Последний министр Императорского флота



Судьба Ивана Григоровича – флотоводца, государственного деятеля и морского министра в последнем правительстве Российской империи – была негладкой. После смерти его незаслуженно забыли, почти не вспоминали все советские годы.

Иван Константинович стал морским министром в 57 лет. К тому времени он был крепко «просоленным» – проплавав по цензовому счету 10 лет, необходимых для получения чина, прибавил к ним последующую службу на кораблях. Григорович обладал и дипломатической подготовкой, почти два года пробыв морским агентом в Англии. В Русско-японскую командовал эскадренным броненосцем «Цесаревич», затем стал начальником Порт-Артурского порта во время обороны крепости. После войны – два года во главе порта в Либаве, второго по значимости на Балтике после Кронштадта, проявил себя хорошим хозяйственником. Так что разностороннего опыта было не занимать.


19 марта 1911 года ставший к тому времени вице-адмиралом Григорович был назначен морским министром и произведен в полные адмиралы. А уже в апреле предоставил на высочайшее имя два важнейших по их последующему значению документа: «Закон об Императорском российском флоте» и «Программу усиления судостроения Балтийского флота на 1911–1915 годы».

Следует отметить, что впервые в истории нашей страны закон регламентировал развитие ВМФ на длительную перспективу. Таким образом утверждалось, что флот строит не только морской министр (сегодня ГК ВМФ), а вся страна под руководством, ответственностью и контролем первого лица государства. Впоследствии такие законы не принимались.

При Григоровиче был усовершенствован «мозг» военного флота – упорядочены все управляющие органы. Но главное, что министр направил максимум усилий на развитие отечественного судостроения. О том, что они не пропали даром, свидетельствуют лучшие по тому времени линкоры типа «Гангут», эсминцы «Новик», подводные лодки «Барс» и первый в мире подводный минный заградитель «Краб». Полностью выполнить постройку всех серий не позволила Первая империалистическая, что подтверждает истину: флот строится в мирное время для дальнейшего использования.

Курс на развитие кораблестроения оправдал себя на все сто: построенные накануне и в ходе той войны боевые единицы составили основную силу флотов в Великую Отечественную. Добротность линкора «Гангут» («Октябрьская революция»), на котором мне довелось проходить практику в 1955 году, могу засвидетельствовать лично. Как рассказывали ветераны, всего один его снаряд главного калибра 305 миллиметров весом более 400 килограммов сорвал психическую атаку немцев под Ленинградом.

Приказом военного министра Временного правительства Александра Гучкова от 31 марта 1917 года Григорович был смещен с должности и отправлен в отставку. А с июня 1919-го стал архивным работником. К тому времени он написал «Воспоминания бывшего морского министра», в которых запечатлел события до февраля 1917 года, не касаясь политических вопросов.

С конца 1923-го Иван Константинович добивался выезда за границу на лечение и через год уехал на Лазурный Берег в городок Ментон, где жил скромно, отказавшись от помощи правительств Англии и Франции. Там и умер в 1930 году. Только в 2005-м урну с его прахом доставили в Санкт-Петербург и захоронили в семейном склепе на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Сегодня как дань памяти незаурядной личности Ивана Григоровича головной фрегат дальней морской зоны проекта 11356 назван в его честь. По сути это последний морской министр в российской истории, если не считать двухлетнего (1951–1953) пребывания в похожей по названию должности Николая Кузнецова. И возродится ли ВМФ в полную силу без своего министерства – вопрос.
Автор:
Вадим Кулинченко
Первоисточник:
https://vpk-news.ru/articles/41140
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

19 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. кипеж Офлайн
    кипеж 11 февраля 2018 07:35
    +19
    Прекрасный государственный деятель.
    Много сделал для развития нашего флота good
  2. parusnik Офлайн
    parusnik 11 февраля 2018 07:45
    +5
    А уже в апреле предоставил на высочайшее имя два важнейших по их последующему значению документа: «Закон об Императорском российском флоте» и «Программу усиления судостроения Балтийского флота на 1911–1915 годы».
    Утвердить закон о флоте не удавалось никак. Против выступал Гучков. За ним стояли интересы поставщиков армий.Гучков отвратительно и гадко выступал против ассигнований. Он лгал и пугал расходами, которые никто не просит и требовал денег только на армию. Но законопроект был принят.
    1. Котище Офлайн
      Котище 11 февраля 2018 08:23
      +4
      Имею желание напомнить, что кроме флота последний морской Министр косвенно сделал неоценимый подарок для становления железнодорожной артиллерии. Самые мощение ж/д орудия Красной армии были ТМ-14, с орудиями недостроеных линейных крейсеров 356мм.
  3. Curious Офлайн
    Curious 11 февраля 2018 09:57
    +5
    "...лучшие по тому времени линкоры типа "Гангут", подводные лодки "Барс"
    Вопрос, где указанные линкоры и ПЛ были лучшие?
    1. Котище Офлайн
      Котище 11 февраля 2018 10:50
      +5
      Да ладно Виктор Николаевич, проявите снисходительность. Читать надо "самые сбалансированные для балтийского театра военных действий на момент закладки", "самые лучшие ПЛ российского императорского флота"! hi
      Если честно, я даже критиковать данные "ляпы" не стал, уверенный в том "бари...., Виктор Николаевич прийдет и носом Автора....."!
      1. Curious Офлайн
        Curious 11 февраля 2018 11:36
        +4
        Просто непонятно, почему о человеке нельзя написать нормальную статью, как он того заслуживает, без ляпов, чтобы не писать, что "построенные накануне и в ходе той войны боевые единицы составили основную силу флотов в Великую Отечественную".
        1. Монархист Офлайн
          Монархист 11 февраля 2018 15:41
          +2
          В. Н.в принципе я с Вами согласен: не могут у нас без красочных эпитетов. Бывает начинаешь читать ,а там 60% трескотни:" красивейший, сильнейший, непревзойденный , мудрейший. Как на базаре:" самое свежее или вкусное" ,а я в таких случаях говорю, а кто скажет:" у меня худшее"
        2. mkpda Офлайн
          mkpda 13 февраля 2018 15:38
          0
          Немного коряво, но в значительной степени верно. Фактически, Ленинград и Севастополь удерживали 12" орудия линкоров и береговых батарей эпохи Григоровича. Когда замолчали 30 и 35 батарея, Севастополь пал.
    2. Andy Офлайн
      Andy 11 февраля 2018 15:57
      +1
      да уж ... хохма ,а не статья... с каких пор начальник порта и министр- флотоводец???
      1. mkpda Офлайн
        mkpda 13 февраля 2018 15:42
        0
        В РИ была должность начальника порта, старший военно-морской начальник в данном порту. Например, адмирал Макаров перед отъездом на Русско-Японскую войну был начальником Кронштадтского порта.
        1. Andy Офлайн
          Andy 13 февраля 2018 22:12
          0
          повторяю КАК можно называть начальника порта (тыловика) ФЛОТОВОДЦЕМ?? Макаров был командующим флотом , Витгефт вел эскадру в бой- он флотоводцы... но не министр. напомню что вскоре после начала боевых действий "флотоводец" сошел на берег...
  4. Монархист Офлайн
    Монархист 11 февраля 2018 15:48
    +1
    " всего один его снаряд главного калибра 305 мм, весом более 400 кг сорвал психическую атаку немцев под Ленинградки" с этого момента желательно по подробнее
    1. Curious Офлайн
      Curious 11 февраля 2018 16:42
      +3
      Это тоже очередной ляп автора.
      Первый раз о том, что во время боев за Лугу возле деревни Алексеевка в сентябре 1941 года немцы пошли в "психическую атаку" я прочел еще в семидесятые в книге
      "Непокоренный Ленинград. Краткий очерк истории города в период Великой Отечественной войны", подготовленой Ленинградским отделением Института Истории СССР в 1970 году.
      "В боях в районе Кингисеппа прославился своим мужеством отряд балтийских моряков под командованием старшего лейтенанта Боковни. Однажды у дер. Алексеевки фашисты пошли в «психическую» атаку на подразделение Боковни. Моряки, сняв гимнастерки, бросились на врагов. Восемь километров гнали они побросавших оружие немцев, которые надолго запомнили прозванных ими «черными дьяволами» отважных балтийцев".
      Позже, уже в двухтысячных, вышла книга Бешанова "Ленинградская оборона". Там этот эпизод описан, я бы сказал, шире.
      "Попытки врага преодолеть с ходу кингисеппский участок и оборону под Лугой советские войска отбили. По признанию немцев, бои здесь завязались тяжелые и стоили им значительных потерь. В частности, дивизия СС, устроившая психическую атаку в полный рост, с развернутыми штандартами, потеряла до 2000 чистопородных арийцев убитыми и ранеными. Погиб и командир дивизии генерал Мюльферштедт, устроивший сей идиотский спектакль".
      В любом случае ни о каком одном снаряде речь не идет, победа доставалась кровью и потом советских солдат.
  5. domnich Офлайн
    domnich 11 февраля 2018 18:05
    +2
    Цитата: кипеж
    Много сделал для развития нашего флота


    Памятная доска у входа в Главный штаб ВМФ



    Отдавая должное заслугам И.К. Григоровича в Главном штабе ВМФ России сохранен его кабинет:

    1. Nukesmoke Офлайн
      Nukesmoke 12 февраля 2018 12:37
      +1
      Меня всегда умиляло. Стали называть корабли именами адмиралов. Отлично!
      Но не видно не Спиридова, ни Грейга, ни Сенявина, ни Чичагова, Сухотина, Круза... Ладно ещё можно забыть Витгефта - подумаешь, погиб на мостике дав лучший бой за всю РЯВ, а после смерти "раскритикован по самые уши" кабинетными стратегами. Но маловато разве имён кроме хитрого аппаратчика?
    2. Монархист Офлайн
      Монархист 12 февраля 2018 19:10
      +1
      Точнее будет сказать: воссоздан с привлечением аутентичной мебели.
  6. Антарес Офлайн
    Антарес 11 февраля 2018 21:16
    +2
    Один из выдающихся людей РИ
    Родился в семье капитана 1 ранга Константина Ивановича Григоровича (1807—1902), выходца из дворян Полтавской губернии, и его жены Марии Егоровны (урожденной баронессы фон дер Ховен)
    По роману Порт Артур заполнился--как хитрый, но дело знающий.(там не стеснялись называя Кондратенко и Григоровича запрещенным на сайте словом-«название украинца, первоначально уничижительное, затем шутливое, фамильярное»)
    Дело адмирал знал.
  7. Nukesmoke Офлайн
    Nukesmoke 12 февраля 2018 12:18
    0
    Жулик он. Устроил цирк с "Гангутами". Понятно, что свои корабли строить правильно, но с тем размеров перерасходов и разницей в мощности машин - "Гангут" выдавал 23-24 узла, "Полтава" едва 20 выжала. Про "барсы" - тут история связана с братьями Бубновыми, ещё одним Бубновым в чине товарища министра и фирмой Ноблесснер. В итоге лодки оказались без деления на отсеки и с двигателями разной мощности от коломенских дизелей до импортных.
    "Измаилы" оказались вообще непонятными кораблями - для Балтики они излишние, а базировать где-то ещё - для них нет инфраструктуры.
  8. Комментарий был удален.
  9. Монархист Офлайн
    Монархист 12 февраля 2018 19:05
    0
    Цитата: Nukesmoke
    Меня всегда умиляло. Стали называть корабли именами адмиралов. Отлично!
    Но не видно не Спиридова, ни Грейга, ни Сенявина, ни Чичагова, Сухотина, Круза... Ладно ещё можно забыть Витгефта - подумаешь, погиб на мостике дав лучший бой за всю РЯВ, а после смерти "раскритикован по самые уши" кабинетными стратегами. Но маловато разве имён кроме хитрого аппаратчика?

    Вы задали интересный вопрос: почему ЗАБЫТЫ ОСНОВАТЕЛИ Русского Флота?
    С Витгефтом не всё однозначно и об этом уже было на сайте