Китай испытывает собственный вариант "Кинжала"?

45
Издание The Diplomat со ссылкой на неназванный источник в американской администрации сообщает о том, что в Китае проведена серия лётных испытаний новейшей ракеты. Отмечено, что речь идёт о секретных испытаниях баллистической ракеты воздушного базирования, которую разведка США называет CH-AS-X-13. При этом добавляется, что первые испытания этого новейшего боеприпаса Китаем проводились ещё в 2016-м году.

Речь, как сообщается, может идти об «аналоге» российской ракеты «Кинжал», носителем которой выступает истребитель-перехватчик МиГ-31. При этом в китайском случае испытательные пуски ракеты осуществлялись с Xian H6 – лицензионная копия советского Ту-16.



Китай испытывает собственный вариант "Кинжала"?


В США заявили, что характеристики используемого для испытаний самолёта позволяют предположить наличие у Китая двухступенчатой твердотопливной баллистической ракеты с дальностью поражения цели до 3-х тысяч км. А значит, как заявлено, новейшая китайская ракета способна достичь США. О скоростных параметрах ракеты не сообщается.

Американская разведка полагает, что CH-AS-X-13 поступит на вооружение НОАК (Народно-освободительная армия Китая) к 2025 году. Добавлено, что, таким образом, Китай становится вторым государством в мире, у которого имеются аэробаллистические ракеты с указанными выше параметрами по дальности (помимо России с находящимся на опытно-боевом дежурстве «Кинжалом»). В китайских источниках информация об испытаниях гиперзвуковой аэробаллистической ракеты не подтверждается.
  • Википедия
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    13 апреля 2018 06:48
    А не "ушли " ли к китайцам наши идеи и технологи? Слишком уж быстро они в последнее время многие образцы нового оружия как минимум походего на наше секретное оружие у себя создают .
    1. BAI
      0
      13 апреля 2018 08:43
      Все что им нужно, уже давно ушло.
      1. +1
        13 апреля 2018 08:59
        Не от нас так от потомков шумеров. В нынешнем информационном мире очень трудно что-то утаить, к сожалению.
        1. +2
          13 апреля 2018 13:48
          Нет у китайцев МИГ-31. Их бомбер роль первой ступени не выполнит. Поэтому это не Кинжал ни разу. hi
    2. +3
      13 апреля 2018 08:59
      В смысле быстро, так они вроде по сообщениям в прессе уже давным давно гиперзвуковые поделки испытывают, был и вариант боевого блока для МБР за пару лет до анонса Путина.
      1. 0
        14 апреля 2018 17:20
        Американцы тоже испытывали. И что? bully
        1. 0
          14 апреля 2018 18:59
          То, что работают над этим все, давно у всех есть какие-то наработки. То, что Россия успела что-то довести до стадии испытаний и эксперементального дежурства это конечно отлично, но совсем не означает, что она такая одна.
  2. +1
    13 апреля 2018 06:49
    Старичок Ту-16 ещё послужит. Яркая демонстрация умения китайцев копировать,улучшать (моторы Д-30,электроника и пр.),а из своего остаются порох,бумага, шелк ещё с тех времён!
  3. +2
    13 апреля 2018 06:55
    У Китая двух ступенчатая ракета,а у нас роль первой ступени несет сам носитель разгоняясь до 3М.
  4. +5
    13 апреля 2018 06:57
    Китайцев можно только похвалить. Хотя и бедных валом,но молодцы.
    Хотя насчет "кинжала" большие сомнения. Двигло для истребителя скопировать 20-ть лет не могут, руки не те,металл не тот. А тут такой типа "прорыв" .
    1. +4
      13 апреля 2018 07:06
      Цитата: федоров
      насчет "кинжала" большие сомнения

      То что у них есть аналог, да сомнения. А вот то что они над ним работают, сомнений быть не может. Как только в мире появляется что то стоящее (особенно в области вооружений), Китай тут как тут.
      Двигло для истребителя скопировать 20-ть лет не могут
      Скажу вам как специалист, такое сложное изделие как авиационный двигатель, просто скопировать не возможно. Его нужно или разрабатывать с нуля, или покупать всю технологическую документацию. Хотя скопировать можно, но это будет не то.
      1. +4
        13 апреля 2018 07:34
        Это да, у нас пытались в своё время американцы скопировать двухконтурный ТРД, заявленных характеристик не добились.
      2. Комментарий был удален.
    2. +4
      13 апреля 2018 08:05
      Цитата: федоров
      Китайцев можно только похвалить Хотя и бедных валом,но молодцы.


      Медведев: главной проблемой в РФ остается бедность,
      1. +3
        13 апреля 2018 08:37
        А премьеру, у нас, роль назначена "радовать" подданных своими изречениями ... или сам такое выбрал?
        Хитрая обезьяна хоть и на дереве сидит, с миру по ниточке, по капельке, по зёрнышку собирает, глядишь, "сытая" и "одетая" будет, да ещё и дубинку увесистую заимеет!!
      2. +5
        13 апреля 2018 09:13
        Главная проблема страны не бедность, а жадность и глупость верхушки. Без такой власти мы бы не знали, что такое бедность.
        1. +2
          13 апреля 2018 11:02
          Понятно, власть виновата во всём! А мы шо такие бедные, несчастные .... типа не причём?
          Такая власть, какую мы\ не мы выбрали!
        2. +1
          14 апреля 2018 17:24
          Без такой власти мы бы не знали, что такое бедность.

          Что, по ЕБНу заскучали? Вот при нем-то жизнь была! bully
  5. +4
    13 апреля 2018 07:04
    Какой же это вариант "Кинжала" ? Данных практически нет , но уже аналог . Из того , что написано - в наличии труба с порохом , стартует с ТУ-16 , двухступенчатая , хайли лайкли . Чего-то много на ВО лайкли стало , поконкретнее писать бы , или не писать , пока непонятно .
    1. +4
      13 апреля 2018 07:51
      Что бы запустить двигло "кинжала" надо 2-ва Маха дать. На это способен только Ту-22, и Миг -31. Иначе он не заработает. А Ту-16 в китайском исполнении - бред полный.
  6. +2
    13 апреля 2018 07:06
    Почему-то наши носителем "Кинжала" выбрали именно Миг-31 у которого скорость может превышать 2, 5 М. Значит, это важный момент для начальной стартовой скорости ракеты. А Н6 ( Ту-16) максимум может выдать скорость 0,95 М. Видимо китайцы только пытаются создать что-то подобное "Кинжалу".
    1. +2
      13 апреля 2018 08:26
      Причина выбора МиГ-31 и Ту-22 не в том что нужна допскорость для запуска двигателя,Кинжал авиаверсия твёрдотопливной 9Н237 от искандера и может запускаться с места,а в возможности очень быстрой доставки боеприпаса для пуска с нужного рубежа.Плюс возможность прорыва ПВО противника при необходимости.Догнать их может не всякий НАТОвский истребитель.
    2. 0
      13 апреля 2018 09:17
      Китайцы народ упорный. Задумали и молча делают. А у нас только вопли - разработали то, запустим это. И так по кругу. Живем на разработках Союза в основном. Но задел то этот не скатерть самобранка. ИТР новый надо растить, а не юристов и хрен знает чего менагеров.
  7. +6
    13 апреля 2018 07:18
    Испытывают ракету. При чем "кинжал"? Что, китайцы объявили, что аналог сделали? Просто журналист, в поисках сенсации написал. Обсуждать пока нечего.
    1. 0
      13 апреля 2018 09:18
      Мы все кричим про "тупых" американцев, а сами под эти крики той же дорогой идем.
  8. +1
    13 апреля 2018 07:20
    Интересно, наши поделились?
    К 25-му году? recourse Китайцы, таких наклепают, немеряно...
  9. +6
    13 апреля 2018 07:45
    Ну вот...китайцы не прислушались к "критикам" с ВО и для своего "режика" применили дозвуковой Ту-16... fellow А как я для "Кинжала" предложил Ил-76,то меня так стали "парафинить".что до сих пор вспомнить больно ! crying Сейчас с "Кинжалом " будет некоторое "затишье"...Необходимо время на "отладку-наладку" и осмысление:"А на фига нужен нам этот "ножичек" и как его применять ?Не исключаю,что вероятность отказа от "Кинжала" в пользу усовершенствованного "Циркона" вовсе не нулевая... Но если, этот этап "отладки-осмысления" пройдёт благополучно для "Кинжала",то встанет и вопрос модернизации АРКа,например.с целью увеличения дальности....А этого можно достичь или использованием спец.ЖРД с гелеобразным (квази-жидким) топливом,или использования 2-ступенчатой схемы(как у китайцев...).Вот тут-то 2-ступенчатый "Кинжал-2" и потребует для себя что-то бОльшее,чем МиГ-31...Это может быть ,как Ту-160М2,так и Ил-76, или из разрабатываемых самолётов от ПАК ДА до новых транспортников...
    1. +7
      13 апреля 2018 08:06
      Цитата: Nikolaevich I
      А как я для "Кинжала" предложил Ил-76,то меня так стали "парафинить".что до сих пор вспомнить больно

      За вас отомстили китайцы
    2. +2
      13 апреля 2018 08:35
      Комплекс Кинжал,это авиаверсия Искандера.Используемая 9Н237 противобункерная.После появления в войсках Циркона,будет выполнять задачи под которые изначально делалась.Точечное уничтожение высоко укреплённых,заглублённых командных пунктов и ПРО шахтного базирования.
  10. +2
    13 апреля 2018 08:41
    Американская разведка полагает, что CH-AS-X-13 поступит на вооружение НОАК (Народно-освободительная армия Китая) к 2025 году.


    1. +1
      13 апреля 2018 08:49
      Напомним, проект «Полонез» разрабатывался белорусской промышленностью в сотрудничестве с некоторыми китайскими предприятиями.

      Ракета M20, показанная в Минске. Фото Kp.by
  11. +1
    13 апреля 2018 08:46
    Ну почему сразу аналог "Кинжала"? Просто отрабатывали воздушный старт для баллистики. Американцы со своих транспортников давно практикуют, последний раз официально в качестве мишени для испытаний своей ПРО.
    И кстати та "мишень" вполне себе способна унести боеголовку.
    1. +2
      13 апреля 2018 09:16
      Цитата: g1washntwn
      Ну почему сразу аналог "Кинжала"? .

      CH-AS-X-13, между тем, представляет собой двухступенчатую твердотопливную баллистическую ракету с дальностью действия 3000 км;

      hi ...Возможно на базе баллистической ракеты средней дальности DF-21 .
      Ракета может использовать в своем планере более легкие композитные материалы, чтобы уменьшить необходимый вес для бомбардировщика.
      H6x1 / H-6N, по оценкам, имеет боевой радиус почти 6000 километров — значительное улучшение по сравнению с более старыми вариантами H-6. В качестве системы для доставки ядерного оружия, CH-AS-X-13 на H6X1 / H-6N, предполагая запуск от края боевого радиуса бомбардировщика, будет способен угрожать целям в Соединенных Штатах, Гавайях, и Аляска.

      https://thediplomat.com/2018/04/revealed-chinas-n
      uclear-capable-air-launched-ballistic-missile/
  12. 0
    13 апреля 2018 09:45
    Молодцы китайцы - нам для АРК "Кинжал" надо выкатывать двухступенчатую версию "Искандера" по типу советской РСД "Волга".
  13. +3
    13 апреля 2018 09:55
    Цитата: Nikolaevich I
    А как я для "Кинжала" предложил Ил-76,то меня так стали "парафинить"

    Правильно вас "парафинили" - МиГ-31 по факту является первой ступенью "Искандера" воздушного базирования, запуская ракету на скорости 3М, тем самым придавая ей дополнительные 40% скорости полета, причем пуск осуществляется в режиме кабрирования самолета под наиболее оптимальным углом в 45 градусов для баллистики ракеты.

    МиГ-31 является уникальным, единственным в мире самолетом со стальным планером (50%) и практически одноконтурным двигателем, оптимизированными для полета со скоростью +3М и перегрузкой 5 g - слава КБ Микояна и Гуревича и Нижегородскому авиазаводу!

    Ту-16, Ил-76, Ту-22, Ту-95, Ту-160, Су-27, Су-34, Су-35 и Су-57, а также все без исключения зарубежные истребители, бомбардировщики и прочая шушера не могут реализовать данный способ воздушного старта баллистических ракет от слова совсем.

    P.S. Китайцам и остальным лошарам позорным остается только рвать себе волосы везде, где они у них растут laughing
    1. 0
      13 апреля 2018 10:10
      Опять...... 3+7=10? Ну сколько можно уже...
    2. +2
      13 апреля 2018 17:06
      Цитата: Оператор
      МиГ-31 по факту является первой ступенью "Искандера" воздушного базирования, запуская ракету на скорости 3М, тем самым придавая ей дополнительные 40% скорости

      Вот про это -то я "нечаянно запамятовал"! А насчёт воздушного старта баллистических ракет,то с этим экспериментировали ещё в конце 20 века.Эксперименты показали практическую возможность такого типа запуска...По некоторым причинам (политическим?экономическим?) от этого тогда(!) отказались.
      На самолете Ан-22 могла размещаться одна ракета типа Р-29Р с тремя боевыми блоками, имевшая стартовый вес 35,3 тонны, а самолет Ан-124 был способен нести до трех таких ракет. На самолете Ан-124 могло размещаться до двух ракет типа Р-29РМ со стартовой массой 40,3 тонны, оснащенных четырьмя боевыми блоками.

      Высокая живучесть, некритичность к ложным тревогам СПРН, значительное время, предоставляемое высшему руководству для анализа ситуации и принятия решения после подъема самолетов в воздух, а также отсутствие каких-либо дестабилизирующих свойств позволяли характеризовать БРВЗ как эффективное средство обеспечения стратегической стабильности, в том числе в неопределенных и кризисных ситуациях. Если обе стороны действительно стремились сделать мир более безопасным, они должны были дать дорогу этому направлению развития стратегических наступательных вооружений. Но этого не произошло.

      В случае иного развития событий сегодня Россия могла бы иметь стратегическую малоуязвимую группировку, например, из 12–15 самолетов Ан-124 с ракетами типа Р-29РМ, которая обеспечила бы существенный вклад в поддержание стратегической стабильности на длительную перспективу. Сроки службы такой авиационной группировки могли быть доведены до 2025–2030 годов.


      вот некоторые "выдержки" из "материалов прошлого" Как "видите".....МиГ-31 тут и не "пахнет"...
      Кстати,воздушным стартом(запуском) "грешили" и США...
      В целях подтверждения такой возможности были проведены испытания экспериментальной системы воздушного старта в составе связки МБР типа «Минитмен» IА и военно-транспортного самолета С-5А «Гэлакси». .................................................
      .................................................
      .......
      Упорство Пентагона в этом вопросе все же настораживает. К тому же 14 мая 2013 года специалисты Агентства по ПРО и ВВС США, а также компании «Локхид Мартин» при участии специалистов СВ США и компаний «Орбитал Сайенсис» и «Дайнетикс», провели еще одно схожее испытание. На этот раз на полигоне Юма в штат Аризона из грузового отсека военно-транспортного самолета С-17 на высоте 25 тыс. футов (7620 м) был десантирован прототип баллистической ракеты – мишени воздушного старта eMRBM (extended medium-range ballistic missile), которую американцы решили использовать для более качественной и эффективной отработки действий боевых расчетов и испытания систем поражения своей глобальной системы противоракетной обороны.
      (опять "выдержки"...)
      И ЕЩЁ :
      ВОЗМОЖЕН ЛИ НОВЫЙ ВИТОК
      Заключенный между Россией и США в 2010 году в Праге Договор о СНВ не содержит запрета производства, испытаний и развертывания БРВЗ. Более того, действующий договор о СНВ не предусматривает засчет БРВЗ в отличие от БРПЛ и МБР наземного базирования. Засчету подлежат только тяжелые бомбардировщики, на которых они могут быть размещены. При этом развернутый тяжелый бомбардировщик, оснащенный даже несколькими БРВЗ, засчитывается всего лишь как один носитель. За каждым развернутым тяжелым бомбардировщиком независимо от реальной загрузки засчитывается только один ядерный боезаряд, в то время как реально находящиеся на нем БРВЗ суммарно могут нести до 10–20 ядерных боеголовок.
      Одним из эффективных средств поддержания боевой устойчивости СЯС России в условиях новых угроз могут стать ракетные комплексы с БРВЗ межконтинентальной дальности. В обозримой перспективе это единственный вид ракетных комплексов с баллистическими ракетами, который способен обеспечить практическую неуязвимость части ракетно-ядерного потенциала страны. Ракетные комплексы с БРВЗ, размещенными на существующих авиационных носителях, практически неуязвимы при дежурстве в воздухе. В перспективе возможно создание специализированного носителя БРВЗ, неуязвимого при дежурстве не только в воздухе, но и на аэродроме. Неуязвимость ракетных комплексов с БРВЗ, а также синергетический эффект, сопровождающий их развертывание, будут способствовать сохранению боевой устойчивости стратегических ядерных сил России.
      1. 0
        13 апреля 2018 18:19
        Воздушный старт баллистической ракеты методом её вытягивания назад по потоку с потерей скорости "пусковой установки" - энергетически невыгоден и поэтому невостребован.

        Кроме того, сверхзвуковой Миг-31 обеспечивает старт ракеты в стратосфере на высоте 21 км при плотности воздуха в девятнадцать раз меньше, чем на уровне моря (наземный старт) и в три раза меньше, чем на высоте 12 км (воздушный старт с борта дозвукового бомбардировщика или транспортника). Соответственно аэродинамическое сопротивление полету ракеты на активном участке траектории будет в три раза меньше, чем при старте с Ту-160 или Ту-95.

        Полезная нагрузка МиГ-31 при максимальном взлетном весе составляет 7,6 тонн - два "Искандера-М", однако.
        1. +1
          13 апреля 2018 23:05
          Однако как два Искандера под 31 подвесить...Однако,,,
        2. +2
          14 апреля 2018 03:29
          Цитата: Оператор
          Полезная нагрузка МиГ-31 при максимальном взлетном весе составляет 7,6 тонн - два "Искандера-М", однако.

          И вы уверены,что с 2-мя "искандерами" МиГ-31 достигнет скорости М3 и высоты 21 км ? no
          Цитата: Оператор
          Воздушный старт баллистической ракеты методом её вытягивания назад по потоку с потерей скорости "пусковой установки" - энергетически невыгоден и поэтому невостребован.

          Воздушный старт(запуск) БР-это идея (концепция) ! "Родилась" эта идея в 20 веке и,между прочем,до сих пор не "померла"...Всё "течёт-меняется"...((время , технологии ,изменяются("дозревают") и идеи...)) В 20 веке "попробовали"(испытали) одни варианты ВЗБР..в 21-м-додумаются до других..(то,что технологии не "позволяли" в прошедшем столетии-становится доступным сейчас или в ближайшее время...) Тогда опробовали лишь саму возможность осуществления идеи( !) : 1.Не разрабатывался "конкретно-специализированный" авиационно-ракетный комплекс;2. "Имелись ввиду" "стандартные" БР наземного запуска или БРПЛ;3. Не "курочились" "стандартные" транспортники (потому БР и вытягивались...) .В наше время можно использовать иные подходы,что и демонстрируют китайцы.:создание "специализированных"("авиационных") БР ( аэробаллистических...) с "традиционным" для ракетоносцев пуском с подвески или из "бомбоотсека" (грузового отсека приспособленного(!) транспортника)...То,что транспортник нельзя разогнать до 3 М и поднять на высоту 20 км "компенсируется" дополнительными (стартовыми) ступенями ...( вот и китайская "вафля"-2-ступенчатая...и по "характеру"(траектории) полёта,наверняка,аэробаллистическая...) А увеличение массо-габаритных характеристик ракеты "нивелируется" большим объёмом и грузоподъёмностью транспортника.2-е направление:разработка специальных малогабаритных БР для использования со сверхзвуковыми самолётами...
          То,что в своё время США и СССР отказались от разработки БРВЗ объясняется скорее всего не технически непреодолимыми причинами и предполагаемой низкой боевой эффективностью БРВЗ,а политическими причинами...заключением Договора...
          В 1979 году в Договор между СССР и США об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2) наряду с баллистическими ракетами традиционных классов (МБР, БРПЛ) были включены баллистические ракеты класса «воздух–земля» (БРВЗ). Ранее они не упоминались ни в одном из международных документов по стратегическим наступательным вооружениям (СНВ). БРВЗ были включены в базовые статьи Договора ОСВ-2, определяющие ограничения на численность СНВ и их тактико-технические характеристики. Протоколом к договору предусматривался запрет на летные испытания и развертывание БРВЗ по 31 декабря 1981 года. Они были полностью запрещены (производство, испытания и развертывание) заключенным в 1991 году Договором СНВ-1. После его вступления в силу в 1994 году запрет действителен в течение 15 лет (до 5 декабря 2009 года). В случае пролонгации договора запрет мог сохраниться и на последующие 5 лет.
          1. 0
            14 апреля 2018 06:58
            Полезная нагрузка в 7,8 тонн является модернизационным потенциалом МиГ-31 и я её исчислил в "попугаях" для наглядности. Для повышения суммарной дальности действия АРК "Кинжал" до 3000 км при сохранении старта ракеты на сверхзвуковой скорости воздушного носителя необходимо применить более тяжелый двухступенчатый вариант "Искандера" по типу советской РСД "Волга".

            Прорабатывать изначально неэффективную идею можно до посинения laughing
            1. +2
              14 апреля 2018 11:17
              Цитата: Оператор
              Прорабатывать изначально неэффективную идею можно до посинени

              "Пожуём"-увидим ! yes
  14. +1
    13 апреля 2018 11:37
    Китайцы эту идею начали прорабатывать еще раньше, чем русские. Им она действительно актуальна. Американские авианосцы подходят близко к их берегам. Поэтому попытка выстрелить с самолетов последовательно несколькими БР примерно по курсу АУГ. Чтобы одна из них, если примерная пристрелка удасться, захватит цель и попадет по палубе.
  15. 0
    13 апреля 2018 12:34
    Цитата: Геркулесыч
    А не "ушли " ли к китайцам наши идеи и технологи? Слишком уж быстро они в последнее время многие образцы нового оружия как минимум походего на наше секретное оружие у себя создают .


    Ну мы же стратегические парнёры?
  16. 0
    13 апреля 2018 12:40
    Цитата: Оператор
    Цитата: Nikolaevich I
    А как я для "Кинжала" предложил Ил-76,то меня так стали "парафинить"

    Правильно вас "парафинили" - МиГ-31 по факту является первой ступенью "Искандера" воздушного базирования, запуская ракету на скорости 3М, тем самым придавая ей дополнительные 40% скорости полета, причем пуск осуществляется в режиме кабрирования самолета под наиболее оптимальным углом в 45 градусов для баллистики ракеты.

    МиГ-31 является уникальным, единственным в мире самолетом со стальным планером (50%) и практически одноконтурным двигателем, оптимизированными для полета со скоростью +3М и перегрузкой 5 g - слава КБ Микояна и Гуревича и Нижегородскому авиазаводу!

    Ту-16, Ил-76, Ту-22, Ту-95, Ту-160, Су-27, Су-34, Су-35 и Су-57, а также все без исключения зарубежные истребители, бомбардировщики и прочая шушера не могут реализовать данный способ воздушного старта баллистических ракет от слова совсем.

    P.S. Китайцам и остальным лошарам позорным остается только рвать себе волосы везде, где они у них растут laughing


    Оператор! Вы злой человек! Предлагаете проводить эпиляцию всем лошарам самым негуманным методом! А как же человеческое лицо?
  17. 0
    13 апреля 2018 13:01
    Смотрю, что в качестве стратегов у китайцев дальше копии Ту-16 ничего не придумано.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»