Боевой небесный тренажер Як-130

27
Ноябрь 2011 года. Подписан договор с ОАО «Иркут» на поставку 55 единиц учебно-боевых самолетов новых ЯК-130 до конца 2015 года. Старый Л-39 уже не удовлетворяет своими возможностями ВВС России, ведь на вооружение поступают новый истребители Су-30СМ и Су-35С, а новый УБС ЯК-130 как раз и создавался с заделом на возможности самолетов следующего поколения. Возможности ЯК-130 позволят поднять профподготовку летного состава ВВС России до необходимого уровня новых машин. Всего по программе госвооружения до 2020 года запланировано приобретение 65 единиц Як-130. Самолеты уже начали экспортировать в некоторые зарубежные страны. Специалисты оценивают рынок Як-130 примерно в 250 машин в год. ОАО «Иркут» планирует в скором времени улучшить характеристики учебно-боевого самолета, что, несомненно, приведет к увеличению продаж. Руководство компании заявило, что Як-130 в одноместном исполнении появится при наличии крупного заказчика. Но на данном этапе развития УБС Як-130 одноместная версия не пользуется большим спросом, основные заказчики ориентируются на 2-х местный вариант УБС. Сейчас компания оценивает возможность выполнить вторую сборочную линию на собственном заводе. «Привлечение средств пока не требуется, заказов у ОАО «Иркут» достаточно, так что любой банк пойдет нам на встречу», - заявил В.Саутов.

Боевой небесный тренажер  Як-130


Создание Як-130
Последний учебно-тренировочный самолет, который использовали в СССР – L-39 Альбатрос. Самолет чехословацкого производства с 2-х контурным двигателем АИ-25ТЛ советского производства. Это надежная и экономичная машина использовалась для обучения будущих летчиков в военных училищах. Но с поступлением на вооружение самолетов 4-го поколения, существовавший порядок обучения был полностью нарушен. Новые самолеты и топливо стали дорогими, экономика страны быстро ухудшалась – все это привело к тому, что использование самолетов 4-го поколения для обучения будущих летчиков стало практически невозможным. Тренировать же будущих летчиков на УТС прошлого поколения становится бессмысленным - пересесть после Альбатроса на новые Су-27 и МиГ-29 невозможно. Разрыв между летными характеристиками самолетов был слишком большим.



Срочно требовались новые учебные самолеты, причем нового поколения. В 1990 году, было решено создать новый учебно-тренировочный комплект. Согласно ТТЗ, новый учебный самолет должен иметь 2 двигателя, скорость посадки на ВВП до 170 км/ч, разбег-пробег до 500 метров, возможность эксплуатации на грунтовых ВВП, дальность полета при перегоне ориентировочно 2.5 тысячи километров, коэффициент полезной нагрузки до 0.7. Кроме этого, УТК требовалось унифицировать под всю отечественную авиацию – репрограмирование летных характеристик самолета для возможности моделирования самолетов разных классов. Все оборудование и агрегаты отечественного производства. Необходимость ВВС в новых самолетах учебного назначения 1200 единиц. Первые экземпляры должны были поступить на вооружение в 1994 году.

Военное ведомство Советского Союза объявило конкурс на создание нового тренировочного комплекса среди отечественных конструкторских бюро. Были представлены следующие решения:
- сверхзвуковой С-54, представленный ОКБ им П.Сухого. Проект создавался на базе Су-27 с одной двигательной установкой Р-195ФС;
- самолет МиГ-АТ, представленный ОКБ им А.Микояна. Авиамашина изначально планировалась как недорогая и экономически выгодная построенная на двигателях АИ-25ТЛ;
- самолет М-200 в комплексе УТК-200, представленный ЭМЗ им В.Мясищева. Самолет очень напоминал французский УТС «Альфа Джет» с двигателями РД-35, находящимися в разработке на заводе им. В.Климова.
- самолет УТК-Як (в будущем Як-130), представленный ОКБ им А.Яковлева. Самолет входил в одноименный УТК. Самолет получил крыло с умеренной стреловидностью и развитым наплывом. Первоначально планировалось поставить на самолет двигатели АИ-25ТЛ с заменой в будущем на РД-35, Р120-300.

По итогам конкурса С-54 и МиГ-АТ признаются не подходящими заявленным требованиям. А в 1993 году утверждают новое ТТЗ, на конкурс свои проекты предъявили ОКБ им А.Яковлева и ОКБ им А.Микояна, принимавшие участие в первом конкурсе. Требования к тренировочному комплексу значительно снизили – дальность перегона до 2 тысяч километров, скорость посадки до 190 км/ч, пробег-разбег до 700 метров, атакующий угол от 25 градусов. Кризис экономики в России, привел к тому, что предприятия для осуществления своих проектов, стали искать зарубежных инвесторов – МиГ-АТ поддержали французы, Як-130 поддержали итальянцы. Предварительное рассмотрение проектов в 1993 году, выявило фаворита – проект Як-130. В 1994 году проводят последнее рассмотрение проектов, и хотя предпочтение явно было на стороне будущего Як-130, МиГ-АТ не стали сбрасывать со счетов, и поэтому приняли решение определить лучший тренировочный самолет по результатам летных испытаний опытных образцов. Итальянцы, поддерживающие разработку Як-130, были сильно заинтересованы в создании УТС. С некоторыми доработками, они собирались выставить Як-130 на европейский конкурс единого УТС. Именно итальянцы сыграли основную роль в том, что самолет из учебно-тренировочного становится учебно-боевым.

Итальянские требования к УБС стали следующими:
- максимальная скорость 1050 км/ч;
- полезная нагрузка до 2 тонн, семь подвесок для вооружения;
- используемые ВВП не более 1000 метров;
- площадь крыла согласно требований к УБС.

И хоть новый самолет отходил от основных требований российского военного ведомства, итальянцы убедили российских военных, что на УБС под индексом Як/АЕМ-130 или просто Як-130 можно очень хорошо заработать. Кроме того, данная машина может стать базой для создания той машины, которая удовлетворит российских военных. Поэтому Як-130 стали разрабатывать в 2-х вариантах – под ТТЗ российских военных и экспортный вариант.

Первый образец опытного самолета, который должен был стать базой для создания обоих вариантов самолетов, получил название Як-130Д. Планер был готов в 1994 году, а в 1995 году, модель самолета представили в Ле Бурже, на проходящем авиасалоне. Як-130Д получил двигатели РД-35 или ДВ-2С. В небо новый самолет поднялся в конце апреля 1996 года. В 1997 году на московском авиасалоне представленный Як-130Д пользовался значительным успехом.



В 1999 году российско-итальянское сотрудничество подошло к концу – два варианта УБС получались слишком разные и авиапредприятия пошли каждый своим путем. Так появились в мире два УБС одной концепции – итальянский «Aeromachhi M 346» и российский Як-130.
К 1999 году Як-130Д сделал 450 испытательных полетов, которые проходили в Италии, России и Словакии. Начинаются испытания самолета военными летчиками, которые заканчиваются в 2003 году. В 2004 году Як-130Д полностью выполнил свою задачу и был законсервирован. Некоторые испытательные полеты Як-130Д засчитали выполненными для российского ТТЗ для Як-130. Российское военное ведомство, не дожидаясь окончания конкурса, захотело приобрести испытательную серию из десятка самолетов Як-130. К этому времени стало ясно, что российским ВВС требуются не УТС а УБС – из всех училищ летного состава осталось только три, и замена L-39 для подготовки летчиков не была такой острой.

В 2002 новый главком ВВС России В.Михайлов утверждает акт, в котором конкурсная комиссия признает Як-130 победителем конкурса. Як-130 рекомендован к разработке в интересах российских ВВС и включается в госзаказ. В небо первый летный образец Як-130, бортовой номер 01, поднимается в конце апреля 2004 года. Следующий самолет с бортовым номером 02 начинает совершать полеты в начале апреля 2005 года. Госиспытания Як-130 планировали окончить в 2006 году, но вскоре госиспытания переносят на 2007 год. В конце марта 2006 года самолет с бортовым номером 03, построенный на средства военного ведомства России, начинает совершать полеты.

В середине 2006 года, происходит катастрофа – бортовой номер 03 терпит крушение. Пилоты самолета успевают катапультироваться. Комиссия, расследовавшая крушение, пришла к выводу, что в катастрофе виновата КСУ-130. Полеты остальных машин временно прекращены. Начинаются работы по доработке КСУ-130. Госиспытания успешно заканчиваются в конце 2009 года, в этом же году начали совершать полеты первые серийные Як-130. В конце сентября 2011 года, стало известно о признании существующего тендера на УБС несостоятельным, однако не проходит и 2 месяцев, как становится известно о подписании нового контракта на поставку 55 единиц УБС Як-130. А в конце января 2012 года заказ увеличивают еще на 10 учебно-боевых самолетов.

Итого на сегодня в российских ВВС уже имеются восемь УБС Як-130, Алжирские ВВС имеют 3 УБС Як-130. В скором времени Алжир получит оставшиеся 13 машин, Сирия 36 машин, Вьетнам 8 машин и Ливия 6 УБС Як-130. Кроме этого, переговоры о поставке новых Як-130 ведутся с рядом других стран.



Устройство, конструкция и ТТХ
Як-130 выполнен как 2-х местный 2-х двигательный среднеплан имеющий трехстоечное шасси. Компоновка самолета – крыло высокомеханизированного типа с наплывами, стабилизатор цельноповоротного типа и исполнение воздухозаборников, дают возможность проводить различные маневры с большими углами атаки. Разбег самолета 380 метров, пробег 670 метров. Кабина имеет тандемное расположение пилотов и единый фонарь. Заводской ресурс 10 тысяч часов, который может быть увеличен на 5 тысяч часов. Гарантийный срок – 30 лет. УБС обеспечен двумя двигателями РД-35 (43 кН, 4.4 тысячи кгс) с системой регулирования электронно-цифрового исполнения. Ресурс двигателей 6 тысяч часов. Вес используемого топлива до 1750 килограмм. УБС имеет систему управления полетом электродистанционного типа, которую можно репрограмировать для получения характеристик различных типов самолетов. На борту имеются приемник системы спутниковой навигации, ИЛС, система радионавигации, радиовысотомер. Двигатели управляются с помощью цифровой системы. УБС обеспечен развитой объективной системой контроля. Видеокамеры постоянно контролируют движения пилотов, записывается информация индикации ИЛС. Кресла пилотов К-36-3.5 обеспечены катапультами. Оба пилотских места обеспечены тремя мониторами-индикаторами 6х8 дюймов. Пилоты обеспечиваются нашлемными системами индикации и визуализации.



Основные характеристики:
- крыло 9.7 метра;
- длина 11.5 метра;
- высота 4.75 метра;
- вес пустой/норма/макс – 4.5/6.3/9 тонн;
- скорость до 1000 км/ч;
- дальность действия до 1850 километров;
- боевая дальность 1300 километров;
- высотный потолок 12.5 километров;
Вооружение:
- авиабомбы 454 и 227 килограммовые;
- управляемые ракеты Р-73 класса «воздух-воздух»;
- управляемые ракеты класса «воздух-земля»;
- ПКР;
- орудия контейнерного исполнения 23/30 мм калибра;
- ПУ НУР;
- аппаратура РЭБ и разведки в контейнерном исполнении.

Источники информации:
http://www.redstar.ru/index.php/component/k2/item/1487-yak-130-dlya-vvs-rossii
http://www.airwar.ru/enc/attack/yak130.html
http://www.yak.ru/PROD/new_130.php
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BA-130
http://www.youtube.com/watch?v=4GBeLzHP03U
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Podojdi
    +8
    16 апреля 2012 07:56
    65 единиц маловато. Чем больше - тем лучше. Страна то огромная
    1. Dimitr77
      +3
      16 апреля 2012 08:51
      Красивый самолет, радует, что на нем можно тренироваться... и воевать smile
      1. 0
        16 апреля 2012 11:23
        УБС (учебно-боевой самолёт), не особо боевой. Считайте, они легкие штурмовики.
        1. 0
          17 апреля 2012 18:33
          Лёгкие штурмовики тоже нужны. Не отправлять же на уничтожение какого-нибудь каравана Су-25 или Су-34. Экономически выгоднее, а результат - тот же
    2. +1
      16 апреля 2012 09:41
      КО намекает что это первая партия. И скорость производства зависит на 90% от смежников.
      1. 755962
        +3
        16 апреля 2012 13:37
        Министерство обороны Израиля заявило о намерении купить у итальянской компании Alenia Aermacchi 30 учебно-боевых самолетов M-346 Master для своих ВВС. Как сообщает Defense News со ссылкой на минобороны Израиля, сумма сделки оценивается в один миллиард долларов с учетом подготовки израильских пилотов.Также в текущем году должна начаться поставка партии из 12 самолетов для Сингапура. В рамках тендера T-X к итальянским учебно-боевым самолетам T-100 (модификация M-346) также присматриваются ВВС США для замены устаревших Northrop T-38 Talon. Помимо Alenia Aermacchi в конкурсе, как ожидается, примут участие самолет Hawk разработки BAE Systems и Northrop Grumman, а также T-50 от Lockheed Martin и Korea Aerospace Industries. Стоит отметить, что Израиль при выборе учебно-боевых самолетов от предложения по T-50 отказался.УТС М-346 разрабатывался на основе Як-130 и является модифицированной версией данного самолета.

  2. Братец Сарыч
    +2
    16 апреля 2012 08:20
    Такая долгая история с этим самолетом!
    Уже за это время он должен был бы подвергнуться не одной модификации на основе анализа его применения, не одно поколение летчиков можно было бы подготовить, а речь все еще идет только о перспективах его использования...
    А его близнецы уже давно накрыло встали и достаточно активно применяются....
  3. +2
    16 апреля 2012 08:34
    як130 даже внешне больше похож на УБС,чем л39, хотя последний применялся в Афганистане,Л29-39 неустрашающе выглядят,чисто УТС

    Братец Сарыч,
    M-346 производства Alenia Aermacchi выбран в качестве нового учебно-тренировочного самолета для ВВС Израиля, будет поставлено примерно 30 самолетов, срок поставки - 2014 год, стоимость контракта примерно 1 миллиард долларов. Итальянцы обязались произвести ответные закупки в Израиле на сумму 1.6 миллиарда долларов.
    Проигравшая сторона (корейцы и Т-50) считают что выигрыш M-346 обусловлен не качествами итальянского самолета а "иными причинами".
    это вроде брат близнец
    1. Братец Сарыч
      +1
      16 апреля 2012 09:24
      Вы еще про китайских клонов забыли...
      1. 0
        16 апреля 2012 09:50
        китайские клоны? где взяли, с чего скопировали?
        1. 0
          16 апреля 2012 14:39
          Специалисты КБ Яковлева оказывали помощь в виде консультирования.
  4. +5
    16 апреля 2012 08:51
    История долгая, но самолет получился на славу. Для локальных войн и антитеррористических операций применение того же СУ-34 или СУ-35С сильно избыточно, а вот ЯК-130 - самое то, что нужно. Но самолетов, предусмотренных для российской армии, маловато...
    1. +3
      16 апреля 2012 09:42
      Чито зачем из него ударник делать. А для локальных воин есть идеальный самолет Су-25СМ3
      1. Farn
        +1
        16 апреля 2012 14:02
        Для Африки и других бедных стран сойдёт и в качестве ударника .
        1. 0
          16 апреля 2012 17:20
          нет это слишком жирно лучше какой нито Тукано
          1. Мимопроходящий
            0
            16 апреля 2012 19:11
            Фишка в том, что Супер Тукано стоит 10-14 млн. долларов, а Як-130 - 15 млн. долларов. Куда катится мир, какой-то дохлый поршневик стоит как космичский корабль. И что самое интересное - покупают ведь! belay
            1. Ягуар
              +2
              16 апреля 2012 23:15
              На Супер Тукано не поршневой, а турбовинтовой двигатель.Еще Ту-95 назови поршневиком)
              1. Мимопроходящий
                0
                17 апреля 2012 18:42
                И правда турбовинтовой. Тогда вообще бред получается, нафига козе баян? У ТВД ресурс и экономичность хуже поршневых, а цена заоблачная. Если-бы нужен был движок с огромной мощностью для достижения околозвуковых скоростей, тогда понятно - тут удельная мощность ключевой показатель, но для низкоскоростного самолетика зачем ТВД, для понтов что-ли? Тогда понятно, понты во все времена дорого стоили.
    2. 0
      17 апреля 2012 18:34
      Категорически согласен.+
  5. 0
    16 апреля 2012 09:51
    Братец Сарыч,
    M-346 — современный итальянский учебно-боевой самолёт (УБС). Первоначально разрабатывался совместно российской ОКБ им. А. С. Яковлева и итальянской L’Alenia Aermacchi. Из-за разногласий с итальянским партнёром совместная разработка на завершающем этапе прекратилась. Каждая из компаний получила документацию на базовую версию будущего самолёта (планер), после чего выпустили собственные варианты самолётов. Aermacchi построили УБС M-346 и ОКБ им Яковлева УТС Як-130. За L’Alenia Aermacchi остались права на дистрибуцию и маркетинг самолёта во всём мире за исключением СНГ (включая Россию).

    при чём здесь китайские клоны
    1. Братец Сарыч
      +2
      16 апреля 2012 10:44
      На этом сайте уже этот вопрос неоднократно обсуждали - Китай достаточно успешно строит близнецы и путается с ними под ногами у разработчиков...

      Китайский учебно-тренировочный самолет L-15, совершивший первый полет 13 марта 2006 года, имеет сверхзвуковую скорость полета, благодаря двигателям с форсажной камерой (скорость - 1,4М, для сравнения, новейший российский самолет подобного класса Як-130 – 1050 км/ч). Первые прототипы самолета оснащались двигателями DV-2S тягой по 2200/4200 кгс (лицензионный словацкий двигатель «Поважске Строярне», выпускаемый в Украине). Третий прототип L-15-03 впервые был облетан 10 мая 2008 года и оснащен форсированными двигателями АИ-222К-25Ф тягой по 2500/4200 кгс разработки Запорожского МКБ «Прогресс». В России этот самолет воспринимают главным конкурентом российскому Як-130, причем китайский L-15 превосходит его по ряду параметров.
    2. 0
      17 апреля 2012 18:37
      Скорее всего разногласия были запланированы, чтобы получить необходимый минимум технической информации для собственного производства.
    3. 0
      18 апреля 2012 13:26
      Цитата: igor67
      при чём здесь китайские клоны

      Китайский клон ЯК-130-го называется L-15, и на нём стоят украинские движки АИ-225, но оснащенные форсажной камерой с целью достижения сверхзвуковой скорости
      [img]http://www.militaryparitet.com/editor/assets/L15[1].jpg[/img]

      [img]http://www.militaryparitet.com/editor/assets/L15[3].jpg[/img]

      [img]http://www.militaryparitet.com/editor/assets/L15[4].jpg[/img]


    4. 0
      18 апреля 2012 13:32
      Цитата: igor67
      при чём здесь китайские клоны

      Китайский клон ЯК-130-го называется L-15, и на нём стоят украинские движки АИ-225, но оснащенные форсажной камерой с целью достижения сверхзвуковой скорости

      [img]http://www.militaryparitet.com/editor/assets/L15[1].jpg[/img]

      [img]http://www.militaryparitet.com/editor/assets/L15[3].jpg[/img]

      [img]http://www.militaryparitet.com/editor/assets/L15[4].jpg[/img]
  6. Num Lock UA
    0
    16 апреля 2012 13:40
    красивый самолёт и летает красиво

    УБС имеет систему управления полетом электродистанционного типа, которую можно репрограмировать для получения характеристик различных типов самолетов

    а это его свойство вообще "шикарно", так как позволяет моделировать полёт на разных машинах, которые (естественно) отличаются своими характеристиками
  7. 0
    16 апреля 2012 14:20
    Хороший самолет . Рад что КБ выжило, школа осталась. В свое время там было много талантливых конструкторов. Жаль что итальянцы кинули, да впрочем бизнес есть бизнес.
    1. 0
      17 апреля 2012 18:38
      Если б ещё Як-141 реанимировать с современной начинкой... winked
  8. +1
    16 апреля 2012 16:52
    Хорошая парта. Но мощности "Сокола" позволяют выпускать только 12 самолётов в год - это один самолёт в месяц. Маловато будет. Плюс к этому ещё и экспортные поставки. Вот и думай, когда эти 65 самолётов попадут в строй.
  9. sribnuu
    0
    17 апреля 2012 12:27
    И я на таком полетал бы!