Сайту «Репортёр» требуются авторы. Требования: грамотность, неиссякаемая творческая энергия, опыт в копирайтинге или журналистике, умение анализировать и писать сжато и интересно. Работа оплачивается. Образцы своих свежих материалов высылайте по адресу: topcor.ru@gmail.com

Ледокол «Вайгач» побил рекорд по эксплуатации ядерной установки

Атомоход "Вайгач" побил мировой рекорд по длительности эксплуатации ядерной энергетической установки атомного ледокола, сообщила в пятницу пресс-служба предприятия "Атомфлот".

Шестнадцатого февраля 2018 года ледокол "Вайгач" побил рекорд по длительности эксплуатации ядерной энергетической установки, достигнутый атомным ледоколом "Арктика" в августе 2008 года. Новый рекорд составил 177,205 тыс. часов (прежнее значение - 177,204 тыс. часов)
- говорится в сообщении.

Ледокол «Вайгач» побил рекорд по эксплуатации ядерной установки



Это стало возможным благодаря тому, что в 2017 году специалисты "Росатомфлота" совместно с конструкторским бюро АО "ОКБМ Африкантов" завершили работы по продлению срока эксплуатации ядерных энергетических установок атомных ледоколов "Вайгач" и "Таймыр". Сроки работы установок получили научное обоснование и продлены до 200 тыс. часов. Это позволило исключить возникновение "ледовой паузы" (периода нехватки действующих ледоколов из-за окончания срока работы старых и отсутствия новых судов).

При этом первоначальный ресурс ядерной энергетической установки атомных ледоколов "Вайгач" и "Таймыр" не превышал 100 тыс. часов. Таким образом, срок вырос вдвое.

Эта работа позволяет предприятию эффективно использовать в эксплуатации четыре атомных ледокола
- отметили в компании.

Атомный ледокол "Вайгач (тип "Таймыр" введен в эксплуатация в 1990 году. Его длина 151,8 м, ширина - 29,2 м, водоизмещение 21 тыс. т., мощность главной установки - 50 тыс. л. с., передает ТАСС

Использованы фотографии: http://www.iceberg.sp.ru/

Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 48

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Геркулесыч (Витальевич) 16 февраля 2018 16:25
    Только если для сугубо практических целей, а не рекорд ради рекорда! Хотя, наши такой ерундой не занемаются, чтобы другим нос утереть, только потому что так велели!
    1. svp67 (Сергей) 16 февраля 2018 16:29
      Цитата: Геркулесыч
      Хотя, наши такой ерундой не занемаются, чтобы другим нос утереть, только потому что так велели!

      Да, да...осталось только вычеркнуть из памяти, что привело к трагедии Чернобыля.
      1. dvina71 (Геннадий) 16 февраля 2018 16:31
        Цитата: svp67
        Да, да...осталось только вычеркнуть из памяти, что привело к трагедии Чернобыля.

        НУ точно уж не продление ресурса..
        1. svp67 (Сергей) 16 февраля 2018 16:32
          Цитата: dvina71
          НУ точно уж не продление ресурса..

          Ну точно эксперимент по получению дополнительной энергии... Что там, что там попытка получения экономической выгоды.
          1. dvina71 (Геннадий) 16 февраля 2018 16:34
            Цитата: svp67
            Ну точно эксперимент по получению дополнительной энергии...

            Не точно.. Сведущие люди утверждают,что местные научные кадры пытались отработать технологию регулирования мощности..на реакторе не предназначенным для этого..
            1. Архивариус Вася (Архивариус Вася) 16 февраля 2018 17:41
              Да это одна из причин, ну и конечно неудачное стечение сразу нескольких неблагоприятных факторов ведущих к аварии, в том числе и ошибки самого персонала.
      2. vanya (иван) 16 февраля 2018 17:47
        К чернобыльской катастрофе привели изначальные конструктивные недостатки реактора РБМК-1000, а не испытания, которые к стати были окончены и взрыв реактора произошёл при его глушении, к стати тоже плановом.
        1. Морской Чёрт 16 февраля 2018 18:31
          Увы, не только. Положительный температурный эффект реактивности, "мокрая" АЗ и вытеснитель на стержнях АЗ, конечно имели место быть. Но всё это наложилось и на ошибки персонала. А вот нужны ли рекорды на атомном флоте, как и на флоте вообще, вопрос спорный. Прецеденты, знаете ли, были. в 30-годы рекорды ставили, кто дольше без дока проходит, а как война грянула, так остались без торгового флота. Эксперименты по продлению срока эксплуатации твэлов проводили и в СССР. Кончилось печально. Во время выгрузки зоны оболочки рассыпаться начали. Может, конечно, сейчас технологии вперёд ушли.
        2. Архивариус Вася (Архивариус Вася) 16 февраля 2018 18:33
          Кто сказал что они были окончены? Они как раз проводились с серьезным нарушением регламента безопасности реактора. Но Дятел ничего не хотел слушать, когда мощность реактора провалилась от тех значений которые были задуманы при испытании выбега ротора турбогенератора(((
          1. vanya (иван) 16 февраля 2018 23:21
            26 апреля 1986 г. в один час двадцать три минуты сорок секунд начальник смены блока No 4 ЧАЭС Александр Акимов приказал заглушить реактор по окончании работ, проводимых перед остановом энергоблока на запланированный ремонт. Команда отдана в спокойной рабочей обстановке, система централизованного контроля не фиксирует ни одного аварийного или предупредительного сигнала об отклонении параметров реактора или обслуживающих систем. Оператор реактора Леонид Топтунов снял с кнопки АЗ колпачок, предохраняющий от случайного ошибочного нажатия, и нажал кнопку. По этому сигналу 187 стержней СУЗ реактора начали движение вниз, в активную зону. На мнемотабло загорелись лампочки подсветки, и пришли в движение стрелки указателей положения стержней. Александр Акимов, стоя вполоборота к пульту управления реактором, наблюдал это, увидел также, что "зайчики" индикаторов разбаланса АР "метнулись влево" (его выражение), как это и должно быть, что означало снижение мощности реактора, повернулся к панели безопасности, за которой наблюдал по проводимому эксперименту.
            Но дальше произошло то, чего не могла предсказать и самая безудержная фантазия. После небольшого снижения мощность реактора вдруг стала увеличиваться со все возрастающей скоростью, появились аварийные сигналы. Л. Топтунов крикнул об аварийном увеличении мощности. Но сделать что-либо было не в его силах. Все, что он мог, сделал - удерживал кнопку АЗ, стержни СУЗ шли в активную зону. Никаких других средств в его распоряжении нет. Да и у всех других тоже. А. Акимов резко крикнул: "Глуши реактор!". Подскочил к пульту и обесточил электромагнитные муфты приводов стержней СУЗ. Действие верное, но бесполезное. Ведь логика СУЗ, то есть все ее элементы логических схем, сработала правильно, стержни шли в зону. Теперь ясно - после нажатия кнопки АЗ верных действий не было, средств спасения не было. Другая логика отказала!
            С коротким промежутком последовало два мощных взрыва. Стержни АЗ прекратили движение, не пройдя и половины пути. Идти им было больше некуда.
            В один час двадцать три минуты сорок семь секунд реактор разрушился разгоном мощности на мгновенных нейтронах. Это крах, предельная катастрофа, которая может быть на энергетическом реакторе. Ее не осмысливали, к ней не готовились, никаких технических мероприятий по локализации на блоке и станции не предусмотрено. Нет и организационных мер.
            1. Морской Чёрт 17 февраля 2018 04:02
              Начнём с того, что удерживал он кнопку КГ, а не АЗ. Для последней её держать не надо, нажал и всё. Это в режиме подхват АЗ надо удерживать, чтобы вниз не шли. Но на тот момент, было поздно. Поднявшаяся в первом контуре температура уже разгоняла реакцию быстрее, чем шли вниз группы стержней поглотителей. А дальше именно сброс АЗ привёл к разгону на мгновенных нейтронах. Дело в том, что, в отличие от ВВЭР, на РБМК установлена АЗ "мокрого" типа, впрочем, как и КГ. НА ВВЭР стержни поглотители влетают в сухие трубы за доли секунды и гасят реакцию мгновенно. На РБМК трубы АЗ прокачиваются водой, по-этому стержни идут вниз медленнее - раз, и на концах стержней установлен "вытеснитель", который выталкивает воду - два. Поглощающая способность вытеснителя (нержавейка) даже меньше, чем у окружающих материалов зоны, это и привело к дополнительному набросу мощности, вскипанию теплоносителя и разрыву реактора. По крайней мере, примерно такой анализ приводил нам профессор Кузнецов - автор всех учебников по судовым АППУ.
            2. Архивариус Вася (Архивариус Вася) 19 февраля 2018 10:14
              Откуда вы это взяли? Начало первого абзаца бред... Это в корне не верная информация. Морской черт верно подметил недостаток стержней поглотителей. А вообще вот:
              https://topwar.ru/113508-chernobylskaya-tetrad-ch
              ast-1.html
              https://topwar.ru/114287-chernobylskaya-tetrad-ch
              ast-2.html
              Если захотите почитаете, все подробно, с предисловием - как что начиналось. Окончание на ВО нет, придется в интернете поискать.
        3. okko077 (Валерий) 17 февраля 2018 00:08
          vanya, перестаньте бредить вслух и ...нести чепуху....У вас в голове предельная катастрофа, смените свои источники....
      3. Piramidon (Степан) 16 февраля 2018 18:04
        Цитата: svp67
        Да, да...осталось только вычеркнуть из памяти, что привело к трагедии Чернобыля.

        И какая аналогия в вашем мозгу просматривается? Фукусиму туда еще заложите и все на свете инциденты с ядерными реакторами. А еще все аварии на ГЭС и прочих источниках энергии. А в Голландии ветровой генератор упал...
        1. svp67 (Сергей) 16 февраля 2018 18:18
          Цитата: Piramidon
          А в Голландии ветровой генератор упал...

          Падения ветряка конечно вещь печальная, но в отличии от неудачных экспериментов с ядерными энергетическими установками, не влечет столь пагубных последствий.
        2. VALERIK_097 (Валерий) 17 февраля 2018 11:33
          Демотиватор из моей жизни,дочке 6 лет,подслушав разговор взрослых дядек за столом на кухне,входит с Большими Глазами:"Папа,Фукусиму тоже ты!?".Четверо выпали в осадок минут на 15.,просто ржали до слёз.А разговор был за"Лепсе"(Для тех кто в теме).
  2. КВУ-НСвД (Виктор) 16 февраля 2018 16:26
    Сроки работы установок получили научное обоснование и продлены до 200 тыс. часов.
    Продление ресурса - это нормально , но с ядерным реактором главное , чтоб научное обоснование было безошибочным . Впрочем опыта наверно хватает...
    1. svp67 (Сергей) 16 февраля 2018 16:31
      Цитата: КВУ-НСвД
      Продление ресурса - это нормально , но с ядерным реактором главное , чтоб научное обоснование было безошибочным . Впрочем опыта наверно хватает...

      Так понимаю, что во время испытаний на ЧАЭС то же так же думали. Тут вспоминается старый, детский анекдот, что в атомной физике самое страшное слово : "Упс!!!"
      1. КВУ-НСвД (Виктор) 16 февраля 2018 16:35
        Так понимаю, что во время испытаний на ЧАЭС то же так же думали. Тут вспоминается старый, детский анекдот, что в атомной физике самое страшное слово : "Упс!!!"
        Горький опыт - тоже опыт , главное извлекать уроки..
      2. Piramidon (Степан) 16 февраля 2018 18:09
        Цитата: svp67
        Так понимаю, что во время испытаний на ЧАЭС то же так же думали

        Вы еще вспомните времена первых в мире АЭС. Уж наверное, все ЧП, произошедшие с реакторами, учитываются без оглядки на советы "знатоков" из соцсетей.
        1. svp67 (Сергей) 16 февраля 2018 18:20
          Цитата: Piramidon
          Уж наверное, все ЧП, произошедшие с реакторами, учитываются без оглядки на советы "знатоков" из соцсетей.

          Как считаете на ЧАЭС то же так же думали, когда защиту реактора, на время эксперимента отключали?
          1. Архивариус Вася (Архивариус Вася) 16 февраля 2018 18:39
            То что они сделали отключив защиту - халатность чистой воды и некомпетентность как руководителя Дятлова А.С. Все были уверены - что фигня мол, пронесет, эксперимент закончим и по домам.
            Сейчас то уже серьезно к этому подходят (ну должны).
            1. svp67 (Сергей) 16 февраля 2018 19:00
              Цитата: Архивариус Вася
              Сейчас то уже серьезно к этому подходят (ну должны).

              Так понял, что ключевые слова Ваше мысли
              Цитата: Архивариус Вася
              ну должны
            2. vanya (иван) 16 февраля 2018 23:13
              защита не отключалась, более того после окончания испытаний реактор глушился нажатием кнопки аварийной защиты, и никто и в страшном сне не мог предвидеть что именно нажатие кнопки аварийной защиты справацирует катастрофу.
    2. Piramidon (Степан) 16 февраля 2018 18:06
      Цитата: КВУ-НСвД
      с ядерным реактором главное , чтоб научное обоснование было безошибочным

      Ну, наверное, не школота решение принимала.
    3. VALERIK_097 (Валерий) 16 февраля 2018 18:29
      КВУ-НСвД Сегодня, 16:26
      Опыта хватает,но нельзя вечно продлевать сроки эксплуатации(с мирным атомом тоже не стоит шутить).Ресурс установки удвоили-молодцы(посидели за столом-решили ограничить мощность установки до определённого процента).
      Не решает это проблемы-новые надо строить.
      С ребятами с ОКБМа,давно общаюсь-толковые инженеры (хотя тупых в командировки не отправляют).Хотя были и курьёзы-"Какой д....л это создал-"Я"-минутная пауза,поэтому и приехал",
      потом в оперативном порядке были внесены изменения в конструкцию изделия-работает без нареканий.Его тема-перегрузочное оборудование.
      1. КВУ-НСвД (Виктор) 16 февраля 2018 18:35
        Не решает это проблемы-новые надо строить.
        Таки и строят smile И продление ресурса в ожидании обновления ледокольного флота
        Это позволило исключить возникновение "ледовой паузы" (периода нехватки действующих ледоколов из-за окончания срока работы старых и отсутствия новых судов).
        hi
        1. VALERIK_097 (Валерий) 16 февраля 2018 19:21
          Увы,ледоколов с такими характеристиками не строят.Строят ледоколы для проводки широких"Чемоданов"по СМП.
  3. кедр (Евгений) 16 февраля 2018 16:34
    Замечательное фото. "Вайгач" олицетворяет Россию. Среди ледяных пространств и полярной ночи, ярко освещённый красавец, лучами прожекторов освящающий себе путь, способный ломать суровые льды и двигаться вопреки тяжёлым условиям к поставленной цели, благодаря слаженным действиям экипажа и опытного капитана.
    Ледокольный флот России и его люди -это наша краса и гордость.
    1. svp67 (Сергей) 16 февраля 2018 16:49
      Цитата: кедр
      Замечательное фото. "Вайгач" олицетворяет Россию.
      Честно - как то не очень...Если брать первый ледокол "Вайгач", то да, заложен в 1907 году в Санкт-Петербурге на Невском судостроительном заводе, спущен на воду в 1908 году, вступил в строй в 1909 году. А вот атомный, так не совсем,корпус заложен на верфи «Хольстрем Хисталахти» концерна «Вяртсиля Морская Техника» в Хельсинки (Финляндия). Но соглашусь, что корабли красивые, а главное НУЖНЫЕ.
      Вот пришел и спас, затертый льдами контейнеровоз...
      1. Морской Чёрт 16 февраля 2018 18:48
        Корпус - да. Но, скорее, не потому, что сами не могли, а потому что надо было заказами "друзей" обеспечить. А вот реактор уже наш.
        1. svp67 (Сергей) 16 февраля 2018 19:01
          Цитата: Морской Чёрт
          Но, скорее, не потому, что сами не могли, а потому что надо было заказами "друзей" обеспечить.

          И тем не менее на финские корпуса ледоколом меньше нареканий, чем на наши корпуса...
          1. VALERIK_097 (Валерий) 17 февраля 2018 00:34
            svp67 Сегодня, 19:01
            Всегда считал Ваши комментарии объективными,но позвольте здесь не согласиться.
            Вся проектная документация на корпус, надстройку,отделку действительно предоставлена нами "Вяртсиля",кроме насыщения АППУ. Кстати ,весь металл для постройки ледоколов поставлялся тоже нами. Для информации ,большая часть не атомных ледоколов России построена там же.
            Правильно сказал"Морской Чёрт" отчасти-не было свободных стапелей у нас.И не от хорошей жизни мы верфи финнов загружали.
            1. Dikson (Евгений) 17 февраля 2018 15:27
              "Вяртсиля" - отличные партнёры.. сколько они пароходов сделали для СССР! Сколько ледоколов!!! Реально многолетнее, очень плодотворное сотрудничество.. несколько серий дизель-электроходов, серий пять-шесть ледоколов различного класса и водоизмещения.. Ну и конечно эти вот два братца: "Таймыр" и "Вайгач" ... Неоценимый вклад в развитие нашей с вами Арктики принесла эта финская судоверфь на самом деле..
    2. Морской Чёрт 16 февраля 2018 18:44
      Моя "Россия" на краю Земли,
      И лишь в огнях в ночи уснувший Диксон.
      Морщинами торосы пролегли,
      На лике океана белым гипсом.
      Истошным воем вздыбилась пурга,
      Запутавшись в антеннах ледокола,
      И как в метели пушкинской тогда,
      Быть может чьи-то судьбы расколола.
      Над Арктикой седой рассвет встаёт,
      Над Арктикой морозный хрусткий запах,
      Моя "Россия" взламывает лёд,
      И с караваном движется на запад.
      (Автора не знаю)
  4. mitrich (Анатолий) 16 февраля 2018 17:44
    Тридцать лет работы, неплохие показатели. Надо до полтинника довести, задел для работы есть.
  5. Архивариус Вася (Архивариус Вася) 16 февраля 2018 17:48
    Внушительно смотрится. Только вот даже страшно подумать какое сопротивление воздуха создает этот квадратный не обтекаемый "Дом"
    1. внук Перуна (Сергей) 16 февраля 2018 18:27
      На той скорости, на которой ломает лед, сопротивление воздуха ничтожное.
      1. Морской Чёрт 16 февраля 2018 18:52
        Но как его качает, пока он до Карских Ворот от Мурманска идёт! Кстати, про мелкосилящие не скажу, но ледокол типа "Арктика" по чистой воде до 20-ти узлов может дать. В 2-х метровом льду - до 5-и узлов.
        1. Dikson (Евгений) 17 февраля 2018 15:10
          Все плоскодонки мелкосидящие верфи "Вяртсиля" болтает нещадно... - такова плата за мелкую осадку для захода в устья сибирских рек..)) Рекорд конечно поставлен..- но он говорит скорее о нехватке судов подобного класса - вот и выжимают досуха из всего, что пока ещё на ходу... С атомными монстрами типа "Арктика" этот пароход конечно может соревноваться только в плане комфорта для экипажа...
  6. Труд (Тимур) 16 февраля 2018 20:20
    Думаю теперь отправят его в качестве гуманитарной помощи аборигенам Гренландии, туда... поближе.
  7. annodomene (Алексей) 19 февраля 2018 08:34
    Вставлю свои 5 копеек. 177,205 тыс. часов - это 20,22 года (двадцать лет и два с половиной месяца). Ничего особенного здесь не вижу. Одна транспортная АЭУ проработала 23 года и 5 месяцев без особых нареканий. Из двух аз только одна перешла в допустимое состояние, но была работоспособна. И да, я очень отрицательно отношусь ко всем мероприятиям по продлению сроков службы (или эксплуатации) ЯЭУ. Конструктор неспроста заложил в них: 10 лет эксплуатации, затем ремонт. Потом опять 10 лет эксплуатации. А все продления - это от бедности. И кстати, камень в сторону ОКБМ. Мне непонятна была их упертость, достойная лучшего применения, касаемая отмывки ПГ. Мы долго упирались, но в конце-концов, решение было принято в верхних эшелонах. Отмывку провели - ПГПГ потекли... Вот и все, здравствуй ограничение мощности ЯР.
    1. Svarog51 (Сергей) 19 февраля 2018 13:46
      Алексей, приветствую hi А чего такое это ПГ? И что такое ПГПГ? request
      Р.С. А ещё Вадим с Артуром где то отсиживаются. Ты же обещал их из "берлоги" вытащить. belay
      1. annodomene (Алексей) 20 февраля 2018 07:31
        Приветствую, Сергей!
        ПГ - это парогенератор, ПГПГ - это парогенераторЫ. А Вадим с Артуром где-то вкалывают, я и сам давненько с ними не общался. Не волнуйся, подтянутся, как только посвободнее станут.
        1. Svarog51 (Сергей) 20 февраля 2018 07:42
          С парогенераторами - понятно. Старпом вчера в одной из статей мелькнул и пропал. Артур вообще с прошлого лета не заходит. Обиделся что ли на кого то?
          1. annodomene (Алексей) 20 февраля 2018 08:14
            Про Арчи - не знаю. Но судя по его новой прическе типа "нонконформист" куда то влез, паршивец эдакий.
            1. Svarog51 (Сергей) 20 февраля 2018 08:28
              Пристыдить не пробовал? Чё мол за дела? А как же Флот? Пару раз в неделю можно время найти, да в статьях морских коменты оставить. Пора обоим в капразы, а они филонят.
  8. Сергей З. (Сергей З.) 24 февраля 2018 12:33
    Сравнивать судовые реакторы и те, что на электростанциях некорректно. Эти реакторы В ПРИНЦИПЕ разные. Судовые реакторы намного надежнее. Но и на порядок дороже, кончено... :-)
Картина дня