задние – дисковые
      Подвеска передняя, задняя – независимая
      Рабочая температура – от -50° до +50°
      Подъем - 30°
      Косогор - 17°
      Брод, м – 1

      Вооружение Скорпион - ЛТА:
      Пулемет ПК калибра 7,62 мм
      Поворотное кольцо для установки пулемета "Корд" калибра 12,7 мм
      Гранатомет АГС – 17
      Бойницы в стеклах
      Комплектация Скорпион - ЛТА:
      Система кондиционирования воздуха
      Система принудительной вентиляции / удаления пороховых газов
      Фильтровентиляционная установка
      Средства связи
      Системы видеонаблюдения
      4-точечные ремни безопасности
      3-точечные ригельные запоры дверей
      Боевая информационно-управляющая система
      Система спутниковой навигации glonass, gps
      Лебедка
      Полноразмерное запасное колесо
      Система пожаротушения моторного отсека

      В настоящее время также проходит испытания гражданская, небронированная версия "Скорпиона". Такая модификация, может использоваться в качестве "разъездной" машины для командиров частей и подразделений
  3. Edge_KMV 5 апреля 2012 08:29
    Дожили у поляков дизеля покупаем
    1. leon-iv 5 апреля 2012 09:17
      не боись для нас купят ЯМЗ-шные дизеля
      1. Sergh 5 апреля 2012 10:13
        Новость хорошая, но трёх-дверка не пойдёт, мужики-спецы знают. Надеюсь, что пятидверка уже есть, а то опять на грабли наступать приходится.
        Sergh
  4. Царь Иван Первый 5 апреля 2012 09:34
    хороша новость fellow давно надо было,
    Царь Иван Первый
  5. Туранчопс 5 апреля 2012 10:15
    Интересный авто, главное, чтобы проект не сгинул по вине табуреточников
    Туранчопс
  6. вард 5 апреля 2012 10:25
    Был тут в командировке лет десять назад... встречающая сторона катала на Уазике с 200 сильным таётовским движком... Изнутри кузов был подбит кевлавром... Толщину не скажу, но АКМ держит.... Летает...
    1. leon-iv 5 апреля 2012 12:23
      Это какзак он стоит в 36-й бригаде по моему (но могу врать) Им не нравится, ивеко и тигры гораздо лучше
  7. Дублер 5 апреля 2012 10:38
    Цитата: oiuy
    и снова заманчивые перспективы.... бригады созданы, а транспорта подходящего для них - нет! Разве это нормальный подход?

    В 92 году начали формировать 132 легкую мотострелковую бригаду...Сформировали и посадили на... ГАЗ-66. Вскорости это соединение было расформировано, чуть ли не на следующий день опосля доклада о ее "полной боеготовности". И ведь ни одна не понесла наказание за такое "новшество", как мотострелки на "грузовиках".
    Надеюсь, что сейчас так не получится.
  8. rennim 5 апреля 2012 12:36
    Не уверен что вместо БМП И БТР стоит поставлять легкобронированные автомобили. Ясно что экономятся деньги. Но БТР И БМП по огневой мощи и поддержке несравнимы с авто.Может стоит акцентировать внимание на развитие ветки БРДМ с усилением защиты и вооружения, а не конструировать и закупать авто по цене чуть ниже БТР с посредственными огневыми возможностями...Это лично моё мнение...
    1. Славян И. 5 апреля 2012 18:06
      Цитата: rennim
      вместо БМП И БТР стоит поставлять легкобронированные автомобили

      Вместо и ненадо. У легкобронированных автомобилей и БТР различные цели.

      А броня при неправельном использовании и при наличии у противника современных средств борьбы с бронированной техникой не сильно поможет.

      Как пример можно привести новогодний штурм Грозного.
      Славян И.
  9. Dust 5 апреля 2012 12:50
    Мне сама идея так называемых легких бригад кажется глубоко порочной! Как, впрочем, и само разделение на легкие. средние и тяжелые...
    Ну и много они наездят, если что? Если серьезная заварушка, то толку от них не будет в принципе - посмотрим на прошлые конфликты:
    Чечня - можете себе представить такую легкую бригаду и и ее боевые действия? Я - нет, в условиях полу- и чисто партизанских действий они будут только нести потери, причем ничем не обоснованные, скорость их возможного передвижения сыграет дурную службу...
    Южная Осетия - куда там бы приехала такая бригада, а, если бы приехала, то чтобы там сумела сделать? Особенно если бы натолкнулась на противника чуть не на единственной дороге? Какие бы худые не были вояки бравые грузины, но с такой бы бригадой они бы справились, пока бы подоспели "нормальные" войска...
    Еще в ВОВ одно время танковые бригады комплектовались из трех батальонов, один на легких танках, второй на средних, третий на тяжелых - к чему это приводило? Напомню - к лишним потерям! Первым приезжал батальон на легких танках и героически погибал, потом приезжали средние танки и вели реальный бой, и только к шапочному разбору подгребали тяжелые танки! Неужели этот пример никого ничему не научил? Еще тогда уже стали формировать соединения из одинаковой техники...
    Dust
    1. leon-iv 5 апреля 2012 14:40
      ОООО еще один эксперт.
      легкие бригады очень нужны для впопуасных воин.
      Например что легче перебросить самолетами танки или БТР.
      Давайте не будем микроскопами гвозди забивать.
      1. Братец Сарыч 5 апреля 2012 17:55
        А много ли вокруг России папуасов?
        С Запада - страны НАТО, с юга страна НАТО и оченно туда хотящая, просто галстуком не корми, опять таки с юга - китайцы, китайцы, китайцы, китайцы до самого моря китайцы, с востока море. море, море и опа - опять НАТО!
        Вопрос - кого из них отнести к папуасам?
        Братец Сарыч
  10. dred 5 апреля 2012 13:03
    ну хоть машина наша не точто там ивеко какое нибудь.
    dred
  11. Александр романов 5 апреля 2012 13:16
    Вот-вот южная осетия. А способен ли данный автомобиль до догнать храбрых грузинских воинов?
  12. Дублер 6 апреля 2012 11:25
    Из опыта своей наипервейшей должности... для войсковой разведки при проведении масштабных операций само то, но... ежели не будет водных преград. А вот пехоте на двух мостах и без возможности поплавать будет тяжко.
  13. казак волгский 8 марта 2015 16:40
    неплохая машина . но ведь есть же тигр??? не совсем понимаю смысл.....

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня