Ах, Моська, знать она сильна ..!

37


"Мы рождены, чтоб сказку сделать былью...". Страшную сказку о том, как европейский фасад СССР превратился в задворки Евросоюза, сегодня сделали былью реал-политики прибалтийских лимитрофов, старательно продающих русофобию, но оказавшихся не в состоянии получить взамен экономическое процветание.



На первый взгляд картина выглядит красиво - объединенная Европа на прибалтийских подступах грудью встречает русских медведей. Которые под угрозой "несокрушимой решимости" 28 объединенных государств, поддержанных войсками США и НАТО, стоят "нерушимой стеной, обороной стальной...". Но только на первый взгляд.

А вот на второй, третий et cetera выясняется, что никакого единства нет и в помине. Просто более опытные, старые и богатые страны Европы используют молодых, бедных и глупых в своих корыстных целях. А те, в свою очередь, давно и нежно друг против друга дружат, стремясь откусить у соседа кусочек евро.

Об одном из таких примеров, закончившихся публичным скандалом и штрафом, описан нами в материале Рельсовые войны Прибалтики Тогда Литва разобрала железнодорожные пути в Латвию, чтобы исключить возможность доставлять нефтепродукты в Рижский порт.

Ах, Моська, знать она сильна ..!


Но это лишь небольшая, хотя и очень наглядная страница в непрекращающейся партизанской войне всех против всех между прибалтийскими лимитрофами. Достаточно вспомнить, что желая снова опередить конкурентов и снять все сливки, Вильнюс расстарался и взял в аренду у Норвегии СПГ-терминал, заодно подписав с норвегами 10-летний контракт по принципу "бери и плати", обязавшись ежегодно покупать газ у Норвегии. Или платить за него, даже не покупая.

Идея была гениальная - перепродавать этот дорогой газ соседям как символ нерушимого единства. Но Латвия с Эстонией предпочли "продаться "Газпрому" и продолжить покупать газ в России - слишком уж дорог газ у партнеров по Евросоюзу. Литва ожидаемо обиделась, так как будет не только нести и оставшиеся 8 лет убытки по контракту, но и не может теперь рассчитывать на компенсации из фондов Евросоюза, так как терминал не подпадает под понятие регионального.

А о том, чтобы сговориться с поляками, и речи быть не может. Польша много богаче, больше и многолюднее. И амбиции этого "люда" распространяются не только на Галицию в пока еще Украине. но и на Виленский край с городом Вильно, "по ошибке" сегодня являющегося столицей Литвы. Да и Мемель (Клайпеда) Польше не повредит. И в Литве это прекрасно понимают.

Что до Клайпеды, то здесь дело не столько в исторических претензиях, но сколько в экономических. Это крупнейший порт Прибалтики, в прошлом году переваливший рекордные 40 с небольшим миллионов тонн грузов. Мало того, пять лет назад Еврокомиссия внесла Клайпедский порт в список 319 важнейших портов мира. Так что есть за что бороться.

На сегодняшний день порт Клайпеды является единственным портом в трех республиках, который наращивает товарооборот в то время, как все остальные его последовательно сокращают. Убытки портов Латвии и Эстонии от сокращения потока грузов из России превышают миллиард евро ежегодно, если исходить из стандартной ставки 10 евро за тонну груза. На само деле убытки еще больше, так как от сокращения грузопотока страдают и железные дороги, и вся смежная инфраструктура.

Специалисты "Балтийской ассоциации транспорта и логистики" не устают напоминать, что они дают 8-9 процентов ВВП этих двух республик. А потеря русских грузов означает для одной лишь Латвии сокращение минимум 1,1 процента рабочих мест, потерю 1,3 млрд. евро и 2,4 процента налоговых поступлений. А грузы из России составляют почти три четверти общего грузопотока. Намечающееся к 2020 году полное прекращение транзита, переводимого сейчас на новые порты России вынудит закрывать порты - оплачивать убыточные предприятия никто не будет.

На этом фоне благополучный Клайпедский порт вызывает отнюдь не дружеские чувства. Особенно, когда через него идут латышские нефтепродукты с принадлежащего латышам НПЗ, потому что литовцы штраф заплатили, а разобранную дорогу восстанавливать не спешат. При этом еще и чиновники в Вильнюсе не перестают сыпать соль на раны, ехидно утверждая, что Россия не сможет "осушить" порт Клайпеды, как остальные.

Уверенность основана на том, что основная масса грузов идет в порт из Белоруссии. Мировой лидер по производству калийных удобрений, «Беларуськалий» даже выкупил долю ЗАО "Бирю кровиню терминалас" (владелец терминала сухих насыпных грузов клайпедского порта). В порт идут и нефтепродукты с НПЗ Белоруссии, и уходящие за океан МАЗы и БелАЗы. Одним словом всё, что выгоднее транспортировать морем, а не через польскую границу. Исключение в экспорте Белоруссии - бензины, реализуемые в самой Прибалтике и на Украине, а так же грузы, идущие в Россию.
На самом деле "всё не так однозначно", как говорил один герой. На самом деле Россия и Белоруссия сделали осознанный выбор в пользу одного порта - Клайпеды - без которого невозможно отказаться вдруг и сразу. В том числе и потому, что туда протянут продуктопровод, по которому в порт качают дизтопливо. Есть и масса иных причин, включая геополитические - Калининградская область минимум еще полгода (до ЧМ-2018) будет зависеть от перетока электроэнергии через территорию Литвы. К лету вступят в строй три газовые и угольная ТЭС, суммарная выработка вырастет на 6 млрд КВт/часов, Литва станет еще менее интересна.

Как я в свое время объяснял студентам, в отличие от законов физики законы политэкономии действуют не явно, но не менее неизбежно и жёстко. Всунув пальцы в розетку, вас сразу ударит током, приучив этого не делать. Нарушая законы политэкономии в угоду политической конъюнктуре, вы зачастую обрекаете на смерть будущее поколение.

Сегодня Россия, наученная санкциями и патологической русофобией, строит свои порты, переводит на них логистику, создает новую и переписывает контракты для новой реальности. Это долгий и многолетний процесс. Но начав его, никто не будет ломать построенное из жалости к литовцам или нежной любви к порту Клайпеда. Белорусским партнерам России, работающим исключительно на нефти из России, в давальческих договорах оговорят условие продавать продукцию из этого сырья исключительно через российские порты. И всё.

К 2020 году как раз истекает большинство договоров белорусов с литовцами на перевалку грузов (обычно они пролонгируются на год). Российские железные дороги уже предоставили 25-процентную скидку на перевозку белорусских грузов в российские порты на Балтике. Минск просит 40-процентную скидку и, скорее всего, получит ее в будущем году (или 30-35%). Будут и другие явные и скрытые переговоры и договоренности Москвы и Минска. Но именно этих столиц - решать судьбу грузовых терминалов порта Клайпеды Вильнюс не будет.

Тем более, положа руку на сердце стоит признать, что литовские власти так старательно и столько лет поливали помоями Лукашенко и так старательно гадили Белоруссии, что президент РБ с удовольствием сделает ответный щедрый жест. Просто он хороший президент, и постарается кроме удовольствия выжать из своих российских друзей максимальные скидки и торговые преференции.



А Клайпеда и Вильнюс... А что? Они были вписаны в современную инфраструктуру Европы как транзитный мост между Старой Европой и Россией. Это в СССР Прибалтику назначили торговым окном в Европу. Всё, аллес. Мир, инфраструктура и логистика изменились - теперь Вильнюс и вся Прибалтика не нужны от слова совсем. И старой Европе тоже. Ну разве что гавкать на Россию. А так как лаять и есть одновременно сложно, будущее этой окраины ЕС очевидно.
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    11 января 2018 15:17
    "Литва ожидаемо обиделась" - всегда умиляло когда авторы пишут в таком бассеном стиле, о целой стране (с населением в 3 млн. чел.) как о живом человеке))
    Нулевой анализ по объемам, потокам, заинтересованным группам лиц и пр. Сразу видно, автор занимался словоблудием, и в этом значительно преуспел "Как я в свое время объяснял студентам, в отличие от законов физики законы политэкономии..."
    1. dsk
      +4
      11 января 2018 17:51
      Цитата: bankirchik34
      Литва ожидаемо обиделась
      на цветочки, ягодки ещё не созрели. Продажные политики готовы превратить свои страны в ТВД, но не все успеют "унести ноги", если мышеловку захлопнут и мышек превратят в "пушечное мясо".
    2. +13
      11 января 2018 23:53
      Цитата: bankirchik34
      Нулевой анализ по объемам, потокам, заинтересованным группам лиц и пр. Сразу видно, автор занимался словоблудием, и в этом значительно преуспел "Как я в свое время объяснял студентам, в отличие от законов физики законы политэкономии..."
      Нет, нельзя сказать что автор нацарапал изложенное с потолка и выдал желаемое за действительное. Литве (как и её соседкам по Балтике) приходит экономический каюк и практически, бездонная долговая яма из которой ей не выбраться, за что её будут иметь и в хвост и в гриву. В ЕС, даже если он развалится, навряд ли найдётся такая страна, которая как правоприемница ЕС будет выплачивать долги Литвы, по образу и подобию России выплатившей долги СССР за все бывшие союзные республики. Всё что останется делать Литве - это распродать бесполезные активы в виде портов и ж/д расписавшись в полной потере суверенитета - политического, финансового и экономического. Порты не пропадут, их выкупят те же китайцы улучшив логистику своего шелкового пути, а литовцы будут работать на китайцев и мечтать об оккупации со стороны России. В общем то автор и хотел сказать о том, что прибалты сильно просчитались.
      1. +3
        12 января 2018 13:44
        литовцы будут работать на китайцев и мечтать об оккупации со стороны России.


        Не, участь литовцев - персонал военной базы. И никуда США не уйдут. И будут подкармливать местный персонал и "гауляйтеров" на достаточном уровне. Прибалтике есть чем расплатиться - стратегически выгодным положением. 3 миллиона населения сумеют в таких условиях прокормиться. У нас вон 15 миллионов москвичей кормятся обслугой. laughing
        Вообще-то лихо - радоваться провалу нашей внешней политики. wink
        1. +4
          14 января 2018 19:53
          У нас вон 15 миллионов москвичей кормятся обслугой.


          вы пишите о 10% населения. Заменяйте город Москва - 10% населением России. Сразу кидаться словами будет не так хотеться.

          У вас какой-то комплекс "селюка". В Москве волгоградцев с самарцами больше чем москвичей.

          А по промышленному потенциалу Москва немного меньше, чем весь Краснодарский край

  2. +6
    11 января 2018 15:36
    Аллес?Давайте не будем торопится.Пациент скорее жив чем мертв.Это как с руиной..Все ждём когда..Да никогда Страны в еще более худшей ситуации существуют десятки лет.
    1. +3
      11 января 2018 20:11
      Цитата: 210окв
      Страны в еще более худшей ситуации существуют десятки лет.

      Есть такие, но на русофобии не зарабатывают ведь..?
  3. +4
    11 января 2018 15:45
    Ну что же,вырисовывается очень нехорошая картина,для шавок запада!
  4. +14
    11 января 2018 15:50
    Нет никаких сомнений, что через 10-20 лет трибалтия превратится в загнивающую помойку с полностью разрушенной инфраструктурой. И наконец-то жалкие остатки этих глупых трибалтийских племён окажутся там, откуда их вынула Россия; они же так этого вожделеют. Займутся натуральным хозяйством, как раньше до вхождения в СССР. Добро пожаловать в 19-й век, злобные, глупые, трибалты! laughing
    1. +3
      11 января 2018 20:01
      Литву Латвию и Эстонию по выходу последнего населения с этой территории - огородим забором и сделаем на этой территории огромный заповедник.
      1. +1
        13 января 2018 14:24
        Это не очень конструктивная позиция - огораживать себя помойками и заповедниками. Лучше все-таки вассалами и подконтрольными территориями.
  5. +5
    11 января 2018 16:18
    Лукашенко не президент хороший, а нахлебник.
    1. +13
      11 января 2018 20:07
      Цитата: Dr_Engie
      Лукашенко не президент хороший, а нахлебник.

      Лукашенко , когда все и вся разворовывали и банкротили. в 90-х Сумел сохранить промышленность и с\х Белоруссии в отличии от всех бывших..! Вот за это его ненавидят на западе и наш олигархат в России! Он этих прохиндеев с чемоданами денег , сразу выдворяет из страны и правильно делает! Трудно ему конечно , но держится молодцом и независимо ..Белорусская продукция редка в наших магазинах ...Но качество высший класс!
    2. +20
      11 января 2018 22:41
      Цитата: Dr_Engie
      Лукашенко не президент хороший, а нахлебник.


      Так то да, но с другой стороны, человек который "крутится" и по делу - невольно начинает вызывать уважение. Хотя только в некоторых моментах. На шее, конечно, у РФ мы сидим. Причём не забывая подтягивать бабло у Мвф. Но тут уже - "дают - бери, бьют - беги". Не крутился бы - вообще бы хз как жили сейчас... Я лично, все же предпочитаю такого руководителя, который делает. У одних соседей нац идея регулярно президентов гонять, у других - фашистов героями делать, у третьих вообще пануванне всего и вся. Порой при всей неказистости жизни в РБ начинаешь себя человеком ощущать...
      РФ нам старший брат: и ссоры и оплеухи и защита от бяк и деньжат на пиво подкинет, не сдав родителям. А вот соседи и их хозяева - только если как " папик": бабло только за прямые услуги...
      1. +4
        12 января 2018 11:57
        Цитата: AshiSolo
        РФ нам старший брат: и ссоры и оплеухи и защита от бяк и деньжат на пиво подкинет, не сдав родителям. А вот соседи и их хозяева - только если как " папик": бабло только за прямые услуги...
        Лучше не скажешь. Молоток, Брат
        1. 0
          13 января 2018 14:29
          Ф-ф-фи Вам пацанское
    3. 0
      13 января 2018 14:27
      Для бульбашей он таки хороший президент. А кому он нахлебник - не проблема белоруссов.
  6. +6
    11 января 2018 16:23
    Пока к власти в стране не придёт своя , национальная группа государственников ничего не изменится. Если вспомнить, то приходится признать, что прибалтийские государства нормально существовали до 1939 -40 года. И после войны их жирно подкармливали. Это по сути была маленькая заграница в Советском союзе. Но на волне национального эгоизма им захотелось свободы.Имели право? Имели! Свободу получили и получили результат. Как там в кино говорят? - Наслаждайтесь!
    1. +1
      13 января 2018 02:18
      это кто же сказки распускает о благоденствии в 39-40годы? прибалтика хуторская30% населения еще как то существовала, а остальные.
  7. +3
    11 января 2018 18:46
    Автор как-то "забыл", что через коммуникации и порты Прибалтики, идёт не только российско-белорусский транзит, но и среднеазиатский и , на минуточку, китайский. Так что пусть объёмы может и уменьшаться, но фатальным это для них не станет. У них, таких "бесперспективных" и зачуханных, экономика уже которое десятилетие, развивается стабильнее и динамичнее, чем у нас. Так что только жирный "минус" такой "аналитике", основанной на домыслах и предположениях автора.
    1. +8
      12 января 2018 09:00
      Ну да, экономика настолько "эффективно" развивается, что в Литве не осталось семьи, один или несколько членов которой не уехали на заработки. У меня много друзей в Вильнюсе, от них информацмя. И у моего друга дочь на Кипре сейчас работает, официантка.
    2. 0
      13 января 2018 02:24
      у вас там родственники живут чтобы так заявлять? помнится великое «прибалтийское чудо» от ес в 90-10гг когда они заявляли какие у них зарплаты и возможности. теперь рады любой помощи и собираются драпать от туда, правда в калининград или в ес
    3. 0
      13 января 2018 14:33
      Стабильность и динамичность - понятие относительное. Динамичность слона для комара означает "апстену" в пятно.
  8. +9
    11 января 2018 19:16
    Есть небольшое возражение Сержанту71. Среднеазиатские и китайские грузы, прежде чем попасть в
    Литву, должны сначала пройти по территории России. А если со временем Россия не захочет пропускать
    грузы для Клайпеды через свою территорию? Или будут созданы такие условия, что эти грузы будет
    выгоднее направлять в российские порты.
    1. +11
      11 января 2018 21:16
      Никаких если, что зря порты свои модернизируем?)
      Даю 100% гарантию что хозяева этих портов (российских) сделают все законное и незаконное что бы товарооборот шел через них, а не какой то прибалтийский порт.
      Так что прав автор прав.
  9. +1
    11 января 2018 21:22
    Цитата: 210окв
    Аллес?Давайте не будем торопится.Пациент скорее жив чем мертв.Это как с руиной..Все ждём когда..Да никогда Страны в еще более худшей ситуации существуют десятки лет.

    Ну вообще да, стран с худшей чем в Прибалтике ситуацией немало. Вот мы с вами например живем в такой стране...
    1. +1
      13 января 2018 02:28
      вы просто давно не были в прибалтике, съездите, поймете все сами.
      1. 0
        13 января 2018 19:55
        Был. Поддерживаю. Центр Риги ещё как-то можно с Питером сравнить, но далеко не в лучшую сторону. А всё остальное... Всяческие гиды заманивают на экскурсии, разве что за рукав не цепляются. Цены в магазинах и кафе наши опередили. Исключение - рынок, там подешевле. Бомжей тоже хватает, в том числе и чёрных. Пьяные англичане оттягиваются, по ночам мочатся на монумент свободы. Нормальненько живут. А на подъезде к городу - какие-то развалины, запустение, свалки. Вымираты, короче.
  10. +10
    11 января 2018 21:28
    Складывается такое впечатление, что мы на форуме обеспокоены социально-экономическом состоянии прибалтийских республик больше чем они сами. Прибалтов очевидно устраивает отведенная им роль обиженных, ну а как же, вроде громко тявкают о российской агрессии, а платят за лай все меньше. Скоро за эти деньги их попросят идти на открытые провокации с Россией, но там и по морде схлопотать можно. crying Да, блин, задача what
  11. +4
    11 января 2018 21:53
    Они ведут себя как детки маленькие, наивно полагая, что НАТО их защитит от русской угрозы, когда Россия на них нападет. Это их приготовили в качестве пушечного мяса на случай серьезного военного конфликта между нами и НАТО. Ни немцы, ни французы и уж тем более американцы себя в этой роли не видят.
  12. +5
    12 января 2018 02:38
    Цитата: Сержант71
    Автор как-то "забыл", что через коммуникации и порты Прибалтики, идёт не только российско-белорусский транзит, но и среднеазиатский и , на минуточку, китайский.

    Вот китайский товарищ интересуется

    Не удивлюсь, что китайцы ради получения наиболее выгодных экономических условий, под этим предлогом, "троебалтов" "мехом вовнутрь" вывернут.
  13. +5
    12 января 2018 07:57
    Все закономерно. Столько лет упорно, подогреваемые Европой, делали все возможное, чтобы ущипнуть (на большее не способны) Россию, промотать и угробить все, что было построено и отлично функционировало при "оккупационном" режиме. А конец всего этого прибалтийского бардака будет еще печальнее.
  14. +7
    12 января 2018 11:43
    Цитата: Dimy4
    ...Это их приготовили в качестве пушечного мяса на случай серьезного военного конфликта между нами и НАТО. Ни немцы, ни французы и уж тем более американцы себя в этой роли не видят.

    Согласен, ведь из гроба видна только внутренняя часть крышки, ну и запах цветов love
  15. +1
    12 января 2018 16:27
    Жестко, но справедливо!
  16. 0
    15 января 2018 20:28
    Опять статья как хреново в соседнем государстве... Блин. А у нас охренеть как хорошо. И толпы ура : патриотов! Ура зашибись.
    1. 0
      15 января 2018 20:32
      В бюджете кто - нибудь работает здесь? В гор. Больнице зарплата за два последних года упала в 2 раза. ФСБ, Путин, проверьте, это правда.
  17. 0
    15 января 2018 23:44
    Господа трибалты сделали свою ставку. На США. И просчитались. Теперь это только их проблемы. Больше их кормить никто не будет. Касаемо же спора о том, где лучше - господа, смешно смотреть на вас! Один кричит что зарплаты большие, другой - что маленькие - и оба бездоказательны!! Одни слова и эмоции. Спрашивается - можно ли что-либо кому-либо доказать одними словами?
    То то же...нельзя. А вот если кто приведёт скрин расчётного листа на з\п с датой, из которого явственно будет видно повышение или понижение з\п - вот это будет аргумент.
    А то как дети...у меня пиписька больше...нет, у меня больше.