В Турции началось строительство АЭС «Аккую»

66
В воскресенье в Турции прошла торжественная церемония начала строительства АЭС «Аккую», передает ТАСС.





В мероприятии приняли участие гендиректор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев и первый заместитель министра энергетики и природных ресурсов Турции Фатих Донмез.

Турция сегодня делает очередной шаг для того, чтобы стать членом мирового ядерного элитного клуба. Сотрудничество в ядерной сфере подчеркивает особое доверие и особую значимость отношений между государствами. Очень знаменательно, что наше сегодняшнее событие происходит накануне очередной встречи наших президентов. Президенты Владимир Путин и Реджеп Эрдоган достаточно часто встречаются в последние месяцы, и ни одна из встреч не проходит без обсуждения этого ключевого проекта в российско-турецких отношениях,
сказал Лихачев.



Он также назвал проект «хорошим экономическим гарантом развития российско-турецких отношений».

До начала церемонии представители Росатома провели для журналистов ознакомительную экскурсию по площадке, где возводится первая в Турции атомная электростанция.

«Окруженная с одной стороны морем, а с другой – горами, площадка буквально усеяна тяжелой техникой. Ее пересекают бесконечные вереницы самосвалов. В одном месте сосредоточены постоянно трудящиеся экскаваторы. Дополняет весь этот пейзаж покачивающийся на волнах Средиземного моря катер береговой охраны с турецким флагом», – сообщил корреспондент агентства с места события.

66 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    11 декабря 2017 16:21
    Сотрудничество в наукоёмких областях конечно получше продажи полезных ископаемых..
    1. +16
      11 декабря 2017 16:31
      Цитата: 210окв
      Сотрудничество в наукоёмких областях конечно получше продажи полезных ископаемых..

      А в чем собственно сотрудничество? Строим за свой счет, так сказать подарок, с возможной отдачей через десятилетия.. Учитывая, что Турция, крайне не надежный партнер..
      1. +10
        11 декабря 2017 16:42
        Цитата: Svarog

        А в чем собственно сотрудничество? Строим за свой счет, так сказать подарок, с возможной отдачей через десятилетия.. Учитывая, что Турция, крайне не надежный партнер..

        Вот и я про тоже. Как бы потом нам всем "не аккуеть", когда вместо этой-самой отдачи турки в очередной раз кукиш покажут.
        1. +11
          11 декабря 2017 16:44
          Цитата: Лексус
          Цитата: Svarog

          А в чем собственно сотрудничество? Строим за свой счет, так сказать подарок, с возможной отдачей через десятилетия.. Учитывая, что Турция, крайне не надежный партнер..

          Вот и я про тоже. Как бы потом нам всем "не аккуеть", когда вместо этой-самой отдачи турки в очередной раз кукиш покажут.

          Если посмотреть, как нас кидают по всему миру, то у них, там уже наверно прикол такой пошел, а давай ка Путина разведем, а потом кинем.. Но нам обязательно скажут - это прорыв!
          1. +12
            11 декабря 2017 17:03
            Цитата: Svarog
            Строим за свой счет, так сказать подарок,

            Подарка нет.
            Строим за свой счет. Станция будет русской собственностью. Будем продавать электроэнергия.
            Куда уж выгоднее?
            1. +6
              11 декабря 2017 17:18
              Этим проектом мы ещё отрываем Турцию от НАТО , но их надо держать все время в теле.
            2. +5
              11 декабря 2017 17:23
              В США тоже была, даже государственная собственность, и у кого она сейчас?
              1. +7
                11 декабря 2017 17:38
                Цитата: Sergey53
                В США тоже была, даже государственная собственность, и у кого она сейчас?

                но топливные элементы наши - а без них будет как в скакуасии laughing
            3. +5
              11 декабря 2017 17:36
              Цитата: Владимир16
              Цитата: Svarog
              Строим за свой счет, так сказать подарок,

              Подарка нет.
              Строим за свой счет. Станция будет русской собственностью. Будем продавать электроэнергия.
              Куда уж выгоднее?

              К ЧМ по футболу готовимся, вы уверены, что он у нас будет? Я нет. А денег сколько казенных выкинули? Денег нет, но вы держитесь..
              1. +2
                11 декабря 2017 18:47
                Цитата: Svarog
                К ЧМ по футболу готовимся, вы уверены, что он у нас будет?

                Пусть чемпионат мира идет вслед за олимпиадой.
                1. +5
                  11 декабря 2017 18:56
                  Цитата: KaPToC
                  Цитата: Svarog
                  К ЧМ по футболу готовимся, вы уверены, что он у нас будет?

                  Пусть чемпионат мира идет вслед за олимпиадой.

                  Согласен, но блин.. просчитывать то риски надо. Сколько уже денег всем простили, тут цифру на сайте приводили, так она равняется сумме всех кредитов россиян, которые наши граждане должны банкам. Лучше бы своим так прощали. Нет со своих драть в три шкуры, а для других сама щедрота, за счет собственного народа..
                  1. 0
                    11 декабря 2017 19:02
                    Цитата: Svarog
                    Согласен, но блин.. просчитывать то риски надо.

                    Несколько лет назад не помню где читал что военную безопасность этой станции будет обеспечивать Россия.
                    1. +5
                      11 декабря 2017 19:06
                      Цитата: KaPToC
                      Цитата: Svarog
                      Согласен, но блин.. просчитывать то риски надо.

                      Несколько лет назад не помню где читал что военную безопасность этой станции будет обеспечивать Россия.

                      Ну, это мне кажется из области фантастики))
                    2. +1
                      12 декабря 2017 00:24
                      Цитата: KaPToC
                      Несколько лет назад не помню где читал что военную безопасность этой станции будет обеспечивать Россия.

                      Много лет назад я тоже читал сказки...а теперь я их слушаю по телевизору.
                      1. 0
                        12 декабря 2017 17:23
                        Цитата: самый главный
                        Много лет назад я тоже читал сказки...а теперь я их слушаю по телевизору.

                        Сарказм - он такой ... так и лезет у вас со всех щелей, включая поры.
            4. +1
              11 декабря 2017 22:31
              50% вырабатываемой мощности будет реализовываться в турции,а на остальную часть, российская сторона должна будет находить сбыт,а как отобьет вложенное ,.... прощай Россия .
              1. +4
                11 декабря 2017 22:51
                Туркам в столице гос-во выдает по мешку угля бесплатно. Так что Турция сама все выкупит, здесь не стоит переживать.
                Без ТВЭЛов и вывоза отработанного топлива (нет технологий хранения и переработки) туркам деваться некуда. Другое топливо может привести к ЧП наподобии случаев в Чехии и Украине.
                "Энергетика - основа экономики любой страны. Без нее дома даже не построить." Строя подобные объекты, Россия становится стратегическим партнером. hi
      2. +3
        11 декабря 2017 16:43
        а кто крайне надёжный партнёр?
      3. +12
        11 декабря 2017 17:01
        Атомная станция будет принадлежать России и на ней будут работать наши спецы. Электроэнергию будут продавать по рыночным ценам туркам. Так, что Эрдоган никуда не денница, ему придется плясать под нашу дудку. Кроме того топливо для АС будет наше.
        1. +5
          11 декабря 2017 19:07
          Цитата: Симон
          Атомная станция будет принадлежать России и на ней будут работать наши спецы. Электроэнергию будут продавать по рыночным ценам туркам. Так, что Эрдоган никуда не денница, ему придется плясать под нашу дудку. Кроме того топливо для АС будет наше.

          Какая дутка, станция находится на земле Турции, пинка под зад, а потом суды..
          1. +3
            11 декабря 2017 22:03
            а топить они ее помидорами будут??
      4. +3
        11 декабря 2017 17:03
        половину денег турки вкладывают, консорциум из трех контор, которым общестроительные работы отдали. Так что не совсем подарок.
      5. +4
        11 декабря 2017 19:42
        Цитата: Svarog
        Строим за свой счет, так сказать подарок, с возможной отдачей через десятилетия.

        с одной стороны да...
        с другой: это лучше чем в бумажки ФРС $ вкладывать
        Турецкая сторона завершает подготовку правовой базы для наделения проекта «Аккую» статусом стратегической инвестиции, подразумевающим возможность возмещать НДС в период сооружения на сумму 1,3 млрд долларов и снизить налог на прибыль с 20% до 2%. В логике возврата инвестиций это составит более 2,3 млрд долларов



        минус: все расходы будут оплачены из российского бюджета (а он у нас чахлый), при этом бо'льшую из них освоят турецкие подрядчики

        правда говорят о турецком холдинге,финансирующем:
        АО Дженгиз Холдинг (Cengiz Holding A.Ş.) – один из крупнейших добывающих и промышленных холдингов Турции. АО Колин Иншаат (Kolin İnşaat Turizm Sanayi ve Ticaret A.Ş.) – один из крупнейших строительно-промышленных холдингов. АО Кальон Иншаат (Kalyon İnşaat Sanayi ve Ticaret A.Ş.) – еще один строительно-промышленный холдинг, ведущий свои проекты в добром десятке стран мира.

        Четыре раза по 1’200 МВт, общая стоимость проекта – около 20-22 млрд долларов США


        К апрелю 2014 Россия и Турция договорились о том, что турецкие подрядчики получат заказы на 90% общестроительных работ, что составит порядка 6 миллиардов долларов – традиционные для зарубежных контрактов 70% от общей сметы станут заказами для российских производителей атомного энергетического оборудования

        +
        турецкие студенты на лекции в НИЯУ МИФИ

        /конкурс
        50 мест претендовало 3’000 турок
        на 117 мест в МИФИ – 5’440 заявок
    2. +4
      11 декабря 2017 16:39
      Цитата: 210окв
      конечно получше продажи полезных ископаемых..

      Тем более что и условия более чем приемлемые- строй и владей.
      1. +1
        11 декабря 2017 17:40
        Владеть скорее всего будет совместная компания , а вот отжать туркам долю . о да можно там вопросик то. по доли. кто и что вносит. кто и как экслуатирует.
    3. +5
      11 декабря 2017 16:43
      Видео к новости
    4. 0
      12 декабря 2017 00:21
      Цитата: 210окв
      Сотрудничество в наукоёмких областях конечно получше продажи полезных ископаемых..

      В данном случае это глупейшее начинание. Россия введет турцию в "клуб ядерных держав", строит за свои (за НАШИ!!!) деньги!! Возврата средств не будет.. Похоже, что кто то решил "ополовинить" средства на строительство... Продажа С-400 тоже глупейшее начинание.... Глупость на глупости...Зато стабильно!
      1. +10
        12 декабря 2017 00:41
        Цитата: самый главный
        Возврата средств не будет

        Обосновать сможете?
        Цитата: самый главный
        Продажа С-400 тоже глупейшее начинание..

        Тот же вопрос еще раз?
        Кассандра, блин laughing
    5. +1
      12 декабря 2017 05:44
      Это турки сотрудничают за наш счёт в наукоёмких, а мы за это получаем от них
      текстиль и дерьмовые помидоры.
  2. +5
    11 декабря 2017 16:22
    Вот Турецкий ролик про АЭС Аккую.
  3. +4
    11 декабря 2017 16:29
    не хочет ли осман-паша бомбульку атомную заиметь?...а что,прикупит центрифуги и ....хочется думать,что наши продумали такой вариант
    1. +1
      11 декабря 2017 17:01
      думаю отныне бомбулька не в моде и не всё решает... есть вещи гораздо серьёзнее и увесистее...
      1. +5
        11 декабря 2017 17:09
        что Вы имеете ввиду,"грязные" бомбы?....заинтриговали
  4. 0
    11 декабря 2017 16:32
    Прям "Вести с полей". (Последний абзац)
    1. 0
      11 декабря 2017 17:25
      Цитата: kolkulon
      Прям "Вести с полей". (Последний абзац)

      Скорее, что-то из фельетонов Ильфа и Петрова. smile
      Хорошо ещё, что корреспондент не использовал "Незаменимое пособие для сочинения юбилейных статей, табельных фельетонов, а также парадных стихотворений, од и тропарей" ©.
  5. +5
    11 декабря 2017 16:50
    Цитата: Svarog
    Цитата: 210окв
    Сотрудничество в наукоёмких областях конечно получше продажи полезных ископаемых..

    А в чем собственно сотрудничество? Строим за свой счет, так сказать подарок, с возможной отдачей через десятилетия.. Учитывая, что Турция, крайне не надежный партнер..

    Правильно атомная станция в действительности строится за наш счет, но тут не договаривают, что эта станция будет принадлежать России и мы будем продавать им электроэнергию. Вот так! Хитрый ход, не правда ли tongue
    1. +7
      11 декабря 2017 16:57
      Значит и обслуживающий персонал должен быть нашим, на начальном этапе.
      1. +3
        11 декабря 2017 17:03
        Цитата: ul_vitalii
        Значит и обслуживающий персонал должен быть нашим, на начальном этапе.

        На данный момент,более 300 турецких студентов обучаются в России,именно для эксплуатации и обслуживания АЭС.
      2. 0
        11 декабря 2017 17:45
        Начальный этап это сколько?
  6. +2
    11 декабря 2017 16:54
    Цитата: assa67
    не хочет ли осман-паша бомбульку атомную заиметь?...а что,прикупит центрифуги и ....хочется думать,что наши продумали такой вариант


    Чтобы на реакторе типа ВВЭР наработать оружейный плутоний на одну бомбу, понадобится лет 30, это не РБМК, которые даже при СССР только в Союзе были.
    1. 0
      11 декабря 2017 18:36
      Цитата: Olegi1
      Чтобы на реакторе типа ВВЭР наработать оружейный плутоний на одну бомбу, понадобится лет 30

      Поясните, пожалуйста: как при штатном цикле работы ВВЭР-1200 можно наработать Pu239 с минимальными примесями других изотопов Pu ?
  7. +1
    11 декабря 2017 17:01
    В Турции началось строительство АЭС «Аккую»
    Мне не жалко. Просто любопытно, чей крючек, кто рыбка?
  8. +5
    11 декабря 2017 17:02
    За убийство нашего пилота, турки, как и обещалось, не отделались только помидорами, но приобрели и электростанцию.
    1. +1
      11 декабря 2017 17:29
      Цитата: Молодой_Коммунист
      За убийство нашего пилота, турки, как и обещалось, не отделались только помидорами, но приобрели и электростанцию.

      Кажется мы с вами это уже проходили,не дошло?
  9. +5
    11 декабря 2017 17:03
    Строительство подобных станций - это могучая "мягкая сила", которая будет загонять партнеров "в рамки". Это же подумать - поставки электричества целой стране! Топливо наше, спецы, контроль...
    Это АЭС, а не торговый центр...
    1. 0
      11 декабря 2017 17:32
      Цитата: Горный стрелок
      Это АЭС, а не торговый центр...

      А каков контроль good ,топливо,обслуживание,стоит только подсесть и всё yes Вы партнёр...
  10. 0
    11 декабря 2017 17:05
    Цитата: Olegi1
    Цитата: assa67
    не хочет ли осман-паша бомбульку атомную заиметь?...а что,прикупит центрифуги и ....хочется думать,что наши продумали такой вариант


    Чтобы на реакторе типа ВВЭР наработать оружейный плутоний на одну бомбу, понадобится лет 30, это не РБМК, которые даже при СССР только в Союзе были.

    В принципе от 4 энергоблоков можно что нибудь накорячить, не не думаю что они преследуют эту цель. Электроэнергия в Турции дорого стоит и им хватает отдачи АЭС именно в этом направлении. На счёт ЯО у турков никакого напряга думаю тоже нет, стоит захотеть... hi
  11. +1
    11 декабря 2017 17:09
    Напоминает новость из раздела о газопроводе "Сила Сибири". Кстати как он там, кто в курсе?
    1. +1
      11 декабря 2017 17:35
      Цитата: алтынбай
      Кстати как он там, кто в курсе?

      Наверно вы в курсе..
      1. +2
        11 декабря 2017 17:51
        Нет не в курсе. Просто раньше говорили про прорыв на восток. грозились большие деньги заработать. А сейчас резервный фонд опустошаем. И тишина
        1. +4
          11 декабря 2017 18:03
          Цитата: алтынбай
          Нет не в курсе.

          Просто это вы не интересуетесь,а кто интересуется тот знает что строительство идёт по графику hi
          Цитата: алтынбай
          А сейчас резервный фонд опустошаем

          Смешно уже laughing Резервный фонд уменьшается крик ,вот они уже скоро всё про...т,фонд растёт крик стоит что его не вкладывают в экономику lol Эх what
        2. +5
          11 декабря 2017 19:56
          Цитата: алтынбай
          Нет не в курсе. Просто раньше говорили про прорыв на восток. грозились большие деньги заработать. А сейчас резервный фонд опустошаем. И тишина

          а опустошение резервного фонда всегда в тишине проходит, но прежде лозунги и "прорывы")) Сейчас инфо про резервный фонд уже как пол года закрыта))
  12. +16
    11 декабря 2017 18:23
    В Турции началось строительство АЭС «Аккую»

    Тяжелейший стратегический просчет России
    Иранов и Корей наверно мало
  13. +1
    11 декабря 2017 18:46
    Вопрос об отмене строительства АЭС не поднимался даже в самый тяжёлый период российской турецких отношений.Турция выделила огромный участок земли,обеспечила его охрану на высшем законодательном и политическом уровне.При её постройке все Особо значимые постройки будут выполнены российскими специалистами, остальные(не секрет около 80%) турецкими компаниями.
    Но станция на 100% принадлежит России. Это первая в мире АЭС построенная по принципу "Строй-владей-эксплуатируй".Генерация электроэнергии составит около 17% всего электричества в Турции.
  14. +2
    11 декабря 2017 19:25
    резюме анализа основных разделов «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в сфере строительства и эксплуатации атомной электростанции на площадке "Аккую" в Турецкой Республике» от 12.05.2010г.: финансово-экономического, безопасности и управления, а также механизма кредитования, его геополитической составляющей, процедуры подписания и заключение. Результаты самого анализа приведены в Пояснительной записке.



    Финансово-экономический раздел:


    Всё соглашение по АЭС «Аккую» выполняется без финансовых обязательств Турецкой Республики.
    Финансирование проекта проводится исключительно за счет средств Проектной компании.

    Высока вероятность, что все затраты на строительство АЭС ($20 млрд. в ценах 2010 г.) будет оплачивать российский бюджет. При этом свыше половины финансирования ($10 млрд. и более) получат турецкие компании, привлекаемые в качестве контрагентов по контракту с Проектной компанией.


    Имеется высокий риск замораживания бюджетных средств, потраченных на стройку, из-за затягивания сроков строительства АЭС, приостановке эксплуатации блоков по предписаниям надзорных органов, демонстраций местного населения против АЭС, неготовности сетей и т.д.

    Отсутствуют обязательства турецкой стороны по сооружению ЛЭП и подстанций для отбора мощностей, нет данных по гарантированному электросбыту этих мощностей. АЭС вблизи курортной зоны Анталия, там нет и не предвидится крупных потребителей электроэнергии с базовым графиком нагрузки.

    Граждане Турецкой республики бесплатно обучаются и широко привлекаются для целей эксплуатации АЭС. В стоимость проекта входит создание полномасштабного тренажера на площадке АЭС. Обычно это делается по отдельным контрактам за дополнительную плату.

    Поставка топлива на АЭС, включая стоимость доставки, физззащиты и т.д. полностью оплачивается Проектной компанией, но так как она не располагает собственными средствами, то это будут средства российского бюджета.

    В принятой схеме возврата средств цена на электроэнергию – 12,35 центов США за кВт.ч (всего на 44 % выше существующих) - зафиксирована минимум на 25 лет (с 2012 от начала проекта по 2037 срок окончания возврата средств, потраченных на строительство АЭС). При этом не учитывается инфляция, эскалация цен, изменения курса валют и т.д., что является ПОЛНЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ НОНСЕНСОМ.

    Проектная компания предоставляет ТЕТАШ информацию о помесячном количестве электроэнергии, вырабатываемом всеми блоками АЭС на протяжении всего периода действия Соглашения о покупке электроэнергии (СПЭ), т.е. минимум 18 лет. В случае меньшего производства, по сравнению с объемом, предусмотренным СПЭ, она должна будет докупать ее на открытом рынке и продавать ТЕТАШ.

    В случае банкротства Проектной компании российская сторона назначает преемника Проектной компании, который должен обладать всеми необходимыми компетенциями и финансовыми возможностями (естественно, за счет российского бюджета).

    По истечении срока действия СПЭ Проектная компания обязуется отдавать турецкой стороне 20% чистой прибыли в течение всего срока эксплуатации АЭС. Так турецкая сторона оценила долю стоимости пустой земли под АЭС в общей стоимости АЭС.

    Проектная компания несет ответственность за вывод из эксплуатации АЭС и обращение с отходами. В рамках этого Проектная компания будет производить необходимые платежи в фонды обращения ОЯТ и РАО и снятия с эксплуатации: впервые 15 лет - по 26,3 $ млн. в год в каждый фонд в среднем в долларах 2030 г.


    Объем работ по выводу из эксплуатации в Соглашении никак не прописан. Турецкая сторона наверняка потребует создания «зеленой лужайки», имея в виду, что АЭС находится вблизи курортной зоны Анталья. В этом случае стоимость вывода из эксплуатации становится соизмерима со стоимостью строительства самой станции. Высока вероятность, что таких накоплений у Проектной компании не будет. В результате, за всё придется платить российскому бюджету.


    Отсутствует статья о форс-мажорных обстоятельствах, а также не прописано положение о невозможности национализации Проектной компании.
    1. +2
      11 декабря 2017 19:28
      Раздел безопасности:


      1. Особенности контрактного соглашения делают АЭС «Аккую» уникальной: т.к. она находится под юрисдикцией турецкой стороны, а сама АЭС является российской. Надо иметь в виду, что АЭС – не какой-то супермаркет, производство ширпотреба или даже ТЭС, имеющих короткий цикл окупаемости, и для которых иногда применяется схема «строй, владей и эксплуатируй». АЭС – это опасное производство, связанное с радиационными и ядерными рисками.

      2. Все обязательства по страхованию рисков эксплуатации АЭС берет на себя Проектная компания, являющаяся эксплуатирующей организацией АЭС «Аккую». В соответствии с международными конвенциями ответственность за ядерный ущерб абсолютно и исключительно возлагается на эксплуатирующую организацию. Сама Проектная компания наверняка не сможет покрыть этот ущерб, поэтому покрывать его будет российский бюджет.

      3. Турецкая сторона несет ответственность только за выделение земли, на которой будет строиться АЭС и гарантирует доступ к такой земле подрядчиков, агентов, поставщиков, от имени и с согласия Проектной компании. Отсюда следует, что за благонадежность всего персонала АЭС, включая турецкий контингент, отвечает Проектная компания.

      4. Физическая защита включена в зону ответственности Проектной компании, что противоречит международному праву, по которому ответственность за нее возлагается на Турцию, на территории которой строится и эксплуатируется атомный объект. Но сама Турция – это арена незатухающего курдистанского конфликта, с реальной террористической угрозой.

      5. На российских АЭС имеется специализированная охрана, персонал АЭС имеет справку-допуск секретности. Все сотрудники проверяются соответствующими спецслужбами. Непонятно, как это будет организовано на турецкой территории в соответствии с турецкими законами, и например, в отношении турецких граждан. С другой стороны, в целях ее физической защиты необходимо будет держать на территории Турции специальные военизированные российские подразделения - дополнительные затраты на эксплуатацию. И согласится ли на это Турция?

      6. По российским нормам запрещен пролет самолетов над атомными станциями. Кто будет устанавливать ограничения по пролету самолетов над АЭС «Аккую» и осуществлять меры по ПВО, которые действуют для всех отечественных АЭС?

      7. Все проблемы с местным населением должна будет решать Проектная компания. А если повторится «индийская» ситуация, и люди выйдут на улицы с пикетами против строительства станции и вынудят прекратить строительство и эксплуатацию АЭС, как Проектная компания будет возвращать деньги? И это еще далеко не полный перечень проблем, связанных с безопасностью и физзащитой.
      1. +2
        11 декабря 2017 19:30
        Раздел управления


        Положение Соглашения, относящееся к корпоративному управлению Проектной компании имеет явно выраженный дискриминационный характер по отношению к России: турецкая сторона, даже не вложив ни копейки, обеспечивает контроль над собственностью, которая ей не принадлежит, прикрываясь защитой национальной безопасности и экономических интересов Турции.

        Турция показала нам блестящий пример, как надо заключать Соглашения в свою пользу! Имеется единственный риск для Турции – это увеличение стоимости электроэнергии ТОЛЬКО до 15,33 цента США за кВт.ч (без НДС) при ежегодном изменении цены на электроэнергию.
        А если даже по этой цене затраты на строительство АЭС «Аккую» не удастся окупить за 15 лет от момента пуска каждого блока (по плану до 2037 г.), то это уже проблема Проектной компании и российского бюджета.
        1. +2
          11 декабря 2017 19:32
          О кредитовании строительства АЭС:

          Проектная компания – это акционерное общество, в котором допускается, что минимум 51 % должен принадлежать российской стороне, а остальные 49% - иностранным инвесторам, скорее всего, турецким банкам, (если они, конечно, найдутся). И, естественно, именно они должны были бы прокредитовать турецких подрядчиков. Тогда все риски российской стороны вроде бы уменьшаются в 2 раза.

          Однако, начав стройку, Россия становится заложником уже вложенных средств. И уже независимо от того, найдутся какие-либо частные инвесторы либо не найдутся, финансирование должно будет продолжаться за счет российского бюджета. Таким образом, с высокой вероятностью, весь проект ($20 млрд. в ценах 2010 г.) придется оплачивать за счет средств российского бюджета. Отсюда, ВСЕ первоначальные финансовые затраты и риски заведомо будут возложены на российский бюджет. За счет него будут финансироваться зарубежные подрядчики, совместные предприятия и сама Проектная компания. А схема возврата средств в российский бюджет даже не обсуждается.

          Собственно, беспроцентное кредитование Проектной компании деньгами российского бюджета, до сих пор не встречалось в практике международных инвестиционных контрактов. Обычно для таких долговременных инвестиций, как строительство АЭС «Аккую», принимается минимум 5% годовых. Тогда, при стоимости продажи электроэнергии – 12,35 центов США за кВт.ч., эта АЭС окупится только через 33 года (вместо обещанных Росатомом 15 лет), при этом, возврат средств должен составить $49 млрд, а не $20 млрд.

          Далее, установление фиксированной цены на электроэнергию 12,35 центов США за кВт.ч на период в 25 лет - с 2012 г. от начала проекта до 2037 г. срок окончания возврата средств, потраченных на строительство АЭС несет огромные риски финансовых потерь для российской стороны.

          Эти риски связаны, с одной стороны, с вполне вероятным ограничением роста стоимости электроэнергии в Турции на длительный период, с другой - с существенной инфляцией самого доллара на мировом рынке.

          Проведенный анализ показал, что на длительную перспективу (10 – 15 лет и более) высока вероятность, ограничения стоимости электроэнергии в Турции на уровне 5 – 6 центов США за кВт.ч (без НДС и других налогов) на оптовом рынке. Это не позволит поднимать стоимость электроэнергии от атомной станции. В результате, оставшаяся часть электроэнергии: 30 % электроэнергии от 1 и 2 блоков и 70 % от 3 и 4 блоков АЭС – будут продаваться по ценам, близким к себестоимости. Что станет ограничением для дополнительного источника возврата инвестиций, заложенных в строительство АЭС. В результате, реальный возврат средств, потраченных на строительство АЭС (постоянно обесценивающихся из-за инфляции доллара), будет осуществлен не в 15-летний период, а в значительно более длительный срок.

          Фиксированная стоимость продажи электроэнергии с атомной станции не учитывает инфляцию доллара на мировом рынке, которая в последнее десятилетие, в отдельный период времени, достигала 7–10% в год. Следует также иметь в виду, когда сама Россия заимствует финансовые ресурсы на внешнем рынке, например, Внешэкономбанк по 10-летним и 15-летним еврооблигациям, платит за заемные средства из расчета 6,8-6,9% годовых. В Турции в 2011 г. в коммерческих банках процентные ставки в долларах и евро находились в диапазоне 5,75% - 7% годовых, а ставка ипотечного кредита в евро на 20 лет – составила 7% годовых.
          1. +2
            11 декабря 2017 19:33
            Геополитическая составляющая Соглашения.

            Соглашение по АЭС «Аккую», подписанное в такой редакции, невозможно объяснить и геополитическими соображениями. По нему мы значительно больше зависим от Турции, чем Турция – от нас. Кроме прямых многомиллиардных долларовых финансовых потерь российского бюджета по экономическим условиям Соглашения, если что-то случится, мы будем вынуждены компенсировать весь ущерб турецкой стороне, например, дополнительными скидками на стоимость нашего газа для Турции, или иным способом.

            Высокий риск невозврата средств, потраченных на строительство АЭС, связан также с тем, что она находится рядом с курортной зоной Анталии. В 2011 г. Анталию посетило около 11 млн иностранных туристов. Любой малейший инцидент на АЭС, провокация против ее сотрудников или охраны, ответные действия, немедленно вызовут отток этих туристов и, соответственно, жесткую негативную реакцию местных жителей против АЭС. Это не позволит ее нормально эксплуатировать, затруднит возврат, а, возможно, и потерю, затраченных средств российского бюджета на строительство АЭС.

            Все это приведет к потере геополитического имиджа России в Турции, в странах средиземноморского региона и Ближнего Востока, и во всем мире. Кроме того, подписание Соглашения по АЭС «Аккуя» уже вызвало резкую негативную реакцию правительства Кипра, недовольство дружественной России православной общественности Греции и Кипра.
            Соглашение по АЭС «Аккую» в принятой редакции подрывает основы для подписания Россией международных контрактов по строительству АЭС с другими странами, потому что показывает, что Россия может пойти на необоснованные односторонние преференции при продвижении строительства АЭС.
            1. +2
              11 декабря 2017 19:35
              О процедуре подписания Соглашения.

              Соглашение по строительству АЭС «Аккую» прошло согласование в МИДе, Минфине, Минэкономразвития, Ростехнадзоре, Минприроды, ФСБ, Минюсте и, возможно, других ведомствах, было утверждено Постановлением Правительства на основании прилагаемого технико-экономического обоснования Росатома. А далее прошло ратификацию в Государственной Думе, и 1 декабря 2010 г. было подписано Президентом РФ. Почему руководства этих министерств и ведомств визировали это Соглашение, а депутаты Государственной Думы голосовали за него, не отдавая себе отчет, какой огромный ущерб оно нанесет национальным интересам России?
              При обосновании подписания этого Соглашения в органах государственной власти, руководство Росатома декларировало, что это позволит поддержать экспорт высокотехнологической продукции в Турцию, и станет примером выгодного для России сотрудничества с другими странами. При этом С.В. Кириенко ссылался на опыт зарубежных стран, где действительно государственная экспортная кредитная поддержка обеспечивает реализацию капиталоемких технологичных инвестиционных проектов за рубежом. ОДНАКО ЗДЕСЬ ПРОИЗОШЛА ПОДМЕНА СУЩЕСТВА ПРОБЛЕМЫ. Во-первых, нигде в мире не строятся АЭС по схеме «строй-владей-эксплуатируй» с фиксированной стоимостью продажи электроэнергии в долларах, установленной на 25 лет вперед. Во-вторых, ни одно государственное экспортное кредитное агентство (США, Франция, Корея и т.д.) не дает свои деньги бесплатно, сегодня ставка по кредиту составляет не ниже 4 – 5 %.

              В марте сего года Южная Корея отказалась строить АЭС в Синопе на условиях, по-видимому, аналогичных тем, на которых Россия строит АЭС "Аккую".


              Б.И. Нигматулин

              Приложение. СОГЛАШЕНИЕ между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в сфере строительства и эксплуатации атомной электростанции на площадке "Аккую" в Турецкой Республике
  15. 0
    11 декабря 2017 19:36
    " Он также назвал проект «хорошим экономическим гарантом развития российско-турецких отношений»."
    Ну не знаю... Бывали в новейшей истории случаи...
  16. 0
    11 декабря 2017 23:10
    Судя по выбору места постройки, её строят для промышленности и обслуживания портов.
    1. 0
      12 декабря 2017 02:44
      Цитата: Диван Диваныч
      Судя по выбору места постройки, её строят для промышленности и обслуживания портов.

      Сирия стратегическая территория,пролив,один пояс один путь,многополлярный мир.