Новая РЛС на смену «Жукам»

В течение последних нескольких десятилетий вопрос бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) стал одним из главных аспектов развития авиации. Более того, начиная с третьего поколения, все боевые перспективы самолетов-истребителей в большей мере связаны именно с БРЭО и электроникой боеприпасов. Наиболее перспективным направлением в сфере бортовой электроники в настоящее время являются бортовые радиолокационные станции (БРЛС) с фазированной антенной решеткой (ФАР). Широко известны отечественные БРЛС с фазированной антенной решеткой семейства «Жук». При этом, несмотря на все перспективы этой линейки, ее создатель – предприятие «Фазотрон-НИИР» – совместно с Научным центром специальных радиоэлектронных систем МАИ уже начало разработку новой БРЛС для самолетов будущего.

Новая РЛС на смену «Жукам»
БРЛС «Жук-АЭ»


Окончательное название разработки пока не стало достоянием общественности (с большой вероятностью это уже будет не «Жук»), но ряд технических и концептуальных подробностей попало в общий доступ. Так, утверждается, что новая станция имеет следующее рабочее название: Многофункциональная масштабируемая бортовая РЛС или сокращенно МБРЛС. По имеющейся информации, МБРЛС будет выполнена по модульной схеме, что позволит облегчить работы по ремонту или модернизации станции. Одновременно с этим в составе новой бортовой РЛС будет отдельный модуль, отвечающий за контроль работоспособности всех ее частей. Возможно, он позволит привести обслуживание МБРЛС к тому виду, к которому стремятся конструкторы США: к соответствующему разъему самолета подключается кабель, и станция самостоятельно передает всю собранную информацию о своем состоянии на специальный пульт контроля. На нем производится анализ данных и автоматика выдает техническому персоналу рекомендации о необходимых работах.


Однако введение отдельного контролирующего модуля не может не сказаться на массе и габаритах всей станции. А ведь в последние годы инженеры-электронщики всего мира стараются уменьшить массогабаритные параметры своих творений. По различным оценкам, преодолеть порог в 150 килограмм веса самолетная РЛС может только в том случае, если упор будет сделан не только на «железную» ее часть, но и на программную. В первую очередь, требуется создать такое аппаратное и программное обеспечение, которое могло бы работать со скоростью порядка 35-40 гигафлопс (операций с плавающей точкой в секунду). По мировым меркам это не является сложной задачей, однако в условиях значительного отставания отечественной элементной базы создание таких вычислительных машин становится гораздо сложнее. Кроме того, программное обеспечение МБРЛС имеет ряд своих особенностей, что в сочетании с нюансами работы всей авионики потребовало ввести в ее состав отдельный блок для математического моделирования ряда процессов, а именно: обработка принимаемого сигнала, слежение за собственным состоянием, моделирование движения самолета-носителя и обеспечение его навигации. В перспективе любой из перечисленных программных модулей может быть «проапгрейжен» до новой версии с лучшими показателями.

Помимо модуля контроля и модуля моделирования процессов в составе БРЛС, как это понятно, должны быть и другие агрегаты. Причем их присутствие в случае с новыми разработками также требует ряда нововведений. Как стало известно, на перспективной МБРЛС «Фазотрона-НИИР» связь между отдельными модулями будет обеспечиваться интерфейсом RapidIO с пропускной способностью до 1066 МБ/с, хорошо зарекомендовавшим себя в составе множества зарубежных электронных систем. По непроверенным данным, существующая на данный момент архитектура перспективной МБРЛС при своевременных модернизациях сможет обеспечить самолеты всеми необходимыми качествами в течение 25-30 лет или даже больше. Еще один положительный момент такой архитектуры касается размещения отдельных узлов БРЛС на планере самолета. Благодаря использованию шин RapidIO при необходимости можно устанавливать модули станции не единым блоком, а по одному в возможных местах планера. Максимальное расстояние, при котором проводка позволяет РЛС нормально функционировать, примерно равно 10 метрам. Помимо удобства компоновки это также может способствовать повышению боевой живучести БРЛС самолета в случае его поражения.

К сожалению, выше описано все, что известно по новому проекту ОАО «Фазотрон-НИИР». Дело в том, что на данный момент о проекте МБРЛС известно только то, что было рассказано представителями предприятия-разработчика на прошедшей недавно в Москве выставке «Высокие технологии XXI» века. Тем не менее, имеются данные и о ходе работ. Так, в марте этого года начались стендовые испытания миллиметрового радиомодуля из состава будущей МБРЛС. По непроверенным данным, закончить работу над этим узлом «Фазотрон» планирует к концу года, а полноценное «представление публике» стоит ожидать на салоне МАКС-2013. Вероятно, к тому же времени будут оглашены не только особенности архитектуры, но и некоторые технические данные новой РЛС.

По материалам сайтов:
http://nvo.ng.ru/
http://www.phazotron.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 16
  1. timhelmet 4 мая 2012 09:20
    Офигительная перспектива!
    Новость - класс!
    Даешь высокотехничное развитие!
    1. Педро 4 мая 2012 10:40
      Підтримую!!!
      Педро
    2. Сосед 4 мая 2012 16:51
      Цитата: сможет обеспечить самолеты всеми необходимыми качествами в течение 25-30 лет или даже больше!
      good drinks wink
      Сосед
    3. Boba 6 мая 2012 02:02
      Автор не совсем в теме. Есть у нас процы для радаров NVCom-01 с 3,6 Гфлопс: http://multicore.ru/index.php?id=601 И они паралелятся. Только не только на RapidIO, а и на SpaceWire: http://multicore.ru/index.php?id=27
      А у них: http://www.russianelectronics.ru/developer-r/review/2191/doc/44291/
      А по РЛС подробнее: http://vpk.name/news/68481_innovacionnyii_proryiv_fazotrona.html
      Boba
  2. арбалет 4 мая 2012 11:04
    К превеликому сожалению несовершенство элементной базы до сих пор является головной болью российской военной электроники,впрочем и гражданской тоже,а ведь в настоящее время электроника это без преувеличения основа практически всех видов вооружения ,про связь и говорить нечего.Пора бы государству уже и начать более активно финансировать эту отрасль,ведь надежды что бизнес будет этим заниматься
    абсолютно никакой,слишком уж велики необходимые инвестиции и сроки окупаемости.
    1. 755962 4 мая 2012 14:02
      Цитата: арбалет
      несовершенство элементной базы до сих пор является головной болью российской военной электроники

      Как не прискорбно,но это так.Рогозин: военная электроника в РФ отстает от иностранной на 12 лет
      Уровень российской военной электроники в некоторых областях отстает от зарубежного на 12 лет, считает заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин.

      «Обеспеченность электронной базой сферы разработки и производства военной техники на 1 января 2012 года в среднем составила до 70%, сферы ее эксплуатации - до 85%, по информации Минобороны РФ. А ее технический уровень отстает от зарубежного на 5-12 лет для различных групп продукции», - сказал вице-премьер на совещании по развитию отечественной микроэлектроники в Доме правительства РФ в понедельник.

      По словам Рогозина, выпуск микроэлектроники специального назначения сейчас является мелкосерийным, убыточным для производителей и нуждается в государственной поддержке.
      http://aktualno.ru/view2/11109
      755962
  3. toguns 4 мая 2012 13:33
    ждём ,надеемся и верим !!!
    toguns
  4. С_нами_сила 4 мая 2012 16:36
    Сейчас НИИ по шапке получат студентов подтянут и придумают такое что еще и перегоним всех!!!!!!!! bully
  5. Штази. 4 мая 2012 22:59
    В современном воздушном бою имеет превосходство та авиация, у которой БРЛС видит дальше, устойчивей к помехам, засекает больше целей чем у противника, а также засекает малозаметные цели на земле, в воздухе и на море. Уверен, у нас есть все возможности для оснащения нашей авиации всеми перспективными РЛС.
    Штази.
  6. vylvyn 5 мая 2012 04:17
    ИМХО, эволюция БРЛС в сторону миниатюризации, качественному повышению уровня своих боевых возможностей, совершенствованию программного обеспечения и её интегрирование с системами самолёта в конце-концов приведёт нашу авиацию к качественному скачку в сторону беспилотной, способной выполнять боевые задачи при нагрузках, значительно превышающих предел возможностей человека.
    vylvyn
    1. вард 5 мая 2012 04:24
      На МИГ-31 РЛС на лампах и работает кстати очень неплохо... может нам пойти своим путём и не превращать всё в гаджеты... ведь важен результат... а не то как сделано и из чего... у меня до сих пор старый монитор и глаза устают меньше...
  7. OperTak 5 мая 2012 09:28
    Отставание в "железе" достаточно быстро и полно компенсируется нашим превосходством в математике, алгоритмах, в том числе и боевых, а также высоким уровнем программирования. Для примера: первым вычислительным комплексом для системы ПРН в СССР был Карцевский 5Э73, построенный на базе американской IBM360. Отечественная электронная база тогда тоже отставала, но за счет программно-алгоритмического комплекса система работала так, что американцы обзавидовались - для них это было недостижимо. Кстати, и сейчас тоже.
    OperTak
  8. Олегыч 5 мая 2012 13:49
    Просто мысль в тему:
    В советское время существовала концепция, что можно устоять и выжить в случае начала ядерной войны. Строились противоатомные убежища, выдавались директивы на разработку спецаппаратуры. В приставку "спец" укладывалась, в частности, такая характеристика, как устойчивость аппаратуры к воздействию электромагнитного импульса (ЭМИ). При атомном взрыве, помимо световой вспышки, радиоактивного излучения и ударной волны генерируется очень мощный импульс электромагнитного поля, который, распространяясь со скоростью света, создает такие наводки в электро- и радиоаппаратуре, что та выходит из строя. Кстати, этот факт был отражен в одном голливудском фильме про начало ядерной войны: произошел взрыв бомбы, еще ничего не слышно и деревья с корнем не вырывает, но вдруг заглохли все двигатели автомобилей на дороге. Это ЭМИ отработал. Так вот требования к электронным компонентам по ЭМИ у военных, особенно для ракет и самолетов ударной авиации, были таковы, что аппаратура должна была сохранять работоспособность на расстоянии 10-15 км от эпицентра ядерного взрыва. Я спросил у одного военпреда: "Ведь на таком расстоянии от летчика через пару секунд даже пепла не останется, на фиг нужна будет аппаратура". Он ответил: "Пилот погибнет, но аппаратура должна выполнить боевую задачу". Это к вопросу о цене человеческой жизни и стратегии.
    Олегыч
    1. Чёрный Полковник 10 мая 2012 11:17
      Ламповая элементная база устойчива к электромагнитному излучению, но чувствительна к механическим нагрузкам, имеет большой вес и огромное энергопотребление (высокий нагрев, мощный, а следовательно, более тяжёлый, генератор), большое время приведения к готовности. belay
  9. Oladushkin 5 мая 2012 14:44
    Пусть у наших авиатров будет техника,которая будет самой лучшей еще долгие годы!
    Oladushkin
  10. Чёрный Полковник 9 мая 2012 12:02
    Пусть наша БРЛС будет тяжелее, чем у наших заклятых врагов, зато у наших самолётов тяговооружённость выше! (Ответим нашей тяговооружённостью по нашему излишнему весу!) wassat
  11. Gonoriy 3 марта 2015 15:13
    К сожалению информация очень скудная.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня