Военное обозрение

Итальянский учебно-боевой самолёт M-346 станет легким истребителем

44
Итальянский учебно-боевой самолёт M-346 делает успешные шаги в сторону лёгкого истребителя. Как сообщает портал flightglobal.com, компания Leonardo провела испытания ракет AIM-9L Sidewinder класса «воздух-воздух» на самолёте M-346FA (Fighter Attack).


Самолёт M-346 был разработан как учебно-тренировочный, но благодаря удачной конструкции также будет выпускаться в модификации лёгкого истребителя.

Итальянский учебно-боевой самолёт M-346 станет легким истребителем


Тестовый пуск ракеты AIM-9L Sidewinder с M-346FA прошёл на испытательном полигоне Сальто-ди-Квирра на острове Сардиния. Ракета отделилась от самолёта на высоте 1500 м и скорости 1000 км/ч. В Leonardo указывают, что пуск прошёл в соответствии с прогнозами и считается успешным. Ранее на M-346FA уже были испытаны сброс бомб и стрельба из подвесной скорострельной пушки.

Компания Leonardo заявляет, что M-346FA может использоваться как самолёт для подготовки пилотов боевой авиации, а также как лёгкий истребитель или самолёт-разведчик. Самолёт оснащён многорежимным радаром Grifo, системой радиоэлектронной борьбы, разведывательным модулем, а также семью точками для установки вооружений класса «воздух-воздух» и «воздух-земля» общей массой до 2 т. Разработчики называют M-346FA идеальным решением для стран, которым необходимы недорогие боевые самолёты с низкой стоимостью эксплуатации.

Учебно-тренировочный самолёт M-346 проектировался российским ОАО «Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева» совместно с итальянской компанией L’Alenia Aermacchi. Из-за разногласий между партнёрами разработка модели прекратилась на завершающем этапе, и каждая из компаний получила документацию базовой версии будущего самолёта (планер). После этого обе компании выпустили собственные модели: M-346 (L’Alenia Aermacchi) и Як-130 (ОКБ им. Яковлева). Первый полёт M-346 состоялся 15 июля 2004 года, а его серийное производство началось в 2010 году. Сегодня машина используется для обучения пилотов в Италии, Сингапуре, Израиле и Польше. Длина M-346 составляет 11,5 м, размах крыльев — 9,7 м. Масса пустого самолёта составляет 4,6 т, максимальная взлётная масса — 9,5 т. Машина способна развивать скорость до 1060 км/ч и подниматься на высоту до 13,7 км. Экипаж M-346 состоит из двух человек.
Использованы фотографии:
flightglobal.com
44 комментария
Объявление

Редакции "Военного обозрения" срочно требуется корректор. Требования: безупречное знание русского языка, исполнительность, дисциплинированность. Обращаться: sv@vo-media.ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Андрей К
    Андрей К 18 декабря 2017 12:27 Новый
    +18
    Итальянский учебно-боевой самолёт M-346 станет легким истребителем

    Это тот самый самолёт, на который итальянцы технично, по сути "развели" нас...
    ...Из-за разногласий между партнёрами разработка модели прекратилась на завершающем этапе...

    История старая, но показательная. Итальянцы влезают в долю при разработке Як-130, так как откровенно говоря школа в проектировке планеров у них слабоватая, а если ещё точнее никакая...
    К моменту завершения разработки инспирируются "разногласия" и итальянцы с нашими чертежами организуют у себя сборку и продвижение на внешний рынок уже "своего самолёта" M-346...
    Никакого промышленного шпионажа, всё по европейски "честно"...
    Кидалово в исполнении итальянцев...
    1. Chertt
      Chertt 18 декабря 2017 12:42 Новый
      +8
      Цитата: Андрей К
      Кидалово в исполнении итальянцев..

      Как говорится, не все так однозначно. У КБ Яковлева, в те времена финансовая ситуация была критической. И этот проект, возможно, спас талантливый коллектив.
    2. Лексус
      Лексус 18 декабря 2017 13:03 Новый
      +4
      Там ещё китайцы "поучаствовали" - Hongdu L-15.

      Только они поставили форсажные двигатели, и получился сверхзвуковой УТС.
      1. Джунгар
        Джунгар 19 декабря 2017 02:37 Новый
        0
        Там еще и корейцы были....
    3. Pivot
      Pivot 18 декабря 2017 13:18 Новый
      +2
      Итальянцы самая хитрожо...я нация в Европе, с ними дел лучше не иметь, но учиться к них стоит.
    4. donavi49
      donavi49 18 декабря 2017 13:46 Новый
      +4
      Ну без тех денег, возможно Як-130 так и остался бы прототипом, а МО пошло бы по пути модернизации L-39, или выбрало бы МиГ-АТ.
    5. профессор
      профессор 18 декабря 2017 13:55 Новый
      +4
      Цитата: Андрей К
      Это тот самый самолёт, на который итальянцы технично, по сути "развели" нас...

      Развели? Обратитесь суд. На сколько мне известно все условия контракта были соблюдены.
      1. ultra
        ultra 18 декабря 2017 14:20 Новый
        +3
        А вы его читали этот контракт?
        1. профессор
          профессор 18 декабря 2017 14:25 Новый
          +7
          Цитата: ultra
          А вы его читали этот контракт?

          Ни российская сторона, ни итальянская даже не заикались о нарушении контракта противоположной стороной. fellow
      2. Pivot
        Pivot 18 декабря 2017 14:35 Новый
        +5
        Было бы интересно посмотреть на совместный проект Израиля и Италии. Вот там бы настоящий блокбастер можно было бы снять.
        1. профессор
          профессор 18 декабря 2017 18:32 Новый
          +1
          Цитата: Pivot
          Было бы интересно посмотреть на совместный проект Израиля и Италии. Вот там бы настоящий блокбастер можно было бы снять.

          Итальянский M-346 с израильской авионикой. Начинайте писать сценарий.
          1. Pivot
            Pivot 18 декабря 2017 23:02 Новый
            0
            Развязка будет неожиданной и непредсказуемой.
          2. TUFAN
            TUFAN 19 декабря 2017 09:53 Новый
            0

            а это азербайджанский... нууу.. чтоб сценарий был захватывающим))
    6. ЗВО
      ЗВО 18 декабря 2017 14:03 Новый
      +7
      Цитата: Андрей К

      Это тот самый самолёт, на который итальянцы технично, по сути "развели" нас...
      ...История старая, но показательная. Итальянцы влезают в долю при разработке Як-130, так как откровенно говоря школа в проектировке планеров у них слабоватая, а если ещё точнее никакая...
      К моменту завершения разработки инспирируются "разногласия" и итальянцы с нашими чертежами организуют у себя сборку и продвижение на внешний рынок уже "своего самолёта" M-346...
      Никакого промышленного шпионажа, всё по европейски "честно"...
      Кидалово в исполнении итальянцев...


      Вы вообще читали про итальянскую Аэрмакки?
      Она половину земного шара своими УТС снабдила...
      И вопрос кто и у кого чего украл - в данном случае не стоит.
      Итальянцы сделали больше половины работы.
      Почитайте слова главного конструктора КБ Яковлева по данному самолету.
      Что бы не вляпываться так сильно в грязь лицом. как это сделали вы сейчас.
      1. Андрей К
        Андрей К 18 декабря 2017 14:27 Новый
        +11
        Цитата: ЗВО

        Вы вообще читали про итальянскую Аэрмакки?
        Она половину земного шара своими УТС снабдила...
        И вопрос кто и у кого чего украл - в данном случае не стоит.
        Итальянцы сделали больше половины работы.
        Почитайте слова главного конструктора КБ Яковлева по данному самолету.
        Что бы не вляпываться так сильно в грязь лицом. как это сделали вы сейчас.

        А Вы читали или слышали о ОКБ им. А. С. Яковлева?
        Деятельность L’Alenia Aermacchi меня интересует постольку поскольку, точнее говоря не интересует. А что бы Вы не волновались за грязь (это Ваше право) и моё лицо (вот это уже не Вашего ума дело), я бы посоветовал внимательнее прочитать мой комментарий...
        Я указал на то, что они затеяв "разногласия" вышли из соглашения с уже готовым планером, нашим планером, если что...
        Не делали итальянцы никакую работу, деньгами вложились, но работать - не работали...
        Не выдумывайте за меня то, чего я не говорил. О краже речи не было, речь шла о "кидалове" при использовании труда наших спецов.
        Не вляпывайтесь в грязь своим лицом, создавая грязь там, где её и не было. Не начинайте беседу с перетасовки фраз hi
        1. ЗВО
          ЗВО 18 декабря 2017 15:12 Новый
          +5
          Цитата: Андрей К

          Не делали итальянцы никакую работу, деньгами вложились, но работать - не работали...


          Попович Константин Федорович, главный конструктор КБ Яковлева.
          Як-130Д вполне оправдал надежды его создателей. Однако теперь перед партнерами встала задача разработать именно тот самолет, который от них ждут. Но тут стало окончательно ясно, что российский и итальянский заказчики хотят видеть совершенно разные машины. В частности, ВВС России отказывались принимать самолет с импортными комплектующими, а итальянцы - с комплектующими, изготовленными в странах СНГ.
          Вы понимаете, что тут написано?
          Продолжим.
          В результате через некоторое время на мировом рынке появились два очень похожих самолета: российский Як-130 и итальянский Aeromachhi M 346. Планер у обоих практически идентичен, а вот оборудование, материалы, двигатели существенно отличаются. Грубо говоря, мы создали не самолет, а общую концепцию, а дальше каждый развивал ее в интересах национальных ВВС
          Так понятно?
          Что это 2 разных самолета в итоге???
          Продолжим.
          В августе 1997 г. новый Як с успехом продемонстрировали в летной программе Московского авиасалона. К тому времени на нем было выполнено уже около полутора сотен полетов, значительная часть которых прошла в Италии. Вот как рассказывает об этом Константин Попович: За 5 лет совместной работы с Эрмакки мы провели огромный объем летных испытаний на превосходной летной базе этой фирмы. Темп проведения полетов был очень большой - 120 полетов за полгода. На борту самолета устанавливалась телеметрическая аппаратура, а на земле сразу проводилась обработка параметров полета в реальном масштабе времени

          По вашему ничего итальянцы не сделали...
          И школа у них "слабая" по вашим же словам...
          Так что врать и изворачиваться вы горазды, а вот со знаниями - у вас туго...
          И про "вложились деньгами" - вы то же ничего не знаете...
          И про "затеяв разногласия" - вы тоже опять же врете...

          Кто ж тебе верить то будет теперь?
          1. Андрей К
            Андрей К 18 декабря 2017 18:24 Новый
            +7
            ЗВО
            Попович Константин Федорович, главный конструктор КБ Яковлева.
            Як-130Д вполне оправдал надежды его создателей...
            ...В частности, ВВС России отказывались принимать самолет с импортными комплектующими, а итальянцы - с комплектующими, изготовленными в странах СНГ...
            ...Вы понимаете, что тут написано?...
            .
            Вы наверное тексты читаете снизу вверх belay
            Я речь веду о планере, а Вы мне про авионику, читаем:
            ...Планер у обоих практически идентичен, а вот оборудование, материалы, двигатели существенно отличаются. Грубо говоря, мы создали не самолет, а общую концепцию, а дальше каждый развивал ее в интересах национальных ВВС...

            Так понятно?
            Что это 2 разных самолета в итоге???

            Логика железобетонная wassat
            В итоге: планер один и тот же, авионику впоследствии итальянцы поставили свою, наши свою.
            Вывод: итальянцы "развели" ОКБ им. А. С. Яковлева на планер и поставив свою авионику обозвали самолёт M-346...
            И прочее и прочее и прочее...
            У итальянцев проблема с планером, которую они решили за счёт яковлевцев. Это ясно, как дважды два...
            По вашему ничего итальянцы не сделали...
            И школа у них "слабая" по вашим же словам...
            И про "вложились деньгами" - вы то же ничего не знаете...
            И про "затеяв разногласия" - вы тоже опять же врете...

            Повторюсь:
            Не делали итальянцы никакую работу, деньгами вложились, но работать - не работали...
            Школа в проектировке планеров у них слабоватая, а если ещё точнее никакая...
            Затеяв "разногласия", итальянцы вышли из соглашения с уже готовым, нашим, российским планером...
            Так что врать и изворачиваться вы горазды, а вот со знаниями - у вас туго...
            Кто ж тебе верить то будет теперь?

            Дружище, Вы по моему переступаете грань дозволенного...
            В отличии от Вас знаю о чём пишу и тексты документов читаю как написано, а не как хочется.
            Не Вам судить о моих знаниях...
            Применяйте Ваши способности перевернуть всё с ног на голову с себе подобными...
            И последнее - я с Вами за одним столом не едал и на одном поле не присаживался, на ТЫ дома будете кликать...
            1. ЗВО
              ЗВО 18 декабря 2017 20:59 Новый
              +4
              Цитата: Андрей К

              Применяйте Ваши способности перевернуть всё с ног на голову с себе подобными...


              Еще раз повторю то, что вы проигнорировали...

              За 5 лет совместной работы с Эрмакки мы провели огромный объем летных испытаний на превосходной летной базе этой фирмы. Темп проведения полетов был очень большой - 120 полетов за полгода. На борту самолета устанавливалась телеметрическая аппаратура, а на земле сразу проводилась обработка параметров полета в реальном масштабе времени.
              Остальные сами увидят. кто врет...
              1. Андрей К
                Андрей К 19 декабря 2017 12:00 Новый
                +5
                Читаем:
                ...провели огромный объем летных испытаний на превосходной летной базе этой фирмы...
                ...На борту самолета устанавливалась телеметрическая аппаратура, а на земле сразу проводилась обработка параметров полета в реальном масштабе времени...

                Из этой информации ясно, что итальянцы предоставили аэродром для испытаний.
                И всё.
                Сами лётные испытания, аппаратура, обработка информации - на специалистах ОКБ им. А. С. Яковлева. hi
            2. Грица
              Грица 19 декабря 2017 10:22 Новый
              +1
              Не делали итальянцы никакую работу, деньгами вложились, но работать - не работали...
              А зачем им надо было работать, если они тупо дали за эту работу деньги? Так что никакого кидалова, все честно. В итоге мы за их деньги создали самолет и им и себе. Иначе не было бы Як-130
  2. a.s.zzz888
    a.s.zzz888 18 декабря 2017 12:27 Новый
    +2
    ... т.е этот тот же Як-130...
  3. Nukesmoke
    Nukesmoke 18 декабря 2017 12:42 Новый
    +1
    Бгг... УБС изначальный, внезапно становится УБС :))))
    1. Genry
      Genry 18 декабря 2017 17:48 Новый
      0
      Цитата: Nukesmoke
      Бгг... УБС изначальный, внезапно становится УБС :))))

  4. КП8789
    КП8789 18 декабря 2017 12:51 Новый
    +7
    Они только тестируют, а на Як-130 уже давно имеется возможность применять ракеты класса «воздух-воздух».
    1. donavi49
      donavi49 18 декабря 2017 13:50 Новый
      +4
      Пускать по визуалу может любой самолет. Означенный М346 тоже.

      Однако в М346 - файтер, впихнут инновационный один из самых компактных в мире РЛС (а в перспективе и МикроВиксен от Леонардо - то есть уже АФАР). У Яка такой перспективы нет.
      1. ultra
        ultra 18 декабря 2017 14:22 Новый
        +3
        Цитата: donavi49
        . У Яка такой перспективы нет.

        А зачем ему такая перспектива?
        1. donavi49
          donavi49 18 декабря 2017 16:42 Новый
          +2
          Ну наличие всякие Боевыхвоздушных тракторов, Сесно-Хелфаеров и прочих СуперТукано - объяснить вполне легко. Это реально выгодно. Платформа для кучи оружия, стабилизированная многорежимная оптическая система. Дешевый летный час. То есть он может на 4-5км патрулировать - выявленных многорежимной системой бабахов или сам принимать или наводить взрослые самолеты. Этакий тяжелый ударный БПЛА для бедных.

          То вот такие истребители реально вызывают вопросы. Зачем? Если собирать маленькие ВВС на ограниченный бюджет, то куда интереснее будут максимально дешевые УТС (хоть землекоп К8, хоть эЛки б/у, хоть те же Якори, но они уже дороже) + хоть модернизированные или бюджетно-новые МФИ.

          Самолет с возможностями воздушного боя, развитой архитектурой (чтобы цеплять контейнера, бомбы управляемые и т.п.) - резко дорожает, также дорожает его летный час. При этом, если отдельный МФИ скажем летает 100-140 часов в году, то УБС с высокой стоимостью часа будет летать 300-400 часов в году. Или в дополнении к такому УБС покупать тех же землероек К8 с копеечным часом, а эти УБС хранить в ангаре и пылинки сдувать, поддерживая налет ~100 часов. Но опять - а где смысл?
      2. Грица
        Грица 19 декабря 2017 10:24 Новый
        +2
        У Як-130 действительно нет РЛС, в отличии от итальянца. Именно поэтому он не может быть ни легким истребителем, ни легким штурмовиком, как многим бы хотелось.
    2. ЗВО
      ЗВО 18 декабря 2017 14:14 Новый
      +2
      Цитата: КП8789
      Они только тестируют, а на Як-130 уже давно имеется возможность применять ракеты класса «воздух-воздух».


      Вы путаете.
      У белорусов были стрельбы по по светящимся авиабомбам типа САБ-250...
      Такую ярчайшую мишень захватывала ИК-ГСН Р-73, и то только одна ракета взяла...

      Итальянцы же оснастили свой вариант самолета полноценной РЛС с АФАР, что совсем большая разница...
      1. КП8789
        КП8789 18 декабря 2017 15:07 Новый
        +1
        ЗВО
        Вы путаете.
        У белорусов были стрельбы по по светящимся авиабомбам типа САБ-250...
        Такую ярчайшую мишень захватывала ИК-ГСН Р-73, и то только одна ракета взяла...
        Итальянцы же оснастили свой вариант самолета полноценной РЛС с АФАР, что совсем большая разница...

        Для применения ракет малой дальности с ИК-ГСН РЛС не нужна. Попадание одной ракеты ни о чём не говорит, причин может быть много. К примеру старые ракеты советского периода. Понятное дело их будут применять в первую очередь при учебных стрельбах.
        Радар устанавливать на УБС нецелесообразно из-за высокой стоимости. Учитывая радиус действия ЯК-130 вполне логичней наводить самолёт на цель с помощью наземного управления.
        УБС с радаром в качестве лёгкого истребителя подойдёт странам неспособным приобрести полноценный истребитель и не имеющих развитой системы наземного управления и целеуказания.
        1. donavi49
          donavi49 18 декабря 2017 16:50 Новый
          +2
          Нет. Выгоднее купить какой-нить К8 - чтобы пилотов облетывать. И МФИ.

          Они будут просить за ударную версию УБС - 32 ляма. Если докинуть немного (4-5 лямов) - то можно взять Су-30МК2.

          Более того за 30 лямов прямо сейчас, можно взять JF-17 block 2 - еще и китайцы прокредитуют. А это полноценный самолет. С дешевым летным часом. С хорошей, полноразмерной РЛС. C кучей всего навесного от ПКР до ракет В-В большой дальности. А если подождать чуть - то будет и блок 3 с АФАР за ~35 лямов.
          1. voyaka uh
            voyaka uh 18 декабря 2017 18:00 Новый
            +1
            Да, самолет - конфетка. "Бюджетный" Ф-16 получился на славу.
    3. Nukesmoke
      Nukesmoke 18 декабря 2017 15:22 Новый
      0
      1) Берём самолёт с такой возможностью.
      2) НИОКР уже проводим.
      3) Даём в армии на лaпу спецам.
      4) Те капают на уши руководству ВВС.
      5) ВВС просит сделать из УС УБС.
      6) Минобороны просит фирму сделать то, что сделано, на за деньги.
      7) PROFIT!
  5. Magic Archer
    Magic Archer 18 декабря 2017 13:16 Новый
    +1
    На Як бы ещё РЛС поставить и более мощный движок.И получится полноценный лёгкий истребитель
    1. Nukesmoke
      Nukesmoke 18 декабря 2017 15:28 Новый
      +1
      Вопрос - зачем?
  6. NEOZ
    NEOZ 18 декабря 2017 13:33 Новый
    +2
    истребитель, который не может преодолеть скорость звука?
    истреблять вертушки и кукурузники.....
    1. Magic Archer
      Magic Archer 18 декабря 2017 13:39 Новый
      +1
      А почему нет?!Для стран третьего мира на экспорт в самый раз!Тем более на нём ещё можно будет учить пилотов!а если считать всю номенклатуру боеприпасов,которую с ним можно продать то вполне не плохо получится.Итальянцы Скорее всего именно на это рассчитывают
      1. NEOZ
        NEOZ 18 декабря 2017 14:00 Новый
        0
        из вики:
        стоимость м346 - 30 млн. долларов
        характеристики на уровне истребителя 3го поколения (Л15 с форсажной камерой)
        задачи фронтовой истребительной авиации:
        1.уничтожение авиации противника в интересах завоевания господства - какую авиацию может уничтожить М346?
        2.прикрытие войск, других видов и родов авиации, объектов тыла фронта - от какой опасности в воздухе М346 может прикрыть?
        3.ведение воздушной разведки - возможно допустить...
        При выполнении всех названных задач Истребительная авиация:

        уничтожает авиацию противника в воздушных боях и на аэродромах;
        не допускает авиацию противника в прикрываемые районы;
        блокирует авиацию противника на аэродромах;
        сопровождает (прикрывает) соединения и части других видов и родов авиации;
        отражает налёты авиации противника на войска и другие объекты в тактической и оперативной глубине обороны противника;
        прикрывает воздушные и морские десанты.
        Боевые действия Истребительная авиация ведёт во взаимодействии с соединениями и частями других видов и родов авиации, сухопутных войск и сил флота.
        Насколько М346 хорошо будет выполнять эти функции?......
        а если сравнить с конкурентами (по цене)......
      2. Ратуш
        Ратуш 18 декабря 2017 14:33 Новый
        +1
        Цитата: Magic Archer
        А почему нет?!Для стран третьего мира на экспорт в самый раз!Тем более на нём ещё можно будет учить пилотов!а если считать всю номенклатуру боеприпасов,которую с ним можно продать то вполне не плохо получится.Итальянцы Скорее всего именно на это рассчитывают




        Израиль,Сингапур,Польша-это страны 3-го мира?
        1. shans2
          shans2 18 декабря 2017 14:48 Новый
          0
          Кроме Сингапура да, странный вопрос. Польша, она, безусловно, круче молдавии даже)
          1. alexsipin
            alexsipin 18 декабря 2017 15:11 Новый
            +1
            Цитата: shans2
            Кроме Сингапура да,

            Интересно, а по каким критериям вы определяете к какому "миру" относится страна?
          2. профессор
            профессор 19 декабря 2017 08:07 Новый
            +1
            Цитата: shans2
            Кроме Сингапура да, странный вопрос. Польша, она, безусловно, круче молдавии даже)

            Материнская смертность
            Польша 3 на 100 000 (182-е место в мире), Россия 25 на 100 000 (122-е место в мире)

            Детская смертность
            Польша 4.4 на 1 000 (182-е место в мире), Россия 6.8 на 1 000 (163-е место в мире)

            Средняя продолжительность жизни
            Польша 77.8 лет (67-е место в мире), Россия 71 год (154-е место в мире)

            Средний доход на душу населения
            Польша $27800 (67-е место в мире), $26500 (72-е место в мире)

            Продолжим?
        2. КП8789
          КП8789 18 декабря 2017 15:21 Новый
          +1
          Magic Archer
          А почему нет?!Для стран третьего мира на экспорт в самый раз!Тем более на нём ещё можно будет учить пилотов!а если считать всю номенклатуру боеприпасов,которую с ним можно продать то вполне не плохо получится.Итальянцы Скорее всего именно на это рассчитывают


          Ратуш
          Израиль,Сингапур,Польша-это страны 3-го мира?


          Видимо Magic Archer имел ввиду использование в качестве лёгкого истребителя. Перечисленные вами страны закупили М346 в качестве УТС.
    2. alexsipin
      alexsipin 18 декабря 2017 15:03 Новый
      0
      Цитата: NEOZ
      истребитель, который не может преодолеть скорость звука?
      истреблять вертушки и кукурузники....

      Вот именно. Без форсажа и со слабой РЛС он не может использоваться в современном бою. Как штурмовик тоже весьма проблематичен, скоростные режимы не те. Только учебный самолет. Но как учебный самолет он прекрасен.